Рассмотрите фотографии и ответьте на вопрос где и как ребята осуществляют свою учебу

Обновлено: 02.05.2024

К летним каникулам готовятся не только дети и их родители, но и администрации школ. Причем достаточно неожиданным образом — собирая данные о том, где школьники эти самые каникулы проведут. Может ли школа требовать от родителей такую информацию? Отвечает юрист Анна Нерубенко и пресс-служба Департамента образования и науки Москвы.

Вопрос. Поясните, пожалуйста, на каких основаниях классные руководители требуют полную информацию о том, как, где и с кем ребенок проведет лето: имена родственников, даты, точки переездов. Эта информация в итоге оказывается в доступе в общих чатах, что явно противоречит идее безопасности детей и родителей. Имеет ли школа на это право?

Ответ департамента. Классные руководители могут запрашивать у родителей информацию о планах учеников на летние каникулы для того, чтобы при необходимости связаться с ребенком. Например, получить сведения по какому-либо вопросу или предложить ребятам участие в различных активностях.

Отметим, что предоставление данной информации носит добровольный характер. Родители могут её передавать любым удобным для них способом, в том числе в чате или напрямую классному руководителю. Все персональные данные учеников хранятся в образовательной организации и обрабатываются в полном соответствии с законодательством РФ. Это инициатива школ, а не рекомендация Департамента образования и науки города Москвы по всем образовательным организациям.

Ответ юриста. Действующим законодательством не установлена обязанность родителей сообщать информацию о местонахождении детей во время каникул.

1. Обеспечить получение детьми общего образования.

2. Соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений.

3. Уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Иные обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся могут быть установлены договором об образовании (при его наличии).

Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей также перечислены в статье 63 Семейного кодекса РФ. Родители должны защищать права и законные интересы детей, содержать их*.

За неисполнение возложенных обязанностей родителей могут привлечь к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей**.

Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся только при освоении образовательной программы***.

В остальное время, в том числе в период каникул, ответственность за ребенка несут родители

Для родителей не установлена обязанность сообщать сведения о местонахождении ребенка во время каникул, так что отказ о предоставлении сведений не правонарушение, никакой ответственности он не влечет.

В РФ гарантируется неприкосновенность частной жизни, которая включает в том числе информацию о месте нахождения лица.

Сбор, хранение, распространение и использование любой информации о частной жизни гражданина — сведений о его происхождении, месте пребывания или жительства, личной и семейной жизни — не допускаются без их же согласия, если иное прямо не предусмотрено законом****.

Таким образом, у образовательного учреждения нет полномочий требовать от родителей сведений о передвижении (местонахождении) ребенка во время отдыха.

* Согласно статьям 64, 80 Семейного кодекса РФ

** По части 1 статьи 5.35 КоАП РФ

**** В соответствии с частью 1 статьи 152.2 ГК РФ

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Давайте вспомним

На какие вопросы, связанные со школьными предметами, ты хотел сам поискать ответы? Чему тебе надо было для этого научиться?

Обсудим вместе

Как добывать знания самостоятельно? Где и какими способами это можно делать? Можно ли научиться учиться?

Подумай: только ли на уроках ты учишься? Конечно, нет. Тебя учит и окружающая среда, что-то ты перенимаешь у своих друзей, чему-то учишься сам по книгам, телевизионным передачам, компьютерным программам. Везде есть учебные пособия, библиотеки, люди, которые могут ответить на твои вопросы. А многие ребята посещают ещё и специальные школы: художественную, музыкальную, спортивную и др.

Ты уже знаешь, что после школы люди получают образование в колледжах или училищах, институтах, университетах или академиях. Но многие, обучаясь в этих учреждениях, не ограничиваются тем, что узнают на занятиях. Они занимаются сами, по своему собственному побуждению.

Результат самообразования — это знания, умения и опыт, приобретённые с помощью самостоятельного изучения отдельных наук и областей знания.

Пытливому уму тесны рамки урока. Тот, кто хочет получить дополнительные знания и умения, ищет, что почитать, что посмотреть, в чём поучаствовать. Он идёт в книжный магазин или библиотеку, использует Интернет, посещает музей или выставку. Он идёт с вопросами к старшим или сверстникам, занимающимся в предметных кружках или секциях, посещающим дополнительные занятия. Он решает, на какие занятия записаться самому.

Самообразование помогает углублению и расширению знаний, полученных в школе и других учреждениях образования.

Формы самообразования

Основная форма самообразования — изучение литературы: научной, научно-популярной, учебной, художественной и др.

Наряду с чтением можно использовать и другие формы самообразования. Рассмотри их на схеме.


Навыками самостоятельной работы, необходимыми для самообразования, ты можешь успешно овладеть в школе.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК


Школа Сухомлинского не ограничивалась стенами класса и школьного здания. Он проводил много уроков в саду и лесу, на берегу реки и в поле. Дети учились понимать и любить природу, познавать её тайны, восхищаться её красотой.

В школе Сухомлинского в начальных классах всем ученикам во время уроков давалось полчаса самостоятельной работы. Это время каждый мог занять тем, что решил делать сам. Можно было переписать неудачно выполненное задание, прочитать книжку, решить задачу. Не разрешалось только ничего не делать. Так дети учились быть самостоятельными.

Школа, в которой Сухомлинский был директором 22 года, являлась одновременно и его научной лабораторией.

Свой опыт обучения школьников он описывал в книгах и статьях. Труды его напечатаны на 40 языках мира.

Для детей он тоже писал книги, особенно любил сочинять сказки и рассказы из школьной жизни.

Вопрос
Как ты думаешь, утратила ли школа В. А. Сухомлинского своё значение в наше время? Свой ответ поясни.

Испокон века книга растит человека


И большой объём знаний, много информации ты получаешь, конечно же, из книг.

Книги знакомят нас с прошлым, помогают больше узнать о науке, культуре, искусстве, позволяют даже заглянуть в будущее. Книги передают нам накопленный поколениями людей опыт. Из них мы узнаём о том, как строить дома, укрощать реки и прокладывать железные дороги, выращивать хлеб, овощи, фрукты. Книги умеют рассказать обо всём на свете: нет такой темы, такого предмета, о которых не было бы написано книг.

В библиотеке можно выбрать именно то, что тебе нужно и интересно в данный момент. Зайди в библиотеку, и ты найдёшь ответ на вопрос из любой области знаний: биологии, истории, географии, астрономии, математики.

Вопрос
Скорее всего, ты знаком со школьной библиотекой. А в какие ещё библиотеки ты можешь попасть? Узнай, читателем каких библиотек ты можешь стать.

Вопрос
Какие журналы читаешь ты? Какие журналы читали твои родители?


Самообразование — путь к успеху

Ты уже знаешь о деятельности своего выдающегося соотечественника композитора Александра Порфирьевича Бородина, по образованию медика и химика. А выдающийся отечественный психолог Лев Семёнович Выготский по образованию был юристом.

Самообразование также помогает людям успешно заниматься делом, не совпадающим с полученным образованием.

Расспроси своих родных и знакомых: вероятно, среди них есть такие люди.

А многие люди, которые по разным причинам вообще не получили профессионального образования, смогли добиться жизненных успехов исключительно благодаря самообразованию. Таким, например, был американский государственный деятель, учёный Бенджамин Франклин. (Об этой личности ты ещё узнаешь, изучая курс истории.)

Бенджамин рос в бедной семье. Он рано пристрастился к чтению, но новые книги мог приобретать только за счёт продажи старых. Его отец вынужден был забрать сына вначале из грамматической школы, а затем и из школы арифметической, так как не мог платить за образование. Всем успехам в своей жизни Франклин обязан самообразованию. А человечество многим обязано этому человеку. Среди его исследований и открытий данные о штормовых ветрах и теория, объяснявшая их происхождение; метод защиты от грозового разряда — молниеотвод; лампа для уличных фонарей; применение электрической искры для взрыва пороха. Франклин участвовал в измерениях скорости, ширины и глубины Гольфстрима, и это течение (название которому дал он сам) было нанесено на карту.

Новые возможности

Самообразование и самоорганизация

Самообразование начинается с того, что человек оценивает ситуацию: какие знания и умения у него есть, чего ему не хватает. Далее он ставит цель, намечает пути её достижения, выбирает средства. Иными словами, определяет, как ему следует действовать. Следующий этап — это уже сами действия по достижению цели. Здесь очень важно время от времени оценивать свои результаты, сравнивать их с поставленной целью и при необходимости менять средства, определять новые пути, подбирать более подходящие способы.

Так постепенно самоконтроль и самооценка помогают выработать навык самостоятельной работы по овладению новыми знаниями и умениями.

2. Таня учится играть на скрипке.Андрей учится играть в хоккей.Маша учится шить.Как ты думаешь, где и как ребята осуществляют свою учёбу? О каких других учебных занятиях твоих сверстников ты можешь рассказать?

6*. Русский писатель Д. И. Писарев считал, что настоящим образованием является только самообразование и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами. Какие особенности самообразования отражает суждение Писарева?

Пока что успехи Алисы на экзаменах очень скромные - девочка получает тройки и двойки. Фото: Личный архив

Почему были пропуски?

Евгений Тепляков.

Справляется с программой?

О том, как дается Алисе учеба, мы до самой сессии знали только со слов родителей девочки. Они уверяли: все замечательно, дочку хвалят. Она даже подготовила доклад по психологии, и его одобрил преподаватель. Контрольные она выполняет дома, а потом их отвозят на проверку в учебную часть.

Она на особом положении?

Но все же давали понять: МГУ не детский сад, и девочка должна учиться и сдавать экзамены наравне с другими студентами. На факультете не раз пытались беседовать с Евгением Тепляковым о том, нужно ли сейчас высшее образование его девочке, безусловно талантливой и умненькой, но все же очень маленькой. Но бесполезно.

На видео попала потасовка, устроенная папой Алисы на лестнице психфака МГУ. В кадре видно Евгения Теплякова (1), держащего за грудки завкафедрой вуза (2). Его пытаются оттащить двое охранников. Рядом стоит Алиса (3).

На видео попала потасовка, устроенная папой Алисы на лестнице психфака МГУ. В кадре видно Евгения Теплякова (1), держащего за грудки завкафедрой вуза (2). Его пытаются оттащить двое охранников. Рядом стоит Алиса (3).

Как экзамены?

В зимнюю сессию у первокурсников психфака четыре экзамена и пять зачетов. Экзамены сложные: высшая математика, введение в психологию, русский язык и культура речи, анатомия центральной нервной системы. Особенно первокурсники боятся анатомии ЦНС: мол, там терминов зубодробительных много, еще и преподаватель строгий. Второй по страшности - экзамен по высшей математике. Третий - психология.

Экзамены Алиса сдавала не со всеми, а по индивидуальному плану. Об этом мы узнали на факультете. Русский язык на три, психологию на два. Первую отметку Евгений воспринял болезненно и выплеснул возмущение в письменных жалобах.

Но во вторник, 21 декабря, нервы у него сдали. Алиса сдавала психологию в аудитории перед комиссией из преподавателей. Папа ждал ее на входе возле охраны.

Но в интернет попало видео, снятое на лестнице факультета психологии МГУ, на котором трое сотрудников вуза пытаются остановить Евгения, который как танк рвется вверх. Мужчины хватают друг друга за одежду, толкаются, машут руками, кричат. Буквально в нескольких метрах от дерущихся на видео - застывшая фигурка Алисы. Представляем, каково ей было это наблюдать.

К моменту, когда приехала полиция, все утихомирились. Наряд зафиксировал это. Но теперь свою проверку начнет отдел по делам несовершеннолетних.

На видео попала потасовка, устроенная папой Алисы на лестнице психфака МГУ. В кадре видно Евгения Теплякова (1), держащего за грудки завкафедрой вуза (2). Его пытаются оттащить двое охранников. Рядом стоит Алиса (3).

На видео попала потасовка, устроенная папой Алисы на лестнице психфака МГУ. В кадре видно Евгения Теплякова (1), держащего за грудки завкафедрой вуза (2). Его пытаются оттащить двое охранников. Рядом стоит Алиса (3).

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Кажется, разразившийся скандал ярко высветил очевидное: 9-летней девочке, пусть даже очень развитой и сообразительной, не место в университете. Получив диплом через положенные шесть лет (а не два, как мечтает папа), в 15 лет Алиса пойдет консультировать взрослых людей, как им проживать свою жизнь?!

Эксперты предупреждают: такие эксперименты могут закончиться нервным срывом! И подобные трагедии с вундеркиндами уже случались. Кто-нибудь возьмет на себя смелость закончить этот цирк?

ВОПРОС - РЕБРОМ

Будет ли учиться дальше?

Возрастная категория сайта 18 +

Поступить в Кебриджский университет все равно, что родиться маглом и получить письмо из Хогвартса – проще поверить в то, что это сон. Ксении Ниглас удалось доказать, что каждый из нас может стать волшебником и превратить свою мечту в реальность, стоит только сделать шаг навстречу чудесам.


Сейчас я получаю докторскую степень (PhD) в математическом образовании в кембриджском университете. Я изучаю, как первокурсники воспринимают высшую математику, когда переходят со школьного уровня на университетский.

Что вдохновило тебя подать заявление на поступление в магистратуру Кембриджа?

Как проходил процесс подачи заявки? Что для этого потребовалось?

Через весь процесс поступления в Кембридж я проходила три раза. В 2014 я поступила в магистратуру по математике, в 2016- в магистратуру в сфере образования (не поехала, так как не было финансирования — вместо этого поехала в США по стипендии Fulbright), и в 2017 — в докторантуру.

Весь процесс подачи заявки проходит онлайн, через специальную форму на сайте университета. Сначала нужно ввести базовые данные о себе и о своем прошлом образовании (в том числе загрузить всевозможные дипломы и выписки с оценками). Если образование незакончено (например, если вы подаете заявку на последнем году бакалавриата), то достаточно текущей выписки оценок.


Дальше две самые важные части вашего заявления — мотивационное письмо и план исследования. Мотивационное письмо нужно писать абсолютно для всех заявлений. Это возможность рассказать о себе, своих интересах и планах на будущее, о том, почему вы выбрали именно этот университет и эту специальность.

Почти во всех магистерских программах в Кембридже есть исследовательская составляющая, а докторантура — это вообще три года самостоятельной работы над исследованием. Поэтому большинство программ требует при подачи заявления план исследования. Это ваша демонстрация того, что вы ориентируетесь в теме, которую хотите изучать, что вы в курсе существующих исследований и методов. План вас ни к чему не обязывает, и вы можете изучать другую тему в рамках своего исследования, если поступите.

Каждое заявление должно сопровождать два рекомендационных письма. Их могут писать ваши учителя, наставники, боссы, профессора — люди, которые имеют опыт работы с вами и могут рассказать комиссии о ваших личных качествах, амбициях, трудоспособности. Мне писали рекомендационные письма научный руководитель моей бакалаврской работы и один из преподавателей времен бакалавриата, который вел у меня несколько предметов.


Никакие вступительные или другого рода экзамены при подаче заявления чаще всего сдавать не надо. Вам нужно будет доказать только свой уровень владения английским языком, предоставив сертификат IELTS или TOEFL. Но это можно будет сделать уже после того, как ваше заявление будет рассмотрено. Я подала первое заявление в марте (2014), получила положительный ответ в мае и сдала IELTS в конце июля.

Как тебе удалось найти стипендию, полностью покрывающие твои расходы на учебу?


При втором поступлении в магистратуру я не выиграла стипендии от университета, а на фонды не могла претендовать, так как большинство из них готовы финансировать тебя единожды. Вынуждена была отказаться от места. Для учебы в докторантуре я выиграла стипендию от университета.

На что больше всего, на твой взгляд, обращает внимание приемная комиссия в Кембридже?


Активности, волонтерство и прочая неакадемическая деятельность — это любимая тема американских приемных комиссий. Английские же университеты, в том числе Кембридж, на это не смотрят. Приведу пример: в США университеты иногда принимают посредственных студентов с выдающими спортивными достижениями, чтобы те представляли университет на разных соревнованиях. В Кембридже тоже развит студенческий спорт — например, участием в знаменитой гонке по гребле на Темзе (The Boat Race) грезят многие успешные гребцы. При этом университетский клуб по гребле призывает всех ребят, которые об этом задумываются, не писать об этой своей амбиции в заявлении. Университет заинтересован в том, чтобы ты учился, и, если ты уже на стадии подачи заявления фокусируешься на чем-то другом, это может негативно повлиять на финальное решение.


О каких нюансах учебы в Кембридже нужно знать?

Какой-то конкретной системы отчетности в магистратуре нет (в докторантуре — регулярные встречи с руководителем). Не хочешь ходить на лекции — не ходи. Не хочешь учить какую-то тему — не учи. Это твои знания, деньги и время.


Экзамены проходят раз в год в конце мая-начале июня и определяют 100% результата. Хотя на некоторых специальностях есть зачеты, которые нужно сдать, чтобы быть допущенным к экзамену, на оценку они не влияют. Не важно, проходил ты предмет в первом триместр или в третьем — экзамены по ним ты будешь сдавать в начале лета и только они определят твои финальные оценки.

Я изучала чистую математику, и поэтому у нас не было практических заданий как таковых, но знаю, что на других специальностях они есть.

Какое впечатление у тебя сложилось от Кембриджа? Что понравилось, а что разочаровало?

Кембридж — это место, пропитанное историей и традициями. Ты ходишь по тем же коридорам, что Ньютон, сидишь на мероприятии недалеко от дома Стивена Хокинга, обедаешь в одном помещении с новоиспеченным нобелевским лауреатом. Грех не быть вдохновленным!


С академической точки зрения это потрясающий опыт, которые дисциплинирует и дает актуальные и глубокие знания по твоей специальности. Условием одной из моих стипендий было то, что я должна была вернуться в Эстонию и закончить магистратуру там тоже — и сравнивать количество и качество полученных знаний просто нет смысла.

Социальная жизнь в Кембридже тоже не отстает — существуют студенческие клубы и организации на любой вкус. Клуб любителей шоколада? Пожалуйста! Клуб играющих в Квиддич? Конечно, приходи на тренировку. В добавок к этому постоянно проходят лекции знаменитых людей — ученых, политиков, иногда просто звезд (я как-то была на выступлении Кейтлин Дженнер, например). Часто проходят ужины в лучших традициях Гарри Поттера — в старинных залах за длинными столами при свете свечей. На такие ужины обязательно надевать мантии.


Не могу сказать, что меня что-то сильно разочаровало. Кембридж очень держится за свои традиции и, хотя быть частью большинства из них приятно, некоторые традиции в современном мире выглядят неуместно. Например, только пару лет назад девушкам разрешили приходить в брюках на выпускной. По сей день на выпускной нельзя приходить с волосами, окрашенными в ненатуральный цвет. Я в свое время была вынуждена перекрашивать розовые волосы только ради выпускного.

Какие преподаватели в Кембридже? Консервативные или довольно демократичные? Легко ли с ними найти общий язык?

По стилю преподавания — всякие разные, как и в любом университете, наверное. Чаще готовые помочь и объяснить, но чаще в переписке или после лекции — на саму лекцию у преподавателей обычно есть конкретный план, и они пытаются его выполнить. На простые вопросы отвечают по ходу лекции, конечно, но если что-то требует долгого объяснения, то преподаватель скорее попросит подойти к нему после лекции или написать электронное письмо, особенно если вопрос индивидуальный. Если какая-то проблема или недопонимание у многих студентов, то, конечно, ее разберут на лекции.


Богачи и высшие разумы Кембриджа – это миф или реальность?

Студенты Кембриджа — самые обычные ребята! Просто очень трудолюбивые. Кто-то мечтает стать ученым, кто-то посматривает на работы в частном секторе — думаю, как и в любом университете. Большинство учащихся в бакалавриате — британцы из обычных семей, которые получают образование в кредит. В магистратуре и докторантуре намного больше иностранных студентов со всех уголков света — скорее всего, дело в том, что, пройдя одну ступень высшего образования, поступать за границу проще, плюс есть много стипендий именно для магистратуры и докторантуры. Я ни разу не встречала ни высокомерных детей богатых родителей, ни сверхгениев, щелкающих все, как орешки. Всем тяжело, все переживают огромный стресс в экзаменационный период и все вместе неделю-другую отмечают его окончание перед тем, как уехать домой на каникулы.



Было ли у тебя время на студенческую жизнь при кембриджской учебной нагрузке?

Во время магистратуры я практически не участвовала ни в каких мероприятиях — была уверена, что все время нужно посвящать только учебе. Я была не права, и тот учебный год для меня закончился полным выгоранием. В докторантуре я подошла к этому умнее. Я стараюсь ходить на доклады, выступления, социальные мероприятия. Больше всего запомнилась, пожалуй, лекция Стивена Хокинга в ноябре 2017. Также я записалась в команду по гребле и очень-очень много утренних часов провела на реке — и в минусовую температуру, и в снегопад.


3 главных урока, которые ты извлекла для себя во время учебы в Кембридже?

1) Психическое здоровье — это важно, его нужно беречь и балансировать учебную жизнь и личную/социальную.

2) Люди по сути своей везде одинаковые, независимо от культуры и происхождения.

3) Научится можно всему с нужным количеством трудолюбия и желания.


Как работодатели реагируют на диплом Кембриджа?

Диплом Кембриджа поможет тебе быть замеченным, и может даже пройти раунд-другой отбора на работу, если их несколько. В итоге все определяют твои навыки и личностные качества — на работу берут человека, а не диплом.

Я изначально была заинтересована в продолжении академического пути и пока не испытала это на полную на себе. Когда я искала стажировку на лето после окончания Кембриджа, получила примерное представление. Кембридж — это круто, да, это привлекает внимание и почти всегда гарантирует прохождение на стадию интервью или тестовых задач. Но если ты провалил тестовую задачу или сморозил глупость на интервью — диплом тебя не спасет. Бывали, знаем.

Какие у тебя планы на будущее?

Я открыта всему, мне много что интересно — мне осталось еще два года докторантуры, и я не тороплю себя с решениями относительно будущего. Конечно, я рассматриваю вариант академической карьеры. Я люблю науку, обожаю университетскую среду и мне интересно делать исследования. Много раз проскальзывала мысль о работе в публичном секторе — например, сотрудничать с правительством с целью улучшения преподавания математики. Но я не считаю, что мое образование меня к чему-то обязывает, и, если у меня появится возможность заниматься чем-то интересным, не связанным с моим образованием, я не откажусь.


Что ты порекомендовала бы нашим читательницам, которые очень хотели бы попробовать получить образование в престижном зарубежном университете, но сомневаются в своих возможностях?

Не бояться пробовать! На сайте Кембриджа написано, что для подачи заявления на магистерскую программу, которую я закончила, обязательно должен быть средний балл 5.0. Мой средний балл за бакалавриат был 4.8, и меня взяли. Подавать второй раз в магистратуру я тоже боялась — мне очень хотелось перейти в сферу образования, но у меня было за спиной пять с лишним лет в математике и ноль опыта в образовании! В итоге меня взяли и в Кембридж, и в Мичиганский университет — и я отправилась в США со стипендией Fulbright. Не попробуешь — не узнаешь!


Читайте также: