Робот мани приезжают ли домой к должнику

Обновлено: 17.06.2024

Алёна* сидит, опустив красные от слёз глаза, вспоминать прошедший год ей совершенно не хочется. Девушка уверена, что минувшей зимой в её жизни наступила чёрная полоса. Сначала она потеряла работу, потом близкого человека. Силы жить и бороться пропали, взамен появились проблемы с деньгами, которые в итоге выросли в большие долги.

— На начало 2018 года у меня было два кредита. Я их платила исправно. Но потом потеряла нормальную работу, тогда-то всё и закрутилось. Стала искать новое место, нарвалась на нечестного работодателя, ушла, устроилась в другую компанию, там случилось то же самое. Руководство обещало хорошие условия, стабильный заработок, но ничего из этого я не видела. В итоге за год сменила три места работы. Один из кредитов каким-то чудом мне удалось закрыть. Когда начались задержки зарплаты, стали звонить с другой кредитной организации. Тогда я впервые обратилась в МФО и внесла платёж за основной кредит, — вспоминает 24-летняя Алёна.

Но когда пришла пора возвращать долг в микрофинансовую организацию, зарплату снова задержали. Девушка совершила отчаянный ход… и взяла микрозайм в другой фирме, чтобы оплатить предыдущий.

— От безысходности начинаю брать один займ за другим, чтобы гасить предыдущий. Именно так моя жизнь и превратилась в бесконечный водоворот МФО. Один долг мне удалось закрыть полностью. Но всё изменилось в январе 2019 года. Моя жизнь разделилась на две половины: до этого момента и после, — полушёпотом произносит должница.

5 января у Алёны умерла мама, самый близкий и родной человек, с которым можно было поделиться всеми тяготами, получить поддержку в такой непростой ситуации. Девушку охватила депрессия, от отчаяния не было сил встать с кровати. А нужно было заниматься организацией похорон, которые к тому же требовали новых расходов.

Алёна вновь стала задерживать платежи в МФО. Из-за бешеных процентов долги росли, как снежный ком. Платить было практически нечем, но девушка старалась вносить увеличивающиеся платежи. Однако выпутаться из этой ситуации всё равно не могла.

— Я не работала в январе, соответственно, и денег никаких не получала. Начальник отпустил в некое подобие отпуска. Но естественно без содержания. Зарплаты не было, а платежи никто не отменял. Я продолжала погружаться в долговую яму. Только в конце февраля я поняла, что уже оказалась на самом дне. Платить я больше никому не смогу. Это, знаете, как выйти из комы. Вроде бы немного оправляешься от потери, начинаешь рационально мыслить, — вспоминает Алёна.

Девушка отчётливо помнит тот день, точнее ночь, когда она искала выход из сложившейся ситуации. Но его просто не было — долг оказался настолько огромным, что в обозримом будущем погасить его Алёна не смогла бы даже устроившись ещё на две работы. И это без учёта того, что проценты по основному долгу продолжали расти.

Грабительские проценты

Стать должником перед МФО не составит особого труда. Возьми 5000 рублей, а верни чуть ли не в половину больше. Если просрочишь платёж хотя бы на один день, то к основной сумме долга набегут бешеные проценты. Так случилось с Алёной и тысячами других пострадавших.

Антон* из Ханты-Мансийского автономного округа тоже стал должником этой системы. А жизнь его изменил роковой случай — из-за серьёзной аварии мужчина оказался на реанимационной койке, где пролежал несколько недель.

— Я брал кредиты до аварии. Суммы не очень большие — до 20 000 рублей. Платил бы и дальше исправно, но ДТП изменило в корне всю ситуацию. Трудно предугадать такие вещи — жизнь есть жизнь. Я без денег, на больничном, средств на существование-то не хватает. Что говорить о просроченном микрозайме — я сейчас должен около 170 000 рублей. Только представьте, какие грабительские там проценты, — рассказывает Антон.

Сейчас каждый второй житель России, по подсчётам экспертов, имеет долг перед МФО. Сумма огромны — почти 40 миллиардов рублей, долг с каждым днём становится всё выше. В том числе, на это влияют ежедневные проценты и пени. На МФО, которые порой перегибали палку в попытке заработать больше, нашли управу — с января 2019 года ежедневная процентная ставка не может превышать 1,5%, а с 1 июля 2019 её снизят до 1%. Но несмотря на это ставки всё равно остаются несоизмеримо высокими. Только представьте: 1,5% в день = 548% годовых!

При этом редкий, пожалуй, клиент будет вчитываться в условия заключаемого договора. Да, вам не нужно иметь дело с бумажной волокитой и подписывать кучу документов. Однако они всё же есть. Правда, чтобы найти их на сайтах МФО, нужно постараться. Как правило, такие организации выносят на видимые места то, что якобы упростит жизнь заёмщика, но прячут поглубже договоры, лицензии и реальные проценты. А некоторые компании и вовсе не включены в реестр МФО.

Коллекторские атаки

Кроме материальных трудностей настоящей проблемой должников МФО становятся коллекторы. Их методы шантажа не укладываются ни в разумные рамки, ни в правовое поле.

— Начался ад: угрозы, оскорбительные письма в социальных сетях, звонки по 217 раз в день. Могли просто на прозвон автоматический ставить — каждые пять секунд раздавался звонок со скрытого номера. На мне они не останавливались, стали потом звонить мужу и всем родственникам. Слава богу, домой не приходили, подъезды, как много где бывает, не исписывали гадостями. Одно из самых неприятных — угрожали создать страницу с моими фотографиями по оказанию экспорт-услуг. Не представляю, сколько нужно имет нервов, чтобы выдержать эти звонки и угрозы. Я боялась выходить на улицу, думала, коллекторы будут приходить домой, — говорит Диана.

Расплатиться жизнью

Порой коллекторы оказывают настолько сильное давление, что психика должников не выдерживает. Один из самых громких случаев произошёл в Челябинске, когда от действий троих коллекторов пострадали 11 человек. Должников держали в страхе с помощью изощрённых методов: писали унижающие и оскорбительные смс, ломились в двери, выбивали дверные глазки, звонили и дышали в трубку, вызывая у людей панику. Кто бы выдержал такую коллекторскую атаку?

К сожалению, это не единственный случай, когда за долги люди расплачиваются собственной жизнью. В Свердловской области мужчина задолжал микрофинансовой организации 25 000 рублей. Сравнительно небольшая сумма довела его до петли. Только после смерти заёмщика выяснилось, что погибшему постоянно угрожали коллекторы. Мужчина не выдержал угроз, и, не понимая, как рассчитаться с долгами, лишил себя жизни.

Содержание статьи

Как работает коллекторское агентство

Могут ли коллекторы приходить домой

Да, действительно, у коллекторских агентств есть право отправлять своих сотрудников по адресу, который заемщик указал в кредитном договоре, если тот отказывается от других способов взаимодействия. Так что прийти домой к человеку они имеют право, коллекторам дает такую возможность закон № 230-ФЗ, регулирующий деятельность агентств. Но этот же закон жестко ограничивает права коллекторов в отношении заемщика и оберегает граждан от злоупотреблений. Поэтому правила и частота визитов четко регламентированы, и профессиональное коллекторское агентство обязано соблюдать их. В противном случае речь идет о мошенниках или недобросовестных коллекторах, а с ними иметь дела не стоит.

При каких условиях сотрудники агентства навещают заемщика

Согласно законодательству, коллекторы могут нанести личный визит заемщику, но не вправе войти в жилье без разрешения. Если владелец жилья против этого визита, он может не открывать дверь представителям агентства. Добросовестные агенты чаще всего наносят визит клиенту по предварительному соглашению. Без предупреждения визиты осуществляются редко, только если связаться другим способом не получается. Если от коллекторов слышны угрозы или они пытаются войти без разрешения, это нарушение законодательства. Кроме того, представители агентства не имеют права встречаться с заемщиками, которые:

  • написали отказ от личного взаимодействия;
  • перевели взаимодействие с коллекторским агентством на своего адвоката;
  • недееспособны или ограниченно дееспособны;
  • имеют инвалидность I группы;
  • находятся на лечении в стационаре;
  • являются банкротами.

С несовершеннолетними личная встреча также невозможна.

Периодичность визитов коллекторов по закону

Закон № 230-ФЗ говорит не только об условиях личного визита, он еще и регламентирует, сколько времени должно пройти с предыдущей попытки связаться, чтобы коллекторы могли предпринять новую. Для личных встреч срок между попытками не должен быть меньше недели, то есть чаще раза в неделю коллекторы приходить не могут. Существуют и другие ограничения:

  • в будние дни представители агентства имеют право прийти с 8 до 22 часов, не раньше и не позже;
  • в выходные и праздничные дни этот срок сокращается: коллекторы могут нанести визит с 9 утра до 8 вечера.

Если коллекторы пришли менее чем через неделю, с тех пор как приходили в прошлый раз, рано утром или поздно вечером, такой визит нарушает законодательство.

Как должны вести себя коллекторы

Раньше деятельность коллекторских агентств ассоциировалась с угрозами, психологическим давлением и даже вандализмом. С тех пор как начал действовать закон № 230-ФЗ, многое изменилось. Теперь подобное поведение под запретом: и во время телефонных разговоров, и при личной встрече коллекторы должны вести себя корректно, вежливо, не запугивать и не угрожать. Подобное поведение — маркер грамотного и профессионального коллекторского агентства, с которым можно договориться. Присмотритесь, как держатся представители, которые с Вами встретились, не грубят ли, не пытаются ли давить. Если коллекторы ведут себя в соответствии с законодательством, стоит прислушаться к их предложениям. Агентства, которые соблюдают букву закона, заинтересованы в том, чтобы клиент избавился от обязательств в том темпе, который ему удобен. Вам могут предложить более выгодные условия, индивидуальный график выплат или даже скидку на сумму задолженности, если представители агентства увидят, что Вы готовы идти навстречу.

Что делать, если коллекторы нарушают закон

Если коллекторы приходят в запрещенное время, слишком часто, игнорируют законодательство или ведут себя некорректно, Вы имеете право обратиться в организации, регулирующие их деятельность, например, в НАПКА или ФССП. На официальном сайте этих организаций можно подать жалобу на недобросовестных коллекторов. Помните: если задолженность не Ваша, а кредит Вы не брали, никто не вправе заставить Вас платить.

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Как работает анонимный звонок?

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск

Задайте все интересующие Вас вопросы

Получите консультацию оператора

Анонимная горячая линия.
Проконсультируйтесь по вопросам погашения задолженности в компании ЭОС, не раскрывая личных данных.

Поэтому каждому заемщику нужно знать, как разговаривать с коллекторами и как вести себя, если коллекторы пришли домой — это поможет обезопасить себя и своих родных от противоправных действий излишне усердных взыскателей просрочек.

Когда коллекторы могут прийти домой?

В соответствии с действующим законодательством РФ под коллекторскими агентствами понимаются фирмы, получившие лицензию на работу с должниками и проблемной задолженностью по банковским кредитам и займам в микрофинансовых компаниях — МФО. Вот только в таких компаниях заработная плата сотрудников очень сильно зависит от того, сколько просроченных кредитов и займов они смогут вернуть. Поэтому они готовы приложить немало времени и сил на то, чтобы вынудить должника погасить просроченные финансовые обязательства.

Многие граждане, оказавшиеся в сложных финансовых обстоятельствах, которые не позволяют им своевременно гасить займы, интересуются, могут ли коллекторы приходить домой к должнику и требовать деньги для погашения просрочки?

Имеют ли право коллекторы
при визите в дом должника
разговаривать с его родными?

Ответ однозначный — приходить к должнику домой они право имеют. Но коллекторские агентства являются обычными коммерческими организациями, и не располагают правом самовольно проникать на чужую территорию.

Если человек сам не пригласит коллектора зайти на придомовой участок, войти в квартиру или в дом, то сделать это по желанию сборщик долгов не может, так как иначе его действия будут считаться прямым нарушением законодательства.

Обычно коллекторы делают попытки прийти домой к должнику для личного общения, если тот не выходит на связь по телефону. Тогда специалисты агентства могут выехать по домашнему адресу физического лица с целью установить его реальное имущественное положение, уточнить номер телефона, место работы, оценить уровень достатка и получить другие сведения.

Однако если гражданин не желает общаться с коллекторами, он имеет полное право не открывать перед ними дверь.

Как часто коллекторы могут приходить домой

По будням коллекторам разрешено посещать неплательщика в период с 8 утра до 10 вечера, а в выходные дни — с 9 утра до 8 вечера. В соответствии со ст. 7 закона № 230-ФЗ коллекторы имеют право прийти домой к должнику только один раз в неделю. Однако число встреч по инициативе самого неплательщика законом не ограничено.

Что делать, если к вам домой пришли коллекторы?

Имею ли я право
не пускать в дом коллекторов?
Закажите звонок юриста

Научитесь фиксировать любые визиты и общение с кредиторами и их представителями на камеру мобильного телефона. При этом ни в коем случае не стоит скрывать факт съемки — в отличие от коллекторов, вы не совершаете никаких противоправных действий и находитесь на своей территории. Но помните, что коллекторы тоже имеют право вести аудио и видео записи вашей встречи. Это законно.

В соответствии со ст. 29 п.4 Конституции РФ каждый человек имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным путем. Съемка запрещена лишь в помещении отдельных министерств и ведомств. Например, в России запрещена съемка военных объектов.

  1. ФИО человека, находящегося перед вами.
  2. Полное название и адрес организации, которую он представляет.
  3. Цель и основание для визита.

Не дайте сбить себя с толку посторонними вопросами, а попросту игнорируйте их.

Квартира — это частная собственность, неприкосновенность которой гарантирует Конституция РФ. Проникнуть внутрь без вашего разрешения могут только спасатели или пожарные в случае чрезвычайной ситуации, а также полиция и прокуратура, имеющие на руках соответствующее постановление суда. Или же полиция, у которой есть четкое ощущение, что в вашей квартире кого-то убивают, или кто-то экстренно нуждается в посторонней помощи.

Это значит, что коллекторы могут прийти или приехать к вам домой, вот только, чтобы войти в него, у них должно быть разрешение собственника жилья.

Имеют ли коллекторы право
сообщить о моем долге
в бухгалтерию по месту работы?

Имеют ли право коллекторы приходить к родственникам должника

В соответствии с последними изменениями в законодательстве коллекторы не вправе беспокоить родственников должника. Исключением из общего правила являются следующие ситуации:

  • близкий родственник является поручителем или созаемщиком по кредиту. Или же это жена (муж), отец или мать заемщика по ипотечному займу;
  • заемщик умер, а его родственники получили его долги и по наследству. Увы, вступая в наследство, люди получают не только имущество человека, но и его долги.
  • Родственник сам в кредитном договоре указал себя в качестве контактного лица по долгу. Но такие случаи (если человек не является поручителем) крайне редки.

В любых других случаях коллекторы не могут обращаться к родителям, супруге, братьям или сестрам должника с требованиями возврата чужого кредита, а уж тем более приходить к ним домой.

Более того, закон избавляет родственников от обязанности предоставлять взыскателям по просроченным займам какие-либо сведения о гражданине. Любые угрозы, моральное или психологическое давление в подобной ситуации являются противоправными и подлежат уголовному преследованию.

Как подготовиться к визиту коллектора

На первоначальных этапах работы с должником и просроченным кредитом коллекторские агентства ограничиваются звонками. С их помощью взыскатель получает понимание степени юридической грамотности заемщика и его позиции относительно возврата проблемного долга. Очень важно уже во время первого разговора обозначить четкие рамки общения с коллекторами, независимо от того, идет речь о телефонных переговорах, переписке или о личных визитах.

Укажите на то, что о наличии долга вам хорошо известно. Можно назвать причины, по которым вы перестали оплачивать кредит, и указать возможные пути решения проблемы. Во время телефонного разговора уточните ФИО и должность звонившего, полное наименование организации, представителем которой он является, а также основание передачи вашего кредитного договора коллекторскому агентству.

До визита взыскателей в жилище должника проверьте через интернет или приставов законность работы организации, изучите соответствующие нормативно-правовые документы и подготовьте аргументы в защиту собственной позиции по возврату просроченной задолженности.

Как вести себя во время визита коллектора

Степень вашей юридической грамотности коллектор успел оценить еще во время телефонного разговора. Поэтому если неплательщик не знает своих прав и не разбирается в тонкостях законодательства, то, когда коллекторы приходят домой к такому гражданину, возможно, они попытаются вести себя как самый обычные бандиты из девяностых.

Еще на первых минутах разговора необходимо дать понять, что вы не намерены терпеть хамское поведение и готовы обратиться в полицию.

Взыскатели по кредитному договору донимают вас звонками, пишут СМС, направляют письма и приходят к вам домой — это их работа. Однако если вы не хотите с ними общаться, никто не вправе вас заставить.

Если на руках у сотрудников агентства отсутствует судебное решение о принудительном взыскании задолженности или документ, подтверждающий их полномочия (агентский договор или договор цессии), их действия однозначно расцениваются как вымогательство.

Применение силы с целью проникнуть в дом к должнику — это уголовно наказуемое деяние. Постоянный стук или звонки, удерживание двери также являются незаконными. Все, что от вас требуется в этом случае, это позвонить в полицию и сообщить, что неизвестные люди пытаются проникнуть в ваш дом и вымогают деньги.

Донимают коллекторы? Закажите
звонок юриста

Жаловаться на таких взыскателей необходимо в их профессиональную ассоциацию — Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) и Федеральную службу судебных приставов.

Некорректное поведение коллекторов, угрозы и запугивание — все это является веским основанием, чтобы завершить разговор. Даже наличие многомиллионной задолженности не дает взыскателю права ежедневно приходить домой, оскорблять заемщика, запугивать его или угрожать физической расправой.

Если же разговор ведется в рамках правового поля, при этом сотрудник коллекторского агентства вполне корректен, спокойно выслушайте его, затем изложите свою точку зрения, при необходимости приведите аргументы и доводы для ее обоснования. Попросите у визитера представить документы, на основании которых он пришел к вам домой, а также подтверждающие его полномочия выступать от лица взыскателя.

Кроме того, у коллектора с собой должен быть кредитный договор (его заверенная копия), а также договор в соответствии с которым банком была произведена уступка права требования сторонней организации.

Однако на практике эта статья применяется только тогда, когда заемщик сообщил заведомо ложные сведения о своей работе или месте жительства, при этом не произвел ни одного платежа по займу.

Ни в коем случае во время визитов коллекторов не давайте им денег и не подписывайте никаких документов. Задача взыскателя — уведомить должника о наличии просроченной задолженности и факте ее передачи банком коллекторскому агентству. Погашать долги можно только по официальным реквизитам кредитора или самого коллекторского агентства в том случае, если долг им куплен.

Требовать, чтобы вы подписали письма с гарантийными обязательствами, уведомления и иные документы незваные визитеры имеют право. Но вы вправе их не подписывать.

Есть ли у коллекторов право
подать на меня в суд? Закажите
звонок юриста

Что не стоит делать

Во время беседы с представителями коллекторского агентства рекомендуется держаться уверенно и с достоинством. Никакой суеты или паники. Помните, что вы не обязаны предоставлять визитерам никакую информацию, сообщать какие-то дополнительные сведения, выходящие за рамки правоотношений кредитор–должник.

Коллекторы не имеют права описывать имущество или арестовывать его, поэтому не стоит сообщать им, сколько автомобилей есть в вашей собственности, проживаете ли вы в своей квартире, есть ли у вас любые другие материальные ценности. К слову, даже приставы без решения суда не вправе описывать имущество или изымать его у должника.

Не стоит впадать и в противоположную крайность, например, начать угрожать взыскателю сотрудниками правоохранительных органов. Помните, что все меры, предпринимаемые сотрудниками коллекторских агентств, относятся исключительно к досудебной форме возврата долгов. Это значит, что если вы хотите избавить себя от проблем с приставами, стоит по возможности погасить имеющиеся кредитные обязательства.

Куда жаловаться

Если должник считает, что коллекторы нарушают его законные права и интересы, он имеет полное право пресечь допущенные нарушения и обратиться с жалобой в соответствующие государственные органы. Для этого можно написать заявление в прокуратуру или полицию, приложив к нему имеющиеся доказательства. Например, вы можете подтвердить факт угроз в ваш адрес со стороны кредитора с помощью аудиозаписи или видеосъемки.

Обратиться с заявлением в полицию стоит не только, если вам или вашим родственникам поступают явные или скрытые угрозы, но и если вас донимают круглосуточными звонками, регулярными визитами домой или на работу. Пресекать стоит и любые искажения фактов со стороны коллекторов, а также случаи разглашения персональной информации о заемщике.

Куда на коллекторов эффективнее всего
жаловаться? Закажите звонок юриста

Главным условием привлечения нарушителей к уголовной или административной ответственности является обоснованность обращения в правоохранительные органы. А при нанесении вашему имуществу вреда или причинению ущерба нужно обращаться в судебные органы с гражданским иском.

ФССП — главный госорган, регулирующий деятельность коллекторских организаций. А жалоба в ФССП на коллекторов часто бывает очень эффектна.

Отстаивать и защищать свои права вправе каждый гражданин, независимо от того, имеются у него непогашенные кредитные обязательства перед банками или нет.

Что делать в случае противоправных действий коллекторов

Если коллекторы очень часто стали приходить домой, хамят или шантажируют, нужно обратиться с заявлением в полицию или прокуратуру.

Наказанию подлежит и психологическое насилие в отношении должника. К примеру, унижение человеческого достоинства в соответствии со статьей 5.61 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 3 до 50 тысяч рублей. Поэтому общение с коллекторами лучше проводить только на камеру или под запись диктофона.

В любом случае должник должен помнить, что если он отказывается общаться с коллекторами, то на него рано или поздно, но точно в течение трех лет после того, как он стал допускать просрочки по кредиту или займу, кредитор или коллектор подадут иск в суд. Поэтому трезво оцените, чем может для вас обернуться отказ от общения, если оно идет вежливо и в деловом ключе.

А лучше пригласите к диалогу с коллекторами опытного кредитного юриста — наши сотрудники помогут вам и представят ваши интересы в спорах с взыскателями.

Если заемщик не выполняет вовремя и в полном объеме свои обязательства перед кредитной организацией, то взыскание его задолженности может быть передано коллекторскому агентству. Расскажем, как быть в этом случае.

Коллекторские агентства специализируются на досудебном взыскании кредитных долгов, то есть их задача состоит в том, чтобы связываться с должником и напоминать ему о необходимости погашения задолженности. На практике коллекторы в течение нескольких месяцев могут приезжать домой, использовать различные методы психологического давления, тем самым доставляя немало проблем заемщику. Коллекторы нередко превышают свои полномочия и нарушают права должника. Причина в первую очередь заключается в незнании собственных прав, которые установлены Гражданским и Уголовным кодексами.


Коллекторы могут работать по одной из двух схем. Первая предполагает выкуп долга, при этом коллекторское агентство становится новым кредитором. Во втором случае коллекторская фирма оказывает посреднические услуги и получает вознаграждение, размер которого зависит от договоренности с банком. По одним сделкам коллекторы получают 8 % от суммы выплаченного долга, а по другим — 25 %.

Рекомендации, как вести себя с коллекторами

1. На первом этапе коллектор обычно осуществляет телефонный звонок и сообщает о том, что дело по взысканию долга передано коллекторскому агентству. Сотрудник обязательно должен представиться, назвав полное имя и должность. Уже во время телефонного общения заемщик может узнать полное название коллекторской организации, юридический адрес, контактный телефон и прочие данные.

Если сотрудник коллекторского агентства отказывается озвучить информацию, не стоит продолжать с ним общение, поскольку есть вероятность, что телефонный звонок осуществляют мошенники.

2. На втором этапе обычно проходит личное общение с представителем коллекторского агентства. Должник вправе не впускать коллекторов в свой дом, поэтому лучшим вариантом будет встреча на нейтральной территории. Заемщику необходимо поинтересоваться, был ли продан долг коллекторскому агентству, либо эта организация оказывает посреднические услуги.


Если долг был продан коллекторской организации, обязательно нужно запросить у сотрудника такие документы:

  • свидетельство;
  • устав;
  • копия с заверенной печатью выписки из ЕГРЮЛ организации;
  • заверенная копия договора уступки.

Если банк по-прежнему остался кредитором, то есть долг не был выкуплен коллекторской фирмой, то нужно запросить у коллектора аналогичные документы, но вместо договора уступки понадобится договор, заключенный между банком и коллекторской организацией.

Проверка документов позволит не стать жертвой мошенников и убедиться в законности действий коллекторов.

3. На следующем этапе необходимо обратиться в банк и заказать выписку по счету, по которой будет видна сумма задолженности по кредиту. Если остаток долга был переведен на коллекторскую организацию, это также будет отражено в выписке.

4. Далее важно определить сумму долга — для этого нужно составить заявление с требованием предоставить расчет долга в письменной форме и подать его кредитору (то есть банку либо коллекторскому агентству, выкупившему долг).

Если с момента внесения последнего платежа прошло 3 года, это означает, что истек срок исковой давности. В таком случае ни банк, ни коллектор не имеют права требовать оплаты долга.

5. Коллекторы периодически будут звонить, присылать письма, смс-уведомления. Не стоит игнорировать их. Если дело будет передано в суд, то судья не будет лоялен к должнику, скрывающемуся от коллектора либо банка. Желательно обсудить с коллектором план и составить график погашения долга. Благодаря этому можно добиться отсрочки и частичного списания долга.

Что делать, если коллекторы нарушают права должника?

Незаконными считаются такие действия коллекторов:

  • использование ненормативной лексики, угрозы, оскорбления, общение в неуважительной форме, запугивания (в том числе уголовной ответственностью);
  • проникновение в дом должника без приглашения;
  • любые контакты (встречи, телефонные звонки) в будние дни с 22:00 до 08:00, а также в выходные и праздничные дни с 20:00 до 09:00;
  • распространение информации о задолженности третьим лицам — родственникам, соседям, коллегам и руководству на работе;
  • рукоприкладство и физические методы воздействия.

1. Разговоры можно записывать на диктофон. Сегодня это очень легко сделать, поскольку на любом смартфоне или планшете есть специальные приложения, которые помогут записать беседу.

2. Если поступают звонки в ночное время, можно взять у оператора мобильной связи распечатку входящих вызовов для подтверждения факта нарушения прав.

3. Если сотрудники коллекторских фирм угрожают, оскорбляют должника или используют другие агрессивные методы воздействия, необходимо обращаться в полицию. Потребуется составить заявление и приложить запись, сделанную при помощи диктофона, на которой зафиксирован факт нарушения прав.

Нередко коллекторы говорят, что они конфискуют имущество, это также можно расценивать как угрозу, поскольку проводить опись и конфискацию имеют право только судебные приставы.


4. Если коллекторы пытаются проникнуть в дом, обязательно нужно вызвать полицию и пригласить двух соседей, которые будут свидетелями инцидента. До приезда полиции желательно установить личности сотрудников коллекторского агентства, то есть потребовать у них предъявить документы. В дальнейшем эта информация понадобится, чтобы составить заявление и подать его в правоохранительные органы.

5. Если коллекторы угрожают уголовной ответственностью и тюремным заключением — это также повод обратиться в полицию и подать жалобу в Роспотребнадзор. Уголовная ответственность применима в двух случаях: когда должник оформил кредит и не внес ни одного платежа по нему, а также за злостное и преднамеренное уклонение от уплаты. Но если платежи поступали и заемщик не скрывался от коллекторов, то он может не бояться уголовной ответственности.

7. Если коллектор требует передать деньги ему на руки, то можно подать в полицию жалобу о вымогательстве. Погашение задолженности должно проводиться по безналу либо через кассу банка.

Читайте также: