Какие функции необходимо осуществлять при операционном контроле тест

Обновлено: 30.06.2024

Для бюджетных учреждений (БУ) обязательный характер системы внутреннего финансового контроля (ВФК) сочетается со свободой в выборе форм и способов осуществления этого контроля. Не скованные нормативными рамками, БУ вправе отдать предпочтение наиболее удобному для себя формату контроля. При этом им поможет методологическая база, как общая для всех хозяйствующих субъектов, так и разработанная конкретно для бюджетного сектора, а также накопленный в иных сферах национального хозяйства опыт.

Общий подход к организации внутреннего контроля

а) изменение экономической конъюнктуры или законодательства, возникновение новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;

б) превышение должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;

в) возникновение ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Методология внутреннего финансового контроля в бюджетной сфере

Обязательность контроля в бюджетной сфере установлена ст. 160.2-1 БК РФ. Контроль производится на уровне главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета. Контроль организуется в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (далее – Правила № 193). Согласно этим правиламнеобходим и внутренний финансовый контроля исполнителями и руководителями структурных единиц, и внутренний финансовый аудит функционально независимым подразделением. В развитие Правил № 193 Минфин разработал следующие методические рекомендации:

по осуществлению внутреннего финансового контроля;

по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Вышеуказанные документы носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи главным администраторам (администраторам) бюджетных средств при осуществлении внутреннего финансового контроля, аудита. Как видно, напрямую эти документы бюджетных учреждений не касаются, однако дают руководителям БУ наглядное представление о том, как организуется контроль вышестоящими органами, и предоставляют богатую методологическую базу для построения собственной системы ВФК. В частности, рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля могут быть применены в рамках предварительного и текущего контроля; рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита – в рамках последующего контроля, под которым подразумевается проведение проверок.

В равной степени к системе ВФК могут быть приспособлены предлагаемые Правилами № 193 методы контроля. Так, высокую эффективность при предварительном и текущем контроле могут показать самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль.

Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом путем проверки каждой выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции.

Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом или путем проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом.

Смежный контроль осуществляет сплошным и (или) выборочным способом руководитель подразделения путем согласования (подтверждения) операций, осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений.

К сведению: при сплошном способе контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции. При выборочном – в отношении отдельных операций и действий.

Практическая ситуация.

В учреждении исправительные записи подписывают двое сотрудников. Главный бухгалтер, ссылаясь на занятость, добилась, чтобы подчиненные давали ей заранее подписанные пустые бланки. Это привело к манипулированию отчетностью со стороны главного бухгалтера. В данном случае был нарушен принцип двойного контроля (одна из подписей на документе была формальной).

Правила № 193 предлагают инструментарий для проведения ВФК. Например, в качестве планового документа в Правилах № 193 фигурирует карта внутреннего финансового контроля. Карта ВФК представляет собой документ, содержащий по каждой отражаемой в нем операции данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, сроках и (или) периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля, смежного контроля и контроля по уровню подчиненности, периодичности, способа проведения контрольных действий, а также иные необходимые данные. В карты ВФК включаются операции со значимыми рисками.

Как показывает опыт в области ВФК, недостаточность реагирования на обнаруженные при проведении процедур контроля нарушения является основной причиной рецидива. Поэтому особую значимость Правила № 193 придают мерам, предлагаемым для устранения обнаруженных нарушений. Итак, согласно Правилам № 193 данные меры должны быть направлены на следующее:

1) обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

2) изменение технологии ВФК в целях увеличения способности процедур ВФК снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних процессов;

3) уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

4) изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики БУ;

5) уточнение прав по формированию первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бухгалтерского учета;

6) устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих ВФК;

7) проведение служебных проверок и применение мер материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

8) ведение эффективной кадровой политики.

Практическая ситуация.

Через некоторое время после увольнения кассира была обнаружена недостача по кассе. Как выяснилось, мошенничество кассира заключалось в том, что накануне увольнения она похитила деньги из кассы, а чтобы сходился остаток, внесла задним числом расходную бухгалтерскую запись. Во время ревизии кассы комиссия сверила соответствие остатка в учете и наличных в кассе на день увольнения и нарушений не установила. Если бы, кроме этого, были сверены остатки по данным учета и отчетности за предыдущий месяц, обнаружилось бы несоответствие. Расхождение выявили лишь при составлении очередной отчетности, когда не сошлись входящие и исходящие остатки. Таким образом, в системе ВФК мошенница обнаружила брешь – наличие у сотрудников, не имеющих отношения к контролю, возможности совершать проводки в прошлых периодах. Запрет на совершение исправительных записей в учете сотрудникам с материальной ответственностью исключил бы эту лазейку.

Оценка рисков

Все современные нормативные акты по контролю содержат методику оценки риска. Поэтому бюджетным учреждениям рекомендуется, как говорится, быть в тренде и при разработке локальных актов по ВФК взять на вооружение риск-ориентированный подход.

Оценка рисков представляет собой процесс их выявления и анализа. Предлагаемая нормативными актами техника оценки достаточно проста и осуществляется по двум критериям:

1) вероятность – степень возможности наступления негативного события (например, плохая система ливневок затрудняет сток дождевой воды, то есть, если система ливневок плохая, то вероятность затопления при сильных ливнях проезжей части выше);

2) степень влияния – уровень негативного воздействия события на результат (например, образовательные услуги имеют выраженный сезонный характер, начало учебного года приходится на осень, поэтому плохая система ливневок грозит нанести ущерб учебному процессу в низко расположенных корпусах вуза, однако никак не повлияет на дистанционное обучение).

Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое. Риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев риска оценивается как высокое либо оба критерия одновременно оцениваются как среднезначимые.

К сведению: данный взгляд на риски кажется упрощенным, но он уже доказал свою эффективность в мировой практике. В финансовом секторе, где зародился риск-ориентированный подход, оценка рисков осуществляется на профессиональной основе силами специализированных подразделений, чьей задачей является исключительно риск-менеджмент. Схожесть работы отделов по управлению рисками и служб внутреннего аудита (внутреннего контроля) привела к тому, что постепенно риск-ориентированный подход проник в традиционный аудит, а оттуда распространился и на прочие виды контроля и надзора, включая государственный. Параллельно, поскольку в сфере контроля (надзора) точные методы измерения оказались явно избыточными, произошло упрощение методов оценки рисков, переориентация с экономико-математических моделей на другие (в частности, экспертные), доступные большинству специалистов. Так, если точность оценки риска профессиональными финансистами доходит до десятых, сотых долей процента.

Оценка вероятности выполняется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:

недостаточность положений локальных актов;

низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, необходимых для проведения операций;

конфликт интересов у должностных лиц;

отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;

неэффективность средств автоматизации документооборота;

недостаточная укомплектованность проверяемого подразделения.

Обобщение опыта организации внутреннего контроля

Самым богатым опытом в области внутреннего контроля может похвастаться банковский сектор. Методологическим центром контроля в банковской сфере выступает Базельский комитет, силами которого обобщены ошибки, связанные с внутренним контролем. Вывод, к которому пришел Базельский комитет, заключается в том, что внутренний контроль дает сбой, если им пренебрегает высший менеджмент. Для руководителей БУ как представителей высшего звена управления уроки, извлеченные из ошибок внутреннего контроля, особенно ценны.

Ошибки ВФК, совершаемые на уровне высшего менеджмента

Ошибки ВФК

Пояснения

Низкая культура ВФК

Руководителям не удается показать на словах и на деле значение сильной системы ВФК и, что самое важное, использовать для этого способы, применяемые для поощрения и продвижения сотрудников по службе

Неадекватное отношение к риску на фоне высоких результатов деятельности

Игнорирование принципа разделения полномочий

Разделение полномочий и ответственности должно осуществляться так, чтобы избежать пробелов в системе подотчетности и охватить все уровни БУ эффективными мерами управленческого контроля. Например, заключать сделку и документировать сделку должны разные лица, также недопустимо, чтобы учет и контроль сделок совершало одно лицо

Неадекватные каналы передачи информации

Развитие электронных технологий ускоряет обмен информацией, но снижает ее восприятие. Информацию, связанную с обязанностями сотрудников, не рекомендуется направлять по таким каналам, как электронная почта: руководитель должен быть убежден, что переданная им информация понята сотрудниками и реализуется на практике

Бездействие в отношении выявленных проблем

ВФК не дает ожидаемых результатов в случаях, когда руководство своевременно не принимает меры по исправлению выявленных недостатков

Дата публикации: 28.10.2020

Должны ли правила внутреннего контроля включать должностные инструкции и положение о подразделении по ПОД/ФТ?

В соответствии с требованиями к правилам внутреннего контроля утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 [1] правила внутреннего контроля включают в себя программу организации внутреннего контроля, которая содержит описание системы внутреннего контроля в организации и ее филиале (филиалах) (при их наличии) и у индивидуального предпринимателя, а также порядок взаимодействия структурных подразделений организации (работников индивидуального предпринимателя) по вопросам реализации правил внутреннего контроля.

Таким образом, программа организации внутреннего контроля предполагает общее описание порядка функционирования в организации (индивидуального предпринимателя) механизма ПОД/ФТ/ФРОМУ и не обязывает включать в правила внутреннего контроля должностные инструкции и положения о подразделении по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Вместе с тем, организация (индивидуальный предприниматель) вправе инициативно дополнить данную программу информацией, которая по мнению организации необходима для эффективной реализации мер по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Должна ли головная организация разрабатывать правила внутреннего контроля (целевые ПВК), если организации, входящие в группу, не являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ?

Обязанность по разработке и реализации правил внутреннего контроля (в том числе целевых) в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ возложена на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, являющиеся субъектами исполнения требований Федерального закона
№ 115-ФЗ (пункты 2 и 2.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Таким образом, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля независимо от их участия в банковской группе или банковском холдинге.

Целевые правила внутреннего контроля разрабатываются и утверждаются головной кредитной организацией банковской группы или головной организацией банковского холдинга, являющейся субъектом исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ.

Остальные организации – участники банковской группы или банковского холдинга, являющиеся субъектами Федерального закона № 115-ФЗ, вправе принять решение о присоединении к целевым правилам внутреннего контроля.

Должны ли все организации включать в правила внутреннего контроля полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, и соответственно выявлять их, даже если они не выполняют ряд операций в рамках своего вида деятельности и, следовательно, никогда не смогут располагать информацией по определенному виду операций?

В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, должны информировать Росфинмониторинг обо всех операциях, совершаемых их клиентами, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности.

В связи с чем в программе выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ следует приводить полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, либо ссылку на соответствующую статью Федерального закона № 115-ФЗ.

В этой связи, начиная с 10.01.2021 организации вправе отражать в ПВК только вышеуказанные операции.

Необходимо ли включать в правила внутреннего контроля перечень признаков подозрительных операций?

В соответствии с пунктом 19(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 в правила внутреннего контроля включаются, в том числе, критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные Федеральной службой по финансовому мониторингу (приказ Росфинмониторинга от 05.05.2009 № 103).

Критерии групп 11 - 22 носят общий характер и включаются в правила внутреннего контроля в полном объеме.

Группы 31 - 46 включают признаки, характерные для каждого вида деятельности. Включению в правила внутреннего контроля подлежат признаки, соответствующие виду деятельности организации (индивидуального предпринимателя).

При необходимости правила внутреннего контроля можно дополнить самостоятельно разработанными критериями выявления и признаками необычных сделок с учетом специфики осуществляемой деятельности.

В какие сроки правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с нормами действующего законодательства?

Правила внутреннего контроля должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.

Соответствующие изменения в правила внутреннего контроля вносятся в случае, если принятые или измененные нормативные правовые акты затрагивают вид деятельности, осуществляемый организацией или иным лицом.

Вправе ли аудируемое лицо предоставлять для проверки аудитору свои правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ в рамках ежегодной проверки финансовой отчётности организации? Считается ли в таком случае нарушенным требование законодательства о соблюдении конфиденциальности информации, о принимаемых мерах по ПОД/ФТ?

Также указанные субъекты обязаны уведомлять Росфинмониторинг о возникновении любых оснований полагать, что сделки аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

При этом, аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязаны содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации), давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц; не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации).

Например, к таким документам могут быть отнесены:

  • правила внутреннего контроля (далее – ПВК);
  • внутренние организационно-распорядительные документы о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК (далее – СДЛ), а также соответствие его квалификационным требованиям;
  • перечень сотрудников структурного подразделения, выполняющего функции по ПОД/ФТ/ФРОМУ (в случае, если в организации сформировано или определено такое структурное подразделение), а также документы, подтверждающие соответствие указанных лиц квалификационным требованиям;
  • документы, подтверждающие проведение аудируемым лицом мероприятий, направленных на подготовку и обучение сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ, включая перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, утвержденный руководителем аудируемой организации, документы, подтверждающие прохождение обучения;
  • отчет о проведении проверки системы внутреннего контроля;
  • иные внутренние документы, регламентирующие (определяющие) процедуры внутреннего контроля в рамках ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Вправе ли индивидуальный предприниматель возложить обязанности специального должностного лица на себя и каким квалификационным требования он должен соответствовать?

Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно осуществлять функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, при условии прохождения обучения в форме целевого инструктажа до возложения на себя таких обязанностей (установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492, приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203).

Возможно ли совмещение обязанностей специального должностного лица с исполнением иных должностных обязанностей в той же организации либо одновременным осуществлением обязанностей специального должностного лица в нескольких организациях?

При условии соответствия квалификационным требованиям к специальным должностным лицам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 сотрудник организации вправе совмещать обязанности должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, с исполнением иных должностных обязанностей, в том числе в иных организациях.

Кто из сотрудников организации должен пройти обучение в форме целевого инструктажа?

Обучение в форме целевого инструктажа должны пройти в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203:

- лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица,

- руководитель организации (филиала),

- главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации), либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета,

- руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) вправе в утвержденный перечень сотрудников, обязанных пройти обучение, по своему усмотрению включить иных сотрудников, которым в соответствии с осуществляемыми ими функциями требуются знания в сфере ПОД/ФТ (например, при осуществлении первичной идентификации, выявлении операций и т.д.) в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и предупреждения нарушений в указанной сфере со стороны.

Необходимо ли прохождение повторного обучения в форме целевого инструктажа лицу, планирующему осуществлять функции специального должностного лица по совместительству в нескольких организациях либо при реорганизации юридического лица?

Повторное прохождение обучения в форме целевого инструктажа специальному должностному лицу, ранее прошедшему данный вид обучения, не требуется.

Лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит обучение в форме целевого инструктажа однократно до начала осуществления таких функций. По итогам обучения выдается именное свидетельство.

При работе по совместительству в нескольких организациях, а также при переходе в иную организацию (к иному индивидуальному предпринимателю), либо в случае реорганизации юридического лица данное свидетельство будет действительно во всех организациях.

Где возможно пройти обучение (целевой инструктаж, повышение уровня знаний) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

Необходимо ли включать в правила внутреннего контроля перечень признаков подозрительных операций?

В соответствии с пунктом 19(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 в правила внутреннего контроля включаются, в том числе, критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные Федеральной службой по финансовому мониторингу (приказ Росфинмониторинга от 05.05.2009 № 103).

Критерии групп 11 - 22 носят общий характер и включаются в правила внутреннего контроля в полном объеме.

Группы 31 - 46 включают признаки, характерные для каждого вида деятельности. Включению в правила внутреннего контроля подлежат признаки, соответствующие виду деятельности организации (индивидуального предпринимателя).

При необходимости правила внутреннего контроля можно дополнить самостоятельно разработанными критериями выявления и признаками необычных сделок с учетом специфики осуществляемой деятельности.

В какие сроки правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с нормами действующего законодательства?

Правила внутреннего контроля должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.

Соответствующие изменения в правила внутреннего контроля вносятся в случае, если принятые или измененные нормативные правовые акты затрагивают вид деятельности, осуществляемый организацией или иным лицом.

Являются ли клиентами (с точки зрения Федерального закона № 115-ФЗ) лица, обращающиеся в Лизинговую компанию за оперативным лизингом, и применяются ли к ним процедуры идентификации в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ и Приказом Росфинмониторинга № 366? Необходимо ли направлять в Росфинмониторинг ФЭС с кодом вида операции 5003 по таким сделкам?

Таким образом, лизинговая компания обязана проводить идентификацию лиц, с которыми заключаются договоры оперативного лизинга и информировать Росфинмониторинг о передаче имущества по таким договорам в соответствии с абзацем 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (код вида операции 5003).

Исчерпывающий перечень субъектов, на которые распространяются требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), приведен в статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

Организации, осуществляющие деятельность по управлению автопарком (Флит-менеджмент) в настоящее время к вышеуказанным субъектам не относятся.

При этом необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять одновременно несколько видов экономической деятельности, если иное не установлено законом.

Таким образом, в случае если вышеуказанная организация параллельно осуществляет вид деятельности, поименованный в статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, она обязана принимать меры, направленные на ПОД/ФТ/ФРОМУ [4] в отношении всех видов осуществляемой деятельности, в том числе проводить идентификацию всех своих клиентов.

[4] Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Читайте также: