Сколько граждан россии на донбассе обменяли

Обновлено: 07.07.2024


После нескольких недель паники в СМИ по поводу предполагаемого военного вторжения России на Украину, у конфликта может появиться шанс на урегулирование путём переговоров. Однако общая дискуссия о нынешней эскалации конфликта между Россией и Западом из-за Украины довольно иронична. По крайней мере на первый взгляд, она сосредоточена на гарантиях того, что Украина не присоединится к военному альянсу НАТО, который вовсе не приглашает Украину присоединиться, и в который, к тому же, большинство украинцев не хотят вступать сами.

Украина не просто превратилась в объект игры великих держав. Особенно унизительно то, что её используют для прикрытия империалистических интересов, лживо представляя их благородными порывами. Пафосные заявления о защите суверенитета Украины звучат на фоне реального положения дел, когда она больше, чем когда-либо после распада Советского Союза, зависит от иностранных держав в политическом, экономическом и военном отношении. Признание внутреннего разнообразия Украины и переключение дискуссии на интересы её жителей особенно важно не только для немедленной деэскалации конфликта, но и для любого устойчивого решения для Украины и мира в Европе.

Хотят ли украинцы вступить в НАТО?

Россия требует твёрдых гарантий того, что Украина (и другие страны бывшего СССР) не вступят в НАТО, и что НАТО не будет использовать территорию этих государств для военной экспансии. Типичный ответ западных официальных лиц и наблюдателей до сих пор заключался в том, что решение об этом должны принимать НАТО и Украина, а не Россия. Многие западные комментаторы одержимы чтением мыслей Путина: как же он отреагирует, если его не устроит ответ на свои ультиматумы? Их копируют популярные предположения с противоположной стороны — о том, готов ли Байден к заключению сделки с Россией? Мало кто интересуется, что думают по этому поводу украинцы. Действительно ли они хотят вступить в НАТО?

Членство в НАТО поддерживалось лишь небольшим меньшинством в украинском обществе вплоть до бурных событий 2014 года. В результате российской аннексии Крыма и начала войны на Донбассе поддержка членства в НАТО подскочила примерно до 40 процентов. Однако против него всё ещё выступало большинство украинцев.

Этому сдвигу в общественном мнении способствовали две вещи. Некоторые ранее скептически настроенные украинцы начали рассматривать членство в НАТО как защиту от дальнейших враждебных действий со стороны России. Но не менее важной причиной увеличения поддержки стало то, что опросы больше не включали мнение людей, проживающих на неподконтрольных украинскому правительству территориях Крыма и Донбасса. И миллионы украинских граждан фактически исключены из украинской общественной жизни.

Перед выборами 2019 года предыдущий президент Украины Пётр Порошенко настаивал на внесении изменений в Конституцию Украины, чтобы она встала на путь присоединения к Европейскому союзу (ЕС) и НАТО. Это не помогло предотвратить его разгромное поражение от Зеленского.

Поддержка НАТО на Украине зависит от региона. Стабильное, прочное пронатовское большинство существует только в западных областях страны. В центральной Украине существует плюрализм мнений с определённым преобладанием пронатовских настроений. Но в восточных и южных регионах нейтралитет более популярен, чем членство в НАТО, несмотря на то, что эта часть Украины, скорее всего, будет оккупирована в случае любого реального российского вторжения.

Кроме того, остается неясным, как общественное мнение Украины отреагирует на вполне ясные сигналы о том, что США не собираются отправлять войска для борьбы с Россией в случае её нападения на Украину, а также на любые возможные компромиссы в ходе переговоров [США] с Россией.

Выход и путь вперёд

Однако важно воспринимать Минские договоренности не как то, чего хочет Путин, а как возможный путь к более демократичной и плюралистической Украине, которая признаёт и принимает собственное политическое разнообразие. Договорённости одновременно являются и целью, и средством этого процесса. Минские договорённости предполагают, что народ Донбасса вернётся в качестве законной части украинской нации. В большинстве случаев его мнения об истории и недавних событиях, языковой политике и международных союзах сильно отличаются от мнений националистических политиков и гражданского общества, которые выступают от имени всего украинского общества, но совсем не отражают его разнообразие. Это потребует радикального изменения доминирующего постмайдановского дискурса в общественной жизни Украины и работы в направлении более всеобъемлющего определения национальной идентичности.

С другой стороны, возвращая миллионы украинских граждан Донбасса обратно на Украину, Минские соглашения восстанавливают часть утраченного баланса (делая его институционально защищённым) в украинской политике, которая расходится с взглядами и ожиданиями населения в целом. И Минские договоренности одновременно требуют и позволяют вести предметный диалог о будущем Украины.

Важно отметить, что, несмотря на то, что Минские договорённости стали результатом военных поражений, большинство украинцев поддержали их сразу после их подписания в 2015 году. Если многие украинцы сейчас разочарованы, то в первую очередь из-за недостаточного прогресса и неэффективности в достижении мира в Украине, а не потому, что договорённости принципиально неприемлемы.

Иная, плюралистическая Украина, развивающаяся более интегрированным путём, путём диалога, как независимый мост между Европой и Россией, безусловно, возможна. Чтобы прийти к ней, необходимо признать политическое разнообразие страны и создать условия для институционально защищённого национального диалога между украинцами, придерживающимися противоположных взглядов.

Читайте также: