Рыцарский роман как учредитель и критик кодекса рыцарской чести

Обновлено: 08.07.2024

Рыцарский роман охотно прибегает к атмосфере сказочности и прямому использованию сказочных мотивов и фантастики. Он равнодушен к национальному прошлому и резко порывает с французской исторической тематикой.

Содержание

Происхождение

Роман появляется у англо-нормандских клириков в 1120—1130 гг. и уже затем (после 1140—1150 гг.) на континенте. Первые манифестации романа возникают на стыке двух традиций: традиции chanson de geste и традиции историографии — более древней, школьного происхождения.

Chanson de geste

Новаторство романа состоит прежде всего в тематике.

Историография

Агиография

Античный роман

Влияние античного романа на средневековый роман проблематично. Греческий роман, обогащенный элементами восточной сказки и христианского апокрифа, мог оказать некоторое воздействие на идиллические романы о Флуаре и Бланшефлор и об Окассене и Николетт (но пути такого влияния пока совершенно неясны).

Фольклор

Архетипическому обнажению глубинных мифологем способствует смешение и переплетение нескольких мифологических традиций, не только кельтской, но и античной, гностической, алхимической в сопоставлении с христианскими апокрифами и христианской ортодоксией. Путем такого синтеза, в частности, создается вся мифология Грааля.

Поэтика

Вплоть до XV века ни один роман не черпает своего содержания из жизненного опыта: оно всегда берется из самой поэзии. Эрих Ауэрбах указывал на отсутствие подлинного стремления к характерности у средневекового романа: рассказ в нём закреплен на постоянном стилистическом уровне. Вымысел в средневековом романе имеет мало общего с тем, что будет преобладать в позднейших рассказах. Он обращен на самое себя и не стремится отразить что-либо, кроме собственных механизмов.

Мифологизм

Каков бы ни был путь, которым эти архаические повествовательные фрагменты дошли до французских романистов, те использовали их в своих собственных целях, имея в виду внутренние потребности своего рассказа.

Циклы

Поэт Жан Бодель в конце XII века так определил три основных поэтических цикла своего времени:

Бретонский цикл

Христианские легенды вызвали к жизни знаменитые стихотворные романы Робера де Борона (XII в.).

Англия

Германия

Испания

Испанский рыцарский роман жестоко критиковался как с позиций ортодоксального католического благочестия (хотя никогда не попадал под официальные церковные интердикции), так и представителями ренессансной гуманистической учености (Хуан Луис Вивес, Диего Грасиан, Педро Мехиа, Антонио де Гевара). Но на популярность романа эти оценки нимало не влияли. Известно, что до своего обращения и Тереза Авильская, величайшая из мистиков ренессансной эпохи, и Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов, зачитывались рыцарскими романами. Святая Тереза вообще, как без наркотика, дня не могла прожить без нового романа. Обращение Лойолы прямо связывается с переменой чтения, случившейся во время его болезни (а военизированность ордена считается свидетельством того, что знакомство с романами не прошло даром).

Италия

XIV — середина XV в.— время расцвета народного рыцарского эпоса в Италии. Центральная фигура для этого этапа в истории итальянского эпоса — писавший прозой флорентинец Андреа да Барберино, ещё не литератор, но уже не кантасторий.

Эпоха Возрождения

Известные романы бретонского цикла

Античный цикл

То же самое мы видим в другом романе античного цикла — об Александре Македонском, авторами которого были Ламберт-ле-Торт и Александр де Берне; в этом обширном стихотворном романе, изображающем фантастические приключения, героем которых будто бы был Александр Великий, знаменитый завоеватель всецело проникнут рыцарским духом, обнаруживает благородство души, чисто христианские добродетели, галантность по отношению к женщинам. Образование, будто бы им полученное в юности, совпадает с тем, которое в средние века считалось обязательным для человека из высшего круга. Но влюбленным рыцарем в провансальском вкусе он все-таки не изображался. Сказания об Александре привлекали широким географическим диапазоном его походов и экзотикой виданных им стран (его завоевания воспринимались в известном смысле как прообраз крестовых походов), размахом дерзаний.

Произведения античного цикла можно называть романами только условно, с большой натяжкой. Это подготовительная, вступительная, синкретическая (ещё включающая квазиисторический элемент) стадия французского средневекового романа.

Прозаические переработки романов античного цикла в XIII веке все больше подчиняют легендарный материал историографическим задачам. Эти книги утрачивали романные черты, превращаясь в беллетризованную историю.

Византийский роман

Византийский цикл

В общем и целом то, что условно обозначается как византийский цикл французского куртуазного романа, составляет практически его периферию.

Под этим условным обозначением объединяются произведения, действие которых отнесено к современности, развивается в реальной европейской географии, избегает всякой фантастики.

Поздний стихотворный роман

Поздний прозаический роман

Исторический роман, близкий к рыцарскому

Исторические произведения классиков романтизма, в частности английского (конца XVIII века — конца XIX века), обычно с романтической или любовной составляющей.

Пародия на рыцарский роман

В пародийных произведениях высмеиваются идеалы средних веков и традиции рыцарства, зачастую с точки зрения понятия технический прогресс. Дон Кихот Мигеля де Сервантеса в момент своего создания также являлся пародией на рыцарский роман.

Примечания

Литература

    , Средневековый роман. М., 1983. , Французский рыцарский роман. М., 1976.

См. также

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

  • Рыцарские романы
  • Рыцари
  • Литературные жанры
  • Средневековая литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Рыцарский роман" в других словарях:

РЫЦАРСКИЙ РОМАН — вид средневековой эпической поэзии, развившейся одновременно с рыцарством в Англии, Германии и Франции. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. РЫЦАРСКИЙ РОМАН развившийся в средние века род литературных… … Словарь иностранных слов русского языка

РЫЦАРСКИЙ РОМАН — РЫЦАРСКИЙ РОМАН, эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (12 14 вв.). В центре индивидуализированный образ героя рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно нравственного совершенства… … Современная энциклопедия

РЫЦАРСКИЙ РОМАН — эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (12 14 вв.). В центре индивидуализированный образ героя рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно нравственного совершенства (роман Тристан и… … Большой Энциклопедический словарь

Рыцарский роман — эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (XII – XIV вв.). В центре индивидуализированный образ героя рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно нравственного совершенства (напр. роман… … Энциклопедия культурологии

Рыцарский роман — РЫЦАРСКИЙ РОМАН. см. Авантюрный роман … Словарь литературных терминов

Рыцарский роман — РЫЦАРСКИЙ РОМАН, эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (12 14 вв.). В центре индивидуализированный образ героя рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно нравственного совершенства… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

рыцарский роман — один из центральных жанров средневековой повествовательной литературы, получивший общеевропейское распространение. Сложился в сер. XII в., первые памятники возникли в окружении Генриха II Плантаге нета и Алиеноры Аквитанской, а также их… … Словарь средневековой культуры

рыцарский роман — основной жанр стихотворного эпоса в период зрелого Средневековья, относящийся к куртуазной литературе. Возник во Франции в последней трети 12 в., его основоположником был трувер Кретьен де Труа, творчество которого определило развитие… … Литературная энциклопедия

рыцарский роман — эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (XII XIV вв.). В центре индивидуализированный образ героя рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно нравственного совершенства (роман «Тристан и… … Энциклопедический словарь

Читайте также: