Сколько лет уголовному розыску беларуси в 2021

Обновлено: 28.06.2024

17 декабря 2020 года состоялось заседание Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь. На заседании был рассмотрен вопрос о декриминализации составов преступлений, предусмотренных статьями 415-419 Уголовного кодекса, и совершенствовании процедуры замены назначенного судом наказания более строгим при нарушении условий отбывания.

В соответствии с Уголовным кодексом одним из принципов уголовного закона является исключение двойной ответственности за одно и то же преступление. В то же время уголовным законом определено, что уклонение от отбывания наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества, является преступлением. В зависимости от вида наказания, от которого осужденный уклоняется, ответственность наступает по статьям 415-419 Уголовного кодекса.

Участниками мероприятия было отмечено, что практика применения указанных статей Уголовного кодекса влечет:

  • излишние временные, трудовые, финансовые затраты, которые вынуждено нести государство в лице правоохранительных органов и судов при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных вышеназванными статьями;
  • увеличение числа осужденных к лишению свободы в общей структуре наказаний и, как следствие, увеличение материальных затрат на содержание пенитенциарной системы;
  • криминализацию общества за счет повышения уровня рецидивной преступности.

По итогам изучения судебно-следственной практики и законодательного опыта регулирования рассматриваемых правоотношений в зарубежных странах заинтересованные госорганы и ведущие ученые в области уголовного права высказались об обоснованной необходимости реформирования института ответственности за уклонение от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, посредством применения используемого в ряде стран единого подхода, при котором такое уклонение является основанием для его замены на более строгое судом по специальной процедуре.

Согласно Закону с 9 сентября 2021 года вступают в силу изменения в ряд кодексов Республики Беларусь, в том числе в Уголовный кодекс Республики Беларусь, из которого исключен ряд преступлений, среди которых преступления, предусмотренные ст.ст. 415-419 УК в редакции от 06.01.2021 года):
— уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (ст. 415 УК);
— уклонение от отбывания наказания в виде исправительных работ (ст. 416 УК);
— неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 417 УК);
— уклонение от уплаты штрафа (ст. 418 УК);
— уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ (ст. 419 УК).

Хотя сами статьи 415-419 исключены из Уголовного кодекса, однако конструкты фактического уклонения от исполнения указанных наказаний сохранены в соответствующих статьях Общей части Уголовного кодекса:

— ч. 8 ст. 55 УК (ограничение свободы): в случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, может заменить ограничение свободы лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. При этом время уклонения от отбывания наказания в виде ограничения свободы не засчитывается в срок отбытого наказания;

— ч. 7 ст. 52 УК (исправительные работы): в случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде исправительных работ суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, может заменить исправительные работы арестом из расчета один день ареста за три дня исправительных работ, но на срок не свыше трех месяцев (лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, — на срок не свыше двух месяцев) или ограничением свободы из расчета один день ограничения свободы за полтора дня исправительных работ. При этом время уклонения от отбывания наказания в виде исправительных работ не засчитывается в срок отбытого наказания;

— ч. 5 ст. 51 УК (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью): неисполнение осужденным установленного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве дополнительного наказания к исправительным работам и ограничению свободы, является нарушением порядка и условий отбывания наказаний в виде исправительных работ и ограничения свободы. При этом замена указанных видов наказаний более строгим наказанием в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

— ч. 4 ст. 50 УК (штраф): в случае злостного уклонения осужденного от исполнения наказания в виде штрафа суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, может заменить штраф арестом из расчета один день ареста за десять базовых величин штрафа исходя из размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, но на срок не свыше трех месяцев либо ограничением свободы из расчета один месяц ограничения свободы за пять базовых величин штрафа исходя из размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, но на срок не свыше пяти лет. Вопрос о замене штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, рассматривается судом после отбытия осужденным основного наказания;

— ч. 6 ст. 49 УК (общественные работы): в случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде общественных работ суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, может заменить общественные работы арестом из расчета один день ареста за двадцать четыре часа общественных работ или ограничением свободы из расчета один день ограничения свободы за двенадцать часов общественных работ. При этом время уклонения от отбывания наказания в виде общественных работ не засчитывается в срок отбытого наказания.

Соответствующие изменения внесены Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона лица, осужденные за совершение преступлений, предусмотренных статьями 415 — 419 Уголовного кодекса Республики Беларусь, до вступления в силу настоящего Закона и отбывающие наказание, продолжают отбывать наказание в местах, определяемых органами или учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности; судимость лиц, осужденных за совершение преступлений, предусмотренных статьями 415 — 419 Уголовного кодекса Республики Беларусь, погашается за эти преступления после отбытия наказания; судимость лиц, осужденных за совершение иных преступлений, образующих совокупность преступлений или приговоров с преступлениями, предусмотренными статьями 415 — 419 Уголовного кодекса Республики Беларусь, погашается в порядке, предусмотренном этим Кодексом.

То есть законодатель в данном случае не распространяет на таких лиц положения ч. 2 ст. 9 УК, когда закон, устраняющий преступность деяния, имеет обратную силу.

Таким образом, при формальном исключении статей 415-419 из Уголовного кодекса, но с фактическим сохранением конструктов уклонения от исполнения указанных наказаний в соответствующих статьях Уголовного кодекса, при сохранении уголовной ответственности лиц, осужденных за совершение преступлений, предусмотренных статьями 415 — 419 Уголовного кодекса Республики Беларусь, до вступления в силу Закона и отбывающие наказание, имеет место введение в уголовное законодательство Республики Беларусь института замены по постановлению суда неотбытого наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества, более строгим с одновременным исключением преступлений, предусмотренных статьями 415-419 Уголовного кодекса, то есть реформирование института ответственности за уклонение от отбывания наказаний.

Д.С. Дорошенко, адвокат юридической
консультации Пинского района и г. Пинска


Администрация
Советского района г. Минска


220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,


факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,


sovadm@minsk.gov.by
































О некоторых вопросах ответственности за нарушения общественного порядка

О некоторых вопросах ответственности за нарушения общественного порядка

Органы прокуратуры, выполняя важнейшую правозащитную функцию, стоят на страже интересов государства и общества и являются гарантом законных прав и свобод граждан. Надзорная деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, укрепление конституционных основ государства. За совершение деяний против государства, порядка управления и общественной безопасности предусмотрена уголовная ответственность.

Так, с 01.03.2021 вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). Теперь ст.23.34 закреплена в новой редакции в ст.24.23 КоАП.

Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

  1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, -

влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин (до 2900 рублей), или общественные работы, или административный арест (на срок до 15 суток).

  1. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин (от 580 до 4350 рублей), или общественные работы, или административный арест (на срок до 15 суток), а на юридическое лицо - от двадцати до двухсот базовых величин (от 580 до 5800 рублей).

  1. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин (от 580 до 5800 рублей), или общественные работы, или административный арест (на срок т 15 до 30 суток).

  1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин (от 580 до 5800 рублей), или общественные работы, или административный арест на срок т 15 до 30 суток), а на юридическое лицо - от двадцати до двухсот базовых величин (от 580 до 5800 рублей.

  1. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, -

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин (от 870 до 5800 рублей), или общественные работы, или административный арест (на срок до 15 суток).

  1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, -

влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин (от 1160 до 5800 рублей), или общественные работы, или административный арест (на срок до 15 суток), а на юридическое лицо - от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин (от 7250 до 14500 рублей).

Кроме того, КоАП предусматривает ответственность за незаконные использование и изготовление флагов, вымпелов, плакатов, эмблем и символов, а также незаконное использование наименований "Красный Крест", "Красный Полумесяц", "Красный Кристалл" (ст.24.26 КоАП):

  1. Использование запрещенных законодательными актами флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов, а равно изготовление таких флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов с целью их распространения -

влекут наложение штрафа от пяти до двадцати базовых величин (от 145 до 580 рублей), на индивидуального предпринимателя - от десяти до сорока базовых величин (от 290 до 1160 рублей), а на юридическое лицо - от двадцати до шестидесяти базовых величин (от 580 до 1740 рублей).

  1. Незаконное использование эмблем Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла или наименований "Красный Крест", "Красный Полумесяц", "Красный Кристалл" -

влечет наложение штрафа в размере от восьми до двадцати базовых величин (от 232 до 580 рублей).

Также КоАП предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (cт. 19.4 КоАП):

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, - влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин (от 145 до 870 рублей).

Кроме того, положениями КоАП предусмотрена ответственность за умышленное блокирование транспортных коммуникаций (ст.18.1 КоАП), ответственность за невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения, в частности, нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил пользования внешними световыми приборами или звуковыми сигналами, правил пользования звуковыми сигналами в месте проведения массового мероприятия (ст.18.13 КоАП).

За незаконные действия, связанные с проведением массовых мероприятий, предусмотрена также и уголовная ответственность.

Так, за организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти по ч.1 ст.293 Уголовного кодекса Республики Беларусь может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет, за непосредственное участие в совершении таких действий – лишение свободы на срок до 8 лет (ч.2 ст.293 Уголовного кодекса Республики Беларусь), а за обучение или иную подготовку лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением указанных действий, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности – лишение свободы на срок до 3 лет (ч.3 ст.293 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам, или причинение ущерба в крупном размере (крупным размером ущерба в данном случае признается размер ущерба, в пятьсот и более раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления), то в соответствии со ст.369-3 Уголовного кодекса Республики Беларусь за такие деяния может быть назначено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.

За организацию, подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций, фигурантам уголовного дела грозит наказание по ч.1 ст.342 Уголовного кодекса Республики Беларусь вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.

Уголовная ответственность за оказание сопротивления сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, если эти действия сопряжены с применением насилия или угрозой его применения, предусмотрена ч.2 ст.363 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а насилие либо угроза его применения в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности влечет ответственность по ст.364 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Публичные призывы к захвату государственной власти. Насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иные действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для привлечения к уголовной ответственности по ст.361 Уголовного кодекса Республики Беларусь. За перечисленные действия, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

YouTube
Instagram


Появилась также новая регистрационная система по розыску и опознанию преступников. Она включала такие категории, как гастролеры, карманники, простые воры и воры чердачные, воры–прислуги и воры велосипедные, железнодорожные, притоносодержатели и конокрады, мошенники и аферисты, грабители и разбойники, поджигатели и шулеры–картежники, убийцы и пушкари. Тогда работа сыщиков в основном строилась на наружном наблюдении и использовании негласных сотрудников. В конце XIX — начале XX века в полиции Российской империи стали применять и научные методы идентификации. К примеру, антропометрическую систему А.Бертильона. Из измеренных по ней 23 тыс. мужчин и 4 тыс. женщин обнаружили 1.880 рецидивистов. Кстати, на международном съезде криминалистов в 1913–м (в Швейцарии) русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений. Сыск Российской империи тогда возглавлял уроженец Бобруйского уезда Минской губернии Аркадий Кошко. Он, к слову, создал уникальную систему идентификации личности, которую позже позаимствовал Скотланд–Ярд.


В полицейской канцелярии.



В царское время у полиции был собственный еженедельник.

Во времена новой экономической политики белорусские сыщики задержали на минском вокзале известного в уголовном мире афериста–фальшивомонетчика Татаркина. Дело было так. В Госбанк пришел кассир, чтобы заплатить по векселю 2.700 рублей. Портфель с деньгами и документами положил возле себя. Но не прошло и минуты, как портфель подменили. Единственная примета — две цифры, написанные карандашом на десятирублевых купюрах. Работники розыска предположили: в городе появился гастролер. Искать комбинатора, о внешности которого ничего не знали, решили на вокзале. Среди шумной публики, направлявшейся на московский поезд, внимание розыскников привлек импозантный мужчина. Едва уловимая напряженность, нервозность выдавали в нем человека, чего–то опасавшегося. Профессиональное чутье не подвело: у задержанного оказались и те самые меченые десятирублевки.


Михаил Фрунзе — первый руководитель минской милиции.

В послевоенные годы в Минск для обучения сыскному делу съезжались милиционеры со всего Советского Союза. Белорусская милиция считалась одной из передовых по раскрываемости. В то время в СССР существовала определенная градация милицейских школ по специфике подготовки кадров. Минская специализировалась по розыску, Карагандинская готовила специалистов для уголовно–исполнительной системы, Волгоградская — следователей, Горьковская (Нижний Новгород) — БХСС и так далее.


Сыщики после войны.


Оперативная группа. 50–е годы.


Сегодня уголовный розыск — одно из наиболее важных подразделений МВД. Оперативники должны не только, как прежде, быть готовы к засадам, погоням и перестрелкам, встречам с преступником один на один, но и искать новые подходы, шире использовать различные формы и методы оперативно–разыскной работы, сотрудничать с зарубежными коллегами. Что ж, современных героев сыскного дела ждут новые криминальные тайны. А, значит, история о людях, разоблачающих коварные замыслы преступников, продолжается.

Читайте также: