Какие органы исполнительной власти осуществляют управление в сфере образования

Обновлено: 02.07.2024

Система органов, осуществляющих государственное управление образованием, включает в себя как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования. В настоящее время одной из основных задач Правительства РФ является выполнение национального проекта в сфере образования.

Возглавляет систему органов управления образованием Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Министерство вносит в Правительство РФ проекты ФЗ, осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, ученых советов образовательных учреждений по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений;

проводит лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов;

рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых степеней и званий;

выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций;

подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

В соответствии с Правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденными постановлением I Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116, в целях осуществления надзора Рособрнадзорвправе инспектировать органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Контроль и надзор в сфере образования осуществляются путем: проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций; анализа причин возникновения нарушений российского законодательства в области образования; воздействия на нарушителей законодательства в области образования.

Рособрнадзор имеет право пресекать факты нарушения законодательства РФ в сфере образования, а также применять, предусмотренные законодательством меры ограничительного и предупредительного характера, направленные на недопущение и ликвидацию последствий нарушения юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образования.

Рособрнадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность Правительством РФ по представлению Министр! образования и науки РФ.

Федеральное агентство по образование (Рособразование) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, развития общи доступных образовательных ресурсов. Оно наделено следующими полномочиями:

организация повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского образования;

определение для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему; размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности; распределение между образовательными учреждениями квот на стипендии Президента РФ, Правительства РФ, иные именные стипендии и назначение их в установленном порядке;

открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам образования. Министерстве самостоятельно осуществляет правовое регулирование по следующим вопросам:

порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

приоритетные направления развития образования; порядок создания филиалов федеральных государственных учреждении высшего и среднего образования;

формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации;

федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях;

федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;

положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Федеральными органами исполнительной власти в сфере образования являются также Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по образованию, находящиеся в ведении Минобрнауки России, которое осуществляет координацию и контроль их деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки* (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в сфере образования функции по контролю и надзору. Служба имеет следующие полномочия в сфере образования:

утверждение на установленный законодательством Российской Федерации срок избранных общими собраниями (конференциями) образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение исполнения его обязанностей на одного из Проректоров; оформление в установленном порядке соответствующих документов для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования;

организация конгрессов, конференций, олимпиад, семинарии, выставок и других мероприятий в сфере образования.

Следует иметь в виду, что ряд образовательных учреждений находится в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, например Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ, Министерства сельского хозяйства РФ И др.

Вопросы образования в соответствии с Конституцией РФ отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее Субъектов. К ведению субъектов РФ в сфере образования отнесены такие вопросы, как: создание, реорганизация, ликвидация и финансирование образовательных учреждений субъекта РФ; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; формирование органов управления образованием субъектов РФ и назначение (по согласованию с федеральными органами управления образованием) их руководителей.

В субъектах РФ создаются такие органы исполнительной власти в области образования, как министерстваили комитеты — в республиках, департаменты, главные управления, управления, отделы образования — в других субъектах РФ.

В муниципальных образованиях в составе администраций создаются управления, отделы образования. К их ведению относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на подведомственной территории; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; учет детей, подлежащих обязательному обучению в муниципальных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования; обеспечение содержания зданий, сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.


В статье рассматриваются что такое государственное управление. Правовые основы формирования органов исполнительной власти субъектов РФ.

The article discusses what is public administration. Legal basis for the formation of executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation.

В научной литературе понятие государственного управления рассматривается в узком и широком смысле этого слова. Узкое значение понятия государственного управления раскрывается посредством отождествления с деятельностью органов исполнительной власти в целом. Широкий аспект понятия государственного управления характеризуется совокупностью деятельности всех ветвей власти [10].

Органы исполнительной власти образуют не просто самостоятельную систему исполнительной власти, а такую систему, которая является мощной подсистемой всей системы государственного управления. Этой подсистеме свойственны особенности, которые качественно выделяют ее среди других подсистем системы государственного управления.

На сегодняшний день в научной литературе выделяется проблема соотношения исполнительной власти и государственного управления, которая характеризуется рядом факторов, свидетельствующих о том, что в некоторых случаях им присущи как общие черты, так и отличия по некоторым важным характеристикам.

Следует отметить, что понятие государственного управления не закреплено на законодательном уровне, и упоминание о нем отсутствует также и в нормах Конституции РФ, что вызывает дискуссии в научной литературе.

Исполнительная власть считается проявлением единой государственной власти, и обладает особым характером деятельности различных звеньев структуры государственного аппарата (органами исполнительной власти).

Данное понятие государственного управления понимается в виде исполнительно-распорядительной деятельности, а не противопоставляется осуществлению исполнительной власти.

Государственное управление обладает следующими чертами:

Во-первых, это организующая деятельность.

Во-вторых, обладает государственно-властным характером.

В-третьих, деятельность государственного управления носит непосредственный характер, так как исполняется специально уполномоченными субъектами.

В-четвертых, обладает разнообразием организационно-правовых форм функционирования, динамичностью задач и выполнение интересов общества, личности и государства.

Исполнительная власть фактически составляет содержание деятельности относительно государственного управления, выражая, прежде всего, ее функциональную (исполнительную) направленность. Соответственно, все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Большинство административистов считают государственное управление синонимом государственно-управленческой деятельности в широком смысле и формой реализации исполнительной власти в ее собственном смысле. До сих пор в законодательстве Российской Федерации не сложилась окончательно единая терминология, касающаяся исполнительной власти.

Таким образом, можно выделить сходство между государственным управлением и деятельностью органов исполнительной власти, которое заключается в том, что эти понятия определяются как деятельность государственной власти.

Несмотря на сходство, данные понятия имеют и свои отличия, определяемые в том, что деятельность исполнительной власти более узкое понятие, поскольку в данном случае задействовано только одна исполнительная ветвь власти, с ее структурой, полномочиями, и направлениями деятельности. А в понятие государственного управления включается деятельность любых государственных органов всех ветвей власти.

Вместе с тем, понятие органа исполнительной власти в действующем законодательстве не закреплено, в Конституции РФ указывается только на то, что органы исполнительной власти включаются в единую систему государственных органов.

Так, Е. А. Тимошенко полагает, что любую власть следует считать особой функцией, направленной на руководство, управление и координацию волевых действий общества в целом [8].

Существует и другая точка зрения, которая определяет исполнительную власть как процесс осуществления государственного управления, рассматривая исполнительную власть как особый вид государственной деятельности, посредством осуществления полномочий органами государственной власти [11].

Следовательно, под органами исполнительной власти следует понимать государственную организацию деятельности, направленную на обеспечение законодательства, а также осуществление функций государственного управления.

Органы исполнительной власти являются самой объемной ветвью государственной власти. Исполнительная власть признается независимой, и наделена особыми полномочиями в сфере государственного управления [12].

Несмотря на различные подходы к классификации государственных органов, важным является их рассмотрение в контексте принципов единства, системности, взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости. Все органы государственной власти взаимосвязаны определенной функциональной общностью. Реализация государственной власти ассоциируется с двумя важнейшими в теории государства дефинициями — механизм государства и аппарат государства.

Г. Б. Романовский отмечает, что: «исполнение законов объективно требует осуществления большой по объему распорядительной деятельности [13].

Реализация функции органов исполнительной власти обозначает, что ее исполнение осуществляется посредством управленческого процесса.

Существует ряд административно-правовых функций органов исполнительной власти. К таковым относятся функции, которые закреплены на законодательном уровне, и их реализация осуществляется в публично-правовых отношениях.

Также органы исполнительной власти наделены функциями государственного контроля и надзора. Иными словами, можно сказать, что функции органов исполнительной власти классифицируются также в зависимости от полномочий, которыми наделены органы исполнительной власти.

Правовые основы формирования органов исполнительной власти субъектов РФ определяются действующими правовыми актами федерального уровня, и правовыми актами каждого субъекта РФ [2]. Основополагающим правовым актом, которым определяется особенность деятельности исполнительной власти, является Конституция РФ, в которой указывается, что органы исполнительной власти субъектов РФ включаются в единую систему государственных органов [9].

Органы исполнительной власти подразделяются на различные виды, которые и представляют систему органов исполнительной власти. Другими словами, под системой органов исполнительной власти понимается совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых органов исполнительной власти, которыми образуется целостное единство, и реализуются поставленные задачи.

На основании ст. 6 Закона об образовании, федеральный орган исполнительной власти в сфере образования осуществляет функции по принятию нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере образования; занимается согласованием кандидатур, выдвигаемых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, на должность руководителя органа исполнительной власти региона в сфере образования; осуществляет контрольно-надзорные функции в сфере образования; имеет право на изъятие переданных полномочий региональному органу исполнительной власти в сфере образования [14].

Итак, под органами исполнительной власти понимаются элементы системы государственных органов, которые формируются с целью непосредственной и повседневной реализации функций государственного управления, наделенные конкретным объемом полномочий исполнительно-распорядительного характера, с целью управления системой образования на федеральном уровне.

В структуру федеральных органов управления в сфере образования входят:

Законодательное закрепление положения Правительства РФ среди органов исполнительной власти свидетельствует о системном подходе и соответствует конституционно-правовым принципам.

В Конституции РФ закреплены существенные элементы правового положения Правительства РФ с целью повышения его самостоятельности и ответственности в ходе реализации своих полномочий.

В отношении членов Правительства РФ установлено ограничение, согласно которому они не могут быть членом органа иной ветви власти, а также им запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность, или иную другую оплачиваемую деятельность, за исключением преподавательской, научной либо творческой деятельности и друге ограничения, связанные с выполнением полномочий.

Деятельность Правительства РФ в сфере образования обеспечивается с помощью Аппарата Правительства РФ, которым осуществляется взаимодействие с Администрацией Президента РФ, а также аппаратами палат Федерального Собрания РФ. Руководителем Аппарата Правительства РФ заместителем Председателя Правительства РФ или федеральным министром возглавляется Аппарат Правительства РФ [6].

Следует подчеркнуть, что Правительство РФ образует координационные и совещательные органы, деятельность которых направлена на обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти в ходе разрешения вопросов, связанных с разработкой предложений, носящий рекомендательный характер в сфере образования [5].

С 2004 года по 2018 год органом, который осуществлял функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, являлось Министерство образования и науки РФ.

До 1 сентября 2014 г. предусматривалось обязанность образовательных организаций привести образовательную деятельность в соответствие с законодательством РФ об образовании. Под образовательной деятельностью подразумевается деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ч. 1 ст. 2 Закона об образовании).

До 1 января 2016 г. предусматривалось приведение образовательных организаций в соответствие с требованиями гражданского законодательства и законодательства об образовании РФ свои наименования и уставы. До 1 сентября 2016 г. предусматривалась обязанность образовательных организаций пройти лицензирование и государственную аккредитацию в установленном порядке [16].

15 мая 2018 года Указом Президента РФ Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Организационная реформа обсуждалась довольно долго. Министерству просвещения РФ были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых [4].

Кроме того, в структуру федеральных органов исполнительной власти в сфере образования включена также и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (сокращенно — Рособрнадзор), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки [17].

Такой исполнительный орган исполнительной власти как Совет при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, признается консультативным органом при Президенте РФ и создан с целью информирования главы государства о положении дел в сфере науки, технологий и образования.

С целью осуществления обеспечения деятельности Президента РФ по формированию и реализации государственной политики в области науки и образования в состав Администрации Президента РФ включается Управление Президента РФ по научно-образовательной политике.

Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями.

Таким образом, были рассмотрены особенности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления образованием и рассмотрена их общая структура. Следует отметить, что на федеральном уровне управление образованием осуществляется перечисленными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, государственное управление, сфера образования, орган, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, научная литература, государственная политика, нормативно-правовое регулирование.

Органы управления образования – это система государственных органов, осуществляющих целенаправленную деятельность по обеспечению полноценного функционирования и развития системы образования в стране.

Законодательство РФ в сфере управления образованием

Система образования в России – это совокупность преемственных образовательных программ и стандартов, разного уровня и направления, а также сеть образовательных учреждений их реализующих.

В России функции по управлению образованием выполняют разнообразные муниципальные и государственные органы. В соответствии с законодательством РФ к ним относятся:

  1. Правительство России;
  2. центральные (федеральные) органу управления образованием;
  3. федеральные ведомственные органы управления образованием;
  4. государственные органы управления субъектов России.
  • разработка и последующая реализация разнообразных международных и федеральных программ в сфере образования;
  • разработка государственного образовательного стандарта и иных документов об образовании;
  • осуществление государственной аккредитации различного уровня образовательных учреждений;
  • определение порядка проведения аттестации педагогических работников различных образовательных организаций;
  • формирование и развитие эффективной структуры системы образования;
  • разработка разнообразных перечней специальностей профессий, в соответствии с которыми осуществляется профессиональная подготовка и образование педагогических кадров;
  • осуществление финансирования педагогической деятельности образовательных учреждений;
  • осуществление прогнозирования дальнейшего развития системы образовательных учреждений, разработка предложений по их совершенствованию;
  • осуществление контроля по исполнению законодательства РФ в сфере образования.

Готовые работы на аналогичную тему

Полномочия Правительства РФ и Министерства РФ в области управления образованием

В сфере управления образованием Правительство РФ осуществляет обеспечение единой государственной политики, развитие всех уровней образования и реализацию контроля за доступностью бесплатного образования, гарантированного Конституцией РФ.

Полномочия Правительства РФ в сфере образования состоят:

  • разработка и реализация политики в области образования;
  • осуществление подготовки и доработки разделов ФГОС, различных законопроектов, в соответствии с действующим законодательством в сфере образования;
  • осуществление лицензирования деятельности образовательных организаций, участие в аттестации и государственной аккредитации;
  • установление логичного порядка по разработке, утверждению и введению разнообразных государственных образовательных стандартов;
  • установление порядка перечня направлений по подготовке специалистов среднего, высшего и послевузовского звена.

Министерство образования России – это федеральный государственный орган, образованный специально для осуществления управления образованием в России.

Основными задачами Министерства образования в России являются:

  1. Реализация государственной политики в сфере образования, направленной на обеспечение необходимых оптимальных условий для реализации гражданами собственных конституционных прав на получение образования.
  2. Разработка эффективной системы управления по координации различных образовательных организаций и учреждений системы образования.
  3. Разработка федеральных требований, предъявляемых к содержанию образования.
  4. Разработка эффективной системы по оценке деятельности образовательных организаций.
  5. Осуществление совершенствования организационного и экономического механизмов эффективного функционирования системы образования РФ.
  6. Информатизация современной системы образования.
  7. Нормативно-правовое обеспечение регулирования взаимоотношений в сфере образования.
  8. Осуществление организации государственной аттестации педагогических и научных работников.

В соответствии с теми задачами, которые возложены на Министерство Образования РФ, реализует многочисленные функции. Всего в настоящее время на него возложено около 75 функций.

Министерство образования России возглавляет министр, осуществляющий руководство единолично, несет персональную ответственность за деятельность Министерства в рамках, возложенных на него задач и функций.

Задачи и функции Министерство образования России осуществляет при взаимодействии с органами управления образования субъектов РФ и ведомственными государственными органами управления образованием.

Федеральные ведомственные органы управления образованием

К Федеральным ведомственным органам управления образования относятся ведомства и министерства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, для управления которыми они создают специализированные подразделения в собственной структуре.

  • В настоящее время, с 15 мая 2018 года, руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки). В сферу ответственности первого входят вопросы общего и среднего профессионального образования, а второго — вопросы высшего образования.

До середины мая 2018 года управление образованием в стране осуществляли Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки; смысл данного сокращённого наименования ныне изменился) и подчинённая ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчинённое Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упразднённое с передачей функций в непосредственное ведение министерства.

Связанные понятия

Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных.

Вы́сшее образова́ние в Росси́и — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) — федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Было создано 9 марта 2004 года, осуществляло функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных.

Академии наук в Российской Федерации — академии наук, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. В зависимости от их специализации, академии наук принимают участие в организации и координации научной, исследовательской, научно-технической и научно-производственной деятельности научного и инженерного сообществ, а также вносят вклад в подготовку и непрерывное образование научных и инженерных кадров. Деятельность академий наук в Российской Федерации (РФ) регулируется федеральными.

Государственная академия наук — статус высшего научного учреждения и головного научного центра государства или его административно-территориальной единицы, присваиваемый научному обществу с наделением его особыми полномочиями, правами и обязанностями посредством хартии, закона или иного государственного акта.

Акаде́мия социа́льного управле́ния (АСОУ) – один из шести областных вузов Московской области , региональный центр экспертного сообщества по образованию. Не входит в рейтинг "100 лучших вузов России". Есть условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Военный финансово-экономический университет Министерства обороны РФ (ВФЭУ) — единственное в России высшее военное учебное заведение, осуществлявшее подготовку и переподготовку специалистов для замещения должностей руководящего состава финансово-экономической службы Министерства обороны РФ, других федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих оборону и безопасность страны, Департамента полевых учреждений Центрального банка РФ, военных представительств Министерства обороны РФ, одновременно.

Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт) — федеральный орган исполнительной власти. Располагался по адресу: Москва, Лужнецкая набережная, 8.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й— тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Государственные образовательные стандарты — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждаемый органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Деятельность на ступени общего образования осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Азербайджанской Республики, Закона "об Образовании" Азербайджанской Республики, соответствующих приказов, решений и распоряжений, Положения о Министерстве Образования Азербайджанской Республики и других нормативных актов.

Образовательное учреждение Московская Банковская Школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) или сокращенно МБШ- образовательное учреждение среднего профессионального образования. Единственным учредителем МБШ является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Колледж осуществляет подготовку и переподготовку банковских специалистов по программам среднего профессионального образования и по программам дополнительного профессионального образования по специальности.

Академия МЧС Азербайджанской Республики является государственным образовательным учреждением специального назначения. Является частью структуры Министерства по Чрезвычайным Ситуациям Азербайджанской Республики.

Федера́льный университе́т в Российской Федерации — наряду с главными столичными МГУ и СПбГУ, наивысший по статусу из видов российских высших учебных заведений (институт, академия, университет), обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок.

Высший совет по научным исследованиям Испании (исп. Consejo Superior de Investigaciones Científicas, CSIC) — государственное агентство Испании.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России. Осуществляет социально-гигиенический мониторинг, санитарно-гигиенический, санитарно-эпидемиологический государственный надзор и контроль, организацию и проведение противоэпидемических мероприятий, а также надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей.

Аккредита́ция вы́сшего уче́бного заведе́ния — процедура предоставления высшему учебному заведению определённого типа права проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, соответственно с условиями стандартов высшего образования, а также к государственным условиям по кадровому, научно-методическому и материально-техническому обеспечению.

Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации (НЦПИ) — федеральное государственное учреждение при Минюсте России.

Свобода преподавания — составная часть академических свобод, включает в себя возможность смело высказывать результаты своих научных исследований, выбирать метод исследования и изложения своей науки, план чтения своего предмета.

Дополнительное образование детей и взрослых — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.

Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращённо — вуз; в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами), образовательная организация высшего образования (ООВО) с 2016 г. — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.

Акаде́мия (от греч. Ἀκαδήμεια) — научная организация (учреждение, общество) — академия наук, также учебное заведение.

Образование во Франции обязательно с 3 до 16 лет. Основные принципы французского образования: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность образования, нейтральность образования, лаицизм (светскость, нерелигиозность) образования.

Учебно-методическое объединение образовательных организаций (УМО) — государственно-общественная организация, созданная в системе образования в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.

Юридическое образование — совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.

Сестринские профессиональные организации — это организации, объединяющие специалистов в области сестринского дела.

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) — федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации. Создано указом Президента России № 1453 от 18 ноября 2004 года.

К высшим учебным заведениям во Франции относятся все учебные заведения, осуществляющие общенаучную и специальную подготовку на базе полного среднего образования со сроками обучения от 2 до 11 лет. Речь идет, таким образом, о принятой на Западе расширительной концепции высшего образования, включающей в себя не только собственно высшее, но и так называемое послесреднее образование, являющееся аналогом среднего.

У́ровень аккредита́ции вы́сшего уче́бного заведе́ния — уровень способности высшего учебного заведения определённого типа проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации.

Опорный вуз (опорный университет) в России — это создаваемый в регионе на основе объединения существующих высших учебных заведений вуз, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, то есть организации, реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Московский техникум космического приборостроения (МТКП) МГТУ им. Баумана — государственное учебное заведение среднего специального образования, проводившее подготовку по специальностям компьютерного и радиоаппаратостроительного профилей. Московский техникум космического приборостроения — это, единственный в России техникум, ведущий подготовку по всему спектру специальностей, связанных с автоматическими системами управления летательных аппаратов, вычислительной техникой и её программным обеспечением.

Главное управление социального воспитания и политехнического образования детей (Главсоцвос Наркомпроса РСФСР) — структурное подразделение Наркомпроса, в чьи функции входило руководство дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, социально-правовой охраной детей и контроль за повышением квалификации всех работников социального воспитания.

Московский политехнический колледж — государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Москвы. Создан в 1932 году. Территориальное расположение — Юго-Восточный Административный округ г. Москвы, район Лефортово, ул. Красноказарменная, д.10а, филиал: ул. Подъемная, 15. Лицензия на право образовательной деятельности № 311587, серия А, регистрационный № 025543, действительно с 18 марта 2009 г. по 18 марта 2014 г. Государственная аккредитация — регистрационный.

Институт мировой политики (ВПП) является частью американской научной школы национальной безопасности, разведки и международных дел. Основан в 1990 году и расположен в Дюпон-Серкл города Вашингтон, округ Колумбия.

Государственная техническая комиссия СССР (Гостехкомиссия СССР, ГТК СССР) — специальный орган, созданный с целью противодействия иностранным техническим средствам разведки, предотвращения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, сведений о военном и военно-промышленном потенциале, организации межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.

Частный университет — тип университетов, негосударственное образовательное учреждение высшего образования, некоммерческая организация.

Читайте также: