С помощью какого процесса новорожденный осуществляет восприятие мира

Обновлено: 02.05.2024

Первый год жизни – совершенно исключительный период в жизни ребенка и его родителей. Трудно сравнить с чем-нибудь тот путь, который проходит человек за первые 12 месяцев своей жизни. Все, что происходит в это время, — все впервые: первая улыбка, первые игры, первые движения, первые слова, первые шаги.

Ведущая деятельность младенческого периода — непосредственное эмоциональное общение. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка — кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Так, у ребенка возникает новый тип деятельности – непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.
К 4-5-ти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного. При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.

Если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно (в больнице, в детском доме), ребенок отстает в психическом развитии. До 9-10 месяцев у такого малыша бессмысленный, безразличный взгляд. Ребенок мало двигается, не стремится схватить попавшиеся на глаза игрушки, он вял и апатичен, не испытывает интереса к окружающему.

deti-cvety-zhizni

Психическое функции и процессы, которые развиваются в течение первого года жизни:

1. Развитие ощущений.

Суть ощущений заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких, как тепло и холод, твердость и мягкость, цвет и др.

Ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели. В 2-3 месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивать голову в сторону источника звука. На 3-4 месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку улыбкой, общим оживлением.

Зрение у детей развивается медленно. Цвет ребенок начинает различать только на 5-м месяце жизни.

2. Развитие сенсорики.

Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, у младенцев совершенствуется. К 3-м месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца ребенок уже активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.
Во втором полугодии новая задача зрения – направлять и регулировать поведение. Развивается тактильная чувствительность.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые должны удовлетворять потребность в новых впечатлениях.

3. Развитие восприятия.

К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия ребенка – константность, правильность, предметность и системность. Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в возрасте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться его действия с предметами. Дети учатся видеть предмет под разным углом зрения, узнавать его в разных сочетаниях, с различного расстояния и под разным углом зрения. Появляются первые сенсорные эталоны – постоянные образы окружающих предметов. С этими эталонами дети соотносят новые объекты.

На втором месяце жизни младенец реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека почти всегда ярко окрашены.

4. Развитие памяти.

Именно в течение первого года жизни формируются все генетические виды памяти – эмоциональная, моторная, образная и вербальная. Эмоциональная память по некоторым данным есть уже у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ребенку ориентироваться в действительности.

В 7-9 недель появляется моторная память – ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают появляться определенные привычные жесты (начало будущих операций).

До 3-4-месячного возраста ребенок в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более 1 секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. Таким образом, к концу 2-го года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме.

Появление образной памяти существенно влияет на общение ребенка и формирование его мотивационной сферы.

5. Развитие мышления.

К концу первого года жизни у детей появляется ручной интеллект или наглядно-действенное мышление, которое связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки – реакций на новые предметы, стремление их обследовать. Чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.

6. Развитие внимания.

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители (например, при переходе от темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и др.)

Начиная с 3-го месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, т.е. наиболее близкими к нему. В 5-7 месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот.

Произвольное внимание начинает проявляться только к концу 1-го года жизни. Здесь большое значение имеет игра, т.к. в процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами.

7. Развитие речи.

До года речь ребенка пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции. В это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, лепета, жестов, а затем и первых слов.

В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки – гуканье. От 4 до 6 месяцев у ребенка формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые гулением. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочки певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.

В 6-7 месяцев появляется лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания (повторяющиеся слоги, цепочки слогов), связанные чаще всего с действиями ребенка. Ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к самому себе.

Около года у ребенка появляется и его собственная, автономная речь. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. При этом надо помнить, что в этом возрасте развитие внешней речи идет от слова к предложению, а развитие внутренней речи – от предложения к слову. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

С началом понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий все новых и новых предметов.

Таким образом, к концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым.

В течение первого года у ребенка формируются элементарные представления об окружающем мире и самом себе, он начинает ориентироваться в свойствах предметов.

Возрастные возможности познавательного развития ребенка от рождения до 1 года

От двух до двенадцати месяцев у ребенка интенсивно развивается потребность в новых впечатлениях: он сосредоточивает внимание на новом, пытается взять в руки знакомые предметы, использует указательный жест, которым обозначает предмет своего интереса.

Процесс познавательного развития происходит в контексте предметной деятельности и проходит ряд этапов.

До 3 месяцев у ребенка возникает ориентировочная реакция на слуховые, зрительные, тактильные и другие раздражители.

До 6 месяцев ребенок начинает обследовать игрушки, выборочно контактировать с предметами (удерживать их, хватать, переворачивать), рассматривать и прислушиваться к тому, что находится от него на расстоянии; появляется попытка раздвинуть пальцы так, чтобы было удобнее схватить игрушки различной формы и величины; возникают первые результативные действия с предметам направленные на получение приятного впечатления (звука, движения); ребенок узнает близких людей, знакомые предметы; он пытается найти спрятанную игрушку, у него развивается память. Овладение различными позами расширяет его возможности ориентироваться в окружающем прострнстве.

В 9 месяцев ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую, овладевает умением действовать одновременно двумя руками и двумя предметами.

В конце первого жизни ребенок достает предмет с помощью другого, возникают первые целенаправленные действия.

В течение первого года у ребенка формируются элементарные представления об окружающем мире и самом себе, он начинает ориентироваться в свойствах предметов (возникает сенсорный опыт), развиваются первичные формы мышления, зарождаются интеллектуальные способности, закладываются предпосылки развития креативности как базового качества личности, совершенствуется умение ориентироваться в пространстве, возрастает познавательная активность, закладываются предпосылки логико-математического развития.

Основные линии развития младенца от рождения до 1 года

1. Общая характеристика

2. Физическое развитие

3. Эмоционально-социальное развитие

4. Познавательное развитие

5. Развитие речи

6. Экологическое развитие

7. Художественно-эстетическое развитие

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. На 3-4 неделе ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете. Со второго месяца жизни ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Развивается восприятие, как основа познавательной деятельности детей на данном возрастном этапе. Восприятие. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает. Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы. Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства. К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Ребенок различает объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца. Эта реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев. Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные, образы предметов. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений. Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

Определено, что младенцы отличают звуки собственного плача от плача других, больше реагируют на разнообразный, чем на простой, звук (Field, 1990). Обнаружено, что новорожденные двигают частями тела синхронно речи. Сопоставление кадров фильма с записью поведения новорожденных при прослушивании речи с записью самой речи показало, что отдельные движения частей тела соответствовали речевым сегментам. Синхронных движений тела в ответ на стук не наблюдалось (Condon, Sander, 1974). Это подразумевает особую способность новорожденных к синхронизации своего поведения с речью взрослого, однако при повторении эксперимента результаты не повторились.

Исследования показали, что новорожденный предпочитает голос своей собственной матери. При предъявления аудиозаписи рассказа, читаемого их собственными матерями и матерями других детей, новорожденные изменением частоты сосания соски запускали ту дорожку магнитофона, на которой был записан голос матери (DeCasper, Fifer, 1980). Вероятно, такое предпочтение может быть связано с опытом внутриутробного восприятия голоса матери. Так, обнаружено предпочтение новорожденными той версии рассказа, которую им читали до рождения (Field, 1990).

Несмотря на относительную слабость зрительного восприятия у новорожденных (в первый месяц жизни контрастная чувствительность и острота зрения по меньшей мере на порядок хуже, чем в период взрослости), обнаружено, что дети готовы к ответу на зрительные сигналы сразу после рождения. От рождения зрительная моторная система ребенка дает ему возможность фиксировать и прослеживать взглядом объекты в зрительном поле, зрительно ориентироваться на местоположение источника звука. Периоды бодрствования и зрительного внимания чрезвычайно важны, особенно в первые месяцы жизни, когда зрительное поле весьма ограничено вследствие относительной неразвитости зрительной системы, неподвижности младенца и долгих периодов сна. Отзывчивость ребенка на зрительную стимуляцию зависит от количества времени бодрствования. Младенцы, которые дольше бодрствовали, были более способны к зрительному восприятию.

Согласно Дж. Боулби и другим этологически ориентированным исследователям, у младенцев существует врожденная тенденция восприятия и предпочтения человеческого лица. В начальных работах было показано, что уже в первые часы после рождения дети демонстрируют зрительное различение и предпочтение изображения лица человека другим зрительным сигналам. Но эти данные не были подтверждены при сравнении зрительной фиксации лиц и других стимулов. Данные о предпочтении лиц простым стимулам могли быть связаны с другими параметрами стимуляции особенно со сложностью. При предъявлении сложных зрительных стимулов предпочтений изображения лица обнаружено не было. Однако было показано, что при одинаковой сложности зрительной стимуляции девятиминутные новорожденные лучше прослеживали перемещающиеся в зрительном поле рисунки лице нормальным, а не искаженным положением глаз, носа, рта. Было сообщено, что новорожденные следят за реальным лицом лучше, чем за манекеном или фотографией лица. Выявлено, что младенцы больше интересуются фронтальным изображением лица, чем профилем, дольше смотрят на стимульное изображение, в котором левая сторона является зеркальным отображением правой, чем в котором верхняя половина — зеркальное отображение нижней (Stern, 1977). Вероятно, младенцы предпочитают характерную для человеческого лица симметрию в вертикальном плане.

В последующих работах было показано, что хотя новорожденные прослеживают за движущимся лицом дальше, чем за серым пятном таких же размеров и освещенности, различий не обнаружено при сравнении прослеживания нормального схематического изображения лица и изображения с измененным положением частей лица. Обнаружено, что одномесячные дети одинаково фиксировали взглядом изображение нормального и измененного лица, тогда как в два месяца дольше смотрели на нормальное лицо. Если сначала было показано, что даже в три месяца у детей наблюдается предпочтение схематического лица изображению с измененным положением частей лица, то впоследствии эти данные не подтвердились. Даже в случае если у младенцев существует врожденная предрасположенность не к восприятию и предпочтению лица, а к изображениям, содержащим определенное количество и качество стимульных элементов, то наиболее отвечающим такой предрасположенности стимулом сразу после рождения в зрительном поле ребенка при фокусном расстоянии в 20 см является лицо человека. При этом особый интерес могут вызывать разрез глаз, контраст зрачка и склеры, бровей и кожи лица, и т.д. Отмечается, что при виде живого человеческого лица поведение младенцев отличается от поведения при рассмотрении неживых предметов. Они произносят больше звуков, начинают двигать руками и ногами, открывать и закрывать ладони, их движения становятся менее резкими и более регулярными. Авторы, описывающие социальную направленность восприятия у новорожденных, приходят к выводу, что с самого рождения лицо человека интересно для младенца, и мать имеет возможность как можно больше привлекать внимание к своему изначально интересному лицу. Вместе взятые лицо и голос матери могут быть более интересными, чем раздельно. Так, новорожденный следит за говорящим лицом лучше, чем только за лицом или только за голосом.

Младенцы также способны различать универсальные эмоциональные выражения лица взрослого. В экспериментах на зрительное предпочтение фотографий с различными выражениями лица (сначала предъявляется фотография с одним выражением лица, а через некоторое время рядом предъявляется фотография с новым выражением, фиксируется работа глазодвигательной системы) и в экспериментах на привыкание (уменьшение ответа на повторение одного лица и возобновление ответа на предъявление другого) обнаружено, что новорожденные способны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем возрасте различают слайды с выражениями радости, гнева и нейтральными выражениями. Возможно, младенцам легче различать выражения лица в жизни, чем на слайдах. Определено, что младенцы различают положительные выражения лица лучше, чем отрицательные или нейтральные.

Читайте также: