Кто осуществляет управление всеми станционными светофорами и стрелками железнодорожных станций

Обновлено: 28.06.2024

СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ДИСПЕТЧЕРСКОГО КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

Требования безопасности и методы контроля

Centralized traffic and dispatching control systems of trains movement. Safety requirements and methods of checking

Дата введения 2017-11-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2017 г. N 235-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33896-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2017 г.

5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54899-2012

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов.

Настоящий стандарт устанавливает функции и условия безопасного функционирования систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов, значения параметров, обеспечивающих их безопасность, критерии опасных отказов, а также требования к аппаратно-программным средствам диспетчерской централизации и диспетчерского контроля.

Настоящий стандарт применяют при разработке, проектировании и изготовлении аппаратных и программных средств диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов и оценке соответствия вновь разрабатываемых и импортируемых систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля требованиям безопасности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 26.005 Телемеханика. Термины и определения

ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 33432 Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта

ГОСТ 33436.4-1 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 26.005, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 железнодорожная автоматика и телемеханика; ЖАТ: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением поездов на перегонах и станциях и маневровой работой.

Примечание - Железнодорожная автоматика и телемеханика - это также область науки и техники, связанная с ее разработкой, производством и технической эксплуатацией.

3.2 диспетчерская централизация (железнодорожный транспорт); ДЦ: Система телемеханического централизованного управления и контроля объектами диспетчерского участка на основе объединения устройств железнодорожной автоматики и телемеханики железнодорожных станций и перегонов.

3.3 диспетчерский контроль (железнодорожный транспорт); ДК: Система телеконтроля состояний и телеизмерений параметров объектов железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка.

3.4 условия безопасности движения железнодорожных поездов: Совокупность контролируемых состояний путевых объектов, железнодорожного подвижного состава, смежных систем и устройств, при которых обеспечивается безопасное движение железнодорожных поездов.

3.5 критерий опасного отказа железнодорожной автоматики и телемеханики: Признак или совокупность признаков опасного состояния системы железнодорожной автоматики и телемеханики, установленные в нормативных документах и (или) конструкторской документации.

3.6 комбинированное управление станцией: Режим управления железнодорожной станцией на участке диспетчерской централизации, при котором поездной диспетчер управляет движением железнодорожных поездов по главным и боковым путям для безостановочного пропуска поездов, а по остальным железнодорожным путям, изолированным охранным положением стрелок, управление движением осуществляет дежурный по железнодорожной станции (маневровый диспетчер).

3.7 полигон диспетчерского управления: Зона управления перевозочным процессом, интегрированная в диспетчерском центре по технологическим соображениям.

3.8 электрическая централизация стрелок и светофоров: Станционная система централизованного управления и контроля объектами железнодорожной автоматики и телемеханики с обеспечением установленных требований безопасности движения железнодорожных поездов и заданной пропускной способности.

Примечание - Различают электрическую централизацию стрелок и светофоров:

- релейная централизация, где все функции управления и контроля объектами железнодорожной автоматики и телемеханики станции реализуются с помощью релейных устройств;

- релейно-процессорная централизация, где функции маршрутного управления реализуются программно-аппаратными средствами, функции обеспечения зависимостей между стрелками, светофорами и маршрутами, а также функции управления и контроля напольными объектами реализуются с помощью релейных устройств;

- микропроцессорная централизация, где функции маршрутного управления, функции обеспечения зависимостей между стрелками, светофорами и маршрутами реализуются программно-аппаратными средствами, а функции управления и контроля напольными объектами могут реализовываться с помощью программно-аппаратных или релейных устройств.

3.9 ответственная команда (железнодорожная автоматика и телемеханика): Команда, передаваемая с пульта управления диспетчерской или электрической централизации стрелок и светофоров, выполняемая под ответственность дежурного персонала по управлению движением железнодорожных поездов с исключением проверки устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики отдельных условий безопасности.

3.10 станция автономного управления: Железнодорожная станция на участке диспетчерской централизации, управление которой осуществляет дежурный по станции под контролем поездного диспетчера.

3.11 станция диспетчерского управления: Железнодорожная станция на участке диспетчерской централизации, управление которой в нормальном режиме осуществляет поездной диспетчер.

3.12 станционное управление на участке диспетчерской централизации: Режим работы станции диспетчерского управления, при котором она находится под управлением дежурного по станции.

3.13 местное управление объектами железнодорожной станции: Управление объектами района железнодорожной станции с маневровой колонки или маневрового поста.

3.14 резервное управление на участке диспетчерской централизации: Режим управления железнодорожной станцией участка диспетчерской централизации с местного аппарата управления системы электрической централизации при отсутствии возможности осуществления диспетчерского управления.

4 Требования безопасности

4.1 Функции, реализуемые системами диспетчерской централизации и диспетчерского контроля

4.1.1 Системы ДЦ и ДК должны обеспечивать выполнение следующих функций телесигнализации:

а) сбор и отображение для поездного диспетчера в реальном времени данных о состоянии всех объектов, контролируемых системами электрической централизации стрелок и светофоров (ЭЦ) и автоматической блокировкой (АБ) участка железнодорожной линии;

б) автоматизированная передача информации операторам вышестоящего и смежного уровней управления движением железнодорожных поездов (далее - поезда) с обеспечением требований информационной безопасности;

в) фиксация и выдача актуальной информации по нахождению железнодорожного подвижного состава (подвижного состава) на объектах путевого развития;

г) информационное взаимодействие с локомотивными устройствами безопасности по радиоканалу (при установке необходимого оборудования связи на диспетчерском участке и локомотивах);

д) автоматическое ведение графика исполненного движения поездов и приложения к нему;

е) расчет ожидаемого времени проследования поездов по станциям участка железнодорожной линии;

ж) выявление возможных конфликтных ситуаций в организации движения поездов;

и) расчет и корректировка прогнозного графика движения поездов;

к) формирование диспетчерских приказов и предупреждений;

л) ведение диспетчерского журнала;

м) протоколирование эксплуатационных событий с возможностью воспроизведения архивированных данных;

н) логический анализ эксплуатационных событий и действий персонала;

п) мониторинг состояния технических средств ДЦ и передача информации в систему диагностики и мониторинга ЖАТ железнодорожного участка;

р) автоматизированный учет показателей движения поездов и производимых работ;

с) контроль выполнения технологических этапов перевозочного процесса на участке железнодорожной линии;

т) слежение за перемещениями подвижных средств и организация динамических моделей поездного, локомотивного, вагонного положений на участке железнодорожной линии;


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Проверочная работа по темам: Организация движения поездов при диспетчерской централизации; Прием и отправление поездов на участках оборудованных ДЦ; Производство маневров; Порядок действий при неисправностях устройств ДЦ.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Резервное управление станцией это…..

  • Прием и отправление поездов и маневровую работу производит диспетчер, а открытие и закрытие сигналов – работник ж. д. станции
  • Отдельные стрелки или горловины ж.д. станции передает ДНЦ на управление работникам ж.д. станции
  • прием и отправление поездов, маневровая работа, а также Открытие и закрытие сигналов производятся работниками ж.д. станций
Вопрос 2

Местное управление станцией это…..

  • Прием и отправление поездов и маневровую работу производит диспетчер, а открытие и закрытие сигналов – работник ж. д. станции
  • Отдельные стрелки или горловины ж.д. станции передает ДНЦ на управление работникам ж.д. станции
  • прием и отправление поездов, маневровая работа, а также открытие и закрытие сигналов производятся работниками ж.д. станций
Вопрос 3

Где контролируется положение стрелок, открытое или закрытое состояние светофоров, свободность или занятость главных и приемо-отправочных путей при диспетчерской централизации?

  • На аппарате управления ДСП
  • На аппарате управления ШНЦ
  • На аппарате управления ДНЦ
Вопрос 4

Как передаются все распоряжения при диспетчерской централизации?

  • По громкоговорящей связи
  • По сотовому телефону
  • По радиосвязи
Вопрос 5

Основные средства сигнализации и связи на участках, оборудованных диспетчерской централизацией:

  • Телефонные средства связи
  • Автоблоктровка
  • Полуавтоблокировка
Вопрос 6

Кто управляет всеми станционными светофорами и стрелками ж.д. станций, находящихся на диспетчерском управлении?

Вопрос 7

При неисправности ДЦ, когда управление одной или несколькими станциями невозможно, ДНЦ обязан:

  • Перевести эти станции на резервное управление.
  • Перезагрузить аппарат управления
  • Перевести эти станции на местное управление.
Вопрос 8

Установить последовательность действий ДНЦ если после открытия входного светофора возникает необходимость изменить маршрут приема

  • Перекрыть светофор
  • Предупредить машиниста
  • Убедиться что поезд остановился
  • Приготовить новый маршрут
  • Открыть вторично светофор
Вопрос 9

Действие ДНЦ на участках с полуавтоматической блокировкой в случае необходимости задержки отправления поезда, или отправления поезда встречного направления станции

  • Переревести станцию на резервное управление
  • Переревести станцию на местное управление
  • Выключить станцию из диспетчерского управления
Вопрос 10

Регламент действий при неисправности АБ, при диспетчерской централизации

  • Приказом ДНЦ действие АБ прекращается, движение поездов устанавливается по электрожезловой системе и станции передаются на резервное управление
  • Приказом ДНЦ, действие АБ прекращается, движение поездов устанавливается по ТСС и станции передаются на местное управление
  • Приказом ДНЦ действие АБ прекращается, движение поездов устанавливается по ТСС и станции передаются на резервное управление.
Вопрос 11

Как прекращается действие АБ

  • По согласованию ДСП станций граничащих перегон
  • По устному распоряжению ДНЦ
  • По регистрируемому приказу ДНЦ
Вопрос 12

Установить последовательность действий ДНЦ при приеме поезда на станцию, при диспетчерской централизации:

Читайте также: