Рабочий лист по теме что такое дисциплина ответы 7 класс

Обновлено: 18.05.2024

Правила, регулирующие жизнь людей в обществе, называются социальными нормами.

Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:

  • обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;
  • моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;
  • нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;
  • правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;
  • эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;
  • политические нормы — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;
  • религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;
  • корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.

Норма — правило или предписание, действующее в определённой сфере и требующее своего выполнения. Нормы не основываются на опыте, а априори являются субъективно определёнными требованиями.

Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило или наоборот поощрение для лица, соблюдающего содержащиеся в такой норме правила.

Обсудим вместе

1. Всем ли обязательно соблюдать дисциплину? Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

Дисциплина — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.

Внешняя дисциплина — влияние, на ваши действия/привычки, извне.

Внутренняя дисциплина — это действия/привычки, контролируемые вашей силой воли.

2. Что объединяет все перечисленные факты? А приходилось ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

Нарушение трудовой дисциплины.

3. Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А. С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?

Правила дисциплины. Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.

Проверим себя

1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?

Дисциплина — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению. В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т. п. Дисциплина поддерживается с помощью наказаний за её нарушение и поощрений за её соблюдение.

2. Какая бывает дисциплина?

Государственная дисциплина – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.

Воинская дисциплина – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.

Трудовая дисциплина – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.

Финансовая дисциплина – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.

Технологическая дисциплина – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.

Договорная дисциплина – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.

Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине.

Внутренняя дисциплина — результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.

3. Каковы последствия нарушения дисциплины?

Последствия могут быть разными, это зависит от степени тяжести нарушения. Если имеется нарушение трудовой дисциплины, например, прогул, то выговор с лишением всех видов премий или увольнение, на усмотрение начальства.

Это выражение означает, что дисциплина есть, но она требует доработки, введения новых правил или ужесточения контроля.

Дисциплина, воля и самовоспитание. Относится к внутренней дисциплине. Внутренняя дисциплина — результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.

В классе и дома

1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.

А) Воинская дисциплина; Б) Трудовая дисциплина; В) Школьная дисциплина.

2. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?

Внешняя дисциплина. Она очень заметна со стороны. В наше время люди перестали себя контролировать, и большинство потеряло понятие самоконтроль и сдержанность, поэтому чтобы как то сдержать человека общество вынуждено разными способами дисциплинировать человека.

4. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона — внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.

Внутренняя дисциплина. Если внутри человека есть твердый запрет на нарушение закона, то ему не нужны никакие ограды и решетки. А если нет — никакие заборы не помогут.

Примеры: Раскольников – внутренняя дисциплина, Дориан Грей – внутренняя, Пиковая Дама – внутренняя.

5. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность

Несоблюдение школьной дисциплины (прогул уроков, невыученные правила, несделанные домашние задания, хулиганское поведение на уроках) влечет за собой пробел в знаниях и плохую успеваемость, не поступление в ВУЗ.

Несоблюдение трудовой дисциплины (опоздание на работу, не выполнение поручений руководства и т.д.) наносит материальный вред организации.

Несоблюдение военной дисциплины влечет снижение боеспособности войск, а отсутствие четкости управления ими и нести угрозу жизни людей.

Несоблюдение правил технологии (технологическая дисциплина) ведет к авариям и травмам при работе с электротехническим оборудованием и другими колюще-режущими предметами.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

Если соблюдаешь дисциплину, следовательно несешь ответственность, например, соблюдая такую дисциплину как устав школы, ты несешь на себе ответственность прилежного ученика.

6. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

Я согласен с Анной, потому что дисциплина помогает сосредоточится и хорошо подумать.

Задание 1. Прочитайте дополнительный материал.
Победы монголов были во монголов были во многом предопределены их блестящей по тому времени военной организацией. Каждый взрослый мужчина был воином, с детства сидел в седле и владел оружием. Поголовное участие мужского населения в войнах давало кочевникам большое преимущество над оседлыми народами. Земледельцы и горожане, как правило, были привычны не к мечу, а к сохе и ремесленным инструментам. Война была делом князей и их дружинников. Подготовленность своих воинов к военным походам Чингисхан дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приёмов боя.
Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тыс.). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон –Яса – устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага – казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадёжный просто не попадал в воины. Он был навеки опозорен, превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.
Подумайте, о каких видах дисциплины говорится в этом тексте?


Задание 2. Что из перечисленного относится к общеобязательной, а что к специальной дисциплине?
Переход улицы на зелёный свет.
Выполнение солдатом приказа командира военной части.
Запрет на курение в общественных местах.
Соблюдение правил пожарной безопасности.
Обязанность платить налоги.
Соблюдение правил соревнований.


Задание 3. Подберите пары по смыслу.

Общеобязательная дисциплина.
Специальная дисциплина.
Воинская дисциплина.
Технологическая дисциплина.
Внутренняя дисциплина.
Внешняя дисциплина.
Трудовая дисциплина.


А. Допустимое наличие примесей в бензине.
Б. Своевременный выезд наряда полиции.
В. Соблюдение режима дня.
Г. Обязательное начало уроков в 8ч 30 мин.
Д. Переход улицы на зелёный свет.
Е. Опоздание рабочего на смену.
Ж. Выполнение приказа командира.

\u0417\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435 1 - \u0412\u043e\u0438\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u0438 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u0430

\u0417\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435 2 - 1. \u041e\u0431\u0449\u0435\u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f

\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a02. \u0421\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f

\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a03. \u041e\u0431\u0449\u0435\u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f

\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a04. \u041e\u0431\u0449\u0435\u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f

\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a05. \u041e\u0431\u0449\u0435\u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f

\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a06. \u0421\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f

\u0417\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435 3 - \u041e\u0431\u0449\u0435\u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u0430 -> \u041f\u0435\u0440\u0435\u0445\u043e\u0434 \u0443\u043b\u0438\u0446\u044b \u043d\u0430 \u0437\u0435\u043b\u0451\u043d\u044b\u0439 \u0441\u0432\u0435\u0442.

\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u0421\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u0430 -> \u041e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e \u0443\u0440\u043e\u043a\u043e\u0432 \u0432 8:30

\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u0412\u043e\u0438\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u0430 - \u0412\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043a\u0430\u0437\u0430 \u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0438\u0440\u0430

\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u0422\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u0430 -> \u0414\u043e\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u043c\u043e\u0435 \u043d\u0430\u043b\u0438\u0447\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0441\u0435\u0439 \u0432 \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0435.

\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0\u0412\u043d\u0443\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u044f\u044f \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u0430 -> \u0421\u0432\u043e\u0435\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0432\u044b\u0435\u0437\u0434 \u043d\u0430\u0440\u044f\u0434\u0430 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0446\u0438\u0438.

\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u0412\u043d\u0435\u0448\u043d\u044f\u044f \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u0430 -> \u0421\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0436\u0438\u043c\u0430 \u0434\u043d\u044f .

\u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u00a0 \u0422\u0440\u0443\u0434\u043e\u0432\u0430\u044f \u0434\u0438\u0441\u0446\u0438\u043f\u043b\u0438\u043d\u0430 -> \u041e\u043f\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u0433\u043e \u043d\u0430 \u0441\u043c\u0435\u043d\u0443.


Содержимое разработки

Урок в 7 классе

Для чего нужна дисциплина

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Основные термины: правило, дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина, нормы, санкции.

Ожидаемые учебные результаты. После изучения темы учащиеся должны:

- знать, что такое дисциплина, какой она бывает;

- понимать, какую роль играет дисциплина в человеческом обществе, и каковы последствия нарушения дисциплины;

- уметь осуществлять поиск информации, выделять главное

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент.

Дисциплина - мать победы. А.В. Суворов, русский полководец

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может.

Джиа Мари Каранджи, модель

      1. Строгая дисциплина-залог успеха Ник Перумов, русский писатель-фантаст. Война мага
          1. Дисциплинированность — похвальное качество. Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель двадцатого века,

          Джон Стейнбек, американский прозаик

          Прочитайте, пожалуйста, цитаты и афоризмы. О чём идёт речь?

          Вы, говорите, что я строг.

          Но, дисциплина - это ведь основа:

          Для музыки, для слов, для строк,

          Для построения семьи и дома!

          Никак нельзя, прожить и дня,

          Без дисциплины, на планете!

          Пусть побудит она тебя,

          К тому, чтоб рады были дети!

          Не осуждайте! Я прошу:

          Открытым текстом. С глазу на глаз.

          Весь мир, картинками брошюр,

          Детьми изучен. Вот какая радость!

          Пусть дети отдыхают. Да!

          Но, так, чтоб в голове осталась,

          Дисциплинарная звезда!

          Ну, хоть немного. Малость.

          Чтоб понимал ребёнок впредь,

          простую жизни аксиому:

          Вращается Земная твердь,

          По дисциплине, а не по-иному!

          Так, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Правильно, о дисциплине). Как вы думаете, что же вы узнаете о дисциплине? (Верно, что такое дисциплина, для чего она нужна, что происходит, когда ее нарушают). Запишите тему урока в тетрадь и план, по которому мы будем работать.

          1.Что такое дисциплина.

          2.Дисциплина общеобязательная и специальная.

          3. Внешняя и внутренняя дисциплина.

          (Например, порядок, армия, ответственность, правила, послушание, строгость, казарма, служба, экономика, физика, наука, строгость, учитель, нарушение (нарушитель), соблюдение)

          1) Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
          1. Дисциплина - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. 2. Отрасль научных знаний.
          2) Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
          1. Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. 2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.

          3) Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
          1. Дисциплина - (лат. disciplina) - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. 2. Отрасль научного знания, учебный предмет.

          4) Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
          1.Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.).

          Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

          3.Обязательная дисциплина (Кристина)

          Дисциплина – необходимое условие существования человеческого общества. Она позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека, даст ему возможность осуществлять контроль над своими поступками, желаниями и чувствами. Соблюдение основных требований дисциплины позволяет человеку отделять свои поступки от правонарушений, тем самым соблюдать общественный порядок.

          В случае соблюдения общественного порядка человек исполняет правила, установленные государством. Таким образом, все его поступки попадают под контроль со стороны государственных органов. В свою очередь, сами государственные органы и должностные лица должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Такой вид дисциплины, при котором все должны соблюдать правила, установленные государством, называется общеобязательным.

          Задание 1-й группе

          При помощи слов составьте схему.

          Дисциплина

          Специальная

          Общеобязательная

          Военная

          Школьная

          Технологическая

          Трудовая

          Моральная

          Задание 2-й группе

          Особенности

          специальных дисциплин

          Последствия

          нарушения дисциплины

          Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов

          Снижение боеспособности войск, отсутствие четкости управления ими, угроза жизни многих людей

          Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное исполнение распоряжений администрации, сохранение наиболее высокой производительности труда

          Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом

          Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе

          Ведет к авариям на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают

          экологические катастрофы, наносится материальный ущерб

          Задание 3-й группе

          Подберите пары по смыслу.

          Выполнение приказа командира

          Опоздание рабочего на смену

          Несоблюдение правил пожарной безопасности на борту самолёта

          Обязательное начало уроков в 8 часов 20 минут

          Администрация Дубенского района выполняет возложенные на неё обязанности

          Задание 4-й группе

          Дайте определение внутренней и внешней дисциплины

          Соотнесите примеры с разновидностями дисциплин.

          А). Контроль со стороны других людей.

          В). Желание выиграть приз.

          Г). Боязнь получить выговор.

          Ж). Увольнение с работы.

          З). Требование к самому себе.

          Дисциплина, воля и самовоспитание.

          В чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Задуманное получается не сразу, и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели.

          Прочитайте фрагмент из книги современного психолога Н. Козлова.

          «К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль, через „не хочу", через смех сверстников, — а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел.

          На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил волю и самовоспитание, а кто — нет? Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему? Вывод: нужно учиться быть дисциплинированным.

          Дисциплина — необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определённых правил.

          Каковы особенности отдельных видов специальной дисциплины?

          Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. И это понятно: именно от неё зависит боеспособность войск, чёткость в управлении ими, их действия в боевой обстановке, а главное — жизнь многих людей.

          Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать законы, выполнять требования Военной присяги, воинских уставов, приказы начальников. Необходимо хранить военную и государственную тайну, соблюдать правила воинской вежливости, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка.


          Отношения трудовой деятельности людей закрепляет трудовая дисциплина. Она предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего времени, точное исполнение распоряжений администрации. Требования трудовой дисциплины закрепляются в законах о труде, правилах трудового распорядка, в уставах о дисциплине, в коллективных договорах, в должностных и технических инструкциях.

          Нарушение трудовой дисциплины проявляется в недобросовестном отношении к труду, неисполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей. Оно наносит материальный ущерб не только отдельному предприятию, но и хозяйству страны в целом.

          Путешествие в прошлое
          В июне 1988 г. ужасную трагедию пережил город Арзамас. Раздался взрыв чудовищной силы: взорвались три вагона грузового поезда. В них находилось около 120 т взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Образовалась воронка размером с девятиэтажный дом. Пострадали почти 2000 человек — погибшие, раненые, люди, оставшиеся инвалидами, дети, ставшие сиротами. С лица земли был стёрт целый микрорайон. Кто-то вопреки правилам перевозки опасных грузов распорядился прицепить эти вагоны сразу же за локомотивом, а начальник поезда не принял решение переукомплектовать состав.
          Грузовой Ил-76 потерпел аварию и врезался в жилой дом. Причина — взяли на борт груза больше, чем определено правилами.
          Самолёт Аэрофлота Ил-86 более чем с сотней пассажиров на борту приземлился без выпущенных шасси. Почему? Кого-то из членов экипажа раздражал звук сирены, напоминающей о моменте их выпуска. Он отключил сирену, а без её звука командир забыл выпустить шасси. К счастью, всё обошлось без трагических последствий.
          Межгосударственный авиационный комитет провёл анализ двух тысяч полётов и выявил ряд серьёзных нарушений. Некоторые пилоты высокомерно относятся к требованиям техники безопасности, переоценивают свои возможности, нарушают правила полётов.

          Внешняя и внутренняя дисциплина

          Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. Люди в этом случае чувствуют посторонний контроль, стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение либо избежать наказания.

          Например, твои родители, а уж тем более бабушки и дедушки помнят, какая дисциплина существовала во всех школах в то время, когда они учились. Школьная администрация строго следила за тем, чтобы у мальчиков была короткая стрижка, у девочек — не слишком короткие юбки, чтобы все носили школьную форму. Одним это нравилось, другим нет. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись.

          Порой внешняя дисциплина бывает основана на страхе. Например, работник боится получить выговор, потерять в зарплате, быть уволенным с работы. Ещё более сильный стимул — страх уголовного наказания, утраты свободы.

          С другой стороны, побудить человека исполнять определённые правила могут требования к самому себе. В этом случае сам человек и автор таких требований, и контролёр. Никто посторонний ему о них не напомнит, не одёрнет, не пригрозит. Если человек соблюдает правила по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, можно говорить о внутренней дисциплине.

          Внутренняя дисциплина — результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.

          Говоря о внутренней дисциплине, следует выделить правила, устанавливаемые каждым человеком лично для себя. Эти правила лежат в основе самовоспитания.

          Дисциплина, воля и самовоспитание

          Вероятно, ты уже знаешь о возможностях самовоспитания. Наверное, ты задумывался о том, что неплохо было бы воспитать в себе определённые качества, привычки. Существует ли связь между воплощением в жизнь подобных желаний и дисциплиной? Давай разберёмся.

          Во-первых, оцени, удалось ли тебе выработать чёткие правила поведения, направленные на развитие нужного качества или привычки. Во-вторых, проверь, удалось ли тебе эти правила соблюдать. И не от случая к случаю, а ежедневно, неукоснительно. Именно так вырабатывается дисциплина. Это сложно: нужно ежедневно одерживать нелёгкие победы над собой. А для этого важно призвать в союзники всю свою волю.

          Внутренняя дисциплина, основанная на волевых усилиях, — и залог, и результат успешного самовоспитания. Ведь и сознательную дисциплину тоже надо в себе воспитывать. Это надо делать с детства, добиваясь целесообразной организации своей учёбы, свободного времени, взаимопонимания с родными и друзьями. А путь один — ставить перед собой и решать конкретные задачи, исполнение которых зависит не от внешних обстоятельств, а от твоих собственных усилий.

          Жил на свете человек
          Антон Семёнович Макаренко (1888— 1939) — известный педагог, долгие годы посвятивший работе с беспризорниками и малолетними нарушителями закона. Ему удалось воспитать из них достойных граждан и хороших специалистов. Из трёх тысяч его воспитанников никто не вернулся к бродяжничеству и воровству, никто не сел в тюрьму. В чём был секрет? Общим правилам беспрекословно подчинялись все: дети, педагоги, заведующий — им был Антон Семёнович.


          Читайте также: