Расписка какой стиль речи

Обновлено: 02.07.2024

1. Что вы знаете об официально-деловом стиле речи? Когда возникает необходимость строить свою речь, придерживаясь требований официально-делового стиля?

2. Прочитайте теоретический материал параграфа. Какая информация была вам известна, а какая оказалась для вас новой?

Официально-деловой стиль речи используется в сфере делопроизводства и официальных отношений (заявление, расписка, объявление, деловая беседа, законы, приказы, протоколы и др.).

Языковыми признаками официально-делового стиля являются: отсутствие средств выразительности, стандартные формулировки, шаблоны.

Признаки официально-делового стиля

• Отвлечённый характер информации.

1. Что вы знаете об объявлении как жанре официально-делового стиля?

2. С каким типом объявлений вы уже ознакомились на страницах учебника?

Объявление — это жанр официально-делового стиля, в котором кратко сообщается какая-либо важная информация (о продаже / покупке, о потере / находке, о приёме на работу, различных услугах, о переносе какого-либо события на другое время, о проведении или отмене какого-либо мероприятия и т. д.).

Объявление должно привлечь внимание читателя.

Требования к объявлению

Каждый вид объявлений имеет свои отличительные особенности и свою структуру.

Например, объявление о мероприятиях, событиях часто строится таким образом:

• привлечение внимания (Внимание! Не пропустите! и т. д.);

• описание предстоящего события (что, где, когда, во сколько, что планируется)',

• формула приглашения (Ждём всех! Приглашаем вас! к т. д.).

1. Ознакомьтесь с объявлением. Какова его тема? Укажите, с помощью какой речевой формулы автор стремится привлечь внимание. Какие он использует речевые средства, чтобы заинтересовать адресата? Как он заканчивает объявление?

2. Соблюдены ли в объявлении Есе требования к этому жанру? Докажите своё мнение.

Исполняет дуэт малышей!

1. Прослушайте текст объявления. Какова его тема? Соблюдены ли в нём все требования к этому жанру? Какие структурные части вы можете выделить в данном объявлении?

Но тут динамики женским голосом объявили:

— Дорогие гости и участники выставки! Приглашаем вас принять участие в конкурсе на лучшего знатока кошек. Победителя ждёт замечательный приз — котёнок породы корниш реке. Желающих просим подойти к сцене.

2. Составьте устное объявление о проведении какого-либо мероприятия.

480 Диктант по памяти

1. Прочитайте шуточное объявление. Определите его тему. Какие структурные части объявления пропущены? Восстановите их.


В одной газете было помещено объявление:

Если у вас есть знакомые клоуны из цирка или из жизни, передайте им, что на улице имени бабушки космонавта Антона Семёнова открывается школа для клоунов. В ней клоунов будут учить чтению, письму и умению хорошо себя вести. Потом будет работа на телевидении или в лучших цирках страны.

По Э. Успенскому

1. Составьте несколько объявлений о приёме на работу, включив в них как можно больше слов из упражнения 182.

2. Запишите составленные объявления.

1. Прочитайте текст. Определите его тему. К какому стилю и типу речи относится текст?

2. Укажите в тексте вступление, основную часть и заключение.

3. Какие виды объявлений описаны в тексте? Какое объявление, на ваш взгляд, более удачное — Юры или Вити? Обоснуйте своё мнение. Назовите основные части объявления о пропаже, проанализировав объявление Юры.

4. В объявлении исправьте ошибки, которые допустил мальчик.

В понедельник со мной обычно происходят неприятности. Сегодня, например, авторучку потерял. Импортную, четырёхцветную.

Может, закатилась куда-нибудь? Не знаю. Скорее всего, на перемене посеял, когда с Петуховым боролся.

— Слушай, Брюква, у меня идея! — сказал Юра Серёжкин. — Напиши-ка объявление!

— Какое ещё объявление?

— Ты ещё смеешься!

— Да нет, я серьёзно. На. возьми мою ручку, пиши. И повесь где-нибудь на видном месте, например, на двери столовой.


Витя тяжело вздохнул и стал писать объявление. На большой перемене он прикрепит его рядом со входом в столовую.

…Следующим уроком был урок русского языка. Людмила Аркадьевна вошла в класс и громко объявила:

— Прошу всех приготовить тетради и авторучки. Сегодня пишем сочинение. Все, кроме Брюквина.

— Почему кроме. — удивился Витя. — А я?

— Во-первых, тебе нечем писать. А во-вторых, ты уже сегодня одно сочинение написал. Возьми, пожалуйста, своё объявление я уже его проверила.

Витя взял у учительницы исписанный листок бумаги и сел на место. Серёжкин заглянул в Витин листок и прочёл:

Есле кто нашол шарековую гелеваю ручьку, прашу мне вернуть за вознограждение.

По Л. Каминскому

1. Отредактируйте объявление Вити Брюквина так, чтобы оно соответствовало всем требованиям и содержало те структурные части, которые были вами выделены в объявлении Юры Серёжкина.

2. Запишите отредактированное объявление в тетрадь, соблюдая все правила орфографии.

Використовуючи сайт ви погоджуєтесь з правилами користування

Віртуальна читальня освітніх матеріалів для студентів, вчителів, учнів та батьків.

Наш сайт не претендує на авторство розміщених матеріалів. Ми тільки конвертуємо у зручний формат матеріали з мережі Інтернет які знаходяться у відкритому доступі та надіслані нашими відвідувачами.

Якщо ви являєтесь володарем авторського права на будь-який розміщений у нас матеріал і маєте намір видалити його зверніться для узгодження до адміністратора сайту.

Ми приєднуємось до закону про авторське право в цифрову епоху DMCA прийнятим за основу взаємовідносин в площині вирішення питань авторських прав в мережі Інтернет. Тому підтримуємо загальновживаний механізм "повідомлення-видалення" для об'єктів авторського права і завжди йдемо на зустріч правовласникам.

Копіюючи матеріали во повинні узгодити можливість їх використання з авторами. Наш сайт не несе відподвідальність за копіювання матеріалів нашими користувачами.

Служебные документы делятся на несколько групп по своему функциональному значению: личные, директивные и распорядительные, административно-организационные, информационно-справочные, финансовые и учетные, деловые письма.

Личные документы

Заявление– документ, содержащий просьбу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения.

1. Расположение частей заявления: 1) наименование пишется вверху с отступом в треть строки; 2) фамилия, имя и отчество заявителя – под адресатом, без предлога от; 3) после слова Заявление точка не ставится; 4) текст заявления пишется с красной строки; 5) дата ставится слева; подпись – справа.

2. Клишированные формы: 1) просьба выражается: Прошу + инфинитив (разрешить, допустить и т. п.): Прошу Вашего разрешения (согласия) + на что? (на зачисление, на выезд и т. д.); 2) конструкции для ввода аргументации: ввиду того что. ; в связи с тем, что. ; на основании того, что; потому что. ; так как. ; учитывая (что?).

Образец

Заявление

Прошу Вашего разрешения на досрочную сдачу сессии в связи с семейными обстоятельствами.

23.03.2017 г. (Подпись)

Доверенность – документ, с помощью которого одно лицо предоставляет другому лицу полномочия предпринять за него какое-либо действие (чаще всего – получить что-либо).

1. Расположение частей доверенности: 1) наименование документа пишется в центре строки; 2) текст начинается с красной строки; 3) дата – слева, подпись – справа; 4) под датой и подписью необходимо предусмотреть место, чтобы заверить документ.

2. Клишированные формы: Кто? + доверяю + кому? + инфинитив (получить, управлять, представлять мои интересы).

Образец

Доверенность

Я, Коваль Наталья Сергеевна, проживающая по адресу 86115, г. Донецк, ул. Стаханова, д. 2, кв. 25, паспорт серии _____ номер _____ выдан 5 марта 2003 г. Петровским РО ДМУ г. Донецка, доверяю Тарасовой Марии Ивановне, проживающей по адресу 86005, г. Донецк, б-р Шевченко, 3, кв.7, паспорт серии _____ номер ______ выдан 12 апреля 2003 г. Калининским РО ДМУ г. Донецка, получить пришедшую на моё имя посылку.

07.08.2017 г. (Подпись) Н. С. Кирюхина

Расписка – это документ, удостоверяющий получение чего-нибудь. Схематически расписку можно представить следующим образом:

1. Наименование документа,

2. Фамилия, имя, отчество, должность автора документа (того, кто дал расписку).

3. Наименование организации (или лица), передающих что-нибудь. Если расписка выдается лицу, то указывается фамилия, имя, отчество, должность.

4. Точное наименование передаваемого – количество указывается и цифрами, и прописью.

5. Дата, подпись получателя. Если расписка имеет особо важное значение, то подпись лица, давшего расписку, заверяется в учреждении или у нотариуса.

Образец

Расписка

Настоящая расписка дана Отделу культуры Горняцкого района г. Макеевки в том, что мною, Ивченком С. П., от названного учреждения получено 2 (два) книжных шкафа, стол письменный 1 (один) и 5 (пять) стульев для оборудования компьютерного кабинета.

21.06. 2017 г. (Подпись)

Резюме – вид деловой бумаги, в которой кратко излагаются необходимые для нанимателя сведения о том, кто претендует на предложенную работу.

В резюме в следующем порядке указываются:

1. Фамилия, имя, отчество;

дата, место рождения;

2. Знание языка; владение компьютером и пр.

3. Домашний адрес, телефон, e-mail;

служебный адрес, телефон, e-mail (если есть);

место работы, должность (если есть на этот момент).

4. Оконченные учебные заведения – раздел "Образование" (в обратном хронологическом порядке).

5. Предыдущие места работы с указанием должности – раздел "Опыт работы" (в обратном хронологическом порядке).

Примечание: иногда к резюме прикладывается письмо, в котором должны быть изложены аргументы в пользу выбора вами именно этого учреждения, фирмы, а также доказательство того, почему именно вы им нужны, копии статей о вас и вашей деятельности отзывы о вашей работе (рекомендательные письма).

Образец

Резюме

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения, закрепления и совершенствования знаний и умений. Цель - формировать представление об основных признаках официально-делового стиля речи, сферах его употребления и жанрах, а также требованиях к оформлению деловых бумаг личного характера. Теоретическая и практическая работа на уроке призваны научить использовать средства официально деловго стиля речи в практике анализа, составлении и оформлении деловых бумаг личного характера. Анализ предложенного языкового материала направлен на повышение культуры письменной деловой речи, а также на формирование нравственных поведенческих качеств личности и ответственном отношении к оформлению и написанию текстов личных документов.

План занятия теоретического обучения

Тема раздела Функциональные стили речи и их особенности

Тема урока Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля

Тип урока усвоение, закрепление и совершенствование знаний и умений

Вид урока комбинированный урок: лекция с элементами беседы, практикум

Комплексные цели урока:

Обучающие - знать основные признаки официально-делового стиля речи, сферу его употребления, жанры; требования к оформлению деловых бумаг;

Развивающие - совершенствовать умение использовать средства официально-делового стиля в практике анализа, составлении, грамотном оформлении деловых бумаг личного характер;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Воспитательная - воспитывать культуру речи, заботиться о чистоте языка;

- повышать культуру письменной деловой речи; формировать нравственные, поведенческие качества личности обучающегося, ответственное отношение к учебному труду.

Учебно-методический комплекс урока:

Розенталь Д.Э. Русский язык. - М.: Дрофа, 2009 г.

Власенков А.И. Русский язык. - М.: Просвещения, 2008 год.

Петрякова А.Г. Культура речи. - М.: 2007 год.

А.М. Земский, Русский язык. – Учебник. М., 2011 год.

Кудрявцева Т.С. Русский язык. – Учебник. М.: Дрофа, 2007.

Раздаточный дидактический материал.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, метод символического видения.

Виды учебной работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап: - подготовка к занятию;

Основной этап:

1. Мотивация: создание проблемной ситуации: объяснительная учащегося 10 класса;

2. Формулирование проблемы: В чём причина такого небрежного отношения к оформлению личного документа?

3. Актуализация опорных знаний:

Используя несколько узлов, с учетом очередности их плетения и цвета веревок, было возможным сосчитать и записать урожай, передать любовное послание, зафиксировать положение планет на небе, снабдить путешественника планом пути (вот почему Баба-яга дает герою клубок), записать указ правителя.
В Китае, например, на основе одного-двух узлов можно было выплетать иероглифы.
В Прибалтике узелковым письмом пользовались и в XX в. В этнографических музеях можно увидеть клубки и связки разноцветных ниток, которые являются либо хозяйственными записями, либо рецептами народной медицины. Знахарь обычно выдавал нити с узлами больным с поврежденными костями или суставами. Петелькой отмечалось начало процедур, сочетаниями узлов отмечалось количество процедур и дней, в которые эти процедуры надо проводить. Цвет же нити указывал на то, какие именно процедуры должны проводиться.

б) анализ предложенных личных документов (заявление, объяснительная, автобиография)

Собственно, есть одна книга, которую человек

обязан внимательно прочитать, -

это книга его собственной жизни.

Василий Розанов

Официально-деловой стиль – это разновидность языка, которая используется для создания документов в юридической, дипломатической и канцелярско-деловой сферах.

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации.

Разновидности деловых бумаг:

ОБЩИЕ (официальные) документы – это статьи Конституции, постановления правительства, договоры, указы, уставы, акты, справки и т.п.

ЛИЧНЫЕ документы - деловые бумаги личного характера, составленные и оформленные частным, физическим лицом.

Основные признаки официально-делового стиля:

точность, строгость, сжатость изложения;

официальный характер (реквизиты)

Реквизиты – постоянные элементы содержания деловых бумаг, должны содержать:

- сведения об адресате (должность, ФИО лица, кому адресован документ)
и адресанте (должность, ФИО лица, составившего документ; в некоторых случаях – контактная информация о составителе: адрес места проживания, номер телефона, номер факса и т. Д);

- наименование жанра документа (например, Заявление, Расписка и т. Д.);
- опись приложений к документу, если они имеются;
- дата, подпись автора документа и др.

Чтобы документ имел юридическую силу, недостаточно только правильно использовать в нем те или иные реквизиты, но и необходимо ПРАВИЛЬНО, в соответствии с существующим ГОСТом (государственным стандартом) их расположить и наполнить документ языковым материалом.

5.Закрепление теоретического материала:

Рекомендации:

1. В деловых бумагах не употребляются слова и выражения:
а) вышедшие из употребления – архаизмы (например, не сего года, а этого года, текущего года; не означенный, а названный);
б) слова, имеющие эмоционально-оценочный оттенок (например, болтик, переменка, взвинтить, сговор, насаждать);
в) слова, относящиеся к ограниченной сфере употребления: просторечные слова, имеющие отрицательную эмоциональную окраску (например, балбес, скувырнуться); диалектизмы – слова местных, территориальных говоров (например, бурак (свекла), кочет (петух)); жаргонизмы – слова, характерные для определенных социальных групп (например, баранка (руль), замести (арестовать)).

2. Имена числительные обычно пишутся цифрами (в некоторых случаях прописью в скобках после указанных цифр). Окончания порядковых числительных – через черточку, если числительные обозначены арабскими цифрами (например, 2-я научная студенческая конференция). После римских цифр окончания не пишутся (например, XI Международная научно-практическая конференция).

3. Предлоги: употребляются только с сущ в ф. Д. п.

благодаря (действиям сотрудников)
применительно к (положению устава)
согласно (приказу)
вопреки (распоряжению)

Предлоги, употребляющиеся с формой Р.п.

в отношении (вышеуказанных лиц)
во избежание (нарушений техники безопасности)
в целях (обеспечения порядка)
в течение (всего дня)
вследствие (пожара)
ввиду (сложившихся обстоятельств)
насчет (режима работы)
независимо от (обстоятельств дела).

Написание (комментированное письмо) личного документа – заявления

Заявление – личный документ, содержащий просьбу заявителя к должностному лицу.

Объяснительная записка — документ, составляемый для пояснения отдельных ситуаций, нарушений, положений основного документа (проекта, отчета, плана).

8) Самостоятельная работа:

- в тетради для практических работ записать число, тему занятия;

- написать заявление (объяснительную) в исправленном виде, в соответствии с требованиями стиля;

- в соответствии с образцом написать определение, схему составления расписки (доверенности) и составить указанные документы, изменяя личные данные.

*9) Словарная работа: запишите в орфоэпический словарь слова, поставьте ударение, запомните нормативность их произношения.

ОбеспЕчение

СиротА (сирОты)

ХодАтайство (ходАтайствовать)

ДирЕктор (мн.ч. дирЕкторы)

ИнспЕктор (мн. ч. инспЕкторы)

ИнстрУктор (мн.ч. инстрУкторы)

Заключительный этап:

выводы в соответствии с поставленными целями;

подведение итогов занятия (анализ работы, оценивание деятельности обучающихся);

домашнее задание: написать на листе формат А4 свою автобиографию, опираясь на теорию учебника Власенкова А.И. Русский язык.

от Иванова Николая

из класса 10б

Обращаюсь к вам в надежде на то, что вы будете снисходительны ко мне и позволите мне чуть-чуть пораньше (чем мои одноклассники) сдать промежуточную аттестацию. Очень мне нужно вылечить одно пренеприятное заболевание, которое не даёт мне покоя вот уже целый месяц.

Заранее благодарю вас. Николай

Количество ошибок, выявленных при первичном прочтении текста

(ошибки и нарушения в оформлении текста подчеркните)

Количество ошибок, выявленных при переработке текста после усвоения теоретического материал

ФИО учащихся

Учащегося 10а

Иванова Николая

Объяснительная

Я шол со столовой на 2 этаже в коридоре лежал мандарин, я его хотел выпнуть с дороги. Я его толкнул ногой он подлетел и упал немного не долетев до двери кааб.22, это увидела наша учительница и подумала, что я кидаюсь мандаринами. А я ни в чом не виноват, поверьте.

Количество ошибок, выявленных при первичном прочтении текста

(ошибки и нарушения в оформлении текста подчеркните)

Количество ошибок, выявленных при переработке текста после усвоения теоретического материал

ФИО учащихся

Николаевой Л.Г.

Ученицы 10 класса В

Петровой Иванны Владимировны

Прошу освободить меня от учебных занятий с 19.10.12 г. по 30.10.12.г. в связи с отъездом из города Ноябрьск для участия в спортивных соревнованиях. Обязуюсь по приезде восстановить пропущенный учебный материал и отработать пропущенные учебные часы в срок до 10.11.2012 г.

Прилагаю письмо-вызов спорткомитета г. Ноябрьск.

09.10.12 г. Подпись

ФИО учащихся:

Расписка — это документ, удостоверяющий получение лицом денежных средств или материальных ценностей.

Составление расписки можно представить следующим образом:

1. Название документа.

2. Фамилия, имя, отчество, должность автора документа (того, кто дал расписку).

3. Наименование организации (или лица), передающих что-нибудь. Если расписка выдается лицу, то указывается фамилия, имя, отчество, должность.

4. Точное наименование передаваемого — количество указывается и цифрами и прописью.

5. Дата, подпись получателя. Если расписка имеет особенно важное значение, то подпись лица, давшего расписку, заверяется в учреждении или у нотариуса.

Я, Кузнецов Иван Владимирович, проживающий по адресу: г. Сватово, ул. Коминтерна, д.43, кв. 15, паспорт серия ……. , № . выдан (кем, когда) …………………………………………………………. взял в долг у Беликова Николая Павловича, проживающего по адресу: ………………………………………………………………. денежную сумму в размере 150 000 (……………………..) рублей сроком на один год. Деньги обязуюсь вернуть до 30 октября 2013 года.

27 сентября 2012 г (подпись) /Кузнецов/

Подпись верна Нотариус ………………. (подпись и печать)

Доверенность — это документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ.

Доверенность состоит из следующих частей:

1. Наименование документа.

2. Данные доверенного лица (фамилия, имя, отчество, должность или адрес, данные документа, удостоверяющего личность).

3. Точная, исчерпывающая формулировка доверяемой функции.

4. Дата и подпись.

Подпись доверителя должна быть обязательно заверена: подпись (такого-то) удостоверяется, подпись должностного лица, заверившего подпись, указывается дата заверения, ставится печать организации.

Доверенность

Читайте также: