Правовое государство автоматически означает социальное верно ли

Обновлено: 18.05.2024

Кто выше — право или власть? Зачем разделять единую власть?

На вопрос о сущности правового государства можно ответить так: это государство, в котором господствует право.

Вот почему правоведы подчеркивают: характеризуя правовое государство, важно помнить о двух сторонах его сущности:

  • во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина,
  • во-вторых, о том, что государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т. е. ограничена правом.

Понятие правового государства.

Несмотря на особые признаки (о них мы еще будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Из истории (возможно, из СМИ и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить ее в надежные рамки закона.

Документ.

Вот в чем видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868—1920):

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твердо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости.

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших ученых Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришел к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Власть в правовом государстве.

Замечательные идеи о таком государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдет позднее); в) осуществляется разделение властей.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категоричес

кий императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым., с разделением властей.

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

Принципы (признаки) правового государства.

Связать государство правом — значит построить его на основе определенных правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надежный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти. Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в России, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Правовое государство

Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому ее еще называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ

Правовое государство

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу). Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете, т. е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) — защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов).

Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее цель. Становление правового государства — это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода (что, кстати, характерно для всех государств, относящих себя к правовым).

Специалисты указывают на необходимость коренного преобразования всех сторон общественных отношений, и в первую очередь отношений собственности. При почти безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство развивается медленно.

На пути к правовому государству предстоит преодолеть массу трудностей: тут и проблемы в области прав человека, и проблемы роста цен, и проблемы преступности, коррупции, бюрократизма и т. п. Вместе с тем ясно, что Россия не может слепо копировать западные образцы. Все идеи и принципы, о которых мы говорили, должны быть приспособлены к российской действительности.

И еще одна серьезнейшая проблема — состояние нашей личной гражданской правовой культуры. Исследования показывают, что примерно 3/4 населения плохо ориентируются в нормах законодательства, хотя знание этих норм необходимо каждому в повседневной жизни. Правовое невежество порождает тяжелейшее социальное явление — правовой нигилизм — скептическое, равнодушное, а порой и отрицательное отношение к праву. Главная его опасность — в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка. Подумайте над этим.

Как вы думаете, о чем это свидетельствует?

Говорят мудрые

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Признаки правового государства:

главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

равенство всех перед законом;

разделение властей на три ветви;

реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

признание прав и свобод человека высшей ценностью;

взаимная ответственность личности и государства;

политический и идеологический плюрализм;

стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.




Правовое социальное государство— государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую социальную защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование всем комплексом общепризнанных прав и свобод.

Социальное правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе, и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона, утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном прогрессе, наличием специальных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую и социальную защищенность гражданам от произвола стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов.

Высшийэтап в развитии социального государства связан с созданием в государственном механизме и структуре гражданского общества таких механизмов социальной адаптации населения, которые не только зависят от социального курса правительства, но сами определяют выбор такого курса. Иначе говоря, речь идет о создании социальной инфраструктуры общества, которая всякий раз при смене правительства обеспечивала бы необратимый характер социальной направленности государственной политики, не отрицая принципов социального государства. Формирование такой модели социального государства предполагает создание необратимой государственно-правовой, организационно-управленческой, законодательной инфраструктуры социальной деятельности, осуществление структурной реформы всей экономической и политической системы, основой которой явилось бы согласие всех политических сил общества (либералов, консерваторов, радикалов, социальных демократов и др.).

Правовым является такое государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных законом обязательств (правового долга).

Формирование правовой государственности предполагает учреждение в обществе такой государственно-правовой организации, которая способна была бы гарантировать эффективную правовую защиту и безопасность личности, беспрепятственной пользование правами и свободами; обеспечить демократический правопорядок в обществе, безусловное исполнение как властью, так и населением требований закона; исключить произвол в отношениях между властью и населением и утвердить реальное господство права в общественной жизни; утвердить механизм оперативного реагирования на совершающиеся правонарушения и обеспечить принцип неотвратимости ответственности за отклонения от установленного правопорядка.

Тесты по правоведению с правильными ответами [19.03.15]

4. только суд может вынести решение о том, является ли человек преступником или нет.

9. Какой из перечисленных ниже признаков является признаком права:

2. формальная определённость;

3. связь с государством;

10. Отметьте, с какого возраста по российскому законодательству наступает полная дееспособность субъектов права:

Модуль № 2. Конституционное право

1. Президент Российской Федерации является:

1. главой правительства РФ;

2. главой исполнительной власти;

3. главой законодательной власти;

2. Каков срок полномочий (легислатуры) Совета Федерации:

4. не имеет определённого срока полномочий.

3. В каком из перечисленных ниже случаев Государственная Дума не может быть распущена:

1. после троекратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2. если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ и она отказала Правительству РФ в доверии;

3. если она в течение трёх месяцев повторно выразила недоверие Правительству РФ;

4. если она выразила недоверие Правительству РФ в течение года после своего избрания.

4. Глава правительства Российской Федерации называется:

1. премьер-министром РФ;

2. Председателем кабинета министров РФ;

3. Председателем Совета Министров РФ;

1. Государственная Дума РФ;

2. Совет Федерации РФ;

3. Федеральное Собрание РФ;

Модуль № 3. Гражданское право.

1. Какие из перечисленных ниже общественных отношений регулирует гражданское законодательство:

2. отношения в сфере государственного управления;

3. имущественные и связанные с ними личные неимущественные;

4. отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

2. Гражданское законодательство в Российской Федерации находится:

2. в ведении субъектов Российской Федерации;

3. в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов;

4. в ведении органов местного самоуправления.

3. С достижением какого возраста гражданское законодательство связывает наступление у граждан полной дееспособности:

1. с момента рождения;

4. Опека устанавливается над:

1. лишёнными родительского попечения несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;

2. гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства;

3. гражданами, ограниченными судом в дееспособности;

4. над всеми категориями лиц, перечисленными выше.

5. Гражданин может быть объявлен умершим в том случае, если он безвестно отсутствует в течение:

6. Процедура объявления несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет и работающего по трудовому договору (контракту), полностью дееспособным называется:

4. верный ответ отсутствует.

7. Какой из перечисленных ниже признаков является признаком юридического лица:

2. одним из учредителей является государство;

3. наличие недвижимости;

4. все перечисленные выше признаки.

8. Сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, должны совершаться:

1. в устной форме;

3. в нотариальной письменной форме;

4. могут совершаться в любой из перечисленных выше форм.

9. Наследодателями могут быть:

1. дееспособные граждане Российской Федерации;

2. недееспособные граждане Российской Федерации;

3. иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации;

10. Право завещать имущество по своему усмотрению принадлежит:

1. только полностью дееспособным гражданам;

2. полностью дееспособным и ограниченно дееспособным гражданам;

3. только деликтоспособным гражданам;

4. всем правоспособным гражданам.

Модуль № 4. Административное право. Уголовное право.

Трудовое право. Семейное право

1. Какие общественные отношения регулирует административное право:

1. отношения, связанные с совершением преступлений;

2. отношения в сфере государственного управления;

3. имущественные и связанные с ними личные неимущественные;

4. отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

2. К уголовному праву относятся нормы, которые регулируют:

1. условия и порядок отбывания наказания;

2. общественные отношения, которые возникают между государством и гражданином в связи с совершением преступления;

3. порядок производства по уголовным делам;

4. всё перечисленное выше.

3. Укажите определённый законодателем возрастной предел, с которого наступает уголовная ответственность в РФ:

4. определено два предела: с 14 и с 16 лет.

4. Добровольный отказ от совершения преступления:

1. увеличивает уголовную ответственность;

2. смягчает уголовную ответственность;

4. не учитывается уголовным правом.

5. Из перечисленных ниже источников права выберите те, которые содержат нормы, регулирующие семейные правоотношения:

3. Уголовный кодекс РФ;

4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ;

5. обычай делового оборота;

6. принятые в соответствии с Семейным кодексом РФ законы РФ;

7. Трудовой кодекс

6. Полная дееспособность в семейном праве возникает с:

7. Какое из перечисленных ниже обстоятельств не является основанием для признания брака недействительным:

1. отсутствие добровольного согласия одного из супругов;

2. наличие между супругами дальней степени родства;

3. сокрытие одним из супругов факта наличия у него ВИЧ-инфекции;

4. недееспособность одного из супругов.

8. Брачный договор может быть недействительным в случае:

2. если один из супругов с ним не согласен;

3. вообще не может быть признан недействительным;

4. верный ответ среди перечисленных выше отсутствует.

9. Укажите общественные отношения, которые регулируются экологическим правом:

1. отношения по охране окружающей среды;

2. отношения собственности на природные ресурсы;

3. отношения по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

10. Трудовое право относится к:

2. специальным отраслям права;

3. комплексным отраслям права;

4. процессуальным отраслям права.

11. Какие общественные отношения являются предметом земельного права:

1. отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель;

2. отношения по производству сельскохозяйственной продукции, её переработке и реализации;

3. отношения в социальной сфере села;

4. все перечисленные выше отношения.

12. Принудительный труд в Российской Федерации разрешен в случаях:

1. необходимости поддержания трудовой дисциплины;

2. как мера ответственности за участие в забастовке;

3. принудительный труд в Российской Федерации запрещен.

13. Стороны трудовых отношений – это:

2. работник, работодатель и посредник (например, биржа труда);

3. работодатель и посредник (например, биржа труда).

14. Коллективный договор – это:

1. правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей;

2. правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

15. Трудовой договор – это:

1. соглашение между работодателем и представителем работника;

2. соглашение между работником и представителем работодателя;

3. соглашение между работодателем и работником.

16. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста:

1. 10 лет;

17. Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже является:

1. трудовой договор;

18. Трудовой договор заключается:

2. как в письменной, так и в устной форме по усмотрению сторон.

19. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме:

4. предварительного уведомления вообще не требуется.

20. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать:

1. 36 часов в неделю;

2. 48 часов в неделю;

21. Привлечение к сверхурочным работам производится:

1. с устного согласия работника;

3. по приказу работодателя.

22. Перерыв включается в рабочее время:

3. да, если это оговорено в трудовом договоре.

23. Государственные инспекторы труда инспектируют:

1. только государственные предприятия, учреждения и организации;

2. только частные предприятия, учреждения и организации;

3. все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.

24. За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам:

1. в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

2. в шестимесячный срок;

3. в течение одного года;

4. в месячный срок со дня, когда он узнал или должен был уз­нать о нарушении своего права.

25. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано:

1. в профсоюзной организации;

3. в органах местного самоуправления.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти - законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи - свобода, капитализм, господство права, демократия.
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство" - это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.

Признаки:

- Верховенство закона во всех сферах жизни общества
- Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Взаимная ответственность личности и государства.
- Реальность прав и свобод гражданина
- Политический и идеологический плюрализм
- Стабильность законности и правопорядка в обществе
- Приоритет международного права над национальным

Отличие правового государства от государства, как такового:

Правовое государство - это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство:

История появления идеи правового государства:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл

я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах

Аристотель

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.

Цицерон


Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.


В основе современных к онцепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

Ж. Руссо

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит

Впервые законодательное за крепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

Читайте также: