С помощью программ какого класса можно осуществлять ввод редактирование оформление текстовых данных

Обновлено: 02.07.2024

Когда вы хотите получить результат в какой-то области деятельности, то используете некоторую технологию, т. е. совокупность методов и инструментов.

Информационные же технологии отличаются тем, что как исходным материалом для них являются данные, так и для их применения также используются данные.

Информационные технологии (ИТ) — это совокупность методов, производственных процессов, программно-технических и лингвистических средств, объединённых с целью сбора, обработки, хранения, отображения и использования информации, представленной в цифровой форме.

По мере распространения компьютеров — универсальных устройств для обработки данных — сформировалась отдельная отрасль Информационные технологии (ИТ). Это очень важное и перспективное направление.

На уроках информатики основной школы информационные технологии классифицировались по видам обрабатываемой информации.

Исследование базовых принципов обработки информации мы начнём с обработки текста.

Среди вариантов текстовых документов можно выделить художественный текст, научный текст, деловой документ, рекламный текст, личный документ.

Наборы правил, рекомендуемых для создания каждого из перечисленных видов текста, различны.

В зависимости от выбранного вида текста следует подбирать и программное обеспечение (ПО). Рассмотрим классификацию ПО по назначению. Когда нужен текстовый документ простой структуры, то достаточно использовать текстовый редактор, например Блокнот для ОС Windows. Другими подобными текстовыми редакторами являются leavepad, gedit и др. Все текстовые редакторы имеют ограниченный набор функций для работы с текстовой информацией, но очень хорошо подходят для всевозможных заметок.

Более сложными программными комплексами для работы с текстовой информацией являются текстовые процессоры. Наиболее широко известны MS Word, LibreOffice Writer. Это полнофункциональные инструменты для работы с текстом, позволяющие включать в него таблицы и графические изображения, форматировать и структурировать текст, применять автоматическую нумерацию страниц и многое другое.

Бывают ситуации, когда нужно оформить текст с большим количеством специфических знаков, например, математических, химических или других формул. Обычно это касается разного рода научных материалов, а также студенческих курсовых работ. В этом случае удобно использовать свободно доступную систему подготовки публикаций TEX и наиболее популярную версию LaTEX.

Книги, журналы, другие многостраничные документы, требующие специального расположения текста, иллюстраций и других сложных объектов на странице, проходят весь цикл допечатной обработки на компьютере с использованием комплекса программных средств, называемых издательскими системами. Процесс создания компьютерного макета будущего печатного издания называют вёрсткой, а точную копию самого издания принято называть оригинал-макетом.

В качестве примеров таких программ можно назвать QuarkXPress, Adobe InDesign, Scribus. Последняя из них распространяется свободно, поэтому каждый из вас может её освоить.

Некоторые современные браузеры позволяют осуществлять автоматический перевод содержания страниц сайта на выбранный вами язык. Онлайн переводчики встроены в такие поисковые системы как Яндекс и Google.

Существует особый вид словарей — тезаурус — связь слов в них происходит на основе каких-либо лексических отношений. Например, слова-синонимы, слова-антонимы и т. д.

Когда вам нужно редактировать текст, напечатанный, например, в журнале, то для таких целей подходят системы оптического распознавания текста. С их помощью графическое изображение, получаемое при сканировании, преобразуется в текстовый документ в формате, удобном для редактирования. Наиболее известным является продукт отечественной компании ABBYY, который называется ABBYY FineReader.

Программы для работы с текстовой информацией используются ещё для создания текстов программ на языках программирования. Как правило, они интегрированы в системы программирования, но могут быть и самостоятельными программами или являться частью HTML-редакторов, в которых создаются веб-страницы. Примерами могут служить Geany, веб-редактор Blue Fish.

Нужно понимать, что многообразие ПО для работы с текстами представленными программами не заканчивается, их значительно больше. Каждый из вас при желании может составить расширенную схему, дополнив её другими программными продуктами.

Поговорим о подготовке текстовых документов. Она включает в себя три основные группы операций: ввод, редактирование и форматирование.

Ввод текста может осуществляться как прямым набором текста с клавиатуры, так и сканированием печатного документа. Операция ввода текста служит для формирования первоначального содержимого текстового документа и сохранения его в памяти компьютера.

Вспомним основные правила набора текста:

— между словами может быть только один пробел;

— переход на новую строку происходит автоматически;

— нажатие клавиши Enter означает конец абзаца;

— перед одинарными знаками препинания (: ; , . ! ?) пробел не ставится, а после них ставится;

— для скобок и других парных знаков (кавычки) пробелы ставятся с внешних сторон (до открывающих и после закрывающих), а внутри пробелы не ставятся;

— для ввода римских цифр используются прописные латинские буквы I, V, X, L, C, D, M;

— для ввода неразрывного пробела используется комбинация клавиш Ctrl+Shift+пробел. В основном этот знак используется для записи дат, инициалов и другой информации, которую не принято писать на разных строках.

Для контроля ввода информации с клавиатуры полезно включать отображение непечатных символов. Эти символы не выводятся на печать, но отражают структуру документа. Рассмотрите примеры отображения некоторых скрытых символов для LibreOffice Writer в таблице.

Для автоматизации ввода существуют инструменты Автозамена, который автоматически исправляет наиболее частые опечатки и Автотекст, позволяющие по первым буквам автоматически вставить короткую фразу из списка элементов автотекста.

Большим преимуществом компьютерной технологии создания текстовых документов является возможность его редактирования, т. е. правки. Ввод и редактирование документа часто происходят параллельно. Редактирование существующего электронного документа происходит за счёт копирования, перемещения или удаления выделенных фрагментов текста, перестановки частей документа, слияния нескольких документов, разбиения одного документа на несколько более мелких и др.

Для того чтобы точно определить, как будет выглядеть текст на экране монитора или на листе бумаги после печати на принтере, используется операция форматирования. Операции форматирования могут применяться к отдельным объектам текстового документа, в этом случае говорят о прямом форматировании. Объекты и некоторые их свойства представлены на схеме.

В случае большого документа принято применять форматирование ко всему документу в целом — в этом случае используется стилевое форматирование. Однотипным структурным элементам текста назначается определенный стиль форматирования, т. е. набор параметров форматирования (шрифт, абзацные отступы и т. д.).

При создании текстовых документов следует придерживаться определённых правил:

• желательно выбирать один формат для всего основного текста, а для заголовков и смысловых фрагментов выбирать другой формат;

• количество разных цветов и шрифтов документа принято выбирать не более трёх;

• размер символов и междустрочный интервал выбираются комфортными для чтения;

• цветовая гамма должна соответствовать назначению документа;

• однотипную информацию лучше представлять в списках и таблицах;

• графические изображения использовать для того, чтобы дополнять содержание текста, их нужно выдерживать в едином стиле;

• фон и поля документа следует делать единообразными.

Для автоматизации работы текстовые процессоры содержат такие инструменты, как шаблоны, макросы и другие средства работы со структурными компонентами документа. Чтобы работать с шаблоном документа в текстовом процессоре LibreOffice Writer, достаточно в меню Файл выбрать Создать. Шаблоны…

Все шаблоны распределены по категориям:

• личная корреспонденция и документы;

• прочие деловые документы;

Среди шаблонов представлены современные деловые письма, резюме, визитки и др. Имеется возможность импорта/экспорта шаблона.

При работе с большими документами часто приходится выполнять некоторую одинаковую последовательность действий над разными фрагментами текста. Например, выделить определённым образом название школы во всём документе. Это занимает много времени. Для автоматизации процесса используются Макросы. В них один раз записывается необходимый алгоритм, макрос сохраняется и затем его можно применять к любому тексту в любое время для автоматизации процесса работы с документом.

В многостраничных документах (книгах, журналах, рефератах и т. д.) принято выделять структурные элементы — главы, параграфы, пункты и т. п., создавая при этом иерархическую структуру документа. Посмотрите на структуру своего учебника информатики. Вы видите, что в нём есть главы и параграфы. Главы находятся на первом уровне структуры документа, параграфы — на втором уровне.

В текстовых процессорах существуют специальные стили для создания иерархической структуры документа. Например, в LibreOffice Writer это стили с именами:

Если в документе к заголовкам разного уровня применено стилевое форматирование, то текстовый процессор автоматически создаст оглавление документа после специальной команды пользователя.

Современные текстовые процессоры устроены таким образом, что позволяют совершать совместную работу над одним и тем же документом. Вариантов организации такого совместного взаимодействия несколько, при этом существует возможность отслеживания внесенных в документ изменений каждым пользователем команды, поэтому важно, чтобы в документ были внесены корректные данные о пользователе, поскольку именно они останутся в редактируемом документе.

Проектной деятельности уделяется особое внимание в последнее время. В соответствии с ФГОС СОО, каждый ученик старшей школы готовит индивидуальный проект. Существуют определённые требования к оформлению проекта. Во многом они схожи с оформлением реферата.

Основные требования таковы:

• на листах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм);

• стандартные размеры полей обычно по 20 мм с каждой стороны;

• междустрочный интервал — полуторный;

• размер шрифта 12—14 пунктов;

• выравнивание абзаца по ширине;

• отступ первой строки 8—12 мм.

При работе с текстом существует множество задач, не связанных с процессом ввода и обработки. Представим некоторые возможности обработки текстовой информации, относящиеся к компьютерной лингвистике:

• поиск текста по заданным признакам;

• рубрицирование текста — разбиение текста на тематические подпотоки по заранее заданным рубрикам;

• реферирование текста — подготовка сокращённой версии;

• перевод текста с одного языка на другой;

• анализ текста на предмет выявления заимствований.

На сегодняшнем уроке мы определились с понятием информационных технологий.

Начали рассмотрение современных ИТ с возможностей программного обеспечения для работы с текстовой информацией.

Систематизировали программное обеспечение для работы с текстом в зависимости от назначения.

Рассмотрели три основные группы операций при работе с текстовой информацией — ввод, редактирование и форматирование.

Выяснили, что компьютерные технологии не только позволяют автоматизировать процесс создания текстовых документов за счет возможности работы с фрагментами, проверки правописания, использования шаблонов, макросов и др., но и решать множество других задач обработки текстовой информации.

Эти задачи относятся к области компьютерной лингвистики. К ним можно отнести поиск, рубрицирование, реферирование, перевод и анализ текста.

В основу работы компьютеров положен программный принцип управления, состоящий в том, что компьютер выполняет действия по заранее заданной программе. Этот принцип обеспечивает универсальность использования компьютера: в определенный момент времени решается задача соответственно выбранной программе. После ее завершения в память загружается другая программа и т.д.

Для нормального решения задач на компьютере нужно, чтобы программа была отлажена, не требовала доработок и имела соответствующую документацию. Поэтому, относительно работы на компьютере часто используют термин программное обеспечение (software), под которым понимают совокупность программ, процедур и правил, а также документации, касающихся функционирования системы обработки данных.

Программное и аппаратное обеспечение в компьютере работают в неразрывной связи и взаимодействии. Состав программного обеспечения вычислительной системы называется программной конфигурацией. Между программами существует взаимосвязь, то есть работа множества программ базируется на программах низшего уровня.

Междупрограммный интерфейс – это распределение программного обеспечения на несколько связанных между собою уровней. Уровни программного обеспечения представляют собой пирамиду, где каждый высший уровень базируется на программном обеспечении предшествующих уровней. Схематично структура программного обеспечения приведена на рисунке ниже

Существует разделение вычислительных машин на две составляющие: аппаратурную и программную (software). Программная часть называется программным обеспечением ЭВМ.

В области вычислительной техники и программирования программное обеспечение — это совокупность всей информации, данных и программ, которые обрабатываются компьютерными системами.

Программы — это упорядоченные последовательности команд. Конечная цель любой компьютерной программы — управление аппаратными средствами Даже если на первый взгляд программа никак не взаимодействует с оборудованием, не требует никакого ввода данных с устройств ввода и не осуществляет вывод данных на устройства вывода, все равно ее работа основана на управлении аппаратными устройствами компьютера.

Состав программного обеспечения вычислительной системы называют программной конфигурацией. Между программами, как и между физическими узлами и блоками существует взаимосвязь — многие программы работают, опираясь на другие программы более низкого уровня, то есть мы можем говорить о межпрограммном интерфейсе.

По назначению ПО разделяется на системное, прикладное и инструментальное.

Одна часть – это комплекс программных средств предназначенных для того, чтобы на вычислительной машине можно было организовать выполнение программ. Вторая – множество тех программ, которые нацелены па решение конкретных задач. Эти две части программного обеспечения принято соответственно называть Системными программами и прикладными программами.

Системное ПО.

  1. Загрузчик операционной системы
  2. Операционные системы — общего назначения, реального времени, сетевые ОС, встраиваемые. Основная задача таких программ – планирование вычислительного процесса, распоряжение ресурсами машины, организация взаимодействия отдельных процессов, протекающих в машине во время выполнения программ. К этим программам примыкают программные системы, обеспечивающие отображение информации в удобном для пользователя виде (например, на дисплее), диалоговые программы для общения на естественном языке, а также системы трансляции (трансляторы), обеспечивающие перевод программ с языков программирования в машинные коды.
  3. Сервисные программы, отладчики, диагностические программы, программы для борьбы с компьютерными вирусами и др. Эти программы облегчают пользователю взаимодействие с машиной.
  4. Драйверы устройств Дра́йвер (англ. driver) (множественное число дра́йверы, вариант драйвера́ разговорный и профессиональный) — компьютерная программа, с помощью которой другая программа (обычно операционная система) получает доступ к аппаратному обеспечению стандартным образом. В общем случае для использования каждого устройства, подключённого к компьютеру, необходим специальный драйвер. Обычно с операционными системами поставляются драйверы для ключевых компонентов аппаратного обеспечения, без которых система не сможет работать. Однако для более специфических устройств (таких, как графическая плата или принтер) могут потребоваться специальные драйверы, обычно предоставляемые производителем устройства.
  5. Программы обеспечения работы в сети. Эти программы реализуют протоколы обмена информацией между машинами, работу с базами данных, телеобработку данных.
  6. Программные средства защиты:
  • Криптошлюзы
  • Средства аутентификации
  • Средства мониторинга и аудита
  • Сканеры защищённости
  • Средства разграничения доступа
  • Системы криптографической защиты, шифрования и ЭЦП
  • Антивирусные программы
  • Антиспамовые программы
  • Межсетевой экран

Инструментальное ПО.

  1. Средства разработки программного обеспечения — среды разработки (в том числе RAD), SDK.
  2. Системы управления базами данных (СУБД) — реляционные (например, DB2, Informix, Interbase, Firebird, Microsoft SQL Server, MySQL, Oracle Database PostgreSQL), обьектно-ориентированные, .

Базами данных называют огромные массивы данных, организованных в табличные структуры Основными функциями систем управления базами данных являются:

  • создание пустой (незаполненной! структуры базы данных.
  • предоставление средств ее заполнения или импорта данных из таблиц другой базы;
  • обеспечение возможности доступа к данным, а также предоставление средств поиска и фильтрации

Многие системы управления базами данных (СУБД) дополнительно предоставляют возможности проведения простейшего анализа данных и их обработки В результате возможно создание новых таблиц баз данных на основе имеющихся В связи с широким распространением сетевых технологий к современным системам управления багами данных предъявляется также требование возможности работы с удаленными и распределенными ресурсами, находящимися на серверах всемирной компьютерной сети Наиболее распространенными являются Microsoft АССЕSS.

Читайте также: