Репортаж как объект авторского права

Обновлено: 30.06.2024

Несмотря на заверения государства о господдержке телекабельной отрасли и приостановке любых проверок пострадавших от пандемии бизнесов, мы раз за разом фиксируем нарушения этих заверений. Так, мы уже рассказывали о "своевременных" и совершенно незаслуженных штрафах Роскомнадзора для операторов. А в последнее время участились жалобы на действия Российского авторского общества (РАО), запросы от которого в массовом порядке получают вещатели, несмотря на вышеупомянутые обещания государства и здравый смысл. Ведомство проводит мониторинг практически всего вещательного рынка и, как обычно, двигает им отнюдь не праздное любопытство.

Мы обратились к экспертам крупнейшей международной юридической компании Morgan Lewis *, консультирующей целый ряд крупнейших телеканалов, с просьбой рассказать о полномочиях, правах и обязанностях РАО, а также о законности их притязаний в спорах с вещателями. На вопросы "Кабельщика" ответили партнер Анастасия Дергачёва , юристы Анастасия Киселёва и Алена Нескоромюк .


Что защищает авторское право, а что – смежное право?

Как авторское, так и смежное право - это неотъемлемые составляющие права интеллектуальной собственности. Авторское право защищает права авторов на произведения, которые соответствуют двум критериям: были созданы творческим путем и выражены в объективной (осязаемой) форме. Произведениями и, соответственно, объектами авторского права являются, например, лекции, романы, картины, музыкальные произведения.

Таким образом, например, музыкальный трек как объект интеллектуальной собственности содержит в себе как объекты, которые защищает авторское право: музыку и текст песни, так и объекты смежного права: исполнение певца и музыканта, фонограмму, созданную студией звукозаписи.

Какие существуют основные отличия, а возможно и противоречия в области очистки авторских прав на телевидении в РФ и других странах?

Система "очистки" прав как на территории РФ и, например, в Европе, в целом, схожа. "Очистка" осуществляется путем заключения лицензионного договора напрямую с правообладателями или с обществами, которые управляют авторскими и смежными правами на коллективной основе. В России коллективное управление авторскими правами осуществляет Российское авторское общество (РАО), а смежными правами (права исполнителей и изготовителей фонограмм) – Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Если взять в качестве примера Великобританию, то там также существуют общества, управляющие авторскими и смежными правами: Performing Right Society for Music Limited (PRS for Music) и Phonographic Performance Limited (PPL).

РАО и ВОИС осуществляют взаимодействие и предлагают заключение договоров по принципу "одного окна". В Великобритании для упрощения получения лицензий в 2018 году было создано PPL PRS Ltd – совместное предприятие PRS for Music и PPL, которое уполномочено выдавать единую лицензию, так называемую "TheMusicLicence", покрывающую одновременно право на использование объектов авторских и смежных прав, для таких пользователей как, например, кафе, рестораны, музеи, фитнес-клубы. Однако лицензирование для целей теле- и радиовещания по-прежнему осуществляются PRS for Music и PPL по отдельности, а не их совместным предприятием.

Но, например, в США очистка прав усложняется наличием нескольких организаций, осуществляющих коллективное управление правами, число которых ежегодно продолжает расти. Наиболее крупными из них являются ASCAP (Американское общество композиторов, авторов и издателей), Broadcast Music, Inc. и SESAC (Общество по защите авторских прав европейских музыкальных авторов и композиторов), каждая из которых имеет свой реестр произведений. Поскольку авторами одного музыкального трека могут быть несколько авторов текста или композиторов, которые передали свои права разным организациям, то в таких ситуациях пользователям приходится заключать лицензионный договор с каждой из организаций (ASCAP, Broadcast Music, Inc. и SESAC).

Есть ли в России различие между правами и обязанностями по авторским правам между каналами мультиплекса и платными каналами?

РАО уже много лет приходит и к каналам, и к операторам с требованием заключить с ним (РАО) контракт и платить им деньги. Насколько законно это требование? Если да, каким образом должно определяться вознаграждение авторскому обществу со стороны телеканалов и операторов? Интересно также, каким образом этот вопрос регулируется в других странах.

По правилам Гражданского Кодекса РАО, действительно, вправе требовать заключения лицензионных договоров от лиц, которые используют в своей деятельности музыкальные произведения, (в случае, когда такие лица не заключили лицензионные договоры напрямую с правообладателями) или договоров о выплате вознаграждения. Но авторы не обязаны уведомлять РАО о заключении договоров напрямую с пользователями. Поэтому на практике соответствующим пользователям приходится информировать РАО о договорных отношениях напрямую с автором в том случае, если РАО обращается к пользователю с требованием о выплате вознаграждения.

Кто именно должен заключать договор с РАО – телеканал или оператор – прямо не урегулировано в Гражданском кодексе. На практике, ответ на него во многом зависит от того, какой тип договора заключен между телеканалом и оператором, и как стороны согласовали обязанности по очистке прав в соответствующем договоре.

В Великобритании, к примеру, порядок определения авторского вознаграждения различается в зависимости от того, проведен ли анализ телеканала Британским исследовательским советом по вещанию (BARB) или нет. Для телеканалов, в отношении которых анализ проведен, ставки устанавливаются на индивидуальной основе ("on a case-by-case basis") с учетом процентного соотношения музыкальных произведений от общего объема вещания, процентного соотношения объема созданного самостоятельно или приобретенного контента от общего объема вещания, показателей просмотра канала, а также количества стран (не считая Великобританию), которым будет доступен канал. Для тех каналов, вещание которых по большей части состоит из музыкальных клипов или музыкальных программ, платеж составит 6% от годового валового доход, при этом минимальный платеж составляет 17 737 фунтов стерлингов в год.

На данный момент у большинства каналов в лицензионных контрактах написано, что все права на территорию Российской Федерации очищены, однако за авторские права должен платить оператор. Как так? Почему канал сам не очищает авторские права?

Операторы часто настаивают на том, чтобы в контракте было написано, что все права, включая авторские, были очищены каналом. Может ли это реально сделать канал?

Кроме того, вне зависимости от того, кто будет являться ответственным за очистку прав, следует избегать ситуации, при которой за один и тот же факт использования будет производиться двойная оплата, то есть и оператором связи, и телеканалом.

Если на канале вообще не используются произведения российских авторов, может к нему предъявить претензии РАО (или к оператору по поводу такого канала)?

РАО ведет достаточно активную деятельность по заключению партнерских договоров с иностранными организациями, управляющими правами на коллективной основе, и вправе защищать права иностранных авторов. В настоящий момент РАО заключило 194 договора о взаимном представительстве интересов со 122 иностранными авторско-правовыми организациями в 70 странах мира. В связи с этим РАО вправе представлять интересы более 2 миллионов зарубежных правообладателей. Реестр произведений зарубежных правообладателей доступен публично на сайте РАО .

Если канал использует музыку только собственного автора (сотрудника) или так называемую музыку с открытой лицензией (бесплатную), он может не платить РАО?

В случае создания музыки сотрудником телеканала в рамках трудовых отношений и должностных обязанностей, исключительное право на такое служебное произведение будет принадлежать каналу как работодателю, при этом право сотрудника на получение вознаграждения сохраняется.

Если сотрудник создал музыкальное произведение вне рабочего времени или вне рамок своих должностных обязанностей, каналу необходимо будет обеспечить соответствующее правовое основание для использования такого произведения, а также выплатить вознаграждение.

Решение вопроса о том, обязан ли работодатель платить РАО, будет зависеть от того, как сформулированы положения об интеллектуальной собственности в трудовом договоре и должностной инструкции сотрудника (в том числе о выплате вознаграждения).

При наличии недостатков в регламентации взаимоотношений между сотрудником и работодателем, а также при отсутствии выплат со стороны работодателя, автор праве обратиться к РАО для реализации и защиты своих прав на получение вознаграждения.

В отношении произведений, созданных автором и используемых на основании открытой лицензии (с полным соблюдением предоставленных прав и ограничений), РАО не вправе требовать заключения лицензионного договора и выплаты вознаграждения.

Если на канале идет музыка Чайковского или другого классика, должен ли канал ли платить РАО и кто в итоге получит эти деньги? Наследники? Или исполнители? Или деньги просто остаются у РАО? Если просто у РАО, то по какому праву?

Исключительное право автора на произведение сохраняется в течение всей его жизни и семидесяти лет с 1 января года, следующего за годом его смерти. После прекращения действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние, то есть может свободно использоваться без согласия и без выплаты вознаграждения. РАО не осуществляет управление правами на произведения, перешедшие в общественное достояние. Но важно учитывать, что авторские права (к примеру, права композитора) и смежные права (права исполнителя, права звукозаписывающей компании) не являются в этом смысле взаимозависимыми, и при отсутствии/прекращении авторских прав смежные права могут продолжать действовать.

Если на канале идет музыка живущего ныне композитора, РАО передает деньги ему? Существует ли какая-то отчётность? Как композитор узнает, сколько собрали с операторов или каналов именно за его произведение?

РАО вправе осуществлять управление правами, полученными как на договорной, так и бездоговорной основе. По общему правилу, автор заключает с РАО договор о передаче полномочий по управлению правами на коллективной основе, а также регистрирует произведение для распределения и выплаты авторского вознаграждения.

Информацию о ставках авторского вознаграждения, о суммах собранного вознаграждения, порядке его распределения и произведенных удержаниях автор может проверить в личном кабинете на сайте РАО . Ставки авторского вознаграждения варьируются в зависимости от способа использования произведений. Выплата авторского вознаграждения за использование произведений осуществляется регулярно, но не реже 4 раз в год после удержания налогов, комиссий РАО и отчислений в специальные фонды; порядок и размер удержаний устанавливается РАО в одностороннем порядке.

Размер удержаний РАО зависит от того, является ли автор индивидуальным предпринимателем, самозанятым или просто физическим лицом. С октября 2019 года комиссии с авторского вознаграждения были повышены в связи с необходимостью выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд согласно официальной позиции РАО. Так, размер комиссий в отношении автора – физического лица вне зависимости способа использования произведения с октября 2019 года составляет 45%. В отношении индивидуальных предпринимателей (а также юридических лиц) и самозанятых размер комиссии зависит от способа использования произведений. Например, при использовании произведений на телевидении РАО удерживает 30% вознаграждения.

Как вообще автор узнает, что его представляет РАО? Насколько мы понимаем, есть авторы, с которыми у РАО заключены договоры, а есть те, которые "не выразили несогласия" по сотрудничеству с РАО, и РАО их представляет может быть даже без их ведома.

Несмотря на то, что основным принципом для получения прав авторов и управления ими является заключение договора с автором, РАО как аккредитованная организация согласно п. 3 ст. 1244 ГК РФ вправе осуществлять бездоговорное коллективное управление правами. По факту, РАО осуществляет свою деятельность в интересах неограниченного круга лиц, включающего всех авторов ( Постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 N 11277/12 по делу N А40-74258/11-51-639 ).

Поскольку государственная аккредитация на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и осуществление прав авторов может быть получена только одной организацией, и такой организацией является РАО, то невозможна ситуация, при которой права автора осуществляют несколько организаций (как это было ранее). Автор, который не заключал договор с РАО и не хочет, чтобы РАО управляла его правами, вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления РАО его правами путем направления письменного уведомления.

* По версии рейтинга Media Law International, Морган Льюис признана одной из лучших международных юридических фирм по всему миру (Tier 1) в праве телекоммуникаций и медиа. Юристы Морган Льюис представляют интересы издательств, киностудий и различных компаний в индустрии развлечений. Фирма имеет значительный опыт сопровождения проектов в области телевещания и предоставления телевизионных сервисов и услуг. Команда Морган Льюис также регулярно консультирует клиентов по вопросам, связанным с новыми технологиями распространения телевизионных программ.

Каждый день в мире создаются тысячи вещей, которые юристы называют интеллектуальной собственностью. А у любой собственности есть владелец.

Что такое авторские права

Авторское право — это право интеллектуальной собственности. Его регулирует целый раздел в Гражданском кодексе.

В самом понятии различают три определения: автор, субъект и объект права. Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение. К субъектам авторского права относятся:

  • предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели;
  • заказчики;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.
  • литературные произведения;
  • программы для ЭВМ;
  • драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;
  • хореографические постановки и пантомимы;
  • музыка и песни;
  • аудиовизуальные работы: фильмы, диафильмы;
  • произведения изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, дизайнерские работы, графические рассказы, комиксы и т. д.;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографии и их аналоги;
  • географические, геологические и иные карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • производные произведения: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки;
  • сборники: энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения.

Нарушение авторских прав

Иван рассказал своему другу Степану, что он хочет открыть кафе. В деталях описал интерьер и меню. Спустя три месяца Степан открывает кафе. Оно приносит большой доход. Иван возмущен и хочет потребовать компенсацию за кражу идеи. Нарушил ли Степан авторские права?

К сожалению, закон не защищает идею. Ее очень сложно обосновать юридически. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции — нет. Поэтому и возникает путаница. Поэтому, если вам в голову пришла интересная идея, то поспешите ее реализовать.

Анна хочет делает авторские украшения и хочет продавать их через интернет. Она просит своего друга Артема сделать сайт для магазина. Когда Артем скинул ей ссылку, то Анне он показался знакомым. Присмотрелась — он напоминал ей сайт другого известного магазина. Анна просит переделать сайт, потому что боится исков от бренда-прообраза. Нарушил ли ее друг Артем авторские права?

Нет, не нарушил. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое. Артем зашел на сайт известного бренда одежды и решил перенести несколько элементов в свою работу. Если бы он попиксельно скопировал стиль всего сайта — это было бы нарушение. Анне беспокоиться не стоит. Кстати, ее украшения тоже охраняет авторское право!

Дизайнер Олег разработал сайт для старого знакомого. Понадеявшись на хорошие отношения, он не заключил с ним договор. После сдачи, Олег опубликовал работу в своем портфолио. Клиент потребовал удалить работу и угрожал засудить дизайнера за нарушение авторских прав. Ведь он их передал! Должен ли Олег пойти навстречу клиенту?

Нет, не должен. Олег является единственным автором сайта. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких‑либо иных формальностей. Олег и любой другой дизайнер может опубликовать свои работы в портфолио без разрешения клиента, если не нарушает его коммерческую тайну. Для этого нужно подписывать специальный договор.

Эксперт Катя написала серию статей для сайта компании. Она подписала договор, где был пункт о передаче неимущественных прав на эти статьи компании-заказчику. В итоге статьи выходят с сотней непонятных вставок. Так как статьи подписаны, они наносят вред репутации Кати как эксперта. Она просит отозвать статьи, но компания отказывается — она же отказалась от прав. Что делать?

Права Катя. К сожалению, такие ситуации встречаются часто. Здесь нужно понимать, что относится к неимущественным и имущественным правам.

Статья 1255 ГК РФ закрепляет, что автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на обнародование, включая право на отзыв;
  • право на неприкосновенность произведения.

Имущественные права автора закреплены в статье 1270 ГК РФ:

  • право на воспроизведение;
  • право на распространение;
  • право на импорт;
  • право на публичный показ;
  • право на публичное исполнении;
  • право на переработку;
  • право на перевод и обработку.

Лена выступает на конференции о дизайне и рекламе. В презентации она использует логотипы разных компаний. Каждый из них подписан: есть автор и источник. Не нарушила ли Лена авторские права владельцев логотипов?

Нет, не нарушила. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования. Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Но если указать автора и при этом использовать свою работу в коммерческих целях, цитатой это не назовешь.

Да. Компания нарушила исключительные права Александра. Исключительное право на любое произведение – единое и неделимое. Первоначально исключительное право возникает у автора, оно принадлежит ему в течение всей жизни. Потом еще 70 лет оно принадлежит его наследникам. Потом оно отчуждается — его продают или дарят другому человеку или организации по договору.

Ролики на ютубе, мобильные приложения, статьи, рисунки и фотографии — это объекты авторских прав, которые закон охраняет. Их можно использовать только с согласия автора. Читайте, как защитить собственный контент →


Сеть наполнена всевозможным контентом: фотографиями, текстами, стихами, комиксами, музыкой. И этот контент весьма коварен. Кажется, раз он находится в свободном доступе, значит можно его брать и использовать по своему усмотрению. Например, поставить эффектное фото тортика на аватарку группы своей кофейни в контакте. Однако у любой фотографии есть автор, который может доказать авторство через суд и отсудить у предпринимателя компенсацию в сотни тысяч.

Сегодня расскажем, как пользоваться чужим контентом на законных основаниях и как защитить собственные творения, если вы стали автором чего-либо.

Почему нужно быть осторожным с интернет-контентом

Любой объект, который создан творческим трудом человека, является объектом авторских прав и находится под защитой закона. К таким объектам относятся:

  1. произведения науки и литературы;
  2. музыка;
  3. фото и рисунки;
  4. дизайн;
  5. программное обеспечение;
  6. фильмы и видеоролики.

Полный перечень объектов авторских прав содержит 1259 статья Гражданского кодекса. В статье перечислены не все результаты интеллектуальной деятельности — их намного больше. Например, мем или подкаст не названы, но и они являются объектом авторских прав.

Автор творения считается его правообладателем. Только он по закону имеет право свободно распоряжаться объектом. Все прочие лица такого права не имеют, за крайне редким исключением. Взять чужую фотографию и разместить её в блоге от своего имени — это тоже самое, как в гостях вытащить из шкатулки хозяйки золотые серьги и забрать их без спроса. Одним словом, это воровство.

Как накажут за нарушение авторских прав

  1. прекратить пользоваться контентом — удалить с сайта или из блога чужие фотографии, тексты, видеоролики;
  2. возместить убытки или выплатить компенсацию.
  1. От 10 тысяч руб. до 5 млн. руб.
  2. Двукратный размер стоимости контрафакта.
  3. Двукратный размер стоимости права использования — в зависимости от цены лицензии на произведение.

Автор вправе заявить в качестве компенсации любую сумму, но суд учтет обстоятельства дела: сколько именно объектов было украдено, как повёл себя нарушитель. На основе этих данных судья вынесет решение. Обычно компенсации по делам о нарушении авторских прав солидные.

За кражу чужого контента предусмотрена не только гражданская ответственность, но и уголовная. Она наступает, если плагиат причинил автору или другому правообладателю крупный ущерб. Как разъяснил Пленум Верховного суда, в каждом конкретном деле судья сам решает, признавать ущерб крупным или нет, — в зависимости от реальных потерь и упущенной выгоды. Наказанием для нарушителя может послужить штраф, обязательные или исправительные работы и даже лишение свободы. Случаи условного лишения свободы не редкость. Так, петербуржец скачал из интернета две пиратские программы и получил 2,5 года условно.

Как защитить свои авторские права

Объект авторских прав попадает под защиту закона автоматически. Написал статью, разработал приложение, сделал фото, записал обучающий видео-курс — авторское право заработало. Поэтому необязательно принимать дополнительные меры. Но если дойдёт до суда, автору придётся доказать своё авторство на произведение. Вот здесь то и пригодятся способы, о которых мы расскажем далее.

Регистрировать ПО в Роспатенте

  1. Подготовить заявление и депонируемые материалы, включая реферат.
  2. Подтвердить согласие на обработку персональных данных.
  3. Оплатить госпошлину.
  4. Подать документы через сайт Федерального института промышленной собственности или через Госуслуги.

Вот реквизиты для оплаты госпошлины, для организаций стоимость составляет 4 500 руб., для физлиц 3 000 руб.

Роспатент рассмотрит заявку, внесёт разработку в реестр и выдаст свидетельство о госрегистрации. На всё отводится не больше 62 дней.

Депонировать произведения

Депонирование — это хранение образца авторского творения. До 2018 года услугу оказывало Российское авторское общество, в настоящее время — специализированные компании.

Депонирование может пригодиться авторам, сценаристам, фотографам, художникам, блогерам — всем, кто создает уникальный авторский контент.

Произведения будут храниться в реестре в электронном виде. В случае судебного разбирательства хранитель реестра сообщит, когда произведение было депонировано. Ранний экземпляр считается подлинником.

Сохранять черновики и наработки

Необработанные фото, пробные видеоролики, рукописи книг помогают подтвердить авторство. К примеру, иллюстраторам и дизайнерам можно сохранять изображения в формате PSD — основном формате фотошопа.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Один очень показательный случай с фото может послужить хорошим лайфхаком для фотографов. Если коротко, то есть решение суда, которое подтверждает, что доказать авторство фото можно, если у тебя на руках есть исходник с большим захватом кадра. Поэтому я теперь советую всем своим клиентам-фотографам перед выпуском в свет слегка подрезать фото по углам.

Ставить значок копирайта

Знак копирайта и надписи с запретом на копирование материалов выполняют информирующую функцию. Когда на фото, сайте или дизайне есть значок копирайта, проще установить факт нарушения. А если конкурент взял и замазал его, можно смело требовать компенсацию, согласно ст. 1300 ГК.

Правильнее всего ставить знак копирайта, а рядом указывать фамилию, имя и год. Например, © Алексей Алексеев, 2021.

Как не нарушить чужие авторские права

Главное правило, которое нужно соблюдать: используйте контент только с разрешения автора, либо контент с открытой лицензией.

Получать разрешение правообладателей

Это единственный 100% надёжный способ законно использовать фото, тексты, ролики, музыку в коммерческих целях без риска заработать штраф.

  1. Исключительная — когда автор передаёт право использовать контент одному человеку или фирме.
  2. Неисключительная — когда автор передаёт право множеству людей или компаний. По такому принципу работают стоки с фото.

Важно. Всегда проверяйте, какой тип лицензии в договоре. Иначе автор может продать контент нескольким конкурирующим фирмам одновременно.

  1. предмет договора очень подробно;
  2. пределы использования, к примеру, можно копировать, но нельзя перерабатывать;
  3. срок договора (если срок не указан, считается, что договор действует пять лет);
  4. территорию использования;
  5. другие обязательства пользователя.

Если автор согласен, можно заключить с ним договор об отчуждении исключительного права. В этом случае объект перейдёт в вашу собственность без оговорок. Сможете размещать его где угодно и даже перепродавать другим компаниям. Единственное, имя автора нужно указывать.

Использовать контент с открытой лицензией

Многие авторы выкладывают в сеть свои творения в рамках лицензии Creative commons. Она позволяет решить две задачи одновременно: авторам — защитить свои права, пользователям — использовать контент в рамках конкретной лицензии бесплатно.

Разновидностей лицензии CC несколько. Каждая разрешает пользоваться произведениями определенным образом. К примеру, CC BY позволяет копировать, распространять, изменять материал с единственным условием: указывать автора.


Не все лицензии CC открыты для коммерческого использования. Бизнес может использовать контент с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Картинки с открытой лицензией ищите на Flickr, музыку на Netlabels и FMA, ролики на ютуб.

Авторские права не вечны. По закону они действуют всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в общественное достояние. Тогда им можно пользоваться без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения.

Важно. Право автора на имя всё равно сохраняется. Нельзя взять контент, автор которого умер давным давно, и назвать его своим.

Анастасия Ивлеева не только известная телеведущая, но и популярный блогер. У нее 13 млн подписчиков в Инстаграм и успешное шоу на YouTube, которое регулярно смотрят миллионы человек / Instagram @_agentgirl_

Использование новых технологий в культуре приводит к появлению новых видов произведений искусства, единственная форма выражения для которых – цифровая: компьютерное искусство, мультимедийный арт, видеоигры и т. д., говорит управляющий партнер Deloitte Legal в СНГ Анна Костыра. Особенность новых форматов, по ее словам, – смешение: часто работы создаются коллективами авторов и вовлекают в процесс самого зрителя.

Новые объекты на стыке технологий появляются, в частности, с помощью синтеза привычных объектов авторских прав, объясняет Кирилл Митягин, партнер Nevsky IP Law. Например, интерактивное кино по действующему законодательству – это мультимедийный продукт. Но в зависимости от выбора пользователя получаются разные варианты фильма, описывает Митягин, та же история с компьютерными играми: само прохождение игры пользователем может стать самостоятельным объектом прав и имеет коммерческий потенциал – достаточно вспомнить, какая аудитория у стримов (трансляций) компьютерных игр. Эти моменты сейчас не урегулированы, указывает он.

$432 500

Это серьезный вызов для существующей правовой системы. В конкурентной среде ценность творческого объекта составляет заложенная в нем идея, а формы его выражения могут различаться, говорит Костыра. Авторское право охраняет материальное воплощение результата творчества. Значит, нужны новые правовые механизмы, которые позволят защищать концепции творческих проектов, объясняет она.

Право на творчество в соцсетях

Яркий пример – спорные ситуации, связанные с публикацией контента в соцсетях. Тексты постов, фото, музыка, видео, прикрепленные файлы защищаются авторскими правами, говорит советник Tomashevskaya & Partners Роман Янковский. Но пользователь, регистрируясь, дает соцсети и другим пользователям неисключительную лицензию на использование этой информации (это позволяет делать репосты, переразмещать контент от имени других пользователей и т. д.).

Сегодня защита прав на аккаунт эффективнее через модератора соцсети, чем в суде. Но компании должны озаботиться формализацией процессов ведения своих аккаунтов, говорит Костыра: например, добавить создание и администрирование аккаунта в должностную инструкцию работника и отдельно закрепить его обязанность в случае увольнения передать эти функции работодателю.

О чем спор

Нейросеть-модератор

Альтернатива защите авторских прав в соцсетях post factum – запрет на загрузку контента, нарушающего авторские права. Это возможно с помощью снятия цифровых отпечатков – характерных признаков файлов, идентифицирующих их копии, считает Янковский. Ряд сервисов используют цифровые отпечатки добровольно. Например, YouTube в ContentID.

Важен баланс интересов пользователей и платформ, считает директор по юридическим вопросам Avito Виктор Топадзе. Важно различать смежные права на создаваемую платформой базу данных (подразумевают запрет неавторизованного извлечения и последующего использования материалов из базы данных) и авторские права на пользовательский контент (такие права, как правило, принадлежат пользователю).

Творчество с искусственным интеллектом

Эксперты выделяют три категории объектов, которые только обсуждаются в контексте интеллектуальной собственности: творчество искусственного интеллекта, права на автоматически собранную информацию и на большие данные (big data).

Искусственный интеллект, по словам директора по правовым инициативам ФРИИ Александры Орехович, – это программа для ЭВМ и постоянно пополняемая база данных. Российское законодательство однозначного ответа на вопрос, является ли то, что создано искусственным интеллектом, результатом творчества, не дает, говорит она. Нейросети не создают объект интеллектуальных прав, ведь они если и совершают акт творчества, то в отдельности от их создателя, считает старший юрист юридической практики КПМГ в России и СНГ Филипп Дубовик.

Блокчейн для прав

Одно из решений для защиты прав на интеллектуальную собственность – цифровые сервисы фиксации данных на основе блокчейна, говорит Вадим Субботин, руководитель отдела разработки проекта MoviesChain by tvzavr (платформа, напрямую связывающая независимых кинематографистов со зрителями). Например, технология распределенного реестра дает доступ к актуальной информации об интеллектуальной собственности любому пользователю интернета без участия третьих лиц, это обеспечивает безопасность, прозрачность и доказуемость прав, объясняет он. Так, через личный кабинет блокчейн-платформы MoviesChain by tvzavr правообладатель может получить статистику о своем контенте в режиме реального времени. MoviesChain работает по принципу, заложенному в IPChain, объясняет Кричевский. Работающие на основе IPChain сервисы максимально расширили возможности для защиты интеллектуальной собственности, говорит он: задепонировать, защитить и вовлечь в экономический оборот любые объекты позволяет сервис n’RIS, а цифровое патентование осуществляет Online Patent.

Возможность использовать цифровые сервисы фиксации прав – большой шаг навстречу интеграции современных технологий в правовую среду и дополнительный инструмент для защиты интеллектуальных прав, говорит Костыра. Впрочем, отмечает она, такие сервисы пока нуждаются в популяризации.

Читайте также: