Кто осуществляет управление всеми станционными светофорами и стрелками железнодорожных станций
Обновлено: 28.06.2024
СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ДИСПЕТЧЕРСКОГО КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
Требования безопасности и методы контроля
Centralized traffic and dispatching control systems of trains movement. Safety requirements and methods of checking
Дата введения 2017-11-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2017 г. N 235-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33896-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2017 г.
5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54899-2012
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов.
Настоящий стандарт устанавливает функции и условия безопасного функционирования систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов, значения параметров, обеспечивающих их безопасность, критерии опасных отказов, а также требования к аппаратно-программным средствам диспетчерской централизации и диспетчерского контроля.
Настоящий стандарт применяют при разработке, проектировании и изготовлении аппаратных и программных средств диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов и оценке соответствия вновь разрабатываемых и импортируемых систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля требованиям безопасности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 26.005 Телемеханика. Термины и определения
ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 33432 Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта
ГОСТ 33436.4-1 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 26.005, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 железнодорожная автоматика и телемеханика; ЖАТ: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением поездов на перегонах и станциях и маневровой работой.
Примечание - Железнодорожная автоматика и телемеханика - это также область науки и техники, связанная с ее разработкой, производством и технической эксплуатацией.
3.2 диспетчерская централизация (железнодорожный транспорт); ДЦ: Система телемеханического централизованного управления и контроля объектами диспетчерского участка на основе объединения устройств железнодорожной автоматики и телемеханики железнодорожных станций и перегонов.
3.3 диспетчерский контроль (железнодорожный транспорт); ДК: Система телеконтроля состояний и телеизмерений параметров объектов железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка.
3.4 условия безопасности движения железнодорожных поездов: Совокупность контролируемых состояний путевых объектов, железнодорожного подвижного состава, смежных систем и устройств, при которых обеспечивается безопасное движение железнодорожных поездов.
3.5 критерий опасного отказа железнодорожной автоматики и телемеханики: Признак или совокупность признаков опасного состояния системы железнодорожной автоматики и телемеханики, установленные в нормативных документах и (или) конструкторской документации.
3.6 комбинированное управление станцией: Режим управления железнодорожной станцией на участке диспетчерской централизации, при котором поездной диспетчер управляет движением железнодорожных поездов по главным и боковым путям для безостановочного пропуска поездов, а по остальным железнодорожным путям, изолированным охранным положением стрелок, управление движением осуществляет дежурный по железнодорожной станции (маневровый диспетчер).
3.7 полигон диспетчерского управления: Зона управления перевозочным процессом, интегрированная в диспетчерском центре по технологическим соображениям.
3.8 электрическая централизация стрелок и светофоров: Станционная система централизованного управления и контроля объектами железнодорожной автоматики и телемеханики с обеспечением установленных требований безопасности движения железнодорожных поездов и заданной пропускной способности.
Примечание - Различают электрическую централизацию стрелок и светофоров:
- релейная централизация, где все функции управления и контроля объектами железнодорожной автоматики и телемеханики станции реализуются с помощью релейных устройств;
- релейно-процессорная централизация, где функции маршрутного управления реализуются программно-аппаратными средствами, функции обеспечения зависимостей между стрелками, светофорами и маршрутами, а также функции управления и контроля напольными объектами реализуются с помощью релейных устройств;
- микропроцессорная централизация, где функции маршрутного управления, функции обеспечения зависимостей между стрелками, светофорами и маршрутами реализуются программно-аппаратными средствами, а функции управления и контроля напольными объектами могут реализовываться с помощью программно-аппаратных или релейных устройств.
3.9 ответственная команда (железнодорожная автоматика и телемеханика): Команда, передаваемая с пульта управления диспетчерской или электрической централизации стрелок и светофоров, выполняемая под ответственность дежурного персонала по управлению движением железнодорожных поездов с исключением проверки устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики отдельных условий безопасности.
3.10 станция автономного управления: Железнодорожная станция на участке диспетчерской централизации, управление которой осуществляет дежурный по станции под контролем поездного диспетчера.
3.11 станция диспетчерского управления: Железнодорожная станция на участке диспетчерской централизации, управление которой в нормальном режиме осуществляет поездной диспетчер.
3.12 станционное управление на участке диспетчерской централизации: Режим работы станции диспетчерского управления, при котором она находится под управлением дежурного по станции.
3.13 местное управление объектами железнодорожной станции: Управление объектами района железнодорожной станции с маневровой колонки или маневрового поста.
3.14 резервное управление на участке диспетчерской централизации: Режим управления железнодорожной станцией участка диспетчерской централизации с местного аппарата управления системы электрической централизации при отсутствии возможности осуществления диспетчерского управления.
4 Требования безопасности
4.1 Функции, реализуемые системами диспетчерской централизации и диспетчерского контроля
4.1.1 Системы ДЦ и ДК должны обеспечивать выполнение следующих функций телесигнализации:
а) сбор и отображение для поездного диспетчера в реальном времени данных о состоянии всех объектов, контролируемых системами электрической централизации стрелок и светофоров (ЭЦ) и автоматической блокировкой (АБ) участка железнодорожной линии;
б) автоматизированная передача информации операторам вышестоящего и смежного уровней управления движением железнодорожных поездов (далее - поезда) с обеспечением требований информационной безопасности;
в) фиксация и выдача актуальной информации по нахождению железнодорожного подвижного состава (подвижного состава) на объектах путевого развития;
г) информационное взаимодействие с локомотивными устройствами безопасности по радиоканалу (при установке необходимого оборудования связи на диспетчерском участке и локомотивах);
д) автоматическое ведение графика исполненного движения поездов и приложения к нему;
е) расчет ожидаемого времени проследования поездов по станциям участка железнодорожной линии;
ж) выявление возможных конфликтных ситуаций в организации движения поездов;
и) расчет и корректировка прогнозного графика движения поездов;
к) формирование диспетчерских приказов и предупреждений;
л) ведение диспетчерского журнала;
м) протоколирование эксплуатационных событий с возможностью воспроизведения архивированных данных;
н) логический анализ эксплуатационных событий и действий персонала;
п) мониторинг состояния технических средств ДЦ и передача информации в систему диагностики и мониторинга ЖАТ железнодорожного участка;
р) автоматизированный учет показателей движения поездов и производимых работ;
с) контроль выполнения технологических этапов перевозочного процесса на участке железнодорожной линии;
т) слежение за перемещениями подвижных средств и организация динамических моделей поездного, локомотивного, вагонного положений на участке железнодорожной линии;
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Проверочная работа по темам: Организация движения поездов при диспетчерской централизации; Прием и отправление поездов на участках оборудованных ДЦ; Производство маневров; Порядок действий при неисправностях устройств ДЦ.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Резервное управление станцией это…..
- Прием и отправление поездов и маневровую работу производит диспетчер, а открытие и закрытие сигналов – работник ж. д. станции
- Отдельные стрелки или горловины ж.д. станции передает ДНЦ на управление работникам ж.д. станции
- прием и отправление поездов, маневровая работа, а также Открытие и закрытие сигналов производятся работниками ж.д. станций
Вопрос 2
Местное управление станцией это…..
- Прием и отправление поездов и маневровую работу производит диспетчер, а открытие и закрытие сигналов – работник ж. д. станции
- Отдельные стрелки или горловины ж.д. станции передает ДНЦ на управление работникам ж.д. станции
- прием и отправление поездов, маневровая работа, а также открытие и закрытие сигналов производятся работниками ж.д. станций
Вопрос 3
Где контролируется положение стрелок, открытое или закрытое состояние светофоров, свободность или занятость главных и приемо-отправочных путей при диспетчерской централизации?
- На аппарате управления ДСП
- На аппарате управления ШНЦ
- На аппарате управления ДНЦ
Вопрос 4
Как передаются все распоряжения при диспетчерской централизации?
- По громкоговорящей связи
- По сотовому телефону
- По радиосвязи
Вопрос 5
Основные средства сигнализации и связи на участках, оборудованных диспетчерской централизацией:
- Телефонные средства связи
- Автоблоктровка
- Полуавтоблокировка
Вопрос 6
Кто управляет всеми станционными светофорами и стрелками ж.д. станций, находящихся на диспетчерском управлении?
Вопрос 7
При неисправности ДЦ, когда управление одной или несколькими станциями невозможно, ДНЦ обязан:
- Перевести эти станции на резервное управление.
- Перезагрузить аппарат управления
- Перевести эти станции на местное управление.
Вопрос 8
Установить последовательность действий ДНЦ если после открытия входного светофора возникает необходимость изменить маршрут приема
- Перекрыть светофор
- Предупредить машиниста
- Убедиться что поезд остановился
- Приготовить новый маршрут
- Открыть вторично светофор
Вопрос 9
Действие ДНЦ на участках с полуавтоматической блокировкой в случае необходимости задержки отправления поезда, или отправления поезда встречного направления станции
- Переревести станцию на резервное управление
- Переревести станцию на местное управление
- Выключить станцию из диспетчерского управления
Вопрос 10
Регламент действий при неисправности АБ, при диспетчерской централизации
- Приказом ДНЦ действие АБ прекращается, движение поездов устанавливается по электрожезловой системе и станции передаются на резервное управление
- Приказом ДНЦ, действие АБ прекращается, движение поездов устанавливается по ТСС и станции передаются на местное управление
- Приказом ДНЦ действие АБ прекращается, движение поездов устанавливается по ТСС и станции передаются на резервное управление.
Вопрос 11
Как прекращается действие АБ
- По согласованию ДСП станций граничащих перегон
- По устному распоряжению ДНЦ
- По регистрируемому приказу ДНЦ
Вопрос 12
Установить последовательность действий ДНЦ при приеме поезда на станцию, при диспетчерской централизации:
Читайте также: