Сколько квадратных метров положено на человека на рабочем месте

Обновлено: 16.05.2024

Архитекторы давно разработали стандарты для расчета потребностей в площадях. Однако усредненные стандарты могут не учитывать ваших конкретных потребностей. Можете ли вы рассчитать потребности компании в площадях самостоятельно? Может ли неспециалист – вы – получить конкретное число в квадратных метрах, которое будет достаточно точным для эффективного использования пространства и возможного роста в будущем?

Задача проста – вам нужно ответить на вопрос, что нужно вашей компании для работы. Конечно, вы можете поручить ответ на этот вопрос профессиональной компании – архитектору или консультанту. Но вы должны понимать, что большая часть их работы все равно невозможна без вашего участия. Более того, когда вы узнаете, как рассчитать потребности в площадях самостоятельно, вы сможете это сделать быстрее и лучше специалиста со стороны.

С точки зрения архитектора – офис, это пространство для людей, в котором они в основном занимаются офисной работой – то есть работают за столом. Определение потребностей в площадях для офиса всегда начинается с ваших сотрудников.

Рабочие места при открытой планировке

Как правило, в офисе потребность в площади для конкретного сотрудника определяется работой, которую он делает. Стандартный офисный стол имеет размеры 160 на 80 сантиметров, и вместе с пространством для стула такое рабочее место занимает примерно 4 квадратных метра. Если деятельность сотрудника совсем простая, то ему может понадобиться даже меньше места (например, у операторов колл-центров).

Если сотруднику нужно дополнительное место для работы с большим количеством документов и папок, скорее всего ему понадобится место для хранения документов рядом с рабочим местом. Это может увеличить потребность в площади до 6 квадратных метров. Если работник работает с документами больших форматов, чертежами, схемами, ему может понадобиться еще больше места – до 8 квадратных метров.

Если работа сотрудника требует повышенного внимания, то лучше использовать места, ограниченные мебельными экранами (кьюбиклы) – это может увеличить потребность в площади до 10 квадратных метров.

Обратите внимание, что приведенные выше цифры указаны для рабочих мест в открытой планировке – пространстве, не разделенном перегородками на отдельные кабинеты. При таком способе площадь используется максимально эффективно и легко менять расстановку мест в будущем. Однако, в открытом пространстве сотруднику больше негативных воздействий на сотрудника – шум, отвлечение внимания.

Индивидуальные офисы (кабинеты)

Отдельный кабинет во всеобщем восприятии служит признаком карьерного роста. Однако с точки зрения проектирования — это отдельное помещение, которое необходимо для сотрудника в двух случаях:

  • Если его работа требует изоляции. Когда работа требует, чтобы сотрудника не отвлекали или если его работа связана с соблюдением конфиденциальности, то отдельный кабинет ему необходим.
  • Если сама работа или материалы, которые использует сотрудник, требуют контроля доступа. То есть к рабочему месту сотрудника нельзя подойти без его ведома.

Разумеется, традиции компании нужно уважать, но если вы создаете кабинет для сотрудника не по приведенным выше причинам, вы оплачиваете соблюдение этих традиций менее эффективным использованием площади.

Рассчитать пространство для кабинета легко.

Дальнейшее увеличение площади кабинета происходит за счет добавления дополнительных функций:

  • Для зоны переговоров на 4 человека потребуется около 8 квадратных метров. В большинстве компаний это кабинет менеджера среднего звена.
  • Если для работы сотрудника требуется место для неформальных переговоров – небольшого дивана или пары кресел – это потребует дополнительно 6-8 квадратных метров
  • Самый большой кабинет – 40-45 квадратных метров. В нем поместятся большой рабочий стол, стол для переговоров на 4-6 человек, диван и пара кресел, шкафы, полки и даже пальма. Обычно кабинет такой площади занимают топ-менеджеры. Конечно, площадь кабинета может быть большей, но ее дальнейший рост не приведет к увеличению функциональности пространства, а только к изменению его восприятия.

Рассчитав необходимую площадь для всех сотрудников, вы уже на три четверти будете знать потребности компании в площадях.

🎗 Не забудьте учесть возможный рост численности на ближайшие несколько лет.

Служебные помещения

Так как основную площадь в офисах занимают люди, потребности в служебных помещениях можно рассчитать от их числа. Здесь важнее не забыть конкретное помещение, чем точно угадать его размер, т.к. служебные помещения в любом случае занимают относительно небольшую площадь.

  • Начните с переговорных комнат. Определите их количество и количество мест в каждой переговорной. Заложите 2,5 квадратных метра на каждое места.
  • Площадь архивов и хранилищ точно рассчитать непросто. Воспользуйтесь опытом вашей компании. Помните, что часто необходимая площадь хранения возрастает в 2-3 раза быстрее, чем ожидается, поэтому планируемую площадь рекомендуется сразу как минимум удвоить. Не забывайте и про стоимость аренды — редко используемые материалы можно переместить в место с более низкой арендной платой.
  • Площадь серверной можно принять как 1 квадратный метр на 10 сотрудников. То есть, для 100 сотрудников примерная площадь серверной комнаты составит 10 квадратных метров. В такой серверной можно поместить две стойки со стандартным оборудованием. Если у вашей компании особые требования к ИТ-оборудованию, то требования к площади должны сформулировать IT-специалисты.
  • Гардеробные комнаты занимают примерно 1 квадратный метр на 15 человек. Экономичнее использовать встроенные шкафы - 1 квадратный метр на 30 человек. И не забудьте про одежду посетителей.
  • Включите в расчет площади рестораны, кухни, кафетерии, мини-кухни – как открытые, так и изолированные. Определение площади для предприятия питания лучше поручить профессионалам. Для простых офисных мини-кухонь можете заложить примерно 10 квадратных метров на каждые 50 сотрудников.
  • Подумайте и составьте список других помещений, которые вам могут потребоваться:
    • туалеты
    • душевые
    • раздевалки
    • медицинские кабинеты
    • комнаты службы безопасности
    • приемные и зоны ожидания
    • демонстрационные залы
    • комнаты для оргтехники
    • сейфовые и кассовые комнаты.
      Прикиньте площадь этих помещений примерно исходя из здравого смысла. Сильно вы не ошибетесь, и в любом случае это уместится в погрешность вычисления.

    Итак, вы получили итоговое число. Все, что потребовалось – это понимание потребностей вашей компании и использование калькулятора (или Excel).

    Однако, число, которое вы получили, не является идеальным. Потребность в площади изменится в зависимости от здания.

    Если вы переезжаете в современное здание класса А/А+ и, часто, в здание класса В, то полученное число вполне подойдет.

    Но не беспокойтесь – ваш расчет необходим для составления списка подходящих зданий. Окончательный выбор нужно делать после того, как вы получили предварительную планировку помещений для каждого здания, выполненную архитектором или профессиональными консультантом.

    💡 Меандр может оперативно подготовить для вас планировки с учетом требований норм.

    Ценностно-ориентированный расчет

    Существует другой способ рассчитать потребности в площади, основанный на ценности каждого сотрудника для компании. Обычно (но не всегда) эта ценность пропорциональна зарплате сотрудников.

    Например, сотрудник получает зарплату 30 000 рублей и занимает площадь 4 квадратных метра, тогда, по логике, менеджер с зарплатой 300 000 рублей должен занимать примерно площадь 40 квадратных метров.

    Возьмите список зарплат ваших сотрудников. Выберите постоянного сотрудника с самой низкой зарплатой и разделите ее на примерную площадь, которую он занимает. Вы получите минимальную стоимость квадратного метра, выраженную в зарплате. Теперь разделите весь ваш фонд заработной платы на это число – вы получите примерную площадь для всех сотрудников – как в кабинетах, так и в открытых пространствах. Безусловно, этот метод не такой точный, как первый, но вполне приемлемый.

    Рассчитать необходимую площадь для офиса несложно. Не надейтесь, что сторонний профессионал сделает это лучше вас, он все равно будет задавать вам вопросы, на которые вы можете ответить самостоятельно и гораздо раньше.

    Норма площади на 1 человека в офисе

    В нашей стране практически третья часть населения занята офисной работой. При этом не все российские граждане знают, что работодатель обязан обеспечить минимальный уровень обязательных требований, предъявляемых к рабочему месту сотрудника.

    1. Офисному сотруднику, работа которого предполагает использование персонального компьютера с современным монитором, обеспечивается площадь рабочего места не менее 4,5 кв.м. При этом наличие дополнительного оборудования, потребляющего электроэнергию и излучающего электромагнитные волны, требует обязательного предоставления отдельной площади. Речь идет о принтере, втором мониторе и прочей офисной технике.
    2. Под рабочее место, на котором используется компьютер с устаревшим монитором, обязаны выделять не менее 6 кв.м. При работе на нем менее 4-х часов указанную площадь допускается сократить до 4,5 кв.м. Наличие вспомогательного офисного оборудования также требует дополнительной площади.
    3. На каждого сотрудника в офисном помещении, не считая оборудованного компьютером рабочего места, должна выделяться площадь в 4 кв.м.
    4. Для работников конструкторского бюро работодатель обязан выделять более 6 кв.м. в офисном помещении.
    5. При наличии у сотрудника инвалидности ему полагается от 5,65 кв.м. Если работник пользуется коляской, то указанный показатель повышается до 7,65 кв.м.

    Действующая норма площади на 1 человека в офисе, прописанная выше, относится исключительно к рабочему месту. По этой причине в нее не включаются проходы между расставленными столами, занятые мебелью или оборудованием участки помещения.

    расстояние между столами в офисе

    Помимо минимально рекомендуемого норматива площади для каждого работника, следует учитывать и другие нюансы создания офисных рабочих мест:

    • расстояние между столами двух сотрудников – 2 метра;
    • расстояние между мониторами – 1,2 метра;
    • размещение мониторов – под углом к оконным проемам;
    • окна офисного помещения – выходят на север или северо-восток;
    • наличие высоких нагрузок на нервную систему – обязательно наличие перегородок между рабочими местами в 1,5-2 метра.

    Соблюдение описанных рекомендаций позволит существенно повысить эффективность работы наемного персонала, что принесет финансовую выгоду самому работодателю, несмотря на понесенные расходы по созданию комфортабельных рабочих мест.

    Таким образом, площадь одного рабочего места пользователя персонального компьютера - 4,5 кв.м.

    Учитывая нормы площади на одного работника в офисе и нужно делать планировку помещений и расположения столов.


    Комментарии

    А куда жаловаться , если эти нормы нарушаются. В помещении 16 м2 сидит 9 работников с компами! И соплями из проводов под ногами.

    Это всё регулирует СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 - III. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ: 1) Для ПК с мониторами с ЭЛТ - 6 кв.м на одного работника. 2) Для ПК с ЖК мониторами - 4,5 кв.м на одного работника (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

    В каком нормативном акте или СанПине это прописано? Как законодательно подтверждается этот довод? В СанПин 2.2.2. про ноутбуки ничего не написано.

    3.4. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 мСанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - 4,5 мСанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств - принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4 часов в день допускается минимальная площадь 4,5 мСанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования). Ни слова про ноутбуки. Ни слова про офисного работника, который просто работает с бумагами.

    ВДТ на базе плоских дискретных экранов. К этой классификации относится и ноутбук. Условия работы офисного работника, который просто работает с бумагами регулирует СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах"

    Казалось бы, какие особенные требования могут предъявляться к офисному помещению? Согласно санитарным нормам, работодатель обязан предоставить адекватные условия труда по таким характеристикам, как освещение, уровень влажности и шума, температурный режим и просторное рабочее место. Рассмотрим более подробно о нормативах метража на человека в офисных помещениях, а также что делать и куда обращаться в случае нарушений со стороны работодателя.

    Площадь рабочего места по закону

    По умолчанию необходимый минимум площади рабочего места на одного сотрудника — 4 квадратных метра. В зависимости от специфики работы, должности и обязанностей эти нормы могут изменяться.

    Для тех, кто трудится за компьютером

    Рабочее место, оснащенное персональным компьютером с современным жидкокристаллическим (или плазменным) монитором, должно располагаться на площади не менее 4,5 м² при отсутствии других приборов, потребляющих электричество и являющихся источником дополнительного электромагнитного излучения.

    Второй монитор, принтер, факс, сканер, ксерокс требуют дополнительной площади. Однако если сотрудник проводит за компьютером не более половины рабочего дня (менее 4 часов), то площадь его рабочего места может составлять те же самые 4,5 м².

    Офисное помещение без компьютеров

    В случае, когда офисное помещение не предполагает работы за компьютером, данная норма снижается до 4 кв.метров. Это необходимый минимум вне зависимости от любых других условий.

    Для сотрудников с инвалидностью

    Сотрудникам из маломобильных групп населения (инвалиды и люди с ограниченными возможностями) работодатель обязан предоставить рабочее место площадью не менее 5,65 м² на человека, а инвалидам-колясочникам – не менее 7,65 м².

    Нормативы для нерабочих участков

    Чтобы понимать, достаточно ли пространства для работников в офисном помещении, приведем количество минимально необходимой площади в расчете на одного человека:

    • В комнате отдыха должно быть по 0,9 м² на отдыхающего.
    • Площадь комнаты приема пищи определяют из расчета 1 м² на каждого посетителя и не менее 1,65 м² на человека, пользующегося креслом-коляской, но не менее 12 м².
    • В случае работы с повышенным уровнем стресса и эмоционального напряжения, каждое рабочее место должно быть отгорожено специальными перегородками, а также расстояние между сотрудниками должно быть не менее 2 метров.
    • Расстояние проходов между столами по нормативам СанПин предусматривает от 50 до 100 см в зависимости от количества сотрудников на данном предприятии.

    Ответственность нанимателя

    Соблюдение санитарных правил и норм касается любого предприятия, вне зависимости от сферы деятельности. Контроль за их выполнением осуществляет Роспотребнадзор, в полномочия которого входят как плановые, так и внеплановые проверки.

    Основной задачей работодателя является обеспечение безопасности труда, а также создание комфортных условий для жизни и здоровья работника. К обязательным нормам относится ст. 25 Закона № 52-ФЗ, а именно — организация производственного процесса.

    В случае обнаружения несоответствий нормам, директору предприятия грозит административная ответственность согласно ст. 6.3 и 6.4 КоАП. Предусматривается штраф до 20 тысяч рублей, либо приостановку деятельности сроком до 90 суток.

    В том случае, когда предприятие связано с общественным питанием, нормы и требования регулируются согласно ст. 6.6 КоАП РФ и предусматривают максимальные штрафы от 30 до 50 тысяч рублей для данного предприятия.

    Как предотвратить нарушения?

    Поскольку несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм грозит не только штрафами, но и возможной приостановкой процесса производства — первое, что необходимо сделать руководителю, ознакомиться со всеми необходимыми требованиями и организовать рабочий процесс таким образом, чтобы данных нарушений не было:

    1. рассчитать метраж;
    2. учесть месторасположение предприятия или офиса относительно других организаций и жилых помещений;
    3. в случае необходимости установить кондиционер и обогреватель.

    В дополнение рекомендуется разместить данные нормы на специальном стенде, дабы избежать споров как с работниками, так и с сотрудниками проверяющих организаций.

    Куда обращаться при нарушении профессиональных прав?

    В зависимости от ситуации, месторасположения, а также степени серьезности тех или иных нарушений, работник может обратиться в любой из ниже перечисленных органов на свое усмотрение.

    Федеральная инспекция по охране труда

    Если права работника нарушены и рабочее место оборудовано неправильно и не соответствует нормам СанПин, он имеет право обратиться в Федеральную инспекцию труда в соответствии со статьей 352 ТК РФ.

    Необходимо написать обращение, заявление или жалобу, приложив подтверждающие документы, фото и видео материалы при наличии таковых. Если нарушение будет подтверждено, ведомство составит предписание об устранении нарушений или направит информацию в органы исполнительной власти для принятия мер по их устранению.

    Местный профсоюз

    Практически каждая крупная организация имеет собственные профсоюзы, в которые сотрудник может обратиться с жалобой на работодателя в случае нарушений. Единственным условием является членство в данной организации.

    Рассмотреть жалобу и дать ответ профсоюз обязан в течение недели. Если же зафиксированные в документе нарушения не были устранены, жалоба передается в вышестоящие исполнительные органы власти для дальнейших разбирательств.

    Крайняя мера, прибегать к которой рекомендуется в случае серьезных нарушений и игнорирования ваших жалоб со стороны работодателя.

    Трудовые споры могут быть рассмотрены судом в соответствии со ст. 391 ТК РФ по желанию одной из сторон. Данная форма предполагает не только запрос на устранение нарушений на рабочем месте, но и взыскание морального или материального ущерба в случае наличия такового.

    Роспотребнадзор

    В случае невозможности обращения в вышеуказанные организации, сотрудник имеет право обратиться в Роспотребнадзор с запросом провести проверку на соблюдение работодателем санитарно-эпидемиологических норм.

    Еще одним важным требованием к офисному помещению является его пожарная безопасность. Подробнее об установленных законом нормах и правилах поведения коллектива при возгорании читайте здесь.

    Полезно знать свои права и порядок действий в случае их нарушения, однако не стоит горячиться: можно попытаться решить вопрос мирно и не идти на конфликт. Поговорите с руководством, возможно, начальство прислушается к вашим претензиям и пойдет навстречу.

    Руководителю проще устранить нарушение, нежели получить административный штраф, помните об этом. Лишь в случае игнорирования ваших просьб и откровенного пренебрежения, жалуйтесь в вышестоящие органы.

    Примечание - Допускается устройство общей приемной при кабинетах руководителя и его заместителя.

    Таблица Д.2 - Площадь кабинетов и приемных руководства структурных подразделений

    Площадь, м, при численности сотрудников 1 чел.

    В скобках - площади кабинетов в зданиях управления федерального уровня и в учреждениях с численностью работающих свыше 500 чел.

    То же, допускается общая при двух кабинетах

    При численности сотрудников, чел.

    Начальник отдела, лаборатории, вычислительного центра и т.п.

    При численности сотрудников отдела до 5 рабочее место начальника размещается в помещении отдела

    Таблица Д.3 - Расчетные нормативы помещений: рабочих, помещений для совещаний, информационно-технического назначения, помещений входной группы и санитарно-бытового обслуживания

    Расчетная единица или принцип подсчета площади

    Площадь на расчетную единицу, м

    Рабочие помещения и помещения для совещаний

    Рабочие помещения структурных подразделений

    На одно рабочее место:

    При оснащении рабочих мест оргтехникой, требующей специальных столов, норматив их площади увеличивается в соответствии с техническими условиями на ее эксплуатацию

    начальника отдела, главного специалиста, главного бухгалтера

    заместителя начальника отдела (главного бухгалтера), старшего инспектора и т.п.

    инженера, экономиста, бухгалтера, инспектора

    сотрудника, ведущего индивидуальный прием посетителей (юристы, администраторы, работники органов соцзащиты и др.)

    В скобках указана площадь отдельного кабинета на каждого сотрудника.

    При хранении документации в рабочих помещениях допускается устраивать встроенные шкафы из расчета 0,3 м на одного сотрудника

    На одного макетчика

    В проектных институтах в соответствии с заданием

    Одно место в зале

    При численности инженерно-технических работников более 300 чел. зал рассчитывается на 30% работающих

    Кулуары при зале совещаний

    Одно место в зале

    В площадь кулуаров включается площадь коридора, примыкающего к залу совещаний

    Помещение для совещаний (один из кабинетов руководителей)

    В учреждениях с численностью инженерно-технических работников до 300 чел.

    Конференц-зал (без эстрады)

    Одно место с пюпитром

    Предусматривается при численности сотрудников св. 200 чел.

    То же, без пюпитра

    Количество мест - 50% сотрудников, но не более 800

    Кулуары при конференц-зале или фойе

    Одно место в конференц-зале

    Киноаппаратные при конференц-зале

    По заданию на проектирование

    Комната для президиума

    На зал до 350 мест

    То же, св. 350 мест

    Помещение для инвентаря и мебели

    Одно место в конференц-зале

    Для залов более 500 мест

    Глубина, м, при количестве мест в зале:

    Помещения информационно-технического назначения

    Техническая библиотека с информацией на бумажных носителях, в том числе:

    В скобках указаны нормативы для НИИ

    1000 ед. хранения

    Одно рабочее место

    Зона приема и выдачи литературы

    При общей площади технической библиотеки не более 90 м указанные помещения и планировочные зоны объединяют в одно помещение

    Зона каталога и выставки новых поступлений

    1000 ед. хранения

    Архив, в том числе:

    В скобках указаны нормативы для НИИ

    Одно рабочее место

    Архив площадью не более 54 м размещают в одном помещении, если другое не предусмотрено заданием на проектирование

    Помещения подразделения вычислительной техники, в том числе:

    По заданию на проектирование

    производственно- диспетчерское бюро

    кабинет руководителя ВЦ

    Численность работающих в ВЦ:

    Одно рабочее место

    Не менее 12 м.
    В учреждениях управления при документообороте более 30 тыс. документов в год, в проектно-конструкторских организациях с численностью сотрудников свыше 1000 чел. - не менее 24 м

    Копировально- множительная служба, в том числе:

    помещение для приема и выдачи заказов

    По заданию на проектирование

    На одного служащего

    Не менее 18 м без учета гардероба верхней одежды

    В северной строительно-климатической зоне

    Гардероб верхней одежды при вестибюле

    На один крючок вешалки

    В зданиях управления количество крючков устанавливается из расчета: численность сотрудников плюс 10-20% - для посетителей, плюс 80% количества мест в конференц-зале, если при нем нет специального гардероба. При наличии шкафов для верхней одежды в рабочих помещениях и кабинетах количество крючков рассчитывается только на посетителей

    Читайте также: