Романс право маменьке скажу кто автор

Обновлено: 04.07.2024

Манера исполнения романсов.

В вокальных партиях русские композиторы избегали показа разного рода модных в то время виртуозных приёмов. Однако исполнение их необычайно сложно в другом отношении. Романсы невозможно исполнять формально, даже идеально интонируя. Непременным условием успеха певца при исполнении русского романса является даже не его музыкальный талант вообще. От него требуется не только одухотворённое исполнение, но и сердечная любовь к исполняемому произведению. Только при этом условии становится возможным постижение и передача чарующего национального колорита русского романса, рождающего у слушателя чувство родства со своим народом.

Русские романсы первой половины XIX века создавались не для исполнения на концертах, а для любителей, встретившихся в непринуждённой обстановке, в кружке или салоне, зачастую – за праздничным столом. Отсюда традиция – не столько петь романс, сколько напевать его.

И ещё об одной особенности русского романса хочется сказать: часто романс словно не принадлежит конкретным авторам, а, как бы, создаётся исполнителем и слушателем – так много в нём импровизационного воздуха. Романс обращён не к публике, а к каждому слушателю в отдельности.

Аккомпанемент в бытовых романсах прост, ведь он предназначался для исполнения любителем, а не профессионалом. Но не так легко выполнить святая святых романса – нерасторжимое единство фортепиано и голоса. Именно оно создаёт необходимый колорит исполнения. Весьма непросто и изящное подражание средствами фортепиано гитарному или хоровому аккомпанементу. Поэтому, слушая исполнение романсов, отдадим должное внимание и аплодисменты концертмейстеру.

История возникновения жанра.

В середине 1822 г. в русскую дипломатическую миссию в столицу Баварии Мюнхен прибыл новый сотрудник Ф.И. Тютчев. Он сразу обратил на себя внимание глубоким и проницательным умом, остроумием, отличной образованностью. Неудивительно, что Тютчев стал желанным гостем как в придворных кругах, так и в мире литераторов, музыкантов, х удожников Мюнхена. На одной из таких встреч он увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным и влюблённым. Её звали Амалия Лерхенфельд. О ней он помнил всю свою жизнь, ей посвящал стихи:

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел, нас было двое:

Внизу в тени шумел Дунай.

Романсы в инструментальной музыке

В творчестве М.И. Глинки жанр романса обрёл классическую форму, что проявилось в гармоническом единстве музыки и слова, народного и профессионального, эмоционального и интеллектуального. Глинкинские романсы образовали тот феномен русской души, который был безоговорочно признан всеми ещё при жизни композитора. А в романсах на стихи Пушкина мы наблюдаем столь совершенное воплощение слова в музыке, что возникает ощущение ожившей в музыке самой поэзии стиха.

Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна твои покрывала черты…

Да, Софья Андреевна была незаурядной женщиной, умной и великолепно образованной. Она владела 14-ю языками, была отличной музыкантшей, прекрасно пела. Впоследствии она стала женой А.Толстого.

Стихи прежних лет…Старые романсы… Чаще всего музыка появлялась вслед за стихами. И у слушающих не было сомнения – кому они посвящены, кем вдохновлялись.

Но бывает и так, что стихи сочинены давным-давно, их полузабыли или забыли вовсе. И вдруг, с музыкой, написанной уже в наши дни, старые строки как бы рождаются заново, звучат свежо, ярко, современно.

Традиция сочинять и петь романсы продолжает свою жизнь. И, если прислушаться к неумолкаемому голосу сегодняшнего дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса. Он совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает всё больше и больше юных и молодых, старых и пожилых людей в особый и прекрасный мир. Мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

Картины к концерту "Вечер русского романса "

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Вечер романса

То к небу, то опять

К земле несут качели.

Попробуй устоять

В таком коловращении.

Попробуй строгим быть,

Мечте не улыбаться…

Попробуй не любить,

Когда тебе - шестнадцать.

Ах, школьные года,

Сердечные качели…

Туда или сюда? –

Ответь, нравоученье!

Попробуй отгадать,

Попробуй не страдать,

Когда тебе – шестнадцать.

Наши артисты юны, как героини романсов, которые они исполняют – беззаботны, полны надежд и с нетерпением смотрят в будущее.

Стихи следующего романса написал в 1821 году, почти их ровесник, Евгений Баратынский. Ему 16 лет, но он уже разочарован в жизни – не верит в искренность друзей, не ждет ничего хорошего от будущего, а любовь? – увы, лишь сон. Написано это душевное признание под впечатлением первой юношеской влюбленности в свою кузину Вареньку Кучину. Он гулял с ней в саду, обедал в поместье своих родителей. Скорее всего это не разочарование в любви, а разочарование в себе, как Гамлет: раз мир так плох – нет поводов для веселья.

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Немой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова

И друг заботливый больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

Я здесь, Инезилья,

Я здесь под окном.

Объята Севилья

И мраком, и сном.

Исполнен отвагой,

Окутан плащом,

С гитарой и шпагой

Я здесь под окном!

Ты спишь ли?

Гитарой тебя разбужу!

Проснется ли старый –

Мечом уложу.

Шелковые петли

К окошку привесь…

Что медлишь, что медлишь.

Уж нет ли соперника здесь?

Я здесь, Инезилья,

Я здесь под окном,

Объята Севилья

И мраком и сном!

Исполнен отвагой,

Окутан плащом,

С гитарой и шпагой

Я здесь под окном!

В наши дни в архивах Пермской губернии обнаружили сведения, что отец поэта был крепостным помещика Всеволожского, служил ямщиком. В детстве будущий поэт (род.1821г.) постоянно ездил с отцом и хорошо знал ямщицкую жизнь и ямщицкие песни. Отец Макарова умер в дороге - замерз.

Узнав, что молодой Макаров пишет стихи, помещик отдал его в солдаты .Но и в солдатах его наказали. За самовольную отлучку домой, его определили ямщиком в конвойную роту, которая сопровождала ссыльных по этапу в Сибирь. В 1852 году, в возрасте 31 года, Макаров умер, как и отец – замерз в дороге. В его мешке обнаружили рукописи – стихи. В 1853 году Гурилев написал песню, которая до сих пор входит в репертуар многих певцов.

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И уныло по ровному полю

Заливается песнь ямщика.

Столько чувства в той песне унылой,

Столько грусти в напеве родном,

Что в груди моей хладной, остылой

Разгорелося сердце огнем.

И припомнил я ночи другие,

И родные поля и леса,

И на очи, давно уж сухие,

Набежала, как искра слеза.

Однозвучно гремит колокольчик.

Издали отдаваясь слегка,

И замолк мой ямщик, а дорога

Предо мной далека, далека.

В первой половине XIX века в дворянской среде образование и честь становятся более значимыми, чем материальный достаток. Вспомните Пушкиных, которые стремились определить своего сына в Царскосельский Лицей. Не отставали в образовании девицы. Здесь и обязательный французский, уроки акварели и танцев, а уж музицирование – всенепременно нужно получить урок у модного певца или знаменитого виртуоза, композитора. Не смотря на дворянское звание светские барышни получали по рукам от гувернеров и часами разыгрывали упражнения и гаммы, разучивали новые романсы и вокализы, чтобы блеснуть перед подругами и гостями своим мастерством.

Один из таких романсов-портретов прозвучит сейчас. Авторам удалось передать кокетливо – капризный образ озорной, ветреной красавицы.

Вам не понять моей печали,

Когда, растерзаны тоской,

Надолго вдаль не провожали

Того, кто властвует душой!

Вам не понять моей печали,

Когда в очах вам дорогих,

Холодности вы не читали,

Презренья не видали в них.

Вам не понять моей печали,

Когда трепещущей рукой,

В порывах гнева не сжигали

Письма подруги молодой.

Вам не понять моей печали,

Когда вы ревности вулкан

В своей груди не ощущали

И не тревожил вас обман.

У романса, который прозвучит сейчас , известен композитор – Петр Петрович Булахов, а вот поэт - ? Очевидно поэтому, часто его исполняют от лица женщины.

Дело в том, что уважающий себя дворянин или дворянка, в гостях могли за несколько минут, в подарок хозяину или хозяйке сочинить в альбом стихи, мелодию или нарисовать картину. В одном из таких альбомов были стихи Владимира Александровича Соллогуба, посвященные фрейлине Юлии Сергеевне Голициной, которой в тот момент было 14 лет. Она была дочерью двоюродного брата Соллогуба.

Нет, не люблю я вас,

Да и любить не стану!

Коварных ваших глаз

Не верю я обману.

Остыл огонь души,

И сердце охладело!

Вы очень хороши,

Да мне какое дело!

Пора мне поберечь себя от слов опасных,

От снега белых плеч и взоров ложнострастных.

В них, знаю я давно, куда как мало прока.

И право, мне грешно ждать нового урока.

Но, если кто-нибудь, хоть барин самый гадкий,

Подумать и вздохнуть заставит вас украдкой,

Скажите, почему мне станет безотрадно,

И больно так уму и сердцу так досадно!

В этом романсе отражены, как в зеркале оба участника: поэзия – зрелый, умудренный опытом кавалер, а легкий, порхающий вальс аккомпанемента – юная красавица.

Каждый из исполнителей этого романса добавлял пыл своих чувств, сочиняя новые куплеты, и первым показал пример Федор Иванович Шаляпин – признаваясь в любви своей будущей жене.

Любовь, её бурные порывы сокровенные чувства, мужчины и женщины, любимые и любящие. Отвергнутые и скорбящие или отравленные ядом ревности. Весь этот мир противоречивых человеческих страстей отражен в романсах. Любовь тем прекрасна и удивительна, что каждый человек не только по-своему переживает возникшее в нем чувство, но и по-своему его видит в других. Каждое сердце – это мир, полный ещё не отгаданных тайн.

И в наши дни не случайно столь популярна бардовская песня и французский шансон.

Вот снова, год спустя, я пришёл в этот парк…

Всё те же мимозы и качели вокруг…

Всё те же влюблённые гуляют,

Они по-прежнему счастливы. И только я один.

Мы познакомились год назад, летом.

Ты сказала, что завтра мы встретимся вновь,

И больше не пришла…

И где искать твои следы?

Как тебя зовут – никто не может мне подсказать.

Лишь во сне приходишь ты ко мне,

Чтоб уйти под утро опять…

Опять… Опять сегодня карнавал.

Весёлый фейерверк, серпантин

И гирлянды красивых цветов.

Всё вокруг как прежде, и только нет тебя.

Всего лишь один день прошедшего лета!

Помнишь ли ты о нём?

Я верю, ищу и надеюсь.

Прошу тебя, приди!

Боль и мудрость сердца не зависят от года написания романса. И в наши дни создают романсы, заставляющие трепетать самые сокровенные струны человеческой души.

Не отрекаются, любя,

Ведь жизнь кончается не завтра.

Я перестану ждать тебя,

А ты придешь совсем внезапно.

Не отрекаются, любя.

А ты придешь, когда темно,

Когда в стекло ударит вьюга.

Когда припомнишь, как давно

Не согревали мы друг друга.

А ты придешь, когда темно.

И так захочешь теплоты,

Не полюбившейся когда-то,

Что переждать не сможешь ты

Трех человек у автомата.

И так захочешь теплоты.

За это можно все отдать,

И до того я в это верю,

Что трудно мне тебя не ждать,

Весь день не отходя от двери.

За это можно все отдать.

Не отрекаются, любя.

Ведь жизнь кончается не завтра.

Я перестану ждать тебя,

А ты придешь совсем внезапно,

Не отрекаются, любя.

Не отрекаются, любя.

В заключение нашего концерта прозвучит романс – признание, романс – восторг чувств.

Наша встреча завершена, спасибо!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: