Кто входил в категорию подлых граждан согласно регламенту главного магистрата

Обновлено: 19.05.2024

Основными направлениями внутренней политики Петра 1 были:

1) Развитие промышленности – организация мануфактур, основание заводов, закладка верфей, строительство каналов.

3) Военная реформа – создание военного флота, введение рекрутской повинности, строительство крепостей, составление новых военных уставов, конная артиллерия, изменение тактики ведения войны. 4) Государственная реформа – основание правительствующего Сената, Указ о единонаследии, создание Коллегий центральных округов отраслевого управления. Табель о рангах.

5) Образование и культура – Реформа календаря, Навигацкая школа, реформа алфавита, Артиллерийская школа, Военно – инженерная школа. Основание Академии наук и университета в рамках Академии. 6) Церковная реформа Политика Петра 1 выражала интересы своей страны. Петр Великий желал видеть свою страну не отсталой, а процветающей.

Таб о рангах перевер идею меснич – достигн опред чина можно было получ личн или потомств дворянс. Служба двр была обязан и продолж до кон жизни. С 1722г за неявку на службу назнач шельмование.

Созд цехов организац, в кот сост мастер, подмастер иучен и кот управ старшины. Поскольку больш мануфакт были частоновлад, вопрос о рабоч руках был остр. Прав-во установ поряд приписки гос крест к мануф и покупки крест с землей при обязат использ их труда на мануф.

(приписные и посессионные). Приписн крест могли откуп от работ на мануф, выставив вместо себя нанят людей.

Правящим классом оставалось дворянство.

период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682). Аристократическое происхождение утрачивает свои позиции при назна­чении на руководящие государственные посты.

Дворянство стало единственным служилым сословием, а служ­ба — главной сферой приложения его сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные меры для ограничения продвижения по служ­бе недворян.

Неоднократно предпринимались попыт­ки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Земельная собственность оставалась экономической основой суще­ствования дворянского сословия. Наряду с государственной службой землевладение было его важнейшей социальной функцией.

Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, стремившееся использовать служ­бу для приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательнос­тью государственной службы как таковой.

Обязанность государевой службы уже с середины XVII в. стала основным критерием при распределении земельного фонда. Перераспре­деление поместных и вотчинных земель при непременном учете этого критерия было осуществлено в 1678 и 1679 гг.

В 1682 г. ликвидирована система местничества и на первый план выдвинут принцип выслуги.

В состав дворянства (в 20-х гг. XVIII в. — шляхетства) вошли при­дворные люди; дьяки и подьячие, владевшие вотчинами и поместьями; архиерейские дворяне и дети боярские; члены семей малороссийской старшины (генеральной, полковой и сотенной); татарские князья и мурзы.

Множество дворян и детей боярских, проживавших в отдаленных районах, не попали в шляхетское сословие и были зачислены в сословие однодворцев, по положению близко стоявших к казенным крестьянам.. Переход в дворянство для них связывался с повышением по службе.

Табель о рангах впервые разделила службу на военную и граждан­скую, а последнюю — на статскую и придворную.

Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством.

Классы и сословия при Петре I

Государство и право Российской империи в период абсолютизма

крестьяне Крепостное право продолжало ук­репляться: с 1736 г. помещик сам определяет крестьянину меру наказа­ния за побег, в 1758 г. на помещиков возлагается обязанность наблюдать за поведением своих крепостных, в 1760 г. помещикам предоставляется право ссылать своих крепостных в Сибирь на поселение (а зачетом их в качестве рекрутов), в 1765 г. дворяне могли посылать крестьян даже на каторгу.

Для крестьян были закрыты все выходы из крепостного состояния: им было запрещено добровольно записываться в солдаты, обязываться век­селями, выступать в качестве поручителей, жаловаться на своих господ.

Указами 1729 и 1752 гг. беглые, бродяги и т.п. отдавались в крепост­ную зависимость помещикам. В 1739 г. было запрещено приобретать крепостных лицам, не имеющим в собственности деревень, а по ревизской инструкции 1743 г. крепостных можно было записывать за солдатами и приказными людьми. Противоречия законодательства о крепостных не меняли общей тенденции — крепостное право превращалось в дворян­скую монополию.

ГОРОДА. Нарождающаяся городская буржуазия была довольно пестрой по своему составу и происхождению.

В целом она являлась податным сосло­вием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.

Указами 60—80-х гг. XVII в. все дворы и слободы частных лиц, рас­положенные на территории посадов, отписывались в казну. Близлежащие к посадам слободы приписывались к посадам, а их владельцы взамен по­лучали другие, отдаленные имения.

Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предо­ставили торговым людям посада право свободной торговли.

В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты.

Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, ико­нописцы и серебряных дел мастера) и вторую (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы) гильдии.

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

По евро­пейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководство осуществляли старшины. Появление гильдий и и,ехов говорило о том, что корпоративные профес­сиональные начала противопоставлялись феодальным (сюзерено-вас-сальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые сти­мулы к труду, неизвестные крепостнической системе.

Эти системы (гильдейская и цеховая), вышедшие из средневековья, на первом этапе своего развития отнюдь не обеспечивали появления но­вых буржуазных и капиталистических начал.

Они уживались с крепост­ничеством и абсолютизмом.

Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборо­та. Основными формами торговой деятельности были ярмарки и торж-ки. Проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской политики вызывали нестабильность положения старого традиционного купечества.

Сословные реформы Петра I

Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовые положения сословий. Законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы и регламентировать ее социальные действия.

Дворянство

Прежде всего, в период формирования абсолютной монархии, происходила консолидация класса феодалов (что укрепляло социальную базу абсолютизма). Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. стало резко ограничиваться, а затем и было ликвидировано. Важным шагом в этом направлении был акт об отмене местничества (1682). При назначении на руководящие государственные посты стало приниматься во внимание не аристократическое происхождение, а такие критерии, как выслуга, квалификация и личная преданность государю.

Экономическую консолидацию дворянства (при Петре I — шляхетства) завершил Указ о единонаследии 1714 г., политическую консолидацию — Табель о рангах 1722 г.

Был введен не известный до того русскому праву институт майората — недвижимость (земельные владения) наследовалась только одним из сыновей — по выбору завещателя (цель данного положения — сохранение от раздробления земельной дворянской собственности, но при этом появилась большая группа безземельного дворянства, поэтому майорат был в 1731 г. упразднен).

Вместе с этим ограничение наследования земли заставляло дворянство искать службу (за жалованье) по военной или гражданской линии, благодаря чему быстро стал формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах.

Табель о рангах разделила службу на военную и гражданскую (последнюю, в свою очередь, — на статскую и придворную).

Все чины (и воинские и гражданские) были разделены на 14 классов. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина (на практике уже после рождения дети аристократов записывались в должность и по достижении ими 15 лет имели достаточно высокий чин).

При этом устанавливались сроки службы в определенных чинах, строгая регламентация служебного положения и т.д. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, то есть получить личное или потомственное дворянство: все чины с XIV по IX класс получали личное дворянство, начиная с VIII класса (для военных даже с XII класса) — потомственное дворянство (к концу 1720-х годов число дослужившихся до дворянства составило 1/3 всего дворянского сословия).

Служба для дворян была при Петре I обязательной и пожизненной.

В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от 10 до 13 лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.

С 1714 г. устанавливалось обязательное начальное обучение для дворянских детей (за необученных детей на родителей налагались штрафы; без изучения правил геометрии дворянину запрещалось жениться). Для ведания делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

Дворяне составляли значительную часть в структуре нарождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, приказов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополистами; подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дворян.

Требуя от дворян пожизненной службы, от которой не освобождало даже увечье, государство закрепляло статус дворянства как привилегированного сословия:

  1. монополия дворян на землю закреплялась в Указе о единонаследии 1714 г.;
  2. Воинский устав 1716 г.
  • освободил дворян от пыток (если речь шла не о государственных преступлениях);
  • Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил привилегированное положение дворянства как неподатного сословия.

Духовенство

Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. Уже в 1667 г. Московский собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. устанавливал возрастные критерии и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг.

В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет был отменен, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на усмотрение Синода.

Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей).

С 1722 г. духовенство стало наследственным. Одновременно стало жестко регламентироваться и вступление в духовное сословие: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие 40-летнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должен был уплачиваться их родичами.

Духовенство было неподатным сословием (только церковнослужители платили подушную подать и рекрутский налог).

Указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей, промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.

Крестьянство

До 92% всего населения России составляло крестьянство. Оно разделялось на несколько категорий — государственных, дворцовых, монастырских и помещичьих. В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус.

Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Обязанность уплаты подушной подати и оброчного сбора была распространена, помимо владельческих (крепостных) крестьян, с 1719 г. и на черносошенных крестьян, однодворцев, украинцев, татар и ясачных людей, а с 1724 г. — на всех попавших в переписные книги. Все эти категории относились к государственным крестьянам.

Черносошенные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы, угодья, которые они обрабатывали, могли их продавать, заложить, отдать в приданное. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности.

Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (натуральную дань) государству.

Однодворцы (выходцы из московских служилых людей, не попавшие в состав дворянства) платили подушную и оброчную подати.

Государственные крестьяне имели право перехода в иные сословия, могли менять место жительства, нередко освобождались от налогов.

Но казенные земли очень активно раздавались в собственность помещикам (только в 1796 г. было запрещено продавать казенные земли).

Частновладельческие крестьяне делились на две группы — дворцовые (проживали на дворцовых землях) и помещичьи (наиболее многочисленная группа крестьянства).

Феодальные отработки крестьян выражались в барщине, месячине (когда крестьянин всю неделю работал на господина, получая за это месячный провиант) и оброк в денежной форме.

Монастырские и церковные крестьяне в 1764 г. были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими (в 1786 г. они были уравнены с государственными). Эта категория крестьян в отличие от частновладельческих не могла подвергаться произвольному переселению, но, как и первые, могла отдаваться в рекруты и наказываться плетьми.

Положение всех категорий крестьян в период реформ Петра I ухудшилось в результате следующих нововведений:

  1. рекрутской повинности (с 1705 г. одного рекрута забирали от 20 дворов, с 1714 г. — от 40 дворов, с 1715 г. — от 75 дворов);
  • введения подушной подати с 1718 г. (на все категории крестьян);
  • подводной повинности на государственных крестьян в период Северной войны;
  • постойной повинности, которая выражалась не только в размещении по крестьянским домам офицеров, солдат, рекрутов, но и в снабжении кормом их лошадей и т.п. (только указом от 24 февраля 1727 г. был предписан перевод полков в города).

Вследствие государственного интереса к развитию промышленности был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе).

Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (указ 1721 г.). Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от фабрик, переводить с фабрики на фабрику, отпускать на волю, закладывать или отдавать в рекруты за крепостных.

Они выполняли рекрутскую повинность, уплачивая подать, платили подушный налог, фабриканты могли применять к ним телесные наказания и ссылку в Сибирь.

Городское население

Около 3-4% населения страны составляло городское население.

По некоторым данным, в этот период в России насчитывалось 336 городов (однако часть их была обыкновенными военными крепостями и лишь в 189 городах было торговопромысловое население). В среднем на один город приходилось около 1,5 тыс. душ мужского пола. Лишь 30 городов имело более 2 тыс. душ мужского пола.

По регламенту Главного магистрата 1721 г. все городское население делилось на неподатное и податное. К неподатным относились дворяне, духовенство, военные, иностранцы и наиболее искусные ремесленники, получившие статус мастера (с момента организации цехов).

Гильдии в городах управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

По указу 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) дворяне обязаны были учиться;
2) дворяне должны были отработать год в монастырях;
3) дворяне отдавали часть поместий и вотчин в пользу крестьян;
4) дворяне взамен государственной службы могли отпу­стить на свободу крестьян.

3. Как назывался документ, позволявший сделать карьеру и достичь дворянского звания людям низших сословий?

1) Судебник;
2) Табель о рангах;
3) Соборное уложение;
4) Манифест о дворянах.

4. В каком году Пётр I учредил в российских городах магистраты?

1) 1700 г.
2) 1703 г.
3) 1720 г.
4) 1726 г.

6. Почему в начале XVIII в. российские города не получили настоящего самоуправления?

1) горожане оставались в подчинении у провинциальных и городовых начальников-воевод;
2) города стремились к полному подчинению государству и церкви;
3) города формально были независимы и самостоятельны, государство не могло влиять на жизнь города;
4) в городах вообще не было выборных должностей.

7. Как изменилась система налогообложения крестьян в годы правления Петра I?

1) число налогов и сборов сократилось;
2) число налогов и сборов увеличилось;
3) налоги и сборы остались прежними;
4) государство полностью отменило все налоги с крестьян.

8. Как называлась система формирования армии из крестьян, сложившаяся в годы правления Петра I?

1) ополчение;
2) рекрутские наборы;
3) административные наборы;
4) служба по контракту.

9. Как назывался государственный чиновник, в функции которого входило изыскание источников доходов для государства?

1) выдумщик;
2) изобретатель;
3) прибыльщик;
4) налоговик;

10. Почему Пётр I разрешил владельцам заводов и мануфактур покупать крестьян?

1) в стране не хватало свободных рабочих рук;
2) для развития сельского хозяйства страны;
3) крестьяне обращались к царю с просьбой работать на ма­нуфактурах;
4) крестьяне не соглашались работать за предлагаемую владельцем мануфактуры оплату.

11. В чём заключалось значение Указа о единонаследии 1714 г.?

1) дворянин назначал единственного наследника, который был обязан идти на государственную службу;
2) дворянин мог передать наследство только одному из воз­можных наследников;
3) дворянин обязан был разделить наследство поровну между всеми наследниками, не отдавая никому предпо­чтения;
4) дворянин был обязан отдать всё своё имущество по на­следству государству.

12. Каковы были служебные обязанности дворян в годы правления Петра I?

1) дворяне были обязаны служить либо в армии, либо на государственной службе;
2) дворяне освобождались от всех видов службы;
3) дворяне могли выбирать, в каком государстве будут не­сти службу;
4) дворяне служили семь лет, потом получали пенсию от государства.

13. Какой принцип прохождения службы вводила Табель о рангах?

1) знатности рода;
2) выслуги лет;
3) родовитости;
4) близости к государю.

1) 1700 г.
2) 1703 г.
3) 1721 г.
4) 1726 г.

15. Что осложняло работу городского магистрата в начале XVIII в., почему служба магистратов имела слабые возмож­ности для развития города?

1) магистраты были полностью самостоятельны, не контро­лировались государством;
2) магистраты должны были действовать строго по образцу городских структур Западной Европы;
3) у магистратов не было гарантированных законом источ­ников ДОХОДОВ;
4) магистраты могли оставлять полученные в городе нало­ги в собственной казне, из-за чего государство не имело влияния на эти структуры.

16. В чём состояла особенность российских городов начала XVIII в. по сравнению с городами Европы?

1) российские города обладали значительным числом воль­ностей и привилегий;
2) российские города юридически не входили в состав госу­дарства;
3) российские города не подчинялись церковным правилам;
4) российские города были военно-административными центрами.

17. В правление Петра I для контроля за крепостными крестья­нами были введены новые документы. Как они назывались?

1) удостоверения;
2) перечни;
3) паспорта;
4) векселя.

18. Чем занимались государственные чиновники-прибыльщики?

1) работали за крестьян, которые не могли трудиться;
2) придумывали новые виды налогов;
3) подсчитывали прибыль владельцев мануфактур;
4) вели переговоры с представителями торговцев других го­сударств.

1) с введением нового налога -подушной подати;
2) с попытками государства ввести всеобщее образование;
3) с введением государственной программы экономическо­го развития страны;
4) с целью переложить обязанности крестьян на представи­телей дворянского сословия.

20. Почему в годы правления Петра I увеличилось массовое бегство крестьян как форма протеста?

1) крестьяне были недовольны внешней политикой Петра I;
2) увеличилось число налогов и обязанностей крестьян;
3) крестьяне стремились участвовать в освоении Сибири;
4) крестьяне не могли в деревне потратить заработанные средства, поэтому бежали в город.

77. К обвиняемому по Соборному Уложению 1649 г. можно было применять пытки:

78. Смертная казнь по Соборному Уложению 1649 г. делилась на:

79. Брачный возраст в семейном праве по Соборному Улож ению 1649 г. был мужчины и

80. Главной предпосылкой для создания Соборного Уложения 1649 г. явилось:

81. Наиболее детально в Соборном Уложении 1649 г. были разработаны вопросы:

82. Соборное Уложение 1649 г. предусмат ривало особенно суровые наказа ния за

Тема 6. Возникновение и становление феодального государства и права у народов

83. Уния об образовании единого государства – Речи Посполитой – была подписана:

84. Контроль над деятельностью украинских властей (гетмана, генерального судьи,

85. Гетманская власть была впервые упразднена, казацкое войско было поставлено под

командование русского фельдмаршала, а управлени е Ук раиной передано царскому

86. В 1747 г. при Елизавете Петровне был издан указ о восстановлении гетманства на

Украине, вновь расширилась автономия Украины. В подчинение гетману была передана:

88. Первый Статут Великого княжества Литовского был основан на:

89. Высший судебным органом в Великом княжестве Литовском был:

90. Первый статут Великого княжества Литовского был принят в:

91. Источниками права на Украине в XVII – XVIII вв. были:

- Нормы второго и третьего Литовских статутов Магдебургского права;

Тема 7. Государство и право России в период становления и упрочения абсолютной

92. Утверждение абсолютизма в России связывают с именем монарха:

94. При назначении на руководящие государственные посты в период абсолюиизма

95. И деология абсолютизма может быть определена как “патриархальная”. Это означает,

- глава государства решает все вопросы за своих подданных;

- государство не вмешивается в дела народа, не существует законов, касающихся

гражданского и семейного права, все вопросы в семье решает мужчина единолично.

- несколько людей, входящих в состав Боярской думы , решающие в опросы постройки

- орган государственного отраслевого управления церковными делами;

- орган, занимавшийся доказательством вины человека, подозреваемого в совершении

- орган, занимавшийся регистрацией брачно-семейных отношений;

97. Преобразование органов местного управления (1699 г.) началось с создания

- губы – выборные органы местного упра вления, во главе кото рых стояли

- избы – назначаемые органы местного самоуправления, во главе которых – президенты;

- анализ материалов, представленных царю, рассмотрение дел, поступивших с

- судебная и организационно-судебная, финансовый и налоговый контроль,

101. Централизация государственного аппарата в первой четверти X VIII в. потребовала

102. Фискалам в первой четверти XVIII в. вменялось в обязанность:

- доносить о тяжких преступлениях – государственных и должностных, нарушениях,

- доносить о тяжких государственных преступл ениях, не рассматривая

103. К 1715 г. сложилась система местного управления и администрации:

104. Военная реформа - звено важнейших государственных преобразований в цепи

реформ начала XVIII в. Руководство армией осуществлял:

- состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных,

106. В 1721 г. организован высший орган церковного управления:

107. Петр I ввел административно-территориальное деление:

108. В ознаменование победы в Северной войне Сенат и Святейший Синод в октябре 1721

109. П етр I учредил орган, заменяющий особу императора, выполняющий функции

законосовещательного, административного и судебного органа:

110. Петр I преобразовал органы центрального управления, создав:

112. Найдите для каждого этапа государственных ре форм, проводимых Петром I,

1) 1 этап (1699 – 1710 гг.) 1б а) ликвидация прежних центральных органов власти и

2) 2 этап (1710 – 1719 гг.) 2 а б) частичное преобразование в системе высших

3) 3 этап (1719 – 1725 гг.) 3в в) образование новых органов отраслевого управления-

- покупались для обязательного использования их труда на мануфактурах;

116. В XVIII в. законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной

группы. Экономическая консолидация дворянства была завершена принятием:

117. Логическим продолжением Указа о единонаследии стало:

- реформирование высших органов власти в 1699 – 1710 гг.;

118. По регламенту Главного магистрата (1721 г.) городское сословие стало делиться на:

- “регулярных граждан” (состоящих из двух гильдий) и “подлых людей”.

119. Светский закон в первой четверти XVIII в. внес некоторые изменения в семейно-

- разрешил вступать в брак по слабоумию, ограничил имущественные права жены,

затруднил разводы, ввел разрыв между обручением и венчанием до 12 месяцев;

- запретил вступать в брак слабоумным, неграмотным дворянам и лицам с

разрывом в возрасте, расширил имущественные права жены, узаконил полное

120. Петр I своим именным указом от 21 февраля 1697 г. «Об отмене в судебных делах

- отменил состязательный процесс и заменил его по всем делам процессом

121. В первой половине XVIII в. было издано 7 правовых актов, определяющих общую

структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений.

122. Нормативный акт, издаваемый только монархом и за его подписью содержащий

- легитимностью – законностью, правильной организацией управления и суда.

126. В результате проведения реформы в 1775 г. было создано новое административное

127. Проведение реформы в 1785 г. предусматривал нормативный акт:

128. Во второй половине XVIII в. крестьянство делилось на категории:

- государственные, помещичьи, посессионные, монастырские;

- государственные, частновладельческие, экономические, дворцовые,

129. Государственные крестьяне в XV III в. имели право перехода в иное сословие и смены

места жительства, а также п раво участия в г осударственных совещаниях. К этой

категории крестьянства были приближены по своему положению:

130. Категория крестьянства, которую помещики могли перемещать из одного села в

131. Отлучиться с места проживания с 1774 г. крестьяне могли:

132. Изъятие в XVIII в. земель у церкви привело к возникновению категории

крестьянства, по своему статусу приближенного к государственным:

134. За городскими жителями по Жалов анной грамоте городам 1785 г. признавалось

135. Дифференциация правовых форм дворянского землевладения упростилась и все

136. Положения Указа о единонаследии начинают корректироваться, и от обязательной

военной и государственной службы дворянство было освобождено:

- Манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому

- закрепил принцип обязательного характера государственной службы, разрешил

покидать пределы государства, установил привилегии, распространенные и на

- закрепил принцип вольного прохождения государственной службы, разрешил

покидать пределы государства, поступать на иностранную службу, установил

политики, правовой системы и устанавливалось сословное деление с соответствующей

- первое место отводилось дв орянству, второе – городскому населению и

- первое место отводится дворянству, второе – городскому населению и

государственным крестьянам, третье – остальным категориям крестьянства;

российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

- законов должно быть много , они не должны оставаться неизменными;

- законов должно быть много , но они не должны оставаться неизменными, а указы

являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными;

- законов должно быть немного, и они должны оставаться неизменными, указы

являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми;

- временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц,

140. В 1768 г. в Уложенную комиссию было направленно «Начертание о проведении к

141. Название нормативного акта, изданного Екатериной II в 1766 г.:

142. Сборники, содержащие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной

Основными направлениями внутренней политики Петра 1 были:

1) Развитие промышленности – организация мануфактур, основание заводов, закладка верфей, строительство каналов.

3) Военная реформа – создание военного флота, введение рекрутской повинности, строительство крепостей, составление новых военных уставов, конная артиллерия, изменение тактики ведения войны. 4) Государственная реформа – основание правительствующего Сената, Указ о единонаследии, создание Коллегий центральных округов отраслевого управления. Табель о рангах.

5) Образование и культура – Реформа календаря, Навигацкая школа, реформа алфавита, Артиллерийская школа, Военно – инженерная школа. Основание Академии наук и университета в рамках Академии. 6) Церковная реформа Политика Петра 1 выражала интересы своей страны. Петр Великий желал видеть свою страну не отсталой, а процветающей.

Таб о рангах перевер идею меснич – достигн опред чина можно было получ личн или потомств дворянс. Служба двр была обязан и продолж до кон жизни. С 1722г за неявку на службу назнач шельмование.

Созд цехов организац, в кот сост мастер, подмастер иучен и кот управ старшины. Поскольку больш мануфакт были частоновлад, вопрос о рабоч руках был остр. Прав-во установ поряд приписки гос крест к мануф и покупки крест с землей при обязат использ их труда на мануф.

(приписные и посессионные). Приписн крест могли откуп от работ на мануф, выставив вместо себя нанят людей.

Правящим классом оставалось дворянство.

период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682). Аристократическое происхождение утрачивает свои позиции при назна­чении на руководящие государственные посты.

Дворянство стало единственным служилым сословием, а служ­ба — главной сферой приложения его сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные меры для ограничения продвижения по служ­бе недворян.

Неоднократно предпринимались попыт­ки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Земельная собственность оставалась экономической основой суще­ствования дворянского сословия. Наряду с государственной службой землевладение было его важнейшей социальной функцией.

Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, стремившееся использовать служ­бу для приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательнос­тью государственной службы как таковой.

Обязанность государевой службы уже с середины XVII в. стала основным критерием при распределении земельного фонда. Перераспре­деление поместных и вотчинных земель при непременном учете этого критерия было осуществлено в 1678 и 1679 гг.

В 1682 г. ликвидирована система местничества и на первый план выдвинут принцип выслуги.

В состав дворянства (в 20-х гг. XVIII в. — шляхетства) вошли при­дворные люди; дьяки и подьячие, владевшие вотчинами и поместьями; архиерейские дворяне и дети боярские; члены семей малороссийской старшины (генеральной, полковой и сотенной); татарские князья и мурзы.

Множество дворян и детей боярских, проживавших в отдаленных районах, не попали в шляхетское сословие и были зачислены в сословие однодворцев, по положению близко стоявших к казенным крестьянам.. Переход в дворянство для них связывался с повышением по службе.

Табель о рангах впервые разделила службу на военную и граждан­скую, а последнюю — на статскую и придворную.

Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством.

Классы и сословия при Петре I

Государство и право Российской империи в период абсолютизма

крестьяне Крепостное право продолжало ук­репляться: с 1736 г. помещик сам определяет крестьянину меру наказа­ния за побег, в 1758 г. на помещиков возлагается обязанность наблюдать за поведением своих крепостных, в 1760 г. помещикам предоставляется право ссылать своих крепостных в Сибирь на поселение (а зачетом их в качестве рекрутов), в 1765 г. дворяне могли посылать крестьян даже на каторгу.

Для крестьян были закрыты все выходы из крепостного состояния: им было запрещено добровольно записываться в солдаты, обязываться век­селями, выступать в качестве поручителей, жаловаться на своих господ.

Указами 1729 и 1752 гг. беглые, бродяги и т.п. отдавались в крепост­ную зависимость помещикам. В 1739 г. было запрещено приобретать крепостных лицам, не имеющим в собственности деревень, а по ревизской инструкции 1743 г. крепостных можно было записывать за солдатами и приказными людьми. Противоречия законодательства о крепостных не меняли общей тенденции — крепостное право превращалось в дворян­скую монополию.

ГОРОДА. Нарождающаяся городская буржуазия была довольно пестрой по своему составу и происхождению.

В целом она являлась податным сосло­вием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.

Указами 60—80-х гг. XVII в. все дворы и слободы частных лиц, рас­положенные на территории посадов, отписывались в казну. Близлежащие к посадам слободы приписывались к посадам, а их владельцы взамен по­лучали другие, отдаленные имения.

Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предо­ставили торговым людям посада право свободной торговли.

В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты.

Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, ико­нописцы и серебряных дел мастера) и вторую (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы) гильдии.

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

По евро­пейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководство осуществляли старшины. Появление гильдий и и,ехов говорило о том, что корпоративные профес­сиональные начала противопоставлялись феодальным (сюзерено-вас-сальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые сти­мулы к труду, неизвестные крепостнической системе.

Эти системы (гильдейская и цеховая), вышедшие из средневековья, на первом этапе своего развития отнюдь не обеспечивали появления но­вых буржуазных и капиталистических начал.

Они уживались с крепост­ничеством и абсолютизмом.

Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборо­та. Основными формами торговой деятельности были ярмарки и торж-ки. Проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской политики вызывали нестабильность положения старого традиционного купечества.

Сословные реформы Петра I

Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовые положения сословий. Законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы и регламентировать ее социальные действия.

Дворянство

Прежде всего, в период формирования абсолютной монархии, происходила консолидация класса феодалов (что укрепляло социальную базу абсолютизма). Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. стало резко ограничиваться, а затем и было ликвидировано. Важным шагом в этом направлении был акт об отмене местничества (1682). При назначении на руководящие государственные посты стало приниматься во внимание не аристократическое происхождение, а такие критерии, как выслуга, квалификация и личная преданность государю.

Экономическую консолидацию дворянства (при Петре I — шляхетства) завершил Указ о единонаследии 1714 г., политическую консолидацию — Табель о рангах 1722 г.

Был введен не известный до того русскому праву институт майората — недвижимость (земельные владения) наследовалась только одним из сыновей — по выбору завещателя (цель данного положения — сохранение от раздробления земельной дворянской собственности, но при этом появилась большая группа безземельного дворянства, поэтому майорат был в 1731 г. упразднен).

Вместе с этим ограничение наследования земли заставляло дворянство искать службу (за жалованье) по военной или гражданской линии, благодаря чему быстро стал формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах.

Табель о рангах разделила службу на военную и гражданскую (последнюю, в свою очередь, — на статскую и придворную).

Все чины (и воинские и гражданские) были разделены на 14 классов. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина (на практике уже после рождения дети аристократов записывались в должность и по достижении ими 15 лет имели достаточно высокий чин).

При этом устанавливались сроки службы в определенных чинах, строгая регламентация служебного положения и т.д. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, то есть получить личное или потомственное дворянство: все чины с XIV по IX класс получали личное дворянство, начиная с VIII класса (для военных даже с XII класса) — потомственное дворянство (к концу 1720-х годов число дослужившихся до дворянства составило 1/3 всего дворянского сословия).

Служба для дворян была при Петре I обязательной и пожизненной.

В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от 10 до 13 лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.

С 1714 г. устанавливалось обязательное начальное обучение для дворянских детей (за необученных детей на родителей налагались штрафы; без изучения правил геометрии дворянину запрещалось жениться). Для ведания делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

Дворяне составляли значительную часть в структуре нарождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, приказов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополистами; подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дворян.

Требуя от дворян пожизненной службы, от которой не освобождало даже увечье, государство закрепляло статус дворянства как привилегированного сословия:

  1. монополия дворян на землю закреплялась в Указе о единонаследии 1714 г.;
  2. Воинский устав 1716 г.
  • освободил дворян от пыток (если речь шла не о государственных преступлениях);
  • Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил привилегированное положение дворянства как неподатного сословия.

Духовенство

Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. Уже в 1667 г. Московский собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. устанавливал возрастные критерии и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг.

В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет был отменен, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на усмотрение Синода.

Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей).

С 1722 г. духовенство стало наследственным. Одновременно стало жестко регламентироваться и вступление в духовное сословие: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие 40-летнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должен был уплачиваться их родичами.

Духовенство было неподатным сословием (только церковнослужители платили подушную подать и рекрутский налог).

Указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей, промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.

Крестьянство

До 92% всего населения России составляло крестьянство. Оно разделялось на несколько категорий — государственных, дворцовых, монастырских и помещичьих. В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус.

Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Обязанность уплаты подушной подати и оброчного сбора была распространена, помимо владельческих (крепостных) крестьян, с 1719 г. и на черносошенных крестьян, однодворцев, украинцев, татар и ясачных людей, а с 1724 г. — на всех попавших в переписные книги. Все эти категории относились к государственным крестьянам.

Черносошенные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы, угодья, которые они обрабатывали, могли их продавать, заложить, отдать в приданное. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности.

Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (натуральную дань) государству.

Однодворцы (выходцы из московских служилых людей, не попавшие в состав дворянства) платили подушную и оброчную подати.

Государственные крестьяне имели право перехода в иные сословия, могли менять место жительства, нередко освобождались от налогов.

Но казенные земли очень активно раздавались в собственность помещикам (только в 1796 г. было запрещено продавать казенные земли).

Частновладельческие крестьяне делились на две группы — дворцовые (проживали на дворцовых землях) и помещичьи (наиболее многочисленная группа крестьянства).

Феодальные отработки крестьян выражались в барщине, месячине (когда крестьянин всю неделю работал на господина, получая за это месячный провиант) и оброк в денежной форме.

Монастырские и церковные крестьяне в 1764 г. были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими (в 1786 г. они были уравнены с государственными). Эта категория крестьян в отличие от частновладельческих не могла подвергаться произвольному переселению, но, как и первые, могла отдаваться в рекруты и наказываться плетьми.

Положение всех категорий крестьян в период реформ Петра I ухудшилось в результате следующих нововведений:

  1. рекрутской повинности (с 1705 г. одного рекрута забирали от 20 дворов, с 1714 г. — от 40 дворов, с 1715 г. — от 75 дворов);
  • введения подушной подати с 1718 г. (на все категории крестьян);
  • подводной повинности на государственных крестьян в период Северной войны;
  • постойной повинности, которая выражалась не только в размещении по крестьянским домам офицеров, солдат, рекрутов, но и в снабжении кормом их лошадей и т.п. (только указом от 24 февраля 1727 г. был предписан перевод полков в города).

Вследствие государственного интереса к развитию промышленности был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе).

Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (указ 1721 г.). Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от фабрик, переводить с фабрики на фабрику, отпускать на волю, закладывать или отдавать в рекруты за крепостных.

Они выполняли рекрутскую повинность, уплачивая подать, платили подушный налог, фабриканты могли применять к ним телесные наказания и ссылку в Сибирь.

Городское население

Около 3-4% населения страны составляло городское население.

По некоторым данным, в этот период в России насчитывалось 336 городов (однако часть их была обыкновенными военными крепостями и лишь в 189 городах было торговопромысловое население). В среднем на один город приходилось около 1,5 тыс. душ мужского пола. Лишь 30 городов имело более 2 тыс. душ мужского пола.

По регламенту Главного магистрата 1721 г. все городское население делилось на неподатное и податное. К неподатным относились дворяне, духовенство, военные, иностранцы и наиболее искусные ремесленники, получившие статус мастера (с момента организации цехов).

Гильдии в городах управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

По указу 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) дворяне обязаны были учиться;
2) дворяне должны были отработать год в монастырях;
3) дворяне отдавали часть поместий и вотчин в пользу крестьян;
4) дворяне взамен государственной службы могли отпу­стить на свободу крестьян.

3. Как назывался документ, позволявший сделать карьеру и достичь дворянского звания людям низших сословий?

1) Судебник;
2) Табель о рангах;
3) Соборное уложение;
4) Манифест о дворянах.

4. В каком году Пётр I учредил в российских городах магистраты?

1) 1700 г.
2) 1703 г.
3) 1720 г.
4) 1726 г.

6. Почему в начале XVIII в. российские города не получили настоящего самоуправления?

1) горожане оставались в подчинении у провинциальных и городовых начальников-воевод;
2) города стремились к полному подчинению государству и церкви;
3) города формально были независимы и самостоятельны, государство не могло влиять на жизнь города;
4) в городах вообще не было выборных должностей.

7. Как изменилась система налогообложения крестьян в годы правления Петра I?

1) число налогов и сборов сократилось;
2) число налогов и сборов увеличилось;
3) налоги и сборы остались прежними;
4) государство полностью отменило все налоги с крестьян.

8. Как называлась система формирования армии из крестьян, сложившаяся в годы правления Петра I?

1) ополчение;
2) рекрутские наборы;
3) административные наборы;
4) служба по контракту.

9. Как назывался государственный чиновник, в функции которого входило изыскание источников доходов для государства?

1) выдумщик;
2) изобретатель;
3) прибыльщик;
4) налоговик;

10. Почему Пётр I разрешил владельцам заводов и мануфактур покупать крестьян?

1) в стране не хватало свободных рабочих рук;
2) для развития сельского хозяйства страны;
3) крестьяне обращались к царю с просьбой работать на ма­нуфактурах;
4) крестьяне не соглашались работать за предлагаемую владельцем мануфактуры оплату.

11. В чём заключалось значение Указа о единонаследии 1714 г.?

1) дворянин назначал единственного наследника, который был обязан идти на государственную службу;
2) дворянин мог передать наследство только одному из воз­можных наследников;
3) дворянин обязан был разделить наследство поровну между всеми наследниками, не отдавая никому предпо­чтения;
4) дворянин был обязан отдать всё своё имущество по на­следству государству.

12. Каковы были служебные обязанности дворян в годы правления Петра I?

1) дворяне были обязаны служить либо в армии, либо на государственной службе;
2) дворяне освобождались от всех видов службы;
3) дворяне могли выбирать, в каком государстве будут не­сти службу;
4) дворяне служили семь лет, потом получали пенсию от государства.

13. Какой принцип прохождения службы вводила Табель о рангах?

1) знатности рода;
2) выслуги лет;
3) родовитости;
4) близости к государю.

1) 1700 г.
2) 1703 г.
3) 1721 г.
4) 1726 г.

15. Что осложняло работу городского магистрата в начале XVIII в., почему служба магистратов имела слабые возмож­ности для развития города?

1) магистраты были полностью самостоятельны, не контро­лировались государством;
2) магистраты должны были действовать строго по образцу городских структур Западной Европы;
3) у магистратов не было гарантированных законом источ­ников ДОХОДОВ;
4) магистраты могли оставлять полученные в городе нало­ги в собственной казне, из-за чего государство не имело влияния на эти структуры.

16. В чём состояла особенность российских городов начала XVIII в. по сравнению с городами Европы?

1) российские города обладали значительным числом воль­ностей и привилегий;
2) российские города юридически не входили в состав госу­дарства;
3) российские города не подчинялись церковным правилам;
4) российские города были военно-административными центрами.

17. В правление Петра I для контроля за крепостными крестья­нами были введены новые документы. Как они назывались?

1) удостоверения;
2) перечни;
3) паспорта;
4) векселя.

18. Чем занимались государственные чиновники-прибыльщики?

1) работали за крестьян, которые не могли трудиться;
2) придумывали новые виды налогов;
3) подсчитывали прибыль владельцев мануфактур;
4) вели переговоры с представителями торговцев других го­сударств.

1) с введением нового налога -подушной подати;
2) с попытками государства ввести всеобщее образование;
3) с введением государственной программы экономическо­го развития страны;
4) с целью переложить обязанности крестьян на представи­телей дворянского сословия.

20. Почему в годы правления Петра I увеличилось массовое бегство крестьян как форма протеста?

1) крестьяне были недовольны внешней политикой Петра I;
2) увеличилось число налогов и обязанностей крестьян;
3) крестьяне стремились участвовать в освоении Сибири;
4) крестьяне не могли в деревне потратить заработанные средства, поэтому бежали в город.

Читайте также: