Развитие общества как объективный и закономерный процесс

Обновлено: 25.06.2024

Общество в своем развитии проходит путь постоянного усложнения. Для его понимания и объяснения важное значение имеют знания о различных социально-этические общности, начиная с небольших племен и родов и заканчивая многомиллионными народами и нациями. Последние функционируют на определенной территории, имеющих общий язык, историческую судьбу, принимают участие в едином культурно-творческом процессе, формировании и развитии определенного экономического уклада, есть только--версиям своеобразных верований, обычаев и традиций. Современное человечество состоит примерно из двух тысяч наций, народностей и племен. Значительная часть из них входит в многонациональные государства.

Что же представляют собой исторические общности людей? Что такое род, племя, народность, нация, этнос?

Род - историческая общность людей, объединенных кровно-родственными и определенными хозяйственными связями, необходимостью защиты общих интересов. Он является неотъемлемой составной частью племени.

Племя 'я - это экономическая и кровно-родственная общность людей, которая состоит из нескольких родов. Оно характеризуется единством территории, экономической жизнью (совместным производством, распределением и потреблением, владением средствами производства), кровно-родственными связями, общностью языка, духовной культуры - обычаев, традиций, верований, а также психологии и самосознания, что фиксировалось в этнониме (самоназвании).

Народность - это экономическая и социально-этническая общность, преимущественно рабовладельческого периода и эпохи феодализма. Исторически она формировалась двумя путями: во-первых, на почве этнически однородного материала, союза нескольких племен (например, древние греки); во-вторых, смешением нескольких или многих етноплемінних общностей (например, формирование французской народности).

Одним из главных признаков народности являются общность территории, языка, элементов материальной и духовной культуры, психологии и самосознания. В отличие от племени, народность характеризуется социально-классовой дифференциацией и другими признаками.

Нация, согласно историко-материалистическим подходом, связывается со становлением капитализма и буржуазного общества. Главными признаками нации являются общность экономических связей, территории, языка, особенностей культуры, психологии и самосознания. Культура нации рассматривается как диалектическое единство общечеловеческого, социально-классового и этнически неповторимого. Национальная культура, психология и самосознание имеют социально-классовую дифференцированность.

Диалектико-материалистическая концепция нации фиксирует две тенденции в ее развитии. Первая из них свойственна периода ее формирования и выражается в пробуждении национального жизни и движений против любого угнетения за создание государства, как правило, однонаціональної.

Вторая тенденция проявляется в развитии межнациональных экономических, политических, культурных и других связей, то есть в интернационализации материальной и духовной жизни, что логично завершает ослаблению, устранению всевозможных национально-государственных преград, границ, ведет к межнациональной интеграции (например, современное европейское сообщество).

Понятие этноса используется для обозначения совокупности этнических признаков, черт неповторимости материальной и духовной культуры, языка, психологии, которые характеризуют то, что свойственно одной общности людей на разных ступенях социально-экономического развития (народность, нация). Считается, что этносы появляются в период формирования народности.

С давних времен человек ставил перед собой вопрос, есть определенные законы, согласно которым функционирует и развивается общество, или эти процессы протекают стихийно?

С позиций некоторых мыслителей, в общественной жизни не существует никаких объективных закономерностей. По мнению многих современных социологов, общество есть простая механическая совокупность людей. Всю общественную жизнь, его законы, считают они, есть порождение человеческого сознания. Законы могут существовать только тогда, когда они созданы человеком. Такое понимание общества и закономерностей его развития является суб'єктивістським и ведет к волюнтаризму. Отрицание закономерностей общественного развития вызывает отрицания исторической необходимости, ставит общественное развитие в сферу случайностей и произвола отдельных людей.

Общество, как и природа, развивается закономерно. Такая диалектико-материалистическая точка зрения. Законы общественной жизни подобные законам природы. Существуют и действуют независимо от сознания и воли человека. Люди не могут создавать или уничтожать общественные законы. Они могут только открывать, познавать и использовать их в своих интересах в процессе общественной практики.

Вместе с тем, закономерности общественной жизни не тождественны закономерностям природы. В природе законы действуют стихийно. В обществе объективные законы прокладывают себе дорогу через сознательную деятельность человека, которая ставит перед собой определенную цель с тем, чтобы ее реализовать. Это вовсе не означает, что законы теряют свою объективность. Они действуют так же непреодолимо, неизбежно, как и в природе. Это - историческая необходимость. Но действие законов общества проявляется как тенденция. Это обусловлено взаимодействием объективных условий и субъективного фактора.

Под объективным фактором понимают такие условия, которые не зависят от воли и сознания людей и определяют направления и границы их деятельности. Это прежде всего природные условия региона, достигнутый уровень развития производительных сил, исторически назревшие потребности общественного развития и др.

Субъективным фактором является деятельность народных масс, государства, классов, политических партий, общественных движений, отдельных лиц - их сознание, воля, уровень понимания объективных потребностей развития общества и т.д.

Люди в своей деятельности вынуждены учитывать объективные условия. Только их учета в конкретных исторических обстоятельствах дает возможность решать проблемы общественной жизни и развития. Вместе с тем, наличие объективных условий недостаточная для победы нового, превращения возможности в действительность в развитии общества. Движущей силой исторического процесса выступают прогрессивные, революционные элементы субъективного фактора. Своей активно-творческой деятельностью прогрессивные элементы дают простор для действия объективных законов развития. Но наряду с ними есть и такие элементы, которые препятствуют социальному прогрессу, действия объективных законов развития общества - фашизм, расизм, неонацизм и др.

Действие объективных условий и субъективных факторов в общественном развитии надо рассматривать неразрывно, вїхдіалектичній единства. Абсолютизация роли сознания, воли людей или социальных институтов, игнорирование объективных условий и законов ведет к волюнтаризму и авантюризму. Фетишизация объективных законов и условий при игнорировании роли субъективного фактора, наоборот, порождает фатализм, преклонение перед стихийностью.

Соотношение исторической закономерности и сознательной деятельности людей надо рассматривать в диалектической взаимосвязи, который раскрывается в категориях необходимости и свободы.

Историческая необходимость - это то, что закономерно вытекает из действия объективных законов развития общества. Она влияет на действия, поступки людей, которые, в свою очередь, обратно влияют (как положительно, так и отрицательно) на эту необходимость. Тем самым человек (общество) открывает пути для расширения своей свободы.

Овладение естественной необходимостью реализуется в развитии производительных сил. их прогресс можно интерпретировать как постепенный процесс освобождения человечества от подчинения стихийным силам природы, то есть расширение свободы общества по отношению к природе. Отношение к природе всегда опосредованное определенной формой общественных отношений, законам общественного развития. Свобода общества определяется мерой овладения этими законами, их пребывания под сознательным контролем, преодоление господства социальной стихии. По мере развития общества, его производительных сил и производственных отношений свобода расширяет свои границы, господства человека над природными и общественными процессами усиливается.

В живой и неживой природе нет примеров абсолютной свободы, свободы от всего, от любой зависимости. Еще более сложным и многомерным является социальный смысл понятия свободы. При его анализе необходимо подходить всегда конкретно-исторически. Человек как часть природы и общества всеми своими действиями вплетается в разнообразные отношения с природой и обществом, государством и нацией, классом и партией, трудовым коллективом и семьей. Поэтому при определении свободы человека естественно возникают вопросы: свобода от чего и от кого, а также свобода для чего и для кого? Свобода в чем?

Абсолютная свобода невозможна не только потому, что человек включен в всеобщие связи с природой и обществом, а еще и потому, что всегда ограниченными являются ее собственные возможности. Природные и социальные условия всегда ограничивали и будут ограничивать свободу личности. Но последней возможности постоянно расширяются. Человек не может быть полностью независимой от внешних природных и общественных условий. Это означает, что она всегда имеет лишь относительную свободу. При этом, разумеется, уровень его свободы зависит от степени свободы общества, в котором она живет.

Для понимания свободы важное значение имеет познание необходимости. Одной из особенностей взаимосвязи свободы и необходимости является то, что необходимость выступает основным элементом свободы, ее объективным содержанием. Характеристика свободы как познавательной необходимости составляет сущность ее гносеологического аспекта. Однако свободу нельзя сводить только к необходимости. Достижение свободы связано с познанием действительности и активной практической деятельностью человека. Историческая необходимость, в отличие от необходимости в природе, реализуется в деятельности людей. Необходимость ограничивает свободу деятельности и вместе с тем утверждает ее.

Существование необходимости в реальном мире создает условия для сознательной деятельности лица, для выбора. Человек в процессе и в результате своей деятельности познает необходимости не только в природе, но и в человеческом обществе. В результате познания необходимости лицо направляет свою деятельность в соответствии с ней. В процессе практической деятельности наше познание необходимости может корректироваться, дополняться, уточняться и т.д. За счет этого происходит расширение нашей свободы, которая необходима человеку для его развития. Чем лучше мы познаем естественные и общественные явления, собственную природу, потребности, идеалы и т.д., тем эффективнее используем свои силы, тем более широкой свободы приобретаем.

В протекании общественного процесса действуют все те же законы, что и в обществе или природе. Поэтому можно утверждать, что они работают самостоятельно, без внешнего вмешательства людей, их сознания или воли. Но при этом подобные законы ограничены пространством и временем, так как их появление и функционирование начинается только с какого-то определенного промежутка времени, когда общество достигает пиковой точки своей материальной системы.


Общественные законы

Законы общества и законы природы сильно отличаются друг от друга, так как базируются на совершенно различных принципах. Общественные законы основаны на человеческой деятельности и функционируют только внутри социума, а вне социума их использование невозможно. Причем насколько человек глубоко понимает эти законы, настолько осознанно и эффективно он может их использовать. Также уровень осознанности общественных законов напрямую влияет на то, как будут протекать в обществе те или иные социальные и исторические процессы, а также на степень прогресса самого общества.

Что касается законов природы, то их понимание, а также понимание происходящих в природе процессов, позволяет с максимальной эффективностью использовать имеющиеся в природе ресурсы.

Для правящей элиты очень важно понимать общественные законы и уметь правильно и рационально их использовать, чтобы выстраивать свою политику и управление самыми различными сферами человеческой жизни.

Все общественные законы разделаются на несколько категорий. По своему характеру законы общества можно разделить на:

  • Законы функционирования;
  • Законы строения;
  • Законы развития.

Также общественные законы разделяют по степени их проявления:

В законах строения отражается общественная и социальная организационно-структурная динамика, присущая тому или иному историческому периоду общества.

Законы функционирования создают необходимые условия для того, чтобы одно состояние относительной устойчивости перешло в другое, а также сохраняют устойчивость внутри самой системы, обеспечивая стабильное функционирование.

Законы развития создают возможность сформировать необходимые условия, что способны изменить меру и переход в новое состояние.

К частным законам относятся все законы, что оказывают влияние или имеют отношение к определенным областям действия человека или сферами жизни.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Общие законы разделяются на следующие виды:

  • Закон воздействия способа производства на характер общественного процесса. Он напрямую влияет на формирование, развитие областей социальной жизни в различных сферах, а также на человеческую деятельность.
  • Закон, который определяет функции общественного бытия по отношению к общественному сознанию, при условии обратных связей.
  • Закон, определяющий уровень персонификации индивида от состояния системы общественных отношений.
  • Закон социализации. Это закон, определяющий уровень социальной и общественной преемственности.
  • Закон приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми.

Триада диалектических или философских законов, действующих как в природе, так и в обществе, отражает степень проявления всеобщих законов.

В управленческой сфере или политике применяются следующие законы: политического плюрализма, приоритета человеческих прав над государственными правами, разделения власти и так далее.

Если рассматривать с технической стороны, то общественные законы нельзя в полной мере назвать законами - это скорее тенденции, так как они могут формироваться в противоречивых и случайных условиях, под воздействием множества непредсказуемых факторов, в том числе социальных потрясений и хаоса.

Для того, чтобы тенденции можно было считать законами, необходим ряд условий и факторов. Один из основных факторов - это достижения научно-технического прогресса, который сам по себе является закономерностью развития общества. Закон соединения реальных возможностей общества с открытиями научно-технического прогресса является историчным и имеет четкие и объективные характеристики во времени и пространстве, так как напрямую связан со способностями человека и его потребностями. Так как данный закон является одним из самых функциональных, он проявляется практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности и социума.

В конце ХХ века В.П. Петров предложил выделить недавно открытый закон соединения реальных возможностей общества с открытиями научно-технического прогресса в отдельный закон.

Различие законов природы и законов общества заключается в принципиально различных механизмах реализации. При этом у них есть ряд сходных признаков: объективность, устойчивая, повторяющаяся и необходимая связь между процессами и явлениями. Но главное различие заключается в том, что большинство законов природы являются инерционными, то есть работают под воздействием многочисленных природных факторов, например закона притяжения, закона трения и так далее. Что касается законов общества, то в своем большинстве они зависят от человека и его развития, как прогресса, так и регресса. Поэтому законы общества более историчны, они возникают и функционируют под воздействием ряда факторов, необходимых для их запуска и начала деятельности.

При этом можно утверждать, что общественные законы проявляют себя только в активном обществе, каждый член которого стремиться к поставленной цели. В расколотом или пассионарном обществе действие общественных законов сводится к минимуму или прекращается вообще.

К объективным условиям относятся независимые феномены и обстоятельства социально-экономического характера, что необходимы для формирования некого исторического явления. Но из-за своей неполноценности, объективные условия могут привести к какому-то событию только в том случае, если имеет место субъективный фактор, поэтому они полностью от него зависят.

Субъективным фактором называют целевую деятельность определенных социальных групп, общественных и/или политических движений, элиты, а также отдельных личностей, направленную на изменение, подготовку или сохранение объективных условий существования общества. При этом субъективный фактор может быть как прогрессивным, так и регрессивным.

Согласованность объективных условий и субъективного фактора можно рассмотреть на примере деятельности таких выдающихся личностей, как Адольф Гитлер, Наполеон, Теодор Рузвельт, Иосиф Сталин. Несмотря на свою роль в определенный исторический период, каждый из них сформировался не сам по себе, а под влиянием определенных исторических условий. К примеру, политическая ситуация в революционной Франции после свержения монархии требовала своего военного диктатора и если бы не было Наполеона, был бы другой человек с похожими качествами и способностями, соответствующий требованиям эпохи.

Концепция развития общества

Так как развитие общества - это очень сложный и противоречивый процесс, он может иметь как медленное поступательное развитие, так и резкие скачки. По мнению некоторых ученых, развитие человеческого общества имеет форму синусоиды, с резкими пиками и не менее резкими спадами. Поэтому можно утверждать, общественное развитие имеет две концепции: цивилизационную и формационную.

Формационная концепция

Понятие общественно-экономической формации используется в марксизме и за свою основу имеет способ производства материальных благ. По мнению К. Маркса, эта формация представляет собой исторически оформленное сообщество в строго определенный и сложившийся период экономического развития.

Каждая общественно-экономическая формация представляет собой единый социальный организм, формирующийся и развивающийся по только ему присущим законам и тенденциям. То есть, проще говоря, ОЭФ - это какой-то определенный этап в развитии человеческого общества.

Поэтому в своих трудах Карл Маркс выделил пять основных общественно-экономических формаций, имеющих отличительные особенности друг от друга в производственных отношениях:

  • Первобытнообщинное общество;
  • Рабовладельческий строй;
  • Феодальное государство;
  • Буржуазия;
  • Коммунизм.

Как считал Маркс, смена формации происходит в тот момент, когда в обществе резко обостряются противоречия, в частности несоответствие способов производства с текущими производственными отношениями. В результате более прогрессивная формация сменяет предыдущую. Во многом теория Маркса является несовершенной, но при этом она крайне важна и закладывает базис под общественное развитие и социальную философию.

Проблема теории Маркса заключается в том, что она создана под влиянием реалий XIX века, но не XXI. Также он ничего не говорил о переходных периодах между формациями и никак не характеризовал их, хотя при этом переходные периоды не менее важны, чем сами формации. К тому же, некоторые государства не проходили тот или иной уровень общественной формации. К примеру, Китай сразу от феодального строя перешел в конвергенциональную плоскость, в России отсутствовал рабовладельческий строй и так далее.

Также в теории Маркса коммунизм и социализм, являющийся частью коммунистической формации, имеют слишком утопическую трактовку, далекую от современных реалий. Поэтому цивилизационная концепция в свете вышеописанных недостатков является более четкой и предметной, чем формационная.

Цивилизационная концепция

Но еще задолго до Тойнби основы цивилизационной концепции заложил российский ученый-социолог Данилевский. В своих работах Данилевский разработал теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) и утверждал, что их развитие схоже с развитием живых организмов.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По мнению Данилевского, следует выделить 11 основных цивилизаций:

  • Египетскую;
  • Китайскую;
  • Ассиро-вавилоно-финикийскую;
  • Халдейскую;
  • Древнесемитскую;
  • Индийскую;
  • Иранскую;
  • Греческую;
  • Еврейскую;
  • Римскую;
  • Аравийскую (новосемитскую);
  • Европейскую (романо-германскую).

Подобное цивилизационное определение - это огромный вклад Данилевского в мировую науку. По его словам, цивилизация - это не культура, а совокупность моральных и духовных достижений общества в тот или иной период.

Тойнби усовершенствовал теорию Данилевского и внес туда некоторые изменения, позволившие более глубоко применить цивилизационную формацию. По его мнению, цивилизация представляет собой стабильное единое человеческое сообщество с едиными географическими пределами и религиозными обычаями. Тойнби считал, что 11 цивилизаций - это слишком мало, так как их должно быть намного больше. Поначалу двадцать одну цивилизацию:

  • Египетская;
  • Древний Китай;
  • Майя;
  • Сирийская;
  • Андская;
  • Шумер;
  • Хараппская;
  • Хеттская;
  • Западная;
  • Дальневосточная основная;
  • Дальневосточная японо-корейская;
  • Основная христианская православная;
  • Русская христианская православная;
  • Иранская;
  • Арабская;
  • Мексиканская;
  • Индуистская;
  • Юкатанская.
  • Вавилон;
  • Минойская;
  • Эллинская;

В своих работах Тойнби опирался на две основные гипотезы:

  • Развитие человеческой истории не распространяется сразу на все цивилизации, это внутренний процесс, происходящий локально в рамках одной цивилизации.
  • Между цивилизациями нет взаимной связи, но их составляющие компоненты могут быть взаимосвязаны.

5. Развитие общества. Понятия эволюции, прогресса и модернизации.

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен.

Направленность – это те линии, по которым совершается накопление.

Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.

Важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого оно осуществляется. Необходимо также учитывать, что основные черты социального развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

В социологической науке сформировались три подхода к рассмотрению процессов развития общества.

1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из них используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести марксистов, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса и др.

2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер. В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой. Одним из примеров циклических процессов в жизни обществ можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации, – от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода – Н. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев и др.

Таким образом, выбор той или иной последовательности развития зависит от социального субъекта. Сторонниками нелинейного развития общества являются С. Л. Франк, М. Хетчер, Д. Коллмэн и др. По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное. Характер того или иного социального развития зависит прежде всего от способа социальных изменений. Под эволюцией понимают постепенные плавные частичные изменения общества, которые могут охватывать различные сферы общества – экономическую, политическую, социальную, духовную.

Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, предполагающих проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а лишь изменяют ее части и структурные элементы.

При этом следует помнить, что эволюция каждого общества всегда уникальна, так как основывается на генетической преемственности традиций.

Под социальной революцией понимаются относительно быстрые всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Социальная революция всегда связана с насильственным разрушением одних социальных отношений и утверждением других. Большинство ученых видят в социальной революции аномалию, отклонение от естественного хода истории. Однако, по мнению ряда российских социологов, эволюционные и революционные изменения представляют собой сопряженные стороны социального развития и взаимосвязаны.

Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий государства и эпохи.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия:

1) уровень производительности труда и благосостояния населения;

2) степень свободы личности.

Однако в современных условиях данные критерии прогресса нуждаются в некотором уточнении. Первый критерий в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего экономические и социальные сферы жизнедеятельности общества.

Второй же критерий, по мнению современных ученых, теряет свою актуальность. Это подтверждается данными последних социологических исследований, согласно которым человек перестает столь остро нуждаться в свободе, на смену которой приходит ответственность.

Таким образом, можно отметить, что в качестве второго критерия социального прогресса в современных условиях следует выделять скорее уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Кроме того, возникает необходимость выделения критерия социального прогресса, который бы отражал духовно-нравственные изменения человечества.

Таким критерием может считаться уровень общественной нравственности.

Помимо этих критериев современная социальная мысль разработала и ряд других критериев социального прогресса, среди которых уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и освобождение человека от действий стихийных сил природы и общества и др.

Читайте также: