Сколько дней проходит от посещения старухи с целью пробы до явки раскольникова с повинной

Обновлено: 04.07.2024

Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал в душе Рас кольникова?

История преступления и наказания Родиона Раскольникова (день заднем): Первый день: ч. I, гл. 1-2; Второй день: ч.1, гл. 3-5; Третий день: ч. 1, гл. 6-7; Четвертый день: ч.2, гл. 1-2; Восьмой день: ч. 2, гл. 3-7, ч. 3, гл. 1; Девятый день: ч. 3, гл. 2-6, ч.4 , гл. 1-4; Десятый день: ч. 4, гл. 5-6; Тринадцатый день: ч. 4, гл. 1-6; Четырнадцатый день: ч. 4, гл. 7-8; Спустя полтора года - эпилог.

Какие мысли и чувства рождаются в душе Раскольникова, когда он сталкивается с миром бедных людей? Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление?

Ответить на вопросы:

a. В чем главная причина преступления Раскольникова ?

b. какой мотив убийства из тех, которые Раскольников на­зывает Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?

I . Виды деятельности: беседа, пересказ эпизодов, комментирование их.

На прошлом уроке мы пришли к выводу, что сознание и волю Расколь­никова поработила идея. Убийство старухи замыслено как жизненная проверка
теории на практике. Герой ничего не хочет для себя лично, но он не может
смириться с общественной несправедливостью. Добро и зло борются в его ду­ше.

Таким образом, мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю.

. Расскажите, как теоретически был продуман героем его практиче­ ский шаг?

- Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно?

Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную Власть над судьбами людей.

II . Закрепление. Ответить письменно на вопрос:

Почему Раскольников вопреки сомнениям совершает убийство?

В чем убеждает нас поведение героя во время убийства?
Домашнее задание:

1 ряд: Пересказ эпизодов о Лужине:

ч.1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери);

ч. 2, гл. 5 (1-ая встреча Лужина с Раскольниковым)

ч. 4, гл. 2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге)

ч. 5, гл. 1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, сцена на поминках).

Цель: выяснить, что же помешало Раскольникову по его теории, почему герой признался в убийстве.

I . Вступительное слово учителя.

- Что же помешало Раскольникову жить по теории, созданной им? Раскаивается ли Раскольников в преступлении?

- Зачитайте авторские ремарки в разговоре Раскольникова с Порфирием Петровичем при первой встрече.

(Живая душа, человеческая природа в герое сопротивляются идее о праве сильной личности, но и с самим собой.)

- Проследим эту борьбу по тексту романа. Какие ощущения возникли
у Раскольникова в первый день после убийства? (ч. 2, гл. 1-2)

(Раскольников испытывает чувство разъединенности с людьми, отчуждения от них. Раскольников убежден, что прежнее, обыкновенное его положение в жизни неотвратимо утрачено).

- Расскажите о встрече Родиона Раскольникова с родными (ч. 3, гл. 3).
Что с особенной силой почувствовал и понял Раскольников при встрече с
матерью и сестрой? Обратите внимание на авторские ремарки, сопровождающие высказывания Раскольникова в разговоре.

(С помощью ремарок чувствуем за словами Раскольникова его душевное состояние, которое противоречит его словам. Герой волнуется, испытывает раздражение, досаду, смущение, слово вдруг передает быструю смену чувств и мыслей Раскольникова. Видим его раздвоенность, противоборство в душе. Раз­говор с родными для Раскольникова - пытка, он убеждается, что после совер­шенного им убийства искренние отношения с родными невозможны, так идет разрыв Раскольникова с матерью и сестрой.)

(Итак, Раскольников не выдерживает разъединения с людьми и признает­ся в преступлении. Гуманистическая мысль Достоевского: самое страшное на­казание для человека - одиночество, человек может быть счастлив только с людьми. Волчьи законы общества, порождающие индивидуалистические идеи и теории, противны природе человека и человечности).

Пересказ и анализ эпизодов: первое посещение Родионом Сони (ч.
4, гл. 4); Второй визит к Соне (ч. 5, гл. 4); жизнь семьи Мармеладовых (ч. 1, гл. 2).

Ответить на вопросы:

Приложение к уроку - карточки для самостоятельной работы. Карточка №1.

Что заставило Раскольникова явиться с повинной? Как разрешается
в эпилоге борьба двух начал в самосознании Раскольникова? Убеди­тельно ли его воскрешение в эпилоге?

Опираясь на приведенные выше высказывания, объясните развитие
действий в этих трех сценах, раскройте мотивы поведения преступника и следователя Какова роль этих сцен в романе?

Цель: показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; ра с смотреть сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества.

Путь Раскольникова к преступлению

“П. и н.” часто называют “петербургским романом”. Вы помните, что образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов, раскрывая все новые и новые его грани. Д. изображает столицу тогдашней Росии в 60-70-е гг., в пору стремительного роста, развития российского капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов (многоэтажный дом, квартиры в котором сдавались жильцам. Такие дома приносили их владельцам большие доходы), банкирских контор, заводов и рабочих предместий.

Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное “действующее лицо” - город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

Глазами Р. мы смотрим на летний Петербург. Он чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин (невская панорама - величественная. Р. чуть не попал под богатую коляску и кучер хлестнул его):

“Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим пьяна была для него эта пышная картина”.

Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим. В романе часто рисуются уличные сцены (пьяная бросается в воду). Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Шумные, грязные улицы - “грязные и вонючие” дворы-колодцы - квартиры.

Судьба одной семьи (Мармеладовы) приобретает в рассказах М-ва широчайший, вневременной и общечеловеческий характер. Это рассказ о всех “пьяненьких, слабеньких”, всех замученных и мучающих друг друга, всех обездоленных, которым некуда пойти, неоткуда ждать помощи.

Перед Р-вым встают вопросы, которые давно уже “начали терзать его и истерзали ему сердце”.

“А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать. Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимашь ли ты это?”

Именно очущение безысходности доводит доводит Р-ва до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Вот он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу, “жирному франту”, который охотится за нею. И вдруг осознает, что это безнадежно. Его пронзает мысль о множестве подобных историй, ставших неизбежной принадлежностью петербургской жизни, о детях, о будущем человечестве, которое калечат и развращают сегодня. Но что он может сделать?

По мере того, как развертывается повествование, образ Петербурга усложняется, ширится, становится символом страшного мира , где обездоленному, слабому нет спасения, где торжествует бессовестная торгашеская мораль, где все продается и покупается. Таков мир, где мечется в поисках выхода изнемогающее сознание Р-ва. Этот человеческий мир так бесчеловечно устроен. Именно в нем зарождается преступная теория.

Главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, опровергающим эту теорию. По мнению Д-го, живой жизненный процесс, т.е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, и самую преступную. Значит делать жизнь по теории нельзя.

Сюжет р-на организован как движение 2-х взаимодействующих идейно-художественных центров: линия душевной борьбы Р-ва пересекается с линией душевной борьбы Сони Мармеладовой. “Линии их жизни пересеклись в самой критической для них точке. Их души соприкоснулись именно в тот момент, когда они еще обнажены для боли, своей и чужой, еще не привыкли к ней, не отупели”.

Исходная точка движения - Р. выходит из своей каморки и “медленно, как бы в нерешимости” направляется к дому, где живет старуха-процентщица, делать “пробу”. Конечная точка движения - сцена молчаливого коленопреклонения Р-ва перед Соней в эпилоге романа.

Какие этапы душевной борьбы прошли герои, чтобы прийти к такому финалу?

Итак, в 1 ч. Р-в проверяет, может ли он переступить общепринятые человеческие законы, в частности, способен ли он переступить чужую жизнь.

Вся 2 ч. представляет собой как бы катастрофу, т.е. разрешение той высшей степени душевного и физического напряжения, которым закончилось “действие” 1 ч.

Путь Р-ва к преступлению

Эта “цепочка” появляется на доске постепенно по мере разговора на уроке.

-Идет делать “пробу” (отвращение к задуманному, “ неужели способен на такую гадость”),

- Исповедь Мармеладова (“Ко всему-то подлец человек привыкает”)

- -письмо матери (“не бывать этому браку”)

- пьяная девушка на бульваре (“у них % есть”)

- сон Р-ва (“неужели я смогу это сделать”)

- возвращение домой через Сенную площадь, случайно подслушанный разговор мещанина и его жены с Лизаветой

- разговор в трактире месяца два назад между студентом и офицером.

Сколько времени проходит с момента преступления Р-ва до явки с повинной?

13 дней. Хотя кажется, что дольше. Роман начался 1,5 года назад, когда Р-ов создавал теорию, которая привела его к преступлению.

1. Р. идет “делать пробу”.

Сколько шагов? Что испытывает? (от ворот до дома - 730).

Важны не просто события, а как они отражаются в душе.

Что он думает? Что можно сказать о его состоянии в это время? (замирание сердца, нервная дрожь). Встреча с пьяной отвлекает его от мысли, сбивает его с теории.

Побывав у старухи, он возвращается от нее (конец 1 гл.): “Р. вышел в смущении”.

Какое чувство его охватывет?

Омерзения, презрения к себе, отвращения к себе. Неужели это я? Не хочет быть один, идет в пивную, к людям.

2 . Тут он высслушивает исповедь Мармеладова.

Что рассказывает Мармеладов?

О чем думает Р-ов? Какие чувства наполняют его? (стр. 23, слова Мармеладова)

О Сонечке - попользовались, осудили и привыкли.

Р-ов ужасается тому, что “ко всему-то подлец человек привыкает” (стр. 26, конец 2 гл.)

Вырыли яму, куда спихивают всех.

Заповедь: спаси ближнего.

(толкают человека, вытирают слезы и привыкают). Ничего не изменилось в мире.

Почему М. заговорил с Раскольниковым?

Т.к. у Р-ва что-то было в лице такое: “он поймет”.

3. Письмо матери (с. 29)

Как воспринимает письмо Р.?

Р-ов не хочет принимать эту жертву.

Как понял Р. слова Мармеладова: “Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти?” Почему он вспоминает эти слова после письма матери?

Ему предлагается принять эту жертву, т.е. стать подлецом. Принять, забыть и привыкнуть.

Что нужно сделать?

Что его подталкивает?

То, что происходит здесь вокруг, он понимает, что и с ним это может быть.

4. Девочка на бульваре.

Р. дает деньги, но знает, что не спасет. “Таков % должен уходить каждый год к черту. А вдруг и Дуня попадет в этот %?”

Кто окликает франта?

Свидригайлов. Не конкретный человек, а образ - тот, кто готов воспользоваться другими для своего желания. А эти люди, которыми пользуются, должны погибнуть (пойти на панель, умереть от чахотки - %).

Всего в романе 3 сна. (видит себя маленьким мальчиком).5 гл.

Сон - прием, чтобы дать почувствовать то, что происходит в душе человека. Сон из “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева: сон-правда (сняли с глаз пелену ). Сон из “Что делать?” Чернышевского - сны Веры Павловны: сон-мечта о будущем. То, к чему надо стремиться. Сон Обломова. Гочаров “Обломов”. Сон - воспоминание о детстве.

Сон - то, что живет в человеке подсознательно, м.б. еще не до конца обработано, проанализировано. Д-го интересует в человеке иррациональное, подсознательное начало в человеке. Те тайные, неясные бездны души. Д-ий считал, что “бог с дьяволом борется, а поле битвы - душа человека”. Борьба м/у добром и злом - это борьба 2-х начал.

В снах - фантастические картины которые необычайно реальны внешне. Те впечатления, которые мы запоминаем.

Что самое страшное в этом сне?

Миколка берет кнут и начинает сечь лошадей. Толпа кричит - ярость; толпа, которая подвергается движению животных. Смерть лошади. Никто не слышит голоса старика и Р-ва-мальчика, который хочет спасти лошадь. “Мое добро, что хочу, то и делаю”.

На 1-ом месте у Д-го не социальное - жалкий Миколка, а злодейство - то, что делают, поступок.

Для чего введен этот сон?

Чел. борется не с мыслью, а с естественным чувством. Восстает натура, природа человека. Неужели я могу это сделать - стать Миколкой.

Р. решает, что убийства не будет.

6. Вдруг - Д. очень любит это слово. Разговор мещанина с Лизаветой. –

Старуха будет одна. Натура протестует, а его подталкивает внешнее обстоятельство (случайность).

7. Он возвращается назад к тому разговору, который вели студент и офицер в трактире о старухе.

Студент говорит: Есть теория, по которой зло должно и будет наказано. Нужно убить старуху, деньги раздать бедным. Все просто и логично: кому жить и кому умирать. Достойны жить- те, которые бедные.

Возникает выражение: все просто, как 2х2=4. “А ты бы смог?” Ну, это теория, а в натуре, в жизни этого быть не может. В теории все логично и просто, а в жизни так быть не может. Все сводится к арифметике. В математике есть разделы: высшая и простейшая.

О чем задумывается Раскольников?

Не трудно видеть, что главы расположены по градации - по принципу нарастания напряженности конфликта. Последняя глава представляет собой кульминацию: Р-ов убил старуху, и Лизавету, и себя, как потом сам же и скажет.

Вывод: Путь Р-ва к преступлению: это борьба разума, идеи, теории, натуры, природы человека. К преступлению Р-ва подталкивают внешние обстоятельства, его подталкивает жизнь Петербурга. Город, в котором происходят такие события: жизнь семьи Мармеладовых и им подобным и др., а идеи обновления носятся в воздухе. Одни построили счастье на несчастье других.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Часть первая

Глава 1

Молодой человек, студент-юрист Родион Раскольников, живет в каморке, которая походит более на шкаф, чем на квартиру .

Раскольников сильно обеднел, он вечно голоден и избегает встреч с хозяйкой квартиры, поскольку задолжал ей оплату. Родион идет к Алене Ивановне, известной старухе-процентщице, чтобы заложить у нее отцовские серебряные часы.

На самом деле заклад часов – только предлог: посещение Раскольникова – проверка обстоятельств. Студент давно вынашивает некий план. Он обещает Алене Ивановне прийти через некоторое время заложить серебряную папиросочницу. Выйдя от нее, он переживает. Как выяснится позднее, он замыслил убийство:

«О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. И я, целый месяц.

Глава 2

На Сенной площади Раскольников заходит в одну из распивочных. Там он замечает неординарного для заведения человека, похожего на отставного чиновника, только сильно обедневшего. Оказывается, это титулярный советник Семен Мармеладов.

Раскольников решил довести пьяного Мармеладова до дома, и поражается тотальной нищете Мармеладовых. Катерина Ивановна начинает ругать мужа, что снова пропил последние деньги, она бьет его, причем Мармеладов заявляет, что ему это в радость , и Раскольников, не желая ввязываться в ссору, уходит, по не понятным для себя причинам оставив им мелочь на подоконнике.

Глава 3

В своей крошечной комнатушке Раскольников читает письмо матери, которую нежно любит. Она рассказывает о том, что его сестра Дуня была оклеветана некими Свидригайловыми, у которых она служила гувернанткой. Свидригайлов стал проявлять к девушке интерес, что стало известно его жене, Марфе Петровне, которая обвинила во всем Дуню и стала оскорблять ее. Дуня покинула Свидригайловых и приняла предложение Петра Петровича Лужина, надворного советника, достаточно состоятельного. Лужин торопит семейство со свадьбой, поэтому скоро обе женщины приедут в Петербург.

Глава 4

Раскольников взволнован: он понимает, что замужество с Лужиным – это акт самопожертвования Дуни, чтобы спасти семью от нищеты. Раскольников не может принять этой жертвы, и одновременно он сознает, что не может запретить сестре выходить за надворного советника. Постепенно его мысли вновь уводят его к тревожащему его плану.

Глава 5

Раскольников гуляет на островах. Зайдя в трактир, он съедает пирог и выпивает водки, но поскольку давно не пил спиртного, то сразу же пьянеет и до дома не доходит. Он засыпает в кустах. Раскольников видит один из своих знаменитых страшных снов: в детстве они вместе с отцом стали свидетелями жуткой сцены. Теперь она возвращается во всех садистских подробностях: озверевшие пьяные мужики в наслаждении насмерть забивают тощую лошадь, которая не может увезти тяжелый воз. В слезах бессилия и ужаса, маленький Родя бросается к мертвой лошади, целует ее, и кидается на мужика (этот сон очень важен для понимания того, как теория Раскольникова воздействует на его психику).

Глава 6

Глава 7

Часть вторая

Глава 1

Раскольников просыпается на следующий день в разгар дня. Он вспоминает о произошедшем и в страхе осматривает вещи, отыскивая пятна крови. Также он прячет забытые в карманах драгоценности старушки в дыру под обоями. К нему приходит Настасья: его зачем-то вызывают в полицию. На фоне содеянного, Раскольников волнуется, но причина вызова тривиальна: с него требуют расписку о долге хозяйке квартиры.

Когда Раскольников уходит из участка, он слышит, как полицейские обсуждают убийство процентщицы. Волнение накрывает его, и юноша падает в обморок. Окружающие думают, что он болен, его приводят в чувство и отпускают домой.

Глава 2

Раскольников так и не решается сделать что-либо с украденными ценностями, ради которых он пошел на преступление. Чтобы полиция не обнаружила их, он прячет все под камень в одном из петербургских глухих дворов-колодцев.

Глава 3

Раскольников приходит домой и заболевает: его накрывает бред. Несколько дней он проводит в постели. Когда он приходит в себя, то обнаруживает рядом Разумихина и Настасью, которые тревожились о нем. Мать пересылает ему денег на оплату квартиры. От Разумихина Раскольников узнает, что к нему приходил из полиции некто Заметов и пытался разузнать, были ли среди украденных у процентщицы вещей его собственные.

Глава 4

К Раскольникову приходит Зосимов, старый приятель Родиона со студенческой учебы. Зосимов учится на врача. Он рассказывает об убийстве старушки-процентщицы и ее сестры, Раскольников узнает, что у полиции уже есть подозреваемые: это Миколка, маляр, работавший в доме Алены Ивановны с бригадой.

Глава 5

У Раскольникова появляется степенно держащий себя человек, это жених Дуни, Петр Петрович Лужин. Раскольников выговаривает ему: он понимает, что женитьба на Дуне для Лужина – самоутверждение. Он хочет спасти девушку от нищеты, чтобы она до конца дней благоговела перед ним за покровительство. Лужин возражает ему, но напрасно. Раскольников презрительно выгоняет его. Зосимов с Разумихиным тоже уходят, причем Разумихин сильно переживает за друга, он чувствует, что его душевное состояние не в порядке: его что-то тяготит.

Глава 6

Раскольников продолжает бесцельные прогулки по городу. Не в силах снести муки, он думает утопиться, но затем эта мысль оставляет его. Сам не замечая, как, он выходит к дому Алены Ивановны. Дом ремонтируют. Он заговаривает с малярами об убийстве, но его лихорадочный вид отпугивает работников: они принимают Раскольникова за безумца.

Глава 7

Раскольников идет к Разумихину и по пути встречает толпу: сбили какого-то чиновника, которым оказывается известный Родиону Мармеладов. Он пьян и, кажется, при смерти. Несчастного уносят домой, Катерина Ивановна, видя полумертвого мужа, заходится в истерике. Перед смертью Мармеладов успевает попросить прощения у дочери Сони, умирая у нее на руках. Здесь они впервые и знакомятся с Раскольниковым:

Раскольников отдает Мармеладовым все деньги: им не на что организовать похороны.

Доброе дело словно придает Раскольникову сил, в гостях у Разумихина они обсуждают литературу и общество, потом друг отправляется проводить Родиона. Из окон его комнаты льется свет, оказывается, это приехали его мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня. При виде любимых людей, Родион опять падает в обморок.

Часть третья

Глава 1

Обморок Раскольникова не на шутку пугает женщин, которые давно не видели его. Он приходит в себя и успокаивает их. Он просит Дуню отказать Лужину, ведь он понимает его (как и ее) истинные мотивы. Взволнованная Пульхерия Александровна порывается ухаживать за нездоровым сыном, но Разумихин обещает позаботиться о нем, и мать с Дуней уезжают в гостиницу. Видно, что Разумихину явно приглянулась Дуня, красивая, воспитанная и благородная. В ней одновременно соседствуют мягкая, уверенная сила и женственность.

Глава 2

Утром Разумихин идет к семье Раскольникова. Они говорят о Лужине, он прислал письмо. Пульхерия Александровна сообщает Разумихину, что жених Дуни отчего-то против встреч с Раскольниковым. Пульхерия Александровна вместе с Дуней едут к Родиону.

Глава 3

Раскольникову становится лучше. Он свободнее общается с близкими, но в то же время замечает, что они его точно опасаются. Родион рассказывает, как отдал все деньги Мармеладовым на похороны. Разговор снова переводится на Лужина. У Раскольникова нет к нему ни веры, ни уважения и, кроме того, он считает, что Петр Петрович неподобающе обращается с Дуней. Сестра сообщает о письме Лужина и о его странном желании не звать Родиона. Раскольников не настаивает, чтобы она приглашала его. Однако она решает не выполнять просьбу жениха и наоборот, просит Родиона присутствовать на этой встрече.

Глава 4

К Раскольникову приходит Соня Мармеладова. Зная о некоторых взаимоотношениях с отцом и помня об оставленной Родионом у них на подоконнике мелочи, она приглашает его на похороны. Раскольников представляет ее родным, хотя это считается неприличным и даже вызывающим: дворянки, пусть и обедневшие, не могут общаться с продажной женщиной. Раскольниковых это не смущает, и Дуня на прощание даже кланяется Соне, приводя ее в замешательство. На пути домой девушка осознает, что ее преследует какой-то незнакомец. Внезапно оказывается, что он снял комнату у нее за перегородкой: теперь они соседи.

Глава 5

Глава 6

В подворотне Раскольников встречает неизвестного, который называет его убивцем , после чего тотчас уходит. Юношу накрывает паника, и когда он оказывается дома, у него случается очередной приступ лихорадки. Ему снится очередной жуткий сон: он следует за незнакомым обвинителем, и тот приводит его в квартиру Алены Ивановны. Старушка прячется под салопом (женская одежда), Раскольников раз за разом бьет ее по голове топором, но убить никак не может: она только сотрясается от смеха и смотрит на него. В ужасе он хочет убежать, но вокруг смыкается толпа людей, которые осуждают его. Он просыпается, и видит, что у него гость: это тот самый Свидригайлов, который опозорил его сестру Дуню.

Часть четвертая

Глава 1

Раскольников помнит о том, что сделал Свидригайлов. Тот заявляет, что между ними гораздо больше сходства, чем кажется на первый взгляд. Свидригайлов просит Раскольникова помочь ему встретиться с Дуней: его жена после смерти оставила ей 3 тысячи, а он готов ей дать 10 в знак раскаяния за содеянное. Раскольников отказывает ему.

Глава 2

Раскольников в компании с Разумихиным приходят к семье Родиона. Мать и сестра искренне рады видеть его, однако, у них в гостях Лужин. Он сердится: ведь он просил не встречаться с ним в присутствии брата Дуни и теперь отказывается обсуждать грядущее торжество.

Глава 3

Лужин упрекает Дуню в том, что она не ценит чудесного шанса, который выпадает ее семье при этом замужестве. Он спасает Раскольниковых от бедности! Гордая Дуня оскорбляется этим заявлением и, кроме того, говорит, что выбирать между женихом и братом не имеет права. Лужин выходит из себя, вспыхивает ссора. Дуня с достоинством просит его уйти.

Глава 4

Раскольников является на квартиру к Соне:

Раскольников торжественно обещает Соне в следующий раз сказать ей, кто убил Лизавету. Их разговор не остается в тайне: за перегородкой в соседней комнате живет Свидригайлов, который слышит каждое слово.

Глава 5

Глава 6

Часть пятая

Глава 1

Лужин досадует на ссору с невестой. Убежденный, что во всем виноват Раскольников, он решает ему отомстить хитрым способом. Он также полагает, что в ситуации могли бы помочь деньги, если бы он их дал Раскольниковым до свадьбы, это помогло избежать трудностей. Теперь же приходится действовать иначе. Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню Мармеладову, пригласить ее зайти. Соне он говорит, что, к сожалению, не сможет присутствовать на похоронах Мармеладова, но желает помочь их семье. Он дает ей 10 рублей. Лебезятников в сомнении: он чувствует, что что-то неладно, но что именно, не понимает.

Глава 2

Катерина Ивановна справляет поминки по мужу. В числе гостей – Соня, Раскольников, Лужин (хотя он отказывался изначально) и Лебезятников.

Глава 3

Лужин клевещет на Соню, будто она у него украла 100 рублей. Соня обретает самообладание и отрицает свою вину: она возвращает ему 10 рублей, которые брала у него. Катерина Ивановна прилюдно обшаривает карманы Сони, чтобы доказать ее невиновность. Из кармана девушки выпадает сторублевая купюра. Лебезятников, сосед Лужина, которого тот призвал в свидетели кражи, понимает, что его втянули в нечистое дело. Он заявляет, что видел, как Лужин подложил Соне купюру, чем выводит его из себя, и Петр Петрович устраивает скандал. Раскольников также защищает Соню. Взбешенный Лужин грозится присутствующим полицией, а хозяйка квартиры Амалия Ивановна выселяет Катерину Ивановну и ее детей.

Глава 4

Раскольников идет к Соне: он хочет признаться ей, как и обещал, но колеблется. Они вновь говорят о религии и страдании, и признание само вырывается. Он говорит, что не хотел убивать невинную Лизавету. Соня сочувствует ему, понимая, как сильно грех должен тяготить душу преступника (частично она ошибается). Она хочет последовать за ним в Сибирь. Раскольников также объясняет Соне, почему решился на поступок: ограбление с целью помочь ближнему было фактически предлогом. На самом деле Раскольников хотел увериться, что он как раз принадлежит к тому числу необыкновенных людей, которые способны ради блага других переступать закон. Он желал примерить на себя облик Наполеона (сильно трансформированный в культуре того времени):

Соня настаивает, чтобы Раскольников совершил явку с повинной. Тогда его не только люди, но и Бог простит.

Глава 5

Раскольников в это время тоже у Сони. Свидригайлов предлагает ему оплатить похороны Катерины Ивановны, обещает устроить детей в дома для сирот и даже спасти Соню от панели. Он просит Раскольникова передать сестре, что это – те самые 10 тысяч, который он предлагал ей. Они пойдут на добрые дела. Озлобленный Раскольников интересуется, откуда в Аркадии Ивановиче такие перемены, на что тот открывает правду: он знает все, о чем они говорили с Соней.

Часть шестая

Глава 1

Глава 2

Порфирий честно открывается Раскольникову: он убежден, что именно Родион – убийца. Выдает его та давняя статья, да и Заметов каждое слово из их разговора в трактире передал следователю. Сопоставив факты (с учетом лихорадочного состояния Раскольникова), Порфирий делает вывод:

Он также честно говорит Раскольникову, что сочувствует и симпатизирует ему, поэтому дает два дня на явку с повинной. Хотя улик против Раскольникова нет, следователь точно верит, что юноша придет. Раскольников продолжает отрицать виновность.

Глава 3

Раскольников решает встретиться со Свидригайловым – его странным образом притягивает этот дурной человек. Они видятся в трактире, Раскольников понимает, что в лице Свидригайлова есть что-то странное:

Глава 4

Глава 5

Покинув трактир, Свидригайлов отправляется на встречу с Дуней, не сказав об этом Раскольникову. Он просит ее зайти к нему на квартиру, и рассказывает о подслушанном разговоре Сони с ее братом. Он предлагает ей сделку: он спасет ее брата, если Дуня согласится быть с ним. Дуня рассержена и пытается уйти, но обнаруживает, что дверь заперта изнутри. Тогда она вынимает револьвер, стреляет в Свидригайлова, но не попадает. Отчаявшись, она просит отпустить ее. Аркадий Иванович подает ей ключ. Она кидает револьвер и уходит.

Глава 6

Вечером Свидригайлов ходит из трактира в трактир, не находя себе места. Затем он возвращается домой и заходит проститься с Соней: он говорит ей, что планирует уехать в Америку. Она благодарит его за помощь в похоронах. Свидригайлов дает ей 3 тысячи рублей, которые Соня сначала отказывается брать. Свидригайлов настаивает: так она сможет жить нормальной жизнью, и, кроме того, они пригодятся ей на каторге, ведь она готова последовать за Раскольниковым в Сибирь.

Свидригайлов уходит в дикую часть города (на теперешнюю Петроградскую сторону), идет в гостиницу. Ему снятся несколько кошмаров, то пятилетняя девочка пытается его совратить, то по телу словно бы бегает мышь, которую он никак не поймает, потом он видит девочку-подростка, в чьем самоубийстве он виноват. На рассвете он выходит на улице. Достав Дунин револьвер он стреляет себе в голову.

Глава 7

Раскольников приходит проститься с семьей. Матери он открывает не все, сообщая лишь об отъезде надолго, Дуне же открывается полностью. Он говорит ей о решении принести явку с повинной, а также говорит, что раскаивается и честно хочет начать новую жизнь. Преступления же Родион за собой не признает. Беда в том, что душа его не хочет принять содеянного:

Он клянется Дуне, что искренне хотел добра, и пытался поставить себя в независимое положение, первый шаг сделать, достичь средств, и там всё бы загладилось неизмеримою, сравнительно, пользой. . Но он не смог обрести эту желанную независимость от совести.

Глава 8

Эпилог

Глава 1

Раскольникова приговорили к восьми годам каторги (вместо двадцати, за явку с повинной и хлопоты Порфирия, а также Разумихина, срок был снижен). Несчастная Пульхерия Александровна, заболевает сразу же, как сын попадает под суд, у нее расстройство сознания: не желая верить, что сын – убийца, она создает себе иллюзию, в которую всем сердцем верит. Она полагает, что Родион уехал. Довольно скоро она умирает. Дуня выходит замуж за Разумихина, на свадьбе присутствует и Порфирий Петрович. Молодые собираются переехать в Сибирь к Раскольникову, как только скопят средств, Разумихин утверждает, что в Сибири хорошая земля и можно развивать хозяйство. Соня с самого начала собиралась последовать за Раскольниковым, и выполняет это. Каторжане нежно любят девушку за ее доброту и кротость, а вот Раскольникова, наоборот, все чуждаются: юноша отталкивает своей угрюмостью и держится особняком (становится понятно, что хотя он признался, внутреннего раскаяния в содеянном не произошло).

Глава 2

Раскольников заболевает и попадает в лазарет.

Выздоравливает юноша очень долго. Ему снится сон, в котором аллегорически передается суть его идеи: на мир двинулась странная и страшная эпидемия, которая пришла из Азии и захватила всю Европу. Микроскопические существа, трихины , вселялись в тела людей и внушали им свои болезненные идеи, призванные разобщить человечество. Они внушали людям непомерную гордость:

Люди убивают друг друга в какой-то бессмысленной злобе . Спасение ожидало лишь некоторых избранных, чистых душой. Им было уготовано начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю .

Когда Раскольников выздоравливает, в нем что-то меняется, и в первую очередь это проявляется в отношении к Соне. Странно злобный до этого, он теплеет к ней и однажды даже бросается перед ней на колени в слезах. Она понимает, что он любит, бесконечно любит ее . В Раскольникове пробуждаются раскаяние и вера в Бога:

Цели урока: 1. Подвести учащихся к пониманию, что основным мотивом преступления Раскольникова явилась его идея о праве сильной личности.

2. Раскольников не смог преодолеть в себе человека.

3. Достоевский отстаивает необходимость ответственного и осторожного обращения человека с теориями, отвлеченными идеями, потому что при определенных жизненных обстоятельствах они способны поработить сознание и волю людей.

Предметные результаты:

в познавательной сфере :

• понимание ключевых проблем произведений русских писателей ХIХ—ХХ вв., произведений литературы народов России и зарубежной литературы; умение грамотно формулировать эти проблемы;

• понимание связей литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современное звучание;

• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также произведений русской и родной литературы;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет и другие базы данных;

в эстетической сфере :

• осознавать литературное произведение как явление словесного искусства, эстетически воспринимать произведения русской литературы, выраженные в образной системе иной национальной культуры; формировать эстетический вкус на основе освоения русских художественных текстов;

• понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;

в ценностно - ориентационной сфере :

• формулировать собственное отношение к изученным литературным произведениям;

• понимать авторскую позицию;

в сфере диалога культур :

• сопоставлять тексты русской и родной литературы с целью выявления типологически сходных черт и национально обусловленного своеобразия;

• выявлять при сопоставлении однотемных произведений русской и родной литературы сходство и национальное своеобразие, обусловленное своеобразием образно-эстетических систем русской и родной литературы, структурными особенностями русского и родного языков;

в коммуникативной сфере :

• писать сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

• владеть монологической и диалогической речью, выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, уметь вести диалог, учитывая нормы языкового этикета своего собеседника.

Метапредметные результаты:

• умение подбирать аргументы для подтверждения собственного высказывания, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• использование в самостоятельной деятельности приемов сопоставления и сравнения;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• формирование идейно-нравственных установок, общих для всех граждан Российского государства;

• умение работать с разными источниками информации;

• умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

• самостоятельно выполнять различные творческие работы;

• владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбрать и использовать выразительные средства русского языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные результаты:

• сформированность духовно-нравственных качеств личности: воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе (культуре), культурам других народов;

• сформированность этнической и общероссийской идентичности, осознание себя и представителем своего народа, и

гражданином многонационального государства;

• адаптация в современном мире; умение сотрудничать в разных ситуациях со сверстниками и взрослыми, в том числе с представителями иной этнической принадлежности;

• развитие личной ответственности за свои поступки на основе этикета родного народа, уважительное отношение к иным, отличным от своих, нормам этикета и традициям других народов.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, тексты произведения, презентация к уроку, карточки с заданиями.

Первый день – ч. 1, гл. 1 - 2

Второй день – ч. 1, гл. 3 - 5

Третий день – ч. 1, гл. 6 - 7

Четвертый день – ч. 2, гл. 1 - 2

Восьмой день – ч. 2, гл. 3 - 7, ч. 3, гл.1

Девятый день – ч. 3, гл. 2 – 6, ч. 4, гл. 1 – 4

Десятый день – ч. 4, гл.5 – 6

Тринадцатый день – ч. 4, гл. 1 – 6

Четырнадцатый день – ч. 4, гл. 7 – 8

Спустя полтора года – эпилог.

Ответить на вопросы:

1. В чем главная причина преступления Раскольникова?

Внешние обстоятельства, толкнувшие героя на преступление:

- сцены несправедливого устройства жизни (встреча с Мармеладовым, история семьи Мармеладовых, письмо матери, в которой сообщается, о решении Дуни выйти замуж за Лужина, сцена на бульваре)

Герой совершил страшное преступление. Можно ли сказать, что Раскольников расчетливый, хладнокровный убийца? (Нет. Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления: забывает про шляпу, мечется по квартире старухи, возня с ключами, нелепое убийство кроткой, безответной Лизаветы). Сумел ли он воспользоваться награбленным? (Нет. Он спрятал награбленное в пустыре под камнем и более к ним не притрагивался).

2. В чем суть теории Раскольникова? ( у Раскольникова идея, мысль об особых людях, которые выведут остальные массы на правильный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других, а Раскольников причисляет себя к особым людям).

Что же привело героя к убийству?

(Беседа по отрывку):

- К какому выводу пришёл герой, размышляя над историей?

(Исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях.)

- В чём суть теории героя, в которую он верит?

(Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи.)

- К какому разряду людей принадлежит сам герой?

В конце концов, Раскольников сам приходит в полицейский участок и признается в совершенном преступлении.

Выводы: бесчеловечная идея Раскольникова привела его к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе.

III. Закрепление

Назовите социальные, мировоззренческие и психологические причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым. Сжато сформулируйте идею Раскольникова о праве сильной личности. Ваше отношение к этой идее.

Домашнее задание

1. Прочитать 6 часть романа и эпилог. Ответить на вопросы: как происходит исцеление и воскрешение Раскольникова? Какова роль образа Сони Мармеладовой в романе?

Приложение к уроку — карточки для самостоятельной работы

Карточка № 1

«Раскольников еще до начала действия романа опубликовал в газете статью с изложением теоретических основ своей идеи. Мы знакомимся с ее содержанием и, следовательно, с основной идеей Раскольникова в напряженном и страшном диалоге с Порфирием (также участвуют Разумихин и Заметов). Сначала статью излагает Порфирий, и притом излагает в нарочито утрированной и провоцирующей форме. Это внутреннее диалогизированное изложение все время перебивается вопросами, обращенными к Раскольникову, и репликами последнего. Затем свою теорию излагает сам Раскольников, все время перебиваемый провоцирующими вопросами и замечаниями Порфирия.

М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. 1972

1. В чем заключается идея (теория) Раскольникова? После каких размышлений он приходит к этой теории? Что побудило Раскольникова к этим размышлениям?

2. Кто, по мнению Раскольникова, относится к разряду гениев? Совместны ли, с точки зрения Раскольникова, гений и злодейство? Что из этого деления людей на два разряда следует для самого Раскольникова?

Карточка № 2

Читайте также: