С какого момента утрачивает силу регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя

Обновлено: 20.05.2024

Получив ваши регистрационные документы, инспекция должна вынести решение: либо принять документы для постановки вас на налоговый учет, либо выдать решение об отказе в регистрации. В 2022 году у неё есть на это три дня. В случае отказа причина должна быть указана в решении. Ваши дальнейшие действия зависят от того, считаете ли вы отказ оправданным. Если вы согласны с решением налоговой, по возможности, устраните причину и подайте документы на регистрацию еще раз. Если же вы считаете, что вам отказали неправомерно, решение налоговой можно обжаловать в вышестоящие налоговой и через суд.

Ограничений по срокам для повторной подачи регистрационных документов нет. Однако если вы платили госпошлину и не хотите оплачивать ее повторно, нужно подать документы в течение трех месяцев с первой попытки.

1. По каким основаниям налоговая может отказать

По статистике на 2022 год наиболее часто встречающиеся причины, по которым инспекция может отказать вам в регистрации ИП, можно разделить на три группы:

    : нарушение порядка оформления, неполный комплект, подача в неподходящую инспекцию и т.п.; ; : недееспособность заявителя, банкротство, судебный запрет, несовместимая с предпринимательством должность и т.п.

1.1. Проблемы с документами

Замечания к документам являются самой распространенной причиной отказа в регистрации ИП. К ним относятся:

Подача документов в неподходящую инспекцию. Постановкой на учёт предпринимателей занимаются только регистрирующие инспекции, заранее узнайте, какая из них относится к вашему адресу прописки. Обычно такая инспекция одна на крупный город или область. Скорее всего, районная налоговая, которая будет вас обслуживать в дальнейшем, не занимается регистрацией. Учтите, что вам нужна регистрирующая ФНС именно по месту прописки, даже если планируете работать в другом регионе.

В случае ошибки: нужно выяснить, какая из регистрирующих налоговых вам подходит, заново заполнить заявление (в нем есть реквизиты инспекции), а также заплатить госпошлину по реквизитам нужной ФНС.

Неполный пакет регистрационных документов. Помимо обязательного для всех заявления и копии паспорта, в отдельных случаях могут понадобиться дополнительные документы — доказательство дееспособности для несовершеннолетнего, справка об отсутствии судимости для некоторых видов деятельности, переводы документов и ВНЖ или разрешение на временное пребывание для иностранцев и т.п. Кроме того, многие забывают заверить документы у нотариуса: если заявление за вас подает представитель, помимо доверенности на него нужно также заверить вашу подпись на заявлении и копию паспорта.

В случае ошибки: уточните, каких именно документов не хватает и какие к ним предъявляются требования.

Неправильно оформленное заявление Р21001. Причиной отказа могут послужить ошибки, помарки и опечатки в заявлении, неправильно отформатированный текст и нарушение правил сокращений. В заявлении должны быть заполнены все обязательные поля, включая ИНН (если он вам уже присвоен). А также нарушение правил подписания заявления: свою подпись вы можете поставить либо в присутствии принимающего сотрудника налоговой или МФЦ, либо в присутствии нотариуса.

В случае ошибки: уточните, какие именно замечания есть у налоговой, учтите их при повторном заполнении заявления. Чтобы застраховать себя от новых неточностей, заполните заявление автоматически.

Оплата госпошлины по ошибочным реквизитам. Если вы подаете документы напрямую в ФНС или по почте, пошлину нужно заплатить до регистрации. Инспекция проверяет платёж, и если в нём указаны реквизиты другой налоговой или просто неправильные данные, в регистрации вам откажут.

В случае ошибки: оплатите пошлину заново по правильным реквизитам. Ошибочно оплаченную пошлину вы сможете вернуть, написав соответствующее заявление в ФНС.


Сервис сформирует пакет документов, а сотрудник банка поможет подать их онлайн. Также Тинькофф откроет вам расчетный счет на выгодных условиях.
Не подходит онлайн-подача? Наш сервис подготовит все документы для регистрации ИП. Просто заполните анкету, а затем скачайте и распечатайте документы. Любой вариант - бесплатен!

1.2. Неподходящий вид деятельности

Некоторые виды деятельности запрещены для ИП. Если вы указали в заявлении один из таких видов, налоговая откажет в регистрации. Для ИП недоступны некоторые лицензируемые виды деятельности, а также области, требующие специальной квалификации, оборудования, специальных разрешений и т.п.

В частности, для ИП запрещены:

  • Производство и продажа крепкого алкоголя;
  • Оказание охранных услуг;
  • Разработка, производство и другие операции с авиатехникой;
  • Воздушные перевозки;
  • Операции с военной техникой, боеприпасами и пиротехникой;
  • Фармацевтическое производство;
  • Создание инвестиционных и пенсионных фондов и т.п.

В случае ошибки: определитесь, случайно ли вы указали в заявлении код деятельности, запрещенной для индивидуальных предпринимателей. Если вы сделали это ошибочно, исправьте, выбрав другой вид деятельности, разрешенный для ИП, заполните заявление заново и укажите подходящие коды. Если же вас интересует именно тот вид деятельности, который не доступен для ИП, возможно, стоит подумать о другой форме организации бизнеса.

1.3. Отсутствие права работать в качестве ИП

Некоторые категории граждан не вправе открывать ИП. В большинстве случаев ограничение временное, а часть причин для отказа можно устранить.

Предпринимательскую деятельность нельзя вести в следующих случаях:

2. Что делать в случае отказа

Если вы получили отказ в регистрации ИП в 2022 году, в первую очередь, выясните причину отказа. Основание для отказа должно быть указано в решении налоговой. Если вы его не получили по истечении трех дней после подачи заявления, обратитесь в регистрирующую инспекцию за разъяснениями. Дальнейшие действия зависят от того, согласны ли вы с причиной отказа.

2.1. Если согласны с отказом

Если вы считаете, что налоговая правомерно отказала вам в открытии ИП, действуйте в следующем порядке:

2.2. Если не согласны с отказом

Если вы считаете, что вам неправомерно отказали в открытии ИП, действуйте в следующем порядке:

  1. Получите в регистрирующей налоговой решение об отказе;
  2. В течение трех месяцев с даты принятия этого решения подайте жалобу. Сначала жалоба подается руководству регистрирующей налоговой, потом при необходимости в вышестоящую инспекцию, далее в суд. Вышестоящая инспекция должна рассмотреть вашу жалобу в течение 15 дней, один раз этот срок может быть продлен максимум на 10 дней. Если по истечении 15 дней вы не получили ни ответа, ни уведомления о продлении срока, можно сразу идти в суд;
  3. По итогам рассмотрения жалобы решение инспекции может быть оставлено в силе, тогда нужно обратиться в суд;
  4. Если вышестоящая инспекция или суд признает отказ неправомерным, в течение 5 дней налоговая должна рассмотреть ваше заявление о постановке на учет. Заново подавать документы не нужно.

Жалобу нужно подать в письменном виде, это можно сделать как непосредственно в вышестоящей инспекции или суде, так и по почте или онлайн (потребуется ЭЦП). В жалобе укажите следующие сведения:

  • Ваши паспортные и контактные данные;
  • Реквизиты решения об отказе;
  • Наименование регистрирующей налоговой;
  • Основания, по которым вы считаете отказ неправомерным;
  • Ваши требования: в первую очередь, необходимо потребовать рассмотрения заявления о регистрации ИП;
  • Дата и подпись.

3. Как быть с госпошлиной

Если вы успеете устранить замечания и заново подать заявление в течение трех месяцев с первой попытки регистрации, еще раз уплачивать госпошлину не нужно — до истечения этого срока вам зачтут уже уплаченную пошлину. Воспользоваться таким зачетом можно только один раз: после второго отказа за повторную подачу придется платить пошлину. Ранее уплаченную пошлину не зачтут, если налоговая отказала вам из-за уплаты пошлины на ошибочные реквизиты.

Если вам отказали в постановке на учет, и вы решили вообще не открывать ИП (например, сочли вариант с ООО, более подходящим для вашего бизнеса), вернуть уплаченную пошлину нельзя. Не получится ее вернуть и в случае, если в первый раз вы подавали заявление непосредственно в инспекцию или по почте, а для повторной подачи выбрали способ, не требующий уплаты госпошлины (онлайн, через МФЦ или нотариуса).


Достаточно заполнить анкету на сайте для подготовки документов. Для вас бесплатно выпустят ЭЦП, и документы будут направлены в ФНС онлайн. Сотрудники банка помогут и проконсультируют на каждом этапе! Также Тинькофф откроет для вас расчетный счет на выгодных условиях. Это быстро, бесплатно и надежно!


В соответствии с ч. 1 ст. 27 АПК РФ[1] арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Другим условием принятия к производству арбитражного суда является соответствие требованиям процессуального субъектного состава в части истца и ответчика.


Казалось бы, ясность внесена, если на момент принятия дела к производству суда статус индивидуального предпринимателя не утрачен – дело находится в компетенции арбитражного суда, в противном случае – дорога в суд общей юрисдикции. Но остается короткий промежуток времени между подачей иска и принятием его к производству, что делать, если статус утрачен тогда, когда иск уже подан, но дело к производству суда еще не принято?


Может ли истец спрогнозировать такой ход событий ответчика? Иногда может, например, в случае, если ожидается исключение из ЕГРИП фактически прекратившего деятельность индивидуального предпринимателя. Но даже в этом случае, может ли истец по собственной инициативе определять компетенцию, исходя из собственного прогноза? Да и может ли он точно предугадать дату принятия заявления к производству и дату внесения записи в ЕГРНИП, действия третьих лиц, которые могут оспорить предстоящее исключение?


Даже если истец полагает, что статус ответчика будет утрачен до разрешения вопроса о принятии заявления к производству – он обязан руководствоваться требованиями АПК РФ и ГПК РФ и определять компетенцию на основе закона, применимого здесь и сейчас. Хорошо, если он может подождать несколько дней, но если речь идет об истечении сроков исковой давности, и исковое заявление необходимо подать именно сейчас?


В п.5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014)[5], утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, разъяснено, что по смыслу норм процессуального законодательства гражданин может быть лицом, участвующим в арбитражном процессе в качестве стороны, исключительно в случаях, если на момент обращения в арбитражный суд он имеет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, либо если участие гражданина без статуса индивидуального предпринимателя в арбитражном процессе предусмотрено федеральным законом.


Подчеркнем – верность отнесения спора к компетенции суда определяется на момент обращения с иском. Если применять по аналогии правовые позиции судов в части сроков исковой давности – таковым будет момент направления иска в суд, а не принятия его к производству. Контрольной точкой, когда должна быть определена подведомственность, суды считают момент возникновения процессуальных отношений – дату подачи иска. Соответственно, в нашем примере – несмотря на ликвидацию ИП, исковое заявление к нему должен рассматривать всё же арбитраж в случае, если истец успел подать заявление до момента ликвидации.


И именно такое толкование закона представляется нам единственно верным – в противном случае судам пришлось бы вменять в обязанность истцу действовать, исходя из предположений, нарушать применяемый в текущий момент процессуальный закон.


Данный подход поддержан и в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу № А32-16807/2011[6], аналогичные правовые позиции сформулировал Арбитражный Суд Московского Округа в Деле № А40-117576/2011[7]. Однако практика по данному вопросу сформировалась ещё не полностью, что, по нашему мнению, должно быть исправлено путём донесения до судов чёткой позиции ВС РФ.

[1] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3012.

[4] Текст по Постановлению Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.05.2019 № Ф03-1811/2019 по делу N А73-10351/2018.

[5] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, апрель, 2015.

Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать ИП бесплатно и без визита в налоговую

Кто может зарегистрировать ИП

Что касается несовершеннолетних граждан в возрасте 14–18 лет, то таковые могут получить статус индивидуального предпринимателя, либо если его законные представители дали на это соответствующее согласие, либо в случае получения эмансипации — признания дееспособности через суд либо органы опеки.

Государственная пошлина за регистрацию ИП

При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по общему правилу надо заплатить госпошлину в размере 800 рублей. Данную пошлину нужно заплатить, если физлицо самостоятельно подает документы на регистрацию. Однако сегодня есть варианты, когда госпошлину можно не платить, расскажем об этом далее.

Способы регистрации ИП

Есть разные варианты регистрации физлицами в качестве ИП:

Обратиться к нотариусу, который подаст за вас документы в электронном виде и заверит своей ЭЦП (пошлину платить не надо, но придется потратиться на услуги нотариуса).

Подать документы на ИП через специализированные сервисы, например, можно через РБиДОС от Деловой среды, и заверить их своей ЭЦП (пошлину платить не надо, в ИФНС ходить также не нужно, не придется стоять в очереди).

Подать документ через отделение многофункционального центра – МЦФ (в этом случае пошлину можно не платить).

Подать заявление через портал Госуслуг (в этом случае на пошлину будет действовать скидка 30%.

Как видим, полностью бесплатными можно считать только вариант 3 и 4.

Сервис

Хотите открыть ИП? Вы можете это сделать бесплатно и без визита в налоговую

Как открыть ИП: пошаговая инструкция

1. Определитесь с кодом вида деятельности по ОКВЭД

ОКВЭД – это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Здесь каждый вид бизнеса имеет собственный числовой код. При подаче заявления на регистрацию будущим индивидуальным предпринимателем в этом обращении указываются соответствующие коды ОКВЭД. Таким образом заявитель ставит в известность государственные органы о том, в каком направлении он будет вести свою деятельность.

2. Выберите систему налогообложения

Индивидуальный предприниматель может выбрать одну из четырех систем налогообложения:

Общая система налогообложения (ОСНО) – наименее выгодны режим.

Упрощенная система налогообложения (УСН) – данный режим выбирает большинство ИП.

Патентная система налогообложения (ПСН) – данный режим также подходит многим ИП, особенно после отмены ЕНВД (с 2021 года для ПСН действует ряд нововведений, которые расширяют применение данного режима).

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – данный режим доступен только тем ИП, у кого основной вид деятельности связан с сельским хозяйством.

Какие налоги платит ИП в 2021 году

3. Заполните заявление по форме Р21001

Для открытия ИП в 2021 году необходимо воспользоваться новой формой заявления о регистрации индивидуального предпринимателя № Р21001. Кроме того, нужно принять во внимание обновлённые требования по заполнению данной формы. Действовать такие изменения начали с 25 ноября 2020 года с выходом соответствующего приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 31 августа 2020 года № ЕД-7-14/617@.

Следует заметить, что непосредственно самой формы изменения практически не коснулись — корректировке подверглись лишь названия строк, в которые следует вносить адрес места проживания ИП. Помимо этого, добавлена строка для указания адреса электронной почты (e-mail) предпринимателя.

Если вы будете подавать заявление лично или по почте, заполнить заявление можно одним из двух способов

Вручную — если заявитель предпочитает заполнять форму № Р21001 от руки, то для этой цели необходимо использовать шариковую ручку исключительно с чёрной пастой (чернилами).

На компьютере — при заполнении формы в электронном виде необходимо применять шрифт Courier New также только чёрного цвета и размером 18.

Что касается формы Р21001, таковая занимает 5 листов. Третий лист обязателен к заполнению исключительно для иностранцев и лиц без гражданства. Гражданам Российской Федерации третий лист сдавать вообще не нужно Указание кодов ОКВЭД может быть неполным, однако обязательно указание минимум четырех цифр каждого кода


На каком основании действует ИП, ведя свою деятельность и заключая договоры с контрагентами, нужно знать, чтобы правильно оформлять такие договоры. Из этой статьи вы узнаете о том, на основании чего действует ИП и реквизиты каких документов указываются в тексте заключаемого ИП соглашения.

На основании чего действует ИП в договоре

Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, не образуя при этом юридическое лицо (п. 1 ст. 23 ГК РФ).

В том случае, если сделка заключается от имени предпринимателя его представителем, в договоре указывается, что последний действует на основании доверенности, а также приводятся ее реквизиты. Если представитель официально трудоустроен в качестве работника предпринимателя (например, в должности директора), потребуется указать реквизиты заключенного с ним трудового договора.

Пример формулировки преамбулы договора ИП с юрлицом на оказание услуг вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В каких случаях организация, выплатившая доход ИП, является налоговым агентом и обязана перечислить НДФЛ, читайте здесь.

На основании какого документа действует ИП после регистрации

Представитель юридического лица, заключающий договор, приводит в нем ссылку на документ, предоставляющий ему полномочия на осуществление юридически значимых действий от имени компании. У ИП, действующего самостоятельно, таких документов нет. Именно поэтому у начинающих предпринимателей возникает вопрос: на основании чего действующий ИП в договоре может ставить свою подпись.

  • реквизиты паспорта предпринимателя;
  • адрес постоянной регистрации;
  • выбранные коды ОКВЭД.

Реквизиты выписки из ЕГРИП используются в качестве средства индивидуализации ИП при заключении договоров.

Кроме того, в документе стоит указать ОГРНИП и ИНН предпринимателя, паспортные данные, адрес проживания, реквизиты банковского счета. Как правило, эти данные указываются в конце документа и заверяются подписью и печатью (при наличии) предпринимателя.

Учредительные документы для ИП для заключения договора (уставные документы)

На практике же под уставными документами для ИП для заключения договора понимают пакет документов, подтверждающих факт госрегистрации гражданина в качестве предпринимателя и предоставляющих ему право вести собственный бизнес. Наличие таких документов позволяет контрагенту снизить риск возникновения негативных последствий от заключения договора, например риск отказа предпринимателя исполнять обязательства. В перечень документов, представляемых ИП при заключении договора, входят:

  • копия свидетельства ОГРН или выписка из ЕГРИП;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • копия паспорта (при заключении договора стоит запросить и оригинал для сверки копии);
  • если интересы ИП представляет третье лицо — доверенность, предоставляющая ему право осуществлять юридически значимые действия от имени предпринимателя.

Как оформить доверенность от имени индивидуального предпринимателя, какие обязательные требования (включая нотариальное удостоверение) установлены для такой доверенности? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.

Итоги

Итак, при заключении договоров индивидуальный предприниматель в отличие от представителя юридического лица действует от собственного имени, поэтому оформлять документы, позволяющие ему представлять интересы собственного бизнеса, не требуется. Доверенность придется подготовить лишь в том случае, если от имени ИП действует третье лицо, представляющее его интересы. Уставных документов ИП не имеет, поэтому их наличие не нужно для успешного заключения договора с контрагентом. Документы, представляемые будущему партнеру, не обладают статусом уставных, но при этом подтверждают право бизнесмена заключать договоры в качестве ИП.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: