Сколько дотаций получает израиль от сша

Обновлено: 30.06.2024

Все больше израильтян в последнее время задают вопросы: нужна ли американская помощь Израилю? Не становится ли она удавкой для еврейского государства?

Поначалу Америка оказывала Израилю действенную помощь. После шестидневной войны связи Израиля с Францией в области поставок оружия оказались разорванными из-за эмбарго де Голля. США увидели в поражении арабских стран шанс подорвать влияние СССР на Ближнем Востоке и, выступив в роли патрона победителей, усилить свое. Вскоре США стали основным поставщиком оружия Израилю.[!]

До 1985 года подавляющее большинство поставок оплачивалось путем предоставления Израилю американских долгосрочных займов. Именно таким образом Израиль финансировал огромные расходы, вызванные перевооружением ЦАХАЛа вслед за войной Судного дня, передислокацией войск из Синая после подписания мирного договора с Египтом и строительством новых военно-воздушных баз. Это привело к непомерному росту внешней задолженности и создало угрозу стабильности экономики Израиля. Встал вопрос о способности Израиля приобретать оружие в США.

Не желая терять заказы на вооружение и снаряжение израильской армии, американский ВПК, оказав давление на Конгресс, долгосрочные займы заменил безвозмездной военной помощью, оплачиваемой из бюджета Соединенных Штатов.

Нет никакого сомнения, что поставки американского оружия в конце шестидесятых - начале семидесятых годов сыграли огромную роль в укреплении обороноспособности еврейского государства, а получаемая с середины восьмидесятых военная и обычная помощь (три миллиарда долларов ежегодно) оказала весьма положительное влияние на развивающуюся экономику страны.

Получение американской помощи было, бесспорно, в интересах Израиля.

Какие интересы преследовали американцы, многие не понимали, особенно поначалу. Но постепенно в сознание людей начал проникать неоспоримый факт: американская помощь Израилю - средство субсидирования тех сфер американской экономики, которые администрация США не может поддерживать открыто. Американская демократия не позволяет правительству оказывать финансовую помощь частным предприятиям и компаниям. Роль правительства сводится к прямым закупкам продукции - будь то атомные авианосцы или туалетная бумага для нужд армии. В то же время цена, которую платит иностранный покупатель, выше, чем та, по которой производятся закупки американским правительством.

Со временем технологический разрыв между США и Израилем значительно сократился. Израиль создал свой ВПК, где разрабатываются собственные передовые технологии. За счет качества израильской рабочей силы технологический разрыв сокращался быстрыми темпами в самых различных сферах. Были найдены оригинальные, а самое главное более дешевые, чем у американцев, решения многих технических задач. Ряд отраслей израильской промышленности стал конкурентами американских.

Американская помощь, порой, становится, фактором, ограничивающим создание самобытных израильских технологий и развитие экономики, хотя во многих сферах еще ощущается нужда в получении современных заграничных технологий, разработка которых в Израиле обходится дороже.

Израиль - страна с высоким уровнем экспорта продукции. Каждый четвертый доллар произведенного ВВП продается за границу (в США - только каждый десятый). Увеличение объемов экспорта, особенно военно-промышленного, - непреложное условие дальнейшего развития экономики Израиля. В противоположность своим арабским противникам Израиль сумел превратить оборонные нужды в рычаг экономического и технического развития страны. В процентном отношении израильский оборонный бюджет за последние 15 лет неуклонно сокращался - с 16 до 8 процентов. Но абсолютные его суммы росли, так как еще более высокими темпами увеличивался валовой внутренний продукт, выросший до 110 млрд. долларов в год, или 17 тыс. долл. на одного жителя, догнав по этому показателю Испанию и Англию.

Чтобы обеспечить стабильное продолжение развития экономики, Израиль должен сам производить большинство необходимых ему для обороны систем оружия. Например, отказ Англии поставить запасные части к 150 израильским самолетам, привел к их вынужденному простою аэродромах. И здесь израильтяне наталкиваются на весьма серьезное препятствие. Несмотря на малый объем израильского экспорта оружия и огромную разницу в размерах экономик США и Израиля, американцы требуют прекращения израильского экспорта вооружений в Южную Америку, Китай, в другие страны.

В связи с постоянными сокращениями в Израиле оборонного бюджета начался процесс перевода армейских заказов с местного рынка на американский. Урон, наносимый израильской промышленности, весьма велик: каждый миллиард затраченных за границей долларов равняется ликвидации в Израиле 20-30 тысяч рабочих мест. Примером может служить закрытие швейной фабрики в Офакиме, которая потеряла заказ армии на обмундирование, закупленное Министерством обороны США. Закрываются и крупные наукоемкие предприятия и компании, существование которых необходимо Израилю. Убытки составляют два-три миллиарда долларов в год. В 2002 году, несмотря на рост ВВП на 0,9%, уровень безработицы подскочил до 10%.

Американская помощь Израилю продолжается уже много лет. Несмотря на то, что она составляет всего лишь 3-4% годового ВВП страны, часть израильтян уверена, что без нее еврейское государство просто перестанет существовать. Другие израильтяне, наоборот, уверены, что американская помощь стала тормозом для израильской экономики. Все эти годы политическое руководство страны не сумело отлучить израильское общество от американской помощи, не смогло поставить перед ним четкую цель - достижение собственной экономической независимости. Однако дело в том, что Соединенные Штаты неоднократно на мировой политической арене, в ООН доказывали свою преданность Израилю, защищая его от нападок многочисленных недругов. Экономические мотивы содружества маленького Израиля и самой могучей мировой державы тесно переплелись политически, что и определяет дальнейшую экономическую и политическую зависимость еврейского государства от Соединенных Штатов Америки.


По вопросу о суммах, выплаченных Германией Израилю, я предоставлю слово тому, кто был главным представителем последнего на переговорах о размере репараций - Науму Гольдману, который подробно рассказал об этом в своей "Autobiographie" /Автобиографии/, подаренной им мне 23 апреля 1971 года в благодарность за миссию, выполненную мною за два года до того по его просьбе у Nasser после "шестидневной войны".

Источник: Nahum Goldmann "Autobiographie" /Автобиография/. Изд. Fayard, Paris, 1969 г.

Есть еще два источника финансирования того, что некоторые называют "израильским чудом" в экономическом плане, а также гигантских вооружений Израиля (включая ядерное), что делает лживым часто используемый образ маленького Давида с пращой, противостоящего великану Голиафу. В современной войне сила измеряется не количеством солдат, а техническим оснащением армии. Израильская армия, благодаря обильному притоку финансов в эту страну, располагает ударной силой, гораздо более мощной, чем все арабские государства вместе взятые.

Кроме "репараций" Израиль получает практически без ограничений оружие и деньги, главным образом из США, где его всемогущее лобби действует особенно эффективно, а также дары от диаспоры.

Pinhas Sapir, бывший Министр финансов Израиля, заявил в Иерусалиме на "Конференции еврейских миллиардеров" (ежегодное сборище "Jewish billionaires club"), что с 1949-го по 1966 год Израиль получил 7 миллиардов долларов.

Источник: "The Israeli Economist", сентябрь, 1967, № 9.

Эта операция окупила себя, так как американские еврейские организации ежегодно посылают в Израиль в среднем миллиард долларов (эти взносы, считающиеся "благотворительными", вычитаются из налоговых деклараций дарителей, то есть ложатся на американского налогоплательщика, даже если они предназначены для поддержки "военных усилий" Израиля. Но главная часть поступает непосредственно от американского государства.

Половину этой помощи - официально- составляют дары и "займы", о которых очень быстро "забывают". Остальное добавляется к израильскому внешнему долгу, который быстро растет и в настоящее время приближается к 20 миллиардам долларов.

Главная часть этой ежегодной помощи - поставки вооружения, для которых Конгресс, чтобы они не так бросались в глаза и во избежание критики, предусмотрел особый режим финансирования в своем "Акте о контроле над экспортом оружия", принятом в 1976 году.

Второй пункт для сравнения. Средняя ежегодная помощь слаборазвитым странам в период с 1951-го по 1959 год не превышала 3.164 миллиардов долларов, тогда как 1,7 млн. жителей Израиля получили за тот же период 400 миллионов, то есть имея менее тысячной доли населения слаборазвитых стран, Израиль получил десятую часть общей суммы, то есть на душу населения в сто раз больше остальных.

И еще, чтобы сравнение было еще более ярким: 7 миллиардов долларов, полученных Израилем за 18 лет в качестве "дара", превышают общую сумму годового национального дохода соседних арабских стран (Египта, Сирии, Ливана и Иордании), который равнялся в 1965 году - 6 миллиардам.

Источник: Статистика ООН в сборнике "Le courant international des capitaux à long terme et les donations publiques" /Долгосрочное международное движение капиталов и общественные пожертвования/ (1951-1959). Цит. в кн. Georges Corm "Finances d'Israël" /Финансы Израиля/. Изд. IPS, 1968.

Но способы финансирования государства Израиль еще более амбициозны. Их цель - создать в пользу этого государства всемирную финансовую сеть, которая направляла бы капиталовложения (в 1967 году, на первой "Конференции еврейских миллиардеров").

Докторская диссертация, недавно представленная в Парижский университет (Université de Paris II) Жаком Банделаком (Jacques Bendélac) и опубликованная под заголовком "Les fonds extérieurs d'Israël" /Зарубежные фонды Израиля/, дает точные, взятые из неоспоримых источников цифры по разным аспектам израильских финансов.

Источник: Jacques Bendélac "Les fonds extérieurs d'Israël" /Зарубежные фонды Израиля/. Изд. "Economica", Paris, 1982.

Источник: T. Stauffer, "Christian Science Monitor" от 20 декабря 1981 г.

Источник: Michel Bar Zohar "Ben Gourion, le Prophète armé" /Бен-Гурион, вооруженный пророк/. Изд. Fayard, Paris, 1966, гл. 27.

Второй источник финансирования - боны государства Израиль, которые продаются за рубежом за доллары, а оплачиваются с процентами за израильскую валюту. Эти боны (99,8% которых были проданы в 1951 году в США и еще 80% в 1978 году), израильской экономике еще 5 миллионов долларов.

Источник: "State of Israël Bonds" /Боны государства Израиль/. Jerusalem - New York, 'Americ. Jewish Yearbook' /Американский еврейский ежегодник/, 1972, с. 273; 1978, с. 205; 1980, с. 153.

Источник: Statistical abstract of Israël (annuel) et Bank of Israël, Annual Reports /Статистический ежегодник Израиля и ежегодные отчеты Банка Израиля/.

«Ги де Ротшильд (Guy de Rothschild) - президент "Объединенного еврейского социального фонда";

Давид (David) - казначей того же Фонда и французский член административного совета "Еврейского агентства";

Ален (Alain) - президент Представительного совета еврейских организаций во Франции и Центральной консистории израелитов;

Эли (Elie) - президент Исполнительного комитета "Объединенного еврейского социального фонда";

Эдмон (Edmond) - президент Еврейской организации по распространению израильских бонов;

Источник: Jacques Bendélac "Les fonds extérieurs d'Israël" /Зарубежные фонды Израиля/. Изд. "Economica", Paris, 1982, с. 76.

Но еще больше зависимость от американского правительства, особенно с 70-х годов.

Источник: Jacques Bendélac "Les fonds extérieurs d'Israël" /Зарубежные фонды Израиля/. Изд. "Economica", Paris, 1982, с. 79.

С 1948 года помощь американского правительства Израилю достигла суммы 18 миллиардов долларов, распределенной равными частями между займами и пожертвованиями. Две трети предназначались для военных целей.

Ускорение темпов этой помощи было головокружительным: менее 100 миллионов долларов до 1975 года и 2 миллиарда долларов до 1981 года. В январе 1985 года Израиль запросил еще 12 миллиардов долларов на 8 лет.

Что касается внешнего долга, то он превысил 6 миллиардов долларов в 1973 году, 10 миллиардов в 1976-м и 17 миллиардов на 1 января 1981 года - рекордная цифра 4.350 долларов на одного жителя.

Помощь увеличивается за счет контрактов на субподряды, в частности, в области авиации (например, фирма "Israël Aircraft Industries" получила заказы на изготовление деталей для самолетов F-4 и F-15).

Наконец, экономическая помощь включает в себя возможность израильского экспорта в США, который пользуется льготными тарифами "развивающихся стран". К тому же 96% этого экспорта (миллиард долларов) вообще не облагается в США никакими налогами.

Достаточно одной цифры, чтобы определить характер сионистского государства Израиль: общая сумма официальной американской помощи, получаемой им одним, соответствует более чем 1.000 долларов на душу населения - это "чаевые" к его национальному валовому продукту, превышающему более чем в 3 раза в расчете на душу населения валовой национальный доход Египта и большинства африканских стран.

Читайте также: