Сброс отходов в воду кто осуществляет надзор

Обновлено: 15.05.2024

В связи с изменением законодательства - сброс очищенных сточных вод на рельеф (грунт) запрещен.

Поэтому для отведения очищенного стока используют водные объекты: реки, ручьи, озера, пруды и т.д.

Цена: Согласование точки сброса очищенных сточных вод – от 50 000 рублей

Срок: Срок разработки и согласования — до 3-х месяцев с момента предоставления всех исходных данных.

Процесс:

  1. Согласование перечня документов с клиентом, заключение договора и оплата аванса;
  2. Сбор исходных данных;
  3. Подготовка пакета документов, необходимого и достаточного для получения согласования точки сброса;
  4. Получение согласования в Департаменте Росприроднадзора и Территориальном Управлении РосРыболовства;
  5. Передаем с курьером или почтой Вам бухгалтерские документы и подтверждения о согласовании точки сброса для вашего предприятия.

Примеры выполненных работ по согласованию точки сброса очищенных сточных вод

Примеры выполненных работ

Примеры выполненных работ

Примеры выполненных работ

Примеры выполненных работ

Вопросы

Согласование точки сброса необходимо при проектировании и строительстве очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, ливневых и промышленных стоков. Также это необходимое требование для получения разрешения на сброс.

Этапы разработки и согласования:

  • Определение расстояния от очистных сооружений до водного объекта, техническая и экономическая составляющая прокладки сети трубопровода;
  • Получение справки из водного реестра о водном объекте и цели его использования (ручей, река, приток реки, озеро; используется для купания, рыбной ловли и др.);
  • Гидрологическая характеристика водного объекта (обоснование возможности принятия необходимого количества очищенного стока водным объектом);
  • Обследование состояния берега и бассейна водного объекта;
  • Получение Рыбохозяйственной характеристики водного объекта;
  • Получение информации о том относится ли водный объект к источникам водоснабжения (в какую зону санитарной охраны источника питьевого водоснабжения планируется сброс сточных вод);
  • Получение информации о том является ли водный объект притоком первого порядка источника питьевого водоснабжения;
  • Оценка возможного воздействия от намечаемой деятельности на окружающую среду.

Для оценки возможности организации точки сброса необходимо разработать Проект Экологического обоснования о соответствии действующему природоохранному законодательству:

  • Описание объекта экологического обоснования;
  • Современную характеристику территории;
  • Основные виды воздействия рассматриваемого объекта на окружающую среду в период проведения работ на участке;
  • Мероприятия по предотвращению негативного воздействия от проведения строительных работ на рассматриваемом участке;
  • Природоохранные и экологические условия;
  • Рекомендации и выводы.

Документы для получения согласования в Росприроднадзоре

Штрафные санкции и привлечение к ответственности

Административное законодательство представляет собой регламентацию по привлечению к административной ответственности в случае нарушения основных требований в отношении охраны водоемов, правил их использования и эксплуатации водоохраняемых сооружений.

В соответствии со статьей 8.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ в случае нарушения правил в отношении охраны водного пространства, последствия которых проявляются в их засорении, истощении, предусматривается наложение штрафных санкций на предприятие, размер которых варьируется от 150 000 до 300 000 рублей.

В соответствии со статьей 8.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ в случае нарушения требований в отношении водопользования при проведении забора воды либо сброса сточных вод налагаются штрафные санкции на предприятие, размер которых варьируется от 80 000 до 100 000 рублей, либо деятельность предприятия приостанавливается на срок до 90 суток.

Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело обращение и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.

1. Нормативы допустимого воздействия (далее - НДВ) на водные объекты утверждаются Росводресурсами по согласованию с Росрыболовством, Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росприроднадзором и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в соответствии с Порядком утверждения НДВ на водные объекты, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 (далее - Постановление N 881).

Приказом Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (далее - Методика).

В соответствии с пунктом 10 Методики информация об утвержденных в соответствии с пунктом 1 Постановления N 881 НДВ на водные объекты размещается на официальном сайте Росводресурсов в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

2. При расчете НДС по веществам для водопользователей, расположенных в пределах водохозяйственного участка, необходимо соблюдение условия представленного в формуле (1) пункта 19 Методики.

По вопросу наличия в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходных данных для соблюдения условий формулы (1) Методики отмечаем следующее.

Информацией о НДС, а также о технологических нормативах, утвержденных в составе комплексных экологических разрешений для объектов I категории, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, располагает Росприроднадзор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 143 "Об утверждении Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них" (далее - Постановление N 143).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Постановления N 143 Росприроднадзор направляет заявку на получение КЭР и прилагаемые к ней материалы на согласование, также в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.

Пунктом 12 Постановления N 143 установлено, что территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов рассматривает КЭР и прилагаемые к ней материалы - в части непревышения НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого воздействия на водные объекты при их наличии для соответствующих веществ на основании статистических сведений об использовании воды в Российской Федерации.

В части информации о НДС для объектов II категории, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду сообщаем, что в соответствии со статьей 31.2 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду, с подачей которой представляются также расчеты НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В отношении данных о расчетах НДС, указанных в программе производственного экологического контроля (далее - ПЭК), разработанной в соответствии с требованиями к содержанию программы ПЭК, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 сообщаем, что согласно пункту 7 статьи 67 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Кроме того, программа ПЭК содержит сведения также о массе сбросов загрязняющих веществ в водный объект.

При этом приказом Росстата от 27.12.2019 N 815 утверждена представленная Росводресурсами годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", заполнение, сбор и обработка данных по которой осуществляются Росводресурсами.

В состав данных сведений также входит информация о массе фактического сброса каждого загрязняющего вещества с объектов водопользователей.

Вместе с тем Росприроднадзор располагает сведениями об утвержденных лимитах на сбросы и временно разрешенных сбросах по выпускам сточных вод согласно Административному регламенту Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденному приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2.

Таким образом, исходной информацией, указанной в формуле (1) Методики, обладают соответствующие ведомства.

3. Согласно подпункту "в" пункта 10 Методики в случае, если водный объект - приемник сточных вод или его часть не является водным объектом рыбохозяйственного значения; исходная информация о нормативах качества, установленных на уровне значений показателей природных фоновых концентраций химических веществ в водном объекте, для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем в Минприроды России.

Согласно пункту 15 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 149 (далее - Положение), в случаях если природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части.

В соответствии с пунктом 16 Положения нормативы качества вод поверхностных водных объектов, предусмотренные пунктом 15 Положения, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются Минприроды России.

Нормативы предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) веществ с учетом природных особенностей водных объектов рыбохозяйственного значения (региональные нормативы) разрабатываются в соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденными приказом Росрыболовства от 04.08.2009 N 695.

Одновременно сообщаем, что приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

4. Согласно подпункту "р" пункта 14 Методики расчет НДС должен содержать (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 Методики) данные о фактическом сбросе загрязняющих веществ (веществ и микроорганизмов для случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ)) отдельно по каждому выпуску за предыдущие 7 лет (отдельно за каждый из семи лет) - в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду или за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет) в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 Методики если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
и экологической безопасности
О.Б.ЛАТОНОВА

Задайте вопрос юристу:

Минприроды России рассмотрело письмо по вопросу порядка финансирования мероприятий по очистке от мусора акваторий водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных в границах муниципальных образований, и сообщает.

В силу статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей (предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка), находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация переданных Российской Федерацией отдельных полномочий в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, при этом уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно формирует перечень необходимых мероприятий и согласовывает его с главным распорядителем бюджетных средств в области водных отношений - Росводресурсами, подведомственными Минприроды России.

При недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 629 имеют возможность обратиться до 15 сентября текущего финансового года в Росводресурсы с просьбой о предоставлении средств нераспределенного резерва.

Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 79, предусмотрено, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем регулярная очистка акваторий водных объектов от бытового мусора, поступающего с прилегающих к водным объектам селитебных территорий, к таковым относиться не может.

Создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; вопросы благоустройства территорий поселений, а также мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся к ведению органов местного самоуправления. Ненадлежащая реализация указанных полномочий приводит к засорению и загрязнению водных объектов.

В этой связи регулярную очистку берегов и акватории водных объектов от мусора надлежит осуществлять органам местного самоуправления за счет собственных средств и средств лиц, виновных в нарушении водного законодательства.

В решении вопроса оформления договора водопользования при использовании участка акватории водного объекта для размещения плавучих сцен и иного оборудования необходимо руководствоваться статьями 11 и 16 Водного кодекса.

Согласно указанным статьям использование акватории водных объектов осуществляется на основании договоров водопользования, заключаемых по результатам аукциона, за исключением случаев, установленных статьями 47, 49, 50 Водного кодекса.

Минимальный срок предоставления водных объектов в пользование водным законодательством не определен.

Вместе с тем, учитывая предусмотренные законодательством процедуры заключения договоров водопользования и потребность в периодическом проведении массовых мероприятий, полагаем целесообразным рекомендовать заключение с организатором таких мероприятий договора водопользования на длительный срок.

Семинар Эксплуатация объектов I категории НВОС в переходный период. КЭР

Письмо Росприроднадзора № МК-02-04-34/17751 от 08 июня 2021 г. Получение комплексного экологического разрешения для объекта I категории

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для объекта I категории, вводимого в эксплуатацию, а также о необходимости включения всех веществ в проект нормативов допустимых выбросов.

Важное из письма Росприроднадзора:

  • Согласно "пункту 5 статьи 31.1" ФЗ № 7 подача заявки на получение КЭР осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
    КЭР выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемый в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
  • Заявка на получение КЭР должна содержать информацию, указанную в "пунктах 3" и "4 статьи 31.1" Закона №7, в том числе информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы для объектов, указанных в пункте 7.5 статьи 11 ФЗ "Об экологической экспертизе" № 174 от 23 ноября 2020.
  • До постановки объекта негативного воздействия на государственный учёт код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в заявке на получение КЭР не указывается.
  • Также подпунктом б) пункта 3 статьи 2 ФЗ № 496 от 25 декабря 2018 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 25 декабря 2018 и ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что с 01 января 2019 и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ.
  • Частями 6 и 7 статьи 11 ФЗ № 219 установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
  • Возможность переоформления и получения разрешений на выбросы для объектов I категории установлена на переходный период до получения КЭР с условием необходимости обеспечения требований в области охраны окружающей среды на указанный период, нормативы допустимых выбросов для объектов I категории определяются в отношении всех выбрасываемых веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, то есть включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 № 1316-р.
  • Согласно "пункту 5 статьи 16.3" ФЗ № 7 в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 100 — за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу. При расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициент 100 будет применяться в случае превышения установленных объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Список документации, которая должна быть в наличии на каждом предприятии, включает в себя десятки наименований. Раньше для того, чтобы эти документы всегда были в наличии, компаниям приходилось открывать специальную штатную единицу — инженер по охране окружающей среды. Но теперь есть более действенный способ — воспользоваться нашими услугами.

Читайте также: