Сколько часов отдыха в сутки положено вахтенному механику

Обновлено: 04.07.2024

Главой 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспорта.

Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулирует статья 329 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Рассмотрим основные моменты регулирования рабочего времени, установленные названными документами.

Особенности режима рабочего времени работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта

Положение №133 устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна, заключивших трудовой договор с работодателем:

- работников командного состава судна (за исключением врача);

Положение №133 регулирует время работы и отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, в том числе время подготовки к ней и вывода из нее.

Следует обратить внимание, что согласно пункту 4 Положения №133 оно должно применяться не только судовладельцами, но и арендаторами – работодателями, независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, а также следующие виды работ.

· вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;

· другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.

Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени, причем учетный период на должен превышать одного года (с начала навигации до начала следующей навигации)

Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не должна превышать 40 часов в неделю, продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 8 часов, входные дни – суббота и воскресенье.

Сокращенная рабочая неделя (36 часов) и сокращенный рабочий день (смена) (7,2 часа) установлены для следующих категорий работников:

- для женщин – работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- для работников в возрасте от 17 до 18 лет.

Работодатель или по его поручению капитан судна составляют графики несения вахт или расписания выполнения работ, определяющие время начала и окончания ежедневной работы. Следует обратить внимание, что продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

На судах, эксплуатируемых круглосуточно, при экипажном методе работы, то есть при постоянном нахождении на борту всего экипажа судна, устанавливается трехсменная вахта. Если же применяется бригадный метод работы, то есть экипаж разделен на бригады для обеспечения несения вахт, могут быть установлены трехсменная или двухсменная вахта.

На судах, которые эксплуатируются не круглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта.

При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать 150 календарных дней.

На скоростных судах устанавливается односменный или двухсменный режим работы плавсостава. Если по условиям работы требуется присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере, установленном коллективным договором или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников, но не более 50 процентов.

Максимальная продолжительность ежедневной работы (смены), включая время несения вахт, выполнения работ за недостающего по штату работника и дополнительных работ, не входящих в круг обязанностей, что допускается с письменного согласия работника, не должна превышать 12 часов.

Пунктом 14 Положения №133 установлено, что продолжительно периода ежедневной 12-часовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (кроме скоростных) не должна превышать 30 суток подряд. Более длительный период ежедневной 12-часовой работы при двухсменном режиме работ может быть установлен при работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Длительность такого периода не должна превышать 3 месяцев.

Мы отмечали, что работники плавсостава могут привлекаться к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей, но только с письменного согласия работника. Обязанностью работников является выполнение аварийных и авральных работ, объявленных капитаном судна, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным. Перечень аварийных и авральных работ приведен в разделе IY Положения №133, при этом при эксплуатации судов на морских путях действует перечень авральных работ, предусмотренный для работников плавсостава судов морского флота.

Авральные работы, выполняемые сверх установленной продолжительности рабочего времени, учитываются особо.

В межнавигационный период рабочее время и время отдыха работников плавсостава при их использовании на зимнем отстое, саморемонте и других работах учитывается в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Обратите внимание!

Пунктом 4 статьи 28 Кодекса ВВТ установлено, что судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судно лицо обязаны за свой счет застраховать членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда из жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей.

· перевозки грузов и пассажиров;

· аварийно - спасательные работы;

· научно - исследовательские работы;

· портовые и служебно-вспомогательные работы;

· дноуглубительные и рефулерные работы.

Положение №11 не распространяется на членов экипажей рыболовецких судов и судов рыбной промышленности, судов Минобороны, МВД и Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Согласно пункту 1.4 Положения №11 оно применяется в отношении всех лиц, занятых на борту судна, включая членов судовых ремонтных бригад, направляемых в рейс, исключение составляют:

- судовые медицинские работники;

- лица, являющиеся штатными работниками учебных заведений, в обязанности которых входит исключительно учебно-воспитательная работа;

- работники судовых ресторанов;

- лица, находящиеся на борту, но состоящие на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя;

- лица, входящие в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса;

- лица, находящиеся на борту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах, где отсутствуют грузчики;

- представители судовладельца, выходящие в рейс для выполнения работ по испытанию судовых силовых установок, контролю за выполнением правил технической эксплуатации механизмов и тому подобное;

- лица, не входящие в состав экипажа и осуществляющие в период пребывания судна в порту ремонт, уборку, охрану судна, погрузку или разгрузку и другие работы.

Рабочее время и время отдыха перечисленных работников регулируется общими нормами трудового законодательства Российской Федерации или соответствующими нормативными правовыми актами.

Для членов экипажа нормальная ежедневная продолжительность рабочего времени составляет 8 часов, то есть 40 часов в неделю. Выходные дни – суббота и воскресенье.

Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена:

· для женщин – членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее 63 градусов 45 минут северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном 41 градусом северной широты, а на востоке - меридианом 160 градусов западной долготы – 7,2 часа;

График вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или капитаном судна по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом трудового коллектива.

Вахты устанавливаются следующим образом:

- на судах с круглосуточной работой экипажей – трехсменный график вахт;

- на судах, эксплуатируемых не круглосуточно – двухсменный или односменный график вахт;

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна графики вахт могут устанавливаться продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени, продолжительность учетного периода определяется судовладельцем исходя из условий работы судна и установленного графика вахт. Также следует учитывать, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать 120 календарных дней. Продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней, если имеются затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных и арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами времени и средств.

Члены экипажей судов, с их согласия, в свободное от вахт время могут привлекаться к выполнению работ, не связанных с их прямые должностные обязанности. Исключение составляют работники пищеблока. Ежедневная общая продолжительность работы члена экипажа, включая время несения вахты и время выполнения дополнительных работ не должна превышать 12 часов.

Аварийные и авральные работы на судне производятся по распоряжению капитанов в течение установленного и сверх установленного времени и являются обязательными для всех членов экипажа судна.

Перечень аварийных и авральных работ приведен в разделе 4 Положения №11. Аварийные работы, выполняемые сверх установленного рабочего времени, учитываются особо.

Обратите внимание!

Согласно статье 60 Кодекса торгового мореплавания установлено, что судовладелец обязан страховать заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа суммы, в том числе расходы на репатриацию, а также жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

- работа судна осуществляется исключительно на акватории порта;

- судно обеспечено условиями для питания и отдыха работников, соответствующими санитарным правилам для морских судов;

- ежедневная продолжительность рабочего времени в ходовом режиме судна соответствует продолжительности, установленной пунктом 2.3. Положения №11;

- в течение вахты работникам предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением);

суммированный учет рабочего времени.


Большинство сотрудников, к которым, я надеюсь, можно отнести и нас с вами, ежедневно приходят на работу с желанием эффективно выполнять поставленные задачи. В течение рабочего дня мы все вовлечены в бесконечный круговорот заданий и сложностей, связанных с их выполнением, поэтому каждому из нас так приятно иметь возможность сделать небольшую передышку.

Поэтому, вне зависимости от выполняемой работы, работники имеют право на законные перерывы в течение рабочего дня (смены), представляющие собой форму времени отдыха (ст. 107 ТК РФ).

Условно все технологические перерывы в работе можно разделить на три основные группы:

  • специальные (зависят от типа трудовой деятельности) и общие (для личных нужд, в т. ч. и перерыв на обед);
  • обязательные (устанавливаются работодателем, и избежать их не получится) и рекомендуемые (устанавливаются работодателем по согласованию с работниками);
  • включаемые и не включаемые в оплату труда .

Все технологические перерывы устанавливаются в результате двустороннего договора между работодателем и работниками на основании Трудового кодекса и иных нормативно–правовых актов и фиксируются в локальных нормативных актах организации, например, в Правилах внутреннего трудового распорядка.

Так, в Правилах внутреннего трудового распорядка можно зафиксировать условия труда и отдыха сотрудников, количество перерывов и их продолжительность, перечень видов деятельности и категории персонала, которым положены специальные технологические перерывы.

Общие технологические перерывы предоставляются работникам для личных целей. К числу таких перерывов относятся обеденный перерыв, время для посещения сан. узла, перекуры, чайные паузы, физкультминутки и т. д. Эти перерывы очень важны, т. к. позволяют снизить уровень утомляемости и раздраженности персонала, а значит повысить уровень работоспособности членов трудового коллектива.

Такие перерывы, как правило, кратковременны. Их длительность составляет от 10 до 20 минут, но она может варьироваться в зависимости от производственного процесса. Руководство некоторых компаний, основываясь на положительном опыте западных компаний, выделяет для отдыха своих работников отдельные уютные помещения, в которых они могут расслабиться и полноценно отдохнуть.

С общими технологическими перерывами все вроде бы просто – это время, предоставляемое сотрудникам для отдыха, которое они могут использовать по своему усмотрению. Тогда что же такое специальные технологические перерывы?

К специальным технологическим перерывам следует отнести время, в течение которого у работников нет возможности выполнять свои трудовые обязанности из-за особенностей технологического процесса. А значит в соответствии со ст. 109 ТК РФ отдельные направления деятельности предполагают наличие обязательных перерывов на отдых.

Перечень работ, при выполнении которых работодатель обязан предоставить перерывы для отдыха, фиксируется в Правилах внутреннего трудового распорядка или в других локальных нормативных актах организации.

К числу специальных перерывов относятся:

  • Технологический перерыв , необходимый для проветривания помещения. Он позволяет снизить концентрацию вредных элементов в воздухе.
  • Перерыв для уборки помещения . Необходим, чтобы своевременно убирать помещения, избегая загрязнения отходами производства, которые образуются в процессе работы.
  • Перерыв на время обновления информационной базы онлайн . Необходим для пополнения информации, содержащейся на внешних источниках данных.

Технологические перерывы (кроме перерыва на обед) включаются в рабочее время, а значит не могут увеличивать время окончания рабочего дня (смены) (Письмо Роструда от 11.04.2012 № ПГ/2181-6-1).

Специальные технологические перерывы можно разделить по видам, в зависимости от того, чем вызвана необходимость в этих перерывах.

Работа за компьютером связана с необходимостью предоставления технологических перерывов, целью которых является сохранение здоровья работников. Своевременный отдых позволит избежать перенапряжения и усталости глаз и, как следствие, сохранить зрение работникам.

Для сотрудников, работающих за компьютером, технологические перерывы регламентируются СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 от 30.05.2003. Согласно Приложению № 7 СанПиН длительность такого перерыва составляет 50-140 минут. Точная же продолжительность технологического перерыва будет напрямую зависеть от нагрузки сотрудников:

  • Если уровень нагрузки сотрудника за смену составляет до 20 000 символов, сотруднику будут положены два технологических перерыва длительностью по 15 минут. Причем первый из них должен быть через 2 часа от начала смены, а второй через 2 часа после окончания обеденного перерыва.
  • Если уровень нагрузки сотрудника за смену составит до 40 000 символов, сотруднику предоставляются или два технологических перерыва длительностью по 15 минут (первый через 2 часа от начала смены, второй через 1,5-2 часа после окончания обеденного перерыва), или перерывы по 10 минут через каждый час работы.
  • При нагрузке сотрудника до 60 000 символов за смену ему необходимо предоставить или два технологических перерыва длительностью по 20 минут (первый через 1,5-2 часа от начала смены, второй через 1,5-2 часа после окончания обеденного перерыва), или перерывы по 15 минут через каждый час работы.

Двенадцатичасовая рабочая смена также предполагает предоставление специальных технологических перерывов для профилактики стресса у сотрудников, их чрезмерного напряжения и переутомления. Кратковременные перерывы в работе позволят сотруднику восстановить силы, улучшить эмоциональное состояние, что положительно сказывается на эффективности труда.

При 12-тичасовой рабочей смене порядок предоставления перерывов и их продолжительность устанавливаются в соответствии с Методическими рекомендациями МР 2.2.9.2311-07.2.2.9, утвержденными Главсанврачом 18.12.2007. Следуя этим рекомендациям сотрудникам в течение рабочей смены должны предоставляться, помимо двух перерывов на обед, четыре дополнительных перерыва по 10 минут и один перерыв для кратковременного сна продолжительностью 45-60 минут (предоставляется после первого перерыва на обед).

Сразу скажу, что этот перечень перерывов носит рекомендательный характер, а значит работодатель вправе включить в перечень не все рекомендуемые перерывы. К тому же в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 181н от 01.03.2012 данный перечень перерывов не приведён. Чаще всего, помимо обеденного перерыва, при 12-часовой смене работодатели дополнительно предоставляют 4-5 перерывов по 10-15 минут.

При работе в условиях низких или высоких температур требуется предоставлять работникам специальные технологические перерывы для отдыха и обогрева или, наоборот, для охлаждения.

Как правило, такие перерывы предоставляются работникам, работающим на открытом воздухе в холодное или жаркое время года, в неотапливаемых помещениях, морозильных камерах или, напротив, в горячих цехах (металлургия, хлебопекарное производство и т. д.).

Для предоставления таких перерывов работодатель обязан оборудовать специальные помещения для отдыха и обогрева (охлаждения) работников и поддерживать в них температурный режим в диапазоне 21-25 С. При этом длительность перерыва на обогрев не установлена, но она не должна быть менее 10 минут.

При выполнении тяжелых работ, связанных с погрузкой или разгрузкой, также должны предоставляться дополнительные перерывы для отдыха. Связано это с тем, что такие работники за смену поднимают большое количество тяжестей, непрерывность подобной работы может привести не только к накоплению усталости, но и к тяжелым травмам и заболеваниям.

В заключение хочу ещё раз напомнить, что в соответствии с Трудовым кодексом все работники имеют право на небольшие перерывы в работе. Виды и порядок предоставления таких перерывов будет зависеть от технологии производства. При этом, перерывы в работе, кроме перерыва на обед, включаются в рабочее время. Работодатель устанавливает порядок и продолжительность технологических перерывов руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, в противном случае, его могут привлечь к ответственности.


Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более 3 лет. Доступно рассказывает сложные вещи на простом языке.

В ТК РФ нормы труда и отдыха водителей прямо никак не урегулированы. Так, в ст. 329 ТК РФ указано, что их должны разрабатывать федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за соответствующий вид хозяйственной деятельности. Для этих целей был издан приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 заканчивающий своё действие в 2020 году. А с 2021 года в силу вступил новый документ, регулирующий нормы труда и отдыха водителей. В этой статье разбираем режим отдыха водителей с учётом изменений с 2021 года по приказу Минтранса от 16.10.2020 № 424.

Какие виды времени работы и отдыха у водителей

Классификация рабочего времени и периодов отдыха для водителей транспортных средств аналогична той, что приведена в ст. 329 ТК РФ. Однако нужно учитывать, что период исполнения обязанностей водителя, помимо времени непосредственного управления транспортным средством, включает и другие виды времени занятости.


Для всех компаний обязательно предоставлять отдых для водителя. И норму отдыха контролируют проверяющие органы.

Главное отличие периодов отдыха от рабочего времени в том, что:

  • сотрудник освобождён от исполнения должностных функций;
  • водитель вправе использовать это время по своему усмотрению.

Нормы отдыха для водителей с 2021 года

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также условий труда водителей автомобилей с 2021 года утверждены приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Их применяют для организации работ транспортного персонала.

Согласно новому положению, обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня.

При длительности рабочего дня более 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. При этом каждый из них не может быть менее 30 минут.

Как и по другим сотрудникам, порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.

Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня).

При суммированном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. В некоторых случаях допустимо отклонение его продолжительности:

  • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.

Если водители работают в составе экипажей, они не могут дробить отдых и обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.

Каждую неделю с 2021 года водитель должен отдыхать не менее 45 часов. И предоставлять это свободное время нужно не позднее чем на 7-й день после окончания предыдущего времени недельного отдыха.

Допустимо сокращать время еженедельного отдыха, но не более чем до 24-х часов не чаще 1 раза в 2 недели. При этом недополученное время необходимо использовать в течение 3-х недель после этого. Оно может быть присоединено к другому ежедневному либо еженедельному отдыху.

Контроль и ответственность за соблюдение нормы отдыха для водителей

Для транспортных средств, на которых должно быть установлено соответствующее оборудование, можно контролировать режим работы и отдыха водителей по тахографу (приказ Минтранса России от 26.10.2020 № 438).

В настоящее время подобными устройствами должны быть оснащены:

  • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн;
  • автобусы.

С помощью тахографов проверяющие органы (ГИБДД, Роспотребнадзор, Роструд) могут выявлять нарушение режима труда и отдыха водителя и применять к нарушителям соответствующие санкции.

В качестве наказания для работодателя применяют административные штрафы – согласно ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ. За нарушение труда и отдыха водителей они составляют:

В ТК РФ нормы труда и отдыха водителей прямо никак не урегулированы. Так, в ст. 329 ТК РФ указано, что их должны разрабатывать федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за соответствующий вид хозяйственной деятельности. Для этих целей был издан приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 заканчивающий своё действие в 2020 году. А с 2021 года в силу вступил новый документ, регулирующий нормы труда и отдыха водителей. В этой статье разбираем режим отдыха водителей с учётом изменений с 2021 года по приказу Минтранса от 16.10.2020 № 424.

Какие виды времени работы и отдыха у водителей

Классификация рабочего времени и периодов отдыха для водителей транспортных средств аналогична той, что приведена в ст. 329 ТК РФ. Однако нужно учитывать, что период исполнения обязанностей водителя, помимо времени непосредственного управления транспортным средством, включает и другие виды времени занятости.


Для всех компаний обязательно предоставлять отдых для водителя. И норму отдыха контролируют проверяющие органы.

Главное отличие периодов отдыха от рабочего времени в том, что:

  • сотрудник освобождён от исполнения должностных функций;
  • водитель вправе использовать это время по своему усмотрению.

Нормы отдыха для водителей с 2021 года

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также условий труда водителей автомобилей с 2021 года утверждены приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Их применяют для организации работ транспортного персонала.

Согласно новому положению, обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня.

При длительности рабочего дня более 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. При этом каждый из них не может быть менее 30 минут.

Как и по другим сотрудникам, порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.

Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня).

При суммированном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. В некоторых случаях допустимо отклонение его продолжительности:

  • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.

Если водители работают в составе экипажей, они не могут дробить отдых и обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.

Каждую неделю с 2021 года водитель должен отдыхать не менее 45 часов. И предоставлять это свободное время нужно не позднее чем на 7-й день после окончания предыдущего времени недельного отдыха.

Допустимо сокращать время еженедельного отдыха, но не более чем до 24-х часов не чаще 1 раза в 2 недели. При этом недополученное время необходимо использовать в течение 3-х недель после этого. Оно может быть присоединено к другому ежедневному либо еженедельному отдыху.

Контроль и ответственность за соблюдение нормы отдыха для водителей

Для транспортных средств, на которых должно быть установлено соответствующее оборудование, можно контролировать режим работы и отдыха водителей по тахографу (приказ Минтранса России от 26.10.2020 № 438).

В настоящее время подобными устройствами должны быть оснащены:

  • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн;
  • автобусы.

С помощью тахографов проверяющие органы (ГИБДД, Роспотребнадзор, Роструд) могут выявлять нарушение режима труда и отдыха водителя и применять к нарушителям соответствующие санкции.

В качестве наказания для работодателя применяют административные штрафы – согласно ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ. За нарушение труда и отдыха водителей они составляют:

Читайте также: