Врач угрожает пациенту что делать

Обновлено: 02.07.2024

Трудные пациенты

Упоминание о ненависти в литературе

Зависимые прилипалы

23-х летняя танцовщица экзотических танцев непривлекательной наружности консультировалась у врача по поводу возникновения чувства усталости. Врач-мужчина в конечном итоге диагностировал волчанку обычную. Он подробно объяснил пациентке, что в ее случае заболевание протекает в легкой форме. Она разумно отвечала на вопросы, имеющие отношения к ее болезни, и в конце поинтересовалась, будет ли он постоянно вести ее с ее хронической болезнью. Польщенный и тронутый врач обещал выполнить ее просьбу. Чуть позже, в этот же день, она позвонила ему, чтобы кратко поблагодарить его. На следующей неделе она приходила к нему на прием с вопросом о проводимом лечении. Через неделю она дважды звонила ему: первый раз, высказывая огромный страх за возможный смертельный исход, а второй – чтобы просто поблагодарить его. Шли недели и ее звонки и визиты становились все чаще, в то время, как благодарность ее сводилась к нулю. Врач стал избегать ее звонков. По истечении двух месяцев она звонила ежедневно, как на работу, так и домой. То, что началось с менуэта, закончилось фанданго. Врач поменял программы; и вскоре у нее началась такая же история с другим лечащим врачом этой же клиники.

Качающие правая (капризные)

Качающие права по своим потребностям напоминают прилипал, но отличаются от них тем, что в отличии от лести и бессознательного обольщения они используют запугивание, унижение и вызывают чувство вины, дабы превратить врача в источник неисчерпаемой своей подпитки. В отличие от прилипал, они не столь наивны, чтобы придавать большое значение тому эффекту, который они производят на врача, и стараются держать доктора в ежовых рукавицах путем угрозы наказания. Пациент может пытаться контролировать врача путем задержки оплаты или угрозы судебных разбирательств. Пациент не подозревает о той глубокой зависимости, которая лежит в основе его нападок на врача. Врач в свою очередь тоже не подозревает о том, что эта враждебность по отношению к нему есть порождение ужаса одиночества. Кроме того, такие пациенты часто демонстрируют чувство собственного достоинства и как бы чувство превосходства над врачом. Такое поведение, служит защитой от осознания того, что врач имеет власть над их жизнью и смертью.

Отвергающие помощь манипуляторы

Пациентка 20 лет была госпитализирована в клинику с диагнозом нестабильный СД (разновидность СД I типа), для коррекции терапии. Сухость и ненависть к людям, наблюдавшиеся в ее поведении, естественным образом отталкивали других людей. У нее была богатая психиатрическая история: несколько попыток самоубийства, ужасное отношение к медицинскому персоналу и к их попыткам помочь ей. Однако, не смотря на все свои перечисленные качества, она тем не менее, согласилась на госпитализацию. За день перед выпиской, она специально загрязнила капельницу фекалиями, подняв тем самым температура, и отказалась подписывать выписное соглашение. Разгневанную и зараженную, ее физически не могли выписать.

Психиатрическая оценка таких помощь отрицающих пациентов, никогда не была простой. Если психическое расстройство подтверждается, то после консультации рекомендовано самостоятельно вести этого больного, учитывая рекомендации психиатров при выборе тактики лечения. Таким образом, врач дает понять пациенту, что консультация у психиатра это всего лишь дополнение к лечению, а не отказ от пациента.

Нигилисты-саморазрушители

Негативные чувства по отношению к пациентам составляют важную информацию о психологии пациента. Если же пациент создает во враче негативные чувства, которые потом же и игнорируются им (врачом), то возможность допущения врачом ошибки при диагностике и лечении таких пациентов возрастает. Игнорирование чувств ненависти требует меньших усилий чем принятие их во внимание, однако в последствие оно приведет к потере клинической информации о психологии пациентов, которая могла бы быть полезной при лечении трудных пациентов.

Выражаю свою признательность докторам Ross J . Baldessarini и John D . Stoeckle за критику ранних версий своей рукописи а так же доктору Thomas P. Hackett за поддержку и предложения по данной теме.


  • а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
  • б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
  • в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Попытаюсь коротко описать житейские ситуации, в которых эти критерии могут срабатывать:

Тёмная сторона: практические советы при госпитализации родственников/друзей

Краткие тезисы:

Рубежи, через которые предстоит пройти потенциальному пациенту, чтобы оказаться на психиатрическом отделении в больнице:

  1. Разговор с диспетчером по телефону — могут не принять вашу заявку.
  2. Врач психиатрической бригады, приехавший на выезд — может отказать в госпитализации.
  3. Врач в приёмном отделении самой больницы — может развернуть скорую, не видя оснований для госпитализации.
  4. Дежурный врач на профильном отделении — тут уже перекидывают на следующее звено, обычно сложностей не бывает.
  5. Лечащий врач на отделении — может выписать в ближайшем времени, если расценит состояние пациента как не имеющее показания к стационарному лечению.

Учтите, что на дальнейшую судьбу госпитализируемого вы уже толком повлиять не сможете, последующие этапы сменяются довольно быстро (за нескольких часов) в рамках одного учреждения. Скорее всего, вас могут вызвонить на последнем этапе, когда лечащий врач будет опрашивать пациента и сверять его рассказ и ваш (в психиатрии это называется объективный анамнез).

На самом деле, на практике основная проблема после уже совершённой госпитализации равно обратная — родственники пациента внезапно понимают, что перегнули палку, но поздно: факт обращения уже есть, критерии госпитализации присутствуют. Значит, пациент будет находиться на отделении до тех пор, пока его не вылечат, а это уже вопросы к лечащему врачу.

Светлая сторона: как не угодить стационар / как быстрее выбраться, если вас уже госпитализировали

Несколько тезисов, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации:

Фактически, для нахождения на психиатрическом отделении в условиях стационара уже нужны серьёзные основания, а если речь идёт о недобровольном порядке нахождения — значит, психиатр эти основания видит и сможет их обосновать в суде. Поэтому основная тактика нахождения в стационаре:

  • быть в контакте с лечащим врачом;
  • реагировать на его рекомендации;
  • не сильно скрывать собственную симптоматику.

Основная спорная ситуация, в которой может оказаться человек — это недобровольная госпитализация в результате употребления ПАВ. Если у вас есть благополучный бэкграунд (нормальная работа, не состояли на учёте до этого), то на факт употребления могут закрыть глаза. Т. е. в истории болезни это, скорее всего, укажут, но в основной/сопутствующий диагноз могут не вынести, и сообщать в наркологию не станут (хотя должны). Поэтому гнать бочку с первого момента на лечащего врача, пустословно угрожать (психиатры к этому привыкли), проявлять агрессию — всё это путь усугубления собственного положения, не надо так!
Только доброжелательное отношение, только сотрудничество с врачом и персоналом, только скорейшая выписка!

Ситуации чистой большой психиатрии и психозов в случае шизофрении/эпилепсии рассматривать не будем, т. к. там куча нюансов, и надо знать ситуацию по факту, а не по описанию в интернете.

Вообще, если сравнить правовое регулирование в России и других странах, то можно выделить следующие плюсы

  • + Все основные аспекты оказания психиатрической помощи описаны в одном документе, его реализация не варьируется в зависимости от субъектов РФ — это, на самом деле, очень круто + мало в каких странах такое есть.
  • + Прописаны критерии и порядок специалистов (только психиатры), которые могут санкционировать недобровольную госпитализацию. Например, в США часто обыгрывается ситуация, когда пациент совершил попытку суицида, и всё — уже есть основания для задержания его в недобровольном порядке до 78 часов.

А как дела обстоят в США?

  • (1) существенный риск физического вреда самому человеку, проявляющийся свидетельствами угрозы или попытки самоубийства или серьезного телесного повреждения;
  • (2) существенный риск физического вреда другим людям, проявляющийся свидетельствами гомицидного или другого поведения, несущего угрозу насилия, или свидетельством, что другие люди разумно опасаются поведения, несущего угрозу насилия, или нанесения им серьезного физического вреда; или
  • (3) очень существенный риск физического ухудшения или травмы самому человеку, проявляющийся свидетельствами того, что суждение такого человека столь повреждено, что он неспособен защитить себя в обществе, и что разумные предосторожности для его защиты в обществе не доступны.

В другом штате — Айова — недобровольная госпитализация возможна, если

человек из-за душевной болезни лишён достаточной способности к суждению, чтобы сделать ответственное решение в отношении своей госпитализации и лечения, либо по причине душевной болезни, вероятно, может нанести травму себе или окружающим, либо, вероятно, может нанести серьёзную эмоциональную травму членам своей семьи или окружающим, либо не способен удовлетворить свои базовые физические нужды с вероятностью причинения себе физической травмы, или истощения, или смерти.

Другими словами, бюрократические проблемы пациент может получить по весьма расплывчатым критериям на относительно ровном месте и увязнуть в правовых препираниях. Возможно, на практике всё по другому, но у меня нет знакомых для проверки.

Рекомендации ООН и Совета Европы по защите прав психически больных, у них тоже свои критерии

Квалифицированный профессионал в области душевного здоровья, уполномоченный законом для этой цели, определяет…, что человек имеет психическую болезнь и считает:


Photo: Miryam León / Unsplash

Время чтения: 6 мин.


Photo: Miryam León / Unsplash

  • Люди, страдающие неизлечимыми заболеваниями, их друзья, родственники, соседи, знакомые.
  • Те, кто ухаживает за тяжелыми пациентами, в том числе сиделки и специалисты патронажных служб.
  • Медицинские работники: врачи, медсестры, фельдшеры.
  • Сотрудники профильных НКО.

Единовременно на линии находится от двух до шести операторов.


Можно задать любой вопрос, касающийся паллиативной помощи. Около половины звонящих спрашивают, куда обращаться за паллиативной помощью, как попасть в хоспис или паллиативное отделение, как получить медицинское оборудование и расходные материалы, что делать при ухудшении состояния пациента.

Очень часто операторам задают вопросы по обезболиванию пациентов — как его получить и что делать, если не помогает.

Кроме того, на Горячей линии можно узнать, как оформить инвалидность паллиативному пациенту, получить лекарства по федеральной или региональным льготам, что делать, когда паллиативного пациента выписывают из стационара, как получить парентеральное питание на дому, и многое другое.

Горячая линия оказывает информационную, юридическую, социальную и психологическую поддержку неизлечимо больным людям.

В большинстве случаев вопрос из одной области влечет за собой вопрос из другой. Например, абонент интересуется, где он может получить парентеральное питание. Оператор рассказывает, куда обратиться, но в ходе беседы выясняется, что человек уже обращался и в поликлинику, и в соцслужбы и везде получил отказ. Так запрос из чисто информационного становится юридическим — оператор дает социально-правовую консультацию.

О чем спрашивают операторов Горячей линии

М. живет и прописана в Москве, но ее мама гражданка Узбекистана, ей 80 лет. У мамы рак 4-й стадии, лимфома. М. привезла ее в Москву, так как в Ташкенте некому за ней ухаживать. Ездила в больницу на консультацию. Диагноз поставили, говорят, надо идти к районному онкологу. Там ее не принимают – нет полиса. У нее сильные боли. Как купить обезболивающие препараты? Невозможно же смотреть, как родной человек страдает от боли! Подскажите, куда нужно обратиться?

Действия оператора: Прежде всего, оператор должен успокоить М. Потом объяснить, что такое временная регистрация и прикрепление к поликлинике. Дальше рассказать, как попасть к онкологу и получить рецепт на обезболивающее. Поскольку женщина — иностранка, это возможно только платно.

Мужчина спрашивает, как получить трамадол для мамы. У женщины рак молочной железы, 4 стадия, метастазы в кости. Она в сознании, активна в пределах квартиры, но начался распад опухоли. Трамадол назначил онколог. Но рецепт в поликлинике не выписывают, ссылаясь на то, что трамадола в аптеке нет. Предлагают дать рецепт платно или требуют принести справку, что пациентка не отказалась от соц. пакета.

Использование морфина для облегчения боли у тяжелобольного человека До 70-80% онкологических больных получают опиоидные анальгетики. Как врачу титровать дозу, когда применяется сириндж-драйвер для введения препарата и что делать, если морфин не помогает

Дальше оператор объясняет порядок получения обезболивающих наркотических средств. Если они отсутствуют в аптеке по месту жительства пациента, то ему обязаны выдать их из аптеки его округа, где постоянно поддерживается необходимый ассортимент наркотических обезболивающих, в том числе в выходные и праздничные дни. Т.е привезти препарат в аптеку, ближайшую к дому пациента. Этого следует требовать родственникам пациента. Или поставить рецепт на отсроченное обслуживание, а обезболивать пациента силами скорой. И скорая будет приезжать с трамадолом столько, сколько понадобиться, хоть каждые три часа, до того момента, пока препарат не будет на руках у пациента.

О нарушениях в обеспечении пациента обезболивающим препаратом в конкретной аптеке следует подать жалобу в Росздравнадзор – общероссийский (8 800 550 99 03) и местный.

94-летней бабушке в Смоленской области поставили онкодиагноз, терминальную стадию. Родственники спрашивают, как перевезти бабушку в Москву и ухаживать за ней?

Действия оператора: Подробно рассказать, как следует организовать переезд. Но вместе с тем, предложить подумать о возможности не перевозить женщину, а самим пожить в Смоленской области. Ведь переезд создаст лишний стресс, который может оказаться для нее непосильным.

Операторы подробно и понятно отвечают на вопросы, но, прежде всего, стараются выслушать и успокоить того, кто звонит. Очень важно переключить человека с деструктивного эмоционального состояния на поиск решения.

Кого-то приходится убеждать, что сотрудничество с медиками и соцработниками необходимо для облегчения состояния тяжелобольного человека. Кому-то нужно помочь составить юридически грамотное заявление, чтобы защитить свои права и получить помощь, положенную по закону. А с кем-то необходимо побыть рядом в трудный момент жизни, сказать слова утешения или просто вместе помолчать, чтобы человек не оставался один на один со своей бедой.


Обезболивание по скорой помощи Что делать, если скорая отказывается выехать к человеку с прорывной болью

Рассказывает оператор Горячей линии:

Звонит родственница пациентки. Ее тетя слегла недавно, находится в сознании, появились боли, но не сильные, хотя степень определить затрудняется. В ходе разговора выясняется, что пациентка не диагностирована. Диагноз лишь предположили работники скорой помощи после осмотра. Дальше оказывается, что пациентка знала о симптомах, но решила к врачу не ходить. Муж ее в этом поддержал. Родственники узнали о предполагаемом диагнозе недавно, но значения ему не придали — думали, что у нее просто болят ноги.

Во-первых, рекомендовала вспомнить приемы убеждения, которые успешно работали раньше. Возможно, прибегнуть к помощи ее мужа. Во-вторых, при уговорах разделять лечение и госпитализацию; домашний уход и обезболивание — то есть говорить, что никто ее решение не оспаривает, но можно умирать дома без боли.

Кроме того, порекомендовала вызвать терапевта для выписки рецепта на обезболивающие средства. Проинформировала о возможности вызвать через терапевта онколога на дом. Рассказала о порядке получения наркотических обезболивающих и необходимости доверенности на их получение за пациента. Дала телефоны Горячей линии Росздравнадзора. Объяснила, как на сайте Минздрава РФ найти клинические рекомендации для врачей по обезболиванию, кратко рассказала об основных обезболивающих средствах.

Операторы не дают рекомендаций медицинского характера, не консультируют по вопросам лечения заболевания, не занимаются назначением лекарств и не оценивают уже имеющиеся назначения. Также Горячая линия не оказывает материальную, финансовую поддержку. Не закупает медицинское или какое-либо иное оборудование.

Также можно перечислить средства на поддержку Горячей линии. Бюджет Горячей линии формируется из денег, выделяемых по грантам, и из частных пожертвований. Он расходуется на техническое обеспечение и оплату труда операторов. По этой ссылке можно сделать разовый перевод или оформить регулярное пожертвование.


Полезные ссылки и номера горячих линий Список горячих линий психологической и информационной поддержки, в том числе по вопросам, связанным с пандемией коронавируса, ссылки на НКО, помогающие тяжелобольным детям и взрослым, а также список достоверных источников информации о пандемии коронавируса

В сентябре 2021 года Горячая линия помощи отметила свое 5-летие. За это время нам позвонили 65002 раза (данные на конец ноября 2021 года).

16 488 обращений обработали с начала 2021 года.

47 % звонков — информационного характера: люди спрашивали, что такое паллиативная помощь, кто может ею воспользоваться, есть ли хосписы в регионе пациента, как поместить в стационар, какие документы требуются и т.п.

15 % звонков — непрофильные: просьбы о поддержке в болезни, в беде или в тяжелой жизненной ситуации.

13 % звонков — по медицинской тематике от людей, недавно столкнувшихся с заболеванием близкого, а также от тех, кто потерял доверие к медицинским организациям.

12 % звонков — касались лекарственного обеспечения: как получить обезболивание, как действовать, если в выписке обезболивающих отказывают, если применяемые средства не помогают, кому жаловаться, если препаратов нет в аптеках.

5 % звонков — о выгорании ухаживающего лица, о суицидальных мыслях пациента, о горевании после утраты близкого, а также о сопровождении умирания.

2% звонков — об острой боли и о действиях по вызову скорой или неотложной помощи.

Еще несколько материалов, которые могут быть вам интересны:

Помощь юриста при оказании не правильного лечения

На сегодняшний день достаточно актуальной проблемой является медицинские врачебные ошибки государственными медицинскими учреждениями и частными клиниками. Пострадавшие от неправильного лечения пациенты в большинстве случаев инертны, поэтому на протяжении последних десятилетий сформировалось устойчивое мнение о безнаказанности лиц, которым мы доверяем свое здоровье и жизнь.

Безинициативность граждан обусловлена еще тем, что правоохранительные органы не заинтересованы в расследовании дел, связанных с врачебной ошибкой, неохотно берутся за их рассмотрение, не всегда нацелены на заведение уголовного дела. Неуверенность пострадавшего лица придает еще больше халатности в этом вопросе органам внутренних дел, которым тема врачебных ошибок, в принципе, неинтересна, так как зачастую – безнадежна.

Ответственность врача за неправильное лечение наступает в редких случаях, за исключением ситуаций, когда в деле принимает участие квалифицированный юрист, уже имеющий опыт работы с подобной категорией дел.

Предварительное БЕСПЛАТНОЕ консультирование!

Памятка для пациентов: как подать в суд на врача и не проиграть!

Тут вам поможет адвокат по врачебным ошибкам - Головешкин Игорь Витальевич.

Если прощать халатность врача, его невежество, неправомерные действия/бездействия Вы не намерены и хотите привлечь к ответственности врача за неправильное лечение и некачественное оказание медицинских услуг, тогда Вы обязательно примите к сведению наши рекомендации и советы.

  • При обращении в медицинское учреждение независимо от того какие последствия в итоге будут, необходимо в обязательном порядке сохранять все имеющиеся кассовые чеки, приходные ордера, выписанные врачом рецепты, заключенные договоры на оказание медицинских услуг.
  • Важно сохранять как минимум в течение полугода сделанные рентгеновские снимки, иные зафиксированные на бумажном, электронном носителе данные, к примеру, кардиограмму, результаты МРТ или КТ. Именно вышеуказанные документы будут служить доказательственной базой в рамках рассматриваемого гражданского или уголовного судопроизводства.
  • Желательно хранить дома свою медицинскую карту и членов своей семьи. Если сделать это невозможно, рекомендуем хотя бы иметь на руках копию медкарты со всеми анализами, данными и заключениями. Нередко ситуации, когда при возникновении спорных ситуаций из амбулаторной карты каким-то странным образом исчезают имеющиеся данные, записи, нередки. Уже помня об этих двух правилах, можно не сомневаться в своей правоте и иметь представление, нанять адвоката по медицинским ошибкам и точно его не проиграть.

Стоимость услуг адвоката

Предварительное следствие при производстве медицинских дел

Суд первой инстанции

Неправильно оказание медицинских услуг: как должна действовать пострадавшая сторона?

Сразу оговоримся – некачественное оказание медицинских услуг должно быть наказуемо! В первую очередь, в адрес медицинского учреждения, где было проведено обследование, оказано лечение, должно направляться письмо с претензией.

Судья, к слову, в первую очередь спросит, была ли написана в адрес медучреждения претензия, и какой был ответ на нее со стороны организации.

Помощь в подготовке искового заявления в суд в связи с неправильным лечением.

Следующим шагом должно быть обращение с исковым заявлением суд, параллельно подача жалоба в прокуратуру и Росздравнадзор Российской Федерации (по территориальному принципу). Помощь в составлении иска о возмещении вреда здоровью должна быть в обязательном порядке оказана квалифицированным юристом, имеющим в своей практике участие в подобного рода делах. Именно специалист расскажет, как подать на врача в суд и что делать, если врач назначил неправильное лечениеврач назначил неправильное лечение.

Действующее законодательство предполагает подачу иска, как по месту жительства истца, так и по месту юридической регистрации медицинского учреждения. Все виды медицинских услуг попадают под действие закона о защите прав потребителей, в связи с чем исковое заявление независимо от требований, указанных в них, не облагается государственной пошлиной.

Квалифицированная консультационная помощь опытного юриста обязательна!

Проконсультируйтесь с юристом по медицинским вопросам по поводу суммы исковых требований, определите размер выплат по возмещению морального вреда, а также иные обстоятельства, которые будут указаны в исковом заявлении.

По понятным причинам суд может удовлетворить полностью заявленные исковые требования, так и частично. Как показывает практика, чаще всего указанные в иске суммы возмещения морального вреда взыскиваются не в полном объеме.

К иску следует приложить доказательства, не запрещенные законодательством в качестве таковых. Доказательственной базой могут выступать документы, вещи, видео, аудиозаписи и так далее.

Читайте также: