Швейцария какая правовая система

Обновлено: 28.06.2024

Швейцария является федеративной республикой. Каждый кантон и полукантон имеет конституцию, парламент и правительство. Не следует думать, что Швейцария – Конфедерация, хотя именно это понятие входит в принятое в русской традиции официальное название страны. В чем тут дело?

Этот контент был опубликован 07 декабря 2015 года - 14:33 07 декабря 2015 года - 14:33

  • Deutsch (de) Politisches System
  • Español (es) Sistema político
  • Português (pt) Sistema político suíço
  • 中文 (zh) 瑞士的政治体制
  • عربي (ar) النظام السياسي السويسري
  • Français (fr) Le système politique
  • English (en) Swiss political system (Оригинал)
  • 日本語 (ja) スイスの政治システム
  • Italiano (it) Sistema politico

Швейцария не всегда была национальным государством в современном смысле, представляя собой свободный союз автономных кантонов, объединившихся лишь в 1848 году. Принятая в том же году Конституция превратила страну в единое федеративное государство.

Центральная власть развита относительно слабо (что не означает, что центральная власть неэффективна). Большое количество политических полномочий отдано кантонам. Прерогативой федерального центра являются только некоторые сферы, такие, как внешняя политика.

Официальную информацию по теме можно скачать на сайте аппарата правительства Швейцарии - Федеральной канцелярии.

Правительство

Коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти является Федеральный совет (правительство), в состав которого входят семь федеральных советников (министров), раз в четыре года избираемых Федеральным собранием (двумя палатами парламента на совместном заседании).

Согласно Конституции, все семь федеральных советников равны в правах и принимают решения строго на коллегиальной основе. Каждый из них руководит одним из семи федеральных Департаментов (министерств) и в ходе официальных визитов за рубеж представляет Федеральный совет и Швейцарию в целом.

Федеральный совет формируется в настоящее время (по состоянию на конец 2012 года) пятью основными партиями. От членов кабинета требуется быть выше своих партий и работать, опираясь исключительно на интересы всей страны и общества.

Официальный путеводитель по федеральному правительству можно найти на сайте швейцарского Федерального Совета.

Парламент

Парламент состоит из двух палат – Национального совета, представляющего швейцарский народ, и Совета кантонов, представляющего кантоны. Называть палаты "верхняя" и "нижняя" - неверно. Правильно - "большая" и "малая "палаты.

200 депутатов Национального совета (большая палата) избираются от кантонов прямым тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на четыре года, при этом кантоны выступают в качестве избирательных округов. Совет кантонов (малая палата) состоит из 46 депутатов: по два от каждого кантона и по одному от каждого из полукантонов.

Депутаты в Совет кантонов (от полукантонов Базель-городской, Базель-сельский, Нидвальден, Обвальден, Аппенцель-внешний и Аппенцель-внутренний - по одному депутату, от остальных - по два) - избираются народом кантонов на основе мажоритарной системы (кроме кантона Юра).

Национальный совет и Совет кантонов утверждают федеральные законы и контролируют работу правительства – Федерального совета. Можно сказать, что политическая система Швейцарии на федеральном уровне построена с определенным "перекосом" в сторону парламента (законодательной власти).

Официальную информацию можно найти на сайте швейцарского парламента.

Законотворческая деятельность

Законотворчество в Швейцарии может длиться десятилетиями. Например, Федеральное постановление о необходимости введения оплачиваемого отпуска по материнству (на немецком языке - Mutterschaftversicherung) было принято в 1945 г., но соответствующий Закон вступил в силу только в 2005 г., через 60 лет. Каковы основные этапы, которые проходит закон?

Фаза 1. Инициатива. Может исходить от отдельных избирателей или групп интересов, от одного парламентария или группы депутатов и, наконец, - это случается чаще всего – со стороны правительства.

Фаза 2. Проектная фаза. Чаще всего тем или иным министерством разрабатывается предварительный проект. Создается комиссия экспертов, которая участвует в его разработке.

Фаза 3. Межведомственное согласование и общественное обсуждение (Vernehmlassung). Проект закона представляется кантонам, партиям, лоббистским группам и группам интересов, общественным объединениям для того, чтобы они могли высказать свое мнение. Как раз эта фаза может затянуться на долгие годы.

Фаза 4. Послание правительства. Переработанный на основе результатов предыдущего этапа законопроект отправляется в правительство, которое затем представляет закон в форме Послания на рассмотрение палат парламента. В Послании правительство обосновывает свои мотивы, приведшие к появлению закона, и формулирует свою рекомендацию.

Фаза 5. Парламентские комиссии. Обе палаты парламента назначают на тему закона по одной парламентской комиссии, в каждую из которых входят представители всех основных заинтересованных партий. Как правило, тему закона удается представить на рассмотрение одной из 12-ти постоянных парламентских комиссий.

Фаза 6. Каждая из палат дискутирует на тему того, следует ли вообще приниматься за рассмотрение этого законопроекта. В случае негативного решения законопроект отправляется либо обратно в правительство на переработку, либо принимается решение вообще отказаться от данного проекта.

Фаза 7. Консультации в палатах. При положительном решении, принятом в рамках предыдущей фазы, одна из палат начинает рассматривать закон в деталях. Какая из палат первой начинает работу выясняется случайным жребием. Обе палаты никогда не рассматривают один и тот же законопроект в рамках одной и той же парламентской сессии. В случае если палатам не удается прийти к единому мнению, начинается процедура устранения разногласий. Если найти компромисс все-таки не удается, то тогда созывается согласительная конференция.

Фаза 8. Вступление в силу. Прежде, чем закон вступает в силу, начинается отсчет ста дней, в ходе которых может быть назначен референдум по закону. Инициировать референдум могут минимум 50 тыс. человек, собрав свои подписи. Если сто дней проходят, а референдум не назначается, то тогда закон автоматически вступает в силу.

Фаза 9. Референдум. Если же необходимые 50 тыс. подписей удается собрать, то назначается референдум. В этом случае закон принимается тогда, когда за него проголосовало большинство из принявших участие в референдуме избирателей.

Прямая демократия

Швейцария предоставляет своим гражданам возможность непосредственно участвовать в процессе принятия политических решений.

Хотя прямая демократия не является только особенностью Швейцарии, здесь она, вероятно, более развита, чем в какой-либо иной стране. Швейцарские граждане могут либо сами предложить законопроект, либо отклонить уже одобренный парламентом закон.

Любой гражданин, группа граждан, любая партия и т.д. имеют право путём законодательной Инициативы предложить новый законопроект. Если такой группой собрано по меньшей мере 100 тыс. подписей в поддержку этого предложения, он будет (хотя отнюдь не сразу, порой через несколько лет) вынесен на всенародное голосование.

Референдум является всенародным голосованием, проводимым, кроме того, с целью поддержки или отклонения уже одобренного парламентом законодательного акта. Это – вторая форма современной прямой демократии в Швейцарии, наряду с инициативой.

Если группе, выступающей против нового закона, удастся собрать не менее 50 тыс. подписей в течение ста дней со дня официального опубликования принятого закона, он выносится на всенародное голосование. Иногда одна угроза провести референдум может привести к отзыву закона или к его переработке. Референдум всегда висит над швейцарским законодателем как "дамоклов меч", что заставляет его работать особенно тщательно (пусть и относительно медленно).

Некоторые законодательные акты (изменения в Конституции, международные договоры) должны выноситься на референдум в обязательном порядке (таким был договор о присоединении Швейцарии к Шенгенскому соглашению, референдум по которому прошел в 2005 г.).

Количество голосующих по инициативам или на референдумах составляет, как правило, квоту, которая редко превышает 40 % от общего числа избирателей. Это не очень высокий уровень. Большинство избирателей голосуют по почте.

Статья в этом материале

Швейцария является федеративной республикой. Каждый кантон и полукантон имеет конституцию, парламент и правительство. Не следует думать, что Швейцария – Конфедерация, хотя именно это понятие входит в принятое в русской традиции официальное название страны. В чем тут дело?

Этот контент был опубликован 07 декабря 2015 года - 14:33 07 декабря 2015 года - 14:33

  • Deutsch (de) Politisches System
  • Español (es) Sistema político
  • Português (pt) Sistema político suíço
  • 中文 (zh) 瑞士的政治体制
  • عربي (ar) النظام السياسي السويسري
  • Français (fr) Le système politique
  • English (en) Swiss political system (Оригинал)
  • 日本語 (ja) スイスの政治システム
  • Italiano (it) Sistema politico

Швейцария не всегда была национальным государством в современном смысле, представляя собой свободный союз автономных кантонов, объединившихся лишь в 1848 году. Принятая в том же году Конституция превратила страну в единое федеративное государство.

Центральная власть развита относительно слабо (что не означает, что центральная власть неэффективна). Большое количество политических полномочий отдано кантонам. Прерогативой федерального центра являются только некоторые сферы, такие, как внешняя политика.

Официальную информацию по теме можно скачать на сайте аппарата правительства Швейцарии - Федеральной канцелярии.

Правительство

Коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти является Федеральный совет (правительство), в состав которого входят семь федеральных советников (министров), раз в четыре года избираемых Федеральным собранием (двумя палатами парламента на совместном заседании).

Согласно Конституции, все семь федеральных советников равны в правах и принимают решения строго на коллегиальной основе. Каждый из них руководит одним из семи федеральных Департаментов (министерств) и в ходе официальных визитов за рубеж представляет Федеральный совет и Швейцарию в целом.

Федеральный совет формируется в настоящее время (по состоянию на конец 2012 года) пятью основными партиями. От членов кабинета требуется быть выше своих партий и работать, опираясь исключительно на интересы всей страны и общества.

Официальный путеводитель по федеральному правительству можно найти на сайте швейцарского Федерального Совета.

Парламент

Парламент состоит из двух палат – Национального совета, представляющего швейцарский народ, и Совета кантонов, представляющего кантоны. Называть палаты "верхняя" и "нижняя" - неверно. Правильно - "большая" и "малая "палаты.

200 депутатов Национального совета (большая палата) избираются от кантонов прямым тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на четыре года, при этом кантоны выступают в качестве избирательных округов. Совет кантонов (малая палата) состоит из 46 депутатов: по два от каждого кантона и по одному от каждого из полукантонов.

Депутаты в Совет кантонов (от полукантонов Базель-городской, Базель-сельский, Нидвальден, Обвальден, Аппенцель-внешний и Аппенцель-внутренний - по одному депутату, от остальных - по два) - избираются народом кантонов на основе мажоритарной системы (кроме кантона Юра).

Национальный совет и Совет кантонов утверждают федеральные законы и контролируют работу правительства – Федерального совета. Можно сказать, что политическая система Швейцарии на федеральном уровне построена с определенным "перекосом" в сторону парламента (законодательной власти).

Официальную информацию можно найти на сайте швейцарского парламента.

Законотворческая деятельность

Законотворчество в Швейцарии может длиться десятилетиями. Например, Федеральное постановление о необходимости введения оплачиваемого отпуска по материнству (на немецком языке - Mutterschaftversicherung) было принято в 1945 г., но соответствующий Закон вступил в силу только в 2005 г., через 60 лет. Каковы основные этапы, которые проходит закон?

Фаза 1. Инициатива. Может исходить от отдельных избирателей или групп интересов, от одного парламентария или группы депутатов и, наконец, - это случается чаще всего – со стороны правительства.

Фаза 2. Проектная фаза. Чаще всего тем или иным министерством разрабатывается предварительный проект. Создается комиссия экспертов, которая участвует в его разработке.

Фаза 3. Межведомственное согласование и общественное обсуждение (Vernehmlassung). Проект закона представляется кантонам, партиям, лоббистским группам и группам интересов, общественным объединениям для того, чтобы они могли высказать свое мнение. Как раз эта фаза может затянуться на долгие годы.

Фаза 4. Послание правительства. Переработанный на основе результатов предыдущего этапа законопроект отправляется в правительство, которое затем представляет закон в форме Послания на рассмотрение палат парламента. В Послании правительство обосновывает свои мотивы, приведшие к появлению закона, и формулирует свою рекомендацию.

Фаза 5. Парламентские комиссии. Обе палаты парламента назначают на тему закона по одной парламентской комиссии, в каждую из которых входят представители всех основных заинтересованных партий. Как правило, тему закона удается представить на рассмотрение одной из 12-ти постоянных парламентских комиссий.

Фаза 6. Каждая из палат дискутирует на тему того, следует ли вообще приниматься за рассмотрение этого законопроекта. В случае негативного решения законопроект отправляется либо обратно в правительство на переработку, либо принимается решение вообще отказаться от данного проекта.

Фаза 7. Консультации в палатах. При положительном решении, принятом в рамках предыдущей фазы, одна из палат начинает рассматривать закон в деталях. Какая из палат первой начинает работу выясняется случайным жребием. Обе палаты никогда не рассматривают один и тот же законопроект в рамках одной и той же парламентской сессии. В случае если палатам не удается прийти к единому мнению, начинается процедура устранения разногласий. Если найти компромисс все-таки не удается, то тогда созывается согласительная конференция.

Фаза 8. Вступление в силу. Прежде, чем закон вступает в силу, начинается отсчет ста дней, в ходе которых может быть назначен референдум по закону. Инициировать референдум могут минимум 50 тыс. человек, собрав свои подписи. Если сто дней проходят, а референдум не назначается, то тогда закон автоматически вступает в силу.

Фаза 9. Референдум. Если же необходимые 50 тыс. подписей удается собрать, то назначается референдум. В этом случае закон принимается тогда, когда за него проголосовало большинство из принявших участие в референдуме избирателей.

Прямая демократия

Швейцария предоставляет своим гражданам возможность непосредственно участвовать в процессе принятия политических решений.

Хотя прямая демократия не является только особенностью Швейцарии, здесь она, вероятно, более развита, чем в какой-либо иной стране. Швейцарские граждане могут либо сами предложить законопроект, либо отклонить уже одобренный парламентом закон.

Любой гражданин, группа граждан, любая партия и т.д. имеют право путём законодательной Инициативы предложить новый законопроект. Если такой группой собрано по меньшей мере 100 тыс. подписей в поддержку этого предложения, он будет (хотя отнюдь не сразу, порой через несколько лет) вынесен на всенародное голосование.

Референдум является всенародным голосованием, проводимым, кроме того, с целью поддержки или отклонения уже одобренного парламентом законодательного акта. Это – вторая форма современной прямой демократии в Швейцарии, наряду с инициативой.

Если группе, выступающей против нового закона, удастся собрать не менее 50 тыс. подписей в течение ста дней со дня официального опубликования принятого закона, он выносится на всенародное голосование. Иногда одна угроза провести референдум может привести к отзыву закона или к его переработке. Референдум всегда висит над швейцарским законодателем как "дамоклов меч", что заставляет его работать особенно тщательно (пусть и относительно медленно).

Некоторые законодательные акты (изменения в Конституции, международные договоры) должны выноситься на референдум в обязательном порядке (таким был договор о присоединении Швейцарии к Шенгенскому соглашению, референдум по которому прошел в 2005 г.).

Количество голосующих по инициативам или на референдумах составляет, как правило, квоту, которая редко превышает 40 % от общего числа избирателей. Это не очень высокий уровень. Большинство избирателей голосуют по почте.

Статья в этом материале

Официально это государство в Центральной Европе называется Швейцарская Конфедерация ( фр. Confederation suisse ). Но фактически государством с такой формой правления - конфедерация, был Швейцарский Союз , который существовал в 1291-1798 гг. и состоял из 13 кантонов (регионов). Что же такое конфедерация? Главными признаками являются:

  • отсутствие общей территории, границы
  • все участники такого союза полностью независимы, имеют свою армию, денежную единицу
  • нет общих органов исполнительной и законодательной власти
  • решение вместе только политических вопросов (обороны, внешние отношения), хотя исполнение для каждого необязательно
  • возможность свободного выхода любого государства из состава такого союза - конфедерации

Таким был и Швейцарский Союз, который состоял из 13 кантонов (к 16 веку) и других земель, которые по сути были самостоятельными государствами - Швиц, Люцерн, Цюрих, Берн и т.д.). Кстати название страны произошло от кантона Швиц , одно из трёх первых кантонов, которые объединились в союз.

В конце 18 века на волне Великой французской революции Швейцарский Союз был захвачен и Наполеоном Бонапартом здесь была впервые создано централизованное государство - Гельветическая республика (это место раньше населяли кельтские племена - гельветы).

С 1848 года это была уже прочное государство, союз кантонов, в котором всё больше проявлялись черты федерации - шла унификация единиц измерения, денежных единиц, между кантонами упрощались границы, таможенные правила, происходило объединение важных государственных учреждений -почты, телеграфа и т.д., церковные вопросы. Всё больше вопросов решал именно Союз, согласно Конституциям 1848 года и тем более 1874 года, появился общий совет, коллегиальный главный орган страны.

Сейчас Швейцария - федерация , федеративная демократическая республика, с децентрализованным управлением, хотя в официальном названии осталось "конфедерация". Швейцария состоит из 26 независимых кантонов, объединенных федеральным центров. Кантоны очень разнообразны по носителям языков: есть немецкоязычные, франкоязычные, италоязычные, или вообще представлены два или три из вышеперечисленных языков в одном кантоне. Вооруженные силы созданы по милицейской систему - призываются на случай войны, чрезвычайных ситуаций, постоянной армии практически нет. Но для поддержки граждан "в форме" каждый год организуются курсы переподготовки, а оружие у всех хранится дома, а вдруг война.

Главой государства является Федеральный совет Швейцарии , коллективный "президент" Швейцарии. Он состоит из 7 человек , на данный момент там 3 женщины. Соблюдается и относительное равенство по языкам - в совете трое говорят на немецком, и по два человека на французском и итальянском.

Каждый год парламентом Швейцарии (Федеральным собранием) избирается президент и вице-президент государства. В течении 7 лет каждый становится вице-президентом, а потом и президентом. Должность президента номинальна, это "первый среди равных" , он не глава государства, все решения принимаются совместно всем Федеральным советом. Но если планируется поездка заграницу для переговоров, то президент как представитель Швейцарии вылетает на такие встречи. В заседаниях совета принимает участие и руководитель аппарата Федерального Совета, федеральный канцлер , с заместителями, но права голоса они не имеют. Члены Федерального совета избираются двухпалатным парламентом Швейцарии на 4 года тайным голосованием. Не имеют своих резиденций, но получают зарплату почти 500 000 долларов (475 000 швейцарских франков) в год.

И немного о аббревиатурах. Швейцарский франк имеет международное обозначение, сокращение - CHF, первые две буквы никак ни похожи на сокращение от Suisse (фр.) , Schweiz (нем.) или Svizzera (ит.) . Дело в том, что швейцарский франк был введён в оборот во время Гельветической республики, созданной Наполеоном. К тому же историческое название страны на латинском языке - Confoederatio Helvetica (конфедерация гельветов). Поэтому официальное обозначение страны в почтовых кодах, на транспортных средствах и пр. - CH , CHE , ну а франка CHF . Наряду с этим, например в спортивных соревнованиях используется французское название Suisse, сокращенно SUI .


  • Совет государств ( члены )
  • Национальный совет ( члены )
  • Политические партии
  • Федеральный: 2007
  • 2011 г.
  • 2015 г.
  • 2019 г.
  • Федеральный верховный суд
  • Федеральный уголовный суд
  • Федеральный административный суд
  • Федеральный патентный суд
  • Аппенцелль Ауссерроден (АР)
  • Аппенцелль Иннерроден (AI)
  • Ааргау (АГ)
  • Базель-Ландшафт (BL)
  • Базель-Штадт (BS)
  • Берн (BE)
  • Фрибург (Франция)
  • Женева (GE)
  • Гларус (GL)
  • Граубюнден (GR)
  • Юра (JU)
  • Люцерн (LU)
  • Невшатель (NE)
  • Нидвальден (Северо-Запад)
  • Обвальден (OW)
  • Шаффхаузен (SH)
  • Швиц (SZ)
  • Золотурн (SO)
  • Санкт-Галлен (SG)
  • Тичино (TI)
  • Тургау (ТГ)
  • Ури (UR)
  • Вале (VS)
  • Во (VD)
  • Цуг (ZG)
  • Цюрих (ZH)
  • Муниципалитеты
  • (Полный список муниципалитетов)
  • Ааргау
  • Аппенцелль-Иннерроден
  • Аппенцелль Ауссерроден
  • Базель-Ландшафт
  • Базель-Штадт
  • Берн
  • Фрибург
  • Женева
  • Glarus
  • Граубюнден
  • Юра
  • Люцерн
  • Невшатель
  • Nidwalden
  • Obwalden
  • Шаффхаузен
  • Швиц
  • Золотурн
  • Санкт-Галлен
  • Тургау
  • Тичино
  • Ури
  • Вале
  • Во
  • Цуг
  • Цюрих

Швейцарское право - это набор правил, составляющих закон Швейцарии .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Структура и источники
    • 1.1 Публикации
    • 2.1 Гражданский кодекс
    • 2.2 Уголовное право

    Существует иерархия политических уровней, которая отражает правовой и конституционный характер Швейцарии.

    Федеральный закон ( немецкий : Bundesrecht , французский : Droit ФЕДЕРАЛЬНЫЙ , итальянский : Diritto Federale ) состоит из следующих частей: [1]

    • Международное право, [2]
    • Внутреннее право, [3]

    Внутренний закон ( немецкая : Landesrecht , французская : Droit интерн , итальянские : Diritto Интерны , ретороманские : Dretg naziunal ) состоит из следующих частей: [3]

    1. Государство - Народ - Власть (СР 1)
    2. Частное право - Отправление гражданского правосудия - Правоприменение (SR 2)
    3. Уголовное право - Отправление уголовного правосудия - Исполнение приговоров (SR 3)
    4. Образование - наука - культура (SR 4)
    5. Национальная оборона (SR 5)
    6. Финансы (SR 6)
    7. Общественные работы - Энергия - Транспорт (SR 7)
    8. Здоровье - Работа - Социальное обеспечение (SR 8)
    9. Экономика - техническое сотрудничество (SR 9)

    Некоторые основные аспекты:

    Федеральное правительство публикует правовые инструменты в трех основных официальных публикациях:

    • объявления Компиляция ( немецкая : Systematische Sammlung де Bundesrechts (SR) , французский : Recueil systématique ая прерогатива ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (RS) , итальянский : Raccolta sistematica дель Diritto FEDERALE (RS) , ретороманский : Collecziun sistematica ) является официальной компиляцией всех федеральных законов, действующие постановления, международные и межкантональные договоры [5]
    • Официальный Сборник федерального законодательства (Немецкий: Amtliche Sammlung де Bundesrechts , AS, французский: Recueil Officiel ая прерогатива ФЕДЕРАЛЬНЫЙ , RO, итал Raccolta ufficiale делла Leggi federali , RU) является федеральным вестником , и
    • Federal Gazette ( на немецком языке : Bundesblatt , BBL, французский: Feuille Fédérale , FF, итальянская: Foglio Federale , FF) публикует различные официальные тексты федерального правительства.

    Все три публикации издаются на трех официальных языках Швейцарии: немецком , французском и итальянском . Все три языковые версии одинаково действительны. Они публикуются Федеральным канцелярией Швейцарии в виде еженедельных приложений к папкам с вкладными листами. С 1999 года они также доступны в Интернете в формате PDF (а также в формате HTML в случае SR / RS). [ необходима цитата ]

    Швейцарский гражданский кодекс (SR 21) был принят 10 декабря 1907 года (Статус по состоянию на 1 января 2016 года, SR 210) и вступил в силу с 1912 года он был в значительной степени под влиянием немецкого гражданского кодекса , а отчасти под влиянием французский гражданский кодекс , но большинство исследователей сравнительного права (таких как К. Цвайгерт и Родольфо Сакко ) утверждают, что швейцарский кодекс вытекает из отдельной парадигмы гражданского права.

    Швейцарский Уголовный кодекс (SR 311) от 21 декабря 1937 года (Положения по состоянию на 1 июля 2016 года, SR 311,0) восходит к 1893 году проекту Карла Stooss. Действует с 1942 года.

    Среди заметных изменений в более раннем швейцарском уголовном законодательстве была отмена смертной казни в Швейцарии и легализация гомосексуальных действий между взрослыми (до 1990 года возраст согласия на гомосексуальные действия оставался установленным на уровне 20 лет по сравнению с 16 годами для гетеросексуальных действий). .

    Читайте также: