Какие критерии к типологии государства и права выдвинуты представителями цивилизационного подхода

Обновлено: 17.06.2024

Типы государства и права: понятие, сущность, значение.

Подходы к типологии государства и права: основания, критерии группирования.

Формационный подход к типологии государства и права, достоинства и недостатки.

Характеристика исторических типов государства и права согласно формационному подходу.

Цивилизационный подход к типологии государства и права и его трактовки, достоинства и недостатки.

Контрольные вопросы

В чем состоит значение типологии государства и права?

Какие подходы к типологии государства и права вам известны? В чем заключаются их особенности?

Охарактеризуйте рабовладельческий тип государства и права. В чем состоит основное отличие древневосточной модели государства и права от античной?

Почему нормы рабовладельческого права носили в основном казуистичный характер?

Почему многие нормы феодального права носили неписаный характер?

В чем заключаются отличия буржуазного государства и права от иных исторических типов?

Какие критерии к типологии государства и права выдвинуты представителями цивилизационного подхода?

В чем сущность системного (интеграционного) подхода к типологии государства и права?

Какие нетрадиционные подходы к классификации типов государства и права в современной науке Вам известны?

Что лежит в основе идеологического подхода к типизации государства и права?

Темы рефератов

Обзор нетрадиционных типологий государства.

Особенности социалистического типа права.

Основная литература

Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. Пер. с англ. – М., 2000.

Бобылев А. И. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика, - 2006. - № 2. – С. 5-13.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – М.: Эксмо, 2003. - 640 с.

Захаров А. Еще раз о теории формации // Общественные науки и современность. - 1992. - № 2.

Маликов А. В. Обзор нетрадиционных типологий государств // Вестник Моск. ун-та. – Сер. 11. - 1998. - № 6.

Сорокин В. В. Средства легитимации и институализации государства переходного состояния // Право и современность: теория, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. – Барнаул, 1997.

Тойнби А. Д. Постижение истории. – М., 1991.

Хабибуллин А.Г., Рахимов Р. А. Идеологическая деятельность государства и типология государственности. – СПб., 1998.

Хантингтон С. П. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка // Pro et Contra. – 1997. – Т. 2 - № 2.

Честнов И. Л. Природа и этапы развития государственности // Правоведение. – 1998. - № 3.

Дополнительная литература:

Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. – М.: Аграф, 1998.

Алексеев Н. Н. Идея государства. - 2-е изд. – СПб.: Лань, 2001.

Ардашкин В. Д. Государство и право: от классового подхода к общецивилизационному // Теория государства и права: сб. статей / отв. ред. В. Д. Ардашкин. - 2-е изд. – Красноярск, 1999.

Багратян Г. А. Общество и государство. – М.: Изограф, 2000.

Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. - 1988. - № 5.

Иванец Г. И. Глобализация, государство, право / Г. И. Иванец, В. И. Червонюк // Государство и право. - 2003. - № 8. - С. 87– 94.

Маркарян К. Общая теория постиндустриального государства. –М.: Эдиториал УРСС, 2002.

Сигалов К. Е. Проблемы периодизации исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы. – М., 1998.

Сорокина Ю. В. Государство и право: философские проблемы. –М.: Городец, 2004.

Хабибуллин А. Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. – СПб., 1997. - 305 с.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993. Т.1.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Типология государств — это научно обоснованная классификация государств по типам, критериями которой служат общие закономерности возникновения, развития и существования.

Государство является основополагающим институтом, который обеспечивает воспроизводство и стабильность общества, его основных сфер жизнедеятельности (правовой, политической, экономической, культурной и т.д.), является ведущим фактором эволюции общества. На каждом эволюционном этапе развития общественной системы институт государства менялся, изменялись социальная роль, сущность и назначения политико-правового института.

Типология государства — это своеобразный исторический срез государств, обладающих определенными, значительными для характеристики общественной жизни признаками. Эти признаки обязательно затрагивают различные сферы человеческой деятельности: экономику, право, религию, этику и др. При исследовании института государства для применения той или иной типологии нужен всесторонний анализ всего массива экономической, правовой, религиоведческой, психологической информации.

За всю историю существования политических и правовых учений выдвигались различные подходы к типологизации института государства. Сущность государства рассматривалась в контексте многочисленных мировоззренческих позиций, интересов конкретных классов, слоев, политической идеологии. На современном этапе существуют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Цивилизационный подход является более универсальным. При классификации государств в нем учитываются факторы развития не только самих государств, но и общества. Основным критерием классификации является тип культуры, включающий разные культурные факторы. В настоящее время цивилизационный подход находится на стадии формирования и развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Зарождение и развитие цивилизационного подхода

Предпосылки для формирования цивилизационного подхода в типологии государств положили работы историков и мыслителей: Ю.В. Кузьмина, Е.М Жукова, М.А. Барга, Е.Г. Плимака, Ю.М. Бородая и др. В цивилизационном подходе в качестве типологических критериев выделяют разные цивилизационные факторы: культура и дух народа, язык, религия и т.д.

Цивилизационный подход позволяет оценить историю человечества, степень развитости конкретной страны более широко и объемно, чем формационный подход, раскрыть государство со стороны таких понятий, как культура общества и его духовность. Цивилизационный подход рассматривает развитие государства через духовные начала, формирование всей социальной системы вокруг этих начал.

Типологизация государства основывалась на критериях исторического развития, к числу которых относятся:

  • национальный и политический суверенитет;
  • единство языка, объединяющее этнос и племя;
  • характер взаимодействия разных культурно-юридических типов посредством завоеваний, интеграции, колонизации, заимствования достижений;
  • свободное многокультурное общество;
  • период возникновения и становления цивилизационного образования проходит всегда дольше культурного развития.

В современной юридической науке в построении типологии государств осуществляется совместное применение формационного и цивилизационного подходов без их противопоставления.

Особенности цивилизационного подхода

В основе цивилизационного подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с обязательным учетом культурных, духовных, религиозных, психологических, нравственных и национальных факторов общественного развития.

Цивилизация — это локальное и замкнутое состояние общества, для которого характерно единство географических, этнических и религиозных признаков.

В зависимости от этого выделяют разные цивилизации:

  • западную;
  • китайскую;
  • египетскую;
  • мексиканскую;
  • арабскую;
  • иранскую;
  • православную и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность тем государствам, которые существуют в ее рамках.

Теорию круговорота сменяющих друг друга локальных и замкнутых цивилизаций обосновал А. Тойнби. В соответствии с этой теорией возникновение, интенсивное развитие, рост, изменение, надлом и разложение происходит внутри отдельной цивилизации, а не в рамках мирового общественного процесса. Движущей силой круговорота цивилизаций является творческая элита, увлекающая за собой большинство.

При цивилизационном подходе недостаточно анализируются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны. Представители данного подхода, выделяя в качестве признаков цивилизаций значительное количество духовных факторов, дают типологию не столько государства сколько общества. Государство — это только политическая часть общества, обладающая собственной природой, для которой характерны собственные параметры, не совпадающие с критериями общества, как более объемного и широкого понятия.

В частности, А. Тойнби пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономические и тем более политические критерии кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации.

  1. деятельность религиозная, объемлющая собой отношения человека к Богу, — понятие человека о судьбах своих, т.е. народное мировоззрение как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека;
  2. деятельность культурная, в тесном значении этою слова — объемлющая отношения человека к внешнему миру: во-первых, теоретическое, научное; во-вторых, эстетическое, художественное (причем, конечно, к внешнему миру причисляется и сам человек как предмет исследования, мышления и художественного воспроизведения) и, в-третьих, техническое, промышленное, т.е. добывание и обработка предметов внешнего мира применительно к нуждам человека и сообразно с пониманием как этих нужд, так и внешнего мира, достигнутым путем теоретическим;
  3. деятельность политическая, объемлющая собой отношения людей между собой как членов одного народного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам;
  4. деятельность общественно-экономическая, объемлющая собой отношения людей между собой не непосредственно, как нравственных и политических личностей, а посредственно — применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания, и обработки их.

Кроме того, Н.Я. Данилевский выделял пять законов исторического развития цивилизаций.

Закон 1 . Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собой для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, — составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

Закон 2 . Для того чтобы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

Закон 3 . Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

Закон 4 . Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, — когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.

Закон 5 . Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения — относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

  • идеациональный (спиритуалистический), базирующийся на сверхчувственных, сверхразумных основаниях. Таковым был христианский символ веры в средневековой культуре Европы, представлявший собой конечную и истинную реальность и ценность;
  • сенситивный (чувственный), исходящий из принципиально иных оснований, суть которых выражается в том, что конечная реальность и ценность чувственно познаваемы, а подлинной истиной является истина чувственных данных, эмпирически воспринятых и проверенных;
  • идеалистический, представляющий собой соединение первых двух в определенных пропорциях.

В принципе цивилизационный подход в отличие от формационного исключает вообще периодизацию, ориентируя на более развернутое и широкое понимание исторической культуры .

Существуют самые различные основания для классификации государств с позиций цивилизационного подхода: хронологические, географические, генетические, религиозные, культурные и др.

Например, по хронологическому основанию выделяют государства древние (древнеегипетское, древневавилонское, афинское, римское и др.), особенные (христианские (латинские и православные), западноевропейские, американские), современные .

Распространена была еще с глубокой древности классификация государств на развитые и неразвитые.

Различают государства по типу политического режима: тоталитарные, демократические, либеральные, авторитарные и др. В зависимости от характера отношений между властью и обществом выделяют такие тины государственности, как демократия и автократия. С точки зрения отражения интересов целого общества или групп выделяют государства демократические и династические. Некоторые западные ученые просто делят государства по типу на демократические и антидемократические. Часто в качестве критерия в типологии используются уже подвиды, например фашизм — разновидность тоталитаризма, таким способом можно выделить государства фашистские, коммунистические и др. Или происходит соединение видов, например либерально-демократические государства.

Самой обобщенной классификацией государств в рамках цивилизационной типологии выступает подразделение государств на государства западного и восточного типов. Кроме того, в рамках уже данной классификации выделяется государство евразийского типа (Российское государство), государства азиатского способа производства и др. Распространена и классификация по религиозно-этническому фактору, а также по типу правовых систем: англосаксонские, романо-германские, мусульманские, славянские государства.

Государство имеет разные черты, признаки и системы классификации. Это связано с разносторонним и многогранным смыслом, который вкладывается в данное определение. Один из самых распространенных типов классификации – типология государства и права. Такая политическая форма организации общества рассматривается с точки зрения двух различных подходов: формационного и цивилизационного.

Различные подходы к классификации государства и права. Современный взгляд на проблему

Рисунок 1. Типология государства

Формационный подход

Формация – определенный этап в развитии общества и его структуре, характеризующийся типом производственных отношений.

Формационный подход активно использовался в марксизме. Марксистская теория трактовала государственное устройство в качестве надстройки над экономическим базисом, в основе которой лежат материальные и производственные отношения. Согласно выдвинутым идеям, финансовое положение социума определяет, какая ступень общественного развития на данный момент превалирует в политической и правовой сфере государства. Поэтому социально-экономический строй лежит в основе производственного характера любой страны.

Ф. Энгельсом и К. Марксом выделялось три макроформации:

  • архаическая (древняя);
  • эксплуататорская;
  • коммунистическая.

Основной определяющий критерий – наличие частной собственности и классов, а также их взаимодействие.

В 1938 году данная концепция была пересмотрена И. В. Сталиным, и количество формаций увеличилось до пяти:

  • первобытнообщинная;
  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • социалистическая.

Цивилизационный подход

Цивилизация – емкое определение, включающие в себя развитие духовной и материальной культуры (как в античности, так и в современности). Л. Г. Морган и Ф. Энгельс подразумевали под данным понятием этап в становлении общества, следующий сразу за варварством. Некоторые идеалистические теории, наоборот, обозначали ее как эпоху деградации и культурного упадка, не усматривая в ней целостность и органичность.

Цивилизационная типология, ввиду большого количества отличающихся друг от друга обозначений, подразумевает классификацию цивилизации по шести типам:

  • локальная (шумерская, эгейская и индийская);
  • особенная (западноевропейская, российская, исламская, буддистская);
  • древняя, средневековая, современная;
  • крестьянская, промышленная, научно-техническая;
  • доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
  • мировая.

Считается, что последний вид находится на данный момент на этапе формирования. В основе такой цивилизации лежит глобальный гуманизм, базирующийся на человеческой духовности, которая развивалась на протяжении всей истории человечества. В данном принципе первостепенное значение занимает ценность человеческой жизни, при этом не отрицаются национальные обычаи, разнообразие верований, традиции, сложившееся миропонимание. Цивилизационный подход рассматривает благо человека как высший критерий, по которому оценивается уровень комфорта и прогресса отдельных граждан и всего социума.

Согласно территориальному фактору, важнейшими определяющими условиями являются географические и климатические особенности региона.

Первоначально историк выделил около ста подобных самостоятельных форм организации социума, но затем, пересмотрев собственные взгляды, он сократил их количество до 21, в числе которых остались некоторые прекратившие свое существование цивилизации. Ученый поделил их на две группы:

  1. Первичные. Государство играет главную роль в социально-экономическом развитии и неразрывно связано с религией, а не является исключительно надстройкой.

Древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская.

  1. Вторичные. Государственное образование не входит в культурный и религиозный комплекс.

Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская.

Взгляды А. Тойнби критиковались отечественными и западными учеными, поскольку в его позиции отсутствовали четкие критерии определения:

  • уровень экономического развития;
  • этнические особенности;
  • религия;
  • мораль;
  • культура.

По мнению историка, установив тип цивилизации, можно было одновременно выяснить вид государственного устройства. Но типология стран по цивилизационному подходу им не была разобрана. Несмотря на это, А. Тойнби стремился представить данный метод как всеобъемлющий инструмент изучения истории развития общества.

Принципы соотношения

Государство и духовно-культурная жизнь общества взаимодействуют друг с другом на основе трех принципов:

  1. Учет не только социальных интересов и действующих сил, но и устойчивых нормативных образцов поведения, исторического опыта, представлений о мире, ценностей.
  2. Власть рассматривается как часть культуры, имеющая неразрывную связь с престижем, моралью, ценностной ориентацией, сложившимся мировоззрением, символикой.
  3. В государственной жизни изучаются отличия, вытекающие из своеобразия национальной культуры и характера, которые послужили причиной разного развития отдельных стран, стартовавших в одинаковых условиях.

Природа различных государственных образований имеет принципиальные особенности в ту или иную историческую эпоху. Поэтому типология государств представляет важное значение в изучении их социальной природы, определение характера на разных этапах развития. Каждый выделяемый тип – строгая система сторон и свойств отдельной политической формы организации общества в истории. Все страны в определенную историческую эпоху имели схожие сущностные черты.

Читайте также: