С какими трудностями сталкивается общество в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций

Обновлено: 30.06.2024

В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. Революционные события 1917 г. и Гражданская война обрекли страну на разруху и голод. Распалось множество семей. Миллионы беспризорников бродяжничали по городам и весям страны. В начале 1930-х гг. много детей погибло от голода в самых хлебных районах страны – на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье, Казахстане…

Чугунным катком прокатилась по детям война. Они гибли под бомбами и пулями оккупантов, мучились и умирали от голода, холода и болезней в осажденном Ленинграде, в оккупации, в фашистской неволе. Мы очень мало знаем о детях – мучениках Второй мировой войны. Трагичен удел детей репрессированных народов – калмыков, чеченцев, балкарцев, крымских татар и др.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что ряд прав человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании. Декларация, однако, имеет рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения. Другое дело конвенция, это уже договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

В Международный год ребенка (1979) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Значение Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором положениям о правах ребенка придана сила норм международного права. Конвенция ценна и тем, что она обращена в будущее, призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит построить справедливый, гуманный мир. Но в ближайшее десятилетие влияние этого документа на общество может быть большим. Нормы, зафиксированные в ней, служат ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

В Конвенции провозглашается неотъемлемое право ребенка на жизнь, на имя и на приобретение гражданства. Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Декларация прав ребенка, ст. 8

Детей нельзя разлучать с их родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия. Государства обязаны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из нее. Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.

Дети имеют право свободно выражать свое мнение. Государства уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии; признают право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, сексуальных злоупотреблений или эксплуатации.

Обязанность государства – обеспечить уход за детьми, оставшимися без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться национальными законодательствами.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделять первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности.

Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным. Школьную дисциплину нужно поддерживать методами, основанными на уважении человеческого достоинства ребенка. Образование призвано готовить ребенка к жизни в духе взаимопонимания, мира и терпимости.

Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и от привлечения их к производству или торговле. Необходимо приложить все усилия, чтобы предотвратить торговлю детьми.

Подрастающие поколения национальных меньшинств и коренных народов должны свободно пользоваться своей культурой, религией и языком.

Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства и значимости и быть направлено на их реинтеграцию в обществе.

Как мы видим, львиная доля положений Конвенции обращена к правительственным органам и организациям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя благополучным.

Некоторые положения Конвенции новы для посттоталитарного сознания, заслуживают специального обсуждения. Например, в Конвенции впервые столь определенно зафиксировано право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, относящимся к его жизни. Имеет смысл в документах, регулирующих жизнь учебного заведения, четко фиксировать права и обязанности учащихся с указанием механизма реализации и защиты прав.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение Конвенции о правах ребенка?

2. Назовите основные права ребенка.

3. Какие положения Конвенции оказались новыми для нашей страны?

4. С какими трудностями сталкивается общество в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний?

В России еще многие взрослые– педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители – и сами дети не знают Конвенции о правах ребенка.

Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяют душевный настрой подростка на будущее. Широкая информация общества о Конвенции должна способствовать устранению из нашего сознания авторитаризма, конфронтационности, нетерпимости к окружающим.

Утверждение идеи приоритета прав ребенка, защита его прав в значительной степени зависят от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав. Их утверждение не только узкоюридическая категория, она гораздо шире и в значительной степени наполнена психолого-педагогическим содержанием. Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышает уровень осведомленности общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Информационная и просветительная деятельность есть одна из форм утверждения нравственно-правовых норм в нашей жизни (З. Шнекендорф, педагог).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

При анализе докладов о выполнении Конвенции о правах ребенка и достижениях в области осуществления прав ребенка Комитетом по правам ребенка используются данные экономической и социальной статистики по стране с ориентацией на показатели, характеризующие положение детей.

Назовем эти показатели:

КСД5 (коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет);

КМС (коэффициент младенческой смертности);

рождаемость и младенческая смертность;

ВНП (валовой национальный продукт) надушу населения; продолжительность жизни; грамотность взрослого населения; охват школьным обучением; распределение доходов.

Помимо этого учитываются:

• питание – дефицит веса при рождении, грудное вскармливание, недоедание, производство продовольствия, потребление калорий, расходы на продукты питания;

•здравоохранение– обеспеченность водой, доступность медицинских услуг, иммунизация детей и беременных женщин, производство ПРС (перорально-регидрационные соли);

• образование – грамотность населения мужского и женского пола, число радиоприемников и телевизоров, доля числящихся в начальной школе и заканчивающих ее, доля числящихся в средней школе;

• демографические показатели – детский контингент, темпы прироста населения, общий коэффициент смертности, общий коэффициент рождаемости, продолжительность предстоящей жизни, коэффициент плодовитости, урбанизация;

• экономические показатели – ВНП надушу населения, среднегодовые темпы прироста, инфляция, уровень бедности, государственные расходы, помощь, задолженность;

• женщины – продолжительность жизни, грамотность, охват школьным обучением, использование противозачаточных средств, противостолбнячная иммунизация, квалифицированная акушерская помощь, материнская смертность;

• темпы развития – темпы сокращения КСД5, темпы прироста ВНП надушу населения, темпы сокращения рождаемости.

Темы для рефератов и обсуждения

1. K кому в первую очередь обращена Конвенция о правах ребенка – к взрослым или детям?

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В современном мире нет ни одного государства, которое обладает безукоризненной репутацией в области защиты прав человека [10].

Все правительства заявляют сегодня, что в их государствах уважаются и осуществляются на практике права человека. Однако не проходит и дня, чтобы мы не слышали или не читали о нарушениях прав человека [1, с.14].

Права и свободы человека – высшая ценность человеческой цивилизации. Невозможно представить современный мир без естественных, прирождённых и неотчуждаемых прав, таких, как, например, право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу совести и многих других, основанных на принципах свободы, равенства и справедливости [7, с.190]. Современное гражданское общество основано на экономической, политической, правовой, социокультурной, идеологической основе, предполагающей определённую свободу граждан [3, с.26].

Идея прав человека сводится к тому, что все индивиды имеют равное право на жизнь, свободу и стремлению к благосостоянию и счастью.

Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности [6, с.12], признанные мировым сообществом. Это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы [9].

В демократических государствах практически все права человека, зафиксированные в международных документах, транслируется в национальном законодательстве. Конституции или иные нормативные акты конституирующего характера – вот где в основном сосредоточены нормы о правах человека, и самое главное, они там не только провозглашены, но и граждане могут реально воспользоваться правами человека [4, с.197-198]. Для того чтобы граждане могли воспользоваться своими правами, государством устанавливаются гарантии пользования правами. Гарантированность прав человека отражается в договорах, принципах международного права, обычного международного права и другие источники международного права. Государства обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод человека.

Сегодня же ни одна конституция в мире не обходится без закрепления системы основных прав и свобод личности, и делается это сознательно и продуманно [4, с. 224].

Основной и наиболее распространённой в правовой литературе классификацией является деление прав по сферам жизнедеятельности человека. Данное основание является общепринятым в международном и внутригосударственном праве [11]. А.В. Стремоухов на основе достижений научной правовой мысли в качестве классификационных критериев выделяет шесть сфер жизнедеятельности человека: 1) область индивидуальной свободы и личной безопасности, 2) сфера публичных, не связанных с осуществлением власти и управления, отношений, 4) сфера собственности и хозяйственно-экономической деятельности, 5) сфера материального и биологического бытия человека или сфера его достойного существования, 6) сфера удовлетворения духовных потребностей [8].

Глава вторая Конституции РФ содержит 48 статей о правах и свободах человека и гражданина, расположены по сферам жизнедеятельности человека, к которым они причастны. В ней нелегально выделяются шесть групп прав человека: 1) Личные (естественные, гражданские); 2) политические; 3) экономические; 4) социальные; 5) культурные.

Е.А. Лукашева выделяет следующий ряд механизмов, обеспечивающих защиту конституционных прав человека. Они включают конституционный контроль (Конституционный Суд), судебную защиту (суды общей юрисдикции, арбитражные суды), административно-правовые формы (действия органов исполнительной власти и их должностными лицами).

Прямая конституционная обязанность государства, а значит всех его органов и служащих это формирование комплекса различных средств и обеспечение способов защиты прав и свобод человека и гражданина. Гарантией соблюдения прав и свобод человека является исполнение Конституции страны, гарантом которого является Президент России.

Защитой прав человека в пределах своей компетенции занимаются все органы исполнительной власти и муниципальная власть. Действуют и специальные органы по защите прав и свобод человека и гражданина: полиция, прокуратура, суды. Но помимо них в каждом государстве рекомендуется создавать общенациональные органы и системы органов защиты прав человека, не зависящие от власти и не являющиеся её частью и независимые друг от друга.

Уполномоченные имеют специализацию задач: в субъектах федерации – с учетом местной специфики, на общефедеральном уровне и на уровне законов субъектов федерации – обусловленная задачами и полномочиями уполномоченных. Все они выполняют единую миссию - способствуют восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации и её субъектов о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является одной из ключевых проблем по построению демократического государства и развитию гражданского общества. Стоит рассмотреть основные нарушения прав и свобод человека и гражданина. Все нарушения и проблемы реализации прав и свобод человека можно классифицировать так: какой субъект нарушает права человека, и какими действиями (бездействиями) это осуществляется.

В современной России действует обширное законодательство, но с реализацией законов в жизнь существуют серьезные проблемы. Это затрагивает все сферы жизни человека, в том числе основополагающего права каждого человека - права на жизнь.

Обратимся к Докладу Уполномоченного по правам человека в РФ за 2015 год, опубликованного 22 марта 2016 г. на официальном сайте Омбудсмена, в котором дается оценка положения дел в стране. Из года в год тематика поступавших к Уполномоченному жалоб практически не изменяется. Основная проблематика жалоб касалась уголовного процесса (30%), жилищных прав и сферы ЖКХ (16%), уголовно-исполнительного производства (14%), социального страхования и обеспечения (5%), оборонной сферы (4%), миграции и вопросов гражданства (4%). По вопросам соблюдения либо восстановления всех иных прав доля обращений составила 27% [2].

Наибольшее число обращений относится к общим и конституционным гарантиям прав (47%) - нарушения прав человека в процессе охраны общественного порядка, предварительного следствия, судопроизводства и исполнения наказаний, условия отбывания наказания в исправительных учреждениях и т.п.; социальным правам (37%) (несвоевременность социальных выплат различным категориям граждан; неудобство процедуры получения социальных проездных талонов; невыплата компенсации проезда к месту отдыха и обратно; возмещение расходов на переезд из северных районов; отказ в выдаче путевок на санаторно-курортное лечение; предоставление срочной социальной помощи; вопросы опеки и попечительства; порядок начисления льгот и пособий и др.); здравоохранение (неудовлетворительное медицинское обслуживание; эффективность медицинской помощи; очереди при записи на прием; нарушения в оформлении медицинской документации; льготное лекарственное обеспечение; несогласие с действиями страховых компаний; вопросы соблюдения прав лиц, страдающих психическими заболеваниями.), жилищные права (неисполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений, статья 315 УК РФ во многих регионах России не действует; отсутствие нормального маневренного фонда в муниципальных образованиях в регионах для погорельцев; нарушений прав граждан поставщиками коммунальных услуг), трудовые права (нарушение сроков выплаты заработной платы; необоснованные отказы работодателя в предоставлении работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством РФ; ненадлежащее оформление трудовых отношений; нарушение порядка увольнения; гендерная дискриминация и др.). Доля группы экономических прав составила 7% (право частной собственности, защита прав потребителей и участников рынка, нарушение правил землепользования и права собственности на землю), личных - 6% (гражданство, право свободного передвижения), политических - 2% (право на свободу собраний, манифестаций (митингов, демонстраций) право на участие в управлении обществом и государством), культурных - 1% (трудности, связанные с порядком содержания объектов культурного наследия регионального значения) [2].

В заключение можно констатировать следующее:

1) Ситуация с защитой прав человека всегда была и остаётся проблематичной, не только в России, но и во всем мире.

2) Права человека – зеркало, которое отражает отношение, закрепленное нормами права, государства к человеку, и тем самым зеркально отражает социальную демократию в стране. Права человека – фундамент ценностей концепции конституционного строя в России.

3) На современном этапе развития России, опираясь на нынешнее состояние социальных институтов, судебной системы, правоохранительных органов, слабого правосознания (государственного, общественного), а также экономики, существует разрыв между общепризнанными принципами и нормами права, закрепленными в Конституции Российской Федерации и фактическими механизмами защиты прав, свобод человека остается глубоким.

4) Активно отстаивать и защищать свое право, целенаправленно добиваться его защиты от других субъектов правоотношений, человек способен только в том случае, когда им осознается это право как ему всецело принадлежащее и неоспоримое. К сожалению, из-за невысокого уровня общественного правосознания в современной России, человек пассивен в использовании юридических средств, предоставленных возможностей для защиты его прав.

Список литературы:

1. Бюхнер-Удер В. Права человека: утопия или реальность? Пер. нем. Е.М. Щуко. -М.: Знание.1985. - 192 с.

3. Ершова И.В. Гегелевское понимание гражданского общества и современные представления о нем //Государство и право в условиях гражданского общества: сборник статей Международной научно - практической конференции (20 февраля 2015 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015. - 24 – 27 с.

4. Кашанина Т.В. Структура права: Монография-М.: Проспект, 2014. -584 с.

5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 дек.2008 г. № 7-ФКЗ) // М.: ЦИК РФ, 2009. -60 с.

6. Лукашева Е.А. Права человека: учебное пособие. -2-е изд., перераб. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2010. – 560 с.

7. Патюлин Г.С. Наднациональные механизмы защиты прав человека/Труды Института государства и права РАН. №2/ Гл. ред. А.Г. Лисыцин-Светланов. – Москва, 2014. – 190 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: