Распространяется ли на организацию действие соглашения регионального трехстороннего

Обновлено: 07.07.2024

29 мая 2013 года состоялось очередное заседание Калининградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на котором рассмотрены следующие вопросы:

1. Об организации в 2013 году летней оздоровительной кампании детей и обеспечении занятости подростков

2. О выполнении в 2012 году Калининградского областного трехстороннего соглашения между территориальными организациями профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Калининградской области на 2011-2013 годы в части реализации мероприятий в области экономической политики

3. О выполнении решения Комиссии от 26 мая 2011 года о реформировании жилищно-коммунального хозяйства области и основных результатах выполнения областных целевых программ, действующих в данной сфере (в т.ч. по осуществлению капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья)

По рассмотренным вопросам приняты соответствующие решения, реализация которых находится на контроле Министерства социальной политики Калининградской области.

С работником заключен не трудовой договор, а договор на оказание определенного вида услуг. Будет ли на работодателя распространяться обязанность в соответствии с Соглашением выплачивать данному лицу 10000 рублей

Действие регионального Соглашения распространяется только на трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на условиях заключенного между ними трудового договора. При этом работодатель обязан своевременно и полностью, не реже чем 2 раза в месяц, выплачивать работнику заработную плату.
Договоры возмездного оказания услуг, также как и договоры подряда, поручения, договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технических работ относятся к категории гражданско-правовых актов. При этом одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, который должен оплатить его в размере, обусловленном в договоре. И в отличие от трудового договора эта сумма может быть ниже минимального размера заработной платы, установленного Соглашением.
Только заключение трудового договора гарантирует обязательность сторон соблюдать трудовое законодательство, в соответствии с которым работнику должны предоставляться социальные гарантии (в том числе и по оплате труда). Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, такими гарантиями не пользуются статья 133.1 Трудового кодекса РФ)

Обязан ли работодатель выплачивать работнику 10000 рублей, если тот работает не более 4 часов в день

Указанную заработную плату работник будет получать только при условии полной отработки месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда. В других случаях оплата будет производиться пропорционально отработанному времени. Так, например, при работе на полставки минимальная заработная плата, которую работодатель обязан обеспечить работнику составит 5000 рублей (статья 133.1 Трудового кодекса РФ)

Как будет применяться Соглашение в отношении вновь созданных предприятий

Если вновь созданное предприятие не сможет обеспечить своим работникам минимальный уровень гарантий по оплате труда в размере 10000 рублей, оно должно представить в Министерство социальной политики и труда Калининградской области мотивированный отказ с обязательным приложением к уже названным материалам копии Свидетельства о государственной регистрации предприятия в областных налоговых органах

А если работодатель не выставит своих возражений, но и соблюдать Соглашение не будет. Тогда что может последовать

В этом случае работодатели или их представители будут нести ответственность в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающем наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей (статья 5.31)

На кого распространяется действие регионального соглашения о минимальной заработной плате в Калининградской области

Действие регионального соглашения о минимальной заработной плате распространяется на всех работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Калининградской области кроме работодателей, представивших в Министерство социальной политики и труда мотивированные письменные отказы от присоединения.
На работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, размер минимальной заработной платы, установленный региональным Соглашением, не распространяется (статья 133.1 Трудового кодекса РФ)

Предусмотрены ли меры воздействия к работодателям, нарушающим обязательства по коллективному договору, уклоняющимся от его заключения

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях необоснованный отказ работодателя от заключения коллективного договора влечет наложение штрафа в размере 3-5 тыс. рублей (статья 5.30). Таким же размером штрафуется работодатель и при невыполнении обязательств принятого коллективного договора (статья 5.31)

Всегда ли выполняются договоренности, достигнутые сторонами при подписании коллективных договоров. Кто имеет право контролировать ход их выполнения

Невыполнение условий заключенных коллективных договоров нарушает трудовые права работников, что порождает конфликтные ситуации в организациях. Контроль за их выполнением осуществляется сторонами коллективного договора, а также Министерством социальной политики и труда Калининградской области (статья 51 Трудового кодекса РФ)

Основные вопросы, рекомендуемые к рассмотрению при проведении коллективных переговоров по разработке и заключению коллективных договоров в организациях всех форм собственности

Содержание и структура коллективных договоров определяются сторонами самостоятельно. Однако, с учетом финансово-экономического положения в них устанавливаются льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами (статья 41 Трудового кодекса РФ)

В состав компании входят несколько дочерних организаций. Могут ли они разработать и заключить единый коллективный договор, гарантирующий равные условия труда всем работникам. Каким образом это можно сделать

В данном случае необходимо заключить на уровне компании соглашение по регулированию социально-трудовых отношений, так как коллективный договор может заключаться только на уровне одной организации (статья 40 Трудового кодекса РФ)

На какой срок можно заключить коллективный договор

Колдоговор – документ определенного срока действия с максимальной продолжительностью 3 года. Стороны имеют право продлевать его действие на срок не более трех лет (статья 43 Трудового кодекса РФ)

Имеют ли право работники обособленного структурного подразделения выйти с предложением о заключении отдельного коллективного договора

Руководитель обособленного структурного подразделения может заключить коллективный договор с работниками своего подразделения только при получении на это полномочий работодателя организации, т.е. по доверенности (статья 40 Трудового кодекса РФ)

В случае отсутствия первичной профсоюзной организации кто может выступать от имени работников на переговорах при заключении коллективного договора

На общем собрании (конференции) работников тайным голосованием из числа работников избирается иной представитель (представительный орган), например, орган общественной самодеятельности (ООС) (статья 31 Трудового кодекса РФ)

Нужен ли в организации коллективный договор, если имеется Устав организации, Положение о ее деятельности, с каждым работником заключены индивидуальные трудовые договоры

С правовой точки зрения Устав, Положение, любой другой учредительный документ регулирует только отношения собственности и собственников (акционеров), их права и обязанности. Трудовые же отношения работников, в т.ч. и акционеров регулируются только нормами трудового законодательства.
Именно коллективный договор конкретизирует законодательные нормы. Спросить за выполнение каких- то обязательств можно только тогда, когда обязательства зафиксированы в каком-то документе и лучше всего в колдоговоре, являющимся правовым актом, обязательным к выполнению (статья 40 Трудового кодекса РФ).
При оформлении трудового договора с работником работодатель обязан его ознакомить с Правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором (статья 68 Трудового кодекса РФ)

В мае 2019 года состоялось очередное заседание трехсторонней комиссии городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" по регулированию социально-трудовых отношений (далее - трехсторонняя Комиссия).

В 2018 году было проведено 2 заседания трехсторонней Комиссии, рассмотрено 7 вопросов. В ходе заседаний принято 33 решения.

Рассматривались вопросы легализации трудовых отношений, трудоустройства лиц с ограниченными физическими способностями, ситуация по заключению коллективных договоров в организациях всех форм собственности, выполнение указа президента о мероприятиях по реализации государственной социальной политики, поддержка развития предпринимательства на территории городского округа.

В заседаниях трехсторонней Комиссии принимали участие представители КГКУ "Центр занятости населения г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района", КГУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре", отдела по вопросам миграции УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре, фонда поддержки малого и среднего предпринимательства города Комсомольска-на-Амуре.

Для реализации обязательств, предусмотренных трехсторонним Соглашением, администрацией города проводилась реализация 15 муниципальных программ, направленных на:

  • развитие инвестиционной привлекательности, туризма, внешнеэкономических связей городского округа;
  • содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
  • формирование современной городской среды, развитие дорожной сети, благоустройство городского округа, создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
  • повышение качества жилищно - коммунального обслуживания населения.
  • развитие культуры, физической культуры и спорта, обеспечение качества и доступности образования;
  • развитие молодежной политики;
  • организацию доступной среды для маломобильных граждан города;
  • обеспечение качественным жильем;
  • оказание дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Отчет об итогах социально-экономического развития городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" за 2018 год опубликован на официальном сайте администрации города Комсомольска-на-Амуре.

Проводится регулярная работа в целях сокращения и ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате перед работниками организаций города Комсомольска-на-Амуре. С этой целью при администрации города Комсомольска-на-Амуре на постоянной основе действует Межведомственная комиссия по решению проблем просроченной задолженности по заработной плате и легализации трудовых отношений (далее – Межведомственная комиссия).

В 2018 году состоялось 2 заседания Межведомственной комиссии, а также представители администрации города приняли участие в 8 заседаниях краевой межведомственной комиссии по проблемам просроченной задолженности по заработной плате. В рамках межведомственного взаимодействия по вопросу задолженности по заработной плате, администрацией города Комсомольска-на-Амуре организовано сотрудничество с Прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре.

По результатам проведенной работы задолженность по выплате заработной платы на 01 января 2019 года снизилась на 24% по сравнению с задолженностью на 01 января 2018 года.

Задолженность по выплате заработной платы перед работниками муниципальных унитарных предприятий и учреждений г. Комсомольска-на-Амуре по состоянию на 01 января 2019 года отсутствует.

В 2018 году в городе Комсомольске-на-Амуре выполнены требования Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" по увеличению заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы.

Стороной работодателей соблюдаются принятые обязательства по трехстороннему Соглашению. Оборот организаций города вырос на 2,2 % к 2017 году и составил 188,8 млрд. рублей, средняя начисленная номинальная заработная плата по городу выросла на 10,2% по сравнению с 2017 годом и составила 49,6 тыс. рублей, уровень общей безработицы в течение 2018 г. сохранился на уровне 0,7% экономически активного населения, задолженность по заработной плате перед работниками предприятий снизилась.

Стороной Профсоюзов осуществляется защита трудовых прав и законных интересов работников, проводится контроль за соблюдением трудового законодательства, выполнение условий коллективных договоров.

Оплата труда на предприятиях, где имеются профсоюзные организации, регулируется коллективными договорами, в которых предусматривается размер минимальной заработной платы не ниже величины, установленной законодательством Российской Федерации и рассмотрение вопроса индексации заработной платы.

В вопросах охраны труда профсоюзы контролируют выполнение мероприятий по охране труда и использование средств, предназначенных на охрану труда в своих организациях.

Однако сторонами также отмечено, что в 2018 году наблюдались и отрицательные тенденции развития города Комсомольска-на-Амуре.

Стороной Профсоюзов обращено внимание, что при перезаключении коллективных договоров в 2019 году проходит исключение, по инициативе работодателей, в связи со сложным финансовым положением, ряда гарантий и обязательств работодателей перед работниками и профсоюзными организациями.

Сложились сложные условия, связанные с массовыми высвобождениями работников, с преодолением структурной безработицы, с трудоустройством инвалидов, подростков в возрасте от 14 до 18 лет в летний период.

В этих условиях стороны социального партнерства должны системно работать по созданию рабочих мест и улучшению их качественной структуры. Для этого следует использовать как инвестиционные проекты, программы поддержки малого бизнеса, так и потенциал программ содействия занятости населения.

В этой связи было отмечено, что более требовательную позицию должны занять не только профсоюзы, но и органы государственного контроля. Бизнес-сообщество не должно лояльно относиться к тем, кто нарушает условия трехстороннего Соглашения.

на 2016-2018 годы

Совместно с социальными партнерами осуществлялись действия, направленные на социально-экономическое развитие области, обеспечивающей право граждан на достойный труд; повышение качества жизни работников и их семей; рост заработной платы и производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда; безопасности рабочих мест; расширение возможностей профессионального роста работников; создание рабочих мест; поддержку молодежи; повышение социальной защиты населения.

За 10 месяцев 2016 года индекс промышленного производства составил 103,8 %, в том числе в добыче полезных ископаемых – 106,3 %,

в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 91,8 %,

в обрабатывающих отраслях – 106,4 %.

Индекс производства продукции сельского хозяйства за январь-октябрь 2016 года составил 109 %. За этот период произведено скота и птицы на убой в живом весе 384,6 тыс. тонн (107,7 % к январю-октябрю 2015 года), молока – 255 тыс. тонн (95,1 %). Производство скота и птицы на убой в живом весе в сельскохозяйственных организациях увеличилось к аналогичному периоду прошлого года на 8,9 %, молока – на 1,9 %.

Среднемесячная начисленная заработная плата за 9 месяцев 2016 года в целом по области составила 24,7 тыс. рублей с ростом на 5,8 % к аналогичному периоду прошлого года.

В разрезе основных отраслей экономики Курской области за период январь-сентябрь 2016 года отмечен следующий уровень среднемесячной заработной платы: в сельском хозяйстве – 23,5 тыс. рублей (при целевом показателе 23,4 тыс. рублей), в промышленном комплексе в целом – 28,5 тыс. рублей (при целевом показателе 28,6 тыс. рублей), в обрабатывающих производствах – 24,5 тыс. рублей (при целевом показателе 24,3 тыс. рублей), в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака – 22,7 тыс. рублей (при целевом показателе 23,4 тыс. рублей), в строительстве – 26,3 тыс. рублей (при целевом показателе 25,0 тыс. рублей), в оптовой и розничной торговле – 20,3 тыс. рублей (при целевом показателе 20,6 тыс. рублей), в транспорте и связи – 26,7 тыс. рублей (при целевом показателе 26,6 тыс. рублей).

В рейтинге 16-ти субъектов Центрального федерального округа Курская область по уровню заработной платы за январь-сентябрь 2016 г. занимает 10 место.

Более высокие позиции регион занимает в строительстве – 2 место, в производстве и распределении газа и воды – 3 место, сельском хозяйстве – 4 место, транспорте и связи – 9 место.

Ежегодно сторонами социального партнерства Курской области заключается трехстороннее Соглашение о минимальной заработной плате. Согласно которому в текущем году размер минимальной заработной платы в Курской области составил в 2016 году: для работников отраслей бюджетной сферы – на уровне федерального МРОТ (с 1 января по июль - 6204 руб., а с 01 июля 7500 рублей);

для работников внебюджетного сектора экономики – фиксированная величина 9293 рубля.

На заседании ЦФО отмечено, что в III квартале 2016 года минимальная заработная плата во внебюджетном секторе в нашем регионе превысила прожиточный минимум трудоспособного населения на 4%.

На 2017 год размер минимальной заработной платы для внебюджетного сектора экономики установлен в размере 9804 рубля.

Ситуация со своевременностью выплаты заработной платы в Курской области носит стабильный характер. В настоящее время по данным Курскстата задолженность по заработной плате отсутствует.

В течение января-октября 2016 года в рамках реализации государственной программы органами службы занятости населения Курской области оказаны услуги по содействию занятости порядка 57,0 тысячам граждан, в том числе трудоустроены на постоянную работу 3,8 тысяч граждан, обеспечена временная занятость свыше 7,0 тысяч человек.

Представители профсоюзов входят в состав областной комиссии по охране труда, областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, где рассматриваются данные вопросы.

Профсоюзы области уделяют внимание проведению практической работе с уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда. Во всех профорганизациях на паритетной основе созданы комитеты (комиссии) по охране труда.

Технические инспектора труда и 2398 уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда регулярно осуществляют общественный контроль за соблюдением трудового законодательства.

В 2016 году продолжалась работа по проведению специальной оценки условий труда в организациях. В состав комиссии по проведении СОУТ входят представители профсоюзной организации. Федерацией оказывалась консультативная и организационная помощь организациям, в проведении специальной оценки условий труда.

Членскими организациями проводится мониторинг условий и охраны труда в организациях области, в том числе по специальной оценке условий труда.

Представители профсоюзов принимали участие в 49 расследованиях несчастных случаев, произошедших на производстве.

Эффективным механизмом повышения уровня правовой и социальной защиты работников остаются соглашения по регулированию социально-трудовых отношений, заключенные на уровне региона, территории.

На 01.12.2016 года 2 соглашения, заключено на региональном уровне; 11 отраслевых соглашений, заключенных на региональном уровне; 85 отраслевых соглашений, заключенных на территориальном уровне.

Так же в области действует более 3300 коллективных договоров, в том числе 1502 коллективных договора в организациях, где есть первичная профсоюзная организация; 22 иных соглашений.

Колдоговорная кампания охватывает 1535 первичных профсоюзных организаций с 97,85% охвата коллективными договорами, действие которых распространяется на 144 289 работников, из которых 108528 (75%) – члены профсоюзов.

Значительная часть коллективных договоров предусматривает нормы Соглашения, устанавливает дополнительные льготы и преимущества по сравнению с трудовым законодательством Российской Федерации. Коллективными договорами закрепляются конкретные обязательства и меры по их реализации, связанные с вопросами оплаты труда, дополнительными оплачиваемыми отпусками, гарантиями для женщин, имеющих детей.

В ходе проверок оказывалась методическая и практическая помощь.

По выявленным нарушениям руководителям организаций выданы представления. 96 % нарушений устранено.

Однако, во многих организациях в структуре заработной платы тарифная часть ниже 75% и составляет от 45% до 65%. Не во всех организациях индексируется заработная плата. Имеются организации, где коллективный договор носит формальный характер, т.е. нормы которые предусмотрены в коллективном договоре, выполняются частично или не выполняются полностью.

На основании вышеизложенного Совет Федерации организаций профсоюзов Курской области постановляет:

2.1. Обеспечивать эффективную правовую защиту членов профсоюзов, используя для этого все имеющиеся в распоряжении профсоюзов возможности, предусматривающие:

- повышение роли соглашений, коллективных и трудовых договоров в правовом обеспечении законных интересов работников, усиление правовых требований к содержанию, заключению и выполнению условий коллективных договоров;

- продолжить контроль за выполнением инвестиционными компаниями в рамках Соглашений о сотрудничестве обязательств по заключению коллективных договоров в организациях, осуществляющих деятельность под их управлением.

2.2. Оказывать в рамках своей компетенции консультативную и практическую помощь членским организациям в выполнении обязательств соглашения.

2.3. Содействовать повышению эффективности социального партнерства на уровне муниципальных образований городских поселений и районов.

2.4. Укреплять взаимодействие профсоюзов с органами прокуратуры и Государственной инспекцией труда в Курской области в целях предупреждения и устранения нарушений трудового законодательства и законодательства о профсоюзах.

2.5. Совместно с членскими организациями:

- принятия мер, направленных на повышение уровня жизни и социальной защиты работников, снижению социальной напряженности в трудовых коллективах;

- доведения уровня средней заработной платы в Курской области до уровня не менее трехкратного размера прожиточного минимума на душу населения;

- повышения тарифной части в структуре заработной платы работников не ниже 75%;

- включения в коллективные договоры обязательства об установлении соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате основного персонала организации в размере не более 1: 5;

- индексации заработной платы работников не ниже темпов роста потребительских цен в Курской области.

2.5.2. Осуществлять меры, обеспечивающие доведение уровня средней заработной платы работников организаций внебюджетного сектора экономики области до установленных постановлением Администрации Курской области целевых показателей.

2.5.4. Добиваться уменьшения количества рабочих мест с вредными или опасными условиями труда.

2.5.5. Систематически осуществлять контроль выполнения принятых обязательств коллективных договоров и соглашений, рассматривать итоги их выполнения на заседаниях выборных коллегиальных органов.

2.5.6. Добиваться включения в коллективные договоры дополнительных льгот и гарантий для работников, предусмотренных Соглашением.

2.5.7. Активизировать работу по привлечению молодежи в члены профсоюзы, формированию молодежных комиссий (советов) во всех членских организациях.

3. Рекомендовать членским организациям Федерации:

- активизировать работу первичных профсоюзных организаций по всем направлениям деятельности для повышения авторитета и укрепления профсоюзных организаций.

4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Президиум Федерации.

Становление социального партнерства напрямую взаимосвязано с уровнем культуры общества и информированностью населения о преимуществах и возможностях как заключения территориальных трехсторонних соглашений, так и коллективных договоров.

Социальное партнерство направлено на то, чтобы обеспечить социально-экономическую и трудовую политику на основе равноправного сотрудничества работников, работодателей и профсоюзов, основанного на оптимальном балансе реализации интересов сторон.

Становление партнерских отношений должно основываться на гражданской ответственности представителей каждой из сторон, их активного участия в поддержании стабильности и общественного согласия.

Так, в начале 2018 года администрация Корсаковского городского округа направила письма в организации и предприятия Корсаковского муниципального образования с информацией о создании трехсторонней комиссии и предложениями по кандидатурам для включения в ее состав. Также по составу трехсторонней комиссии велись переговоры с Сахалинским областным союзом организаций профсоюзов.

Первое заседание комиссии состоялось в мае 2018 года, на котором были рассмотрены вопросы об избрании координаторов сторон, об утверждении плана работы комиссии на 2018 год, о разработке проекта трехстороннего соглашения. Агентством по труду и занятости населения Сахалинской области были предоставлены методические материалы и разъяснения по разработке трехстороннего соглашения.

Для обсуждении проекта трехстороннего соглашения за круглым столом были приглашены представители работодателей, профсоюзов и администрации. После обсуждения проекта трехстороннего соглашения со всеми заинтересованными сторонами проект был подписан и направлен на уведомительную регистрацию в агентство по труду и занятости населения Сахалинской области.

В настоящее время коллективный договор приобретает первостепенное значение как элемент социального партнёрства, это признак современного предприятия, заботящегося о своем кадровом потенциале.

В 2013 году от профсоюзного комитета дошкольного учреждения поступило письменное предложение начать переговоры с целью заключения коллективного договора. В связи с этим, была создана комиссия для ведения коллективных переговоров по подготовке его проекта. В комиссию вошли 3 представителя работников и 3 представителя работодателя. С учетом мнения обеих сторон составили график переговорного процесса и спланировали повестку дня заседаний комиссии, определили разделы Коллективного договора:

• Общие положения
• Трудовые отношения
• Подготовка работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование
• Оплата и нормирование труда
• Молодежная политика, социальные льготы и гарантии молодежи
• Рабочее время и время отдыха
• Социальные гарантии и льготы
• Охрана труда и здоровья
• Гарантии прав профсоюзных органов и членов Профсоюза
• Контроль и ответственность за выполнение коллективного договора

После определения и согласования разделов коллективного договора, комиссия разделилась на 3 подгруппы для проработки содержания каждого раздела коллективного договора.

Коллективные переговоры велись 1 раз в неделю за круглым столом, представители сторон договаривались о том, что выгодно обеим сторонам и что реально может быть выполнено. Подписание коллективного договора состоялось на общем собрании работников, посвященном его утверждению.

Также, ежегодно администрация дошкольного учреждения заключает с профсоюзным комитетом соглашение по охране труда, содержащее мероприятия по улучшению условий труда работникам учреждения. Соглашение по охране труда является неотъемлемой частью коллективного договора, где отражаются мероприятия по улучшению условий труда, поддержке здорового образа жизни работников, которые стороны обязуются выполнить в течении года.

Подводя итоги социального партнерства на примере данного дошкольного учреждения, можно сделать вывод - чем выше уровень социальной поддержки работников, тем стабильнее коллектив, выше ответственность каждого за конечные результаты работы.

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о социальном партнерстве, его видах.
  2. Знать основополагающие начала взаимодействия сторон.
  3. Уметь анализировать особенности заключения коллективных договоров и соглашений.
  4. Разбираться в формах социального партнерства и в порядке заключения коллективных договоров.

Оглавление

2.1.Понятие и формы социального партнерства

В условиях формирования правового государства, развития рыночной экономики основным способом достижения договоренности между трудом и капиталом является социальное партнерство. Экономическая база этого процесса состоит в участии наемного труда в процессе производства, что является объективным и необходимым условием в достижении прибыли как результата производственной деятельности.

Социальное партнерство представляет собой способ регулирования социально-трудовых отношений между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), базирующийся на взаимном учете интересов каждой из сторон, их уважении и отказе от силовых способов взаимодействия.

Правовыми и конституционными основами социального партнерства в России являются:

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005–2007 гг. (девятое соглашение социального партнерства за годы становления социального партнерства в России); и др.

Принцип взаимодействия сторон при регулировании социально-трудовых и иных непосредственно тесно с ними связанных трудовых отношений может быть реализован путем в 3 или 2 сторонней модели социального партнерства:

  • Трипартизм – это трехсторонняя модель регулирования социально-трудовых отношений, участниками которой являются государство, работодатели и работники;
  • Бипартизм – это двусторонняя модель регулирования социально-трудовых отношений на уровне организации.

Сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных в установленным порядке представителей. Представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Например, интересы работников могут быть представлены органами общественной самодеятельности (органами общественной самостоятельности (ООС), советами трудового коллектива (СТК), стачкомами, адвокатами). Работники, не являющиеся членами профсоюза, вправе делегировать свои полномочия органу первичной профсоюзной организации (ст. 30 ТК РФ).

Кроме данных моделей законодательством установлена система уровней и формы социального партнерства (ст.ст. 26, 27 ТК РФ), которые представлены в таблице.

Система уровней социального партнерства

Формы социального партнерства

Федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации

Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению

Региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации

Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений

Отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях)

Взаимные консультации (переговоры) по обеспечению гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства

Территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании

Участие работников, их представителей в управлении организацией

Уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем

Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров

Основным органом социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон с наделением необходимых полномочий представителями сторон. Их задачи состоят в:

  1. обеспечении регулирования социально- трудовых отношений;
  2. ведении коллективных переговоров и подготовке проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;
  3. организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, ее членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах РФ могут образовываться 3-трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Таким образом, социальное партнерство можно определить как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

2.2. Основные принципы взаимодействия сторон социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

2.3. Коллективный договор и порядок его заключения

Коллективный договор представляет собой правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в организации и заключается работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор может заключаться как в организации в целом, так и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

Коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более 3 лет. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

Сторонами являются работники организации, то есть трудовой коллектив, от имени которого выступают их представители и их работодатель, представителем которого по уставу организации является ее руководитель.

Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора (КД) представлен в табл. 2.

Действия сторон

Сроки

Примечание, (в том числе номер статей нормативных актов)

1-й этап

Принятие решения о необходимости заключения КД и направления письменного уведомления другой стороне о начале переговоров

Если договор будет заключаться впервые – в любое время.

При наличии К. Д – 3 месяца до окончания действия старого (а также же при смене собственника)

Решение может принять собрание (конференция) трудового коллектива, профком, администрация.

2-й этап

Издание приказа, согласованного с представителем работников (СТК или профком) о формировании комиссии по коллективным переговорам, порядке и сроках работы

В 7-дневный срок с момента получения письменного уведомления о начале переговоров

Если администрация не вступает в переговоры в установленный срок, руководитель может быть привлечен к административной ответственности.

3-й этап

Подготовка проекта К. Д и обсуждение его в структурных подразделениях

В сроки, установленные комиссией

4-й этап

Утверждение К. Д на собрании (конференции) трудового коллектива и подписание его представителями сторон

В сроки, установленные комиссией

От администрации подписывает уполномоченный уставом организации руководитель.

От трудового коллектива: председатель СТК, председатель профкома либо лидер всех существующих в организации профсоюзов.

5-й этап

Уведомительная регистрация в органах труда

В 7-дневный срок со дня подписания коллективного договора

Содержание коллективного договора включает в себя как обязательственные и нормативные условия, так и информационные положения (ст. 41 ТК РФ).

Обязательственные условия закрепляют конкретные обязательства работодателя по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения.

Нормативные условия закрепляют локальные нормы трудового права о различных преимуществах, предоставляемых отдельным категориям. Они могут устанавливать льготы для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Например: дополнительные отпуска, различные доплаты и иные сверх законодательства права и льготы. Они действуют весь срок в период действия коллективного договора.

Организационные условия включают в себя: сроки действия данного договора, условия проверки и отчеты сторон, а также порядок изменения и пересмотра коллективного договора. При этом следует иметь ввиду, что условия договора, ухудшающие условия труда по сравнению с трудовым законодательством, считаются недействительным.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами и, как правило, включают в себя от 2 до 8 разделов.

Вопросы, отражающие в коллективном договоре взаимные обязательства работников и работодателя: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; другие вопросы, определенные сторонами.

Административная ответственность в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке по заявлению представителей работников, соответствующих органов по труду либо по заявлению прокурора, установлена для представителя работодателя в следующих случаях:

  • за уклонение от участия в коллективных договорах;
  • за нарушение, невыполнение коллективного договора;
  • также за непредставление необходимой информации.

Ответственность профсоюзов и их работников (штатных и внештатных) наступает в случаях: организации и проведения незаконной забастовки; за невыполнение обязательств по коллективному договору.

2.4. Соглашения и их виды

Актом социального партнерства, который действует на несколько работодателей, является соглашение, определяемое ТК РФ как правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Они содержат взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режим труда и отдыха; развитие социального партнерства; и иным вопросам, определяемым сторонами.

Виды соглашений определяются в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений. К ним относятся: генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними.

Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Генеральное соглашение, отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией, затем соглашение подписывается представителями сторон.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений. В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Стороны определяют порядок опубликования соглашений. Соглашение в течение семи дней со дня подписания направляется представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду, причем вступление соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

Если в процессе регистрации соглашения выявлены условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, то в этом случае орган по труду сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Читайте также: