Сколько гидроцилиндров осуществляет боковое выравнивание ал 30 пм 506 в

Обновлено: 30.06.2024

А. Без крепёжных элементов Б. С крепёжными элементами.

Рис. 3 Эскиз микропереключателей типа МП-2102

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ

Схема дополнительного электрооборудования представлена на рис. 4. Обозначения элементов электросхем и номера проводов (цепей) соответ-

ствуют тексту Технического описания АЛ-30(131)ПМ-506В. Элементы на электрической схеме имеют стандартные (общепринятые) обозначения, по которым можно определить их назначение:

 EL (И-Эль) - светотехнические приборы, имеющие функцию освещения: фары, фонари, лампы подсветки и т.д.;

 НА (Эйч-Эй) - звуковой сигнал (немодулированный): зуммер, сирена;

 SA (Эс-Эй) - выключатель, управляемый вручную: кнопка, тумблер, иногда - педаль;

 SQ (Эс-Кью) - путевой выключатель, включаемый или выключаемый без участия оператора;

 QS (Кью-Эс) - пакетный выключатель (переключатель);

 ХА (Икс-Эй) - вращающееся контактное устройство (токопереход);

 GВ (Джей-Би) - аккумуляторная батарея;

 FU (Эф-Ю) - плавкий предохранитель;

 М (Эм) - электродвигатель;

 С (Си) - электрическая емкость;

 R (Ар) - электрическое сопротивление (резистор);

 ВМ (Би-Эм) - микрофон;

 ВА (Би-Эй) - динамическая головка (звуковой динамик);

 К (Кей) - контактор.

Элементы с одинаковым обозначением различаются по порядковому номеру или по буквенному индексу. Номер с двойной группой чисел означает, что элемент имеет точно такой же парный. Элементы, имеющие идентичные индексы, выполняют одну и ту же функцию и резервирует или дублируют друг друга.

Возможно изображение одного и того же элемента с одним и тем же обозначением в разных частях электросхемы, например, токопереход ХА1 изображен в шести местах, но все равно реально - это единый узел. Обычно в этом случае на схеме имеется какой-нибудь дополнительный индекс: применительно к токопереходу - это номер контактного кольца. С другой стороны, элементы, изображенные на схеме рядом, могут фактически находиться на расстоянии до 30-ти метров друг от друга.

Рис. 4 Принципиальная электрическая схема дополнительного электрооборудования автолестницы АЛ-30 модели ПМ-506В

1. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ПОЖАРНОЙ АВТОЛЕСТНИЦЫ АЛ-30(131)-ПМ506В.

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ.

Дополнительное электрооборудование предназначено для выполнения следующих функций:

безопасного передвижения автолестницы как транспортной единицы (система специальной световой и звуковой сигнализации);

безопасной работы лестницы на пожаре (система блокировок и сигнализации - СБС);

освещения лестницы и места работы в условиях недостаточной видимости, т.е. ночью, в тумане и при сильном задымлении;

работы переговорного устройства; приведения комплекта колен и аутриггеров автолестницы в транспортное

положение при отказе приводного двигателя, дополнительной трансмиссии или основного гидронасоса, но при исправных системе управления и гидравлических устройствах.

Электропитание дополнительного электрооборудования может осуществляться как от штатной бортовой сети автомобиля посредством включения тумблера SА4 в кабине водителя, так и от 2-х дополнительных аккумуляторных батарей GВ1 и GВ2 с номинальным напряжением 12В, расположенных на правом борту под платформой и подключаемых посредством пакетного переключателя QS на пусковом ящике.

Для приведения лестницы в транспортное положение (в случае выхода из строя двигателя автомобиля, дополнительной трансмиссии или основного гидронасоса) предусмотрен аварийный электронасосный привод, в основе которого лежит электродвигатель постоянного тока марки Г Т-3, закрепленный на раме автолестницы и приводящий в действие вспомогательный гидронасос. Электродвигатель Г Т-3 (24В) получает питание от аккумуляторных батарей GВ1 и GВ1 также посредством пакетного переключателя QS 2 . Энергобаланс аварийного привода рассчитан таким образом, чтобы обеспечить приведение автолестницы в транспортное положение, но никоим образом не

ее работу на пожаре.

1.2. ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ БЛОКИРОВОК И СИГНАЛИЗАЦИИ

Система блокировок и сигнализации (СБС) обеспечивает безопасную ра-

2 Два варианта подключения обусловлены тем, что батареи при их параллельном включении (12В) работают или в режиме подзарядки, или в режиме питания дополнительного электрооборудования при заглушенном двигателе, а при их включении последовательно (24В) – обеспечивают работу аварийного привода.

 при поданном напряжении сердечник электромагнита YАЗ втянут, сливная магистраль перекрыта, и рабочая жидкость поступает к исполнительному механизму (гидроцилиндру или гидромотору);

 при отсутствии напряжения на электромагните загрузки гидравлическая

жидкость поступает после гидронасоса по сливной магистрали через фильтр в бак.

Структура и алгоритм работы СБС предопределяет строгую последовательность действий при работе автолестницы:

• установка автолестницы, находящейся в транспортном положении, на боевую позицию;

• включение КОМ и системы управления;

• установка автолестницы на аутриггеры;

• подъём комплекта колен на требуемый угол (но не менее, чем 10°);

• поворот башни на требуемый угол;

• выдвижение комплекта колен на необходимую длину до максимальной включительно (в пределах поля безопасности);

• выполнение необходимых для решения боевой задачи манёвров в пределах поля безопасности и с учетом фактической нагрузки на комплект колен;

• приведение комплекта колен в транспортное положение по окончании работы или перед сменой позиции;

• снятие автолестницы с аутриггеров;

• выключение КОМ и системы управления.

В зависимости от конкретной задачи и предполагаемого варианта использования автолестницы (работа с лафетным стволом или с пеногенераторами, либо работа в качестве крана) порядок и номенклатура действий может несколько изменяться, но основная структура останется неизмененной.

3 Система блокировок включает в себя как условные, так и безусловные блокировки:

- безусловные блокировки запрещают все без исключения движения стрелы.

 движение стрелы невозможно до тех пор, пока АЛ не будет установлена на аутриггеры;

 при поднятом комплекте колен невозможно перемещение аутриггеров;

 при попытке доступа к рукояткам распределителя аутриггеров движения стрелы прекращаются;

 невозможен поворот башни в секторе кабины и выдвигание при углах возвышения стрелы менее 10 градусов;

 невозможен подъем комплекта колен на угол более 75 градусов;

 невозможно выдвижение стрелы на длину большую, чем это предусмотрено конструкцией автолестницы;

 невозможен вылет вершины стрелы за границу поля безопасности;

 невозможно выполнение движений при нагрузке на стрелу, масса которой превышает заданное Инструкцией по эксплуатации значение больше, чем на 10 %;

 наклон ступеней, вызванный креном платформы, автоматически нивелируется механизмом бокового выравнивания;

 угол между осью стрелы и осью подъёмной рамы, образованный разворотом комплекта колен, автоматически обнуляется при опускании стрелы на транспортную стойку в диапазоне углов возвышения от 30 до 10 градусов;

 в момент касания комплекта колен с опорной стойкой блокируется опускание.

Кроме указанных выше ограничительных функций СБС обеспечивает действия, связанные с удобством управления лестницей, например, полуавтоматическую остановку поворота башни на нулевой линии относительно продольной оси платформы перед укладкой стрелы на транспортную стойку.

1.3. ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

1.3.1. ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ, СВЕТО- И ЗВУКОСИГНАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

К числу элементов, составляющих группу сигнальных и осветительных устройств, относятся:

НА 1.1 , НА 1.2 - двухтональный звуковой сигнал, включается тумблером SA в кабине автомобиля;

НА2 - звуковой сигнал (зуммер) в пульте управления, работает парал-

EL1.1 , ЕL1.2 - противотуманные фары, включаются тумблером SА1 в кабине автомобиля;

HL1.1 , НL1.2 - проблесковые фонари на крыше кабины автомобиля, включаются тумблером SА2 в кабине автомобиля;

ЕL2 - поисковая фара по левому борту автолестницы, включается тумблером SА3 в кабине автомобиля;

ЕL6 - фара на вершине 1-го колена, служит для освещения зоны работы, включается тумблером SА11 на пульте управления;

ЕL7 - фара в нижней части 4-го колена, служит для освещения комплекта колен (полотна лестницы), включается тумблером SА12 на пульте управления;

ЕL8 - фара на вершине 4-го колена, служит для освещения места работы при использовании АЛ в качестве крана и направлена вниз, включается тумблером SА12 на пульте управления;

ЕL3.1 , ЕL3.2 , ЕL3.3 - фонари для освещения отсеков платформы со встроенными выключателями;

ЕL4.1 , ЕL4.2 , ЕL5 - лампы освещения шкал прибора блокировки и подсветки пульта управления, включаются тумблером SА10 на пульте управления;

UА , ВА1 - переговорное устройство для связи оператора с вершиной лестницы, имеющее соединенные кабелем элементы, установленные в пульте управления и на вершине 1-го колена.

1.3.2. ДАТЧИКИ И КОНЕЧНЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНУЮ РАБОТУ АВТОЛЕСТНИЦЫ

Схема размещения датчиков (конечных выключателей), обеспечивающих безопасную работу автолестницы представлена на рис. 5.

К числу элементов данного назначения относятся:

Рис. 5 Схема размещения путевых выключателей, обеспечивающих безопасную работу автолестницы

 SQ1.1, SQ1.2 - переключатели дверей отсеков управления аутриггерами. Имеют две пары контактов, коммутирующих либо функциональную цепь подготовки к работе (при открытых дверцах), либо рабочую цепь (при закрытых дверцах).Выполняют две функции: блокировки опор при поднятом комплекте колен и прекращение движений стрелы при попытке доступа к рукояткам распределителя аутриггеров;

 SQ2 - датчик транспортного положения комплекта колен; расположен на опорной стойке комплекта колен. Запрещает подъем комплекта колен до выдвижения аутриггеров и работу аутриггеров при поднятом комплекте колен;

 SQ3 - датчик рабочего положения аутриггеров, расположен на балке передней левой гидроопоры. Замыкаясь при выдвинутом аутриггере, коммутирует рабочую цепь автолестницы;

 SQ4.1, SQ4.2 - датчики положения комплекта колен относительно оси рамы подъемного основания, расположены на цилиндре бокового выравнивания. При укладке комплекта колен управляют гидрораспределителем цилиндра бокового выравнивания для совмещения осей комплекта колен и подъемной рамы;

 SQ5.1, SQ5.2, SQ6.1, SQ6.2, SQ7.1, SQ7.2 - микропереключатели рычагов управления стрелой, расположенные напротив штоков гидрораспределителей подъёма-опускания, поворота вправо-влево и выдвиганиясдвигания; размыкают верхний каскад коммутационной схемы;

 SQ8 - датчик совмещения ступеней лестницы, имеющий две пары контактов и установленный под концевой частью 4-го колена. Сигнализирует о совмещении ступеней за счет включения сигнальной лампочки НL9 замыкающейся парой контактов и прерывания звучания зуммера НА2 размыкающейся парой;

 SQ9.1, SQ9.2 - конечные выключатели предохранителя от лобовых ударов, установленные на вершине 1 -го колена. Предохраняют лестницу от повреждений при соударениях ее вершины с препятствием за счет прекращения и запрещения всех движений стрелы.

 SQ10 - конечный выключатель максимальной длины, установленный под концевой частью 4-го колена рядом с датчиком совмещения ступеней SQ8. Имеет две пары контактов: при размыкании одной пары запрещает дальнейшее выдвигание колен при достижении максимальной длины, одновременно за счет замыкающейся второй пары контактов разрешает сдвигание колен, поворот башни, подъем и опускание стрелы;

 SQ11.2 - датчик 100%-й загрузки комплекта колен, установленный в нижней части левой тетивы 4-го колена. Предупреждает оператора о наличии 100%-й загрузки колен звучанием зуммера и включением сигнальной лампочки HL10;

С того момента, как высота домов стала превышать три этажа, а в пожарной охране появились автомобили, началась история такой спасательной техники, как пожарные автолестницы.

На сегодняшний день это просто жизненно необходимая техника при проведении спасательных операций и тушении пожаров на верхних этажах зданий.

Пожарная автолестница

Пожарная автолестница

Общие сведения

Что такое пожарная автолестница

Пожарной автолестницей называется определенный тип пожарно-спасательной техники, который представляет собой раздвижную поворотную лестницу с подъемным гидравлическим приводом. Такие лестницы базируются на шасси грузовых серийных автомобилей.

Предназначение и условия эксплуатации

Автолестницы применяется в первую очередь при тушении пожаров, а также при всевозможных аварийно-восстановительных, спасательных работах. Они предназначены для обеспечения доступа команды спасателей. Также с их помощью осуществляется доставка необходимого вооружения и технического оборудования на необходимую высоту.

Зачастую при помощи автолестниц осуществляется эвакуации пострадавших с верхних этажей здания и материальных ценностей при помощи спасательного рукава.

Эксплуатировать эту технику можно в условиях разного климата при температуре от -35 до +35 градусов по Цельсию. А при соблюдении определенных правил, такие лестницы могут применяться и при более низких температурах.

Типы пожарных автолестниц

Автолестницы пожарные классифицируют по:

Существует три типа длины колен:

  • Легкий – если длина составляет до 20 метров;
  • Средний – если длина более 20 метров, но менее 30 метров;
  • Тяжелый – если длина превышает 30 метров.

По количеству колен лестницы делятся на:

  • Трехколенные;
  • Четырехколенные;
  • Шестиколенные.

При увеличении длины лестницы, увеличивается и количество колен, что является сложным инженерным заданием. Это связано с тем, что при увеличении массы лестницы возникает возможность опрокидывания, а также появляются моменты напряжения в деталях, вибрация и прогибы.

На фото – автолестница в работе

На фото – автолестница в работе

Что касается типов приводов, то автолестницы бывают с гидравлической, механической и комбинированной трансмиссией. Наибольшее распространение получили устройства с гидравлической трансмиссией, так как они удобные в эксплуатации и при этом очень надежные.

Маркировка пожарных автолестниц осуществляется буквами и цифрами, к примеру,пожарная автолестница АЛ 50(131)Л21 расшифровывается следующим образом:

  • А-автомобиль;
  • Л-лестница;
  • Цифрой после букв обозначается полная длина лестницы, которая исчисляется в метрах;
  • В скобках обозначена марка шасси;
  • За скобками пишется номера модели, которую изготавливает завод-производитель.

Таким образом, мы имеем автолестницу длиной 50 м, расположенную на базе автомобиля ЗИЛ131, модели Л21.

Устройство автолестницы

Основные узлы

Примерам для рассмотрения устройства механизма послужит пожарная автолестница АЛ 30, так как в нашей стране это наиболее распространенная пожарная техника.

Машина включает в себя следующие узлы:

  • базовое шасси с передней опорной рамой и платформой;
  • Комплект коленьев;
  • Подъемно-поворотное устройство;
  • Опорное устройство;
  • Башня гидромеханизмов;
  • Трансмиссия на гидронасос;
  • Автоматические блокирующие устройства;
  • Пульт управления;
  • Переговорное устройство и дополнительное электрооборудование.

Шасси автомобиля с платформой, кабиной и передней опорной рамой является основой для монтажа других всех узлов автолестницы. Основным силовым агрегатом для привода гидронасоса служит двигатель шасси.

Эскиз выдвижения колен автолестницы

Эскиз выдвижения колен автолестницы

Платформа автолестницы

Платформа автолестницы представляет собой металлическую, коробчатую конструкцию, сваренную из металлических уголков и сплошной стальной обшивки. Металлический каркас при помощи болтов закрепляется на лонжеронах рамы.

Платформа состоит из четырех частей:

  • Передней;
  • Задней;
  • Двух боковых платформ с крыльями.

С задней стороны под платформой расположен закрытый ящик, который позволяет размещать в нем противопожарные принадлежности и съемное оборудование. Доступ к бензобаку и аккумуляторам осуществляется при помощи специальных дверок. По бокам платформа имеет ступени.

Передняя опорная рама

За кабиной водителя, с передней части платформы расположена передняя опорная рама. Нижней своей частью она крепится лонжеронам автомобиля, а верхней — к платформе автолестницы. Эта рама служит порой для передней части коленьев в походном положении.

Разложенная автолестница с люлькой на конце

Разложенная автолестница с люлькой на конце

В верхней части рамы имеются направляющие, которые фиксируют комплект коленьев в поперечном направлении. От вертикального перемещения коленья удерживают пружинные защелки, которые установлены на направляющих.

Произвольное выдвижение коленьев при движении техники предотвращает запорный крюк. При подъеме лестницы с рамы крюк опускается под действием собственного веса и при этом освобождает колено.

Комплект коленьев

Данный узел включает в себя четыре колена, соединенных межу собой телескопическим способом. Выполняются они из стали низколегированной марки — 10ХСНД.

Этот материал обладает следующими свойствами:

  • Высокая прочность;
  • Пластичность;
  • Коррозионная стойкость и свариваемость.

Таким образом, каждое колено является легкой стальной конструкцией, которая состоит из двух ферм, жестко скрепленных между собой распорками и ступенями.

Эскиз колена автолестницы

Эскиз колена автолестницы

Комплект коленьев автолестницы состоит из следующих элементов:

  • Тетива лестницы;
  • Ступень;
  • Опорный ролик;
  • Стойка;
  • Верхний пояс;
  • Направляющий ролик.

Тетива выполняется из специального профиля, который обеспечивает хорошую жесткость и при этом имеет незначительную массу.Ступени выполняются из труб прямоугольного сечения, а стойки, верхний пояс и раскосы — из труб круглого сечения.

Устройство всех колен одинаковое, отличаются они друг от друга только массой и размерами. Толщина тетивы первого колена составляет 2 мм, а четвертого — 3,2 мм.Расстояние между ступенями составляет 300 мм.

Чтобы по лестнице было удобней передвигаться, наружные поверхности ступенек лестницы в средней части покрыты резиновыми рифлеными накладками, которые закреплены металлическими хомутикам. Нумеровать коленья принято сверху вниз, т.е. первым считается верхнее колено.

Несущим является нижнее, последнее колено. Оно опирается на направляющие дуги подъемной рамы роликами заднего и переднего опорных узлов и закрепляется шкворнем. В задней части несущее колено и подъемная рама соединены между собой гидроцилиндром бокового выравнивания.

Перемещение колен относительно друг друга осуществляется при помощи текстолитовых роликов и опорных направляющих. Передние и задние ролики парные, так как они воспринимают основную нагрузку.

Эскиз задней части пожарной автолестницы

Эскиз задней части пожарной автолестницы

Нижнее колено оборудовано угломером-отвесом, который позволяет измерять угол наклона лестницы, допускаемую длину выдвигания конструкции при определенном угле и нагрузку на вершину лестницы. Выдвижение колен осуществляется при помощи стальных канатов.

При наматывании стального троса на барабан лебедки, второе третье и первое колено выдвигаются одновременно. Все коленья, при этом, движутся с одинаковой скоростью относительно друг друга.

Фиксация коленьев осуществляется при помощи автоматических замыкателей, которые устанавливаются на одном уровне. При транспортировке, комплект коленьев располагается вдоль шасси над кабиной.

Кроме однотипных основных четырех коленьев,на вершине первого колена монтируется одно дополнительное облегченное колено. Оно выдвигается своими руками на длину до 2,5м. Эту дополнительную секцию используют в исключительных случаях. Такое колено не может служить опорой, поэтому лестница должна опираться на вершину первого колена.

Опорное устройство

Данный узел предназначен для обеспечения устойчивости автолестницы в процессе эксплуатации.

Он включает в себя:

Опорная рама является металлической сварной конструкцией. Она монтируется на лонжеронах автомобиля в задней части.

Рама состоит из:

  • Двух боковых щек;
  • Двух поперечин;
  • Опорного кольца, на которое установлен поворотный круг подъемно-поворотного устройства.

Приведение боковых щек в рабочее или походное положение выполняется при помощи гидроцилиндров. Механизм блокировки задних рессор позволяет увеличить жесткость несущей базы и тем самым повысить устойчивость автолестницы в процессе эксплуатации.

Обратите внимание!
Прежде чем начинать движение комплекта коленьев, необходимо привести опорную систему в рабочее положение.

Гидромеханизмы

Работу систем башни гидромеханизмов обеспечивает гидросистема. Рабочее давление в ней составляет 10 МПа. В качестве гидравлической жидкости летом используется масло МГ. Зимой систему заполняют веретенным маслом АУ.

Автолестница в рабочем положении

Автолестница в рабочем положении

Рабочую жидкость к агрегатам подает насос гидромотораксиально-поршневого типа. Бак гидросистемы обеспечивает компенсацию потерь, а также с его помощью осуществляется охлаждение рабочей жидкости, выпуск воздуха и паров, отстой и пр.

Гидросистема обеспечивает следующие движения:

  • Подъем;
  • Выдвигание;
  • Поворот влево или вправо;
  • Маневр одновременно в трех направлениях.

Механизм сдвигания выдвигания коленьев лестницы содержит червячный редуктор барабан и аксиально-поршневой гидромотор.

Обратите внимание!
На случай выхода из строя основного насоса, на раме закреплен ручной насос, что обеспечивает надежность лестницы.

Это основные узлы, которые приводят лестницу в действие.

Пульт автолестницы

Пульт автолестницы

Правила эксплуатации

Инструкция по эксплуатации пожарной автолестницы состоит из следующих пунктов:

  • Для обеспечения работоспособности пожарной автолестницы, она должна храниться в отапливаемом гараже, при температуре не иже 5 градусов по Цельсию.Машина при этом должна всегда быть в полной боевой готовности: укомплектована принадлежностями и оборудованием, заправлена ГСМ и т.д.
  • После каждого учения или выезда на пожар конструкция должна быть очищена, протерта, после чего смазана в соответствии с картой смазки. Особое внимание необходимо уделять исправности замыкателей.
  • В случае обнаружении на тросах обрыва более одной проволоки на участке в 100 мм,их необходимо заменить.
  • Подъезд автолестницы к объекту следует выполнять из расчета удобства установки и работы автолестницы. Чем выше необходимо поднять лестницу, тем она ближе должна располагаться к обслуживаемому объекту.
  • Не допускается работа на лестнице, если ее платформа имеет угол наклона к горизонту более чем на 6 градусов. При этом необходимо следить, чтобы задние колеса автомобиля не оказались на крышке шахт, пожарных колодцев, траншеях или на мягкой почве.
  • Перед подготовкой к работе необходимо затянуть ручной тормоз автомобиля и опустить опорные щеки. Управление лестницей осуществляется при помощи рукояток и маховичков на пульте.
  • Первым маневром лестницы является ее подъем, так как в транспортном положении все остальные движения заблокированы.
  • Самым ответственным движением конструкции является выдвижение коленьев до необходимой высоты. Подход вершины первого колена к границе поля движения необходимо выполнять на малой скорости. После того, как вершина лестницы достигнет предельной высоты, коленья необходимо поставить на замыкатели, а двигатель заглушить.
  • При выдвижении и уборке лестницы нужно следить, чтобы она не коснулась электрических или радиотрансляционных линий.
  • Спуск и подъем пожарных по прислоненной автолестнице запрещен с интервалом менее чем 3м.

Совет! Подъем лестницы вначале необходимо осуществлять на малой скорости, затем, достигнув угла в 30—40 градусов, следует перевести ее на большую скорость.

Видео в этой статье позволит наглядно посмотреть на работу пожарной автолестницы.

Вывод

Автолестницы являются абсолютно незаменимым видом техники для обеспечения безопасности жителей городов.Они позволяют не только своевременно добраться до места проведения пожарно-спасательных операций, но и спасти жизни людей.

Иногда пожарная авто лестница является единственным путем эвакуации. Учитывая такую ответственность и сложность конструкции, эксплуатироваться она должна строго в соответствии с установленными правилами.

Как и любой другой вид спецтехники, автолестницы стоят очень дорого, цена на них может достигать несколько миллионов рублей.

Составители: Преподаватель Учебного центра ФПС Балысов А.О.

Данное учебное пособие предназначено для слушателей УЦ, водителей пожарных

частей и руководителей подразделений ГПС. Предлагаемое учебное пособие поможет понять принцип работы

системы блокировки и сигнализации, а также облегчит проведение диагностики и работ по

устранению наиболее часто встречающихся отказов в системе дополнительного

Рецензенты: Начальник Красноярского Учебного центра ФПС Макеич В.Н.

Зам. начальника по учебной части Касымов Б.Ж.

Основные правила чтения электрических схем….…………………………….

1. Дополнительное электрооборудование пожарной автолестницы АЛ-30(131)ПМ-

1.1. Назначение и источники питания дополнительного электрооборудова-

Принцип работы системы блокировок и сигнализации…………….

Перечень элементов дополнительного электрооборудования……..

Осветительные, свето- и звукосигнальные приборы…………………

1.3.2. Датчики и конечные выключатели, обеспечивающие безопасную работу автолест-

1.4. Функционирование дополнительного электрооборудования при подготовке авто-

1.5. Функционирование дополнительного оборудования в процессе работы автолестни-

2. Методика выявления и устранения неисправностей в системе блокировок и сигнализации пожарной автолестницы АЛ-30(131) ПМ-

2.1. Общие указания по проведению работ……………………………….

2.2. Наиболее вероятные неисправности рабочей цепи автолестни-

2.3. Вероятные неисправности функциональной цепи подготовки к рабо-

2.4. Неисправности механизма бокового выравнивания……………….

2.4.1. Неисправности механизма бокового выравнивания в режиме горизонтирования сту-

2.4.2 Неисправности механизма бокового выравнивания в режиме укладки комплекта ко-

лен (совмещения осей)………………………….

3. Способы устранения неисправностей и регулировка элементов системы блокировок

3.1. Порядок устранения неисправностей путевых выключателей типов ВПК-2110 (ВПК-

3.1.1. Ремонт путевых выключателей ВПК-2110 и ВПК-2112………………

Ремонт путевых выключателей ВП-15Е……………………………….

Диагностирование, монтаж и регулировка датчика SQ3…………….

3.1.4. Диагностирование, особенности ремонта и регулировка переключателей SQ1.1 и SQ1.2…………………………………………………….

3.1.5 Ремонт и регулировка конечных выключателей предохранителей от лобовых ударов

3.1.6 Ремонт конечного выключателя SQ10, датчика SQ8 и регулировка их приво-

Ремонт и регулировка датчиков SQ4.1 и SQ4.2…………………….

Порядок устранения неисправности токоперехода ХА1……………..

3.4 Порядок регулировки положения микропереключателей типа

3.4.1. Регулировка параметров кривошипного привода……………………..

Регулировка микровыключателей на приборе блокировки………….

Проверка регулировки цепного привода ходовой гайки……………..

3.4.4. Проверка и регулировка микропереключателей на штоках гидрораспределите-

Порядок устранения неисправностей ртутных датчиков…………….

Замена ртутных датчиков SQ(1) и SQ(2)………………………………..

Ремонт ртутного датчика SQ…………………………………………….

Регулировка ртутных датчиков SQ(1) и SQ(2)……………………….

Перечень инструментов, принадлежностей и расходных материа-

лов, необходимых для проведения диагностики и ремонта СБС АЛ-

Рекомендуемая технология проверки дополнительного электрообо-

рудования автолестницы в процессе Ежедневного технического об-

Дополнительные правила техники безопасности при проведении

Список использованной литературы……………………………………………..

Процесс поддержания пожарных автолестниц в постоянной боевой готовности неразрывно сопряжен с ремонтом сборочных единиц, имеющих недостаточную конструктивную надежность или запас ресурса, а также по тем или иным причинам поврежденных в процессе эксплуатации.

Практика показывает, что большинство случаев выключения автолестниц из боевого расчета является следствием неисправностей, которые не требуют для устранения ни специальных знаний, ни сложного оборудования, ни дорогих запасных частей. В первую очередь это касается отказов электрооборудования пожарной надстройки, которые вызываются, главным образом, коррозией разрушением или нарушением взаимного расположения элементов электрической цепи системы блокировок и сигнализации (СБС).

Статистика 2001 и 2002 года свидетельствует, что 70 - 75 % неисправностей автолестниц модели ПМ-506В являются следствием повреждения или отказа элементов дополнительного электрооборудования. Из общего числа ремонтов дополнительного электрооборудования, проведённых в Производ- ственно-техническом центре (ПТЦ), около 80% выполнялись за срок менее одной рабочей смены (зачастую - менее часа) и сводились к замене датчиков (конечных выключателей) или их промывке, очистке и регулировке. Учитывая потери времени на перегон автолестниц в ПТЦ и обратно в часть, а также сроки оформления заказа на ремонт, нетрудно убедиться, что при проведении ремонта непосредственно в пожарной части время вывода АЛ из боевого расчета было бы в несколько раз меньше. Одновременно уменьшились бы накладные расходы (затраты на ГСМ и расход ресурса шасси). В наибольшей степени это актуально для краевых подразделений, удалённых от ПТЦ на десятки или даже сотни километров.

Анализ причин отказов показал, что техническое обслуживание приведших к отказу элементов электрооборудования автолестниц проводилось далеко не в полном объёме или не проводилось вовсе. В основе этого лежат две основные причины:

 неоправданная боязнь, проявляемая водителями (операторами) автолестниц по отношению к электрооборудованию в целом и системе блокировок и сигнализации в частности.

 недостаточно подробное изложение методических и технологических аспектов процесса обслуживания элементов электрооборудования в Инструкции по эксплуатации автолестниц (в особенности это касается вопросов профилактики отказов и неисправностей датчиков и конечных выключателей).

Проявившиеся в процессе эксплуатации отказы и неисправности, несмотря на тривиальность причин возникновения большинства из них, не устраняются на месте только потому, что водители оказываются не в состоянии даже обнаружить дефектный узел.

Данная работа направлена на совершенствование процесса ремонта дополнительного электрооборудования по этапной схеме:

1. Обнаружение неисправности по ее внешнему проявлению.

2. Выявление дефектного узла с помощью простейших технических средств и его ремонт своими силами в условиях поста технического обслуживания части.

3. Выявление дефектного узла и его ремонт силами передвижной станции диагностики, если для восстановления электрооборудования требуется замена каких-либо элементов.

4. Ремонт электрооборудования в стационарных условиях ПТЦ или отряда технической службы, если для его проведения требуется выполнение сложных технологических операций.

Предлагаемое учебное пособие поможет водителю понять принцип работы системы блокировки и сигнализации, а также облегчит проведение диагностики и работ по устранению наиболее часто встречающихся отказов в системе дополнительного электрооборудования.

Учебное пособие дополняет Техническое описание и Инструкцию по эксплуатации автолестницы.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПУТЕВОЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ - электромеханический прибор контактного типа, имеющий две пары контактов, обеспечивающий в конце разрешённого рабочего хода (пути) включение, отключение или переключение электрических цепей собственной контактной группы при внешнем воздействии на привод исполнительного органа (копира, рычага, нажимного болта и т.п.).

На автолестницах модели ПМ-506В в качестве датчиков и конечных выключателей 1 применяются путевые выключатели ВП-2110 (см. рис. 1), его модификация ВП-2112, а также ВП-15Е (см. рис. 2).

МИКРОВЫКЛЮЧАТЕЛЬ - контактный малоразмерный неразборный (как правило) путевой выключатель, обеспечивающий отключение (разрыв) электрической цепи при наступлении заданного события (см. рис. 3).

МИКРОПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ - прибор того же исполнения, обеспечивающий переключение электрических цепей или сохранение части цепей при разрыве других в момент наступления заданного события.

ДАТЧИК - путевой выключатель или микровыключатель (микропереключатель), осуществляющий коммутацию или разрыв тех или иных электрических цепей при наступлении заранее заданного события и обеспечивающий при этом подачу напряжения на исполнительные и или сигнальные средства.

КОНЕЧНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ( КОНЦЕВОЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ) - разновид-

ность датчика, обеспечивающая коммутацию цепей, приводящую к безусловному прекращению или невозможности совершения опасного движения.

ПРИВОД (контактного датчика или конечного выключателя) - механическое (гидравлическое, пневматическое и т.д.) устройство, обеспечивающее перемещение контактных пластин датчика (выключателя).

НОРМАЛЬНО-ЗАМКНУТЫЙ КОНТАКТ датчика (выключателя) - набор клемм, замкнутых контактной пластиной прибора в положении, когда его кнопка (шток, ролик и т.д.) не нагружена внешним усилием.

НОРМАЛЬНО-РАЗОМКНУТЫЙ КОНТАКТ датчика (выключателя) - набор клемм, замкнутых контактной пластиной прибора в положении, когда его кнопка (шток или ролик) нагружена внешним усилием, вызвавшим перемещение контактных пластин на величину полного рабочего хода.

АУТРИГГЕР - короткое и удобное английское название гидравлической или механической выдвижной опоры, обеспечивающей устойчивость автолестницы при работе.

ЭЛЕКТРОМАГНИТ ЗАГРУЗКИ НАСОСА или ЭЛЕКТРОМАГНИТ YАЗ -

электромагнитный привод распределительного клапана гидросистемы, обеспечивающий его открывание и подачу гидравлической жидкости в систему при подаче на клеммы соленоида электрического напряжения.
























Описание оригинала

Файлы











«Со второго полугодия 1983 года ТМЗ прекратил выпуск модели Л21 и перешел на выпуск модели ПМ-506. Безусловно, после необходимого оснащения и технологической отладки производства показатели выпуска модели 506 могли бы побить рекорд Л21, но отсутствие статистики её выпуска после 1984 года и сложные экономические условия первой половины 90-х годов не позволяют зафиксировать этот рекорд и подтвердить его документально.

Автолестница АЛ-30(131) мод. Л21 предназначена для подъёма личного состава и пожарно-технического вооружения на этажи здания, для спасения и эвакуации людей, тушения пожаров с применением пожарных водяных стволов и пенных генераторов, а также выполнения специальных работ в области применения с 3 по 9 этажи жилых зданий. При сдвинутых коленах лестница может использоваться в качестве подъёмного крана.

Опытный образец изготовлен в 1968 году. Государственные испытания завершили тогда же, а первые 26 серийных АЛ-30 (131) Л21 увидели свет в 1970-м. Серийное производство велось с 1970 по середину 1983 года, а далее завод перешел на выпуск модели ПМ-506.

Источник: А.И. Преснов, к. т. н., доцент; А.А. Печурин, к. т. н. доцент; А.В. Данилевич.

Пожарные автолестницы: Исторические аспекты, технические данные, конструктивные решения. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Пожарные автолестницы моделей Л21 и ПМ-506

Модель и год начала производства

Мелкосерийная модификация АЛ-30(131)Л21 со съемной люлькой грузоподъемностью 180 кг. При установке люльки максимальный вылет уменьшался до 9 м

Результат глубокой модернизации модели Л21. Основным изменениям подверглась система выдвигания комплекта колен: ликвидированы замыкатели и дополнительное колено, добавлен второй трос выдвигания и увеличен их диаметр, трехзаходный червяк в редукторе выдвигания заменен на однозаходный, что повлекло за собой увеличение диаметра барабана лебедки и ликвидацию гидротормоза. Стрела в выдвинутом положении стала удерживаться только тросами. В электрооборудовании с релейной схемы переход на полноточную, а система блокировок и сигнализации стала отвечать современным (по тому времени) требованиям. Изменилась (с целью снижения полной массы машины) конструкция платформы. Силовая группа, гидросистема и механизм бокового выравнивания незначительно модернизированы. Давление в гидросистеме увеличилось с 12 до 16 МПа, а индивидуальные гидрораспределители уступили место сблокированным

Незначительная модернизация модели ПМ-506, связанная с необходимостью применения секционного спасательного рукава (РС-С). Для этого был разработан кронштейн (площадка) крепления РС-С, а конструкцию гидроцилиндров подъема стрелы незначительно изменили для обеспечения отрицательного угла наклона стрелы (до – 4 º). В состав системы блокировки и сигнализации был включен датчик, ограничивающий усилие прижима стрелы к транспортной стойке. Верхние пояса колен стали сваривать из прямоугольных труб из стали 10ХСНД. Была несколько модифицирована гидросистема – гидроцилиндры подъема стрелы получили индивидуальные гидрозамки, следствием чего явилась ликвидация гидрозахватов и крана разжима захватов

Глобальная модернизация модели ПМ-506В, при которой основные изменения заключались в следующем:

– принцип системы управления изменен с электромеханического

– давление в гидросистеме увеличилось до 18,5 МПа с раздельной регулировкой контуров; – изменена конструкция практически всех гидроцилиндров – они уменьшились в диаметре (благодаря увеличенному давлению);

– заменена гидроарматура: фильтр, гидрозамки, трубопроводы;

– кардинально переоборудована электросхема – она снова стала релейной (что уменьшило токи в цепях управления), причем основные элементы схемы стали монтироваться на печатной плате;

– гидроцилиндр управления оборотами двигателя заменен на пневмоцилиндр, управляемый автоматически (для нижнего контура) или вручную (для верхнего контура);

– изменена лицевая панель пульта управления.

В 2000 г. на автолестнице была модернизирована электросхема, еще раз изменена лицевая панель пульта управления и введены индуктивные датчики

Модернизация модели ПМ-506Д, при которой:

– машина отличается наличием единого сварного надрамника, к которому крепятся балки опорного контура и поворотное основание; при этом опорный контур был несколько удлинен, что повысило устойчивость автолестницы при работе в заднем секторе;

– надстройка без оперения, что резко снизило ее массу, упростило и упрочило каркас платформы, а также облегчило техническое обслуживание шасси;

– рукоятки управления распределителями опорного контура размещены в центральном заднем отсеке;

– функции отсеков для пожарно-технического вооружения (ПТВ) выполняют два боковых подвесных ящика

Размещение надстройки ПМ-506К на шасси ЗиЛ-4334.

С 2008 г. устанавливается ПБЛ240

Многофункциональный пожарный автомобиль на шасси Урал-4320 с двойной кабиной (расчет 6 человек), насосом ПН-40УВ (НЦПН-40/100) и с надстройкой ПМ-506К (без проставки). Модифицированная электросхема дополнительного электрооборудования допускает применение лафетного ствола с электроуправлением. С 2008 г. устанавливается ПБЛ240

Автолестница на шасси КамАЗ-4326, представляющая собой модернизацию модели ПМ-506И, у которой:

– опорный контур – одноходовой Н-образный передний

и двухходовой Х-образный задний;

– электронный прибор блокировки ПБЛ240 и новый токопереход;

– лафетный ствол с дистанционным электроуправлением

Размещение надстройки ПМ-506С на шасси КамАЗ-43256

Модификация надстройки ПМ-506У: наличие механизма принудительного сдвигания комплекта колен на любых углах возвышения вплоть до отрицательных

Читайте также: