Можно ли платить ребенку за оценки

Обновлено: 07.07.2024

Экология жизни. Дети: Многие родители, чьи дети испытывают трудности в усвоении школьной программы нет нет, да задумывались, не мотивировать ли их ребенка денежными вознаграждениями – может возьмется за ум! Но решит ли это родительские проблемы или прибавит трудностей - будем разбираться.

Многие родители, чьи дети испытывают трудности в усвоении школьной программы нет нет, да задумывались, не мотивировать ли их ребенка денежными вознаграждениями – может возьмется за ум! И наверняка, тетя Люся из соседнего подъезда делилась с вами положительным опытом такой авантюры с дочерью племянницы своего дяди или четвероюродным братом сестры.

Я чувствую, что многие уже приготовились кидать в меня камни, мол это нельзя, то нельзя, все ему плохо!

Подождите! Денежная мотивация действительно помогает ребенку ЗАРАБАТЫВАТЬ оценки.

Не получать их как следствие полученных знаний, а зарабатывать. И здесь хотелось бы задать вопрос – чего вы хотите, дорогие родители, что бы ваш ребенок стремился получить хорошие оценки или качественные знания? Конечно одно происходит из другого и логичным будет замечание родителей, что раз мой ребенок к знаниям не стремится, то пусть хотя бы оценки получает, а дальше втянется, поймет, что получается и будет нормально учится. И ведь действительно, такая схема искусственной мотивации вполне может сработать, но не с ДЕНЬГАМИ! Для начала, по традиции, разберемся с терминами.

Почему нельзя платить за оценки

Мотивация – побуждение к действию необходимого для достижение какой-либо цели.

Мотивация может быть направлена как на себя, так и на кого-либо ( когда мы хотим побудить к действию кого-то другого). Оба этих вида мотивации идут, как вы понимаете, рука об руку в процессе школьного обучения.

Думаю, стоит еще немного разобраться в определении мотивации и условно разделить ее на конструктивную и деструктивную. Как же отличить одну мотивацию от другой? Человек выбравший путь конструктивной мотивации обязательно отвечает себе на вопрос -Чего я хочу добиться в конечном счете, то есть какой цели я хочу достичь?

Обратимся к примеру. Для того что бы лыжнику увеличить свои показатели на трассе, ему вместе с тренером или самостоятельно необходимо определить слабые места в своей технике и усовершенствовать их, а так же приобрести совершенно новые навыки путем определенных тренировочных техник. И теперь переходим к самому значимому вопросу – зачем ему это нужно? Конструктивный пример мотивации: для того чтобы расти по карьерной лестнице, повышать важность соревнований, получить медаль, заключить серьезный контракт и.т.д. Как видите, тема денег здесь тоже фигурирует, правда ни как самоцель и в этом нет ничего страшного.

Деструктивный пример мотивации: потому что тренер его бьет, тренер дает лыжнику деньги, чтобы он повышал свой уровень ради личных целей тренера, для того чтобы не разочаровать тренера.

Получается, что диструктивность мотивов состоит в том, что достижение успешного результата по каким-либо причинам нужно больше тренеру чем лыжнику и такие мотивации если и работают, то являются кратковременными, неэффективными и даже разрушающими.

Я думаю, что даже с этим грубым примером можно провести параллель с мотивацией ребенка. Мы разобрались, что если наш тренер и мотивирует лыжника, то мотивирует на его собственный успех, а не на свой. Тоже самое, зачастую, происходит и с воспитанием ребенка.

После того как с мотивациями все стало более или менее понятно, необходимо разобраться как же нужно мотивировать ребенка, и почему деньги не самый лучший инструмент для решения этой задачи.

Как уже понятно из примера, из-за денежной стимуляции ребенок не станет учится лучше, но станет приносить домой хорошие оценки.

Как же это возможно?

Перейдем к примеру из практики. Ко мне обратилась мама ученицы второго класса. Мама жаловалась, что у ее дочери большие проблемы с концентрацией внимания, поэтому маме приходится все время заставлять дочку заниматься, сидеть с ней во время выполнения домашней работы, контролировать и проверять уроки. Постоянно делать с ребенком уроки – не самое конструктивное, что могут сделать родители , но речь сейчас не об этом.

На первой же консультации с ребенком мы расчертили табличку, где слева должны располагаться плюсы и минусы выполнения домашней работы с мамой, справа преимущества и недостатки работы в одиночестве.

После того как работа с первым пунктом была закончена мы попытались перейти к плюсам работы в одиночестве, но девочка на отрез отказалась называть плюсы этой формы работы, уверяя меня и, в первую очередь, себя, что плюсов просто на просто нет, и есть только минусы. Мне стало интересно с чем связанны такие ее установки, кто ей внушил это косвенно или напрямую и мы решили начать с минусов.

Первым же минус девочка обозначила следующим образом:

-Если я буду делать уроки одна, то моя копилка совсем опустеет!

После этой фразы я сразу понял, что девочке платят за учебу, но не совсем было понятно как это связанно с работой в одиночестве.

Но девочка понимала все лучше меня – Если я буду учиться одна, то буду учиться хуже, а значит у меня больше не будет денег.

Как Вы думаете если бы мама услышала эту фразу, она стала бы посыпать голову пеплом от того что натворила? А вы бы стали? Если вы будете давать вашему ребенку деньги за задания, то навсегда лишите его самостоятельности и честности!

И так, после того как мы сгустили краски, необходимо понять, почему нельзя давать деньги детям:

Все дело в том, что Вы выделяете ребенка на общем фоне. Как бы вы не делали из этого секрета ( что еще хуже, ведь вы заставляете ребенка обманывать ), рано или поздно и учителя и дети узнают, что ребенок получает деньги за оценки. И здесь негативный эффект формируется как со стороны социальной, так и со стороны внутреннего ощущения ребенка.

С точки зрения общества все очевидно: дети любого возраста, а особенного подросткового, в лучшем случае будут смеяться над вашим ребенком из-за неспособности к другой мотивации учиться, а в худшем случае смеяться и издеваться из ЗАВИСТИ. Конечно, стоит оговорится, что в школах с социальной мотивацией, где на первом месте у детей стоит общение и социальный статус, нежели обучение( в основном так дела обстоят в общеобразовательных школах ), такой напор будет не столь выраженным чем в школах с уклоном на мотивацию к обучению ( школы со специальном уклоном, лицеи, некоторые частные школы ), где лидером класса является самый умный ученик, вне зависимости от способности плевать дальше всех, побеждать старших в арм-ресслинг, дорогого телефона, личного водителя на Бентли и.т.д. Если ваш ребенок учится в такой школе, то ему будет не сладко.

Дело в том, что вы уже установили в семье систему услуга – денежная вознаграждение, а это значит, что ребенок будет придерживаться этой модели, до тех пор пока придерживаться ей будете вы. Это происходит ровно потому, что ребенок зависит от вас - зависит от ваших решений и от вашего стиля поведения, а если вы решились платить ребенку деньги, то этот стиль в априори является доминантным, подавляющим его цели и желания.

Если вы не согласны со мной, то ответьте себе на следующие вопросы:

Есть ли у меня другие методы влияния на моего ребенка помимо денег?

Если мой ребенок начнет тратить заработанные им деньги на нежелательные для меня покупки (сигареты, алкоголь, и.т.д.) перестану ли я платить ему и добьюсь ли тем самым своей цели по улучшению его успеваемости?

Уверен(а) ли я в том, что когда ребенок накопит достаточное количество денег для достижения своей личной цели ( покупки видео-игры, телефона и.т.д.) он не откажется от дальнейшего денежного вознаграждения, тем самым снова не успевать в учебе?

Если вы ответили отрицательно хотя бы на один вопрос, уже можно сделать вывод о том, что не к чему хорошему это не приведет и в дальнейшем все, что вам останется, что бы хоть как-то повлиять на вашего ребенка, это манипулировать им с помощью денег.

Но мы ведь с вами взрослые люди и без вышенаписанного понимаем, что платить детям – плохо.

Тогда почему, а точнее - зачем мы все равно это делаем? Ответ очень прост – для себя. Для своего спокойствия, чтобы облегчить себе жизнь, и переложить ответственность за воспитание детей на деньги. Мы просто хотим откупиться от наших детей оправдывая себя невероятными небылицами.

Вернемся к примеру с мамой и дочкой.

Когда после разговора с девочкой у меня состоялась консультация с мамой, та возразила мне следующим образом – я хочу чтобы моя дочь знала цену деньгам, с каким трудом они зарабатываются, научилась их копить и с умом тратить.

Вот в чем дело - конкретно в этом объяснение нет ровным счетом ничего кроме оправдания своего бессилия.

Платить детям за учебу это - все равно что ваши родители начнут платить вам за то что вы ходите на работу, а еще доплачивать вам ежегодный налог за то, что в определенный момент вы превратились в самостоятельных взрослых людей и стали жить отдельно. Давайте доведем ситуацию до абсурда – а вам случаем никто не доплачивает, что вы детям еду готовите и ли лампочку в туалете прикрутили?

Это обязанность вашего ребенка - учиться, а если вы им платите за это, то тем самым формируете у него ощущения халявы, а не цену деньгам. Ребенок просто выполняет свои обязанности и должен формировать мотивацию из ощущения нужности одобрения и уважения к своим поступкам и решениям от членов семьи, а не от денежного вознаграждения!

Так что из выше приведенного примера видно, что цели мамы не соответствуют средствам для их достижения.

Дорогие родители, искренне надеюсь, что в этой статье приведено достаточно доказательств против денежной мотивации к обучению. Я уверен, что вы и сами все понимаете, но порой мы просто не знаем как поступить и у нас опускаются руки. Помните – дети – ваше зеркало и если у вас больше нет сил для ПРАВИЛЬНОГО, гармоничного воспитания вашего ребенка, то и у него не будет никакого желания к этому стремится!

Раз мы разобрались с тем почему ребенку нельзя платить за учебу, как все же верно мотивировать его на обучение?

В самом начале мы говорили о конструктивных и деструктивных способах мотивации. Деструктивные способы разобраны, теперь можно приступить к разбору конструктивных.

Многие родители недовольны уровнем знаний своего ребенка. В большинстве случаев это может быть связанно с ожиданиями родителей о успеваемости ребенка. В первую очередь нужно ответить себе на вопрос — что я хочу от своего ребенка? Многие ответят- чтобы он учился хорошо. Хорошо — весьма расплывчатое понятие, и опасность его в том, что оно опять же не приводит нас к цели.

Вернемся к примеру с лыжником.

Продуктивные мотивации для достижения цели у нашего героя могут быть следующие: выиграть городские соревнования. В этом случае сразу понятно, что для достижения этой цели необходимо определенное количество тренировок, диета, и прочее. Если цель попасть на олимпиаду, то количество усилий лыжника пропорционально увеличивается.

Попробуем в этих вопросах разобраться вместе.

Для ответа на оба эти вопроса нужно понимать, что такое УСПЕШНОЕ обучение! Обратите внимание, что речь сейчас не идет о том, что бы сделать из вашего ребенка гения, или то чтобы он учился на одни пятерки, а чтобы он мог чувствовать себя комфортно в предлагаемых школой условиях. Тем более, для того чтобы быть успешным, не обязательно учится на все пятерки, можно даже иметь тройки по некоторым предметам, но при этом быть успешным в каком-то конкретном комплексе предметов — гуманитарном ли, или естественно-научном, в зависимости от интересов и способностей вашего ребенка.

И снова предвижу вопросы: Да мой ребенок вообще ничем не интересуется, ему дай волю он вообще ничего делать не будет, я его в школу-то еле-еле на аркане тащу!

Конечно, так и будет, до тех пор пока, ребенок будет чувствовать себя неуспешным.

У такого безразличного поведения есть вполне себе объективная причина — пока вы вместе с ним делаете уроки или все время его контролируете, то это вы несете ответственность за обучение а не ваш ребенок, то есть у него создается полное ощущение того что он ни на что повлиять не может, а зачем ему тогда вообще что-то делать.

И вновь восклицание из зала — так мы же ведь и говорим Вам, что если не будем от него требовать выполнения уроков, то он свесит ножки и вообще ничего делать не будет!

Прекрасно понимаю, ведь получается ситуация замкнутого круга. Но могу сказать одно: если что-то не менять, то оно и не изменится, а если попробовать что-то изменить, то есть хотя бы крохотный шанс, что изменится все в лучшее сторону.

И теперь, для того что бы доказать полезность вышеописанного метода давайте поставим себя на место ваших детей.

Мы каждый день ходим на работу. Представим, что у всех нас она любимая и по-другому даже быть не может. Но даже на самой любимой работе есть вещи, которые мы просто терпеть не можем. Для того, чтобы не ходить далеко разберем пример моей работы:

Мой рабочий день начинается в девять утра. Для этого мне нужно встать около семи и выйти из дома в восемь. Природа не наградила меня родится жаворонком, а даже совсем на оборот, и по этому мне приходится вставать рано и приходить на работу вовремя, и ничего с этим поделать нельзя, иначе меня просто уволят. А мы помним, что я люблю свою работу и не хочу увольняться.

Но помимо вышеописанной рутины у меня остается работа с детьми, общение с родителями, проведение развивающих и лекционных занятий и в этом случае я совсем не думаю, превысил ли я объем работ исходя из своего функционала или нет.

Я думаю, что мы по умолчанию согласимся, что жизнь так обстоит у всех, включая и вас и вашего ребенка.

А теперь представьте, что из вас хотят сделать идеального работника! Хотят чтобы у вас вообще не осталось слабых сторон!

Представьте, что как только вы заходите в свой кабинет, вам звонит начальник и говорит:

-Петр Васильевич, а вы уже открыли рабочую почту?, -точно, точно?- -а если проверю?,

-Марья Сергевна, вам отчет через две недели сдавать, вы почему только 586 страниц написали? Вам еще на чистовик переписывать!

Ваша работа превратилась бы в невыносимый ужас от бесконечного контроля. Закройте глаза, представьте — могли бы вы назвать такую работу любимой?

Что бы вы в этом случае начали бы делать? В первую очередь, бесконечно лгать начальству, от этого находится в состояние постоянного напряжение. Во вторую очередь — все время старались бы отвлекаться на что-то более позитивно окрашенное, например на социальные сети или личные звонки, тем самым увеличивая время на выполнение работы. Так получается потому, что человеку свойственно откладывать негативно окрашенные действия. Поэтому и работа должна быть любимой!

Вам просто достаточно принять то, что некоторые вещи ребенок имеет право делать формально, просто потому, что это нужно сделать, что бы больше времени оставить на любимые предметы.

По сути, он должен учится так, что бы с одной стороны его не выгнали из школы, а с другой, что бы он был успешным в какой-либо области и имел в ней безусловную поддержку не только сверстников и учителей, но и родителей и в этом случае ни за что никогда платить не придется!

Мотивация ребенка к обучению – это не простое желание учиться, это более сложное явление. В мотивацию включено не только желание следовать своему учебному интересу (если даже он есть), но и готовность преодолевать трудности на пути освоения знаний, некое внутреннее направление, воля, приводящая ребенка к успешной учебе. Мотивация – внутренний мотор, который позволяет ребенку продвигаться к целям в поле образования.

Учебная мотивация состоит из двух составляющих – драйва от получения новых знаний, и потребности в социальном одобрении, потребности в том, чтобы занять в группе людей уважаемое положение.

У ребенка со слабой учебной мотивацией обе составляющие или одна из них сильно хромают. Ему ничего не интересно, и он уже отчаялся получить приличное положение в классе за счет учебы, не стремится к хорошим результатам ради статуса. Каждая составляющая может находиться на разных ступенях распада.

Родители, наблюдая эту печальную историю, стремятся помочь разными способами, самые популярные из них:

- промывание мозгов. Вы рассказываете своему ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Говорите ему о том, что если он не возьмется за ум, то станет … конечно, дворником.

- наказания. Тут вы пытаетесь создать систему санкций, которые ребенка ограничат в безделье и направят в правильное русло.

- поощрения. Вы пытаетесь не заставить, а заманить ребенка, обещая ему дополнительные бонусы за хорошо сделанную работу или хорошие оценки.

В последнем случае как раз и идут в ход ДЕНЬГИ или ценные подарки.

Тупик

мальчик лежит на учебнике

Если с мотивированным ребенком еще можно изредка использовать материальные поощрения в учебе (это не лучший метод, но он не принесет быстрого вреда), то с немотивированным к учебе ребенком деньги всегда - мина замедленного действия.

Именно по этой причине (разнице в уровне мотивации детей) некоторые родители рассказывают, что они платят своим детям за учебу и все отлично работает. Это те случаи, когда ребенок учился бы прилично и без денег, он и так мотивирован, дополнительный внешний стимул не особенно влияет на его поведение. Такой ребенок дорожит не кругленькой суммой за учебу, а своим статусом в коллективе и, скорее всего, умеет получать удовольствие от интеллектуальных усилий. В таких условиях материальное вознаграждение тоже нежелательно (оно как раз может испортить естественную внутреннюю мотивацию ребенка), но не портит дела быстро. Такая тактика вредна скорее в перспективе, но непосредственный вред может быть не виден сразу.

Не желающий учиться ребенок - совсем другая история. Тут родители, платя за оценки, пытаются вручную раскачать уснувшую летаргическим сном мотивацию.

Иногда это срабатывает в первое время. Ребенок, вдохновленный идеей заработка, может учиться чуть лучше. Но обычно это не держится долго, ребенок и за деньги не хочет учиться, так же как он не хотел учиться за статус в коллективе.

Почему это не работает

Есть простые причины, объясняющие, почему материальное вознаграждение не срабатывает:

мальчик в игрушках

- Ребенок не нуждается ни в деньгах, ни в вещах.

Ведь ваш ребенок одет, обут, не голодает, имеет все, что захочет, чаще всего имеет даже больше того, что ему нужно. ЗДЕСЬ можно подробнее об этом почитать. Так почему же он будет упорно работать, ради какой - то суммы денег?

Конечно, ребенку всегда чего - то хочется. То десятый спинер, то новый телефон, то гироскутер, то сверкающие кроссовки. Но, одно дело выпрашивать все время что-то у родителей, а другое дело совершать реальные усилия для достижения желаемого. Первое легко и естественно (и приводит к успеху), второе - трудозатратно и непривычно.

Само по себе то, что ребенок у вас вечно что-то просит, не говорит о том, что он готов совершать регулярные учебные усилия для того, чтобы у него желаемая вещь появилась.

Формула такая: не так уж сильно хочется (и так всего полно), а работать придется прилично (учеба в упадке). И, как правило, дело заканчивается на горячих требованиях купить что-то, но не переходит в область достижений желаемого.

- Растущие аппетиты.

И все же ребенка можно замотивировать постараться в учебе, пообещав ему взлелеянный в его мечтах подарок. Для этого все -таки учиться ребенок должен неплохо (просто часто лениться) и вещь-приманка должна буквально сиять у него в голове, он должен прямо гореть. Такое бывает, конечно.

И даже может случиться успех – ребенок подтянется в учебе, благодаря награде.

девочки в лентах синих

Но, что вы будете делать дальше? В первой четверти вы, допустим, купите ему планшет, потом гироскутер, в третьей четверти велосипед, потом еще что-то… Но ведь список подобных вещей не бесконечен, не говоря уже о том, что ваш кошелек не бездонный. Ребенок ведь не умеет работать иначе, и вам все время придется изобретать некие приманки. А аппетиты у детей растут. Если ребенок за учебу получает планшет, то в следующий раз он хочет нечто того же уровня, а то и посолиднее. Такой уж закон человеческой психологии – адаптировавшись к одному уровню потребления, человек стремится перейти на следующий. При такой логике к 11 классу ребенку уже нужно подарить самолет или как минимум машину. И получается, что всякой там мелочью ребенка не замотивировать, а крупные покупки уже давят на кошелек. А даже если и не давят, то яркие желания ребенка заканчиваются, наступает пресыщенность.

Задайте себе вопросы:

- Как выросший ребенок будет мотивировать себя сам, например, учась в институте?

- Захочет ли ребенок начать свою трудовую карьеру за небольшие деньги в качестве молодого специалиста? Найдет ли он в себе мотивацию работать за скромную поначалу зарплату, если за учебу ему всегда полагались неплохие деньги? Или родители и тут должны будут подпитывать ребенка, чтобы он хоть что-то делал?

- Вознаграждение слишком далеко

Напоследок еще одна, как правило, скрытая от глаз родителей причина, по которой материальная стратегия разваливается.

Суть материального поощрения в психологическом смысле – положительное подкрепление нужных вам действий ребенка. Делаешь правильно - получай поощрение.

Но, чтобы работало положительное подкрепление, оно должно быть КАК МОЖНО БЛИЖЕ по времени к тому действию, которое вы хотите поощрить. В идеале оно должно поступать одновременно с этим действием, тогда будет работать.

Например, если вы хотите поощрить уборку ребенка в комнате, то вы должны выдать положительное подкрепление не к вечеру, а сразу после уборки или даже в процессе ее. Так, например, положительным подкреплением после уборки может быть ваше одобрительное высказывание или специальный знак (наклейка), который получает ребенок за чистую комнату. А положительным подкреплением ВО ВРЕМЯ уборки может стать ваше в ней участие и любимая музыка в виде фона.

Но если вы предлагаете ребенку убираться в комнате месяц, чтобы потом сходить с ним в аквапарк, то он вероятнее всего этого делать не станет, несмотря на любовь к водным горкам. Подкрепление в этом случае слишком отдалено от усилий ребенка.

С учебой то же самое. Прежде, чем получить желаемое, допустим, велосипед, ребенок должен совершить множество действий: сотни раз сесть учить уроки, работать в школе, сделать огромную массу вещей, которые сами по себе для него никак не подкрепляются, их делать тяжело. Большое, но слишком отдаленное подкрепление почти не помогает делать маленькие, но многочисленные усилия в настоящем. Взрослые знают это и по себе: каждому знакомо затруднение в том, чтобы приступить к большому проекту, даже если известно, что он принесет бонусы в дальнейшем.

Попытки же создать более мелкие и близкие денежные мотиваторы, например, платить по 100 рублей за каждую хорошую оценку также оканчиваются провалом. Отчасти по указанным выше причинам (растущие аппетиты и полная материальная обеспеченность современного ребенка), отчасти потому, что система этих мелких поощрений оказывается очень сложной и в итоге рушит сама себя.

Сколько захочет получить ребенок?

Сколько денег он решит "заработать" своей учебой?

Не окажется ли когда то, что ему и вообще не нужны деньги?

Все эти вопросы остаются при денежном подходе на усмотрение ребенка, другого мотива, кроме материального, он не имеет, и родители своей тактикой поддерживают такое положение дел.

Я работаю у вас на полставки, поэтому прошу орать на меня вполголоса!

Анекдот

Законная плата

И все же есть случаи, когда материальное поощрение имеет право на существование в учебе ребенка.

Например, ваш ребенок закончил учебу, и вы спонтанно пошли купить ему подарок. Отчасти это продиктовано вашим хорошим настроением от хорошо выполненного ребенком дела. Отчасти связано с обычной практикой – вы и так ему дарите подарки. Плохо, когда ребенок уже ждет, а то и требует этого подарка – ведь он закончил четверть (большой подвиг).

Главные двигатели в учебе не подарки, а интерес и возможность занять важное место среди других ребят.

Если ваш ребенок не хочет учиться, развивать нужно:

- способность получать удовольствие от учебы, личный интерес. Как правило эта составляющая остается в тени, ею занимаются редко в погоне за мало мальски приличными школьными результатами.

- понимание того, как связана учеба и его положение (а значит самоощущение) среди людей.

- непосредственно знаниями ребенка. Как правило, демотивированный ребенок имеет пробелы в знаниях, которые нужно восстанавливать. То есть помимо мотивации требуется заниматься и непосредственно знаниями, а работы отстающий ученик должен делать больше, чем успевающий, так как ему все труднее в результате пробелов в знаниях.

Деньги не могут решить всех проблем, в частности они не решают проблемы плохой успеваемости детей.

ДЕНЬГИ - ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ.

ОШИБКИ В ОБРАЩЕНИИ С ДЕНЬГАМИ "СТОЯТ" ОЧЕНЬ ДОРОГО.

О ТОМ, КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЗАРАБАТЫВАТЬ ВЫ МОЖЕТЕ УЗНАТЬ ИЗ

ПОСОБИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДЕТИ И ДЕНЬГИ" Т. МАЗАЕВА И Е. ФИЛОНЕНКО.

ЗАКАЗАТЬ КНИГУ

Экология жизни. Дети: Многие родители, чьи дети испытывают трудности в усвоении школьной программы нет нет, да задумывались, не мотивировать ли их ребенка денежными вознаграждениями – может возьмется за ум! Но решит ли это родительские проблемы или прибавит трудностей - будем разбираться.

Многие родители, чьи дети испытывают трудности в усвоении школьной программы нет нет, да задумывались, не мотивировать ли их ребенка денежными вознаграждениями – может возьмется за ум! И наверняка, тетя Люся из соседнего подъезда делилась с вами положительным опытом такой авантюры с дочерью племянницы своего дяди или четвероюродным братом сестры.

Я чувствую, что многие уже приготовились кидать в меня камни, мол это нельзя, то нельзя, все ему плохо!

Подождите! Денежная мотивация действительно помогает ребенку ЗАРАБАТЫВАТЬ оценки.

Не получать их как следствие полученных знаний, а зарабатывать. И здесь хотелось бы задать вопрос – чего вы хотите, дорогие родители, что бы ваш ребенок стремился получить хорошие оценки или качественные знания? Конечно одно происходит из другого и логичным будет замечание родителей, что раз мой ребенок к знаниям не стремится, то пусть хотя бы оценки получает, а дальше втянется, поймет, что получается и будет нормально учится. И ведь действительно, такая схема искусственной мотивации вполне может сработать, но не с ДЕНЬГАМИ! Для начала, по традиции, разберемся с терминами.

Почему нельзя платить за оценки

Мотивация – побуждение к действию необходимого для достижение какой-либо цели.

Мотивация может быть направлена как на себя, так и на кого-либо ( когда мы хотим побудить к действию кого-то другого). Оба этих вида мотивации идут, как вы понимаете, рука об руку в процессе школьного обучения.

Думаю, стоит еще немного разобраться в определении мотивации и условно разделить ее на конструктивную и деструктивную. Как же отличить одну мотивацию от другой? Человек выбравший путь конструктивной мотивации обязательно отвечает себе на вопрос -Чего я хочу добиться в конечном счете, то есть какой цели я хочу достичь?

Обратимся к примеру. Для того что бы лыжнику увеличить свои показатели на трассе, ему вместе с тренером или самостоятельно необходимо определить слабые места в своей технике и усовершенствовать их, а так же приобрести совершенно новые навыки путем определенных тренировочных техник. И теперь переходим к самому значимому вопросу – зачем ему это нужно? Конструктивный пример мотивации: для того чтобы расти по карьерной лестнице, повышать важность соревнований, получить медаль, заключить серьезный контракт и.т.д. Как видите, тема денег здесь тоже фигурирует, правда ни как самоцель и в этом нет ничего страшного.

Деструктивный пример мотивации: потому что тренер его бьет, тренер дает лыжнику деньги, чтобы он повышал свой уровень ради личных целей тренера, для того чтобы не разочаровать тренера.

Получается, что диструктивность мотивов состоит в том, что достижение успешного результата по каким-либо причинам нужно больше тренеру чем лыжнику и такие мотивации если и работают, то являются кратковременными, неэффективными и даже разрушающими.

Я думаю, что даже с этим грубым примером можно провести параллель с мотивацией ребенка. Мы разобрались, что если наш тренер и мотивирует лыжника, то мотивирует на его собственный успех, а не на свой. Тоже самое, зачастую, происходит и с воспитанием ребенка.

После того как с мотивациями все стало более или менее понятно, необходимо разобраться как же нужно мотивировать ребенка, и почему деньги не самый лучший инструмент для решения этой задачи.

Как уже понятно из примера, из-за денежной стимуляции ребенок не станет учится лучше, но станет приносить домой хорошие оценки.

Как же это возможно?

Перейдем к примеру из практики. Ко мне обратилась мама ученицы второго класса. Мама жаловалась, что у ее дочери большие проблемы с концентрацией внимания, поэтому маме приходится все время заставлять дочку заниматься, сидеть с ней во время выполнения домашней работы, контролировать и проверять уроки. Постоянно делать с ребенком уроки – не самое конструктивное, что могут сделать родители , но речь сейчас не об этом.

На первой же консультации с ребенком мы расчертили табличку, где слева должны располагаться плюсы и минусы выполнения домашней работы с мамой, справа преимущества и недостатки работы в одиночестве.

После того как работа с первым пунктом была закончена мы попытались перейти к плюсам работы в одиночестве, но девочка на отрез отказалась называть плюсы этой формы работы, уверяя меня и, в первую очередь, себя, что плюсов просто на просто нет, и есть только минусы. Мне стало интересно с чем связанны такие ее установки, кто ей внушил это косвенно или напрямую и мы решили начать с минусов.

Первым же минус девочка обозначила следующим образом:

-Если я буду делать уроки одна, то моя копилка совсем опустеет!

После этой фразы я сразу понял, что девочке платят за учебу, но не совсем было понятно как это связанно с работой в одиночестве.

Но девочка понимала все лучше меня – Если я буду учиться одна, то буду учиться хуже, а значит у меня больше не будет денег.

Как Вы думаете если бы мама услышала эту фразу, она стала бы посыпать голову пеплом от того что натворила? А вы бы стали? Если вы будете давать вашему ребенку деньги за задания, то навсегда лишите его самостоятельности и честности!

И так, после того как мы сгустили краски, необходимо понять, почему нельзя давать деньги детям:

Все дело в том, что Вы выделяете ребенка на общем фоне. Как бы вы не делали из этого секрета ( что еще хуже, ведь вы заставляете ребенка обманывать ), рано или поздно и учителя и дети узнают, что ребенок получает деньги за оценки. И здесь негативный эффект формируется как со стороны социальной, так и со стороны внутреннего ощущения ребенка.

С точки зрения общества все очевидно: дети любого возраста, а особенного подросткового, в лучшем случае будут смеяться над вашим ребенком из-за неспособности к другой мотивации учиться, а в худшем случае смеяться и издеваться из ЗАВИСТИ. Конечно, стоит оговорится, что в школах с социальной мотивацией, где на первом месте у детей стоит общение и социальный статус, нежели обучение( в основном так дела обстоят в общеобразовательных школах ), такой напор будет не столь выраженным чем в школах с уклоном на мотивацию к обучению ( школы со специальном уклоном, лицеи, некоторые частные школы ), где лидером класса является самый умный ученик, вне зависимости от способности плевать дальше всех, побеждать старших в арм-ресслинг, дорогого телефона, личного водителя на Бентли и.т.д. Если ваш ребенок учится в такой школе, то ему будет не сладко.

Дело в том, что вы уже установили в семье систему услуга – денежная вознаграждение, а это значит, что ребенок будет придерживаться этой модели, до тех пор пока придерживаться ей будете вы. Это происходит ровно потому, что ребенок зависит от вас - зависит от ваших решений и от вашего стиля поведения, а если вы решились платить ребенку деньги, то этот стиль в априори является доминантным, подавляющим его цели и желания.

Если вы не согласны со мной, то ответьте себе на следующие вопросы:

Есть ли у меня другие методы влияния на моего ребенка помимо денег?

Если мой ребенок начнет тратить заработанные им деньги на нежелательные для меня покупки (сигареты, алкоголь, и.т.д.) перестану ли я платить ему и добьюсь ли тем самым своей цели по улучшению его успеваемости?

Уверен(а) ли я в том, что когда ребенок накопит достаточное количество денег для достижения своей личной цели ( покупки видео-игры, телефона и.т.д.) он не откажется от дальнейшего денежного вознаграждения, тем самым снова не успевать в учебе?

Если вы ответили отрицательно хотя бы на один вопрос, уже можно сделать вывод о том, что не к чему хорошему это не приведет и в дальнейшем все, что вам останется, что бы хоть как-то повлиять на вашего ребенка, это манипулировать им с помощью денег.

Но мы ведь с вами взрослые люди и без вышенаписанного понимаем, что платить детям – плохо.

Тогда почему, а точнее - зачем мы все равно это делаем? Ответ очень прост – для себя. Для своего спокойствия, чтобы облегчить себе жизнь, и переложить ответственность за воспитание детей на деньги. Мы просто хотим откупиться от наших детей оправдывая себя невероятными небылицами.

Вернемся к примеру с мамой и дочкой.

Когда после разговора с девочкой у меня состоялась консультация с мамой, та возразила мне следующим образом – я хочу чтобы моя дочь знала цену деньгам, с каким трудом они зарабатываются, научилась их копить и с умом тратить.

Вот в чем дело - конкретно в этом объяснение нет ровным счетом ничего кроме оправдания своего бессилия.

Платить детям за учебу это - все равно что ваши родители начнут платить вам за то что вы ходите на работу, а еще доплачивать вам ежегодный налог за то, что в определенный момент вы превратились в самостоятельных взрослых людей и стали жить отдельно. Давайте доведем ситуацию до абсурда – а вам случаем никто не доплачивает, что вы детям еду готовите и ли лампочку в туалете прикрутили?

Это обязанность вашего ребенка - учиться, а если вы им платите за это, то тем самым формируете у него ощущения халявы, а не цену деньгам. Ребенок просто выполняет свои обязанности и должен формировать мотивацию из ощущения нужности одобрения и уважения к своим поступкам и решениям от членов семьи, а не от денежного вознаграждения!

Так что из выше приведенного примера видно, что цели мамы не соответствуют средствам для их достижения.

Дорогие родители, искренне надеюсь, что в этой статье приведено достаточно доказательств против денежной мотивации к обучению. Я уверен, что вы и сами все понимаете, но порой мы просто не знаем как поступить и у нас опускаются руки. Помните – дети – ваше зеркало и если у вас больше нет сил для ПРАВИЛЬНОГО, гармоничного воспитания вашего ребенка, то и у него не будет никакого желания к этому стремится!

Раз мы разобрались с тем почему ребенку нельзя платить за учебу, как все же верно мотивировать его на обучение?

В самом начале мы говорили о конструктивных и деструктивных способах мотивации. Деструктивные способы разобраны, теперь можно приступить к разбору конструктивных.

Многие родители недовольны уровнем знаний своего ребенка. В большинстве случаев это может быть связанно с ожиданиями родителей о успеваемости ребенка. В первую очередь нужно ответить себе на вопрос — что я хочу от своего ребенка? Многие ответят- чтобы он учился хорошо. Хорошо — весьма расплывчатое понятие, и опасность его в том, что оно опять же не приводит нас к цели.

Вернемся к примеру с лыжником.

Продуктивные мотивации для достижения цели у нашего героя могут быть следующие: выиграть городские соревнования. В этом случае сразу понятно, что для достижения этой цели необходимо определенное количество тренировок, диета, и прочее. Если цель попасть на олимпиаду, то количество усилий лыжника пропорционально увеличивается.

Попробуем в этих вопросах разобраться вместе.

Для ответа на оба эти вопроса нужно понимать, что такое УСПЕШНОЕ обучение! Обратите внимание, что речь сейчас не идет о том, что бы сделать из вашего ребенка гения, или то чтобы он учился на одни пятерки, а чтобы он мог чувствовать себя комфортно в предлагаемых школой условиях. Тем более, для того чтобы быть успешным, не обязательно учится на все пятерки, можно даже иметь тройки по некоторым предметам, но при этом быть успешным в каком-то конкретном комплексе предметов — гуманитарном ли, или естественно-научном, в зависимости от интересов и способностей вашего ребенка.

И снова предвижу вопросы: Да мой ребенок вообще ничем не интересуется, ему дай волю он вообще ничего делать не будет, я его в школу-то еле-еле на аркане тащу!

Конечно, так и будет, до тех пор пока, ребенок будет чувствовать себя неуспешным.

У такого безразличного поведения есть вполне себе объективная причина — пока вы вместе с ним делаете уроки или все время его контролируете, то это вы несете ответственность за обучение а не ваш ребенок, то есть у него создается полное ощущение того что он ни на что повлиять не может, а зачем ему тогда вообще что-то делать.

И вновь восклицание из зала — так мы же ведь и говорим Вам, что если не будем от него требовать выполнения уроков, то он свесит ножки и вообще ничего делать не будет!

Прекрасно понимаю, ведь получается ситуация замкнутого круга. Но могу сказать одно: если что-то не менять, то оно и не изменится, а если попробовать что-то изменить, то есть хотя бы крохотный шанс, что изменится все в лучшее сторону.

И теперь, для того что бы доказать полезность вышеописанного метода давайте поставим себя на место ваших детей.

Мы каждый день ходим на работу. Представим, что у всех нас она любимая и по-другому даже быть не может. Но даже на самой любимой работе есть вещи, которые мы просто терпеть не можем. Для того, чтобы не ходить далеко разберем пример моей работы:

Мой рабочий день начинается в девять утра. Для этого мне нужно встать около семи и выйти из дома в восемь. Природа не наградила меня родится жаворонком, а даже совсем на оборот, и по этому мне приходится вставать рано и приходить на работу вовремя, и ничего с этим поделать нельзя, иначе меня просто уволят. А мы помним, что я люблю свою работу и не хочу увольняться.

Но помимо вышеописанной рутины у меня остается работа с детьми, общение с родителями, проведение развивающих и лекционных занятий и в этом случае я совсем не думаю, превысил ли я объем работ исходя из своего функционала или нет.

Я думаю, что мы по умолчанию согласимся, что жизнь так обстоит у всех, включая и вас и вашего ребенка.

А теперь представьте, что из вас хотят сделать идеального работника! Хотят чтобы у вас вообще не осталось слабых сторон!

Представьте, что как только вы заходите в свой кабинет, вам звонит начальник и говорит:

-Петр Васильевич, а вы уже открыли рабочую почту?, -точно, точно?- -а если проверю?,

-Марья Сергевна, вам отчет через две недели сдавать, вы почему только 586 страниц написали? Вам еще на чистовик переписывать!

Ваша работа превратилась бы в невыносимый ужас от бесконечного контроля. Закройте глаза, представьте — могли бы вы назвать такую работу любимой?

Что бы вы в этом случае начали бы делать? В первую очередь, бесконечно лгать начальству, от этого находится в состояние постоянного напряжение. Во вторую очередь — все время старались бы отвлекаться на что-то более позитивно окрашенное, например на социальные сети или личные звонки, тем самым увеличивая время на выполнение работы. Так получается потому, что человеку свойственно откладывать негативно окрашенные действия. Поэтому и работа должна быть любимой!

Вам просто достаточно принять то, что некоторые вещи ребенок имеет право делать формально, просто потому, что это нужно сделать, что бы больше времени оставить на любимые предметы.

По сути, он должен учится так, что бы с одной стороны его не выгнали из школы, а с другой, что бы он был успешным в какой-либо области и имел в ней безусловную поддержку не только сверстников и учителей, но и родителей и в этом случае ни за что никогда платить не придется!

Многие родители считают, что хорошо учиться — это обязанность ребенка, его работа, а за работу его нужно материально поощрять. Одни мамы и папы обещают детям новейшие смартфоны и гаджеты за отсутствие троек среди годовых оценок. Другие готовы давать ребенку деньги за каждую пятерку. Хороший ли это педагогический метод? Разбираемся вместе с детским психологом Ириной Катин-Ярцевой.

Для чего и для кого ребенок учится

Взрослый человек понимает, что хорошая учеба имеет отложенные выгоды. Это значит, что ее результаты — качественное образование, общий кругозор, перспективная работа, возможность преуспеть в жизни — появятся только через несколько лет. Для ребенка эти цели абстрактны, он не может их четко осознать, поэтому не воспринимает их как стимул хорошо учиться. Но он все равно трудится, а логика подсказывает нам, что любой труд должен быть вознагражден. И все же эту работу оплачивать нельзя, и вот почему.

Во-первых, давайте задумаемся, какова цель посещения школы — пятерки или знания? Если ребенку платят за пятерки, то именно они становятся для него смыслом учебы. И здесь все средства хороши — списать у приятеля, воспользоваться готовым заданием, применить шпаргалку, выклянчить оценку у учителя…

Во-вторых, кому на самом деле нужна учеба? Вам или ребенку? Если вы платите за учебу, напрашивается вывод, что учеба нужна именно вам, родителям. Из-за этого у ребенка не формируется ни мотивации стремиться к знаниям, ни восприятия учебы как своей главной задачи.

В-третьих, если вы платите ребенку за пятерки, задумайтесь, для чего вы это делаете? Вы исходите из предположения, что для успеха ребенку не хватает только мотивации? Мысля подобным образом, мы часто упускаем из виду проблемы, которые мешают ребенку учиться и требуют нашего участия.

Это могут быть самые разные трудности:

соматические (телесные) — недостаток физических сил, сна, быстрый рост, скудное или неправильное питание, болезнь или состояние после нее;

психологические — депрессивные состояния разной степени тяжести, эмоциональные конфликты, оттягивающие на свое решение силы организма, выученная беспомощность, игровая зависимость;

трудности обучения — пропущенный материал, недостаточная зрелость некоторых зон мозга, которая может проявляться и в освоении отдельных предметов и в общем учебном процессе (сложности восприятия информации на слух, при чтении, трудности с запоминанием или воспроизведением выученного, проблемы с удержанием внимания и вхождением в задание, неспособность организовать самостоятельную работу);

внешние причины — домашние или школьные конфликты, факторы, мешающие приготовлению домашних заданий (работающий телевизор, шум от маленьких детей, соседей), сильная занятость внеклассной деятельностью.

Мотивация к учебе и деньги

А если у ребенка нет всех этих проблем, а в недостатке — только мотивация?

В норме ребенку интересно учиться, и он хочет это делать. Мотивацией может быть удовольствие от учебы (узнавания нового, общения с интересным учителем, с компанией сверстников, увлеченных занятиями), возможность практического применения изученного, честолюбие, желание быть лучшим.

Бывает, что недостаток мотивации — следствие незрелости конкретного ребенка, его неготовности к школьному обучению, неподходящей программы. Также бывает и то, что полюбить учебу мешает сам процесс. Например, неинтересная подача предмета, нелогично построенная программа, неправильно организованный учебный процесс, и — самое удручающее — разрыв между учебой и ее результатом, отсутствие возможности применить изучаемое на практике. Этот разрыв порождает ощущение ненужности, бессмысленности изучаемого материала, что значительно уменьшает мотивацию. Никому не хочется тратить время на бесполезное дело.

Таким образом, плата за пятерки не решает проблем ребенка, но может в какой-то степени замаскировать их.

Хорошая учеба без материальных стимулов

Как же помочь ребенку хорошо учиться?

Есть несколько приемов для стимуляции собственно учебной мотивации.

Как видите, стимулировать интерес сына или дочери к учебе можно разными способами. И они, в отличие от материальных выгод, будут иметь смысл.

Читайте также: