Рассмотрение вопросов войны и мира кто осуществляет

Обновлено: 28.06.2024

Верхняя палата самостоятельно, но чаще совместно с главой государства решает вопросы войны и мира, введения военного или чрезвычайного положения, применения мер федерального вмешательства на территории страны, назначения судей, высших должностных лиц органов прокуратуры и администрации, а также офицеров высшего

Для чего нужно писать дипломную работу?

Дипломную работу пишут на завершающем и самом ответственном этапе обучения в вузе. Дипломная работа отражает знания и навыки, полученные студентом за годы учебы. Студент сам решает поставленные перед ним вопросы в пределах выбранной им темы.

В чем заключаются преступления против мира и безопасности человечества?

Преступления против мира и безопасности человечества — понятие в международном праве, характеризуемое как планирование, развязывание и ведение агрессивной войны в нарушение международных соглашений или договоренностей.34) Уголовного кодекса РФ и представляют собой самостоятельный институт уголовного права.

Как сделать вызов иностранцу в Россию из Таджикистана?

Какие вопросы решает Государственная жилищная инспекция?

Жилищная инспекция должна контролировать законность создания УК, ТСЖ и жилищных кооперативов. Ведет надзор за предоставлением коммунальных услуг и начислением платы за них. Проверяет, чтобы пользователям коммунальных услуг предоставляли всю необходимую информацию.

Какие вопросы решает жилищная инспекция?

По требованию Постановления Правительства РФ № 290, жилищная инспекция осуществляет государственный надзор за стенами домов, фундаментов. Выявляет наличие, характер и величины трещин в перекрытий, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, следит за целостность оконных и дверных заполнений, за отслоением краски от стен, торчащие электропровода, уборку снега и мусора.

Какие вопросы решает инспекция по труду?

Это государственная организация, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением норм действующего трудового законодательства со стороны работодателей, а также работает с гражданами, которые являются участниками трудовых отношений. Трудовая инспекция проводит работу с обращениями граждан.

Какие вопросы решает комиссия по трудовым спорам?

Компетенция комиссии по трудовым спорам Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Какие вопросы решает Конституционный суд?

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Какие вопросы решает конфликтная комиссия?

Конфликтная комиссия — орган, который призван помочь родителям разрешить возникшую конфликтную ситуацию при выборе образовательного учреждения или образовательной программы для их ребенка.

Какие вопросы решает министерство здравоохранения?

Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных

Связанные вопросы

Ермаков Г. Адвокат

Какие вопросы решает общее собрание собственников?

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, согласно ЖК РФ, решает вопросы, напрямую связанные с помещениями в доме жилого типа, которые не относятся к квартирам. Например, речь идет о лифтах, крышах, участках земельного типа и так далее.

Носков В. Адвокат

Какие вопросы решает омбудсмен?

Полномочия омбудсмена расписаны в Законе весьма широко: он имеет право получать любую информацию, в том числе секретную, и ознакамливаться с любыми документами, включая документы, находящиеся в судах, беспрепятственно посещать любые органы власти и местного самоуправления, предприятия и организации, в том числе "

Суханов К. Адвокат

Какие вопросы решает парламент?

В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены полномочиями принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Овчинников Г. Адвокат

Какие вопросы решает почерковедческая экспертиза?

Уточнить автора записи или поставленной подписи. Выяснить, была ли поставлена подпись одним или несколькими лицами. Уточнить давность написания текста путем применения относительного метода.

Федотов Н. Адвокат

Какие вопросы решает президент?

Президент определяет основные направления внутренней политики. Президент определяет основные направления внешней политики. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами. Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

Кондратьев Н. Юрист

Какие вопросы решает прокуратура Украины?

Антонов О. Юрист

Какие вопросы решает Ростехнадзор?

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического

Назарова Б. Юрист

Какие вопросы решает Совет Федерации?

Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Пономарёв Г. Юрист

Какие вопросы решает суд?

Гражданский суд рассматривает вопросы, связанные с имущественными и личными неимущественными делами. По каким вопросам обращаться в суд? К их числу относится: Расторжение брака и все вытекающие из этого ситуации – раздел имущества, выяснение условий брачного контракта и т.д.;

Кононов Н. Юрист

Какие вопросы решает судебно психологическая экспертиза?

  • Каково было физиологическое состояние человека во время правомерных деяний?
  • Пребывал ли он в состоянии аффекта?
  • Имеются ли у подэкспертного какие-либо психологические отклонения и коим образом они могли повлиять на совершение преступления?

Лапин В. Пользователь

Какие вопросы решает судья в стадии подготовки к судебному заседанию?

Следует отметить, что в стадии подготовки к судебному заседанию прежде всего решаются основные вопросы дальнейшего движения уголовного дела: о направлении уголовного дела по подсудности; о назначении предварительного слушания; о назначении судебного заседания.

Бондаренко Н. Пользователь

Какие вопросы решает сход граждан?

Собрания (сходы) граждан являются одной из форм прямого волеизъявления, непосредственной демократии, посредством которой граждане осуществляют свое право на местное самоуправление, решают вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Давыдов Е. Пользователь

Какие вопросы решает уполномоченный по правам человека?

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы граждан Российской Федерации (независимо от места их нахождения) и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Волков В. Пользователь

Какие вопросы решает участковый?

— Участковый осуществляет контроль экологической обстановки на территории дома и прилегающем к нему земельном участке. Решает вопросы о несоблюдении правил парковки, выбрасывании мусора в ненадлежащих местах, контролирует соблюдение правил уборки территории.

Селиверстов Д. Пользователь

Какие вопросы решает финансовый омбудсмен?

Финансовый омбудсмен, или финансовый уполномоченный, решает денежные споры между людьми и финансовыми организациями до суда. По закону компании обязаны исполнять решения финомбудсмена, как и решения суда. Для клиентов финансовых организаций услуги омбудсмена бесплатны.

Сорокина Г. Гость

Какие вопросы решает финансовый уполномоченный?

Финансовый омбудсмен, или финансовый уполномоченный, решает денежные споры между людьми и финансовыми организациями до суда. По закону компании обязаны исполнять решения финомбудсмена, как и решения суда. Для клиентов финансовых организаций услуги омбудсмена бесплатны.

Некрасов М. Гость

Какие вопросы решает экономика?

Емельянов М. Гость

Какие вопросы решает этика?

Этика решает такие вопросы как: вопрос добра и зла; смысл жизни; вопрос о предназначении человека; вопрос о свободе воли; вопрос о счастье и так далее. 5) Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии?

Коновалова Б. Гость

Какие вопросы решает юрист?

Адвокат, который специализируется на гражданских делах, сосредотачивается на фактических обстоятельствах и помогает всем участникам конфликта понять его смысл, исходя из тех норм, что диктует закон. Он поможет решить земельные, трудовые, семейные и прочие споры.

Тимофеева И. Гость

Какие вопросы решали консулы?

Так консулы решали самые важные внешние и внутренние государственные вопросы, которые касались: дипломатических отношений, торговли, войны, провинциальной политики и тд.

Цветков О. Гость

Какие вопросы решают органы местного самоуправления?

Местное самоуправление решает множество задач, таких например как: управление муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, формирование, исполнение и утверждение местного бюджета и прочие местные значения

Михеев Б. Гость

Какие вопросы задают на интервью?

Поведенческие или ситуативные вопросы интервью - это вопросы, которые задают кандидату рассказать историю из предыдущего опыта, который у них был, или шанс объяснить, как он справится с гипотетической ситуацией. Эти вопросы могут помочь вам понять, как кандидат продумывает ситуацию и решает проблему.

Баранов И. Гость

Какие вопросы можно задать ветерану?

Вопросы для интервью с ветераном войны для школьника: 1) Как вы попали на войну, сколько вам было лет? 2) Что вы делали до войны: учились, работали?

Белова И. Гость

Какие вопросы не решает президент РФ?

Президент Российской Федерации ограничен в решении вопросов, конституцией страны и сроком правления. Он не может решать вопросы нарушающие закон и выходящие за предел его срока полномочий.

Орлова М. Гость

Какие вопросы рассматривает Совет Федерации?

Обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира.

Артемьев М. Гость

Какие вопросы решает административное право?

Термин "Административное право" коротко и простыми словами — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения с органами исполнительной власти, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях,

Орехов К. Гость

Какие вопросы решает арбитражный суд?

2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в.

Титов Г. Гость

Какие вопросы решает Государственная Дума?

2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума, палата) самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Бойко И. Гость

Какие вопросы гражданства решает президент?

Президент принимает решения по вопросам приёма в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, восстановления в гражданстве, разрешения на выход из российского гражданства.

Попов М. Гость

Каковы полномочия президента в руководстве внешней политикой государства?

Президент определяет основные направления внешней политики. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами. Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

Дроздов Н. Гость

Какие федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации?

Последняя редакция Статьи 106 Конституции РФ гласит:

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира.

Сидоров A. Гость

Кто такие дети войны?

Дети войны, это граждане проживающие в СССР на протяжении всего периода ВОВ. На федеральном уровне статус "Дети войны" до сих пор не установлен. Хотя проект закона находится на рассмотрении с 2006 года.

Капустин Б. Гость

Кто я ответ на вопрос?

Савельев В. Гость

Кто считается детьми войны и какие льготы им положены?

  • Родились с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года включительно
  • Постоянно проживали на территории СССР во время Великой Отечественной войны
  • Не отбывали в этот период наказание в тюрьме

Самойлов К. Гость

Кто является гражданином мира?

Гражданин Мира — многозначный термин: космополит, человек космоса, вселенского единения, целосности и разума — не являющийся собственностью какого-либо государственного формирования.

Кононов Е. Гость

Кто является жертвами войны?

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - гражданское население, военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и погибшие в период вооруженных конфликтов.

Носков Л. Гость

Кто представляет интересы умершего потерпевшего?

С. 61. Практически аналогичным образом решает УПК РФ вопрос о защите прав умершего потерпевшего (когда смерть данного лица явилась последствием преступления).Согласно УПК РФ интересы потерпевшего могут представлять законные представители и (или) представители.

Ершов М. Гость

Кто приравнивается к ветеранам Великой Отечественной войны?

Ветераны Великой Отечественной войны — труженики тыла: Те, кто работал в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР.

Виноградова Л. Гость

Кто осуществляет общее руководство Вооруженными Силами Российской Федерации?

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами. Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

Егорова Г. Гость

Кто не имеет право на налоговый вычет в размере 500 руб?

218 НК РФ). К ним относятся, например, участники Великой Отечественной войны, инвалиды с детства и инвалиды I и II групп, граждане, уволенные с военной службы, выполнявшие интернациональный долг в Республике Афганистан.

Дьячков Г. Гость

Можно ли не отвечать на вопросы полиции?

Российское законодательство разрешает не свидетельствовать против себя. Это значит: можно не отвечать, если из-за ответа у вас могут быть проблемы. Могут появиться проблемы или нет — решает только то, кто отвечает. Полицейский не вправе делать вывод за другого.

Нестеров A. Гость

Какие обязанности у президента?

решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Васильева Г. Гость

Какие существуют полномочия парламента в области законодательства?

К компетенции парламента относятся законодательная деятельность как основная; формирование правительства (избрание президента в ряде стран); утверждение на посты ключевых фигур страны; объявление войны и заключение мира, ратификация и денонсация международных договоров; контроль за деятельностью правительства и ряд

Александровна Л. Гость

Какие проблемы решает трудовая инспекция?

Напомните, какие вопросы решает Госинспекция труда? ответ: Основных - два: охрана труда и соблюдение трудового законодательства. Проблема разрешения трудовых конфликтов между сотрудником и работодателем сегодня особенно остра, но охрана труда тоже важна.

Журавлёв Д. Гость

Какой орган судебной власти решает вопросы соответствия тех или иных?

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Попова Б. Гость

Кто относится к правительству?

Максимова A. Гость

Кто такой директор магазина?

Директор магазина выполняет следующие функции:

  • руководит экономической, финансовой, производственной деятельностью
  • несет ответственность за сохранность материального и нематериального имущества
  • обеспечивает выполнение работниками норм продаж, установленных руководством
  • следит за выполнением трудовой и социальной дисциплины
  • обеспечивает законность действий сотрудников
  • оптимизирует и контролирует расходную часть бюджета магазина
  • занимается вопросами, связанными с инкассацией
  • решает вопросы, связан

Шестаков И. Гость

Кто решает вопрос о вменяемости?

В связи с этим вопрос о вменяемости или невменяемости лица по конкретному уголовному делу решает суд (при производстве предварительного расследования - орган дознания, следователь или прокурор).

Субботин A. Гость

Кто решает вопрос о гражданстве?

Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

Хохлов Г. Гость

Кто решает вопрос о компенсации морального вреда пострадавшему или его родственникам при несчастном случае?

- Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 1 «указанные дела, в том числе о компенсации морального вреда при причинении вреда жизни или здоровью гражданина в соответствии со статьями 23 и 24 ГПК РФ подсудны районным судам.

Статья 1. Статус Парламента Республики

Под статусом 3 Парламента Республики понимается конституционное положение высшего представительного органа Республики Казахстан как самостоятельной ветви власти государства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конституции государственная власть в Республике Казахстан едина и осуществляется на основе принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательной ветвью власти является Парламент. Представляя народ Казахстана, от имени народа и государства, Парламент осуществляет свои полномочия, закрепленные в Конституции.

3 Статус (лат. status - состояние, положение) - положение, позиция, ранг в любой иерархии, структуре, системе. Совокупность прав и обязанностей, определяющих положение лица, государственного органа, международной организации, государства в международных организациях, характеризующих их правовое положение.

В соответствии со статьей 3 Конституции Республики Казахстан единственным источником государственной власти является народ. Основой государства Республики Казахстан, его суверенитета, независимости и конституционного строя является народ Казахстана 4 . Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий 5 . Правительство, не будучи избранным непосредственно народом, выступает только от имени государства и в пределах своих полномочий.

Народ выражает свою волю непосредственно и опосредованно. Непосредственное выражение воли народа происходит путем:

а) республиканского референдума;

б) выборов Президента Республики;

в) выборов депутатов Мажилиса Парламента;

г) выборов депутатов маслихатов.

Опосредованное участие народа в формировании органов государственной власти выражается в делегировании своей воли своим избранникам.

Системно-структурное положение Парламента в государственном механизме связано с осуществлением им законодательной власти, но законодательная функция является не единственной. Наряду с ней Парламент реализует представительную, контрольную и иные функции. На наш взгляд, особое место среди них занимает представительная функция, которая и определяет сущность Парламента как представительного органа, претворяющего в своей деятельности волю народа.

Конституция в пункте 1 статьи 49 определяет Парламент Республики Казахстан как высший представительный орган Республики, осуществляющий законодательные функции. Как высший представительный орган, Парламент Республики Казахстан выступает в качестве органа представительной демократии. Представительный характер Парламента заключается в том, что он призван учитывать интересы всех слоев общества.

Как представительный орган Парламент Республики Казахстан выступает выразителем воли и интересов народа Казахстана. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в Парламент Республики для каждого гражданина страны. Представительство граждан Казахстана обеспечивается с учетом как географического расположения, то есть фактического места проживания, так и политических интересов. Так, в соответствии с Конституцией, часть депутатов Сената Парламента избирается от регионов, другая часть сенаторов назначается Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества, основная часть Мажилиса избирается по спискам политических партий по единому общенациональному избирательному округу и девять депутатов - от Ассамблеи народа Казахстана.

С момента избрания депутаты представляют в Парламенте не только интересы региона, какой-либо партии или Ассамблеи народа Казахстан, а становятся представителями всего народа Казахстана.

Законодательная функция - главная функция Парламента, которая заключается в принятии законов. Тот факт, что в законодательном процессе может участвовать и Глава государства 6 , не отменяет то, что прерогативой именно Парламента является принятие законов, которое поэтому составляет основное содержание его компетенции и практической деятельности.

Статья 2. Срок полномочий Парламента Республики 7

1. Комментируемая норма устанавливает период времени полномочий депутатов Сената и Мажилиса, а так же срок полномочий Парламента.

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи течение срока полномочий Парламента очередного созыва начинается с момента открытия его первой сессии и заканчивается с началом работы первой сессии Парламента следующего созыва. Так, несмотря на то что Указом Президентом Республики Казахстан в ноябре 2011 года был осуществлен роспуск Мажилиса Парламента четвертого созыва 8 , полномочия всего Парламента выполнял Сенат (пункт 5 статьи 55 Конституции). В этот период продолжала действовать текущая отчетность Парламента четвертого созыва. И только после выборов, состоявшихся в январе 2012 года, и открытия первой сессии нового созыва закончились полномочия Парламента Республики Казахстан четвертого созыва. Как следует из нормы, очередность (порядковый номер) созыва Парламента определяется очередностью созыва Мажилиса, т.е. очередной порядковый номер созыву Парламента присваивается после выборов именно в Мажилис, а не в Сенат Парламента.

6 Прим. Парламент путем принятия закона двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, по инициативе Президента, вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Совет в своем постановлении при толковании пункта 2 статьи 49 Конституции Республики Казахстан отмечал установление временных границ периода , в течение которого Парламент Республики Казахстан как высший представительный орган Республики, осуществляющий законодательные функции, выполняет полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан. Указанный период начинается с момента открытия первой сессии Парламента и заканчивается с началом работы первой сессии Парламента нового созыва 9 .

Конституция Республики Казахстан различает полномочия депутата и полномочия Парламента. Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии.

Полномочия Парламента как коллегиального государственного органа по своей продолжительности не полностью совпадают с полномочиями его депутатов, поскольку полномочия депутатов Мажилиса и Сената Парламента начинаются с момента их регистрации в качестве депутатов Парламента Центральной избирательной комиссией Республики 10 . При этом, согласно пункту 2 статьи 59 Конституции Республики Казахстан, первая сессия Парламента созывается Президентом Республики Казахстан не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов.

Вместе с тем следует заметить, что пункт 5 статьи 50 Конституции Республики, устанавливая срок полномочий для депутатов Сената (шесть лет) и Мажилиса (пять лет), не указывает, с какого момента начинается течение срока полномочий депутатов.

2. Положения данной нормы можно отнести к отсылочным, т.к. статья не устанавливает, в каких именно случаях возможно досрочное прекращение полномочий Парламента и Мажилиса Парламента, а отсылает к Конституции Республики Казахстан.

Пункт 3 статьи 49 Конституции предусматривает, что полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в порядке, предусмотренном Конституцией. При этом статья 63 Конституции Казахстана устанавливает, что Президент Республики после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром может распустить Парламент или Мажилис Парламента.

Эти основания являются исчерпывающими, и ни конституционные законы, ни законы не могут предусматривать другие случаи прекращения полномочий Парламента или Мажилиса Парламента 11 .

Следует отметить, что Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска.

Статья 3. Правовые основы деятельности Парламента Республики

Комментируемая статья определяет, какие нормативные правовые акты формируют правовую основу деятельности Парламента Республики Казахстан.

Организация и деятельность Парламента Казахстана, правовое положение депутатов Парламента Казахстана определяются:

- Конституцией Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями);

- Регламентом Парламента Республики Казахстан от 20 мая 1996 года;

- Регламентом Сената Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года;

- Регламентом Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года.

Данный перечень законодательных актов, регулирующих правовые основы деятельности Парламента Казахстана, является основным, но не исчерпывающим, так как и в других законодательных актах содержатся отдельные правовые положения как о деятельности депутатов, так и в целом об организации и деятельности Парламента и его Палат.

11 Прим. До конституционной реформы 2007 года в Конституции Республики Казахстан были закреплено, что Президент Республики Казахстан может распустить Парламент в случаях: выражения Парламентом вотума недоверия Правительству, двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер-Министра, политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между Палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти.

Статья 4. Состав и структура Парламента Республики

1. Из названия комментируемой статьи вытекает, что она определяет состав и структуру Парламента Казахстана.

Парламент состоит из двух Палат, в составе Палат Парламента обычно действуют комитеты (в Мажилисе - семь, в Сенате - шесть) и комиссии, при каждой Палате работают общий отдел, отдел законодательства и другие отделы, обеспечивающие работу Парламента.

Сравнительный анализ деятельности законодательного органа в зарубежных странах позволяет выделить парламенты однопалатные и двухпалатные. Примерно половина суверенных государств мира имеют в настоящее время двухпалатную парламентскую систему. Двухпалатная система (бикамерализм) - система организации законодательной власти, при которой законодательный орган образуется из двух коллегиальных органов - палат (обычно - верхней и нижней, реже - равноправных).

Конституция Республики Казахстан, также как и комментируемый Конституционный закон, определяя структуру Парламента, первым называют Сенат, а затем Мажилис. Равны ли по занимаемому положению обе Палаты? Весьма существенны различия в порядке формирования и сроках полномочий депутатов каждой из Палат. Кроме этого, право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе, а проект закона становится законом не после одобрения Мажилисом, а с момента принятия его Сенатом. Следует подчеркнуть, что председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях Палат Парламента Председатель Мажилиса Парламента, однако в случаях роспуска Мажилиса Сенат исполняет функции всего Парламента.

Разделение Парламента на две Палаты основано на положениях Конституции Казахстана (пункт 1 статьи 50), на процедурах формирования (об этом подробно будет сказано ниже) и направлено на улучшение качества принимаемых законов. Так, законопроекты, одобренные Мажилисом, который формируется в основном от политических партий по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу, должны быть еще раз полностью рассмотрены и приняты Сенатом, который формируется в основном посредством выбора сенаторов депутатами маслихатов, что позволяет учитывать мнения местных представительных органов через выбранных сенаторов. Конституция выделяет раздельные, последовательные или совместные полномочия, для чего приняты три Регламента: Мажилиса, Сената и Парламента.

12 Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий / Под ред. Г. С. Сапаргалиева. - Алматы: Нур-пресс, 2004. - С. 267.

Обе Палаты (Сенат и Мажилис) действуют на постоянной основе, т.е. работает непрерывно. Очередная сессия Парламента начинается с первого рабочего дня сентября и заканчивается в последний рабочий день июня. Июль и август объявляются так называемыми парламентскими каникулами. Депутаты выходят в отпуск, но при этом обязаны в этот период выехать в регионы на 10 дней для встречи с избирателями.

2. В комментируемом пункте определяется механизм отбора депутатов Сената от областей, городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан.

Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет (пункт 4 статьи 51 Конституции). В частности, в Сенат избираются по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения (Алматы) и столицы Республики (Астаны). Всего от 16 регионов выбираются 32 сенатора. Кандидатуры выдвигаются на местах, при этом на каждое место могут выдвигаться несколько кандидатов в качестве альтернативы.

1) для очередных выборов - окончание конституционного срока полномочий депутатов Сената;

2) для внеочередных выборов - досрочное прекращение полномочий Парламента; образование соответствующих административно-территориальных единиц, не имеющих представительства в Сенате;

3) для выборов депутатов вместо выбывших - досрочное прекращение полномочий депутата, лишение его мандата либо его кончина.

Процедуры проведения выборов в Сенат в теории называют косвенным избирательным правом. Косвенное избирательное право означает, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане Казахстана, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах на равных основаниях, и каждый из них обладает одним голосом при выборах депутата Сената.

Выдвижение кандидатов в депутаты Сената проводится:

1) на сессиях областного (городов республиканского значения и столицы), городского, районных маслихатов. Политические партии, иные общественные объединения через своих представителей в маслихатах предлагают кандидатуры в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан. При этом от нескольких маслихатов может быть выдвинут один кандидат;

2) в порядке самовыдвижения.

Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет. В пункте 2 статьи 51 Конституции Казахстана закреплено, что половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. Очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий. Внеочередные выборы депутатов Парламента проводятся в течение двух месяцев с момента досрочного прекращения полномочий депутатов Парламента.

3. Сенат формируется двумя способами: путем косвенных выборов через маслихаты и путем назначения Президентом Республики Казахстан. Первый способ проведения выборов раскрыт в пункте 2 комментируемой статьи. Рассмотрим второй способ.

Интересы общества всегда выступают мощным фактором жизнедеятельности людей, создания и функционирования государственных и общественных институтов, служат важным побудительным стимулом и выражают общественные притязания на участие в правотворчестве и создании правовых актов.

4. Комментируемый пункт определяет количество депутатов, избираемых в Мажилис Парламента, и содержит отсылочную норму о порядке проведения выборов. Так, Мажилис состоит из ста семи депутатов. Выборы проходят двумя способами - смешанная выборная система 13 :

- по партийным спискам от политических партий;

- от Ассамблеи народа Казахстана.

13 Прим. С 1995 года в стране действовала мажоритарная избирательная система. В 1999 году была введена смешанная избирательная система (основная часть депутатов Мажилиса избирались по одномандатным избирательным округам, а 10 депутатов избирались по спискам политических партий на основе пропорциональной избирательной системы). Конституционная реформа 2007 года существенно изменила выборную систему, и хотя ее можно относительно назвать смешанной, но она принципиально отличается от предыдущей смешанной выборной системы. Во-первых, Казахстан отказался от мажоритарной системы выборов и перешел на избирательную систему, основанную на выборах депутатов от политических партий по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу, во-вторых, существенно усилилась роль в политической жизни Республики Ассамблеи народа Казахстана.

Исключительным правом Сессии Ассамблеи народа Казахстана является избрание девяти депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, производится Советом Ассамблеи. Решение Совета Ассамблеи народа Казахстана принимается большинством голосов и оформляется выпиской из протокола. Решение Совета Ассамблеи народа Казахстана вместе с заявлением гражданина о согласии баллотироваться направляется в Центральную избирательную комиссию.

При этом день выборов депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, может не совпадать с днем проведения выборов депутатов Мажилиса, избираемых по партийному списку.

Очередные выборы депутатов в Мажилис назначаются Президентом Республики не менее чем за пять месяцев до выборов и проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента.

5. Комментируемый пункт полностью повторяет пункт 4 статьи 50 Конституции Республики Казахстан, закрепляющий, что депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат, то есть депутатом и Сената, и Мажилиса одномоментно. Данное положение не исключает возможности по истечении срока полномочий или прекращении досрочно полномочий депутата Мажилиса избрания или назначения его в Сенат Парламента. Соответственно и депутат Сената по истечении полномочий вправе участвовать в выборах в Мажилис Парламента.

Следует отметить, что депутаты не имеют права совмещать какие-либо должности или деятельность, но допускается занятие преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.

15 Всеобщее активное избирательное право - право граждан Республики участвовать в голосовании на выборах по достижении восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств. Пассивное избирательное право - право граждан Республики Казахстан быть избранными Президентом Республики Казахстан, депутатом Парламента Республики Казахстан, маслихата или членом иного органа местного самоуправления.


В книге академика РАН А. А. Кокошина, 6-го секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, занимавшего также посты первого заместителя министра обороны Российской Федерации, секретаря Совета обороны Российской Федерации, рассматриваются ряд политико-военных и военно-стратегических проблем национальной безопасности России. В их числе – концептуальные вопросы взаимоотношений между политикой и военной стратегией, долгосрочные проблемы обеспечения стратегической стабильности, оценка тенденций в развитии сил и средств общего назначения, вопросы неядерного (предъядерного) сдерживания в оборонной политике России и др. Для студентов, аспирантов и преподавателей гражданских и военных вузов, а также для всех интересующихся политико-военной и военностратегической проблематикой.

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава 1. Политика и военная стратегия: взаимодействие и взаимовлияние[3]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политико-военные и военно-стратегические проблемы национальной безопасности России и международной безопасности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Политика и военная стратегия: взаимодействие и взаимовлияние [3]

Вопросы взаимовлияния и взаимодействия политики и военной стратегии продолжают оставаться чрезвычайно актуальными как с научной, так и с практической точки зрения. Они имеют, в частности, прямое отношение к стратегическому управлению (руководству) в сфере национальной обороны. Это относится и к внешней политике, которая в значительной мере должна опираться на военную мощь государства, в том числе на возможности ее использования в той или иной конфликтной или кризисной ситуации.

Очевидно, что данные вопросы не могут рассматриваться исключительно в рамках военной теории или истории военного искусства. Это, безусловно, комплексная тема, требующая работы на стыке социологии, политологии, различных исторических дисциплин и, наконец, собственно военного дела.

В то же время попытки различной интерпретации и детализации формулы Клаузевица предпринимались постоянно, предпринимаются и поныне. Ее осмысление, как правило, имеет значение, выходящее далеко за рамки интеллектуальных упражнений узкой группы посвященных. Те или иные нюансы, явно или неявно отраженные в этой формуле, играют огромную роль в стратегическом управлении (руководстве), в судьбе любой военной кампании или войны. А если речь идет о войне с крупномасштабными политическими целями (и соответствующим размахом боевых действий), — то и в судьбе страны. Строго выверенные теоретические положения помогают достичь оптимального характера взаимоотношений между политическим руководством стран и военным командованием в высшем стратегическом звене управления; они позволяют установить подобные отношения и во всех последующих звеньях. Именно формула Клаузевица дает возможность очертить сферу ответственности гражданских политических руководителей, а также военных профессионалов, призванных реализовывать политические установки в планах стратегических действий, в планах подготовки и проведения операций и даже в тактике, определить военные способы достижения конкретных политических целей.

Формулой Клаузевица и определяется наиболее ярко и многозначно характер взаимоотношений между политической и военной стратегией.

Такого рода взгляды на войну были весьма распространенными в Европе вплоть до Первой мировой войны, которая масштабами насилия и разрушений превзошла все предположения подавляющего большинства политиков и профессиональных военных и заставила международное сообщество поновому взглянуть на роль войны в развитии мировой цивилизации (что, увы, не предотвратило Вторую мировую войну, еще более разрушительную и жестокую).

Как вспоминали многие ветераны — представители отечественной военной науки, это высказывание Сталина практически поставило крест на сколько-нибудь серьезном изучении сильных сторон военного искусства нацистской Германии, в том числе оперативного искусства вермахта в целом и его отдельных видов, в частности ВВС — люфтваффе. А здесь германской стороной не раз демонстрировались крупные, даже экстраординарные результаты, которые вели к тяжелым поражениям Красной Армии, к крупным потерям.

Клаузевиц, воспитанный на идеях и логике Макиавелли, Канта, Монтескье, как отмечают ряд отечественных авторов, вместе с тем непосредственно опирался на диалектику Гегеля, применяя ее в качестве базовой методологии [15] .

Еще в молодости Клаузевиц изучил историю походов шведского короля Густава II Адольфа в Тридцатилетней войне 1618–1648 гг.; позднее он дал стратегическое освещение походам французского военачальника XVII в. Тюренна, французского маршала XVII в. герцога Люксембурга, польского полководца и короля Яна Собеского, российского генерал-фельдмаршала (с 1732 г.) Б. Миниха, Фридриха Великого, Фердинанда Брауншвейгского и подошел к изучению войн эпохи Наполеона, на которых он остановился значительно подробнее. Кампания Наполеона 1796 г. в Италии, походы Суворова 1799 г. в Италии и Швейцарии, кампания 1806 г. в Пруссии, поход Наполеона в Россию в 1812 г., война за освобождение Германии 1813–1815 гг. — вот темы, которые детально исследовал этот выдающийся ученый.

Деятельность Клаузевица, проанализировавшего более чем 200-летний военный опыт, — едва ли не самый поучительный пример того, какую роль играет изучение военной истории для выработки военной теории, глубоких оценок современности и предвидений, для разработки проблем военной науки.

К сожалению, барьеры между военной наукой и остальными областями знания, без которых давно уже невозможно изучать проблемы даже собственно военной стратегии, весьма высоки, несмотря на неоднократно предпринимавшиеся попытки их преодолеть, которые в ряде случаев давали весьма плодотворные результаты [21] .

Весьма значительная часть этой базы на многие десятилетия в силу идеологических и политических причин была забыта. Только в последние несколько лет она начинает восстанавливаться — прежде всего за счет возвращения в научный оборот тех трудов, которые издавались в СССР в 1920–1930-е годы.

Возвращаясь к Клаузевицу, следует отметить, что в своих конкретно-исторических трудах он тщательно рассматривал многие детали, в частности анализировал, как принимались решения, какую роль и в каких союзах играли при этом конкретные люди.

Обстоятельные и весьма рельефные характеристики основных действующих лиц в системе стратегического управления — это практически непременный атрибут работ Клаузевица. Так, в исследовании, посвященном поражению Пруссии в войне с Францией в 1806 г., он дает подробный анализ личных качеств 16 лиц, имевших отношение к руководству войной в Пруссии в этот трагический для нее год. Среди них — не только такие известные деятели, как герцог Карл Брауншвейгский, фельдмаршал Моллиндорф, генерал Рюхль, князь Гогенлоэ, полковник Шарнгорст, но и менее заметные фигуры — граф Гаугвиц, кабинетный советник Ломбард, тайный кабинетный советник Бейме и др. [23]

Для любого исследователя это чрезвычайно важный ориентир, который не должен упускаться из виду ни в теоретических, ни в прикладных разработках.

И Клаузевиц, и наиболее вдумчивые его последователи много внимания уделили вопросу об обратной связи военной стратегии, военных средств реализации политики с самой политикой, на что, к сожалению, в отечественной литературе до сих пор обращалось явно недостаточное внимание.

К тому же политика — как внешняя, так и внутренняя — может оказаться в ряде своих сегментов средством обеспечения войны, обеспечения благоприятных условий для выполнения военно-стратегических задач [27] . Это обеспечение происходит в рамках того, что можно именовать высшей стратегией [28] .

Высшая стратегия — это категория более высокого и многопланового уровня, нежели военная стратегия [29] . Под высшей стратегией можно подразумевать целенаправленную деятельность государства во время войны (и в период подготовки к ней) по наиболее эффективному использованию всех компонентов его мощи для достижения победы [30] . Высшая стратегия включает не только собственно применение военной мощи, вооруженных сил ради победы, но и дипломатию, экономическое принуждение (включая разные формы экономической блокады), разведывательно-диверсионные операции, многоплановое пропагандистско-психологическое воздействие, используемое для обеспечения победы в войне, мобилизацию в необходимых масштабах и формах национальной промышленности и трудовых ресурсов и т. п. [31]

Очевидно, что в обеспечении политико-пропагандистской подготовки войны и в соответствующем обеспечении собственно боевых действий должны играть важную роль как гражданские, так и военные органы и спецслужбы [36] . При этом решающее значение имеет подготовка собственного общественного мнения к войне (впрочем, в современных условиях это относится и к любым видам применения военной силы).

Его опасения, как показала последующая германская история (и не только германская), полностью подтвердились в ходе Первой мировой войны, когда в определенный момент политика стала подчиняться военной стратегии, когда все руководство страной оказалось в руках генерального штаба во главе с Гинденбургом и Людендорфом.

Нельзя забывать и о том, что те или иные должностные лица, предлагающие свои решения, зачастую имеют в виду групповые или личные цели, скрытые за внешне убедительной аргументацией в виде таблиц, графиков, видеоматериалов и т. п., а эти интересы могут идти вразрез с национальными интересами.

При этом государственное руководство должно представлять себе специфику управления в военной сфере, имеющую немаловажные отличия от общегосударственного гражданского управления. Жизненный опыт, менталитет, образ действий профессионального военного значительно отличаются от тех, что характерны для гражданских государственных и политических руководителей.

Служба в вооруженных силах налагает на человека большое число ограничений; особые требования к нему предполагают готовность пожертвовать своей жизнью и посылать на смерть других людей. Непонимание этого может привести к весьма негативным явлениям в таком серьезнейшем деле, как война.

В упомянутом выше военно-теоретическом трактате Сунь-Цзы приводится следующее размышление: «…армия страдает от своего государя в трех случаях:

Когда он, не зная, что армия не должна выступать, приказывает ей выступать; когда он, не зная, что армия не должна отступать, приказывает ей отступить: это означает, что он связывает армию.

Когда он, не зная, что такое армия, распространяет на управление ею те же самые начала, которыми управляется государство; тогда командиры и армия приходят в растерянность.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношениях между политикой и войной (политикой и военной стратегией) подавляющим большинством авторов не оценивается воздействие на них идеологии. Применительно к нашей стране это во многом объясняется тем, что, как правило, в теоретических исследованиях по вопросам войны и мира между идеологией и политикой практически не делалось различия. И политика и военная стратегия всегда находятся под заметным (а иногда и сильнейшим) воздействием идеологии — это было, в частности, характерно для Советского Союза, особенно для периода 1920–1960-х годов.

Политика более подвижна, менее инерционна, чем идеология. Она более адаптивна к обстоятельствам. Она в принципе должна быть более рациональной, прагматичной, нежели идеология. Последняя в общественном сознании встречается преимущественно с формируемыми поколениями слабо структурированными, полуинтуитивными представлениями об окружающем мире и о самих себе.

Вмешательство идеологии в военную стратегию может осуществляться напрямую, минуя политику (и вопреки политике). Так, идеологические постулаты ВКП(б) накануне Великой Отечественной войны привели к таким уставным положениям для Красной Армии, которые допускали исключительно наступательную военную стратегию (оборона мыслилась только в оперативном и тактическом масштабах), что на практике можно было реализовать лишь в упреждающих, превентивных действиях. А требования политики не позволяли И. В. Сталину начинать превентивную войну против Германии.

Сталин, несмотря на следовавшие одно за другим тяжелейшие поражения Красной Армии в результате попыток стратегических наступательных действий в 1941 — начале 1943 г., перешел к стратегической обороне только летом 1943 г., когда и был достигнут (в ходе Курской битвы) такой успех, который привел к перехвату стратегической инициативы Красной Армией.

На эту сторону учения Клаузевица о войне до сих пор подавляющее большинство специалистов обращали мало внимания, поскольку это в целом плохо вписывалось в традицию западной военной мысли, сложившейся за последние 300–350 лет [51] .

О центральном значении боя следует постоянно помнить, занимаясь вопросами стратегического руководства [56] . Однако это обстоятельство не должно заслонять собой возможности использовать для достижения победы другие средства — как военные, так и невоенные.

Одним из центральных моментов учения Клаузевица о войне является представление о решающем сражении, которое должно сломить волю противника к сопротивлению.

Практика войн в новейшей истории, особенно Второй мировой войны, показала, что дезинформация и накануне войны, и в ходе ее стала играть огромную роль, чего Клаузевиц в свое время предвидеть не мог [64] .

Формула Клаузевица о примате политики над военной стратегией неоднократно была предметом ревизии, в первую очередь со стороны видных военачальников. Это имело место и на родине Клаузевица, в Германии, и в других странах, в том числе в нашей стране.

Наиболее рельефную интерпретацию формулы Клаузевица дал в своих работах знаменитый Хельмут Мольтке-старший — с 1858 г. начальник прусского, а в 1871–1888 гг. — германского генштаба.

Читайте также: