Семейные отношения как предмет правового регулирования конспект семьеведение

Обновлено: 30.06.2024


Способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.

Развивающая:

Продолжить развивать логическое мышление, умения анализировать и обобщать изучаемый материал, вести, аргументировано доказывать собственную точку, работать с правовыми документами.

Воспитательная:

Способствовать формированию отношения к семье; способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Основные понятия: семья, брак, брачный договор, алименты, моногамия, полигамия, опёка, попечительство.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, дидактический материал, учебники, тетради

Структура урока:

Актуализация опорных знаний учащихся

Работа с интерактивной доской (схемы)

Изучение нового материала

Понятие и источники семейного права (объяснение учителя)

Брак, условия вступления в брак (работа с учебниками, заполнение схемы, решение задач)

Физкультминутка для глаз

Права и обязанности супругов, решение задач.

Права и обязанности детей (решение задач, сценка, мини-дискуссия)

Закрепление (решение практических задач)

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Ребята давайте вспомним, что такое право?

Право – это совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством

Что такое норма права

Норма права - это общеобязательное формально – определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников

Что такое отрасль права?

Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования
2 ученик к доске, заполнить схему отрасли права.

Чем характеризуется гражданское право?

Гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право.

Назовите субъектов гражданского права.

3 ученик заполняет схему, отвечает кто такие физические лица, кто такие юридические лица

III. Изучение нового материала

Действия на слайде

Сегодня на уроке, мы с вами подробно познакомимся с ещё одной отраслью права, - это семейное право.

Записывают тему урока в тетрадь.

Работать мы с вами будем по плану, он перед вами запишем его в тетрадь (записать на доске)

Записывают план в тетрадь

Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно. С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введение в ХI в, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью. Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.

С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев.

С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.

Действия на слайде

Назовите, какие традиции сохранились до нашего времени?

Церковное венчание, добровольное вступление в брак

Семейное право – это отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами,возникающие из брака и рождения детей (принятие их на воспитание)
Субъекты семейного права:
А теперь ребята давайте определим что такое семья, ведь даже семейный кодекс не дает четкого определения семьи ?

Называют субъектов
Ребята высказывают предположения

Семье присуще следующие признаки. Во-первых, семья – это объединение лиц связанных браком или родством. Во-вторых, семья – это объединение лиц, связанных материальной и моральной общностью и поддержкой.
В-третьих, семья – это объединение лиц, связанных взаимными правами и обязанностями.

Записывают в тетрадь определение:
Семья –это основанный на браке и кровном родстве союз, связанных материальной или моральной общностью и поддержкой, а также взаимными правами и обязанностями

Активная защита государством семьи объясняется важностью функций, выполняемых ею.
Биологическая
Экономическая
Социальная

Записывают в тетрадь основные функции семьи

Есть определенный порядок это личная подача заявления и срок месяц до торжественной регистрации брака. Для того, что молодые еще раз подумали о предстоящем ответственном шаге в их жизни. Для того, что бы брак породил юридические последствия, необходимо выполнить условия, указанные в законодательстве

Имущественные права и обязанности также важны. К имущественным правам относится право на личную собственность
- имущество приобретенное до брака
- получение в дар кем-либо из супругов во время брака(например в телевизионном конкурсе муж выиграл видеокамеру)
- полученное в наследство
- личного пользования, за исключением предметов роскоши
Все имущество, которое супруги нажили во время брака( за исключением личного имущества), по СК считается их совместной собственностью. Свои имущественные права и обязанности супруги могут сами определить в брачном договоре, который заключается в письменной форме и обязательно подлежит нотариальному заверению.

Обратимся к задачам (см. Приложение 2)

3. После того, как супругам выдается свидетельство о браке, у них появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные и имущественные права.


IV Физкультминутка для глаз.

V. Закрепление (решение задач)
- Какими нормативными документами регулируются отношения в области семейного права?
- Что такое брак?
- Каковы принципы правового регулирования семейных отношений.

И закончить урок мне хотелось бы стихотворением.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

Боголюбов, Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики : монография /Л. Н. Боголюбов. — М.; СПб.: Нестор-История, 2013.

Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики / А. Ю. Лазебникова. — М. : Школа-Пресс. 2000.

Соболева, О. Б. Актуальный опыт зарубежных школьных учебников обществознания. // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 3. — С. 39-49.

25. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова [и др.]. — СПб.: КАРО, 2014.

26. Турик, Л. А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология / Л. А. Турик. — Ростов н/Д : Феникс, 2012.

27. Учебник фиксированного формата: концепция создания и материалы к разработке / О. В. Акулова, В. В. Барабанов, Е. В. Баранова [и др.] ; под ред. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

28. Учебно-исследовательская деятельность школьников в области общественных наук общественных наук : методический сборник. — СПб.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2015.

Боголюбов, Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики : монография /Л. Н. Боголюбов. — М.; СПб.: Нестор-История, 2013.

Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключении брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать.

Как должны поступить работники загса?

Дмитриев Сергей, сын священнослужителя, и Марина Семенова решили пожениться. Будучи людьми верующими и прислушиваясь к совету своих родителей, они решили заключить брак с помощью церковного обряда. После этого они отправились в свадебное путешествие. По приезде в один из населённых пунктов молодожены обратились в гостиницу с просьбой предоставить им номер на двоих. Администратор гостиницы, не найдя в паспорте штампа о регистрации брака, поселила их в разные номера, сказав, что в соответствии с внутренними правилами гостиницы вместе могут быть поселены только супруги.

Правомерны ли действия администратора гостиницы?

Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в брак, поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не расторгать брак и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали на бумаге и, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями.

Спустя год Игорь, приехав из отпуска, который он проводил на море, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она бы согласилась на развод, если бы они не заключили соглашение никогда не расторгать брак.

Разрешите данную ситуацию

Как разрешить данную ситуацию?

При заключении брака Сергей Павлов сразу признался жене, что он с детства не любит мыть посуду, и попросил Женю взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа Женя тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навести порядок, Сергей отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама.

Оцените эту ситуацию с точки зрения личных прав и обязанностей супругов.

Оцените ситуацию с точки зрения закона.

Семиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от бабушки и дедушки подарок 1000 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что ей очень нравится тяжелый рок и на все деньги она накупит дисков.

Оцените ситуацию с точки зрения закона.


-75%

Читайте также: