С какого возраста могли голосовать в народном собрании граждане в спарте

Обновлено: 02.07.2024

Спартой правили следующие органы власти: 1) два царя, 2) совет старейшин — герусия, 3) народное собрание — апелла и 4) эфоры.

Спарта была образцом рабовладельческой аристократии.

Народное собрание созывалось здесь редко и не играло решающей роли в политической жизни страны. Власть принадлежала царям, наследственно занимавшим трон, небольшой кучке представителей знатных фамилий, пожизненно состоявших членами герусии, и пяти эфорам, которые, правда, избирались народным собранием, но при отсутствии правильного голосования при их избрании, и правили без должного контроля, давая отчет в своей деятельности лишь своим преемникам. Царская власть. Во главе Спартанского государства стояли два царя, власть которых, несомненно, произошла из власти родоплеменных вождей гомеровской эпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения двух племен, из которых каждое сохранило своего вождя.

Целью господствующей верхушки спартанского общества было при этом обеспечить свое фактическое влияние на ход государственной жизни, не допуская образования сильной единоличной власти.

Фактическое руководство государством принадлежало не царям, а эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие когда-то царям. Постоянная вражда двух царских родов между собой заметно способствовала ослаблению роли и значения царской власти в Спарте.

Царю, выступавшему в поход, принадлежала в широком объеме власть военного вождя. От него исходили все распоряжения, и ему докладывали обо всех делах. Во время похода он приобретал право жизни и смерти в отношении граждан. Но в походе царь находился под наблюдением двух эфоров, которые сопровождали его для надзора за ним. Царю принадлежала также верховная жреческая власть. Во всех подобающих случаях цари приносили жертвы от имени государства, для чего в их распоряжение предоставлялось необходимое количество жертвенных животных.

Судебная власть также принадлежала некогда царям в полном объеме. Позднее судебные функции царя ограничились рассмотрением дел

о наследовании дочерей, об усыновлении и об общественных дорогах. Это были как раз дела, которые затрагивали интересы всей общины в целом или могли нарушить интересы рода или племени в целом. Естественно, что в этих делах царь сохранил свою судебную власть как преемник прежнего родоплеменного вождя.

Ежемесячно эфоры и цари приносили друг другу клятву, причем цари клялись, что будут царствовать по установленным законам, а эфоры клялись от имени государства, что при соблюдении царем своей клятвы государство будет незыблемо блюсти царскую власть. Независимо от этого, каждые 8 лет эфоры производили гадание по звездам, и, если гадание оказывалось неблагоприятным для царя, эфоры возбуждали против царя судебное преследование и вправе были лишить его власти.

В пользу царей были установлены сборы разного рода. Пери- эки платили им сборы от числившихся за царями участков земли, царям уделяли также часть жертвенных животных, давали им поросят от каждого приплода свиньи. Цари получали также значительную часть военной добычи.

Цари были окружены почетом. Им отводились почетные места в общественных играх. Все должны были вставать перед ними. Однако эфоры в присутствии царей продолжали сидеть в своих креслах. Хоронили царей весьма торжественно, с разными церемониями, причем устанавливался всеобщий траур в течение 10 дней после похорон. Герусия. Другим органом государственной власти в Спарте был совет старейшин — герусия (в лаконском диалекте — геро- хия). Несомненно, герусия ведет свое начало от родоплеменной организации, от совета племенных старейшин, но в классовом обществе этот орган состоял уже не из вождей родоплеменной демократии, а из виднейших представителей господствующего класса.

Число членов герусии — 28. Оба царя также входили в состав ге- русии и имели право подавать голос в этом совете. Таким образом, вместе с царями число членов герусии достигало 30.

Избирались члены герусии (геронты) обычно из числа представителей знатных родов. Могли быть избраны лишь граждане, достигшие 60-летнего возраста, уже свободные от обязанности нести военную службу. Избрание происходило в народном собрании, причем способ производства выборов был крайне примитивным. Избирали криком, и считался избранным тот кандидат, которому кричали сильнее, чем другим. Способ этот, несомненно, открывал самое широкое поле для злоупотреблений со стороны тех, кто руководил выборами. Геронты избирались пожизненно и были безответственны.

Компетенция герусии состояла в следующем. Герусия подвергала предварительному обсуждению дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. При царях Полидоре и Фе- опомпе герусия получила право отклонять нежелательные ей решения народных собраний, налагать своего рода veto на эти решения. Плутарх сообщает: “Цари Полидор и Феопомп к прежней ретре прибавили следующее: “Если народ будет сбиваться с прямого пути, пусть геронты и цари удалятся из собрания”. Геронтам принадлежало право выступать с речами и предложениями на народном собрании, причем предложения, сделанные от имени герусии, предопределяли обычно постановления собрания. Геронты участвовали также в переговорах с другими государствами.

Герусия была также судебным учреждением. Она разбирала уголовные дела, в том числе дела о государственных преступлениях. Она была судебной инстанцией для процессов против царей. Дела по имущественным спорам герусия не рассматривала, они были подсудны эфорам.

Созыв герусии первоначально составлял право царей, позднее (V—IV вв. до н. э.) это право перешло к эфорам. Неясно, кто созывал геронтов в тех случаях, когда они выступали в роли судебной коллегии, т. е. когда действовали самостоятельно, без эфоров и без царей.

Значение герусии неуклонно падало с усилением роли эфоров. Уже во время Пелопоннесской войны такие важные вопросы, как вопросы войны и мира, разрешались помимо герусии. Народное собрание.

Несомненным пережитком родоплеменного строя являлось также народное собрание — апелла. Однако в отличие от Афин народное собрание никогда не играло в Спарте сколько-нибудь значительной роли.

В народном собрании участвовали все полноправные граждане, достигшие 30-летнего возраста, т. е. одни лишь спартанцы, и притом лишь сохранившие свои наделы и связанные с их обладанием политические права. Ни илоты, ни периэки в народном собрании не участвовали. Созывали народное собрание первоначально цари, позднее — эфоры. Председательствовали на собрании те же лица, которые его созывали. Выступали на народных собраниях с речами и предложениями лишь должностные лица и послы других стран. Однако в отдельных случаях могли получать слово на народном собрании и другие лица. Например, Алкивиад, который не был ни гражданином Спарты, ни послом Афин, получил возможность говорить на спартанском народном собрании.

Рядовые участники собрания вправе были участвовать в голосовании предложений, сделанных геронтами, эфорами или царями. В более позднее время практика, по-видимому, изменилась, и речи стали произносить также и отдельные члены собрания. Голосование производилось криком. Если результаты казались сомнительными, голосование проверялось расхождением членов собрания в разные стороны.

Собрание созывалось не чаще одного раза в месяц. Когда чрезвычайные обстоятельства требовали немедленного принятия решения народным собранием, помимо очередного собрания созывались чрезвычайные, в которых принимали участие далеко не все граждане, а лишь те из них, которые были налицо в городе. Это так называемое малое народное собрание (mikra apella). Делается предположение, что малое народное собрание состояло из представителей наиболее знатных и влиятельных фамилий Спарты.

В компетенцию народного собрания входило, прежде всего, избрание должностных лиц — эфоров, геронтов, по всей вероятности, также начальников армии и флота (гармоста, наварха) и др.

В случае войны народное собрание решало, кому из двух царей идти в поход.

Оно выносило решение также в случае возникновения споров по вопросу о наследовании престола. Далее, народное собрание, как видно из сказанного выше, участвовало в законодательстве и управлении, санкционируя или отклоняя предложения высших должностных лиц. Народное собрание решало также вопросы войны и мира, союза с другими государствами, выбирало послов и т. п. Здесь же, в народном собрании, обсуждались дела Пелопоннесского союза. В этом случае другие города союза посылали в народное собрание Спарты своих послов. Наконец, народное собрание производило прием новых граждан, а также вправе было лишить отдельных спартанцев права гражданства.

Народное собрание выступало также в качестве судебного органа в том случае, когда возбуждался вопрос о низложении должностного лица за его преступления. Однако обвинение возбуждалось не отдельными частными лицами, а лишь кем-либо из высших должностных лиц, и роль народного собрания при разбирательстве дела сводилась к тому, чтобы санкционировать или отклонить предложение обвинителя. Эфоры. Совершенно исключительное положение в Спартанском государстве занимали эфоры. Первоначально это были заме

стители царей в гражданском суде, осуществляющие вместо них гражданскую юрисдикцию. Впоследствии власть эфоров, постепенно расширяясь, приобрела весьма обширные размеры, так что даже царская власть склонилась перед нею.

Источники передают, что должность эфоров была учреждена не одновременно с другими органами власти, а позднее, при Фе- опомпе и Полидоре. Вероятно, эта должность возникла не как добровольный акт царей, а в результате борьбы, которая привела, между прочим, к убийству Полидора, одного из двух царей.

Усиление власти эфоров, которые из судей по гражданским делам превратились во всемогущих руководителей Спартанского государства, было делом рук спартанской знати, которая, опасаясь усиления царской власти и не полагаясь на готовность царей, наследственно занимавших трон, следовать всегда ее указаниям, предпочла передать власть своим прямым ставленникам, наделив их диктаторскими полномочиями.

Когда именно произошло усиление власти эфоров, установить невозможно по недостатку сведений в источниках. Предполагают, что первые перемены в их положении связаны с упразднением права царей назначать эфоров и с установлением их выборности, однако время этой реформы неизвестно. Во второй половине V в. эфоры, несомненно, уже достигли апогея своего могущества, и в V— IV вв. они, несомненно, представляют собой руководящий орган Спартанского государства.

Эфоров было пять. Их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Способ избрания точно неизвестен, но, судя по тому, что Аристотель именует выборы “детскими”, можно предполагать, что здесь происходило нечто аналогичное “выборам” геронтов. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор, именем которого назывался год.

Права эфоров были, как сказано, весьма обширны, а отсутствие в Спарте писаных законов могло лишь содействовать расширению объема их власти и открывало простор для произвола в ее осуществлении. Эфоры созывали как герусию, так и народное собрание и руководили деятельностью этих органов. Созыв геру- сии и народного собрания они производили помимо царей, а иногда и против их воли. Внешние сношения целиком находились в руках эфоров, они вели переговоры с иностранными послами и ставили вопрос о войне и мире перед народным собранием. В случае объявления войны они руководили мобилизацией войск, они же отдавали приказ о выступлении в поход. Двое из эфоров, как сказано выше, следовали за царями в поход и осуществляли там надзор за ними.

Внутреннее управление страной также находилось в руках эфоров. Им принадлежала обширная полицейская власть, которая была обусловлена системой строгого надзора за нравами и за соблюдением дисциплины, осуществлявшегося эфорами. Этот надзор простирался даже на царей. Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово. При вступлении своем в должность эфоры обращались к гражданам с требованием брить усы и оказывать повиновение закону, т. е. следовать во всем той суровой дисциплине лагеря, которая была установлена в Спарте. Сами эфоры, однако, не считали эту дисциплину обязательной для себя. Характерно, что у эфоров была своя отдельная общая трапеза, так что скромный стол остальных спартанцев не был для них обязателен.

Эфоры контролировали всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. Они могли устранять любых лиц от должности и предавать их суду. Частных лиц они могли сами судить и наказывать, а должностных лиц судила герусия или народное собрание, но при непосредственном руководстве процессом со стороны эфоров. Царей эфоры также могли отрешить от должности и предать суду: от контроля эфоров не были свободны даже цари. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция, причем в гражданских делах эфоры выступали не как коллегия, а в качестве единоличных судей.

В своей деятельности эфоры отдавали отчет своим преемникам по истечении годичного срока, на который они избирались.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ СПАРТЫ

ГЛАВА I . Особенности образования спартанского государства

и его этапы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

ГЛАВА II . Классовая и сословная структура спартанского общества. . . . . 9

2.1. Свободное население Спарты. Спартиаты и периэки. . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.2. Илоты. Их происхождение, экономическое и правовое положение. . . .12

ГЛАВА III . Организация госудаственной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

3.1. Герусия и басилеи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

3.2. Народное собрание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

3.3. Эфорат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . .24

Спарта – это один из самых крупных, известных, а также влиятельных полисов Древней Эллады. Своим менталитетом, укладом Спарта сильно отличается не только от остальных полисов Греции, но и от других государств различных эпох в истории.

Греческие философы, такие как Аристотель, Платон, и многие другие пытались понять, каким образом сложилась такая модель Спартанского полиса, а также пытались объяснить её эффективность.

Источники. В истории Спартанского государства главными источниками считаются труды историков древности: Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Плутарха, а также Афинея.

Целью данной работы является попытка определить особенности социальной струкутуры и политического строя Спарты.

Для достижения поставленной цели нами были определены задачи:

– выявить особенности образования спартанского государства;

–определить классовую и сословную структуру спартанского общества;

–проанализировать организацию государственной власти Древней Спарты.

Глава I . Особенности образования спартанского государства и его этапы.

Образование спартанского государства неотъемлемо связано с передвижением дорийских племен по Балканскому полуострову. Не менее 150–200 лет в упорной борьбе проходил захват Лаконики. В северной части долины реки Эврот, на левом её берегу, примерно в X в. до н. э. был основан город Спарта, расположенный на нескольких невысоких холмах. Вероятно, этот город возник на месте военного лагеря дорийцев [10].

После захвата северной долины реки Эврот, дорийцы продолжили движение к югу, но оно всё же было приостановлено сопротивлением амикейцев, которое продолжалось, согласно преданиям, до середины VIII в. до н. э. Но, по мнению современных ученых, борьба дорийцев с жителями Амикла завершилась примерно в IX в. до н. э.

Известная нам ранняя история Спарты считается недостоверной по некоторым причинам: до нас не дошли письменные свидетельства того времени, возможно потому как их могло и не быть; при этом эти события были отражены в легендах, что сохранили некие воспоминания о продвижении дорийцев и установлении власти спартанцев.

Согласно преданиям, борьба дорийцев с Амиклами завершилась заключением договора, по которому в единую спартанскую общину объединилось в микейское население с дорийцами Спарты. Эти события повлекли за собой объединение всей Лаконики под властью спартанцев. Город Спарта не был обнесён какими-либо укреплениями, это являлось свидетельством того, что сопротивление спартанской власти было прекращено. Если бы для спартанцев существовала угроза вражеского нападения, это было бы невозможно.

В итоге после захвата территории Лаконики спартанскими дорийцами, а также, последующем их объединения с частью ахейской знати, сложился своеобразный экономический и политический строй Спарты [10] .

Как уже ранее указывалось, имеющиеся сведения античных авторов о возникновении Спартанского государства, довольно отрывочны и скудны.

Одни из наиболее ценных сведений сообщает Геродот, что в своих трудах привёл поименный список царей Спарты, начиная от полубога Геракла – мифического предка спартанцев, и вплоть до V в. до н. э. С помощью этого списка появляется возможность определить последовательность некоторых событий в истории Спарты.

Наиболее достоверные сведения сообщают Геродот и Фукидид, описывая периоды длительной борьбы при захвате Лаконики дорийцами. Согласно Фукидиду, не менее ста лет прошло со времён вторжения в Пелопоннес и до становления прочного государственного строя в Спарте. В результате длительной борьбы на территории Лаконики произошёл переход к классовому обществу и образования Спартанского государства[16].

Дорийские завоеватели в IX в. до н. э. к тому времени взяв под контроль территорию Лаконики, осели в пяти поселениях, образовали главный центр, который и получил название Спарта. В связи с образованием государства деление населения по родам – филам, заменяется территориальным, и появляются пять областей: Питаны, Мессой, Димны, Киносура, Лимны.

В тесной связи с этим подразделением находилось и распределение территории Лаконики по округам – обам. Такое деление территории основывалось в первую очередь военно-политическими нуждами, а также вследствии порабощения ахейского населения и, конечно, и возникновением государства.

О территории Спарты сказано во Всемирной истории Францева Ю.П.: территория Спарты – Лаконика расположена в южной части Пелопоннеса. Это плодородная долина, спускающаяся к морю и орошаемая рекой Евротом. С трёх сторон долина ограждена горными возвышенностями; морское её побережье неудобно для мореплавания[ 15 ].

Также Пикус Н.Н. говорил о том, что с востока Лакония отделена горным хребтом Парноном от морского побережья, а хребе Тайгет отделяет Лаконию от остальных областей Пелопоннеса. И как указывают археологические раскопки, город Спарта возник в X в. до н.э.[ 3 , с.111]

Такое географическое положение Спартанского государства способствовало его возвышению. С точки зрения Печатновой Л.Г., развитию государства на тот период скорее благоприятствовало его удалённость от моря. Спарта находилась в сердце плодородной долины довольно в замкнутом горном пространстве, что имело свои преимущества: выгодные связи с югом и севером, хорошие плодородные поля и выгоны для скота, свежая вода. Но при этом было выбрано совершенно неукреплённое место, что предполагало полное подчинение всей области, что прилегала к Спарте[ 12 , с.4].

После завоевания дорийцами Лаконики, началась упорная борьба за овладение территорий с соседними областями – на востоке с Кинурией, что была завоёвана в VI в. до н.э., и на западе с Мессенией, чьё завоевание началось в VIII веке длительностью около столетия, после чего её территория была поделена на участки между победителями[ 15 , с.668].

Мессения до войны со Спартой, являлась независимой, свободной страной. Её поражение в Мессенских войнах небезосновательно можно считать катастрофой. Была уничтожена ее государственность и надолго прервано ее культурное развитие[ 12 ,с.5].

Но после захвата Мессенских территорий начались раздоры между спартанскими общинами, отмечались факты самоуправства, что привело к разделению аристократии с народом. Главным отличием Спартанской общины от других племён считается, что она имела военный характер в отношении с коренным населением Лаконики. Но это положение усугубилось после завоевания Мессинии, потому как, местные жители также были из дорийского народа, их численность значительно превосходила численность спартанцев, и они ненавидели поработителей.
Во времена Мессенских войн в VIII-VII вв. до н.э. Спарта оформилась как государство рабовладельческой аристократии, которое организованное по военному в целях обеспечения эксплуатации завоеванного населения[ 3 , с.112]

Под властью Спарты в результате двух Мессенских войн оказалась довольно обширная территория с многочисленным населением, в состав которого входили 200 тыс. рабов-илотов, 32 тыс. чужестранцев периэков, в то время как полноправных спартанцев – воинов – насчитывалось всего 10 тыс[ 14, с.40].

После завоевания Мессении, в VI в. до н.э. с некоторыми государствами Пелопонесса Спарта заключила военный союз, получивший название Пелопоннесский. Гегемоном данного союза была Спарта, которая следила за властью в союзных государствах[ 3 ]. Не вошли в данный союз лишь Ахайя и Аргос, которые остались самостоятельными. При этом в Пелопоннесский союз входили Мегары, что расположены в Средней Греции[ 8 , с.49].

Таким образом, в IX до н.э. возникло Спартанское государство вследствие захвата дорийскими племенами на Пелопонессе Лаконской территории. После чего были захвачены соседние территории – Мессения и Кенурия. В итоге под властью Спартанского государства оказалась обширная территория – 8400 кв.м., и соответственно многочисленное население – около 240 тыс. человек. Военное могущество Спарты значительно помог укрепить созданный Пелопоннесский союз, в состав которого вошли почти все государства Пелопоннеса, Спарта же и стала гегемоном этого союза.

Глава II . Классовая и сословная структура спартанского общества

2.1. Свободное население Спарты. Спартиаты и периэки

Таким образом, уже в период захвата Лаконии в Спарте формировались особенности общественного строя и экономики, в следствие чего выделились основные классы: полноправные граждане – спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки.

Гомеями, или равными, называли представителей из сословия спартиатов, следовательно все спартиаты составляли так называемую общину равных. Это выражалось в гражданском равноправии, равное имущественное материальное положение, примерно одинаковый быт, единое общественное воспитание, а также единая система духовных ценностей.

Гражданином Спарты мог считаться человек, происходивший от родителей граждан, также имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти (реформы Ликурга) [10].

Согласно законодательству Спарты обязанностью спартиатов перед государством являлась лишь несение военной службы: завоевание новых территорий, держать в повиновении ранее завоёванное население. Занятия ремеслом, земледелием, скотоводство и др. – удел периэков и илотов.

Это было отмечено Ксенофонтом, по его словам, в Спарте свободным было запрещено заниматься чем бы то ни было, связанным с наживой, но установлено признавать подходящими для них такие лишь занятия, которые обеспечивают государству свободу. В одинаковых условия жизни граждан не было смысла стремиться к богатству, к примеру, не было нужды и в богатых одеждах, так как в Спарте украшением служит не роскошь платья, а здоровье тела[11].

Периэки были лично свободными, несли воинскую повинность, могли приобретать собственность, совершать сделки, но при этом не имели политических прав. Периэки вели своё хозяйство, платили подати, должны были выставлять военные отряды тяжело вооруженных гоплитов. Кроме домашнего хозяйства периэки занимались ремеслами. До второй Мессенской войны среди них было много ювелиров и золотых дел мастеров.

Вероятно, первоначально периэки были равноправны со спартиатами и были не сразу включены в состав Спартанского государства, находясь на положении союзников спартанской военной общины, которая позднее подчинила их себе [6 ].

Состав периэков был смешанным, в их число входили как ахейцы, так и дорийцы. Позднее к ним стали приниматься другие племена, что получили право жительства в Спарте. К тому же, в состав периэков включали илоты. Которые получили освобождение за какие-либо заслуги [10] .

Периэки составляли довольно значительную часть населения – около трети числа жителей Спарты. Между периэками и господствующим классом поддерживались довольно спокойные отношения, что обеспечивало наличия местного самоуправления, возможность заниматься собственным хозяйством и, конечно, наличие некоторых гражданских прав.

2.2. Илоты. Их происхождение, экономическое и правовое положение

После дорийского завоевания в Лаконии и ближайших соседних племен спартанцами была покорена значительная часть местного населения, обратив их в рабов–илотов. Численность порабощенной массы возрасла примерно вдвое, что требовало от спратанцев сплочения в единый по военному организованный коллектив с целью защиты и сохранения завоёванных земель, а также поддерживать господство и власть над покорённым населением.

Отношение к илотам, как отдельному классу–сословию в Спарте, имело свои особенности. В экономическом плане такой особенностью считается то, что им предоставлялась достаточная для прокорма семьи часть урожая. Илотам могли жить семьями, работать собственными орудиями труда, иными словами, в ограниченных пределах владеть движимой собственностью. Также илоты были избавлены от посягательств отдельных спариатов, что было необходимым для поддержания интересов рабовладельческой общины равных. Только государству было предоставлено право расправы над илотами [10 ] .

Обязательным методом в воспитании молодых спариатов в образовательной системе Спарты, являлось внушение презрения и отвращения к илотам, как существам низшего порядка. Для этого им специально демонстрировали пьяных и нелицеприятных илотов, чтобы воспитать к ним глубокое отвращение [ 12 , с.227-231] .

Вооружены илоты не были. И, тем не менее, в военных походах часть илотов участие принимала. Им поручалась постройка военного лагеря, охрана провианта и приготовление пищи, а также вынос с поля боя раненых и мёртвых. Порой их же и выставляли впереди войска, используя как заслон, тогда первый удар врагов обрушивался на рабов; помимо этого обязанностью илотов было окружать спариатов, охраняя их при наступлении врага.

Порабощённое население по численности превосходило самих спариатов, потому этот факт можно считать объяснением такого недоверия и, соответственно, террора по отношению к ним. По количеству рабов Спартанский полис опережал всю Грецию. Не менее семи илотов приходилось на одного спариата, это число рабов часто увеличивалось в связи с постоянным уменьшением свободных граждан[12 ] .

И, тем не менее, несмотря на такую жёсткую систему террора, дух сопротивления не был сломлен, порабощённый народ со своей долей не смирился. Илоты продолжали борьбу против спариатов, объединялись, несмотря на то, что не могли иметь оружия и под угрозой смерти не имели права выходить вечерами далее пределов своей хижины. Гора Ифома стала убежищем восставших илотов. В Спарте восстания в борьбе за свободу то затихали, то поднимались вновь. В V в. до н. э. произошло особенно сильное восстание илотов, как его ещё назвали третьей Мессенской войной [10].

Полис это город-государство, община свободных полноправных граждан, каждый из которых имеет право (обязанность) на получение надела из земель полиса, на участие в управлении им, на защиту полиса в народном ополчении.

Олигархия это власть немногих.

Илоты жители Древней Греции, обращенные завоевателями-дорийцами в рабство.

Периэки неполноправная часть населения Спарты, обладающая личной свободой, но лишенная политических прав.

Апелла народное собрание в Древней Спарте.

Герусия совет старейшин Древней Спарты, состоявший из 28 человек старше 60 лет.

Эфоры наблюдатели, следившие за исполнением законов и поведением в Древней Спарте.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 1975.
  3. Ляпустин Б. С. Древняя Греция. – М.: Дрофа, 2007.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предками спартанцев были пришедшие с севера Балканского полуострова племена дорийцев. Они обосновались в Южной Греции на полуострове Пелопоннес. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой. Известна она была и как Лакедемон, хотя название Спарта стало более распространённым.

Такое деление спартанского общества существовало с 8 века до нашей эры, определялось оно законами легендарного Ликурга. Надо сказать, что эти законы спартанцы на протяжении многих столетий считали лучшими в Греции и вечными. Законы Ликурга запрещали частную собственность. Спартанец не мог оставить свой надел в наследство сыну или продать. Земля и работавшие на ней илоты считались собственностью государства.

Вся жизнь в Спарте была организована по военному образцу.

В жилищах спартанцев было только самое необходимое. Пищу употребляли скудную. Каждый день ели похлёбку, невкусную, но питательную. Спартанцы одевались одинаково летом и зимой.

Спартанское воспитание отличалось суровостью. Новорожденного осматривали старейшины. Если ребёнок рождался больным, его безжалостно бросали в пропасть. Спартанцам нужны были только здоровые дети. Их целью было вырастить идеальных воинов, готовых беспрекословно подчиняться приказам.

Главным в воспитании мальчиков являлись военная подготовка, физические упражнения, а также хоровое пение, укреплявшее чувство общности, как считали спартанцы.

Девочек тоже готовили к суровой жизни. Они занимались бегом, метанием диска и копья.


Спартанки славились своим здоровьем, выносливостью и скромностью.

Между Спартой и Афинами давно царили непримиримые разногласия. Главным образом, они были обусловлены различной формой государственности этих крупных античных полисов и стремлением установить своё господство над всей Грецией.

Крупнейшие государства образовали вокруг себя альянсы полисов, в которых господствовал аналогичный государственный строй. Спарта возглавила Пелопоннесский союз, а Афины – Делосский.

Война началась в 431 году до н.э. и длилась 27 лет. В истории она сохранилась под названием Пелопоннесской войны и проходила в два этапа.

Первый этап известен как Архидамова война – в честь Архидама II – спартанского царя. Спартанцы совершали регулярные военные набеги в Аттику, в то время как Афины сосредоточили все свои силы на море, контролируя побережье Пелопоннеса. Ионийская война – завершающий этап Пелопонесской войны. В 415 году до н. э. афиняне направили свои силы на атаку Сиракуз, однако они были полностью разгромлены. Спарта, получив весомую финансовую помощь от Персии, смогла построить мощный флот и оказать поддержку полисам, зависимым от Афин. Тем самым правители Спарты смогли основательно подорвать мощь Афинского государства и лишить его превосходства в Эгейском море. Уничтожение афинского флота в 405 году до н.э. поставило завершающую точку в этой войне, и в следующем году Афины были вынуждены капитулировать.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Выбранный для просмотра документ КАРТОЧКИ 1-2-3-4.docx

КАРТОЧКА №1 Укажите ФИ ____________________________________

Установите соответствие. Отметьте верные ответы. В состав населения Афин входили

в. свободное население, не имевшее прав

д. граждане полиса

Заштрихуйте на контурной карте один четырехугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагается Древняя Греция

hello_html_m3b522ba.jpg

КАРТОЧКА №2 Укажите ФИ ____________________________________

Отметьте правильные ответы. Органы управления в Афинах

а. Народное собрание

д. Государственный совет

е. совет пятисот

Гражданин полиса обладал правом

а. принимать рабов в свою семью

б. собственности на участок земли в полисе

в. участвовать в общественных работах

г. участвовать в Народном собрании

д. возводить храмы на Агоре

е. защищать свою родину

ж. завоёвывать чужие земли

Заштрихуйте на контурной карте один четырехугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагается Древняя Греция

hello_html_m3b522ba.jpg

КАРТОЧКА №3 Укажите ФИ _______________________________

Выполните задания по контурной карте.

а. Заштрихуйте синим цветом Балканский полуостров

б. Заштрихуйте красным цветом Ионическое, зеленым Эгейское моря

в. Обозначьте стрелочками направления греческой колонизации

г. Закрасьте желтым цветом остров Крит

hello_html_m2390c5a6.jpg

КАРТОЧКА №4 Укажите ФИ _______________________________

Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КАРТОЧКА №5 Укажите ФИ _______________________________

Вставьте пропущенные слова.

Реформы Солона заложили в Афинах основы ___________________, то есть власти народа — ________________. Теперь любой _____________________________ мог участвовать в управлении государством. Он мог быть избран на ________________, _______________ в Народном собрании за законы и решения.

в. высокие должности

и. афинский гражданин мужского пола

КАРТОЧКА №6 Укажите ФИ _______________________________

Вставьте в текст пропущенные слова. Из законов Солона:

Кто не может указать, на какие средства живет, тот лишается _________________.
Сын не обязан содержать старого отца, потерявшего ________________, если отец _____________________________, чтобы сын ___________________________.

б. получил наследство

г. не позаботился в своё время

д. права собственности

е. гражданских прав

ж. не написал завещания

з. научился какому-либо ремеслу

и. занимаемую должность

ОТВЕТЫ Карточка №1

ОТВЕТЫ Карточка №2

Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии , то есть власти народа — демоса . Теперь любой афинский гражданин мужского пола мог участвовать в управлении государством. Он мог быть избран на высокие должности , голосовать в Народном собрании за законы и решения.

Кто не может указать, на какие средства живет, тот лишается гражданских прав .

Сын не обязан содержать старого отца, потерявшего трудоспособность , если отец не позаботился в своё время , чтобы сын научился какому-либо ремеслу .

Выбранный для просмотра документ Рабочий лист 1.docx

Рабочий лист к уроку Спарта . ФИ_____________________________

Чем отличалась Спарта от Афин?

Средняя Греция, Аттика

Мало плодородной земли

Основные занятия

Садоводство, виноградарство, скотоводство,ремесло, торговля, мореплавание

Использование труда рабов

После реформ Солона остались только рабы-чужеземцы

Органы управления

Ценилось ораторское искусство, чтение, письмо, спорт, культура, архитектура

Народное собрание – (только мужчина-спартанец, 30 лет)

(28 человек – старше 60 лет

+ 2 царя (власть по наследству)

(наблюдатели) следили за соблюдением законов спартанцами и их поведением.

– государственный строй, при котором власть сохраняется в руках немногих людей.

Тест на повторение:

А 1. Выберите НЕправильный ответ.

1) были исконными жителями Лаконии, области в Южной Греции

2) завоевали Лаконию и подчинили своей власти ее исконных жителей

3) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконию

А 2. Выберите НЕправильный ответ.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

1) процветало искусство;

2) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку;

3) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми, сбрасывали с горного обрыва в пропасть.

А3. Выберите НЕправильный ответ

1) упорно занимались грамотой и письмом;

2) часами разучивали военные песни;

3) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах сверстников;

4) славились умением красиво и долго говорить.

А 4. Выберите правильные ответы.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

1) строились прекрасные дворцы и храмы

2) жители держали в рабстве своих соплеменником - греков

3) спартанцам было запрещено занимать торговлей и ремеслом

А 5. Найдите лишнее.

1) умели стойко переносить лишения

2) говорили кратко, давали меткие и точные ответы

3) никогда не подвергались физическим наказаниям

А 6. Назовите понятие, которое соответствует определению .

Орган управления в Спарте, которому принадлежала огромная и бесконечная власть:

1) совет старейшин;

2) народное собрание;

А 7. Назовите понятия, которое не соответствуют определению .

Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству:

В 1. Продолжить перечень .

Управление Спартой осуществляли:

В 2. Продолжите перечень .

1) работали на принадлежавших спартанцам наделах

Выбранный для просмотра документ Урок_Древняя Спарта.docx

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Раздел III . Древняя Греция

Тема: Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела

Разработка урока истории Древнего мира

hello_html_m4499aa9b.jpg

Недбайло Елена Павловна

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Оренбург, 2018 г.

Тема урока: Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Цель урока: Создание представления о древней Спарте: географическом положении, природе, климате, занятиях людей, общественном устройстве и воспитании.

О. показывать на исторической карте территорию Пелопоннеса, Спарты. Выяснять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения. Описывать жизнь и занятия спартанцев, давать образную характеристику войску, спартанскому воспитанию.

В. воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах; прививать учащимся уважение к институтам демократии и воспитывать неприятие воспитать чувство сопереживания судьбам простого народа.

Р. Развитие навыков работы с картой, учебником, иллюстрациями, а также умения сравнивать, выделять главное и находить общие и отличительные черты. Формирование умения высказывать и отстаивать свою точку зрения. Воспитание интереса к истории как к предмету.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую и анализировать. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: умение составлять план для выполнения заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Предметные: Древняя Спарта. П. 27, повторить ПП. 22-27.Знание географ. положения, природных условий, политического устройства, социальной

структуры и занятий населения Др.Спарты. Умение показывать на карте Пелопоннес, Лаконию, Спарту. Описание спартанской армии и спартанского воспитания. Сравнение политического и социального устройства Спарты и Афин.

Личностные : Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Осознание роли воспитания в формировании личности;

Тип урока : урок открытия новых знаний

Термины: Лакедемон, апелла, герусия, олигархия, Спартанцы, Периэки, Илоты, Криптия

Формы работы учащихся: работа с картой, учебником, иллюстрациями и рабочей тетрадью.

Необходимое техническое оборудование: презентация, контурные карты, карточки с заданиями, мультимедиа проектор

Домашнее задание: Древняя Спарта. П. 27, повторить ПП. 22-27

3. Особенности спартанского государства.

4. Спартанское воспитание

Структура и ход урока:

2. Получение информации

3. Переработка информации и обсуждение

4. Подведение итогов

1. Организационный момент.

Приветствие, эмоциональный настрой

Слушают. Готовятся к работе.

Участвуют в разминке

Вступительное слово учителя:

Как вы думаете, что мы сегодня должны изучить

Постановка учебных задач:

Однажды в одном из греческих портов заспорили между собой несколько греков о том, какой город в Греции лучше всего укреплен в случае нападения врагов. Называли разные города.
– Лучше всех укреплены Афины, у них самые высокие и мощные оборонительные крепостные стены.
– А у нас, воскликнул житель Спарты, вообще нет оборонительных крепостных стен, но мы самый защищенный и сильный город.

– Почему так сказал спартанец? Давайте попробуем в этом разобраться.

Находят на карте Древнюю Грецию, Афины и Спарту.

Называют тему урока

II Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемном действии

Давайте вспомним что мы знаем об Афинах.

Работа по карточкам

Показать на карте Древнюю Грецию

Описать местоположение Афин и государственное устройство.

По ходу изучения нового материала заполняется таблица :

Выполняют задания в карточках.

Находят на карте Грецию и Афины.

Характеризуют личность Солона, его реформы, результаты. Упоминают Драконта, Писитрата и Клисфена

III Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Географическое положение. Происхождение полиса.

А) Работа с картой

Рассказывает о местоположении, природных условиях Спарты, условиях её заселения.

На Юге Пелопоннеса, в области Лаконика в долине реки Эврота располагался греческий полис Спарта – самый большой полис Греции.

Лакедемон - официальное название спартанского государства.

Основали Спарту – дорийцы в 11 в. до н.э.

Центр государства Спарты – 5 деревень, у которых было общее управление и святые, нет стен и укреплений. Считалось, что главная защита – мужество его граждан!

2.Население Спарты

Спартанцы - полноправные граждане, господствующая группа, только они имели иметь участки – 9 -10 тыс.

Периэки - живущие вокруг, живут отдельно от центров полиса, не имеют гражданских прав, ремесло, торговля.

Илоты - потомки ахейцев, работали у спартанцев, к ним относились жестоко. (Обычай – юные спартанцы охотились на илотов-мужчин- Криптия – тайная война против илотов.).

По сути это государственные рабы

НО! Они отличались от рабов из других полисов.

Они были греки (в других полисах Греции спартанцев осуждали за то, что они закабаляли греков).

Жили на земле своих предков.

Продавать их было нельзя.

Они принадлежали не отдельно взятому спартанцу, а всему государству.

ВОПРОС: - Как вы думаете, почему так поступали спартанцы? Как это связано с численностью этих групп населения?

ИТОГ – фрагмент ролика ( on _ Line )

Слушают учителя, работают с атласами и картой

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ

Южная Греция, Лакония

Плодородная земля

Под руководством учителя показывают Спарту, Лаконию, Мессению на карте.

Характеризуют местоположение. Природные условия Спарты.

Работа с рабочим листом

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ

Основные занятия: Спартанцы – военное дело Илоты – земледелие, периэки – ремесло, торговля

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ

РАБЫ: Спартанцы держали в рабстве своих соплеменников-греков

1 V . Первичное закрепление и проговаривание

Учитель организует беседу по вопросам:

1. Кто такие илоты? Чем они занимались.

2. Кто такие спартиаты? Чем они владели?

3. Чем запрещено было заниматься спартиатам?

4.Что такое криптии ? Для чего спартиаты их проводили?

5. Кто такие периэки и чем занимались они?

Отвечают на поставленные вопросы

Тематическая Физкультминутка. (зарядка для глаз, рук, туловища и ног) – опережающее задание Тукманбетов Михаил. Под греческий танец Сирта́ки .

V . Включение в систему знаний

3. Особенности государственного устройства

Работа с УЧЕБНИКом

Спарта – община равных . Тут презирали богатство. Даже запрещалось заниматься с/х, торговлей или ремеслом.

Долг спартанца – быть воином. Хорошо развитым физически и дисциплинированным.

В Спарте – самая сильная армия во всей Греции. А вся жизнь спартанского общества была построена по военному образцу.

Народное собрание – апелла (только мужчина-спартанец, 30 лет)

Герусию (совет старейшин) - 28 человек – старше 60 лет + 2 царя (власть по наследству)

5 эфоров (наблюдателей) следили за соблюдением законов спартанцами и их поведением.

На народном собрании не было обсуждений (кто громче крикнет)

Оли (с греч.) - мало

Олига – власть в руках немногих.

Олигархия – государственный строй, при котором власть сохраняется в руках немногих людей.

4. Спартанское воспитание

Чужеземцы не приезжали в Спарту.

Жители Спарты не имели права покидать пределы государства

Вся окружающая обстановка – проста, пища – скромна

Спартанцы одинаково одевались и летом и зимой

Опережающее задание Шевкунова Лиза

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ: Малограмотны, но очень дисциплинированны, стойкие, выносливые, военное искусство

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Народное собрание (апелла), совет старейшин (Герусия),

Заполняют рабочий лист

Запись термина в тетрадь

VI . Вторичное закрепление

Предлагает поразмышлять: Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней?

Основные выводы, ответ на главный вопрос урока:

– Почему спартанец в споре с греками сказал, что самый защищенный город в Греции – это Спарта?

- Посмотрите на свою таблицу, чем отличалась Спарта от Афин?

ДА или НЕТ. (если останется время)

Спарта – полис на юге полуострова Пелопоннес.

Население Спарты составляли спартанцы, рабы и афиняне (нет).

За соблюдением всех правил следили архонты (нет) .

Все спартанцы были воинами, поскольку Спарта часто вела войны с соседями. Спартанцы должны были постоянно удерживать в своей власти покоренных илотов.

Спартанское воспитание было одним из самых гуманных в Греции (нет).

ИТОГ УРОКА: Спарта – одно из самых могущественных государств – полисов в Греции. Но суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора, художника. Все, что могла создать Спарта – это сильная армия.

Читайте также: