Субъекты какой федерации имеют одинаковый правовой статус

Обновлено: 18.05.2024

Правовой статус субъектов Российской Федерации и их виды

Российская Федерация является федеративным государством, которое было создано с учетом воли её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ.

Состав субъектов, входящих в Российскую Федерацию По данной теме мы уже выполнили реферат Таможенные режимы Российской Федерации подробнее , закреплен в Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее .

В Российскую Федерацию включены:

  • Государства, входящие в Российскую Федерацию;
  • Государственные образования - автономная область и автономные округа;
  • Территориальные образования – края, области, города федерального значения.

На основании положений Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее РФ и федеральных законов субъектам РФ разрешено принятий конституций и уставов, законов и иных нормативных актов.

На основе принципа верховенства Конституции установленные ею предметы ведения Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее и предметы совместного ведения субъектов РФ не могут быть переданы, исключены или перераспределены на основании конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

Готовые работы на аналогичную тему

Субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать свое наименование, а если это наименование изменяется, оно должно быть включено в ст. 65 Конституции РФ. В Конституции РФ приведено точное и исчерпывающее наименование всех субъектов Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее и это говорит о том, что каждый субъект добровольно входит в состав Российской Федерации и на него распространяются все нормы Конституции РФ.

Равноправие субъектов РФ проявляется в том, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Совет Федерации Федерального Собрания подробнее , а также в порядке формирования Государственного Совета РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный Совет Российской Федерации подробнее , состоящего из высших должностных лиц всех субъектов РФ.

Равноправие субъектов РФ заключается также и в том, что для них определены предметы общего ведения. Субъекты РФ не вмешиваются в компетенцию федеральных органов государственной власти, созданных с участием многонационального российского народа и всех субъектов РФ. Органы государственной власти РФ и субъекты РФ в вопросах совместного ведения осуществляют правовое регулирование и управление. При этом стоит сказать, что пока субъекты РФ не приняли законы, им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование. После того, как соответствующий федеральный закон будет принят, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в полное соответствие с действующим федеральным законом в течение 2 месяцев. По вопросам, которые не входят в пределы ведения РФ и не являются предметом совместного ведения, субъекты РФ вправе самостоятельно осуществлять государственную власть.

Субъекты Федерации характеризуются собственной правовой системой, состоящей из конституций, уставов, законов и подзаконных актов. Правовая система субъектов РФ представлена собственным конституционным правом, которое является единым с конституционным правом РФ и составляет его федеративный аспект. Субъекты РФ самостоятельно принимают свои правовые акты, но главным требованием является их полное соответствие Конституции РФ и федеральным законам.

Конституции республик и уставы субъектов РФ по своей юридической силе равнозначны. Различия состоят лишь только в терминах, касающихся государств и государственных образований.

Субъекты РФ обладают своей территорией, являющейся частью территории РФ. Границы между этими территориями могут меняться только при согласии обеих сторон.

Экономической базой субъектов является имущество, находящееся в собственности субъекта РФ, а также бюджетные средства субъекта РФ и имущественные права.

Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти, но при этом они должны соблюдать определенные конституционные требования.

Субъекты РФ имеют право на осуществление международных и экономических связей. Но их международной правосубъектности присущ ограниченный характер. Они не имеют права ставить вопрос о дипломатическом признании и организовывать зарубежные представительства на уровне посольств. Российская Федерация осуществляет координацию всех международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ дает им большие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. Законодательные органы субъектов РФ принимают огромное количество законов в области социальной политики, защиты прав и свобод граждан, в области государственного строительства, развития экономики, предпринимательства и культуры.

Видовой состав субъектов РФ определен и представлен Конституцией РФ. В Российскую Федерацию включены образования строго установленной формы:

  • республика;
  • край, область, город федерального значения;
  • автономная область, автономный округ.

Все виды субъектов РФ интегрированы в более общие группы и составляют три типа субъектов (рис. 1):

Виды субъектов РФ

Рисунок 1. Виды субъектов РФ

Состав субъектов Российской Федерации

По форме государственного устройства государства могут быть унитарными и федеративными.

Федеративное государство является союзным государством, которое включает несколько государственных образований (субъектов федерации), имеющих определенную политическую самостоятельность.

Исторически так сложилось, что наше государство подобно союзному государству, имеющему в своем составе самостоятельные территориально-политические образования. Основными факторами, повлиявшими на этот процесс, стали значительная часть территории, изобилие национальностей и различный уровень развития регионов. Для государственного устройства Российской Федерации характерны федеративные связи между ее субъектами, которые возникают на основе Федеративного договора По данной теме мы уже выполнили реферат Федеративное государство подробнее и Конституции РФ одновременно. Поэтому Российская Федерация считается конституционно-договорной федерацией.

Российская Федерация включает в себя следующие виды субъектов:

  • республики;
  • автономную область;
  • автономные округа, края и области;
  • города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Как уже говорилось выше, субъекты РФ составляют три группы.

  1. Республики характеризуются своей конституцией, высшими органами государственной власти и названием. В Конституции РФ они называются государствами и имеют большой объем полномочий в своей деятельности.
  2. Автономные образования – автономная область и автономные округа - являются национально-территориальными образованиями, имеют право самостоятельно разрабатывать проект федерального закона о своем правовом статусе и выносить предложение Федеральному Собранию. Также они имеют свое наименование согласно названию нескольких национальностей или этнических групп, исконно проживающих на их территории.
  3. Края, области и города федерального значения – это административно-территориальные образования. Их территория не обосабливается по национальному принципу.

Основные принципы формирования Федерации:

  • национально-территориальный принцип устройства Федерации;
  • свободное региональное развитие субъектов РФ;
  • все народы равноправны и имеют право на самоопределение;
  • все тождественные субъекты существуют в соответствии с принципом равноправия;
  • жизнь всех народов основана на взаимопомощи и всестороннем сотрудничестве.

Все эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Итак, Российская Федерация – это федеративное государство, нормы конституционно-правового института которого устанавливают форму государственного устройства, определяют виды субъектов РФ, распределяют компетенцию между субъектами и Федерацией, и строят отношения между субъектами РФ.

В Конституции Российской Федерации определен статус субъектов РФ. Субъекты Российской Федерации равны, но все же имеют некоторую специфику в юридическом положении.

Список административных единиц РФ дан в ст. 65 Конституции РФ. Административные единицы, вступающие в состав Российской Федерации, разделяют на три типа от соединения национальных и региональных начал при их развитии, а также специфических положений:

  • республики (правительства);
  • автономная область и автономные округа (национально-правительственные и независимые образования);
  • края, области и города федерального значения (территориально-правительственные образования). Россия включает в свою структуру субъекты с разнообразным конституционно-юридическим статусом, что разрешает считать Россию ассиметричным правительством.

Различие республик и других территориальных единиц страны по своему положению содержатся прежде всего в том, что они признаны на конституционном уровне государствами (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 66), и характеризуются всеми правительственными отличиями, кроме автономии, имеют свою Конституцию, принимаемую ими самостоятельно, право на свой правительственный язык, применяемый наряду с русским. Как и остальные субъекты Федерации, они имеют структуру республиканских учреждений правительственной власти, другие свойства правительственной власти.

Статус национально-государственных образований

Автономная область и автономные округа являются правительственными образованиями. Их положение назначается Конституцией РФ, уставом, по своей правовой сущности он совпадает с конституцией республик, принимаемыми каждым правительством индивидуально. Особенные положения вводятся общегосударственным законом об автономной округе, который может быть утвержден по предложению правовых или органов исполнительной власти данных административных единиц (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ). Федеральная Конституция назначает также, что отношения автономных округов, вступающих в состав края или области, могут регламентироваться общегосударственным законом и контрактом между учреждениями правительственной власти данных субъектов (ст. 66). Некоторые автономные округа, непринужденно находясь в составе России, вступают еще в состав других субъектов РФ (например, Ненецкий автономный округ в составе Архангельской области). Российская Федерация имеет два региона, которые изолированы от основной части регионального правительства: Сахалинская область изолирована от основной части России Татарским проливом, Калининградская область – территорией зарубежных правительств.

Территориальные государственные образования по занимаемому юридическому уровню равнозначны автономным, но их законодательные положения определяются и Конституцией Российской Федерации, и самой Хартией. Региональные образования создаются на региональном уровне. Создание индивидуального общегосударственного закона (в части автономии) не рассчитано Конституцией Российской Федерации.

Принципы равноправия субъектов РФ

Вместе с тем выражением правила равенства субъектов РФ является наличие еще целого соглашения общих характеристик их положения, которые указывают единовременно на их независимость как особых правительственных административных единиц:

  • Конституция Российской Федерации утверждает, с одной стороны, индивидуальность юридических основ Федерации;
  • с другой стороны – обязательство территориальных единиц исполнять общегосударственные законы о юрисдикции Российской Федерации в своем праве (статьи 4 и 76);
  • с третьей стороны – в той же ст. 76 определяет возможность свободного законотворчества за границами правомочий РФ и общих правомочий Российской Федерации и ее административных единиц (часть 4).

Таким образом, субъекты Федерации имеют право образовывать собственные конституции (уставы) и свое право:

  • недопустимо изменить положение субъектов без их разрешения (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ);
  • административные единицы РФ свободно характеризуют и меняют свое название. Новое название субъекта РФ включается в ст. 65 Конституции РФ указом главы правительства РФ;
  • административные единицы РФ вправе иметь имущественную символику: герб, гимн, флаг, столицу (республики) или административный центр (иные субъекты);
  • административные единицы РФ пользуются собственной территорией. Территория субъекта РФ может быть изменена только с его согласия. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Такое изменение подлежит санкционированию Советом правительственного состава Российской Федерации. Территориальные единицы РФ согласовано с общегосударственным правом независимо характеризуют административно-региональную структуру своей территории;
  • правительственное имущество в России делится на общее государственное и имущество административных единиц РФ. Однако, территориальные единицы РФ не вправе объявить единолично своим достоянием землю, другие природные ресурсы и другие материальные блага на том основании, что они помещены на правах владений субъектом РФ.

В то же время, можно отметить, что независимость субъектов РФ гарантирует им право иметь свою собственность, свой бюджет (и имущество территориальных правительственных внебюджетных фондов Федерации):

  • правительства РФ имеют свою структуру учреждений правительственной власти, которая соответствует Конституции РФ (ч. 1 ст. 77), характеризуют независимо, но согласовано с основами конституционного строя РФ и общими правилами, нормативные положения представительных и уполномоченных учреждений правительственной власти, утвержденными общегосударственным законом;
  • в границах ведения Российской Федерации и ее власти по вопросам общего ведения общегосударственные учреждения исполнительной власти и учреждения исполнительной власти административных единиц РФ создают общую структуру реализационной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Таким образом, учреждения реализационной власти Федерации будут являться в указанной области вышестоящими для учреждений власти ее административных единиц;
    • РФ участвует в развитии общегосударственных учреждений власти, например, Партии Федерации (верхней палаты Российского Совета);
    • для положения территориальных единиц РФ специфично и то, что он имеет право на межнациональные и внешнеэкономические связи (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Но право это не является безусловным, так как Российская Федерация согласовывает такого рода деятельность ее субъектов.

    Совокупным для статуса всех округов РФ является также то, что они вне зависимости от видовой обстановки, имеют равные права по взаимодействию с общегосударственными учреждениями власти.

    Каждая территориальная единица РФ направляет двух уполномоченных в структуру Совета Федерации; главы административных единиц входят в структуру Государственного Совета РФ на равных условиях; участвуют в общегосударственном правовом процессе (правовая инициатива, подготовка заключения по проектам общегосударственных законов в области совокупного ведения, инициатива внесения исправлений в Конституцию РФ и ее пересмотра).

    Читайте также: