Сколько костюмов нужно продать чтобы обеспечить нулевой уровень прибыли

Обновлено: 02.07.2024

Профессионалы при расчете делают допущения для построения будущих денежных потоков, дисконтируют их по ставке WACC и только потом считают EV — интерпрайс-велью. Но в этой статье мы упростим и покажем принцип расчета.

Есть три основных метода оценки бизнеса: доходный, сравнительный и затратный. Мы посчитаем цену на примере студии маникюра из Екатеринбурга этими тремя способами, а затем выведем среднее значение.

Еще о сделках с бизнесом

Дмитрий Мушенок

Шаг 1 Рассчитать цену доходным методом

При доходном методе цена бизнеса рассчитывается по ожидаемым доходам с учетом временной стоимости денег. Для простоты расчета берут данные о чистой прибыли за последний год и умножают ее на реальный горизонт планирования, обычно это три — пять лет.

Студия маникюра приносит 700 000 ₽ в год, реальный горизонт планирования — пять лет. Умножаем 700 000 ₽ на пять и получаем цену бизнеса — 3 500 000 ₽.

Теперь нужно проанализировать доходы за несколько последних лет, чтобы понять, растут они или снижаются. Сделаем это в таблице.


Вводим данные для студии маникюра за последние пять лет и видим, что с каждым годом прибыль снижается примерно на 12%. С поправкой на эту тенденцию студия будет стоить не 3,5 млн ₽, а 3,06 млн ₽. А если бы доходы росли, цена стала бы выше.

Шаг 2 Оценить по стоимости похожего бизнеса

Оценка по стоимости похожего бизнеса — это сравнительный метод. Нужно найти компании, которые похожи:

  • по отрасли;
  • городу и району;
  • площади;
  • выручке;
  • ассортименту или списку услуг.

Затем, если бизнес только запустился и пока нет данных по доходам за прошлые годы, можно взять среднюю цену четырех — пяти похожих проектов и продавать его за столько же.

Если же бизнес уже работает и есть данные о доходах, сравнивать его можно с помощью мультипликатора — это коэффициент, который показывает отношение чего-либо к чему-либо. В нашем случае — отношение цены бизнеса к чистой годовой прибыли.

Чтобы оценить бизнес с помощью мультипликатора, нужно найти несколько похожих бизнесов с ценой продажи и данными о прибыли — это можно сделать на Авито или в каталогах готового бизнеса.

Например, находим в каталоге пять студий маникюра с похожими на наши площадь, оборудованием и интерьером. Вносим в таблицу их цены и годовые прибыли, в табличке автоматически рассчитывается средний мультипликатор. Затем для нашей студии вносим данные о прибыли, и табличка считает цену: умножает прибыль на средний мультипликатор.


При расчете сравнительным методом цена стала выше — 571 485 ₽ против 3,06 млн ₽, если считать по доходам

Продавцу средний мультипликатор показывает, за сколько годовых прибылей продают похожий бизнес, а покупателю — через сколько месяцев окупятся инвестиции. Этот показатель можно использовать в переговорах с покупателем: при такой цене инвестиции окупятся через восемь месяцев, а значит, годовая доходность 22,4% — это в 4,5 раза больше, чем доходность рублевого вклада.

Шаг 3 Оценить по затратам на запуск

Третий метод — затратный — это оценка бизнеса по затратам на его создание. Нужно посчитать, сколько денег придется потратить, чтобы сегодня запустить точно такой же бизнес.

Например, для студии маникюра в таблицу нужно вписать:

  • стерилизаторы, сухожары, лампы, пылесосы;
  • столы и стулья;
  • запасы лаков, салфеток, одноразовых перчаток и других расходников;
  • базу клиентов;
  • сайт и соцсети.

Затем узнать, сколько это всё сейчас стоит на рынке, и вписать суммы в таблицу.


Цена получилась ниже — 430 000 ₽ против 3,06 млн ₽ и 571 485 ₽, если считать по доходным и сравнительным методом

Вписывать нужно сегодняшние цены. К примеру, если покупали рабочие столы для мастеров за 25 000 ₽, а сейчас такие же продаются на Авито минимум за 30 000 ₽, в таблицу вписываете 30 000 ₽.

Шаг 4 Вывести среднее значение из трех оценок


Покупатель может не согласиться с ценой — например, сказать, что хочет бизнес с большей доходностью или видел такую же студию маникюра за 600 000 ₽. Снижать цену или нет, зависит от ситуации на рынке: какой спрос на бизнес, много ли похожих предложений.

А если не хочется считать цену бизнеса самим, можно заказать расчет у оценщиков. Это будет стоит от 20 000 ₽ до 1,5 млн ₽.


формирование прибыли

Что такое прибыль

Прибыль – это разница между полученной выручкой и расходами на её получение (коммунальные услуги, аренда помещения, закупка сырья и т. п).

Её можно рассчитать по формуле:

схема формирования прибыли

Прибыль = Доходы – Расходы

Виды прибыли

Получать прибыль можно различными путями, например:

  • Маржинальная прибыль – это некий доход предприятия, который обеспечивает ему работу без убытков. Сюда не входит НДС и траты на форс-мажорные обстоятельства.
  • Валовая прибыль вычисляется по формуле: себестоимость продукции минус доход от её продажи. Сюда же входят налоговые взносы. Валовая прибыль – это веский показатель для определения точки безубыточности компании.
  • Операционная прибыль: общая сумма прибыли минус все текущие расходы, включая траты на амортизацию техники и прочие расходы.
  • Чистая прибыль – это деньги, остающиеся после выплаты ссуд, затрат на производство, уплаты налогов.
  • Нераспределенная прибыль – деньги, которые остались после оплаты всех текущих расходов (оплаты налогов, ссуд, выплаты дивидендов). Эта сумма хранится на счетах компании.
  • Балансовая прибыль – это общая сумма, которая используется для подсчёта налогов.
  • Экономическая прибыль – это чистая прибыль минус неявные расходы (например, незапланированные траты или неполученный доход).
  • Бухгалтерская прибыль рассчитывается по формуле: подтверждённый доход компании минус расходы. Это понятие используется при сведении бухгалтерского баланса.

Другие виды прибыли

В конечном итоге прибыль может быть:

  • максимально или минимально допустимой,
  • запланированной,
  • убыточной или отрицательной.

Прибыль может быть получена разными путями, например, это вложение средств на выгодных условиях или доходы от работы с финансами. Также прибыль является продуктом производства и сбыта продукции, результатом инвестирования и вложений в ценные бумаги.

По периодичности поступления прибыль бывает:

  • чрезмерной,
  • сезонной,
  • нормированной,
  • предельной или добавочной.

Существует несколько основных видов прибыли, которые используются в расчётах, их рассмотрим подробнее.

Зачем и как считать прибыль

Подсчёт прибыли необходим для того, чтобы понимать, в каком направлении развивается бизнес. Некоторые компании зарабатывают достаточное количество денег, но у них не хватает средств на развитие и масштабирование бизнеса.

Расчёты помогают понять рентабельность компании, но нужно считать их разными методами:

  • Горизонтальный (временной) анализ – это сравнение прибыли в разные периоды времени, например первый квартал 2020 года с первым кварталом 2021 года. Цифры помогут понять, идёт ли развитие бизнеса. Этот анализ помогает своевременно увидеть падение выручки и предотвратить дальнейший спад.
  • Вертикальный (структурный) анализ позволяет разложить по полочкам всю выручку, куда и сколько уходит: плата за кредит, налоги, себестоимость, косвенные траты и постоянные расходы.
  • Конкурентный анализ позволяет сравнить компанию с конкурентами. Но информацию о конкурентах, каждый добывает по-своему. Например, можно пообщаться с бизнес-консультантами, которые часто располагают такой информацией, потому что ведут несколько клиентов по одному направлению. Конечно, они не раскроют данные конкурентов, но зато подскажут, к каким цифрам стоит стремиться. Также можно использовать статистику Росстата, где ежегодно отмечаются средние показатели по отраслям.

Расчёт прибыли поможет понять, где теряет компания и на чём зарабатывает. Например, если валовая прибыль в норме, но падает маржинальная, значит нужно пересмотреть косвенные расходы.

Если же прибыль в целом находится не на высоте, значит, нужно пересмотреть его полностью, модернизировать или попросту закрыть, не дожидаясь банкротства.

Функции полученной прибыли

Основной функцией прибыли является отражение экономической деятельности компании в денежном эквиваленте.

Есть и иные функции:

  • Оценочная может показать уровень, на котором компания находится в настоящий момент, она даёт оценку работы предприятия в целом.
  • Стимулирующая функция подталкивает к росту эффективности компании.
  • Воспроизводительная помогает понять разницу между доходами и расходами предприятия.
  • Контрольная позволяет оценить критерии деятельности компании.
  • Фискальная отвечает за отчисления прибыли в государственный бюджет.

Прибыль – это показатель уровня качества, популярности и успешности продаж продукции. Полученная прибыль должна идти на масштабирование, улучшение условий труда, поощрение работников и владельцев бизнеса.

Прибыль до и после налогов

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что прибыль – основной показатель успешности компании. Это разница между доходами и расходами предприятия. Выручка или доход компании не бывают нулевыми или отрицательными, а прибыль бывает. В этом случае, предприятие работает себе в убыток.


Интересные факты о прибыли

Напоследок приведём один интересный расчёт. Если 1 грамм золота положить в банк по 4% годовых (проценты при этом должны быть в золоте) и постоянно реинвестировать прибыль в течение двух тысяч лет, то получится кусок золота, по размерам превышающий размер нашей планеты.

Разница выручки и прибыли

Выручка – это получение средств за выполненные обязательства. После того, как компания получила выручку и выполнила обязательства, она может использовать эти деньги. Сначала из выручки выплачиваются зарплаты работников, стоимость аренды, кредиты и прочие расходы. Всё что осталось, после вычета расходов, называется прибылью. Также есть разница между прибылью до налогообложения и после него.

Говорят, что прибыльный бизнес не продают, так ли это? Стоит ли покупать, если это действительно прибыльный бизнес?

Не так. Могут продавать и прибыльный бизнес, когда хотят вложиться в нечто новое или просто уйти с рынка. Также продают и убыточный бизнес. Более того, прибыльный бизнес может через несколько месяцев прогореть, а убыточный за несколько месяцев можно вытянуть, если есть знания и опыт. Руководствоваться при покупке бизнеса стоит не этим, а только расчётами. Если сами не можете просчитать все детали, то лучше нанять бизнес-консультанта.

Хочу купить нежилую недвижимость в кредит? Выгодно ли это?

Нежилые помещения – это ликвидный актив, который можно выгодно сдавать в аренду. Перед тем, как взять кредит, нужно просчитать сумму переплат с учётом процентов. Если вы сможете эту недвижимость продать дороже и получить прибыль, то смело берите. Кредит можно погашать за счёт арендных платежей.

Можно ли покупать доллары, чтобы получить прибыль?

Можно вкладываться в доллары, но лучше покупать их не через обменник, а через биржу. Там комиссия намного меньше. Не стоит покупать доллары на все деньги, лучше хранить часть сбережений в рублях и часть в долларах. Долларовые накопления можно положить на счёт в банк под проценты, чтобы получить ещё больше прибыли.

Читайте также: