Школа как правовое государство

Обновлено: 04.07.2024

Права ребёнка в школе

Вот какими правомочиями обладают дети на территории учебного заведения.

Право на получение бесплатного среднего образования

Статья 43 Конституции России.

Обучение в общеобразовательных государственных школах должно быть бесплатным. В школе должны быть классы для занятий, гардероб, санузлы, библиотека, столовая, спортзал, которыми дети могут пользоваться бесплатно.

Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт, учебные пособия и другие нужды. Но если родители проявят инициативу, учебное заведение вправе принять помощь.

Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность

Применение к ребёнку физического и психологического насилия недопустимо. Границы психического насилия чётко не определены, но обычно это оскорбления, угрозы, критика, выводящую ребёнка из душевного равновесия.

Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык

Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения.

Право не посещать кружки и факультативы

Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.

Право не участвовать в благоустройстве школы

Школа может проводить субботники и приглашать на них учеников. Но школьник с письменного согласия родителей может отказаться. Помогать школе с уборкой и благоустройством — право, а не обязанность.

Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке

Школа должна бесплатно обеспечить учеников учебниками, рабочими тетрадями и другими необходимыми пособиями по всем предметам. Покупать учебную литературу самостоятельно родителям нужно только на факультативы и в случае, если ребёнок испортил школьный учебник.

Право на бесплатную медицинскую помощь в школе

В школе обязательно должен работать медпункт с квалифицированным медицинским работником, оборудованный всем необходимым для оказания первой помощи.

Право на неприкосновенность имущества

Статья 35 Конституции Российской Федерации.

Учитель не имеет права отбирать у ребёнка смартфон и любые другие вещи, если в уставе школы нет запрета на использование гаджетов во время занятий или на территории школы.

Обязанности ребёнка в школе

Не пропускать занятия без уважительной причины

Если ребёнок отсутствовал на уроке, он должен принести в школу справку от врача или заявление от родителей.

Добросовестно учиться

Отвечать на вопросы учителя на уроках, не мешать другим ученикам, выполнять домашние и контрольные работы.

Следовать распорядку школы

Ученик должен вовремя приходить на уроки, в классе занимать определённое ему место, носить форму, если она предусмотрена.

Беречь школьное имущество

Если ученик сломал стул, разбил проектор или порвал учебник — родители должны будут возместить ущерб.

Уважать других учеников и работников школы

Запрещается провоцировать конфликты и причинять кому-либо физическое или психическое насилие.

Не приносить в школу опасные предметы

Оружие, химикаты и тому подобное.

Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики

А также не находиться на территории школы в нетрезвом виде.

Какие права и обязанности у ребёнка в школе

Нарушения прав ребёнка в школе

Пока ребёнок находится в школе, за соблюдение его прав и свобод отвечает школьная администрация, а за исполнение обязанностей — родители.

В штате каждой школы должен быть уполномоченный по правам ребёнка, который должен предотвращать нарушение прав учеников, рассматривать жалобы, а также рассказывать школьникам и их родителям о правах и обязанностях. На практике, к сожалению, такой специалист есть не везде.

Важно отметить, что о нарушении прав можно говорить, только если имело место самоуправство со стороны школы, и ребёнка действительно заставили что-то сделать. Большинство родителей не видит ничего плохого в том, чтобы дети помыли класс, в котором учатся, и понимают, что забрать гаджет на время урока — порой необходимая дисциплинарная мера.

Но если ситуация угрожает здоровью или психике ребёнка, следует немедленно принять меры. О том, что делать в случае нарушении прав ребёнка в школе, читайте в этой статье.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как наладить семейное обучение в 1–4-м классах. Рассказываем, как построить здоровый режим дня, научить учиться и социализировать ребёнка.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Автор: Кашина Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОАУ "Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат
Населённый пункт: город Свободный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ребенок в правовом государстве
Раздел: начальное образование

правовую культуру учащихся.

Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Ход мероприятия

Приветствие.

Стихотворение:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем

Сегодня наш разговор мы посвятим теме “Права ребенка”.Эта тема выбрана

Международный день защиты прав ребенка.

Стихотворение:

День осенний в ноябре -

Праздник на календаре!

День подарков и цветов,

Ты встречать его готов?

Протяни с улыбкой руку

Немцу, русскому, якуту,

Пусть сияет ярче солнце!

Чтобы мирно жить смогли

Люди в радости, любви,

Взрослые на всей планете

Нынче дарят праздник детям!

человек……Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным

пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался…… “Что такое право? Я

прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до

сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”

Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас?

Как вы думаете? Давайте прочитаем в толковом словаре С. И. Ожегова.

Ребенок читает в словаре:

совокупность

устанавливаемых

государством норм

регулирующих

обществе (Толковый словарь)

Воспитатель:

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все

люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем,

как выполняются правила и нормы, как соблюдаются права людей.

прописаны права ребенка? Давайте разберемся.

Одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет

человека. Что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо. Со временем

люди поняли, что и дети нуждается в специальной охране и заботе. С самого

имеете свои права, которые защищает самая главная

авторитетная международная организация возникла после Второй мировой

войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право

на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира

объединились в Организацию Объединенных Наций. К сожалению, наш мир

дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со

отражены права ребенка. Называется он - Конвенция о правах ребенка. Это

Конвенция –это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая

из которых описывает определенное право.

Конвенции, которые вы должны знать.

человеческое

До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки

отвечаете вы сами.

Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на (щелчок) жизнь"

Это главное право каждого ребенка. Нужно заботиться о жизни не только

здоровых детей, но и о жизни детей-инвалидови других больных детях.

неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как

только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый

- пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со

скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти

сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым

художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо

лечить, слабому- помогать.

А.В.Суворов рос очень больным и хилым мальчиком. Большая сила воли,

физические тренировки позволили стать ему великим полководцем России.

записывают в специальный документ - свидетельство о рождении

Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители.

Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас! Когда исполняется

14 лет, выдается другой документ. Кто знает, как он называется? (Паспорт)

напечатать в газете или журнале.

образование"

Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное

образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет

особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться

Вы обязаны уважать права других людей.

Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации"

Что означает слово "эксплуатация"?

(Из словаря С.И. Ожегова:"Эксплуатация - это присвоение результатов

Незаконное использование в собственных целях труда других людей.

работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы

с о г л а с и я

р о д и т е л е й

о п е к у н о в .

Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-

либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят

и с п ол ь зо ват ь

-Скажите, вы будете правы? Конечно - же, нет. Это не принудительный труд,

ж е с т о к и м

о б р а щ е н и я

н а к а з а н и я .

одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права

нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой

р о ж д а е м с я

с в о б о д н ы м и

Для того чтобы узнать насколько хорошо вы знаете свои права поиграем в

интерактивную игру.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно

не только знать, но и соблюдать.

Стихотворение:

Стихотворение:

Я – ребёнок, я – человек,

Я должен иметь права

На то, чтобы жить

В свободной стране,

А не там где идёт война.

Я имею права на то, чтобы любить

И на то, чтобы быть любимым.

Я имею права на то, чтобы жить

И на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле

Царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом

Всегда была тишина.

Много права имеет дитя.

Но я прошу об одном:

Чтобы в небе большом

На огромной Земле

Всегда были мир и покой.

взрослых. Такова цель.

Но оказывается не всегда в России, да и в других государствах были у людей

права. Так было очень давно, в старину. Никаких прав не имели рабы и

Америки, крепостные крестьяне старой России.

Беседа по содержанию. Ответы на вопросы:

Какое чувство вызвал у вас этот сюжет?

Почему вам стало жалко Ваньку?

Какие права ребёнка были нарушены?

Возможна ли такая ситуация в наше время, почему?

Кто хочет прочитать эту повесть полностью, в школьной библиотеке

есть необходимая информация.

После всего сказанного мне бы хотелось провести небольшой тест-игру,

которая определит, на сколько хорошо вы знаете свои права.

– А сейчас займите удобное положение, закройте глаза и представьте, что

попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает

воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда.

Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали

мелькнул какой – то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро

побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на

тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул

свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя

свободным и счастливым.

– Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье?

(Ответ детей: Было страшно, одиноко, тревожно.)

– Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На

душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.

– А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет?(Ответ

детей: Наступило облегчение, успокоение, радость.)

– Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни.

На душе у него светло, спокойно, радостно. Давайте же будем жить так,

чтобы нам в жизни всегда было спокойно и уютно…

Всего Вам самого хорошего и отличного настроения на весь день.

Успешная социализация личности предполагает правовую грамотность. К сожалению, многие граждане, не имеющие специального юридического образования, слабо ориентируются в правовой сфере, не всегда знают свои законные права и обязанности. Это актуализирует правовое образование как важнейший компонент механизма правовой социализации личности. Учитывая то, что базовый уровень основных знаний человек получает в школе, важно, чтобы уже в системе образования закладывались основы социальных навыков, практических умений в области социальных и правовых отношений.

Правовое образование представляет целенаправленные образовательные действия, направленные на освоение правовых знаний, современных правовых ценностей и формирование правовой культуры обучающихся.

Система правового образования включает:

– цели правового образования;

– содержание и структуру школьного правового образования;

– организацию процесса правового образования;

Правовое образование направлено на создание системы обучения и воспитания по формированию правовой культуры личности на основе современных правовых ценностей. Обучение направлено на освоение учащимися знаний в правовой области, норм и принципов правоотношений; воспитание состоит в осознании правовых ценностей и формировании установок, отношений, мотивов деятельности в вопросах, регулируемых правом. Воспитание основано на знаниях.

Цели правового образования:

– формирование у учащихся системы правовых знаний, способности к активной реализации своих законных прав и выполнению юридических обязанностей в различных сферах жизнедеятельности;

– усвоение базовых знаний по правовой системе современной России, его отраслям;

– формирование уважительного отношения к Конституции РФ, к праву как важнейшим социальным ценностям;

– формирование правосознания как совокупности знаний, представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни;

– формирование навыков правомерного поведения, под которым подразумеваются модели поведения, не выходящие за пределы законов, установленных государством;

– формирование умений применять правовые знания и навыки для решения практических ситуаций;

– развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в контексте влияния отдельных молодежных субкультур;

В процессе правового образования осуществляется формирование правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни. Правовая культура, ядром которой является правосознание, представляет совокупность устойчивых характеристик правосознания и деятельности (поведения) на основе правовых норм.

Полноценно организованное правовое образование предоставляет широкие возможности для формирования социальных компетенций учащихся. Развивается интерес учащихся к праву, формируется отношение к праву как общественной ценности, развиваются способности к работе с социальной и правовой информацией, формируются компетенции в области защиты прав и законных интересов личности на основе анализа правовых ситуаций.

Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются в образовательной организации через учебный процесс, организацию внеурочной деятельности, самостоятельную деятельность учащихся по освоению правового материала.

Организационные аспекты правового образования в образовательных организациях

В формировании правовой культуры можно выделить следующие этапы:

– получение ребенком правовой информа­ции; этот процесс может быть как стихийным, так и организован­ным, предполагающим системное и целенаправленное освоение учащимися правовых знаний;

– процесс личностного усвое­ния правовых ценностей, степень восприятия которых зависит от личностных особенностей школьников, их правосознания на эмоциональном, рацио­нальном и волевом уровнях;

– реализация правовых идей, установок, принципов в реальных поступках личности.

Правовое образование, целью которого является формирование правовой культуры, в современной системе образования представлено следующими моделями:

Обучение и воспитание в контексте формирования правовой культуры взаимосвязаны. Обучение предполагает накопление теоретиче­ских и практических правовых знаний, умений и навыков, воспитание связано с эмоционально-волевой сфе­рой личности ребенка.

Методические аспекты организации правового образования

В начальной школе развивается процесс осознания ребенком себя и других как личности, осваиваются основные моральные ценности и нормы поведения:

– школьники получают представление о правах человека, ценности человеческой жизни;

– формируются навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице; осознание необходимости их выполнения способствует воспитанию у детей законопослушности, закладываются основы правовой культуры личности;

– учащиеся получают представление о российском государстве, его символах и атрибутах, о гражданстве, о Республике Татарстан и её символах.

В основной школе продолжается работа по формированию нравственных ориентиров и политико-правовых знаний, связанных с изменениями в социально-правовом положении подростков:

– в процессе изучения истории осваивается система знаний о государстве и праве, их органической связи, об отношениях между государством и гражданами;

– формируются система ценностных установок и ориентиров, навыки самостоятельности при осуществлении выбора и осознания ответственности за свои поступки, развиваются навыки правомерного поведения;

Ведущей линией в обучении и воспитании учащихся является осознание важности права как регулятора взаимоотношений в обществе, формирование уважительного отношения к закону, развитие навыков толерантного поведения на основе уважения конституционных прав и свобод других людей. Важным моментом становится участие в социально значимых акциях.

В старших классах с учетом серьезных и глубоких изменений в личности старшеклассника усиливается личностно ориентированный характер овладения знаниями и рациональными способами реализации конституционных прав и свобод:

– расширяются представления учащихся о правовой сфере общества, знания приобретают системный характер;

– развиваются навыки критического анализа правовой ситуации, информации и его источника с целью определения личного отношения и выработки собственной позиции по отношению к рассматриваемому объекту;

– развиваются способности к диалогу с различными категориями социума, с общественными и политическими организациями, с властными структурами, нарабатываются умения конструктивного решения спорных вопросов.

При организации занятий на всех этапах обучения важен системно-деятельностный подход, предполагающий, что все составляющие правового образования рассматриваются в единстве обучения и воспитания, урочной и внеурочной деятельности, их развитии в процессе активной познавательной деятельности.

В этом контексте актуальность приобретает полидисплинарный подход как принцип обучения, предполагающий связи методологического характера, содержательно-информационную и ценностную сопряженность. Их учёт и реализация способствует формированию ассоциативной основы познавательной деятельности в сфере освоения конституционных ценностей.

Содержательная интеграция выражается во взаимосвязи предметов гуманитарного цикла Базисного учебного плана (права, истории, обществознания, экономики, литературы, филологии), в содержании которых заложен нравственно-этический и правовой потенциал, реализуемый в процессе формирования нравственно-правовой культуры личности.

Через использование наиболее эффективных технологий, активных и интерактивных форм обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся как самостоятельных субъектов образовательного процесса в контексте развития универсальных компетенций, необходимых для правосообразного и правомерного поведения в социально-правовой сфере реализуется процессуальный аспект интеграции.

Использование индивидуальных, групповых форм работы, лабораторно-практических занятий, дискуссий, деловых игр, участие в творческих проектах, анализ конкретных ситуаций правового характера усилит практическую направленность занятий, поможет смоделировать наиболее эффективные пути противодействия неправомерным действиям в повседневной жизни.

Особое место на занятиях занимает работа с текстом: правовыми источниками, материалами СМИ, научно-популярной и учебной литературой. В процессе этой деятельности учащиеся приобретают навыки критического анализа различных текстов, самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации.

Характеризуя опыт правового образования в республике можно отметить следующее.

Правовое образование активно развертывалось в рамках гражданского образования, предусматривающего обучение праву, формированию навыков правомерного поведения и воспитанию гражданственности и патриотизма. В этом плане интересный опыт был представлен коллективом педагогов гимназии № 90 г.Казани, учителями Г.Бондаревой (СОШ №2 г. Менделеевска), З.Салимовой (СОШ № 20 г. Казани) и др.

Популярность в образовательных организациях получили Недели правовых знаний, Парламентские уроки, различные мероприятия и классные часы, посвященные противодействию коррупции, экстремизма.

Как показывает практика, наиболее успешно правовое образование реализуется при системном подходе, как, например, в гимназии № 102 г.Казани.

Правовое образование, воспитание и просвещение учащихся в данной гимназии осуществляется:

– на уроках права (в X классах формируются классы с социально-экономическим профилем обучения, в которых на изучение права отводится 2 часа);

– при изучении правового модуля курса обществознания;

– при раскрытии правовых аспектов содержания других школьных дисциплин;

– при подготовке учащихся к участию в предметных олимпиадах;

– в ходе внеклассной работы.

Роль элективных курсов в предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

Центральное внимание в элективном курсе уделено основам конституционного строя РФ, полномочиям органов власти, всем группам прав граждан РФ, в частности акцентировано внимание на избирательных правах, пути их реализации, также рассматривается порядок формирования и деятельность органов представительной власти РФ. Знание своих прав, конкретных правовых норм, определяющих основы жизнедеятельности граждан имеет важное значение для формирования гражданского правосознания и правовой культуры школьников.

Значительное место отводится в элективном курсе формированию навыка работы с источником права, умению анализировать нормы права, получать в ходе анализа дополнительную информацию и использовать её для решения задач познавательного характера.

Учителя гимназии убеждены, что изучение данного курса в VIII – IX классах позволяет ученикам добиваться хороших результатов при сдаче ЕГЭ по обществознанию в XI классе.

Основная часть работ по подготовке и проведению мероприятий выполняется на основе методики коллективного творческого дела в совместной деятельности учителя Ф.Камаловой и воспитанников. Темы и формат дебатов выбирается самими учащимися. В английском формате обсуждались следующие темы: это правительство верит… (что творчество должно быть свободным от цензуры, что светские школы должны быть свободны от преподавания религии, что запрет рекламы табака и алкоголя улучшит здоровье населения страны), в американском формате: это правительство считает…(что необходимо увеличить льготы при поступлении в вузы сиротам, что в школах должна быть введена обязательная школьная форма, что политикам необходимо запретить иметь недвижимость за границей).

Успешность проведения дебатов во многом определяется умением Ф.Камаловой организовывать эффективное взаимодействие между учениками, грамотно формулировать проблемные вопросы, создавать доброжелательную, творческую атмосферу. Она может не только заинтересовывать учеников, но и поддерживать этот интерес.

Работа Клуба показала, что технология дебатов способствует углублению, обогащению и систематизации знаний по праву, активизирует познавательную деятельность, развивает интерес к предмету. Но самое важное при изучении права – дебаты оказывают активное влияние на эмоциональную сферу ученика, прививают важнейшие умения правильного поведения в правовой сфере, способствуют формированию правовой культуры.

В этом учебном году к работе клуба привлекались учащиеся VIII классов.

Работа школьной службы примирения.

Правовое образование учащихся подразумевает приобретение способности вычленять правовое содержание жизненных ситуаций (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью, различение этих ситуаций и т.п.), умение использовать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений.

В гимназии № 102 г.Казани действует школьная служба примирения под руководством социального педагога Любовь Николаевны Марковой. В основе деятельности службы примирения лежит примирительная встреча между конфликтующими сторонами. Она проходит обязательно на территории школы, и проводят эти встречи сами школьники. Роль посредников (медиаторов) выполняют неформальные лидеры школьного сообщества, которые прошли специальные обучающие тренинги. Их отбор проходит с помощью тестирования, в котором подростков просят написать того человека из школы, которому они доверяют, и кто умеет эффективно разрешать конфликты.

Деятельность службы примирения способствует этико-правовому просвещению обучающихся и родителей, приобщению к процессу правового воспитания родителей и развитие их правовых знаний и умений, через организацию совместных занятий.

Изучение правовых вопросов в курсе истории как средство формирования правовой культуры школьников

Первоначальные целостные представления о праве учащиеся получают на уроках истории. Через обращение к прошлому, они узнают: как и при каких условиях возникает право, как оно развивается, какие правовые системы рождаются в различные времена и в каком историческом пространстве и в историческом контексте это происходит; как эволюционируют эти правовые системы. То есть в содержании предмета заложен исторический подход к изучению права, и если специально в таком аспекте рассматривать вопросы, имеющие отношение к правовой сфере, это будет способствовать формированию правового сознания и правовой культуры у учащихся. [4, с.7]

  1. Формирование представлений о роли права в жизни общества.
  • Право было необходимо людям, так как создавало условия для нормального функционирования общества, защищало людей от произвола и насилия.
  • В разных обществах право имело свои отличительные особенности – право Древней Греции было менее жестоким по сравнению с законами Древнего Востока, и в значительно большей степени отвечало представлениям о справедливости.
  • Право изменчиво – усложняется жизнь и появляется необходимость в новых законах, люди становятся более цивилизованными, они все яснее осознают, что главной ценностью является человек и его интересы.
  1. Формирование представлений о правах человека. На уроках истории закрепление прав человека изучается в ходе исторического развития, что дает возможность проследить процесс углубления и расширения содержания концепции прав человека.

Учащиеся, работая в группах, систематизируют знания по теме и подбирают аргументы в защиту каждой из точек зрения.

  1. Изучение преобразовательной деятельности государства в области судебной власти. При изучении внутренней политики правителей учитель может акцентировать внимание на изменениях в правовой сфере в следующих аспектах: а) принятие новых законодательных актов; б) изменение структуры судебной власти; в) справедливость и независимость правосудия; г) характеристика личности и деятельности великих реформаторов.

Подготовка работ, их представление и защита, совместное обсуждение узловых проблем позволяет учащимся:

Эффективное формирование правовой культуры учащихся при изучении истории может быть достигнуто, если:

– проводится отбор фактического и теоретического правового материала к урокам в соответствии с его образовательными, воспитательными и развивающими целями;

– выявляются наиболее эффективные методические приемы и средства правового обучения и воспитания, учитываются познавательные и возрастные возможности учащихся;

– применяется система заданий на различных уровнях познавательной самостоятельности, направленная на формирование навыка работы с нормативными актами;

– учитывается практическая направленность обучения с целью формирования исследовательских, социально-личностных и коммуникативных компетенций;

— используются разнообразные формы учебных занятий, предполагающие активную познавательную деятельность учащихся, развитие интереса к праву. [2]


В статье анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, а также цели правового образования в средней школе. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так и с тем, что знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои права необходимо каждому человеку в современном мире.

Ключевые слова: правовой компонент, цели правового образования, обществоведение, средняя школа, правосознание, обучение

Государство и право существуют на протяжении нескольких тысячелетий. Они представляют собой одни из самых древних институтов, с помощью которых человечество решает происходящие в обществе проблемы. С того момента как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемой частью всех происходивших событий и процессов. В тесной связи с политикой и правом развивались экономика, социальные отношения, культура. Право, наряду с государством, относится к тем ценностям, без которых существование современного общества просто невозможно. Право является действенным регулятором общественных отношений, обеспечивает общественный порядок и справедливость.

На сегодняшний день правовое образование является составной частью программы обучения в основной и старшей школе. Особенно после того, как было изменено законодательство Российской Федерации, а сегодня очень активно вносятся изменения и поправки во многие нормативно-правовые акты, правовое обучение стало играть важную роль в социализации подрастающего поколения. Юридические знания человек получает в процессе правового обучения. Обучение основам права начинается в основной школе, далее более углубленное изучение права продолжается в старшей школе.

Особое значение имеет практическая направленность при изучении правовых вопросов. Ученик должен понимать цели изучения материала, почему он должен, к примеру, знать основные способы защиты прав человека. Школьникам не нужны знания об абстрактном праве, им необходимо знать, где, когда и как они будут иметь возможность их применять, зачем это нужно лично им. Только в этом случае можно добиться положительного результата.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 года № 413, правовое обучение должно включать: сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития [4].

Правовое воспитание и образование должны быть направлены не только на получение знаний о праве и законодательстве, но и на формирование у людей убеждения в необходимости следовать правовым предписаниям, вырабатывание умений и навыков реализации норм права. Полученные знания должны превратиться в личные убеждения, во внутреннюю потребность и привычку соблюдать законы, проявлять правовую активность. Формирование убеждения в значимости права — процесс длительный и противоречивый и начинается с правового образования.

Целями правового образования являются:

‒ развитие личности учащегося, осознающего себя полноправным членом гражданского общества, знающего свои права и свободы, умеющего ими пользоваться и защищать их; уважающего закон и правопорядок, добровольно исполняющего свои обязанности; формирование его представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях;

‒ воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам и правопорядку;

‒ освоение знаний об основных институтах, принципах и нормах права, необходимых для эффективного использования и защиты своих прав и охраняемых законом интересов, исполнения гражданских обязанностей, правомерного поведения в социуме;

‒ овладение навыками, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности в повседневной жизни, умением использовать возможности правовой системы России;

‒ развитие основ правовой культуры; культуры поведения в рамках закона и общепринятых правил.

В процессе правового образования осуществляется формирование правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям и общественной жизни. Правовая культура, ядром которой является правосознание, представляет собой совокупность устойчивых характеристик правосознания и деятельности на основе правовых норм. В формировании правовой культуры можно выделить следующие этапы:

‒ получение ребенком правовой информации, — это может быть как стихийный процесс, так и организованный, предполагающий системное и целенаправленное освоение учащимися правовых знаний;

‒ процесс личностного усвоения правовых ценностей, степень восприятия которых зависит от личностных особенностей школьников, их правосознания на эмоциональном, рациональном и волевом уровнях;

‒ реализация правовых идей, установок, принципов в реальных поступках личности.

Таким образом, формирование морально-нравственной основы правового государства напрямую связано с развитием в обществе правового и политического сознания, психологии и идеологии, правовой культуры общества в целом. Правовая культура оказывает непосредственное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее институциональное обустройство государства, деятельность его органов, выше степень общественной активности граждан. Высокий уровень правовой культуры является показателем зрелости всей правовой системы государства, важнейшим признаком правового государства. В формировании идеологии общества огромную роль играет учитель, который по роду своей деятельности формирует элементы правовой культуры.

Необходимо помнить, что правовое государство, развитое гражданское общество возникают там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, которые необходимо воспитывать. В таком воспитании огромную роль играет именно правовой компонент обществознания. Знание истории и теории государства и права, действующих правовых норм, определяющих законодательные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов и организаций, имеет очень важное значение для современной России. От степени понимания происходящих в обществе процессов, от умения компетентно участвовать в общественных делах, от уровня правосознания и правовой культуры современного молодого поколения зависит будущее нашей великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня залогом стабильного развития и процветания России.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое образование, правовое государство, Российская Федерация, знание, огромная роль, правовое воспитание, правовое обучение, правовой компонент, старшая школа.

Читайте также: