Сирота нет прописки что делать

Обновлено: 16.06.2024

Я и моя сестра - сироты, вернее, дети, оставшееся без попечения родителей. Нашим опекуном был дедушка, родителей лишили родительских прав. Мне сейчас 27, сестре 25. Только недавно узнали, что нам, оказывается, от государства было положено жилье. Сестра узнавала, что через суд и сейчас можно получить жилплощадь, если доказать, что раньше мы не знали о своих правах. Нашли юриста, начали готовить документы, но не можем разобраться с вопросом, где нам должны предоставить жилье. Прописаны мы у дедушки в одном городе, но не живем там с момента поступления в институт. Я училась в другом городе, жила в общежитии, была временная регистрация. Сейчас с мужем и ребенком проживаем там же, снимаем квартиру. Могу ли я получить квартиру там, где проживаю фактически с семьей? Или только по прописке, где я уже не живу 10 лет? Вернее, поставлю вопрос по-другому: Есть ли у меня шанс получить квартиру в том городе, где я училась и сейчас снимаю квартиру? Прописаны в доме у дедушке в Белеве, а живем в Туле (это один регион- Тульская область). Снимаем квартиру, работаем и водим ребенка в садик в Туле. Еще одна проблема - у ребенка кардиологические проблемы (врожденный порок сердца), требуется постоянное наблюдение, а в Белеве таких специалистов нет. Заранее спасибо за ответ.

Скажите, обращались ли Вы в ООиП в Белеве, чтобы узнать закреплено ли за Вами какое-либо жилье?

Скажите, проживает ли кто-либо в доме Вашего дедушки? В чьей собственности находится этот дом?

Согласно ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей - сирот и детей родителей":

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Ознакомьтесь, пожалуйста, с похожими проблемами:

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ содержит немаловажное условие получения жилья – отсутствие закрепленной за сиротами жилой площади, причем не только на праве собственности, но и на условиях социального найма либо признание проживания в ранее занимаемых помещениях невозможным, в связи с определенными обстоятельствами. К ним относятся проживание в жилых помещениях родителей, лишенных родительских прав, непригодность жилых помещений для проживания, несоответствие жилой площади учетной норме и другие обстоятельства, установленные законами субъектов РФ.

В любом случае жилые помещения дети-сироты могут получить лишь по достижении совершеннолетнего возраста либо в случае приобретения полной дееспособности до совершеннолетия. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены региональным законодательством. Нуждающиеся в жилье дети-сироты включаются в специальные списки, которые ведутся субъектами федерации. Именно по ним определяется очередь предоставления им жилых помещений в зависимости от даты рождения, а при их совпадении – от дат принятия решений о включении детей-сирот в список. После получения жилого помещения сирота из такого списка исключается. Важно то, что по новому порядку право на получение жилого помещения сохраняется до фактического обеспечения детей-сирот такими помещениями, даже по достижении 23-летнего возраста. Однако встать на очередь необходимо именно до 23 лет.

Таким образом, Вы можете получить жилье только по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ:

Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Жилье предоставляется только в том муниципальном образовании, где очередник встал на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Также рекомендую узнать есть ли какие-то программы получения жилья конкретно по Тульской области. Узнать это можно через Администрацию своего муниципального образования (или через интернет сайт региональных органов власти или органов местного самоуправления)

Ирина Киршина, эксперт

Общий стаж работы - 10 лет.Два высших образования по специальностям:Международные отношения и Юриспруденция (НГУЭиУ).


Дети-сироты при определенных условиях имеют право на предоставление им жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Порядок обеспечения жильем детей-сирот устанавливается федеральным и региональным законодательством.

Предоставление жилья детям-сиротам
Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем (п. п. 1, 4, 5, 7, 9 ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ).
Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма (Вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).
Порядок обеспечения жильем детей-сирот устанавливается федеральным и региональным законодательством, в частности законодательством г. Москвы (п. п. 1, 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61; Приложение N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).

2. Обращение с заявлением о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и принятие решения по нему
В г. Москве вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее — Комиссия) (п. п. 1.1, 1.3 Положения, утв. Распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП; п. 2 Постановления N 430-ПП; п. 1.2 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения.
Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет (п. 2.1 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Лица из числа детей-сирот, законные представители которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения (п. п. 2.3, 2.4 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Вместе с заявлением представляются:
документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением законного представителя ребенка-сироты);
документ о месте фактического проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на день обращения с заявлением (в случае обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте или лицу из числа детей-сирот, не проживающему на день обращения в жилом помещении, являющемся его местом жительства);
справка, выданная медицинской организацией, участвующей в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве, о праве ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на льготы по предоставлению жилого помещения по состоянию здоровья.
Остальные необходимые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций (п. п. 2.6 — 2.8 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
На основании этих документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка-сироты жилым помещением либо об отказе в этом или же вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов.
В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п. п. 3.1, 3.2, 3.5 — 3.10 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Если Комиссией в порядке межведомственного взаимодействия не будет получено решение Городской межведомственной комиссии о возможности самостоятельного проживания лица из числа детей-сирот (в случаях, когда такое решение необходимо), Комиссией выносится заключение о временном проживании такого лица в жилом помещении, закрепленном на праве оперативного управления за организацией социального обслуживания г. Москвы либо организацией г. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для его адаптации к самостоятельному проживанию (п. п. 2.6.10, 3.13 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
При этом вселенное в указанное жилое помещение лицо вправе обратиться с новым заявлением о предоставлении жилого помещения в установленном порядке (п. 3.16 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).

3. Заключение договора найма специализированного жилого помещения
Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.
Договор найма заключается в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. п. 4.5 — 4.7, 4.9 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Договор найма заключается сроком на пять лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение с правом оформления регистрации по месту жительства (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 4.8 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП; Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 N 548).
При этом обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может считаться надлежащим образом исполненной в случае предоставления им жилых помещений, не соответствующих требованиям законодательства (например, в доме, признанном аварийным) (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
Органы государственной власти субъекта РФ осуществляют контроль за использованием и сохранностью выделенных жилых помещений (пп. 14.3 п. 2 ст. 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; п. п. 4.11 — 4.12 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).

Обратите внимание! Приобретение нанимателем специализированного жилого помещения для детей-сирот либо членами его семьи иного жилого помещения в собственность не является основанием для расторжения договора найма специализированного жилого помещения (п. 11 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

4. Переоформление договора найма специализированного жилого помещения
По окончании срока действия договор найма специализированного жилого помещения может быть продлен на новый срок неоднократно, если пользователь жилого помещения находится в трудной жизненной ситуации, или же подлежит расторжению с заключением в отношении данного жилого помещения договора социального найма (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ).
При этом действующее законодательство не содержит требований об установлении нуждаемости нанимателя в жилых помещениях на момент истечения срока действия договора найма специализированного жилого помещения (п. 12 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?



Пресс-центр


Вопрос-ответ: как осуществляются сделки с недвижимостью с участием несовершеннолетних?

Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению самых актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости. Повышение уровня правовой грамотности сделает процесс получения государственных услуг понятным и эффективным, позволит гражданам обезопасить себя от мошенничества при сделках с недвижимостью.

Важно знать, что детские права охраняются законом, поэтому они должны контролироваться родителями или иными законными представителями. В свою очередь, действия родителей, опекунов или попечителей по управлению имуществом детей подпадают под юрисдикцию органов опеки и попечительства. Более того, возраст несовершеннолетнего влияет на объем полномочий при сделках.

Какие существуют категории несовершеннолетних лиц?

Совершая сделку с недвижимым имуществом, собственником которого является ребенок, необходимо знать, что объем прав несовершеннолетнего собственника существенно отличается от объема прав совершеннолетнего. Учитывать эти особенности при совершении сделки с недвижимостью необходимо, иначе это может привести к недействительности сделки.

Несовершеннолетние, то есть лица, не достигшие 18 лет (совершеннолетия), подразделяются на две категории (ст. ст. 26, 28 ГК РФ):

  • лица в возрасте от 14 до 18 лет;
  • лица, не достигшие 14 лет.


Первая категория лиц, в отличие от второй, наделена большими правами при заключении сделок с недвижимостью.

Дети в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с недвижимостью, но только при наличии письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей. Если сделка была совершена без согласия законных представителей ребенка, она может быть признана судом недействительной (п. 1 ст. 26, ст. 175 ГК РФ).

Лица, не достигшие 14-летнего возраста (малолетние) в сделках не участвуют, их интересы представляют родители, усыновители или опекуны (п. 1 ст. 28, ст. 172 ГК РФ).

Получение предварительного разрешения органа опеки и попечительства

Недвижимость, собственником которой является ребенок, является исключительно его имуществом. Родители, усыновители и опекуны не могут по своей воле продать, обменять, подарить, сдать в аренду, разделить или выделить доли из имущества ребёнка без предварительного разрешения органов опеки и попечительства (п. 1 ст. 28 ГК РФ; п. 3 ст. 60 СК РФ).

При этом предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, как правило, содержит определенное условие. Например, приобретение в собственность ребенка иного недвижимого имущества взамен отчуждаемого. Это условие должно быть выполнено до того, как документы по отчуждению имущества ребенка будут представлены в органы регистрации. Обойти это условие не удастся, в противном случае в регистрации сделки будет отказано.

Без предварительного разрешения органов опеки опекун не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, в том числе:

  • по обмену или дарению;
  • сдаче внаем (аренду);
  • сдаче в безвозмездное пользование или в залог;
  • влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей;
  • любых других действий, влекущих уменьшение стоимости имущества подопечного.

Нотариальное удостоверение сделки

Завершающее требование – обязательное нотариальное удостоверение договора купли-продажи, если собственником либо участником общей собственности продаваемого недвижимого имущества является несовершеннолетний. Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность (т.е. недействительность).

Подача документов на регистрацию

Подать пакет документов на регистрацию сделки с участием несовершеннолетних можно несколькими способами:

Прежде чем соглашаться на прописку несовершеннолетнего в свою квартиру, внимательно прочтите эту статью.

Ситуации, когда родители просят временно или постоянно зарегистрировать своего ребенка на жилплощади родственника или знакомого, в России не редкость. Обычно мамы и папы объясняют это тем, что хотят прикрепиться к детскому саду, школе, поликлинике, находящимся в районе прописки.

Помочь человеку — дело благородное, но к чему может привести эта доброта и чем рискуют те, кто прописывает чужих детей в свое жилье?

Во многих ситуациях для снятия таких людей, особенно детей, с регистрационного учета придется обращаться в суд.

Зарегистрировать на своей территории несовершеннолетнего ребенка без его родителей нельзя: п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ говорит о том, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей — родителей.

Это значит, что регистрацию придется делать как минимум двум людям — ребенку и одному из его родителей.

В этом случае для того, чтобы выписать нежеланных жильцов, скорее всего, придется обращаться в суд. Рассмотрение дела в суде и вынесение решения — процесс небыстрый. Тем, кто пойдет таким путем, нужно рассчитывать примерно на полгода. Конечно, это может произойти и быстрее, допустим, за пару месяцев, но это скорее исключение, учитывая загруженность судов.

Может ли собственник выписать ребенка (снять с регистрационного учета) до окончания действия временной регистрации без суда

Если же собственник решил выписать несовершеннолетнего и, ссылаясь на эту норму закона, обратился в органы регистрационного учета, полагая, что никто не будет проверять факт убытия, то это не решит его проблему, а может лишь усложнить ситуацию.

Такие действия собственника усложнят ситуацию в случае, если он захочет обратиться в суд.

Собственник будет считаться лицом, которое ведет себя недобросовестно и нарушает условия договора, а это, безусловно, скажется на позиции суда.

Вы прописываете чужого ребенка в собственное жилье. Какие в этом минусы?

Тем не менее редкий покупатель захочет приобретать недвижимость с прописанными людьми.

Поскольку предложений на сегодняшнем рынке больше, чем реальных покупателей, человеку проще найти необремененный объект, чем вникать в юридические тонкости выселения старых жильцов через суд.

Если такие жильцы не хотят съезжать добровольно, то покупатель не сможет их выселить раньше времени, при условии, что они не нарушают условия договора найма.

2) Могут вырасти счета за коммунальные услуги.

Если жилое помещение не оборудовано счетчиками, плата за ЖКХ начисляется по нормативам в соответствии с количеством прописанных людей.

Как мы помним, в случае предоставления регистрации несовершеннолетнему вместе с ним необходимо прописать хотя бы одного из его родителей. Тогда и счета за коммунальные услуги могут значительно вырасти и ударить по бюджету хозяина.

Поэтому, если вы собираетесь зарегистрировать кого-то в своем жилом помещении, в котором не установлены счетчики, заранее обговорите, а лучше письменно закрепите периодичность и размер ежемесячных взносов за коммунальные услуги с его стороны.

3) У вас появятся трудности с выселением несовершеннолетнего, не имеющего постоянной регистрации по другому адресу.

Мне известны ситуации, когда собственники с удивлением узнавали постфактум о том, что в их квартире появились новые жильцы.

Схема действий в этой ситуации такая же, как и во всех остальных случаях — обращаться в суд с требованием о прекращении регистрации родителя и его детей, если они отказываются это сделать добровольно.

Это особый случай, и здесь надо понимать, что регистрация кого-либо в неприватизированном жилье (полученном по договору социального найма) автоматически наделяет этого человека правом собственности на него в случае приватизации.

Здесь не имеет значения, взрослый это или ребенок, прописка автоматически предоставляет ему право получить долю при оформлении недвижимости в собственность.

Также не стоит забывать о том, что родитель может прописать по месту регистрации своих детей в любом количестве, без чьего-либо ведома и согласия.

Уровень юридической грамотности населения сейчас заметно вырос, однако еще остаются люди, которые не совсем понимают отличие квартиры, переданной в пользование по договору социального найма, от собственности.

Нередко приходится разбирать ситуации, когда человек по доброте душевной прописал кого-то в неприватизированное жилье, затем эти люди прописали туда своих детей, и теперь их никто не может оттуда выписать.

Это действительно невозможно при условии, что они там проживают и пользуются помещением. Более того, если встанет вопрос об оформлении такой квартиры в собственность, равные доли в ней получат все прописанные.

Читайте также: