Законодательные памятники как исторический источник

Обновлено: 28.06.2024

К XVI в. на Руси бытовало не менее сотни канонов такого рода. Часть из них была вполне официального характера, поскольку исходила от высших иерархов. Другие святоотеческие правила имели рекомендательный характер, хотя и были зачастую анонимными. К числу наиболее популярных в Древней Руси относятся канонические ответы митрополита русского Иоанна II, перевод которых с греческого сохранился в списках Кормчих книг XIV–XVII вв., и так называемое Кириково вопрошание, дошедшее до нас в составе Кормчих XIII–XVI вв. и содержащее ответы новгородского епископа Нифонта (1130–1156) и других иерархов на вопросы неких Кирика, Ильи и Саввы. Оба памятника дают развернутую картину повседневной жизни приходского священника и древнерусского прихода (семейно-брачные отношения, народное восприятие христианства, соблюдение горожанами христианских норм поведения и морали и т. п.).

Изучение текстов вопрошаний, сопоставительный анализ их между собой и с вопросниками для покаянных бесед духовников с духовными детьми позволяют получить информацию, недоступную при работе с другими источникам.

Юридические сборники

С XI в. основным сводом памятников христианского и византийского церковного права на Руси был сборник, который в XIII в. получил название Кормчей книги. Он содержал авторитетные и обязательные для православных христиан законы: апокрифические апостольские правила, правила вселенских и некоторых поместных соборов, признанных каноническими, нормативные сочинения церковных писателей IV–VII вв., а также компиляции из церковных установлений византийских императоров. Состав и переводы этих сборников были различными. К ним добавлялись толкования канонических норм. На Руси кормчие книги расширялись местными церковными и светскими правовыми кодексами и правилами.

Кормчие книги известны в большом числе списков (до 180). Основная их часть принадлежит к XV–XVI вв., но встречаются списки как более ранние (XII в.), так и поздние (XVIII–XIX вв.). Они переписывались и редактировались во всех русских землях. Наиболее важную роль играли так называемые Сборники 14 титулов. На их материалах, известных на Руси с XI в., основывались все кормчие книги XIV–XVI вв. Правовое и каноническое содержание кормчих книг было основным. Однако в процессе развития они включили также многие церковно-полемические, хронологические, календарные, экзегетические сочинения, словари и другие памятники.

Значительно позже Кормчей, в последние десятилетия XIII – начале XIV в., сформировался другой древнерусский сборник подобного рода – "Мерило Праведное". Он сохранился в пяти списках XIV–XVI вв., имеющих идентичный состав. Текст делится на две части. Первая включает заимствованные из Библии, апокрифов и святоотеческой литературы поучения о праведных и неправедных судах и судьях. Вторая составлена из памятников права, преимущественно канонического. Сюда вошли как русские, так и переводные (в основном византийские) законодательные памятники, а также нормы, заимствованные из библейских текстов. В основу памятника легли, скорее всего, кормчие книги. "Мерило Праведное" как исторический источник, его место в жизни древнерусского общества изучены недостаточно.

Под названием Правосудие митрополичье известен памятник, помещенный в "Цветнике" (сборнике слов и поучений) XVI в. Создание этого законодательного источника некоторые исследователи относят к XIII–XIV вв. Статьи, включенные в него, затрагивают вопросы, традиционно относившиеся к юрисдикции церковных судов (семейно-брачные отношения, сексуальные преступления, проблема определения "душегубства" и т. п.). В числе источников Митрополичьего правосудья были церковный устав Ярослава, Пространная Русская Правда и некоторые другие источники.

Памятники канонического права до сих пор неудовлетворительно изучены как исторические источники.

1.3. Акты

Важной составной частью источникового комплекса, освещающего историю древней Руси, являются акты – тексты, выполняющие функции документов: предоставляющие какие-либо права и служащие доказательством наличия таких прав; деловые и служебные записи, несущие информацию о том или ином событии или процессе, положении дел, состоянии имущества и т. п. В современном отечественном источниковедении под актами в узком смысле понимаются лишь те из них, которые устанавливают определенные правоотношения либо между контрагентами сделки, либо между автором и адресатом (С. М. Каштанов). В отличие от законов, которые устанавливают, формулируют правовые нормы, акты лишь используют законодательные нормы и не должны нарушать их.

При узком определении к актам относят документы, выполняющие договорную или распорядительную функцию. При расширительном понимании актовых источников к этим группам добавляют также делопроизводственные, частно-публичные документы и частную переписку.

Изучением актов занимается дипломатика – специальная дисциплина, анализирующая документы как исторический источник.

1.3.1. Актовый материал как исторический источник и методы его изучения. Общая характеристика актового материала

Древнерусские акты представляют собой обширный комплекс источников. По подсчетам В. А. Кучкина, до нашего времени дошли всего восемь актов XII в., 15 актов XIII в., 163 – XIV в. и 2048 – XV в.: всего 2234 акта, причем большая часть из них (1302 акта) датируется второй половиной XV в. Это существенно уступает комплексам западноевропейских актовых источников. Лишь с XVII в. акты на Руси сохранились в массовом количестве.

К каждой группе актов применяется свой специфический подход, повышающий информационную отдачу этого вида источников. Классификация (систематизация) актов производится по источнику права, на котором они основываются (например, публично-правовые и частные акты, первые из которых делятся на светские и духовные); тематическому принципу (по содержанию) и т. п. Каждое из этих оснований может быть удобным и целесообразным при изучении той или иной темы. Менее дифференцированные классификационные системы более удобны, когда речь идет о систематизации материала, однако они оказываются малопродуктивными, поскольку выделенные группы обычно имеют слишком общий характер. Напротив, развернутые классификации, как правило, слишком конкретизированы, что порождает ряд неудобств при их практическом использовании.

Понятие формуляра и формулярный анализ

Изучение актов начинается с анализа их внешней формы: материала, на котором написан документ, почерка писца, хронологической системы, которой пользовался составитель грамоты, знаков, удостоверяющих документ (прежде всего печатей, хотя они в настоящее время всесторонне исследуются специальной исторической дисциплиной сфрагистикой). На основе такого анализа делается вывод о подлинности акта. Это лишь предварительный этап оценки акта как исторического источника. Основная работа по его изучению начинается с исследования внутренней формы – структуры и стилистики его текста.

Структуру текста акта принято называть формуляром. Формуляр более или менее стабилен. Он состоит, как правило, из стандартных оборотов, расставленных в определенном порядке. Принято различать условный, абстрактный, конкретный и индивидуальный формуляры.

Под условным формуляром понимается наиболее общая схема построения документов в целом. Абстрактным формуляром называют общую схему построения документов определенной разновидности. Схематическая структура определенных небольших групп документов внутри разновидности именуется конкретным формуляром. Наконец, схему построения одного отдельно взятого текста принято называть индивидуальным формуляром.

В условном формуляре обычно выделяют: 1) начальный протокол (инвокация – посвящение Богу; интитуляция – обозначение лица, от которого исходит документ; инскрипция – обозначение адресата; салютация – приветствие); 2) основную часть (аренга – преамбула; нотификация – публичное объявление; наррация – изложение обстоятельств дела; диспозиция – распоряжение по существу дела; санкция – запрещение нарушения документа; корроборация – сведения об удостоверительных знаках документа); 3) конечный протокол (место и время выдачи; аппрекация – заключение-благопожелание); 4) удостоверительную часть (субскрипция – формула, выражающая существо удостоверительного действия; сигнатура – подпись, личная или нотариальная).

Указанные части условного формуляра встречаются далеко не в каждом документе и не всегда в перечисленном порядке. Тем не менее использование структуры условного формуляра полезно при предварительном анализе текста акта. На ее основе устанавливается индивидуальный формуляр конкретного акта. Индивидуальные формуляры актов определенной разновидности позволяют выстроить абстрактный формуляр, а на его базе – типичную схему каждой части, из которой состоит акт данной разновидности. Такая схема представляет собой техническое средство, позволяющее изучить эволюцию внутренней формы актов во времени и пространстве.

Для ее создания элементы, из которых состоит абстрактный формуляр, сводят в таблицу под условными номерами. Если исследователя интересуют временны́е изменения, он размещает данные в хронологической последовательности, отмечая наличие или отсутствие выделенных элементов абстрактного формуляра в каждом конкретном акте. Исчезновение одних из них и появление других отражает изменения, происходящие во внутренней структуре данной разновидности. Если же предмет изучения составляют территориальные особенности формуляра, существующие одновременно, в таблицах выстраиваются ряды из данных, полученных при анализе актов, появившихся на одной территории. Затем результаты, полученные по разным регионам, сравнивают между собой.

Одна из важнейших функций государства – право формулировать новые нормы жизни общества, издавать законы. Система законодательства непосредственно отражает деятельность государственных институтов по осуществлению этой функции. Именно поэтому изучение политической истории невозможно без изучения документов, зафиксировавших совокупность всех правовых норм, действующих в государстве и регулирующих отдельные сферы социальных отношений. Политико-юридическая система, которую представляет собой законодательство, – наиболее общая форма социального контроля поведения человека. Личные связи индивида (прежде всего его отношения в семье) регулировались не светским законодательством, а нормами канонического права. Б?льшая же часть повседневных отношений средневекового человека с окружающими определялась нормами обычного права, попросту говоря, традицией. Она слабо рефлексировалась и, как правило, не находила отражения в памятниках письменного права, поскольку не нуждалась в утверждении законодательной властью. Подобная фиксация – в виде исключения – возможна в основном в тех случаях, когда обычай приходил в противоречие с новыми отношениями, формирующимися в обществе, и нуждался в корректировке. Нормы обычного права могли рассматриваться в качестве источника письменных правовых норм, которые были призваны регулировать либо отношения между новыми, прежде не существовавшими социальными группами, либо новые связи, в которые не вступали члены традиционного общества.

С официальным законодательством древнерусский человек сталкивался нечасто. Видимо, с этим связана размытость в древности понятия о законодательном памятнике: все ранние законы передаются в окружении текстов, не имеющих собственно юридического характера.

Роль традиции, обычного права в Древней Руси, судя по всему, была особенно велика, поскольку в силу ряда культурно-исторических причин здесь отсутствовала рецепция римского права, заложившая основы правовых отношений средневековых государств Западной Европы. Роль, эквивалентную римскому праву, на Руси сыграли христианские правовые нормы. К сожалению, история канонического права и его место в социальной жизни Древней Руси изучены пока недостаточно. Пробудившийся в последние десятилетия интерес к истории повседневности заставляет внимательнее отнестись к памятникам канонического и церковного права на Руси.

Каждая правовая норма и закон в целом формулируют желательные стандарты поведения и поступков. Из этого следует, что, пока действует закон, соблюдение зафиксированных в нем норм не стало общим правилом. В то же время законы несколько запаздывают относительно причин, породивших необходимость формулирования новых правил отношений людей между собой, а также между членами данного сообщества и государством. Кроме того, по крайней мере до середины XVII в. на Руси ни один закон никогда полностью не выполнялся. Одной из важнейших причин такого положения дел было отсутствие со стороны государства возможности контролировать выполнение закона не только на местах, но и в столице, поскольку не было соответствующих структур аппарата власти. Все это задает определенную специфику в изучении законодательных источников и использовании в историческом построении информации, полученной из них.

Определенные сложности в изучении ранних законодательных источников составляет разделение их на отдельные статьи. При этом учитываются киноварные заголовки, инициалы (или пропуски для них), грамматическая структура фраз. От того, насколько верно проведено такое членение текста, во многом зависит понимание как отдельных правовых норм, так и общего смысла законодательного источника.

Не менее сложной оказывается проблема определения того, как работали (и работали ли вообще) та или иная правовая норма и законодательство в целом. В ее решении большую помощь оказывает сравнение правовых норм с данными актового источниковедения и нарративных источников. Желательно также привлекать для решения этого вопроса записки иностранцев, часто обращавших внимание на особенности судопроизводства в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Законодательные полномочия церкви

Законодательные полномочия церкви Объясняя так происхождение Ярославова устава, я имею в виду отношение русской церкви к государству, установившееся в первую пору христианской жизни Руси. Обращаясь к церкви за содействием в установлении общественного порядка на

Законодательные ограничения

Законодательные ограничения Изложенной схемы местнического счета, думаю, достаточно, чтобы понять, как местничество осложняло должностные назначения. Особенно в распорядке мест полковых воевод дьякам Разрядного приказа трудно было составить подбор лиц, который

Законодательные акты

Законодательные акты Полное Собрание Законов Российской Империи (ПСЗРИ). 1 изд. (1796 г.). № 17700. 30 декабря.ПСЗРИ. 2-е изд. Т. 10. (1835). № 8015. 1 апреля.ПСЗРИ. 2-е изд. Т. 17. (1842). № 15503. 13 апреля.ПСЗРИ. 2-е изд. Т. 34. (1859). № 3 4888 // Штат Двора Его Императорского Высочества Государя наследника

Законодательные акты

Законодательные акты Полное собрание законов российской империи (ПСЗРИ). 1 изд. (1796 г.). № 17700. 30 декабря.ПСЗРИ. 2-е изд. Т. 10. (1835). № 8015. 1 апреля.ПСЗРИ. 2-е изд. Т. 17. (1842). № 15503. 13 апреля.ПСЗРИ. 2-е изд. Т. 34. (1859). № 34888 / Штат Двора Его Императорского Высочества Государя наследника

Интегрирование объединенных провинций. Основные законодательные меры. Идейная борьба

Интегрирование объединенных провинций. Основные законодательные меры. Идейная борьба Одной из наиболее важных проблем, которая стояла перед румынскими властями на протяжении всего межвоенного периода, была необходимость достижения законодательного и

№27 Инструкция о порядке разработки и представления в высшие законодательные органы СССР документов НКВМ и порядке проведения распоряжений по НКВМ, требующих объявления в приказах РВС СССР и циркулярах НКВМ

№27 Инструкция о порядке разработки и представления в высшие законодательные органы СССР документов НКВМ и порядке проведения распоряжений по НКВМ, требующих объявления в приказах РВС СССР и циркулярах НКВМ 7 мая 1924 г.**О порядке внесения в высшие законодательные

Глава 19. Законодательные основы спецслужб

Глава 19. Законодательные основы спецслужб Первые законодательные основы спецслужб России были официально зафиксированы в 1649 году в Соборном уложении царя Алексея Михайловича.В 1658 году царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим за свой добродушный характер, был

Глава 5. Законодательные основы военной разведки на Руси

Глава 5. Законодательные основы военной разведки на Руси Первые законодательные основы военной разведки России были официально зафиксированы в 1649 году в Соборном уложении царя Алексея Михайловича.В 1658 году царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим за свой

1. Законодательные

1. Законодательные 1.1. Полный свод законов Российской империи. – Изд. 4. СПб., 1904. – Т. 1—16.1.2. Свод военных постановлений 1869 г. – Изд. 2. СПб., 1893. – Кн. 1.1.3. Законодательные акты переходного времени 1904—1908 гг. – Изд. 3. СПб.,

Законодательные функции королевской власти

Законодательные функции королевской власти Характер законодательства и права. Законодательная власть, как впрочем и вся политическая власть в период феодальной раздробленности, не являлась функцией одной только монархии. Законодательствовали в той или иной мере все

Законодательные акты

В этой группе источников являются законодательные памятники. Законодательные источники составляют правовую основу любого гос-ва, регулируя повседневную деятельность, гос. и правовых институтов, на их основе осуществляются взаимоотношения между гражданами страны. Законодательные памятники это особый вид исторических источников. С одной стороны – строгий юридический документ, с др. – это исторический памятник.

Свои особенности имело законодательство и советского периода, это было законодательство революционного гос-ва. Для революции характерна резкая ломка всех социальных отношений, попытка противопоставить ныне существующее законодательство. Законодательство начинается с чистого листа.

Во-вторых, при оценке таких источников необходимо учитывать особенности устройства государственного советского общества: революционеры стояли на позиции критики разделения властей, считая его порочными, приводящим к недооценки мнения народа. Надо объединить в лице советов и исполнительную, и законодательную власть. Это проявлялось в том, что законодательными полномочиями до конституции 36г. пользовались совет народных комиссаров, отдельные ведомства, а не только ВЦИК и т.п.

В-третьих, в советском гос-ве коммунистическая партия пользовалась огромными правами, в частности в практике совместных постановлений. Это было нарушением конституции РФ, т.к. коммунистическая партия не имела законодательных полномочий (документы КПСС – НЕ законодательные источники!).

Примерами таких совместных постановлений было 30июня 1941г. – об образовании гос. комитета по обороне.

При изучении законодательства необходимо проанализировать систему гос. органов. В истории советского права можно выделить 2 этапа, рубеж – Конституция 1936г. Этапы:

1. 17-36гг. Законодательные акты принимались всероссийскими съездами советов, но работали они не постоянно. В промежутках между ними эту обязанность выполнял ВЦИК, после создания СССР (декабрь 22г.) законодательные акты принимались ЦИК СССР и съездами советов, также законодательными функциями обладал Совет народных комиссаров – исполнительная власть, до 36г. Всего за этот период было издано 5,5тыс. законодательных актов. Для них характерно: законодательный нигилизм, многие органы присваивали себе эти функции явочным порядком, местные советы издавали подзаконные акты, выходившие за пределы их полномочий (местные кодексы, законы); также существовало большое кол-во внеконституционных органов, это ВЧК, РЕКомы, все они издавали законы, распространявшиеся на большие территории. Несмотря на большое обилие законов, существовали пробелы в законодательстве. Они заполнялись за счёт революционного правосознания, т.е. отдавались на откуп местной власти. Существовали отсылки к правовому обычаю (к обычному праву). Оформлялись также в виде декретов (декрет о земле, мире и т.д.). Характерен был агитационно-пропагандистский характер. Он проявлялся в том, что декреты публиковались в виде листовок, прокламаций и брошюр. Конституция – это основной закон гос-ва, формирующий основные принципы построения гос. общества. Первая советская союзная конституция была в 1918г. Были изложены принципы диктатуры пролетариата. В 1924г. была принята конституция ССР. В ней были зафиксированы устройства советского союзного гос-ва, в меньшей степени затрагивались вопросы экономического строя. Появляются и сборники права – кодексы. Первым таким был кодекс об актах гражданского состояния (сентябрь 1918г.). Затем, в 1922г. были приняты земельный кодекс, кодекс о труде, гражданский и уголовно-процессуальный кодексы. Были также и резолюции, постановления, положения, декларации, обращения. Они принимались как республиканскими органами, так и местными органами.

Конституция 36г. – законодательными правами стали обладать: Верховный совет ССР и Верховный совет союзных республик. Верховные советы ССР, союзных республик и референдумов. Остальные законодательные издания – не имели силу закона. Сохранилось это до 1988г. Была проведена политическая реформа, основным законодательным органом стал съезд народных депутатов, промежуток – Верховный совет. В 1993г. была принята ныне действующая конституция, законодательные права – Госдума и Совет федерации.

2. 36-76гг. Кол-во законодательных актов уменьшается. Происходит политическая стабилизация жизни. Были разновидности законов: принимаются основы законодательства СССР, содержащие общие принципы (в 68г. – основы земельного законодательства СССР, затем в союзных республиках принимались законодательные кодексы или же закон). Среди законодательных актов занимали особое место Указы президиумов совета СССР депутатов верховного совета. Президиум верховного совета издавал законодательные указы, не создающие новые правовые нормы, а лишь вносили некоторые изменение и дополнения, приостанавливающие действия закона. Верховный совет, собираясь, указами принимали такие изменения. Шло назначение или отставка лиц верховного совета.

Методика источниковедческого анализа. Законодательные памятники – особая группа источников. Каждая разновидность законов требует специфичных подходов анализа. Выделяются стадии:

1. Изучение истории создания источников. Рассматривая историю создания источника, надо посмотреть каковы первоисточники права, нужно смотреть законодательную инициативу (кто являлся инициатором создания);

2. Изучение окончательно принятого закона, рассмотрение статей.

3. Реализация законодательного акта

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

Антоновская Ирина Андреевна

Москва 2018 год

2. Понятие исторического источника. 4

3.Классификация исторических источников. 5

4. Приёмы работы с историческими источниками . 7

5. Методика изучения исторических документов . 9

6. Заключение . 11

7. Список источников . 12

Формирование у учащихся умений работать с текстами как источником знаний – одна из актуальных проблем современной педагогической науки, решение которой открывает возможности для углубленного осмысления учащимися ведущих вопросов исторического развития и формирования приемов мыслительной деятельности и учебной работы. Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории .

При работе с историческими источниками у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности когда-то живших людей.

Объект исследования: образовательный процесс в средней школе

Цель работы: изучить методику работы с историческими документами в обучении истории.

Задачи исследования:

- изучить психолого-педагогическую литературу с целью выяснения уровня разработанности выбранной проблемы.

- отобрать наиболее эффективные методические приемы формирования умений работы с историческими документами.

- рассказать об использовании исторических документов на уроках истории, основываясь на личном опыте (во время прохождения педагогической практики).

Предмет исследования: исторические документы и их виды.

Методами работы являются сравнительный, критический и системный метод.

ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА

Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.

Еще в 1863 г. профессор М.М. Стасюлевич высказал мысль, что для исторического развития учащихся гораздо большее значение имеет непосредственное знакомство учеников с источниками исторического знания (документами), чем работа по учебнику. С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов или предметов материальной культуры. Исторический источник делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость исторического источника также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение духа эпохи.

Работа с источниками – основа исторической науки. Это обуславливает необходимость активного использования различных исторических источников в процессе преподавания истории.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

В современном источниковедении существует сложная система классификации исторических источников, однако основными видами являются хронологическая и типологическая классификации.

Хронологическая классификация предполагает выделение групп исторических источников по историческим эпохам. В соответствии с общей периодизацией отечественной истории в современном источниковедении выделяется 5 видов источников:

1)Исторические источники периода разложения первобытного общества и перехода к феодализму (VI – начало XII вв.);
2)Исторические источники периода развитого феодализма (начало XII – середина XVIII вв.);
3)Исторические источники периода разложения феодализма и перехода к капитализму (середина XVIII – начало ХХ вв.);
4)Исторические источники советского общества (1917 – 1985 гг.);
5)Исторические источники постсоветского (современного) периода – с 1985 г. по настоящее время.

Первым из историков теорию типологической классификации предложил И. Дройзен. Он подразделял исторические источники на:

1)Произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях;
2)Данные языка
3)Обычаи, нравы, учреждения
4)Монументы
5)Деловые акты, протоколы и другие документы

Наиболее стройную систему классификации и систематизации письменных источников выдвигает Л. Н. Пушкарев:

1) Картографические: а)карты, исторические планы; б) планы политические планы.

2) Статистические: а) экономическая статистика; б) статистика народонаселения; в) политическая и культурная статистика.

3) Актовые: а) акты политические; б) акты социально-экономические; в) акты юридические.

4) Канцелярские источники: а) грамоты; б) реестры, книги, указы; в) деловая переписка.

5) Личные: а) письма; б) дневники; в) мемуары.

6) Художественные: а) очерки (корреспонденция); б) лирика, драма; в) романы, рассказы, повести.

7) Исторические: а) исторические повести; б) хронографы; в) летописи.

8) Научные: а) исторические труды; б) философско-социологические труды; в) географические описания.

Современная российская историография четко разделяет вещественные и письменные исторические источники. Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины: металлические деньги – монеты (нумизматика); бумажные деньги и ценные бумаги (бонистика); ордена, медали, наградные знаки (фалеристика); знамена, флаги, вымпелы (вексиллология); форменная одежда и военные мундиры (униформоведение); печати (сфрагистика); гербы (геральдика); почтовые марки (филателия); эмблемы (эмблематика); вещественные источники, извлеченные из земли (археология); костные остатки людей и животных (остеология); палеографические источники; древние тексты (палеография); древние рукописные книги (кодикология); берестяные грамоты (берестология); юридические документы (дипломатика); филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (филиграноведение); эпиграфические источники: надписи на твердом материале (эпиграфика); надгробные надписи (эпитафика); имена собственные (ономастика); географические названия (топонимика); родословные книги (генеалогия).

Письменные источники в свою очередь подразделяются на:

1)летописи;
2)законодательные источники;
3)актовые материалы;
4)делопроизводственная документация;
5)статистические источники;
6)документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);
7)литературные произведения;
8)публицистика;
9)научные труды.

Данные типы исторических источников(как вещественных, так и письменных) возникли и существовали в различные периоды российской истории. По мере развития общества увеличивалось общее количество исторических источников, исчезали одни типы и возникали новые.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ

Основным типом исторических источников, изучаемыми учениками в школьной программе, являются письменные(летописи, законодательные источники, актовые материалы и т.п.). Посредством документов осуществляется реализация принципа наглядности в обучении истории, когда школьники знакомятся с внешним видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, ощущению духа эпохи.

Классификация документов, применяемых в обучении истории, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы - документы повествовательно-описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти документы хорошо взаимодополняют друг друга. Третью дополнительную группу составляют памятники художественного слова.

Актовые документы - это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) документы.

Повествовательно-описательные документы - летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий.

К памятникам художественного слова истории относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения).

Среди множества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:

· чтение и анализ;

· выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;

· коллективный разбор текста;

· формулирование вопросов к тексту;

· обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;

· выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;

· анализ аргументации авторов;

· нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;

· формулирование обобщенных выводов;

· выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;

· составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;

Использование документов делают урок более интересным, насыщенным, познавательным. Практика показывает, что самостоятельная работа учащихся с источниками знаний будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.

На уроках истории в старших классах целесообразно использовать задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Использование исторических источников (прежде всего источников письменных) в процессе обучения, во-первых, позволяет сделать изложение материала наглядным (проиллюстрировать конкретными примерами и фактами теоретические положения); во-вторых, дает возможность учащимся через образы прошлого почувствовать колорит эпохи; в-третьих, учит мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В итоге источники, правильно введенные в структуру излагаемого материала, делают выводы более убедительными и вырабатывают у учащихся навыки самостоятельного осмысления исторического факта.

Итак, обучение работе с документом включает следующие этапы:

1) учитель дает образец разбора документа;

2) ученики анализируют документ под руководством учителя;

3) работают под руководством учителя и самостоятельно;

4) самостоятельно изучают документ в классе и дома.

Работа с документами также включает в себя: чтение и пересказ документа, и составление по нему плана; объяснительное чтение с предварительной и заключительной беседой; самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему; сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга документов, характеризующих одно и то же событие; критическую оценку документа. При этом ученики определяют его логически завершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению. Учитель предлагает ученикам "прочитать, что сказано об этом в документе", "привести место из документа, где сказано об этом", "доказать на основе текста документа", "подтвердить свое мнение документом".

Самостоятельная работа учащихся с документами предполагает:

1.Работу с одним или несколькими документами. Анализ документов, восстановление хода исторического события.

2.Работу с несколькими документами, объединенными одной проблемой:

а) сравнить документы, выявить общее или различное в позициях, взглядах, настроениях участников событий, проанализировать эволюцию их взглядов;

б) проанализировать мотивы поступков, действий участников событий;

в) оценить отдельных участников событий, создать их политический и нравственный портрет;

г) дать оценку документам как источникам исторических знаний;

д) высказать свое мнение относительно значения исторического события.

Отказываясь от применения школьного учебника в процессе обучения, автор данной методики подбирает по курсу истории систему документов, характеризующих историческую эпоху, событие, явление или процесс. Затем вычленяет какую-либо проблему. Документы позволяют выявить противоречивость позиций конкретных лиц, что вызывает потребность решить проблему, а это помогает уяснить сущность явлений и процессов. Эффективно сравнение документов с разных позиций, освещающих одно и то же событие. Ученики определяют, чем отличается описание одних и тех же событий.

Анализ источника проведенный учениками не может претендовать на классический анализ источников, ибо в нем отсутствует такой важный элемент, как критика источника. В приведенном алгоритме анализа нет вопросов, позволяющих провести эту работу. Это сделано сознательно. Нельзя ставить перед ребятами одновременно две задачи. Сначала надо научить извлекать из источника информацию, а потом познакомить с элементами критики источника.

Вообще можно сказать, что исторические источники имеют и теоретическое, и практическое значение; в теоретическом отношении они важны для познания исторической действительности, в практическом нужны для того, чтобы действовать в ней и соучаствовать в культурной жизни человечества.

С общей теоретико-познавательной точки зрения, исторический источник получает особого рода значение. В той мере, в какой он содержит показание о каком-либо действительном факте, познание которого нельзя в достаточной степени удовлетворить на основании другого источника, т. е. одного только собственного разума или собственного опыта, он не только подтверждает и контролирует истину, опознанную разумом и добытую путем чувственного восприятия, но становится самостоятельным источником познания действительности.

Итак, без исторических источников нельзя конструировать историю человечества, о которой можно узнать только из них; ведь прошлое развитие человечества в его полноте не существует в настоящем, оно известно только по более или менее явным следам, какие оно оставляет в настоящем, последние доступны непосредственному научному исследованию в исторических источниках.

Исторические источники также играют важную роль и в процессе преподавания истории в средней школе. Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов. Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков.

Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

1) Бирюков С. А. Работа с архивными документами на уроках истории// Методика – 2002. – №2.
2) Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000, С.107-110.
3) Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. – М., 1998.
4) Дройзен И. Г. Очерк историки (1858) / Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории. — СПб.: Владимир Даль, 2004. — 581 с.
5) Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. М., 1996.
6) Пушкарев, Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Л. Н. Пушкарёв. — М.: Наука, 1975.
7) Румянцев В. Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. №3.
8) Умбрашко К. Б. Развитие творческого мышления на уроках истории// Методика.- 1999.- №3.- с.29-33.

Читайте также: