С помощью каких аргументов объясняется право на верховенство в стране

Обновлено: 17.06.2024

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права: правовой обычай; нормативный правовой акт; юридический прецедент; договор нормативного содержания; юридическая наука (доктрины и идеи).

Может ли естественное право стать источником позитивного права?

Естественное право может стать источником позитивного права. Позитивное право строится на естественных правах человека.

Почему нормативные акты имеют разную силу?

Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, воспроизводятся, конкретизируются, дополняются, а иногда отменяются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.

Почему конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?

Это универсальный нормативный акт учредительного характера. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Таким образом, нормы иных нормативных актов относятся к конституционным нормам как конкретные к общим. Устанавливая правовые основы и принципы иных правовых отраслей, Конституция выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.

Может ли ваш класс выступить с законодательной инициативой?

Класс не может выступить с законодательной инициативой. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой.

В России правом законодательной инициативы на основании ст. 104 Конституции РФ, наделены Президент, Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной думы, Правительство, законодательные органы субъектов Российской Федерации. По вопросам их ведения это право также принадлежит высшим судебным органам страны: Конституционному и Верховному суду.

Вопросы и задания к документам

1. Какая идея объединяет все названные документы?

Все названные документы объединяет идея основных прав и свобод человека.

2. Назовите источник права, служащий для них основой.

Всеобщая декларация прав человека.

3. Укажите среди названных документ, который не обладает юридической силой действующего (позитивного) права. Объясните почему.

Юридической силой не обладает: Основной закон Федеративной Республики Германии (25 Мая 1949 г.) т. к. ФРГ ныне не существует.

1. Что в правоведении принято называть источником права? Дайте характеристику основных источников права. В чём состоят преимущества нормативного акта?

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права: правовой обычай; нормативный правовой акт; юридический прецедент; договор нормативного содержания; юридическая наука (доктрины и идеи).

Что в правоведении принято называть источником права? Дайте характеристику основных источников права. В чём состоят преимущества нормативного акта?

Нормативно-правовой акт — это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права. Прежде всего это документ официальный, исходящий от государства. А это значит, что в каждом акте содержится и через него выражается государственная воля. Отсюда, как вы понимаете, многое проистекает: и его общеобязательность, и гарантированность со стороны государства, и, конечно, неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм, закреплённых в нормативном акте.

2. На какие виды разделяются нормативные акты? Чем определяется юридическая сила нормативного акта?

Нормативные акты принято разделять на два вида: 1) законы; 2) подзаконные акты. Основанием такой классификации служит юридическая сила нормативного акта.

А юридическая сила акта определяется тем, какой из государственных органов его издал. Точнее, тем положением, которое данный государственный орган занимает в общей системе правотворческих органов страны, или, как говорят, его компетенцией, объёмом полномочий.

3. Охарактеризуйте иерархию законов Российской Федерации.

По своей значимости, или, иначе говоря, по положению на иерархической лестнице, законы подразделяются на три группы:

1) на самой вершине находится Конституция РФ — Основной закон: ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции РФ, в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене;

Под предметами ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ. Конституция чётко указывает, что именно находится в ведении Российской Федерации, а что — в ведении её субъектов. Для этого все предметы ведения разделены на три вида:

1) есть предметы ведения РФ. К ним относятся те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства, которые регулируются федеральной властью. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законы субъектов РФ не могут им противоречить;

2) есть предметы, совместного ведения РФ и субъекта РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, и законы субъектов РФ. Понятно, что законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения;

3) наконец, вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъекты РФ осуществляют своё собственное правовое регулирование — принимают свои законы (или подзаконные акты).

5. Что такое подзаконный акт? Какова иерархия подзаконных актов?

Подзаконный акт — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают, конечно, указы и распоряжения Президента РФ. В них определяются основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администраций других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований — указы, распоряжения, постановления и др.

Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых управляют хозяйственной и социально-культурной жизнью.

Министерства, федеральные службы, агентства и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают инструкции и постановления, регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли. Эти нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ.

6. Охарактеризуйте положение Конституции Российской Федерации в иерархии нормативных актов.

Конституция занимает самое высокое положение в иерархии нормативных актов прежде всего потому, что она имеет высшую юридическую силу на всей территории России. Свою силу наша Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путём всенародного голосования (12 декабря 1993 г.).

7. Каковы основные задачи Конституции как главного источника права?

Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт. Она закрепляет: 1) основы конституционного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений); 2) права и свободы граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших органов власти.

Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить. Основной закон служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.

8. Каковы основные этапы создания закона?

Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идёт о праве внесения законопроекта в Государственную Думу. Подчеркнём, вносят законопроект только в Государственную Думу. Тем самым Конституция разграничивает компетенцию палат: процесс принятия закона отнесён к компетенции нижней палаты (Государственной Думы), а право одобрить или отклонить закон предоставлено верхней (Совету Федерации).

Вторая стадия — обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение. Предварительное обсуждение называют парламентскими слушаниями, когда вместе с мнением парламентариев заслушиваются мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.). Их замечания и предложения помогают добиваться высокого качества будущего закона. Официальное обсуждение в Государственной Думе, согласно регламенту, проводится три раза, как принято говорить, в трёх чтениях. Во время первого чтения прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта (при этом он может быть отклонён или одобрен). Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тщательным: идёт детальное постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонён или одобрен). Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента. В ходе этого чтения депутатам нельзя вносить никаких поправок, решение они выносят однозначное — одобрить или не одобрить законопроект (кстати, бывает, что законопроект могут принять сразу в трёх чтениях).

Третья стадия — принятие закона в Государственной Думе. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего числа — 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов).

Четвёртая стадия — одобрение закона в Совете Федерации. Принятый в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации, где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, одобрен или отклонён. Обязательному рассмотрению здесь подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 Конституции РФ. И далее процедура голосования строится таким образом: обычный федеральный закон считается одобренным, если за него проголосует более половины депутатов; за одобрение федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трёх четвертей от общего числа депутатов верхней палаты.

1. Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в Англии и США. В советское время у нас оно отрицалось вообще. Теперь признаётся, но распространено пока мало. Дайте ваши объяснения этим фактам.

Судебный прецедент — решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы).

В России каждый судья по-своему может трактовать ту или иную ситуацию и связано это, на мой взгляд, с несовершенством законодательной базы. Многие законы трактуются неоднозначно.

2. В соотношении между источниками права, действующими в стране, как вы поняли, соблюдается строгая система соподчинения — субординация. Подумайте, почему она необходима. Какое значение субординация имеет для развития самого права, а также общественных отношений?

Потому, что это способствует укреплению дисциплины и порядка. А эти вещи, способствуют более эффективной слаженной работе всей системы. Это помогает избегать правовых коллизий (конфликтов в праве). В случае деформации (нарушения или повреждения) это приведет к конфликту в праве и к беспорядкам в обществе, т. е. к хаосу.

3. Вы познакомились с рядом источников права, которые относятся к группе основных. Подумайте, какой из этих источников обладает наибольшим динамизмом, способен быстрее других отреагировать на постоянно возникающие в нашей действительности новые ситуации. Почему?

Мое мнение – наибольшим динамизмом обладают подзаконные нормативно-правовые акты. Это связано с относительно простой процедурой его их принятия. В то же время они обладают общеобязательным характером (в рамках той отрасли, в которой они принимаются), а также их реализация обеспечивается принудительной силой государства. Плюс основной задачей подзаконных актов является толкования процедуры применения законов, что также отображает их динамизм.

4. В результате официального признания естественное право становится самостоятельным правовым источником, занимая высшее место в иерархии источников действующего в стране права. Приведите аргументы, которые смогут доказать ведущее положение естественного права.

Естественное право составляет основную часть позитивного права, как пример: нормативно правовой акт, Конституция. Это все источники права, в них закреплено естественное право.

Власть – это возможность оказывать влияние, навязывать свою волю.

Политика – это деятельность по управлению государством которая осуществляется с помощью силы (воли).

Связь состоит в навязывании своей воли, политика – только в государстве и межгосударственных отношениях. Политика существует только в государстве, возникает с его появлением и характеризует властные отношения внутри него.

Например, демократия, тоталитаризм, авторитаризм

Например, абсолютная или конституционная монархия. президентская или парламентская республика.

Например, федерация или унитарное государство.

Я считаю, что между ними не существует связи.

Большие по территории и численности населения государства являются, как правило, федерациями, например, Россия, Индия, Германия, США. Эти федерации считаются демократическими республиками.

С другой стороны есть много унитарных демократических стран как монархий так и республик – например, Норвегия, Дания (маленькие демократические королевства), Франция, Италия – демократические республики.

Китай – авторитарная республика, федерация. Саудовская Аравия – авторитарная монархия, унитарное государство. Объединенные Арабские Эмираты – конфедерация авторитарных монархий.

3. Как ты полагаешь, почему праву необходима сила государства, а государственной власти необходима справедливость права? Охарактеризуй сущность правового государства.

Закон часто должен опираться на силу (например, в отношении уголовников, террористов и пр.), то есть на государство, но с другой стороны государственные органы (полиция, армия, суды, прокуратура и пр.) всегда должны соблюдать закон. Верховенство права (закона) – главный принцип правового государства.

Правовое государство — это государство, в котором главенствует справедливость и закон. Где жизнь человека — высшая ценность общества, существует документ, закрепляющий основные права и обязанности граждан.

4. Как осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства? Почему наибольшее развитие гражданское общество получает в правовом государстве?

Гражданское общество формируется в государстве, в этом то и заключается взаимосвязь. Итак, гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерческих направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов.

Соответственно, правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, гражданское общество может существовать только в правовом государстве, ведь проявлять свою волю граждане могут только в государстве, где верховенствует закон и закреплены права и свободы.

5. Каковы возможности участия граждан в политической жизни в демократическом государстве? При каких условиях такое участие наиболее эффективно?
  • Голосование на выборах
  • Участие в референдуме
  • Митинги без оружия
  • Участие в общественных слушаниях

Я считаю, что такое участие эффективно в любом случае. Ведь эти формы участия закреплены на законодательном уровне.
Каждый гражданин должен участвовать в жизни своей страны и строить ее для дальнейшего своего будущего.

6. Зачем создаются политические партии? Чем они отличаются от других организаций?

Политические партии обеспечивают граждан участием в политической жизни государства. Политические партии создаются для того, чтобы выражать волю своих подопечных (народа) и внести свою идеологию в общество. Это выражение демократии. Они отличаются от других организаций тем, что регистрируются в соответствии с законодательством и несут политическую функцию.

7. Каким образом в политической сфере проявляются интересы различных социальных групп? Как сфера политики связана с другими сферами деятельности людей?

Я считаю, что для того, чтобы проявить интересы различных социальных групп создаются политические партии. Это обеспечивает их участие в общественной политической жизни государства и выдвижения своих интересов.

Все общественные сферы связаны между собой, влияют и зависят друг от друга. Соответственно, политика влияет и на экономику и на духовную жизнь общества, а тем более на социальную. Политическая сфера не существовала бы, если бы отсутствовали другие сферы общественной жизни. Ведь этим всем надо управлять.



План урока 1. Понятие правового государства. Этап вызова. 2. Различные точки зрения на правовое государство. 3. Работа с текстами источников. Этап осмысления. 4. Признаки правового государства. 5. Работа над логическим заданием. Рефлексия.


ЭТАП ВЫЗОВА (ПОГРУЖЕНИЕ) ПРАВО ГОСУДАРСТВО ? соотношение Правовое государство КАКОЕ ОНО, ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО?


Понятие государства и права Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса(социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляет общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его объединение. Право – это совокупность социальных норм и правил, регулирующих различные отрасли человеческих отношений. Порождены одними причинами взаимосвязаны Государство определяет: -что есть право, -что есть правонарушение



Логическое задание МОЖНО ЛИ ВООБРАЗИТЬ ИДЕАЛЬНОЕ С ПРАВОВОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ ГОСПОДСТВОВАЛА БЫ АБСОЛЮТНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ? КАКОЕ ГОСУДАРСТВО НАЗЫВАЕСЯ ПРАВОВЫМ?



Идея правового государства Не может быть делом закона властвование вопреки праву. Стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права. Аристотель


Идея правового государства Только там, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги. Платон


Идея правового государства Под действие закона должны попадать все, в том числе и само государство. Истинная цель государства заключается в том, чтобы люди свободно владели своей собственностью и чтобы она не подвергалась опасности. Цицерон


Идея правового государства Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве существует три власти: верховная власть в лице законодателя, исполнительная власть в лице исполнителя, правящая согласно закону, и судебная власть. Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. И. Кант


Идея правового государства Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от законодательной или исполнительной. Ш.Монтескье


Идея правового государства Государство всё более склоняется перед властью права. Во имя права всемогущее некогда государство вынуждено допустить в качестве непререкаемой границы своего господства свободную человеческую личность. П. И. Новгородцев


Идея правового государства В конституционном государстве власть приобретает правовой характер. Основной признак правового государства заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна. Б. А. Кистяковский



ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ: Разделитесь на три группы. На основании идей ведущих социологов сформулируйте основные признаки правового государства. Ответьте на поставленные вопросы к текстам.



Вопросы и задания: 1. О каком признаке правового государства говорится в первых двух предложениях данного фрагмента? 2. Как вы понимаете смысл общедозволительного начала правового государства? Поясните свое понимание примерами. 3. Что означает расширительное начало правового государства? 4. Почему первое из названных автором начал действует в отношении отдельных граждан и их объединений, а второе – в отношении властных государственных органов и должностных лиц? Считаете ли вы такой порядок справедливым? Ответ аргументируйте. 5. В чем автор данного фрагмента видит смысл и направление развития правового государства в правовое общество? Как он оценивает такое развитие?


Задание № 2 Что такое правовое государство О. Г. Румянцев, В. Н. Додонов – современные российские юристы. Правовое государство – в конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права РФ. Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. – М.,1997. – С. 238.


Вопросы и задания: 1. На основе приведенного текста выделите признаки правового государства. 2. Как вы понимаете, что такое нерушимость прав и свобод человека со стороны государства?


Задание № 3 Верховенство закона в правовом государстве А. Б. Венгеров – современный российский юрист.(Венгеров А. Б. Правовое государство // Цит. по: Основы современной цивилизации. – М., 1992. – С. 201–202.) Верховенство закона – несущая конструкция правового государства. Правовое государство – это политическая организация общества, создающая с помощью права условия для существования и жизнедеятельности гражданского общества, представляющего собой систему социальных институтов и общественных связей, для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций. Правовое государство должно обеспечивать своим гражданам возможность самим осуществлять выбор общества, которое хочет иметь большинство народа, сохранять и обеспечивать плюрализм мнений, политических институтов и действий. Единственное ограничение – эти действия не могут быть направлены на насильственное разрушение правового государства, свержение государственного строя. Верховенство закона – . несущая конструкция правового государства, являющаяся антиподом той системы устрашения, произвола, насилия, включая государственный террор, которая была присуща административно-бюрократическому государству.


Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете первую фразу данного фрагмента? 2. Как в приведенном тексте определена роль правового закона? 3. Согласны ли вы с такой оценкой значения принципа верховенства закона? Какие аргументы вы могли бы привести для доказательства своей точки зрения? 4. Используя свои знания по истории, приведите примеры отступления от принципа верховенства закона в прошлом нашей страны, других стран. 5. Какие гарантии предупреждения произвола дает соблюдение принципа верховенства закона?


Право выше власти ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: Верховенство права и закона во всех сферах жизни. Исполнение закона всеми гражданами, независимо от должности и заслуг. Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и индивида. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Широкие и реальные права и свободы личности во всех сферах жизни.


Признаки правового государства. верховенство права во всех сферах жизни закреплен Законы конституция Конституционный суд Суды Прокуратура


Признаки правового государства. верховенство права во всех сферах жизни Подчинение Закону самого государства Подчинение Закону гос.органов Подчинение Закону граждан отличие от неправового государства Гуманные законы Гарантия прав человека


Признаки правового государства. верховенство права во всех сферах жизни взаимосвязь- прав и обязанностей Свобода и равенство закреплены конституционно незыблемость прав человека, его чести, достоинства, интересов, их охрана и гарантированность


Признаки правового государства. личность государство самоограничение государства самоограничение личности В правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.


Признаки правового государства. Управление через законы Отражают и закрепляют отношения в обществе. законы в интересах большинства населения правовое государство-


Признаки правового государства. законодательная судебная исполнительная Верховное положение Облекает в закон основные нап- равления внешней и внутренней политики.Обеспечивает верхо- венство закона. законодательная власть парламент 2 палаты 1 палата комитеты комиссии


Признаки правового государства исполнительная власть правительство, ведомства


Признаки правового государства Судебная власть независимость от государства Назначение пожизненно, на длительный срок. Защита граждан от неправо- мерных действий гос-ва. Конституционный суд Проверка законов, подзаконных актов, действий госу- дарственных лиц, с точки зрения их соответствия Конституции.


ЭТАП РЕФЛЕКСИИ государство общество Уважение достоинства граждан.Отказ от Административного произвола,насилия и лжи в своей деятельности. Уважение государственной власти , соблюдение законодательства выполнение своих обязанностей. идеальная модель государства



Подумайте, какое отношение к нашей теме имеет данное высказывание: "Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать". М.Е.САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на дом: 1993-Конституция РФ РФ-демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на дом: Можно ли считать Российскую Федерацию правовым государством?

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей призванное их уравновешивать, господство правого закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности а надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь взаимная ответственность государства и гражданина. Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть1еогласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный ют жесткой опеки государства. Е.В.Лукашева

С1. Назовите принципы правового государства, приведенные автором.

С2. Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

С3. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

С4. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих утверждения автора.


  • Принцип неотъемлемых естественных прав человека

  • Принцип связанности законодателя правами человека

  • Принцип разделения властей

  • Принцип взаимной ответственности государства и личности

  • согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

  • уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

  • солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;

  • человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

  • человек освобожден от жесткой опеки государства.

1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет условий, необходимых для существования правового государства:


  • отсутствуют общепризнанные ценности;

  • отсутствует гражданская солидарность;

  • существует неуважение к праву;

  • отсутствует доверие к государству;

  • отсутствует доверие граждан друг к другу;

З) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности достигнуть главной цели правового государства — защитить права и свободы человека, обеспечить достоинство личности.


  1. разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечить контроль за действиями каждой из ветвей власти;

  2. система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;

  3. разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Право и закон.

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм… Н.И.Матузов

С1. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

С2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

С4. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.
С1. Два подхода:

1) право- это законы, принимаемые демократическим обществом и выражающее суверенную волю народа;

2) право- это общие принципы гуманизма, нравственности, справедливости.

1) автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права (законы, принимаемые демократическим обществом и выражающее суверенную волю народа).

2) любые три аргумента содержащиеся в тексте:


  • размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

  • затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

  • затрудняется решение задачи обеспечения стабильности и организованности в обществе;

  • открывается простор для произвола;

  • порождает правовой нигилизм;

  • размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль; и т.д

2) сказано что автор не считает закон единственным источником права;

3) указаны три других источника права:

1) регулятивная функция права

2) указаны три другие функции: экономическая ; политическая; социальная; охранительная функция.

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей призванное их уравновешивать, господство правого закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности а надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь взаимная ответственность государства и гражданина. Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть1еогласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный ют жесткой опеки государства. Е.В.Лукашева

С1. Назовите принципы правового государства, приведенные автором.

С2. Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

С3. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

С4. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих утверждения автора.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Право и закон.

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм… Н.И.Матузов

С1. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

С2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

С4. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.

Христиане жаждут бессмертия так, словно уверены в райском блаженстве; и в то же время боятся смерти, словно уверены, что попадут в ад. Ежи Плудовский
ещё >>

Места в различных мировых рейтингах и индексах давно превратились в своеобразный фетиш для чиновников по всему миру, и это неудивительно. С одной стороны, чем выше страна в том или ином рейтинге, тем более привлекательна она для инвестиций. С другой – высокие позиции или по крайней мере устойчивая положительная динамика помогает обезоружить политических противников внутри страны. Действительно очень сложно критиковать правительство, которое хорошо выполняет свою работу или успешно справляется с проблемами, причем такая оценка отражена не в собственных победных реляциях, а в индексе, составленном внешними экспертами и претендующем на объективность.

Сейчас оценка уровня верховенства права и рейтинг страны проводится по 44 показателям, которые свертываются в восемь факторов: ограничения госполномочий, отсутствие коррупции, открытое правительство, права человека, порядок и безопасность, правоприменение, гражданское и уголовное правосудие. В первом приближении положение России в ИВП не внушает оптимизма: по 38 из 44 показателей она находится ниже среднего по планете.

Данные по России появились в этом индексе с 2011 г. Тогда в него входило всего 66 стран и Россия находилась на 49-й позиции. С тех пор наше место менялось: от № 75 в списке из 102 стран до № 92 в списке из 97 стран. В этом году Россия стала № 89 в списке из 112 стран, незначительно улучшив свой прошлогодний результат – № 92 в списке из 102 стран. При этом Россия остается на низких позициях как в своей доходной группе (№ 32 из 36 стран), так и в своем регионе (№ 11 из 13 стран).

Как в контексте этого индекса следует оценивать положение России? По каким позициям страна сильно проседает, а по каким выглядит более пристойно? Какова динамика?

Как обеспечить независимость судей

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сделать несколько важных уточнений. Постоянное увеличение количества изучаемых стран вкупе с периодическими изменениями шкалы оценки усложняет содержательную интерпретацию изменения места в рейтинге. Очевидно, что № 89 в списке из 112 стран совершенно не то же самое, что № 92 в списке из 97 стран или № 49 в списке из 66 стран. Поэтому самым логичным и правильным представляется сравнивать страну с самой собой во времени. Если мы это сделаем, то увидим, что, хотя Россия из года в год продолжает плестись в хвосте своей доходной и региональной группы, в сущности, ее положение в ИВП в последние годы не улучшалось, но и не ухудшалось. Эксперты и население стабильно отмечают отсутствие системы сдержек и противовесов, разделения властей и реальной независимости судей, что и тянет страну вниз в рейтинге. При этом есть и отдельные положительные моменты, компенсирующие этот тренд.

Декомпозиция индекса показывает, что существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система. Последнее, впрочем, объясняется тем, что везде, кроме Европы, этот показатель крайне низок, так что Россия на общем фоне выглядит умеренно плохо.

Можно скептически оценивать ИВП, сомневаться в объективности международных экспертов, обвинять их в ангажированности, как это сейчас часто бывает. Но трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга. В контексте заявленной руководством страны политики по совершенствованию судебной системы международный индекс верховенства права может стать одним из индикаторов, показывающих результативность этой политики.

Автор - младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Читайте также: