28 право как государственный регулятор общественных отношений

Обновлено: 14.06.2024

Право — один из особых, или государственных регуляторов общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку. Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.

Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, людей, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность. Т.е. воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:

- обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);

- религиозные нормы (играют огромную роль в теократических государствах);

- нормы общественных объединений (корпоративные нормы внутри одного объединения, группы, организации);

Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции.

К общим свойствам социальных норм относится то, что все они:

- являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения;

- служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или большинством;

- выполняют организующую роль в поведении людей;

- служат инструментом социального контроля.

По сравнению с другими социальными регуляторами право – наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это - неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.

Применительно к праву указанные выше общие свойства получают дополнительные характеристики. Но прежде чем их назвать, следует отметить, что само понимание права у разных народов, в разных государствах и разных правовых системах неодинаково. Существует по меньшей мере пять подходов к определению права.

Первый является классическим для континентальной Европы. Это сугубо нормативистский подход, когда нормами права считают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им общеобязательных правилах поведения (законах). Таким образом, правом признается государственная воля, объективированная в соответствующих текстах законодательного акта общего характера.

Второй — свойствен в большей степени для Старого и Нового Света (для Англии и США) и именуется социологическим. Если нормативисты находят правовые нормы в сфере должного, то социологи просят искать их в сущем. Они видят правовые нормы в самих общественных отношениях, в формах контроля за ними, в способах разрешения конфликтов, т.е. в том, что делает суд.

Третий подход — психологический — распространен в особенности среди тех сторонников социологических взглядов, которые придают первостепенное значение психическим реалиям, имея в виду как индивидуальную, так и социальную психику. Они стараются отыскать правовые нормы прежде всего в психике человека, в его сознании и подсознании, в его правовых взглядах, в его правовых переживаниях и т.д. Такое понимание права свойственно после радикального смена социально-экономического строя страны. Например, в первые годы после октября 1917 г. могли судить на основе революционного правосознания.

Четвертый подход к пониманию права был связан с ожиданиями буржуазных революций, с приходом к власти буржуазии и был направлен против произвола феодальных властей, против тиранических законов, отчуждение каких-либо прав человека. Это естественно-правовой подход. Правовые нормы, согласно данному взгляду, следует искать в извечных критериях справедливости, выводимых из чистого разума. Естественные нормы свободы человека и естественные ее ограничения по отношению к гражданину как члену государственно-организованного общества — вот что должно регулировать поведение людей.

Ознакомление с разными подходами к праву показывает, что в каждом из них есть свои позитивные стороны. Одни из них приемлемы для законодателей, которые отыскивают и закрепляют право в издаваемых ими нормах, другие — для тех, кто применяет право, проводит право в конкретных жизненных ситуациях. Одновременно нельзя не видеть и отрицательных сторон каждого из подходов, если не ограничивать сферу его использования. Поэтому уместен и пятый подход — интегративный — сориентированный не на одну какую-либо черту права, а на полноту всех его характеристик. С точки зрения интегративного подхода правом является все то, что официально признается и поддерживается в качестве нормативов равенства и справедливости в определении меры свободы людей. Имеются в виду не только граждане, но и их объединения, органы государства, должностные лица и т.д. Сюда войдут и законы, и судебные акты, и указания полицейского, и комплексы допустимых эмоций, которыми судья или тот же полицейский руководствовались; сюда будут отнесены религиозные каноны, чувства верующих, религиозные обряды, но вместе с тем останется место и атеистическим воззрениям и нормам, если их официально возводили в общеобязательные установления. Интегративное понимание права позволяет выявить первый отличительный признак правовых норм — правовые нормы фиксируются в самых разных источниках. Их нельзя сводить только к законодательно установленным правилам. Напротив, в определенных случаях возможно не признавать правом даже то, что записано в законе.

Другим признаком правовых норм, в отличие от всех иных, является то, что они действуют по жизни, обязательно признаются в качестве регулятора общественных отношений через какие-то официальные акты. Это не декларации, не какие-нибудь лозунги, не заявления о намерениях, а законы.

Следующий признак состоит в формальной определенности правовых норм, в том, что они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.

Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в общих правилах поведения), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения и не ограничивается одноразовым решением конкретного вопроса. Нормативность — содержательный признак права. Право в своем применении рассчитано на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев. Право являются официальным мерилом, масштабом свободы и справедливости.

Наконец, один из главных и более всего бросающихся в глаза признаков правовых норм — обеспеченность их со стороны государства организационными мерами, а также в конечном счете мерами психического и физического принуждения. Неисполнение правовых требований влечет юридическую ответственность.

Выяснение всех признаков права позволяет говорить о его ценности. И ценность эта состоит в его способности служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом. При соответствующих социально-политических условиях эти интересы могут состоять в утверждении свободы, мира, согласия людей, справедливого разрешения конфликтных ситуаций.

Ценность права в первую очередь инструментальная. С его помощью в общественные отношения вносится стабильность, согласованность, организованность. Уже один этот факт может свидетельствовать о служении права цивилизованному развитию общества.

Право - система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это - одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил - норм. Норма (от латинского слова norma) - образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права - воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV - III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения - значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства - виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право - средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Читайте также: