Референдум как источник конституционного права в швейцарии

Обновлено: 02.05.2024

Швейцария со многих точек зрения, включая и конституционно-правовую, представляет собой хотя и небольшое, но весьма оригинальное государство. Она никогда не имела монархической формы правления, не переживала периода абсолютизма, всегда отличалась децентрализованным управлением и высокой степенью развития непосредственной демократии. В стране равноправны четыре языка, и мы не случайно в названии посвященной ей главы указали оба термина — государственное право и конституционное право. Первый употребляется в немецкоязычной части страны, а второй — в остальных ее частях.

В своих международных отношениях Швейцария придерживается политики постоянного нейтралитета, который после наполеоновских войн был в 1815 г. гарантирован Россией, Великобританией, Францией, Пруссией и Испанией.

При всем разнообразии внесенных в Конституцию изменений в ее развитии можно выделить по крайней мере две заметные тенденции усиление центральной власти и расширение перечня прав и свобод.

Общая характеристика действующей Федеральной конституции

И хотя, следуя современным (главным образом, газетным) традициям, мы говорим о Федеральной конституции Швейцарии, ее федеральных законах, федеральных органах власти, читатель должен все же иметь в виду, что эта переводная терминология не очень точна.

Раздел третий, состоящий всего из семи статей, определяет порядок пересмотра Конституции. Переходные положения, насчитывавшие на 1 апреля 1994 г. 19 статей с текстом (всего же 24 статьи), регулируют очень разные вопросы; здесь следует отметить (ст. ,8) временное делегирование Федеральному совету нормотворческих прав в налоговой области с подробным указанием принципов, которых он при этом обязан придерживаться.

Особенность содержания швейцарской Конституции, на которую мы уже обращалось внимание в Общей части учебника (п. 2 § 6 гл. II во 2-м изд.), состоит в том, что в нее включено немало таких норм, какие обычно находят свое место лишь в текущем законодательстве. Это нередко обусловлено тем, что в Конституции получали отражение чисто экономические и политические потребности. Особенно часто подобные нормы стали включаться в Конституцию после того, как в 1891 г. была установлена возможность ее изменения по народной инициативе.

Регулируемое Конституцией политико-территориальное устройство страны, невзирая на ее название (Конфедерация), следует характеризовать как федеративное (см. ниже § 6).

Что же касается формы правления, то определить ее непросто. Хотя коллегиальный орган — Федеральный совет — соединяет функции и правительства, и во многом также главы государства и не несет по Конституции политической ответственности перед Федеральным собранием (парламентом), он избирается парламентским путем. Швейцария, следовательно, — своеобразная смешанная республика с выраженным дуалистическим государственным режимом.

По способу изменения Конституция Швейцарии относится к числу жестких. Она различает два вида своего собственного пересмотра — полный и частичный.

Полный пересмотр, согласно ст. 119 Конституции, производится только законодательным путем. Если одна из палат федерального собрания вынесет постановление о полном пересмотре, а другая с этим не согласится, или полного пересмотра потребуют 100 тыс. избирателей, то вопрос о том, должен состояться пересмотр или нет, передается на голосование швейцарского народа. В случае положительного ответа большинства проголосовавших избирателей на этот вопрос обе палаты подлежат переизбранию, чтобы приступить к полному пересмотру Конституции (ст. 120). Идея полного пересмотра выдвигалась неоднократно, однако только 8 сентября 1935 г. состоялся референдум относительно его необходимости, на котором решение избирателей было отрицательным.

В 1965 г. обе палаты согласились с необходимостью полного пересмотра, однако процедура подготовки его продолжается до сих пор, отличаясь обстоятельностью, тщательностью и, как видим, неторопливостью. В 1978 и 1985 гг. публиковались проекты новой Конституции, последний из которых во всяком случае имеет вполне современный вид: в нем есть раздел о правах и свободах и руководящих принципах государства, детализированных в нескольких главах, раздел о федеративном устройстве, сохраняются характерные для Швейцарии институты непосредственной демократии. В 1987 г. Федеральное собрание постановило полностью пересмотреть Федеральную конституцию и поручило Федеральному совету представить ее проект. Однако полного пересмотра так до сих пор и не произошло.

Частичный пересмотр, согласно ст. 121 Конституции, может осуществляться как законодательным путем, так и по народной инициативе, т. е. по требованию 100 тыс. избирателей включить, отменить или изменить какую-либо статью Федеральной конституции. Если избиратели предлагают пересмотреть или включить несколько различных конституционных положений, то каждое из них должно составить предмет отдельной инициативы.

Народная инициатива может быть заявлена в форме общего предложения или разработанного проекта. Если палаты Федерального собрания согласились с народной инициативой в виде общего предложения, они должны разработать соответствующий проект и представить его на решение народа и кантонов (субъектов швейцарской федерации)*, а если Федеральное собрание согласилось с народной инициативой в виде разработанного проекта, он сразу передается на одобрение народа и кантонов. Голосом кантона, согласно ч. 3 ст. 123 Конституции, считается результат народного голосования в нем.

При несогласии палат с инициативой вопрос о необходимости частичного пересмотра выносится на голосование народа, и в случае положительного решения большинства проголосовавших избирателей Федеральное собрание должно приступить к пересмотру, одобренному народом. В случае несогласия с разработанным проектом оно может вынести на решение народа вместе с инициативным проектом также свой альтернативный проект или предложение отклонить инициативный проект.

Согласно ст. 121-бис Конституции, частично излагавшейся в Общей части учебника (п. 6 § 5 гл. VII), при вынесении на референдум контрпроекта Федерального собрания избирателю предлагается ответить на три вопроса:

1) предпочитает ли он народную инициативу действующему праву;

2) предпочитает ли он контрпроект действующему праву;

3) какой из проектов должен вступить в силу, если народ и кантоны предпочитают действующему праву оба проекта;

Абсолютное большинство определяется для каждого вопроса отдельно. Вопросы, оставшиеся без ответа, не учитываются. При одобрении избирателями обоих проектов решение определяется результатом голосования по третьему вопросу. В силу вступает проект, получивший больше голосов избирателей и кантонов. Если же по третьему вопросу большинство голосов избирателей получил один проект, а большинство голосов кантонов — другой, ни один из этих проектов в силу не вступает.

Вообще для вступления в силу новой Конституции или новой ее части необходимо большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей и большинство голосов кантонов. При этом голос полукантона (см. об этом ниже, § 6) считается половиной голоса кантона (ч. 1 и 2 ст. 123).

Предложения о частичном пересмотре выносятся на референдум почти ежегодно, и на 1 апреля 1994 г. избиратели и кантоны одобрили, как отмечалось, 130 проектов конституционных изменений и еще больше отклонили. При этом 199 проектов было внесено путем народной инициативы, и подавляющее большинство их было отклонено на референдумах или заранее отозвано. Учитывая, что проекты Федерального собрания отклоняются на референдумах лишь в 25% случаев, можно прийти к выводу, что избиратели этим проектам доверяют больше. Однако, как отметила швейцарская Федеральная канцелярия, оказывается, что народные инициативы часто побуждают Федеральный совет и Федеральное собрание к реформам, до которых те сами дозрели бы значительно позже*.

* Schweizerische Bundeskamlei. Vom Werden der Bundesverfassung// Bundesverfassung der Schweizerischen Eidgenossenschaft vom 29. Mai 1874. Stand am 1. April 1994. Bern, Bundeskanzlei, 1994.

Конституции кантонов

Каждый кантон и полукантон имеет свою конституцию. В некоторых кантонах конституции были приняты еще до принятия первой федеральной Конституции 1848 г. (в Тичино — в 1830 г., в Женеве — в 1847 г.) или до принятия ныне действующей Конституции (во Фрибуре — в 1857 г., в Невшателе — в 1858 г., в Тургау и Цюрихе в — 1869 г. и т. д.). Большинство кантональных конституций приняты в конце XIX — начале XX вв. Некоторые из конституций подверглись полному пересмотру (например, в Женеве — в 1958 г., в Нидвальдене — в 1965 г., в Тичино — в 1967 г., в Обвальдене — в 1968 г., в Аарау — в 1980 г., в Базеле-сельском в — 1981 г., в Ури — в 1984 г.) и имеют вполне современный вид. Пересмотры позволили приспособить их к новым реальностям, особенно в социально-экономической области. Конституции кантонов, естественно, содержат традиционные статьи о правах и свободах, об организации системы государственной власти. Однако последние акты, принятые в 70 — 90-х гг., значительно отличаются от своих предшественников. В них была осуществлена полная перекомпоновка нормативного материала, проведена его новая систематизация. Они содержат расширенный каталог основных прав и свобод, провозглашают принципы правового государства, определяют политические задачи кантонов, устанавливают основные цели их политики, расширяют возможности применения референдума и народной законодательной инициативы, четко определяют организацию органов государственной власти, статус, организацию и пределы автономии общин, уточняют отношения между церковью и кантонами, устанавливают территориальные границы внутри кантонов.

Приведем два примера, показывающих, что последние кантональные конституции вполне идут в ногу с достижениями современного конституционализма. Так, в преамбуле Конституции кантона Жюра 1979 г. содержатся ссылки на такие основополагающие документы, как Декларация прав человека и гражданина 1789г., Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций 1948 г. и европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.. На основании их принципов и акта о свободном учреждении кантона от 23 июня 1974 г. республика и кантон Жюра содействует социальной справедливости, поощряет сотрудничество между народами, играет активную роль в сообществах, частью которых кантон себя считает.

Можно процитировать ч. 2 ст. 2 новой Конституции полукантона Базель-сельский 1981 г., посвященную правам и обязанностям граждан. В полукантоне гарантируются:

право на жизнь, на неприкосновенность личности и свободу мнений, а также свобода передвижения;

свобода вероисповедания и совести;

свобода информации, мнений и печати;

свобода ассоциаций, собраний и манифестаций;

свобода образования, исследований, а также свобода искусств;

защита частного имущества, тайна переписки и телекоммуникаций, а также неприкосновенность жилища;

защита от злоупотреблений сведениями;

право на брак и на образование семьи;

свобода учреждения предприятий;

право на свободный выбор и свободное осуществление своей профессии, а также право на свободное осуществление экономической деятельности.

Все кантональные конституции, как и федеральная, предусматривают возможность своего полного или частичного пересмотра, причем почти во всех кантонах эти пересмотры могут осуществляться по народной инициативе: требуется число подписей от 0,01% в полукантоне Аппенцелль-Иннерроден до 5,85% от численности избирательного корпуса в кантоне Невшатель. Для инициативы общего пересмотра конституции требуется от одной подписи избирателя в кантоне Гларус до 12 тыс. в кантоне Во и 15 тыс. в кантоне Берн. В кантоне Цюрих народная инициатива по пересмотру Конституции в период между созывами парламента — Большого совета влечет немедленное возобновление полномочий парламента прежнего созыва. В кантоне Женева полный пересмотр может осуществляться раз в 15 лет, в пяти кантонах он осуществляется общими собраниями — ландсге-майнде (см. ниже, п. 2 § 6). Инициатива пересмотра может исходить и от кантональных парламентов, например в кантонах Жюра, Во, или от парламента и правительства, например в кантоне Тичино.

Любые конституционные реформы в кантонах подлежат утверждению на референдуме. Для пересмотра кантональной конституции требуется согласие абсолютного большинства избирателей.

Как упоминалось в Общей части учебника (п. 6 § 1 гл. XI), согласно ст. 6 Федеральной конституции, кантоны обязаны испрашивать у Конфедерации гарантию для своих конституций; она дается при соблюдении этими конституциями следующих трех условий:

в них не должно содержаться ничего противоречащего предписаниям Федеральной конституции;

они должны обеспечивать осуществление политических прав в соответствии с республиканскими формами — представительными или демократическими*;

они должны приниматься народом и пересматриваться по требованию абсолютного большинства граждан.

Гарантия дается в случае одобрения конституции Федеральным собранием. Отказы в гарантии встречаются редко. В 1948 г. было отказано в гарантии измененных ст. 58 Конституции полукантона Базель-городской и ст. 57 Конституции полукантона Базель-сельский на основании противоречия ст. 1 Федеральной конституции. В 1958 г. последовал отказ в гарантии ч. 3 ст. 84, включенной в 1956 г. в Конституцию кантона Во, на основании противоречия ст. 4 Федеральной конституции.

Согласно воззрениям швейцарских ученых, требование федеральных гарантий для каждой новой или пересмотренной конституции кантона должно интерпретироваться не как необходимое условие законности акта, но как мера, связанная с выполнением федеративного договора, как средство контроля со стороны федеральных властей за законностью и соответствием Федеральной конституции*. Отказ в гарантии со стороны федеральных властей должен быть отмечен в соответствующей конституции кантона, но такой отказ не лишает законности опротестованные статьи или статью.

* Cм.: Rohr J. La democratie en Suisse. P., 1987, p. 190.

Процедура гарантий считается в Швейцарии слишком сложной и длинной, даже если она не дает оснований для споров по конкретным вопросам. Швейцарским ученым и политикам представляется более гибкой система взаимных консультаций кантонов с органами федеральной исполнительной власти, прежде всего с департаментом (министерством) юстиции и полиции.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Любое изменение Конституции, как и присоединение Швейцарии к некоторым международным организациям, становятся темами всенародных голосований. Для принятия такого проекта требуется двойное большинство – его должно одобрить не только большинство населения, но и большинство кантонов.

Внесение изменений в законы не требует обязательного одобрения народа, за исключением случаев, когда вопрос был специально вынесен на голосование. Речь идет о факультативном референдуме, где достаточно набрать большинство голосов.















Ассоциация

Association

Щиты России, санитарный и информационный


Новые санитарные правила, вступающие в силу с 29 декабря, беспокоят швейцарское деловое сообщество не меньше, чем огромные штрафы, наложенные на американские IT-корпорации.

Новые швейцарские законы в 2022 году


Новые меры против домашнего насилия, усиление наблюдения со стороны федеральной полиции и т.д. – обзор изменений в законодательстве Конфедерации.

Оптимистичные поздравления от Федерального совета


В этом году члены правительства Швейцарии по традиции подготовили адресованные населению новогодние открытки, но смысл некоторых из них трудно понять без объяснений. Давайте разбираться.

Собственное жилье в Швейцарии по зубам не всем


На фоне постоянно растущих цен и ужесточения правил, покупка жилья становится привилегией, которой все чаще оказываются лишены представители среднего класса.

Covid-19: ревакцинация рекомендована для всех


Федеральное управление здравоохранения (OFSP) и федеральная комиссия по вакцинации (CFV) скорректировали свои рекомендации: бустер с помощью мРНК-вакцины теперь рекомендуется всем людям старше 16 лет через четыре месяца после основной иммунизации, а не через полгода.

Чем страшны триплоидные устрицы?

Фото: Getty Images

Лучшие часы, легендарный шоколад, дорогие курорты, надежные банки, 25 нобелевских лауреатов, "суицидальный туризм", четыре официальных языка и неизменно высокий индекс счастья — это Швейцария. И референдум примерно раз в три месяца — тоже она. Фокус рассказывает, на что похоже торжество прямой демократии в одной из самых богатых стран мира

Швейцария и прямая демократия

Первый референдум в Швейцарии провели не по своей воле. После того как страна, состоявшая из самоуправляемых кантонов, была оккупирована войсками революционной Франции, ее решили преобразовать в унитарную Гельветическую Республику. Для принятия ее второй конституции в мае 1802 года как раз и было задействовано всенародное голосование. Механизм дал сбой. В поддержку текста документа высказались 72 тыс. человек, тогда как против — 92 тыс. Кураторы процесса причислили тех, кто не явился (167 тыс. человек — примерно столько, сколько пришло), к лику проголосовавших утвердительно, переломив ситуацию через колено. Однако ввести в действие Конституцию не удалось. Французам пришлось вернуть Швейцарии децентрализованную систему власти. И лишь в 1814-м Женева стала первой и единственной "ласточкой" среди всех кантонов, проведя основной закон через референдум.

ФОКУС в Google Новостях.

Подпишись — и всегда будь в курсе событий.

О чем бы ни шла речь на референдуме, мнения швейцарских "французов" и "немцев", живущих по обе стороны "картофельного рва", как правило, не ­совпадают

В 1848 году противоречия разобщенности удалось примирить принятием конституции, которая была одобрена представителями 15 кантонов и одного полукантона. Многие авторы считают, что именно этот документ, расширявший полномочия союзной власти, превратил Швейцарию, бывшую до того конфедерацией, де-факто в федерацию. Таковой она, в сущности, остается и сегодня, хотя слово "конфедерация" сохраняется в официальном названии страны. Каждый кантон имеет свои конституцию и законодательство, однако их действие ограничено федеральным основным законом. С далекого 1848 года, собственно, и принято отсчитывать историю швейцарских референдумов. Только на федеральном уровне за последние 170 с лишним лет их было проведено более 600.

Референдумы в Швейцарии: система, проблемы и толика экзотики

В Швейцарии есть несколько типов референдумов. Прежде всего — так называемые обязательные. Народу неизбежно предлагают проголосовать, если на повестке дня стоят любые поправки в федеральную конституцию. В этот же уважаемый пул входят важные международно-правовые акты типа вступления страны в международные организации или межгосударственные союзы. К примеру, в свое время швейцарцы всенародно решали, входить ли им в Европейское экономическое пространство и присоединяться ли к Шенгенскому соглашению. Первая перспектива была отвергнута, вторая — одобрена.

Центр изучения проблем прямой демократии при Университете Цюриха, скрупулезно проанализировав 50 ключевых тем федеральных голосований с 1848 года, пришел к выводу, что вопросы федерализма волновали граждан страны больше всего, за единственным исключением — непрямого налогообложения. 43 раза швейцарцы приходили к урнам, чтобы внести (или отклонить) поправки в модель своего федерализма. И на раз больше — чтобы решить судьбу того или иного налога. Плоды фискальной политики ощущает на себе каждый житель республики. Однако вопросы федерализма могут быть куда более взрывоопасными. Пресловутый "Рештиграбен" ("Картофельный ров"), граница между немецкой и французской частями страны, никуда не делся. Социологическое исследование "Вопрос к Швейцарии", проведенное летом 2014 года, показало, что более чем три четверти населения Конфедерации чувствуют существование "картофельного барьера". О чем бы ни шла речь на референдуме, мнения швейцарских "французов" и "немцев", как правило, не совпадают.

Особо горячих точек это различие не создало. Однако конфликт вокруг кантона Юра, как пишет Ренат Кюнци для swissinfo.ch, "имел все ингредиенты возможной новой, второй по счету, гражданской войны". Именно здесь совпали четыре составляющие фундаментального несогласия: религиозного, языкового, социального и экономического.

"Здесь столкнулись два мира: бедный, католический и франкоязычный мир региона швейцарской Юры с одной стороны и богатый, развитый, протестантский и немецкоязычный кантон Берн — с другой. Отсюда и источник желания франкоязычного меньшинства отделиться от Берна и создать свой собственный кантон", — говорит Вольф Линдер, профессор Университета города Берна. На общенациональном референдуме решили создать новое образование, и 1 января 1979 года кантон Юра официально вошел в состав Швейцарии. Однако этим конфликт не исчерпался.

В 2017-м город Мутье, находящийся под юрисдикцией Берна, пожелал перейти в состав Юра.

Только на федеральном уровне за последние 170 с лишним лет в Швейцарии было проведено более чем 600 референдумов

Маховик референдума, на сей раз уже местного, был запущен. Жители Мутье проголосовали за отделение от Берна. Однако в ­2019-м суд аннулировал результаты голосования. К трагедии это не привело. Все-таки Швейцария, как отмечает господин Линдер, обладает набором механизмов и традиций, без которых катастрофа становится почти неизбежной, как трагический пример — распад Югославии, на который ссылается профессор. Но напряжение в пограничном городе не спадает.

Факультативные, или необязательные, референдумы начали проводиться с 1874 года, когда вступила в силу новая (на тот момент) конституция, четко определившая роль всенародных голосований в политической системе страны. С той поры любой швейцарский закон, принятый парламентариями, могли бросить в жернова референдума те, кто был им недоволен. Для этого достаточно было собрать 50 тыс. подписей граждан.

Народные законодательные инициативы ведут свой отсчет с 1891 года. Если кто-то считает, что в обществе назрела проблема, требующая решения, запускается процесс сбора подписей. Их должно быть не менее 100 тыс. Текст инициативы регистрируется в Федеральной канцелярии в Берне, а парламент проверяет ее на предмет соответствия конституции и обязательному международному праву. После чего ее ставят в очередь на голосование. Более четверти века назад одна-единственная публикация в журнале Beobachter ("Наблюдатель") привела к принятию "Федерального закона о помощи жертвам насильственных преступлений".

При этом следует сказать, что народные законодательные инициативы, выдвигаемые отдельными инициативными группами, а то и просто одиночными гражданами, отвергаются гораздо чаще, чем вопросы, вынесенные на обязательные референдумы. Швейцарцы отвергли около 90% всех народных законодательных инициатив, одобрив в то же время более 70% предложений, вынесенных на обязательные референдумы.

"Это не связано с давлением, — утверждает Томас Видмер, профессор Цюрихского университета. — Это связано с тем, как вырабатываются предлагаемые решения. Когда на референдум выносится то или иное решение правительства, то, как правило, это какие-то законные акты или документ, который долго готовился, прорабатывался, обсуждался и проходил парламентские законотворческие процессы. А когда речь идет о народной инициативе, то небольшая группа людей призывает голосовать за какое-то решение, но оно менее проработано".

Отсюда и присутствие доли "экзотики", которую то и дело отдельные граждане предлагают поддержать на референдуме. Типа инициативы 66-летнего фермера Армина Капаула, предложившего в 2018 году оставлять коровам рога, чтобы они могли держать голову "высоко и гордо". А за это получать субсидии от государства в размере CHF190 ($191,65) на одну единицу рогатого скота. И хотя в Швейцарии корова — национальный символ, граждане страны проголосовали против.


Референдум ( французский Votation Populaire , итальянский Votazione Popolare , Романшский Votaziun Даль pievel ) является инструментом прямой демократии в Швейцарии и , таким образом , является важным элементом политической системы Швейцарской Конфедерации . Электорат может проголосовать за предложение, ранее сделанное в рамках народной инициативы, или за политическую сделку, представленную на основе обязательного или факультативного референдума .

Оглавление

Общий

В Швейцарии референдумы проходят на всех политических уровнях . Их называют общинными (в муниципалитете ), кантональными (в кантоне ) или федеральными референдумами (федеральный уровень). В швейцарском двухэтапном народном законодательстве это второй и последний шаг в процессе.

Простое большинство

Как правило, кворума для оценки результатов голосования нет . Это означает, что простое большинство поданных голосов всегда решает, принять или отклонить предложение. Недействительные голоса не учитываются.

Народный и будки больше

история


Вовлечение людей имеет давнюю традицию в Швейцарии. Референдум можно рассматривать как дальнейшее развитие Landsgemeinde , что письменно задокументировано прибл. Даже после Средневековья референдумы проводились, например, в Цюрихе в 1521 году, когда Цвингли спросил людей, следует ли возобновить платный союз с Францией. Опрос дал отрицательный результат, и, соответственно, правительство не продлевало контракт.

Напротив, идеи женевского философа Жан-Жака Руссо и модели времен Французской революции, такие как Конституция Монтаньяра от 24 июня 1793 года, оказали решающее влияние на развитие в XIX веке и, следовательно, на нынешнюю форму .

Истоки нынешней формы референдума в Швейцарии лежат в политических событиях 1830-х годов в кантонах и на федеральном уровне в Федеральной конституции 1848 года (голосование по пересмотру Федеральной конституции) и Федеральной конституции 1874 года (введение факультативного референдума), а также внесение народной инициативы о частичном пересмотре Федеральной конституции 1891 г.

Право голоса

На кантональном или общинном уровне право голоса может быть шире; В кантоне Гларус 16-летние подростки, в кантонах Невшатель и Юра , а также в кантоне Женева постоянно проживающие в стране иностранцы могут голосовать на муниципальном уровне только при определенных условиях. Конституции кантонов Аппенцелль-Ауссерроден , Граубюнден и Базель-Штадт позволяют муниципалитетам вводить право голоса для иностранцев .

Шаблоны голосования


Пример увеличенного бюллетеня для голосования 2004 года для избирательной кампании Zurich Film Foundation . С политиком Мин Ли Марти .

Федеральный уровень

Референдум может быть проведен в Швейцарии на федеральном уровне тремя способами:

  • В результате появившейся народной инициативы , то есть, если 100 000 избирателей потребуют поправки или полного пересмотра конституции в течение 18 месяцев с подписью . Парламент может разработать контрпроект . Если инициатива не будет отозвана в ее пользу, с 1987 года людям будут заданы три вопроса: инициатива, контрпроект и ключевой вопрос о том, какому проекту следует отдать приоритет, если оба будут приняты. На ключевой вопрос можно ответить независимо от представленных материалов, поэтому избиратель может отклонить оба предложения, но предпочтет одно из них с ключевым вопросом. До 1987 г. не существовало вопроса об отсечении голосов, и избирателю разрешалось одобрить только одно из двух предложений, но он мог отклонить оба.
  • В качестве обязательного референдума по поправке к конституции, принятой парламентом, о присоединении к организациям коллективной безопасности или наднациональным сообществам, а также по срочно объявленным федеральным законам, не имеющим конституционной основы и срок действия которых превышает один год.
  • Посредством факультативного референдума по указу, который может быть выставлен на референдум и принят парламентом (включая федеральные законы, важные международныедоговоры ). Если не менее 50 000 избирателей или восемь кантонов потребуют этого в течение 100 дней после официального опубликования, уже принятый законопроект будет рассмотрен на референдуме. В случае отклонения большинством голосов соответствующее постановление не вступает в силу. Федеральные законы, объявленные срочными, истекают через год после их принятия парламентом и не могут быть продлены.

Кантоны и муниципалитеты

В кантонах и коммунах права народа шире, а референдумы, как правило, проводятся чаще. Это основано на положениях конституции соответствующего кантона и муниципальных постановлений .

Как и на федеральном уровне, есть возможность народных инициатив, обязательных и факультативных референдумов. Финансовый референдум , на котором голосуется определенный вопрос кантона или муниципалитета, особенно важен . Например, в кантоне Цюрих проводится необязательный референдум по новым одноразовым расходам в размере более 6 миллионов франков или по новым периодическим расходам в размере 600000 франков в год, в то время как в городе Цюрих проводится обязательный референдум по новым одноразовым расходам. расходы, превышающие 20 миллионов франков, или новые повторяющиеся расходы в размере 1 миллиона франков в год, и факультативный референдум применяется к более низким взносам.

Процедура

Избирательная урна

Лица, имеющие право голоса, получат документы для голосования не ранее чем за четыре и не позднее, чем за три недели до даты, которые обычно состоят из бюллетеней для голосования, карточки для голосования, конверта для голосования и заметок для голосования (разговорного бюллетеня для голосования ). Это формулировка предложения, по которому будет проводиться голосование, аргументы сторонников и противников, а также мнение соответствующей исполнительной власти (т.е. муниципального совета , кантонального правительства или Федерального совета ) и результаты соответствующих обсуждений и голоса в соответствующем законодательном органе (например, в большом муниципальном совете , кантональном совете , национальном совете и государственном совете ).

Подсчет голосов осуществляется соответствующими избирательными и избирательными бюро, которые организованы на уровне общины или округа и состоят из лиц, имеющих право голоса на соответствующей территории.

Открытое голосование

Особой формой референдума являются сельские общины в кантонах Аппенцелль, Внутренний Родос и Гларус, немногие из них по-прежнему проводят региональные сельские общины и обычно в небольших общинах без собраний парламентариев, на которых на созванном собрании каждый избиратель прямо и открыто обсуждает голосование по определенным вопросам бизнеса и натурализации.

Даты голосования

Пустые даты голосования
год 1-я четверть 2-я четверть 3-я четверть 4-я четверть
2018 г. 4 марта 10 июня 23 сентября 25. ноябрь
2019 г. 10 февраля 19 мая * 20 октября 24 ноября
2020 г. 9 февраля 17 мая 27 сентября 29 ноября
2021 г. 7 марта 13 июня 26 сентября 28 ноября
2022 г. 13 февраля 15 мая 25 сентября 27 ноября
2023 г. 12 марта 18 июня * 22 октября 26 ноября
2024 г. 3 марта 9 июня 22 сентября 24 ноября
2025 г. 9 февраля 18 мая 28 сентября 30 ноября
2026 г. 8 марта 14 июня 27 сентября 29 ноября
2027 г. 28 февраля 6 июня * 24 октября 28 ноября
* = эти голоса также включают выборы в национальный совет

Важность референдума

Референдумы позволяют тем, кто имеет право голосовать не только при периодических выборах в парламент, но и при частом голосовании по важным вопросам, влиять на политику и, таким образом, укреплять демократическую легитимацию действий государства.

Финансовый референдум, широко распространенный на кантональном и общинном уровне, также способствует разумному планированию расходов на государственные проекты и, вместе с соответствующей координацией налоговых ставок, принятию соответствующей финансовой политики и действий политических властей в Генеральная.

Большое количество транзакций, которые должны быть представлены на голосование, означает, что в абсолютном количестве около половины всех референдумов, проводимых в мире, проходит в Швейцарии.

Читайте также: