Рыцарский роман как учредитель и критик кодекса рыцарской чести
Обновлено: 08.07.2024
Рыцарский роман охотно прибегает к атмосфере сказочности и прямому использованию сказочных мотивов и фантастики. Он равнодушен к национальному прошлому и резко порывает с французской исторической тематикой.
Содержание
Происхождение
Роман появляется у англо-нормандских клириков в 1120—1130 гг. и уже затем (после 1140—1150 гг.) на континенте. Первые манифестации романа возникают на стыке двух традиций: традиции chanson de geste и традиции историографии — более древней, школьного происхождения.
Chanson de geste
Новаторство романа состоит прежде всего в тематике.
Историография
Агиография
Античный роман
Влияние античного романа на средневековый роман проблематично. Греческий роман, обогащенный элементами восточной сказки и христианского апокрифа, мог оказать некоторое воздействие на идиллические романы о Флуаре и Бланшефлор и об Окассене и Николетт (но пути такого влияния пока совершенно неясны).
Фольклор
Архетипическому обнажению глубинных мифологем способствует смешение и переплетение нескольких мифологических традиций, не только кельтской, но и античной, гностической, алхимической в сопоставлении с христианскими апокрифами и христианской ортодоксией. Путем такого синтеза, в частности, создается вся мифология Грааля.
Поэтика
Вплоть до XV века ни один роман не черпает своего содержания из жизненного опыта: оно всегда берется из самой поэзии. Эрих Ауэрбах указывал на отсутствие подлинного стремления к характерности у средневекового романа: рассказ в нём закреплен на постоянном стилистическом уровне. Вымысел в средневековом романе имеет мало общего с тем, что будет преобладать в позднейших рассказах. Он обращен на самое себя и не стремится отразить что-либо, кроме собственных механизмов.
Мифологизм
Каков бы ни был путь, которым эти архаические повествовательные фрагменты дошли до французских романистов, те использовали их в своих собственных целях, имея в виду внутренние потребности своего рассказа.
Циклы
Поэт Жан Бодель в конце XII века так определил три основных поэтических цикла своего времени:
Бретонский цикл
Христианские легенды вызвали к жизни знаменитые стихотворные романы Робера де Борона (XII в.).
Англия
Германия
Испания
Испанский рыцарский роман жестоко критиковался как с позиций ортодоксального католического благочестия (хотя никогда не попадал под официальные церковные интердикции), так и представителями ренессансной гуманистической учености (Хуан Луис Вивес, Диего Грасиан, Педро Мехиа, Антонио де Гевара). Но на популярность романа эти оценки нимало не влияли. Известно, что до своего обращения и Тереза Авильская, величайшая из мистиков ренессансной эпохи, и Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов, зачитывались рыцарскими романами. Святая Тереза вообще, как без наркотика, дня не могла прожить без нового романа. Обращение Лойолы прямо связывается с переменой чтения, случившейся во время его болезни (а военизированность ордена считается свидетельством того, что знакомство с романами не прошло даром).
Италия
XIV — середина XV в.— время расцвета народного рыцарского эпоса в Италии. Центральная фигура для этого этапа в истории итальянского эпоса — писавший прозой флорентинец Андреа да Барберино, ещё не литератор, но уже не кантасторий.
Эпоха Возрождения
Известные романы бретонского цикла
Античный цикл
То же самое мы видим в другом романе античного цикла — об Александре Македонском, авторами которого были Ламберт-ле-Торт и Александр де Берне; в этом обширном стихотворном романе, изображающем фантастические приключения, героем которых будто бы был Александр Великий, знаменитый завоеватель всецело проникнут рыцарским духом, обнаруживает благородство души, чисто христианские добродетели, галантность по отношению к женщинам. Образование, будто бы им полученное в юности, совпадает с тем, которое в средние века считалось обязательным для человека из высшего круга. Но влюбленным рыцарем в провансальском вкусе он все-таки не изображался. Сказания об Александре привлекали широким географическим диапазоном его походов и экзотикой виданных им стран (его завоевания воспринимались в известном смысле как прообраз крестовых походов), размахом дерзаний.
Произведения античного цикла можно называть романами только условно, с большой натяжкой. Это подготовительная, вступительная, синкретическая (ещё включающая квазиисторический элемент) стадия французского средневекового романа.
Прозаические переработки романов античного цикла в XIII веке все больше подчиняют легендарный материал историографическим задачам. Эти книги утрачивали романные черты, превращаясь в беллетризованную историю.
Византийский роман
Византийский цикл
В общем и целом то, что условно обозначается как византийский цикл французского куртуазного романа, составляет практически его периферию.
Под этим условным обозначением объединяются произведения, действие которых отнесено к современности, развивается в реальной европейской географии, избегает всякой фантастики.
Поздний стихотворный роман
Поздний прозаический роман
Исторический роман, близкий к рыцарскому
Исторические произведения классиков романтизма, в частности английского (конца XVIII века — конца XIX века), обычно с романтической или любовной составляющей.
Пародия на рыцарский роман
В пародийных произведениях высмеиваются идеалы средних веков и традиции рыцарства, зачастую с точки зрения понятия технический прогресс. Дон Кихот Мигеля де Сервантеса в момент своего создания также являлся пародией на рыцарский роман.
Примечания
Литература
-
, Средневековый роман. М., 1983. , Французский рыцарский роман. М., 1976.
См. также
Ссылки
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
- Рыцарские романы
- Рыцари
- Литературные жанры
- Средневековая литература
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Рыцарский роман" в других словарях:
РЫЦАРСКИЙ РОМАН — вид средневековой эпической поэзии, развившейся одновременно с рыцарством в Англии, Германии и Франции. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. РЫЦАРСКИЙ РОМАН развившийся в средние века род литературных… … Словарь иностранных слов русского языка
РЫЦАРСКИЙ РОМАН — РЫЦАРСКИЙ РОМАН, эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (12 14 вв.). В центре индивидуализированный образ героя рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно нравственного совершенства… … Современная энциклопедия
РЫЦАРСКИЙ РОМАН — эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (12 14 вв.). В центре индивидуализированный образ героя рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно нравственного совершенства (роман Тристан и… … Большой Энциклопедический словарь
Рыцарский роман — эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (XII – XIV вв.). В центре индивидуализированный образ героя рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно нравственного совершенства (напр. роман… … Энциклопедия культурологии
Рыцарский роман — РЫЦАРСКИЙ РОМАН. см. Авантюрный роман … Словарь литературных терминов
Рыцарский роман — РЫЦАРСКИЙ РОМАН, эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (12 14 вв.). В центре индивидуализированный образ героя рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно нравственного совершенства… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
рыцарский роман — один из центральных жанров средневековой повествовательной литературы, получивший общеевропейское распространение. Сложился в сер. XII в., первые памятники возникли в окружении Генриха II Плантаге нета и Алиеноры Аквитанской, а также их… … Словарь средневековой культуры
рыцарский роман — основной жанр стихотворного эпоса в период зрелого Средневековья, относящийся к куртуазной литературе. Возник во Франции в последней трети 12 в., его основоположником был трувер Кретьен де Труа, творчество которого определило развитие… … Литературная энциклопедия
рыцарский роман — эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (XII XIV вв.). В центре индивидуализированный образ героя рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно нравственного совершенства (роман «Тристан и… … Энциклопедический словарь
Читайте также: