Розыск какой категории лиц не входит в компетенцию подразделений уголовного розыска

Обновлено: 25.06.2024

1.4. Задачи розыскной работы.
2.Система розыска и порядок его осуществления:

2.1 Местный розыск;

2.2 Федеральный розыск;

2.3 Межгосударственный розыск;

2.4 Международный розыск.
3. Особенности организации и тактики розыска лиц скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а так же розыск без вести пропавших.

3.1 Розыск скрывшихся преступников;

3.2 Розыск без вести пропавших.
4. Особенности организации и тактики установления личности граждан по не опознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения.

4.1 Установление личности граждан по не опознанным трупам;

4.2 Установление личности больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения.
Заключение
Список литературы

Понятие и сущность розыскной работы в ОВД.

1.1. Развитие понятия и содержания розыска.

Розыск как вид деятельности, проводимый различными государственными органами, имеет глубокие исторические корни. Летописный рассказ 1071 г. о ведении княжеским воеводой Яном Вышатичем дела Белозерских волхвов-смердов является одним из примеров розыска. 1

Такой подход к определению сущности розыска в отечественной криминалистике сохранялся до середины XX в., пока не была предпринята попытка сузить понятие розыска путем ограничения его объекта известными преступниками и похищенными ценностями.

Это стало основанием к тому, что понятие розыска стало рассматриваться в двух смыслах: в узком и широком. Если в первом случае под розыском понималась деятельность по обнаружению известных объектов (скрывшегося обвиняемого, пропавшего без вести и т.д.), то во втором - поиск неизвестных объектов (не установленного преступника, следов преступления и т.д.), имеющих значение для раскрытия и расследования преступления. В современных работах по криминалистике розыск в широком значении по прежнему отождествляется с деятельностью по раскрытию преступлений и с ОРД в целом, поскольку в его содержание включается обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, а также установление виновных лиц.

С зарождением теории ОРД понятие и сущность розыска становится предметом исследований в этой области научных знаний. Первую кандидатскую диссертацию по проблемам розыскной работы оперативных подразделений в 1963 г. защитил В.А. Лукашов, который, выступая против расширительного толкования понятия розыска, ограничивал его содержание поиском уже известных правоохранительным органам объектов скрывшихся преступников; лиц, пропавших без вести, и иных категорий разыскиваемых. Такой подход к понятию розыскной работы в настоящее время прочно закрепился в оперативно-розыскной теории. 1

На мой взгляд вышеизложенная точка зрения более точно и полно отражает понятие розыскная работа, ему и будем придерживаться в настоящей курсовой.
^ 1.2. Нормативно правовое обеспечение розыскной работы.

Розыскная работа является стадией оперативно-розыскного процесса и, одновременно, самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений. Ей присущ ряд характерных отличительных признаков: нормативно-правовой характер, относимость к компетенции государственных правоохранительных органов и спецслужб, комплексность применяемых средств и методов, многоцелевая направленность и некоторые др.

Правовой характер розыскной работы заключается в том, что она основывается на нормах права и детально регламентируется нормативными актами как законодательного, так и подзаконного уровня.

К числу законодательных актов, составляющих правовую основу розыскной работы, следует в первую очередь отнести ФЗ об ОРД. В нем розыск включен в круг основных задач всей ОРД; определен перечень допустимых к применению в процессе розыска мер; закреплены основания и условия их проведения, регламентированы другие важные аспекты розыскной работы. 1

Важным элементом правовой основы розыскной работы является уголовно-процессуальное законодательство, в котором закреплены основания для розыска скрывшихся от следствия и суда подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, определены основные полномочия субъектов розыска (ст. 210, 238 и 253 УПК). Обязанности по осуществлению розыскной работы закреплены также в законах, регулирующих деятельность органов полиции. В Положении о Госнаркоконтроле России, утвержденном Указом Президента РФ от 6 июня 2003 г. № 624, на данный правоохранительный орган также возложена функция розыска подозреваемых и обвиняемых.

К нормативным актам подзаконного уровня относятся ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие вопросы организации и тактики розыскной работы. Основными из них являются Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить осебе сведения, утвержденные приказом МВД России № 213 от 5 мая 1993 г.; Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденная приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221 и согласованная с Генеральной прокуратурой Российской Федерации; межведомственная Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/ 257/302; а также Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденная решением Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ от 30 января 2002 г. 1
^ 1.3. Признаки, элементы и субъекты розыска.

Существенным признаком розыскной работы является ее относимость к компетенции государственных органов. В связи с этим деятельность частных детективов по поиску без вести пропавших граждан и утраченного имущества, несмотря на определенную схожесть решаемых задач и используемых приемов, к понятию розыскной работы не относится.

Основным субъектом розыскной работы выступают оперативные подразделения, которые осуществляют розыск всех без исключения категорий разыскиваемых лиц. Непосредственно розыскную работу в ОВД выполняют подразделения уголовного розыска, паспортно-визовой службы. С учетом специфики и объема розыскной деятельности в указанных службах создаются розыскные подразделения или выделяются специальные сотрудники.

Оперативные подразделения ОВД осуществляют розыск и установление личности следующих категорий разыскиваемых лиц: скрывшихся от дознания, следствия и суда (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых); совершивших побег из-под стражи либо из мест лишения свободы (ОВД осуществляет розыск совместно с Минюстом России); уклонившихся от исправительных работ; пропавших без вести; несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, бежавших из приемников-распределителей и специальных образовательных учреждений; психически больных, ушедших из дома или медицинского учреждения; утративших связь с близкими родственниками; лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведений; погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам.

Подразделения ОВД общественной безопасности осуществляют:

розыск лиц, уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы — до решения вопроса о привлечении этих лиц к уголовной ответственности;

установление личности лиц, не имеющих документов удостоверяющих личность.

Подразделения паспортно-визовой службы осуществляют розыск: должников (ответчиков) по делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда; лиц по делам о взыскании с них средств в пользу юридических и физических лиц; иностранных граждан и лиц без гражданства, уклонившихся от регистрации в ОВД.

Кроме ОВД розыскную работу выполняют и другие оперативные подразделения: ФСБ России, в частности, подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от следственных органов подразделений ФСБ; ФСКН — подозреваемых и обвиняемых, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков; ГТК — подозреваемых, совершивших преступления, отнесенные к компетенции ГТК; оперативные подразделения УИС Минюста России — розыск осужденных, совершивших побег из мест отбывания наказания. Таким образом, круг субъектов розыскной работы достаточно широк и требует четкого взаимодействия и координации их действий.
^ 1.3. Задачи розыскной работы.

Розыскная работа нацелена на решение трех основных задач: обнаружение местонахождения известных правоохранительным органам лиц (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, пропавших без вести, иных категорий разыскиваемых), установление личности трупов и лиц, не могущих сообщить сведений о себе в силу состояния здоровья или возраста, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей, безвестного исчезновения.

Розыскную работу следует отличать от комплексной деятельности по раскрытию преступлений. Если основной задачей розыска является обнаружение уже известных, установленных лиц, для привлечения к уголовной ответственности которых имеются необходимые правовые основания, то основной задачей раскрытия преступлений является установление неизвестных лиц, совершивших преступление и сбор доказательств их виновности.

Объявление розыска производится только после вынесения следователем (дознававтелем) постановления о привлечении в качестве подозреваемого, обвиняемого, а начало деятельности по раскрытию преступления не связано с принятием какого-либо процессуального решения. Если при розыске подозреваемых(обвиняемых, подсудимых) оперативные подразделения ОВД располагают достаточно многообразной информацией о личности разыскиваемого лица (установочные данные, приметы, дактилоскопические карты, фотографии, сведения о родственных и близких связях и т.д.), то на первоначальном этапе раскрытия большинства преступлений установление преступника протекает в условиях острого дефицита информации о его личности, особых приметах, связях и местах возможного нахождения. 1

Основываясь на выше изложенном следует сделать вывод, что розыскная работа это совокупность мер (оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административных), установленных законодательными и подзаконными нормативными актами, осуществляемыми уполномоченными на то субъектами и направленные на обнаружение местонахождения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых, выявление причин и условий, способствующих длительному укрывательству разыскиваемых и безвестно отсутствующих.


2 Горяинов, К.К. Теория оперативно-розыскной деятельности. Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского – М.: ИНФРА-М, 2010 – С.-504


1 Горяинов, К.К. Теория оперативно-розыскной деятельности. Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского – М.: ИНФРА-М, 2010 – С.-505


1 Дубоносов, Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие / Под ред. Е.С. Дубоносов, – М.: Издательство Юрайт, 2011 – С.-285


1 Горяинов, К.К. Теория оперативно-розыскной деятельности. Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского – М.: ИНФРА-М, 2010 – С.-506


1 Горяинов, К.К. Теория оперативно-розыскной деятельности. Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского – М.: ИНФРА-М, 2010 – С.-508

Поговорим о розыске: как без вести пропавших, так и преступников. А именно: какой бывает розыск, как нужно правильно оформлять людей в розыск и когда он заканчивается.

В Российской Федерации в сутки в среднем пропадает без вести около 200 человек. Несколько десятков тысяч за год. Большую часть из них находят.

Причины, по которым люди пропадают, совершенно разные:

  • это пожилые люди, которые в силу своих возрастных заболеваний забывают, где они живут;
  • это дети, которые заблудились-заигрались;
  • это преступники и правонарушители и т. д.

Для поиска таких людей существует специальная процедура – розыск.

Какие существуют виды розыска в РФ?

У нас в России всего есть 5 категорий розыска:

  1. Самый первый и распространенный — это местный розыск, который организовывается в конкретном населенном пункте пропавшего без вести и его окрестностях.
  2. Региональный, охватывающий регион, в котором пропавшие лицо проживало.
  3. Федеральный розыск, который охватывает территорию всей нашей страны. Объявляется в отношении особо опасных преступников, рецидивистов. В том числе, если местные и региональные не принесли никаких результатов.
  4. Межгосударственный — распространяется на территории стран СНГ.
  5. Розыск международный охватывает весь мир и осуществляется с помощью организации Интерпол.

Кто может проводить розыск?

Оперативно-розыскные мероприятия безусловно должна проводить полиция. Могут и ещё две организации: федеральная служба судебных приставов (ФССП) и федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). И больше никто.

В каких случаях гражданин объявляется розыск?

Есть перечень причин по которым органы могут начать оперативно-розыскные мероприятия:

  • в отношении подозреваемого, либо обвиняемого в совершении преступления;
  • в отношении без вести пропавшего лица;
  • в отношении лиц, которые уклоняются от прохождения военной службы;
  • в отношении должников, по которым есть исполнительное производство федеральной службы судебных приставов.

Понятное дело, что на практике федеральный розыск подают только такого должника, который должен более полумиллиона. Но тем ни менее возможность подать федеральный розыск должника за меньшие суммы тоже прописана в законе

Когда объявляется федеральный розыск?

Срок зависит от вида розыска:

— По пропавшим без вести людям — спустя 3 месяца после местного и регионального розыска;

— По совершившим преступлением — спустя 6 месяцев после местного и регионального розыска.

Кто объявляет розыск?

По преступникам оперативно-розыскные мероприятия назначает следователи и дознаватели, тех правоохранительных органов, которые ведут расследование данного уголовного дела.

О без вести пропавшим может заявить любой из родственников, того кто пропал. Родственник идет в территориальный отдел полиции и пишет заявление.

Как написать заявление о пропаже человека?

Как правило в отделении есть готовые образцы, так как форма заявление стандартизована. Там указывается:

— при каких обстоятельствах (когда стало известно, что он перестал отвечать на телефонные звонки, когда видели в последний раз);

Обязательно указывается в чём был одет человек.

— возможные места где он может быть: дальние родственники, куда-та уехал там на дачу какую-то к друзьям.

— все контактные данные.

— фотографию пропавшего, максимально приближенную к тому дню, когда он пропал.

Что входит в оперативно-розыскные мероприятия?

Это опрос знакомых, родственников, супругов (в том числе и бывших супругов), осмотр жилья пропавшего, запросы в лечебные учреждения, морги, на работу. И что самое важное установление контроля за теми предполагаемыми лицами, с которыми пропавший, либо скрывшийся (это касается в первую очередь преступников) может контактировать.

Проще говоря прослушка и слежка.

Также рассылаются ориентировки: в ГИБДД, линейные отделы транспортной полиции, вокзалы и аэропорты.

Где обычный гражданин может узнать находится ли тот или иной человек в розыске?

С такой просьбой может обратиться только ближайшие родственники в территориальный отдел полиции или к судебному приставу. Родство придется доказывать Обычно отвечают только:

  • супругам (действующим супругам, бывшим нет);
  • детям;
  • усыновленным и родным братьям и сестрам;
  • бабушкам и дедушкам.

Если человек в розыске — как долго будут искать

Теперь затронем тему сроков давности по федеральному розыску. По без вести пропавшим — их будут искать столько, сколько нужно пока не найдут. Исключение когда через суд без вести пропавший может быть признан умершим. Или подтверждение факта смерти.

Когда суд может признать без вести пропавшего умершим? Через год после розыскных мероприятий.

По уголовным делам свои сроки давности. А именно:

  • 2 года по преступлениям легкой тяжести. Это те преступления, за которые максимальный срок наказания не превышает трех лет лишения свободы.
  • 6 лет — для преступлений средней тяжести. Это те преступления максимальный срок наказания за которые не превышает пяти лет.
  • 10 лет для тяжких преступлений — это те максимальный срок наказания за которые не превышает десяти лет лишения свободы.
  • Наконец 15 лет для особо тяжких преступлений — это все преступления максимальный срок наказания за которые превышает 10 лет лишения свободы.

Срок давности начинается со дня совершения преступления и если человека не нашли в течение всего этого времени, то федеральный розыск будет отменён.

Но это не значит, что человек будет освобожден от уголовной ответственности

Наивно полагать, что если человек был федеральном розыске и по нему истекли сроки давности, то ему ничего не грозит. Нет, он не будет в розыске, то есть по нему не будут проводить специальных оперативно-розыскных мероприятий.

Но данные о том, что он был в розыске останутся навсегда. И если он в будущем совершит даже административное правонарушение, находясь за рулем автомобиля например, и его личность будет установлена, то моментально даже после истечения сроков давности розыска все правоохранительные органы будут оповещены, что данный человек найден.

Как можно охарактеризовать деятельность Уголовного розыска, какова структура, задачи, цели и функции.

Ответы на вопрос:

Вам это собственно зачем?

Задачами уголовного розыска являются:

Осуществление оперативно-разыскной деятельности (ОРД), направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений общеуголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших граждан и установления личности неопознанных трупов;

Проведение дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно (в настоящее время дознание по уголовным делам в РФ проводится дознавателями отделов дознания органов внутренних дел);

Оперативное сопровождение предварительного расследования по уголовным делам;

Исполнение поручений следователя (дознавателя) о производстве отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий

Структурно уголовный розыск входит в состав полиции.

ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА - 1. Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности от преступных посягательств.

2. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений против личности, имущественного блока отнесенных к компетенции подразделений уголовного розыска, вызвавших большой общественный резонанс, имеющих международный и межрегиональный характер, совершаемых в установленной области оперативного обслуживания.

3. Организационно-методическое руководство деятельностью подразделений уголовного розыска территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне по Иркутской области (далее – территориальные органы) и оказание практической помощи по розыску преступников, лиц пропавших без вести, установлению личности неопознанных трупов.

4. Участие в оказании практической помощи подразделениям уголовного розыска территориальных органов в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений в установленной области оперативного обслуживания.

5. Организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий в установленной области оперативного обслуживания.

6. Непрерывное слежение за изменениями оперативной обстановки в установленной области деятельности и обеспечение своевременного реагирования подразделений уголовного розыска на ее обострение.

7. Совершенствование организационно-методического, правового и кадрового обеспечения оперативно-служебной деятельности УУР ГУ МВД России по Иркутской области.

Уголовный розыск - это оперативная служба криминальной полиции, которая входит в структуру органов внутренних дел, занимающейся

осуществлением оперативно - розыскной деятельности

Задачами уголовного розыска являются:

Осуществление оперативно - розыскной деятельности (ОРД), направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений общеуголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших граждан и установления личности не опознанных трупов

Оперативное сопровождение предварительного расследования по уголовным делам

Исполнение отдельных поручений следователя в соответствии со ст.2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об оперативно-розыскной деятельности"

Должностные обязанности оперуполномоченного уголовного розыска

Должностным лицом, в полномочия которого входит выполнение мероприятий по оперативно-розыскной деятельности и дознанию, является оперуполномоченный.

Таким образом, целью деятельности оперуполномоченного уголовного розыска является получение сведений в рамках возбужденного уголовного дела.

Отдел уголовного розыска, в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", выполняет функции по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию тяжких, особо тяжких преступлений против личности, личного имущества граждан, выполнения оперативно-розыскной деятельности с целью установления места сокрытия прячущихся от следствия преступников, пропавших без вести граждан, опознания трупов, подготовка и внедрение действий, направленных на защиту жизни и здоровья человека, его имущества от противоправных посягательств, осуществление дознаний при выполнении доследственной проверки по заявлениям о совершении правонарушений от граждан и организаций.

Функции уголовного розыска

Осуществление оперативно-розыскной деятельности в полном объеме.

2. Разработка, организация и проведение в установленном порядке специальных операций и оперативно-профилактических мероприятий в установленной области деятельности.

3. Организация и участие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности, в том числе носящих межрегиональный, транснациональный характер, вызывающих большой общественный резонанс:

убийств представителей исполнительной, законодательной и судебной власти;

серийных преступлений против личности;

преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

преступлений против личности прошлых лет;

тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, преступлений, совершенных в особых условиях, а также в закрытых административно-территориальных образованиях на особо важных и режимных объектах.

4. Организация и осуществление раскрытия преступлений, связанных с иностранными гражданами.

5. Организация и осуществление раскрытия вызвавших широкий общественный резонанс преступлений против собственности, в том числе серийных краж, преступных посягательств на автотранспортные средства, хищений культурных ценностей, разбоев и грабежей.

6. Организация и осуществление борьбы с организованной преступностью общеуголовной направленности.

7. Организация осуществления оперативно-розыскной деятельности в среде несовершеннолетних.

8. Координация розыскной работы в системе МВД России.

9. Организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, лиц, пропавших без вести.

10. Организация и осуществление международного розыска.

11. Организация в установленном порядке розыска лиц в случае признания их безвестно отсутствующими либо возбуждения уголовного дела.

12. Организация идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту и иным причинам не могут сообщить сведения о себе.

13. Организация идентификации неопознанных трупов.

Уголовный розыск входит в состав Криминальной милицию органов внутренних дел России. Это основное и наиболее мощное оперативно-разыскное подразделение по борьбе с общеуголовной преступностью. В своей деятельности уголовный розыск активно взаимодействует с другими службами криминальной милиции (подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями и налоговыми преступлениями; подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; подразделения по борьбе с организованной преступностью и терроризмом; оперативно-поисковыми подразделениями; подразделениями по осуществлению специальных технических мероприятий; подразделениями по обеспечению собственной безопасности; отрядами милиции специального назначения и подразделениями оперативно-разыскной информации.

Подразделения уголовного розыска входят в состав всех районных (городских) и линейных органов внутренних дел. Они действуют во всех органах внутренних дел, включая органы внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте[1] и органы внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях[2] и на особо важных и режимных объектах.[3]

1. Основные задачи уголовного розыска:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ, производство дознания, а также оказание содействия милиции общественной безопасности.

2. Основные обязанности сотрудников уголовного розыска:

Сотрудники подразделений уголовного розыска выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления, устанавливают и разыскивают лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные законом. При проведении оперативно-разыскных мероприятий, выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению. Документируют противоправные действия, направленных на приготовление к преступлению или покушение на преступление. Поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и другими сотрудниками и службами милиции общественной безопасности.[4] Оперативно-разыскными средствами выявляют организованные группы или преступные сообщества (преступные организации) несовершеннолетних и осуществляют специальные мероприятия по пресечению их деятельности и разобщению. Информируют подразделения по предупреждению преступлений несовершеннолетних[5] о совершенных несовершеннолетними правонарушений, иных формах их противоправного поведения для принятия к ним профилактических мер. Кроме того, с целью предупреждения повторных преступлений со стороны лиц, состоящих под административным надзором милиции, а также лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, осуществляют в отношении них оперативно-розыскных мероприятия.

Устанавливают достоверность сведений, необходимых для принятия решения о выдаче гражданам лицензий на частную детективную и охранную деятельность. Осуществляют оперативно-профилактические мероприятия по предупреждению и пресечению правонарушений в деятельности охранно-сыскных предприятий и по выявлению фактов незаконного использования служебного и гражданского оружия охранными предприятиями. Принимают меры по их пресечению и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с законом. Осуществляют проверки деятельности работников охранно-сыскных предприятий. Информируют подразделения ЛРР о противоправных действиях работников охранно-сыскных предприятий для принятия мер в соответствии с законом. Взаимодействуют с подразделениями милиции общественной безопасности, по борьбе с налоговыми преступлениями и другими правоохранительными органами по сбору оперативной информации о правонарушениях в сфере частной детективной и охранной деятельности.

ОРО осуществляют розыск всех без исключения категорий разыскивае­мых лиц. Непосредственно розыскную работу в органах внутренних дел выполняют подразделения службы криминальной милиции, милиции обще­ственной безопасности и паспортно-визовой службы.

Подразделения службы криминальной милиции, включая оперативно- розыскные, осуществляют розыск и установление личности следующих ка­тегорий разыскиваемых лиц: скрывшихся от дознания, следствия и суда (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых); совершивших побег из-под стражи либо из мест лишения свободы (розыск осуществляется совместно с ОРО ФСИН России); уклонившихся от исправительных работ; пропавших без вести; несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, дет­ских домов, бежавших из приемников-распределителей и специальных об­разовательных учреждений; душевно больных, признанных в установлен­ном порядке социально опасными, ушедших из дома или медицинского учреждения, где они содержались; утративших связь с близкими родствен­никами; лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сооб­щить о себе необходимых сведений; погибших (умерших) граждан по не­опознанным трупам.

Подразделения милиции общественной безопасности осуществляют ро­зыск и установление личности следующих лиц: уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, - до решения во­проса о привлечении данных лиц к уголовной ответственности; задержание граждан, не располагающих документами, удостоверяющих личность.

Подразделения паспортно-визовой службы осуществляют розыск: долж­ников (ответчиков) по делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда; лиц по делам о взыскании с них средств в пользу юридических и физиче­ских лиц; иностранных граждан и лиц без гражданства, уклонившихся от регистрации в органах внутренних дел.

Помимо органов внутренних дел розыскную работу выполняют и иные ОРО, а именно: подразделения ФСБ России в отношении подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от следственных подразделений этой службы; подразделения ФСКН России - подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, перечисленных в п. 5 ч. 2, п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ; подраз­деления ФТС России - подозреваемых в совершении преступлений, назван­ных в п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ; оперативные подразделения ФСИН России - розыск осужденных, совершивших побег из мест отбывания наказания.

Таким образом, задачами розыска являются: 1) обнаружение местонахо­ждения известных правоохранительным органам лиц (подозреваемых, об­виняемых, осужденных, без вести пропавших и др.); 2) установление лично­сти трупов и лиц, не могущих сообщить о себе сведений в силу состояния здоровья или возраста; 3) предупреждение уклонения лиц от уголовной от­ветственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанно­стей, безвестного исчезновения.

В настоящее время ОРО осуществляют розыск четырех видов: местный, федеральный, международный, межгосударственный.

Местный розыск - вид розыска, проводимого в основном в пределах территории одного субъекта РФ по месту его объявления, при котором ис­пользуются локальные возможности сигнальной системы оперативно- справочных учетов.

При этом не исключается возможность проведения не­которых розыскных мероприятий за пределами территориальной юрисдик­ции инициатора розыска им самим либо по его письменному заданию опе­ративными подразделениями других правоохранительных органов.

Федеральный розыск - вид розыска, проводимого на территории всей России, при котором используются возможности сигнальной системы всех оперативно-справочных учетов информационных центров и адресных бюро регионов страны. Федеральный розыск объявляется тогда, когда меры мест­ного исчерпаны, а местонахождение разыскиваемого не установлено. По существующему порядку, обвиняемые, подсудимые и осужденные, совер­шившие тяжкие (особо тяжкие) преступления, а также вооруженные огне­стрельным оружием, либо имеющие при себе вещества, применение кото­рых может привести к гибели людей или причинить вред их здоровью, объ­являются в федеральный розыск немедленно.

Международный розыск - вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц и предметов, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), осуществляющих через посредничество Националь­ного центрального бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России, в котором принимают участие правоохранительные органы государств-участников Международной организации уголовной полиции (Интерпол).

Межгосударственный розыск - вид розыска, направленный на обнару­жение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициа­тора розыска) на территории государств-участников СНГ, в котором при­нимают участие органы внутренних дел этих стран и используются их сигнальные оперативно-справочные учеты информационных центров (ИЦ) и адресные бюро.

Читайте также: