Какие персонажи участвовали в действии мистерии в парижском дворце правосудия

Обновлено: 28.06.2024

Очищения, искупительные жертвы, покаяние в грехах, процессии, гимны, танцы, различные иные проявления экстаза – все это является атрибутами различных оргиастических культов или мистерий.

Общим условием всех мистерий была обязанность их участников хранить тайну обо всем, что в них происходило, т. е., о священных сказаниях, обрядах, молитвах, особых именах, которыми называли богов, и т. п.

Во главе элевсинских жрецов стоял Иерофант. Вступая в свои обязанности, Иерофант получал новое, священное имя, составлявшее тайну лиц, допущенных в сообщество мистов. Право носить тайное имя получали и другие высшие жрецы и жрицы в Элевсине.

Имя иерофанта, написанное на доске, погружалось в море. В обычной жизни и в официальных документах иерофанты могли пользоваться своими прежними именами. Сан иерофанта не мог совмещаться со служением богам не элевсинского культа.
Иерофанты носили символическую пурпурную одежду. Пурпурный цвет у древних греков был символом смерти. Возможно, также они носили символический ключ от входа в царство теней (анк?).

Есть основания предполагать, что иерофанту были известны такие стороны мистерий, которые были неведомы другим элевсинским жрецам. У иерофанта были две обязанности: совершение мистерий и их объяснение. В сцене брака Деметры, происходившей в одну из ночей великих мистерий в Элевсине, он представлял Зевса.

Хочу особо обратить внимание на этих трех служителей: Иерофанта (Посвятителя), Факелоносца (Солнце-Отец), Служителя алтаря (Луна-Мать). Очевидно, именно их совместная работа и олицетворяла символическое рождение Посвященного в Мистерии.
Кроме того существовал кирик (глашатай). Он провозглашал открытие церемонии и объявлял условия, на которых соискатели допускались к посвящению. Он олицетворял Гермеса.

Интересно отметить, что высшим лицам мужского жреческого персонала соответствовали лица женского персонала. Так Иерофанту соответствовала Иерофантида (вспомним, что на Элевсинские мистерии допускались и женщины!), верховная жрица Деметры Элевсинской

Кроме этих главных священнослужителей были разные другие служители культа и магистраты, заведовавшие разными его сторонами.

Что собой являли Элевсинские мистерии?

Сперва изложу это вкратце. Посвящение, как в малые, так и в великие мистерии начиналось вне храма, в священном округе, обнесенном стеной. Здесь посвящаемые совершали жертвоприношения и затем вступали в храм, где в глубоком мраке ночи совершали переходы из одной части святилища в другую; по временам посвящаемого ослеплял яркий свет, озарявший фигуры грозных чудовищ, раздавались страшные звуки, потрясавшие его. Эти эффекты производились различного рода техническими приспособлениями.

Посвящаемого сажали на особое седалище, вокруг которого посвящающие совершали пляску (МОМЕНТ РОЖДЕНИЯ?). Были, вероятно, и другие символические священнодействия, подробности которых нам неизвестны.

Стоит также отметить, что профану мистерии могли показаться грубыми, то есть, они противоречили нормам общепринятой морали. Как именно противоречили? Так как точно ничего не известно, то здесь открывается обширное поле для всевозможных версий.

Желавший посвятиться должен был обратиться к какому-либо гражданину, который, если не оказывалось препятствий к посвящению, наставлял и руководил кандидата в дальнейших действиях, почему и назывался руководителем в таинствах (мистагогом). Перед посвящением кандидаты обязаны были в виде испытания хранить строгое молчание и совершать очистительные обряды.

В посвящении различались три степени, из которых первой было посвящение в малые мистерии. Никто не мог быть посвящен в великие мистерии без предварительного посвящения в малые. Получившие это посвящение обретали наименование мистов.

При посвящении в великие таинства различались две степени, между которыми должно было пройти не менее года. Обряды посвящения известны лишь в общих чертах, и потому невозможно понять, в чем заключались особенности каждой из степеней посвящения.

Посвящение в мистерии считалось важным условием достижения блаженства в загробной жизни, так что люди, по тем или другим причинам не принявшие посвящения в молодые годы, старались посвятиться, по крайней мере, перед смертью.

В Афинах ежегодно совершались два праздника, имевшие отношение к элевсинскому культу. Малые Мистерии служили как бы предпразднеством Великих и совершались в предместье Афин. Они состояли, в основном, в очищениях водой. Но главным празднеством элевсинского культа были Великие Мистерии. Причем первая половина празднования происходила в Афинах, а вторая – в Элевсине.
В ходе подготовки к Великим Мистериям совершалось жертвоприношение, а также очищение морской водой. Далее участники начинали торжественную процессию из Афин в Элевсин. Они двигалась по священной дороге, украшенной множеством храмов, алтарей и памятников, в сопровождении огромной толпы народа, так как в ней могли принимать участие и непосвященные в мистерии.

Какого рода действия могли утешить Деметру и почему, о них следовало хранить целомудренное молчание? Некий намек на это есть в мифе о служанке Иамбу или Бавбо, которая развеселила Деметру подняв свой подол и показав ей фаллического Иакха (опять намек на андрогинность?). При этом мисты, целый день постившиеся, вкушали кикеон, в память о том, что развлеченная шутками Иамбы Деметра впервые вкусила этого напитка после потери дочери, и перекладывали из ящика в корзину и обратно какие-то таинственные символические предметы.

Были еще драматические представления, изображавшие возвращение Коры из царства мертвых (с ударом иерофанта в гонг), примирение Деметры с богами, установление ею мистерий и отправление Триптолема для распространения земледелия. При этом иерофант показывал мистам срезанный колос, служивший символом смены жизни смертью и возрождения к новой жизни после смерти.
При этом произносилась следующая магическая формулировка: и узри, что в ту пору, когда ни одно зерно не восходит (напомню, что мистерии проходили осенью), взошел колос с зерном.

Но были ли люди древности столь впечатлительны, что впадали в экстаз, если им показывали колос или даже проводили на их глазах некие манипуляции с корзинами?

Этот вопрос пусть каждый решит для себя сам. В меру своей просветленности!

Posted on Dec. 24th, 2008 at 02:11 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Мистерия - главный вид средневековой религиозной драмы, название которого часто распространяется на весь род этих представлений. На развитие М. имели влияние и народные игрища драматического характера, и сцены, разыгрываемые бродячими фиглярами, и школьная драма, представлявшая пережиток драмы классической; но по существу своему средневековый театр исходит не из школы, не из хоровода и не из балагана, а из церковной службы, которая на Западе, при открытом алтаре и при неустойчивости текста служебника, допускала драматический элемент в значительно большей степени, нежели служба православная. Первоначально М. и называются службами, состоят из слов Св. Писания и церковных гимнов, разыгрываются исключительно церковнослужителями, исключительно в церкви и на латинском языке. Постепенно М. секуляризуются: текст Св. Писания перелагается в стихи и содержание его распространяется вставками; потом допускаются припевы на языке народном, который со временем завоевывает себе все больше и больше места и наконец совершенно вытесняет латынь. Параллельно с этим к клерикам примешиваются светские актеры, сперва исключительно для изображения лиц низких и нечестивых, а потом и всех других. В то же время М. из внутренности церкви выходит на паперть, потом на церковный двор и наконец на городскую площадь, где для нее сооружается особое здание. Раньше всего М. развилась во Франции.

- В день представления мистерии зрители уже с раннего утра рассаживались на деревянных помостах, выстроенных специально на городской площади.

- В начале мистерии выступал священник и читал пролог, в котором рассказывалась благочестивая история, послужившая сюжетом для данной мистерии, воздавалась хвала богу и городским властям.

- Характер представления в значительной степени определялся системой сценического устройства, которая имела в средневековом театре три варианта: передвижной, кольцевой и систему беседок.

- Система передвижных сценических площадок была особенно распространена в Англии; встречалась она также в Нидерландах, Испании и Германии. Обособленные эпизоды мистерии показывались на отдельных повозках, так называемых пэджентах (pageant).

- Система пэджентов предполагала передвижную сценическую площадку и неподвижное место расположения зрителей (но был и противоположный вариант)

- Более усложненной формой сценического устройства была система кольцевого, амфитеатрального оформления. Самый принцип амфитеатра средние века получили в наследство от театральной архитектуры древних, которая была хорошо известна по развалинам в Риме, Арле, Орлеане и других городах.

- На сваях, вбитых кольцеобразно, был настлан сплошной помост, на котором сооружены обособленные друг от друга отделения. Первое отделение слева занято раем. Рядом с раем расположен оркестр. Обычно отделение с музыкантами располагается рядом с раем для того, чтобы звуки органа и труб неслись со стороны божественной обители. Следующие два отделения - ложи для женщин. Последнее, крайнее справа отделение - это ад. Он выстроен в два этажа: внизу расположен вход. Основная масса зрителей стоит под сваями и окружает тесным кольцом актеров, исполняющих мистерию прямо на земле, в центре площади, образованной кольцевым помостом. Действие в мистерии протекает не в одном только месте, оно может перемещаться из одного отделения в другое и происходить одновременно в нескольких отделениях. Когда исполнители свободны в данном эпизоде, они, задернув занавеску, а то и без этой предосторожности, начинают вполголоса разговаривать, переодеваться для следующей роли. Кольцевая установка давала возможность ясно выявить композиционный центр представления, но она была неудобной для зрителей, принужденных толкаться под помостами и задирать голову то в одну, то в другую сторону.

- Условия площадного представления не давали возможности усовершенствовать декоративное искусство. Значительно больше была развита сценическая техника - в мистерии искусно умели устраивать вознесение Христа и провалы грешников. Система блоков давала возможность с земли подыматься в рай, а глубокие трюмы на помостах позволяли актерам внезапно проваливаться в преисподнюю.

- Зрелищная сторона мистерии - развилась к XV веку доста точно сильно; особенно ярко это проявлялось я костюмировке действующих персонажей. Каждый участник мистерии старался облачиться в самый дорогой и красивый костюм, и даже в тех случаях, когда приходилось играть роль нищего, актер наряжался в яркий кафтан и щеголял на подмостках в подобающем праздничным дням виде. Костюмы делались чаще всего за счет цеховых организаций, но иногда шились и самими исполнителями роли. Духовное одеяние обычно бралось напрокат у монастырей.

- Костюмы площадных представлений обладали целым рядом отличительных признаков, помогавших зрителям о первого взгляда определить характер изображаемой фигуры. Праведники ходили в длинных белых рубашках, грешники и черных, предатель Иуда носил желтое платье, дева Мария голубое, евреи - белые одежды, разрисованные надписями из библии. Христос носил золоченый парик и бороду, от которых шло сияние, дающее эффект священного ореола. Адам и Ева фигурировали в трико, а после изгнания из ада стыдливо прикрывались листками. В костюмах, как и во всей мистерии в целом, совершенно не соблюдалось историческое правдоподобие. Пилат мог быть в кафтане немецкого бюргера или в фантастическом одеянии сарацина. Ирод ходил по сцене в турецком костюме с кривой саблей на боку.

- Особенно живописными были костюмы чертей, которые носили яркокрасные трико, мохнатые бараньи шкуры, фантастические одеяния с огромной маской на животе и с множеством рожиц на всем теле. Подробное описание дьявольского костюма дал в своем романе Рабле, не раз видевший мистериальных чертей. Характер ряжения чертей указывает на связь с народным языческим маскарадом, во всем же остальном мистериальные костюмы были совершенно реалистическими. Герои религиозных пьес выступали в обыденных житейских одеждах, и тут бытовая сторона представления подчинила себе мистическую.

- Противоречие между мистическим и бытовым началом проявлялось не только в литературном тексте и внешнем облике мистерии. С еще большей резкостью оно сказывалось во внутреннем сценическом самочувствии исполнителей и в общем стиле актерской игры. Патетическое и карикатурное парадоксально сочеталось в средневековом театре, не допускавшем, как и всякий площадный театр, умеренных красок бытового правдоподобия.

- Из насмешек и иронии над обыденной жизнью рождался карикатурный буффонный стиль игры, при котором высмеивались и святые, и черти, и купцы, и крестьяне. Буффонный стиль органически развивал старинную маскарадную традицию народных игр и вбирал в себя опыт профессионалов-гистрионов.

- Но эти столь противоположные манеры исполнения - патетическая и буффонная - внутренне объединялись своей гиперболичностью, стремлением выявить главное и существенное, главную идею темы и существенную черту характера. Сценическое искусство было слишком молодо и могло выделять основное содержание только способом преувеличения, только посредством усиления интонаций и укрупнения жестов. Внутреннее раскрытие характера было совершенно недоступно исполнителям мистерии; даже самые острые драматические коллизии не получали сколько-нибудь осмысленной психологической мотивированности.

- Театр в раннюю стадию развития обнажал свою действенную природу с особой рельефностью: события, а не характер были основой представления. Этим объясняется и то обстоятельство, что мистерия игнорировала психологическую оправданность сценического времени и пространства. Для стремительного развития действия было необходимо, чтоб века в одно мгновение сменяли друг друга, а страны располагались одна от другой на расстоянии двух шагов.

- Участие в мистерии считалось делом благочестивым. Желающих изображать Христа или святителей было так много, что в иных случаях роли продавались с торгов. Но, как правило, их распределяли члены руководящего совета.

- Договор участников валансьенской мистерии указывает, что артель эта имела временный характер и распалась сейчас же после окончания представления. Но со временем возникли и постоянные театральные организации. Наиболее знаменитым было французское Братство Страстей господних. 17ноября 1548г., парижский парламент издал приказ, запрещавший Братству играть мистерии. Так внезапно заканчивается история мистериального театра во Франции.

- Более естественной была смерть мистерии в других странах. Италия, рано вступившая на путь капиталистического развития, скорее всех избавилась от феодальной опеки дворянства и церкви.

Новым запросам жизни мистерия уже явно не удовлетворяла. Перестала она удовлетворять и запросам религии. Обвиняя католицизм в моральном падении, протестанты постоянно указывали на богохульство, творимое в мистерии.

- Окончательный удар мистериальному театру нанесло гуманистическое движение, объявившее мистерию грубым порождением варварства, лишенным всяких черт искусства.

Но в отмирающей мистерии было два жизнедеятельных начала - аллегорические сценки и бытовые интермедии. Они определили собой последний период развития театра ранного средневековья.

Средневековый миракль

- миракли, в отличие от мистерий, не демонстрируют испытаний веры.

- особые эффекты, сделать драму не только поучительной, но и зрелищной. Именно при постановке мираклей впервые возникла настоятельная потребность в предметах бытовых : от листов пергамента и книг до оружия и розог.

применение шумовых эффектов: бочки с камнями для изображения грома, колокольчики и т.п.

- Если в инсценировках на евангельские и библейские темы житейская обыденность проникала лишь в виде бытовой интерпретации религиозных сюжетов, то в тех религиозных драмах, в которых сюжет заимствовался из жития святых, быт был вполне законным элементом представления, так как святые совершали свои чудеса среди обычной житейской обстановки. Такие пьесы с чудесами назывались мираклями (miraclum - чудо).

- Миракль Боделя был современен не только тем, что в нем отражалась тема крестовых походов,- современность его сказывалась и в идейном содержании сюжета о святом, охраняющем и преумножающем ценности. Идея о священности и неприкосновенности частной собственности, эта основа буржуазного мировоззрения, получала в миракле яркое и картинное отражение.

- Св. Николай охраняет и преумножает собственность. Именно это удивительное свойство пророка пленило неверных. Жан Бодель в своей наивности доходит до прямого цинизма, когда делает выгоду основной причиной обращения язычников в христианство. Но эта наивность заключает в себе черты исторического правдоподобия. Несмотря на чудодейственный сюжет, Бодель верно передал в своем миракле не только общие идеи своего времени и класса, но и внешние черты окружающей его жизни. Взаимоотношения между царем и эмирами изображаются как отношения между феодалами и рыцарями, сцена в трактире является точным сколком с действительности. Поэт выразил в своем миракле и общий культурный уровень времени, когда заставлял своих язычников одновременно молиться эллинскому Аполлону, мусульманскому Магомету и туземному идолу Тервагану. Бодель первый в истории европейского театра создал цельное драматургическое произведение, в котором человеческие чувства начали превалировать над религиозными ламентациями, а мистическая тема дала возможность развиться бытовому сюжету.

- раскрывается сложное душевное состояние Теофиля - и сознание низости своего поступка, и стремление оправдать себя ссылкой на несправедливость начальства, и тщеславные мечтания о будущем блаженстве.

- Отплясывая и кувыркаясь на подмостках театра, черти давно потеряли свое устрашающее воздействие и окончательно подорвали авторитет владыки ада. Не только в театре, но и во всем народном творчестве дьявольская сила лишалась своего былого мистического значения и превращалась в объект постоянных насмешек. Здоровая житейская ирония раньше всего коснулась тех космогонических персонажей, которые не охранялись церковью, с тем чтобы, высмеяв чертей, со временем перейти к высмеиванию богов.

- Рютбеф в характере Теофиля, продавшегося дьяволу, не изображал ничего инфернального. Эта фигура вполне заурядная и типичная, таких жестоких и лицемерных попов, как Теофиль, зрители, окружавшие сценические подмостки, встречали в жизни не раз.

- Рютбеф, как и все его современники, показывал душевные изменения не как единый противоречивый процесс, а как серию обособленных психологических состояний. Промежуточные психологические звенья опускались, и изображались только совершенно цельные чувства и определенные помыслы, являющиеся конечным результатом сложных душевных движений.

- Трудно сказать, что делали во время этой сцены зрители - проникались трепетом, созерцая победу мадонны над дьяволом, или весело смеялись, видя, как пресвятая дева с ловкостью рыночной торговки отчитывает и колотит хитрого мошенника дьявольской породы. Последнее кажется более вероятным.

Миракли с участием святой девы составляли целый цикл так называемых Miracles de Notre Dame. Дева Мария обычно вызволяла людей из их личных невзгод и особенно часто спасала от всяческих бедствий неразумных молодых дев и простодушных добродетельных жен. Миракли Notre Dame отличались особенной интимностью сюжетов и житейской определенностью общего колорита, делающими эти религиозные пьесы прямыми предшественниками светских бытовых драм.

Современная структура Парижа начала формироваться еще со средних веков. Торговцы и коммерсанты владели правым берегом Сены, интеллектуалы, люди искусства – обосновались на левом берегу, а власть — на острове Сите.

Остров Сите – как резиденция королей Франции

Так повелось еще со времен правителей Рима Лютециев, Впервые Париж стал официальной резиденцией короля в VI веке, Хлодвиг — король франков жил во дворце на острове Сите до 511года. Затем здесь построили дворец представители династии Меровингов, но впоследствии, Каролинги перенесли столицу из Парижа. Династия Капетингов через время возвращает Парижу статус столицы и возводит новый королевский дворец.

Дворец Правосудия3

В течение четырехсот лет многие поколения династии постоянно достраивали, и совершенствовала собственную крепость.

Современные очертания Дворец начал приобретать только во времена правления Людовика IX Святого, правившего с 1214 по 1270 годы, именно тогда появилась Сент-Шапель, здание Сокровищницы Хартий и Галерея де Мерсье.

Королевские династии Франции вплоть до 22 февраля 1358 года проживали во дворце на территории Сите. После восстания, которое возглавил Этьен Марсель, дворец превратился во Дворец Парламента, а затем во Дворец Правосудия. В конце ХIV века резиденцией Французских королей стал Лувр.

История Дворцового комплекса

Сегодня Дворец Правосудия представляет собой архитектурный ансамбль, который формировался на протяжении веков. Это комплекс зданий и сооружений, занимающих половину острова Сите. Основа комплекса — Дворец правосудия, Консьержери и часовня Сент-Шапель.

Часовня Сент — Шапель сегодня считается самой красивой из небольших готических церквей. Она задумывалась как хранилище реликвий, награбленных в 1239 году крестоносцами в Константинополе, среди других сокровищ — терновый венец. Часовая башня и Консьержери две наиболее древние части Дворца, которые дошли до нашего времени с ХIV века и прекрасно сохранились.

Дворец Правосудия

В 1776 году пожар уничтожил восточную часть Дворца, позднее ее восстановили, и тогда же была изготовлена решетка Майского двора, которая и сегодня украшает ворота главного входа Дворца Правосудия. Майский двор, в который ведут ворота Дворца Правосудия, получил свое название от традиции, которая сохраняется на протяжении столетий – в мае каждого года чиновники суда сажают тут дерево.

Учредительное собрание в 1789 году распустило парламент на неопределенный срок. Но самые серьезные разрушения получил Дворец Правосудия во времена Парижской Коммуны в 1871 году.

Судебная система, которая была разработана и введена Наполеоном, расположилась в стенах Дворца Правосудия и Консьержери (здесь обосновалось здание тюрьмы), перестраивал Дворец архитектор Жиро.

Строительные работы в здании велись, в прямом смысле слова, на протяжении веков, но, тем не менее, деятельность Дворца Правосудия не на один день не прерывалась.

Дворец Правосудия сегодня

Криминальная полиция и прокуратура, и Суды всех инстанций – все сосредоточено во Дворце Правосудия.

Дворец Правосудия2

Сегодняшний архитектурный ансамбль состоит из сооружений различных эпох охватывающих период с XIII по XX века.


Консьержери́ (фр. La Conciergerie ) — бывший королевский замок и тюрьма.

Находится в самом центре Парижа в 1-ом его округе, на западной оконечности острова Сите недалеко от собора Парижской Богоматери. Замок Консьержери является частью комплекса Дворца правосудия (Palais de Justice), в котором до сих пор находятся муниципальные службы, суд, прокуратура. Комплекс Дворца Правосудия занимает чуть ли не половину острова Сите. Сегодня Дворец представляет собой разнородный архитектурный ансамбль с элементами, построенными с XIII по XXвв.

Со времен Капетингов сохранилось два здания: королевская часовня Сент-Шапель и Консьержери. Оба эти архитектурных памятника являются музеями. Сотни заключенных во времена Французской революции были брошены в Консьержери и затем казнены.

История королевского замка

В VI веке (вероятно в 508 году) король франков Хлодвиг выбрал остров Сите для возведения дворца и впервые Париж стал официальной резиденцией короля. Он прожил в нем до своей смерти в 511 г.. В эпоху династии Каролингов центр империи переместился на восток; монархи забросили свой дворец и город опустел.

В конце Х в. Гуго Капет (первый король династии Капетингов) разместил во дворце совет и администрацию. Таким образом замок стал резиденцией французских королей, а столицей короля Франции снова сделался Париж, тогда как при последних Каролингах ею был Лан. В течение четырех веков Капетинги трудились над преобразованием своей крепости.

Cын Гуго Капета Роберт II Благочестивый (972—1031), женившись на Констанции Арльской (третья жена), женщине амбициозной, родившей королю девять детей, решил увеличить королевский замок. Он пристроил к стенам потерны. На северо-востоке замка построил Королевский Зал, где заседала Курия (Большой королевский совет (Curia regis)), на западе - Королевскую палату. На том же месте, где Людовик IX воздвигнет Сент-Шапель, Роберт велел поставить часовню Сен-Никола, посколько старинную королевскую часовню его отец пожаловал монахам ордена Св. Маглуара.

Людовик VI Толстый (1081/1078 − 1137) и его друг аббат Сугерий из монастыря Сен-Дени делали все, чтобы могущество церкви поставить на служение монархии и усмирить вассалов. Осаждаемый сеньорами, король укрепил стены с западной стороны крепости, снес старинный донжон и построил мощную башню 11,70 м в диаметре со стенами 3-метровой толщины, которая получила в XVI в. имя "Монтгомери", и простояла до XVIII века.

Людовик VII Молодой (или Младший) (1120—1180) увеличил королевские покои и пристроил к ним молельню, нижняя часовня которой впоследствии станет часовней Консьержери.

Филипп II Август (1165-1223) - воинственный король стал новатором в области военной архитектуры; при помощи целой когорты инженеров, лично наблюдая за ходом работ, он застроил весь королевский домен крепостями, защитив их башнями и донжонами. Дворец в Сите становился центром власти. В 1187 г. Филипп август принимает в замке Ричарда Львиное Сердце, в 1193 справляет свадьбу с Ингеборгой Датской, и в королевских грамотах впервые упоминается о "консьерже", получающем жалование за выполнение "малого и среднего правосудия" на дворцовой территории. Кроме того, по свидетельству летописца и врача Ригора (Rigord), Филипп II приказал замостить зловонные топи вокруг дворца, запах которых ему докучал.

Людовик IX Святой (1214—1270) будучи добродетельным, не был лишен честолюбия. Он задался целью стать светочем Западно-христианского мира и в 1239 г. приобрел святые реликвии Страстей Господних, выставил их во дворце, специально построив для них в рекордные сроки (1242-1248) роскошный реликварий - часовню Сент-Шапель. Им же возведена Сокровищница Хартий; галерея де Мерсье, соединившая верхнюю часовню дворца с королевскими покоями; "Зала на Водах", служившая для проведения церемоний. Постепенно замки-крепости утрачивают оборонительную роль и становятся местом обитания. Отныне королевская обитель должна соответствовать требованиям комфорта и роскоши.

В ХIV в., при Филиппе IV Красивом (1268—1314), крепость превратилась в самый роскошный дворец в Европе. Филипп поручил своему камергеру Ангеррану де Мариньи (будущему узнику Консьержери) строительство дворца, новый вид которого стал бы отражением королевского величия. Кроме того перед камергером стояла задача сделать замок как можно более просторным, чтобы в нем поместились административные службы. Для это экспроприировали много домов, стоявших близко к дворцу. Были построены: Следственная Палата, башня Цезаря, Серебряная башня, галерея для перехода в башню Бонбек, новую крепостную стену на юге, Счетная Палата нарпотив Сент-Шапель. На месте Королевского Зала возведен Большой Зал, много просторнее первого. В нем поставили огромный стол из черного мрамора, привезенного из Германии, стены обшили деревянными панелями, а на каждой из опорных колонн стояли созданные Эврардом Орлеанским полихромные статуи королей Франции.

Иоанн II Добрый (1319-1364) последним приложил руку к средневековому дворцу: надстроил этажи над галереей де Мерсье для дворцовой челяди, выстроил здание для кухонь, квадратную башню (Часовая башня), на которой его сын Карл V Мудрый в 1370 году поместил первые городские часы.

В конце XIV века завершилась история королевского дворца. В 1358 г. случилось народное восстание, которым руководил парижский прево Этьена Марселя. Воспользовавшись отсутствием короля Иоанна II, плененного англичанами, организовал убийство двух его советников, причем на глазах у будущего короля Карля V. Став королем, Карл V покинул замок и остров Сите, устроив резиденцию в особняке Сен-Поль, а затем в Лувре.

История Дворца Правосудия

Утратив роль резиденции короля, дворец в Сите превращается во Дворец Правосудия.

Название "Консьержери" обозначало то частный особняк консьержа, то тюрьму при судебных органах. Покидая дворец, король доверял его охрану консьержу. Столь важную должность могли занимать только очень влиятельные особы высокого ранга, в их числе была королева Изабо Баварская. При Консьержери внутри дворцовых стен во все времена имелось тюремное помещение. В конце XIV века, когда соседняя тюрьма в Шатле оказалась переполненной, некоторых узников перевели в камеры дворца. В 1391 году здание стало официальной тюрьмой. В ней содержались и политические заключенные, и мошенники, и убийцы. После вынесения приговора осужденных вывозили на место казни, на Гревскую площадь (ныне площадь Отель де Вилль), завернув по пути к Нотр-Даму, где на паперти должно было прозвучать публичное покояние. Условия, в которых жили преступники целиком и полностью зависили от их благосостояния, статуса и связей. Состоятельные и важные сидели в одиночной камере с кроватью и столом, им разрешалось читать и писать. Менее обеспеченные могли оплатить камеру с очень простой мебелью: жесткая койка и может быть даже стол. Такие камеры назывались пистолями (пистоль - любая старинная золотая европейская монета). Самые бедные спали на сене в сырости, темноте, а на стенах и полу кишели паразиты. Такие конуры назывлись "oubliettes" (с фр. Богом забытое место). В этих условиях люди долго не жили, умирали сами от болезней.

Три башни Консьержери (План Дворца XVIвека)сохранились со средневековых времен: Цезарь, названная в честь римского императора; Серебряная башня, в которой хранились королевские сокровища; и Бонбек (фр. Bonbec - "хороший клюв"), которая получила это имя из-за того, что в ней находились камеры пыток, и оттуда доносилось "пение" жертв.

Многочисленные пожары обрушивались на дворец. Самым разрушительным оказался пожар 1618 года, когда за одну ночь в огне погибли огромные помещения, была уничтожена вся лепнина, все скульптуры, роспись плафонов Зала потерянных шагов, многие документы. В 1630 году пламя объяло Сент-Шапель и ее чудом удалось спасти. Королевские покои, галерею де Мерсье, Большой подъезд на Мощную башню, галерею торговцев, бывшую когда-то самым оживленным местом Парижа, разрушил пожар 1776 года. Реконструкцию поручили архитекторам Жаку Дени Антуану, Гийому Мартину Кутюру и Демезону. Они снесли Сокровищницу Хартий, восточную стену дворца, башню Монтгомери и построили современный фасад Дворца Правосудия, галерею Сент-Шапель, новые тюремные камеры, часовню при Консьержери на месте молельни XII в..

Накануне Революции борьба за власть между Парламетом и королем Людовиком XVI стала походить на театральное действие. 5 мая 1788 г. парламентарии заперлись во дворце, отказавшись выдать двух человек, за которыми послал Людовик XVI. В 1789 г. Конституанта (Учредительное собрание) приняла решение о роспуске парламента на неопределенный срок. В 1790 Жан Сильвен Байи, мэр Парижа, опечатал двери дворца. В 1792 монархия пала.

Узники

По злой иронии судьбы одним из первых узников Консьержери оказался Ангеррану де Мариньи (тот самый, которому Филипп Красивый поручил строительство нового дворца). При наследнике Людовике Х Сварливом он впал в немилость и был казнен в 1314г. Граф Габриэль де Монтгомери, смертельно ранивший Генриха II, через несколько лет оказался в Консьержери за то, что примкнул к движению Реформации и противостоял Карлу IX. Казнён в 1574г.. Религиозный фанатик Франсуа Равальяк (François Ravaillac) попал в тюрьму через два дня после убийства Генриха IV, его пытали "сапогами"-колодками. После суда его подвергли публичным пыткам, а затем четвертовали с помощью четырех лошадей. Знаменитая отравительница Мари-Мадлен д'Обрей, маркиза де Бренвилье в 1676 подвергли пытке водой, обезглавили на Гревской площади. Отчаяный разбойник Картуш сидел в башне Монтгомери, выдержал пытки сапогами, но перед колесованием выдал своих сообщников в том числе и из дворянской знати. Был обезглавлен в 1721г.. Страшные пытки вынес Роберт Франсуа Дамьен за покушение на убийство Людовика XV. Четвертован. Графиня де Ламотт за мошенничество и историю с "Ожерельем королевы" после суда каленым железом выжгли "V" (фр. voluer - вор), публично наказали розгами и отправили в тюрьму Сальпетриер, откуда она сбежала.

Именно здесь находилась в заточении перед казнью Мария-Антуанетта.

Судебные процессы во Франции публичны, нередко привлекают многочисленную публику. Самые громкие процессы во Дворце правосудия: 1880 - процесс над Сарой Бернар за то, что она разорвала пожизненный контракт с Комеди Франсез, 1893 - Панамский скандал, 1898 - политический процесс над Эмилем Золя за его прославленный памфлет "Я обвиняю", 1906 - осуждение Дрейфуса, 1917 - обвинена в шпионаже и приговорена к смертной казни танцовщица и шпионка Мата Хари, 1932 - за убийство французского президента Поля Думера осужден на смерть русский эмигрант Горгулов, 1945 - суд над маршалом Петеном за коллаборационизм.

Читайте также: