Что такое уголовная политика в криминологии

Обновлено: 28.06.2024

Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Уголовная политика – это совокупность всех государственных мер защиты общества и отдельного гражданина от преступных посягательств. Направлена на предупреждение преступности и борьбу с ней. Наряду с общими вопросами обеспечения безопасности и стратегии уголовной политики занимается реформой уголовного права.

Работа состоит из 1 файл

Соотношение уголовного права и уголовной политики.doc

Соотношение уголовного права и уголовной политики

Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Уголовная политика – это совокупность всех государственных мер защиты общества и отдельного гражданина от преступных посягательств. Направлена на предупреждение преступности и борьбу с ней. Наряду с общими вопросами обеспечения безопасности и стратегии уголовной политики занимается реформой уголовного права.

Сущность уголовной политики определяется интересами и целями её носителей. Основополагающими составляющими уголовной политики являются политико-правовые отношения, юридические нормы, политико-правовые идеи и взгляды, их социальные носители (субъекты), деятельность последних, её направления, формы и способы, преступность как специфический объект государственной деятельности, функционально-целевая установка на предупреждение и устранение преступности.

Функции уголовной политики обусловлены характером и природой её субъектов, их компетенцией и социально-правовым статусом. Они носят многоуровневый, разнородный, иерархичный характер и включают: функции субъектов общегосударственной юрисдикции, специальной государственной юрисдикции и общесоциальной юрисдикции.

Особое место в реализации уголовной политики, её социальной роли занимают функции правоохранительных органов и сопряженных с ними силовых структур, осуществляющих деятельность по предупреждению и устранению преступности. Основными функциями уголовной политики являются предупреждение и устранение преступности, организационно- административная, карательная, доктринально-идеологическая и нормативно-прогностическая.

Вопрос об уголовной политике современной России определяется комплексом социальных и специальных факторов экономического, политического, духовного, методологического, юридического, уголовно-правового, криминологического и иного характера.

Преступность, корни которой уходят глубоко в экономику, политику и духовную жизнь общества, всё больше становится фактором, определяющим все системообразующие элементы не только политики, но и всей общественной жизни, безопасности социальной системы, её жизнеспособности. 1

В экономическом плане проблема уголовной политики непосредственно связана с решением насущных экономических и социальных проблем России.

В политическом отношении уголовная политика является составной частью политики государства, её относительно самостоятельным видом и направлением. И как часть политики государства она в силу специфики своего объекта социального управления, то есть преступности, оказывает прямое и мощное воздействие на политику государства в целом, вплоть до изменения сущности последней.

В духовном смысле уголовная политика представляет собой интегрированное производное общественного сознания, доктринальную часть и форму господствующей идеологии. Разрушительные экономические и социально-политические процессы оказывают губительное влияние и на духовную жизнь общества, общественное сознание, идеологию.

Существенно изменилась юридическая база уголовной политики, ее главная часть - уголовное законодательство. Принятый в 1996 году Уголовный кодекс РФ провозгласил демократические и гуманные социальные приоритеты - защиту прав и свобод личности 2 .

Криминологический аспект уголовной политики РФ обозначен в законодательстве и в юридических науках. Поскольку преступность составляет сущность предмета криминологии 3 , то она, криминология, должна не только соприкасаться, но и непосредственно разрабатывать проблемы уголовной политики, что она фактически и делает, раскрывая общие и особенные вопросы борьбы с преступностью, её предупреждения, относящиеся и к доктринальной, и к предметно-практической сторонам предмета уголовной политики.

С вопросом о статусе и месте уголовной политики в системе юридических наук тесно связан и вопрос о взаимосвязи, взаимодействии различных отраслей права и разных юридических наук. Уголовная политика невозможна без такого взаимодействия, равно как и без диалектической взаимосвязи юридических и других наук. Особое значение в этом плане имеют социально-психологический и связанные с ним аспекты уголовной политики, в том числе биологический, демографический, географический, а также международный.

Термин "преступление" происходит от понятия "преступить какие-то границы, пределы", т. е. нарушить общепринятые правила поведения в обществе. Уголовное право как раз и определяет границы допустимого поведения, нарушение которых будет считаться преступлением. Несмотря на то, что уголовное право в первую очередь осуществляет охранительную функцию, защищая определенные ценности и общественные отношения, в том числе и регулируемые другими отраслями права, оно имеет и иные функции.

Охранительная функция является главной и заключается в определении ответственности за нарушение установленных в государстве правил поведения людей, за причинение вреда личности, а также материальным, политическим, социальным, экономическим и моральным ценностям общества.
Уголовное право охраняет только наиболее значимые для личности, государства и общества ценности и отношения.

Нарушение других, менее важных правил поведения, нанесение вреда общественным отношениям и ценностям может повлечь административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, общественную, моральную ответственность. Уголовная же ответственность - наиболее строгая из всех видов юридической ответственности.

Осуществление охранительной функции уголовного права происходит путем установления уголовно-правовых запретов: запрещается совершать действия, признаваемые опасными и вредными для общества и государства. В определенных случаях, когда на лицо возложена обязанность совершать активные действия, уголовную ответственность может повлечь невыполнение определенной обязанности, т. е. бездействие. Наиболее часто уголовная ответственность за бездействие устанавливается при осуществлении служебных полномочий. В этих случаях вместо запрета уголовно-правовая норма содержит предписание действовать.

Наряду с охранительной уголовное право осуществляет и другие функции. Так, уголовный закон запрещает под страхом наказания нарушать определенные общественные отношения. Это способствует их закреплению и развитию. Эта функция является регулятивной. Хотя основное регулирование общественных, политических и экономических процессов в стране осуществляется другими отраслями российского права (государственным, административным, гражданским, хозяйственным и т. д.), уголовное право содействует развитию общественных отношений в определенном направлении, соответствующем политике государства, и препятствует появлению и существованию нежелательных отношений и явлений. Поэтому следует признать, что уголовное право регулирует не только общественные отношения, связанные с привлечением к уголовной ответственности лиц, нарушивших уголовно-правовой запрет или предписание, но и в определенной степени регулирует все отношения, входящие в сферу действия уголовного права.

Уголовное право также осуществляет воспитательную функцию, содействуя развитию правосознания населения. Сам факт издания уголовных законов позволяет гражданам нашей страны понять, какие деяния законодатель считает вредными и опасными для общества. Применение уголовного закона также воздействует на сознание не только правонарушителя, но и других лиц, воспитывая такое свойство, как правопослушание, т. е. осознанное соблюдение запретов государства.

Большинство граждан не совершают преступлений в силу воспитанной в них нравственной позиции. Однако часть людей, не отличающихся стойкими нравственными убеждениями, допускающих так называемое отклоняющееся поведение (т. е. систематическое пьянство, совершение аморальных поступков, нарушение правил общественного поведения и т. д.), воздерживаются от совершения преступлений из-за страха перед уголовной ответственностью и наказанием.

Поэтому предупредительная роль уголовного права заключается как в воспитании у граждан сознания необходимости соблюдать установленные в государстве общественные отношения и не причинять вреда охраняемым ценностям, так и в удержании неустойчивых в моральном отношении лиц от совершения преступлений под страхом наказания.

Уголовное право призвано проводить в жизнь определенную совокупность основных идей и положений о стратегических направлениях, путях и средствах борьбы с преступностью, которые составляют уголовную политику государства. Конечная цель уголовной политики — различными методами обеспечить максимальный контроль за преступностью. Для этого перед правоохранительными органами ставятся приоритетные на данный момент задачи, совершенствуются законы и подзаконные акты, реформируются с целью оптимизации деятельности правоохранительная и судебная системы и т.д.

Задачи уголовного права неразрывно связаны с задачами уголовной политики в стране и определяются ими.

Самостоятельность российского уголовного права как отрасли права обусловливается рядом его специфических черт: только уголовное право является законодательной базой для определения преступности и наказуемости деяний, оснований уголовной ответственности, применения наказаний и освобождения от ответственности и наказаний, уголовное право имеет собственный предмет регулирования, уголовному праву свойствен особый метод регулирования.

Единственной нормативной базой уголовного права в Российской Федерации является Уголовный кодекс Российской Федерации.

Проблемная ситуация в соотношении уголовной политики и задач уголовного права состоит в том, чтобы регламентированная в статье 2 УК РФ юридическая конструкция задач уголовного права в современных условиях была правильно понята обществом и властью, должным образом доктринально разработана и могла оптимизировать уголовную политику, правотворческую и правоприменительную практику, опираясь при этом на поддержку общества.

Лишь таким образом уголовное право как специфическая система норм действительно может решать задачи 4 :

а) специфические, ей свойственные, не внедряясь в компетенцию иных отраслей права;

б) достаточно конкретные, поддающиеся проверке и обладающие управленческим потенциалом;

в) только необходимые, являющиеся "последним аргументом" законодателя.

Таким образом, уголовная политика, как бы ни определять ее содержание, как бы ни оценивать влияющие на нее факторы, должна, во всяком случае, опираться на понимание задач уголовного права, адекватное наполнение их юридическим и социальным содержанием. В то же время задачи уголовного права в определенной своей части - но никогда не полностью - адаптируются к проводимой в обществе уголовной политике.

Формами реализации уголовной политики являются законодательная, правоприменительная деятельность государства, а также деятельность государственных органов, общественных, научных, учебных организаций и заведений по правовому воспитанию граждан.

Решающее значение в предотвращении преступлений, снижении их уровня имеют политические, экономические и социальные реформы и мероприятия, повышающие жизненный уровень населения, уровень образования и медицинского обслуживания, содействующие развитию культуры в стране, повышающие уровень общественной нравственности.

Под политикой понимается ряд государственных и общественных дел, искусство руководить страной.

Выделяют внешнюю (межгосударственную) и внутреннюю (экономическую, социальную, техническую, культурную и т.д.) политику.

Сегодня уголовная политика – это система противостояния незаконным действиям, которая создана, охраняется и защищена государственной властью. Данная система служит отражением экономического, социального и духовного развития общества.

При классификации современной политики страны в направлении противостояния незаконным действиям в виде целостного явления выделяется уголовно-правовая, уголовно-исполнительная, криминологическая, уголовно-процессуальная, криминалистическая, оперативно-розыскная и иные виды политики.

Под уголовно-правовой политикой понимается деятельность страны относительно планирования и осуществления мероприятий, которые направлены на то, чтобы противостоять незаконным действиям, при помощи улучшения уголовного законодательства и практики его использования, а также при помощи соответствующего использования уголовно-правовых норм.

В состав уголовно-правовой политики входит ряд ее задач, принципов, форм осуществления, средств и т.д.

Среди задач уголовно-правовой политики выделяют контроль над незаконными действиями, охрану правопорядка, улучшение нормативно-правовой базы противостояния преступным действиям и т.д.

Данные задач решаются разными путями. Речь идет о снижении количества преступных деяний, имеющих тяжкий и особо тяжкий, корыстный и насильственный характер, правонарушений, которые имеют отношение к таким явлениям, как бандитизм, терроризм, коррупция, незаконный оборот и использование наркотических средств, растений, в составе которых есть данные вещества и др.

В основе всех задач лежит достижение ключевой цели – формирование эффективной структуры противостояния незаконным действиям.

Уголовно-правовая политика: формы осуществления

Уголовно-правовую политику допустимо реализовать в ряде форм. Речь идет о законодательной, директивной, управленческой и правоприменительной формах.

Выражение законодательной формы заключено в том, что совершенствовать уголовный закон.

Основа директивной формы состоит в работе относительно противостояния незаконным действиям на подзаконном уровне.

В основе управленческой формы лежит формирование правореализующей работы подведомственно.

Выражение правоприменительной формы состоит в реализации следственно-судебной работы, а также в росте уровня ее эффективности.

Уголовно-правовая политика: ее средства

Существует ряд основных средств уголовно-правовой политики.

  1. Законодательный уровень характеризуется формированием при помощи законодательной и исполнительной власти нормативно-правовой базы, которая регулирует вопросы криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации действий.

Под криминализацией законодательной понимается переход действия из группы правомерных в группу незаконных действий из-за изменений в общественном сознании и законодательстве.

Под декриминализацией законодательной понимается перевод действия из группы незаконных в группу правомерных, из-за изменений в общественном сознании и законодательстве.

Под непенализацией законодательной понимается рост уровня наказуемости за то, что совершено преступное действие, из-за изменений в общественном сознании и законодательстве.

Под пенализацией законодательной понимается рост уровня наказуемости за то, что совершено преступное действие, из-за изменений в общественном сознании и законодательстве.

Под депенализацией законодательной понимается снижение вида или размера наказания, которое предусмотрено за то, что совершено преступное действие, расширена вероятность освобождения от уголовной ответственности при помощи законодательства.

  1. Для директивного уровня характерна организация мер противостояния незаконным действиям, которые связаны с законодательной криминализацией и декриминализацией, пенализацией и депенализацией.
  2. Для управленческого уровня характерно формирование мер противостояния преступным деяниям, которые регулируются посредством ведомственных указаний, разъяснений, рекомендаций и других правовых актов.

При помощи правовых актов исполнительной власти, а также ряда ведомственных положений становятся возможным факт наличия правоприменительной криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации.

Под криминализацией правоприменительной понимается расширение использования уголовно-правовых норм, не связанных с изменениями в законодательстве.

Под декриминализацией правоприменительной понимается снижение использования уголовно-правовых норм, не связанных с изменениями в законодательстве.

Данный процесс может вызвать законодательную декриминализацию. Данное расширение или снижение становится возможным благодаря ряду ведомственных предписаний относительно использования уголовного закона. А также данный процесс не связан с изменениями в нормативных правовых актах.

Под пенализацией правоприменительной понимается рост практики использования более серьезных и дополнительных наказаний за то, что совершено соответствующее преступное деяние.

Под депенализацией правоприменительной понимается снижение практики использования более серьезных наказаний за то, что совершено соответствующее преступное деяние (речь идет об увеличении количества назначенных наказаний, которые не имеют отношения к лишению свободы, а также об уменьшении количества наказаний, которые имеют отношение к реальному лишению свободы), расширение практики применения оснований освобождения от уголовной ответственности.

Важно отметить, что правоприменительной криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации характерно иметь прямую связь со следственной и судебной практикой, которая реализуется на последующем этапе.

Что же представляет собой уголовная политика и насколько обоснованно оперирование соответствующим термином?

Размышления над поставленными вопросами – с чего традиционно начинается любое исследование уголовной политики, и на чем делается, пожалуй, наибольший теоретический акцент, – сохранили свой дискуссионный характер вплоть до настоящего времени. В литературе можно встретить множество дефиниций уголовной политики, в процессе создания которых использованы самые разнообразные подходы: в одних случаях сделан акцент на объеме определяемого понятия, в других – с различной степенью интенсивности отражены те или иные свойства его содержания, в третьих – предпринято и первое, и второе одновременно.

Объем настоящей работы не позволяет осуществить даже поверхностный анализ существующих позиций, поэтому к их рассмотрению мы будем обращаться по ходу обоснования тех или иных положений, необходимых для формулирования собственного определения понятия уголовной политики. Последнее, будучи отправной точкой в рассмотрении всех связанных с уголовной политикой вопросов и, как следствие, залогом верных научных выводов по проблеме, должно максимально точно и полно передавать сущность исследуемого явления, чего, на наш взгляд, можно достичь только путем предварительного выявления и анализа характерных черт уголовной политики.

1. Функциональную сферу уголовной политики образует борьба с преступностью (противодействие преступности).

Раскрытие содержания рассматриваемого признака обязывает автора вступить в дискуссию, которая ведется в науке в связи с определением объекта уголовной политики.

Наряду с преступностью, чаще всего наделяемой соответствующим статусом, объектом уголовной политики признаются: иные общественно опасные поступки, непреступные правонарушения, причины и условия (детерминанты) преступности, органы, осуществляющие борьбу с преступностью, а также деятельность этих органов.

Не являются, по нашему мнению, объектом уголовно-политического воздействия и органы, осуществляющие борьбу с преступностью, и, тем более, деятельность данных органов. Если первые относятся к числу субъектов, то последняя представляет собой одну из форм реализации уголовной политики.

Подводя итог рассмотрению первого выделенного нами признака, необходимо отметить, что, определяя вектор уголовной политики, он способствует созданию предельно выдержанной и логически обоснованной системы представлений об изучаемом явлении, что отражается в формулировании целей и постановке задач уголовной политики, в установлении круга субъектов ее реализации, в выработке механизма уголовно-политического воздействия на преступность.

2. Уголовная политика основывается на объективных условиях развития общества.

Располагая необходимой информацией, уголовная политика способна определить приоритеты в области борьбы с преступностью и избрать для ее осуществления такие средства и методы, которые будут адекватны уровню, масштабам и формам проявления криминального поведения.

Важно при этом отметить, что процесс социального обусловливания уголовной политики является непрерывным, позволяя рассматривать ее в качестве индикатора:

б) результативности мер, применяемых в рамках воздействия на преступность. Избранные средства и методы борьбы с преступностью не всегда оправдывают ожидания, а потому подвергаются постоянному уголовно-политическому мониторингу. Если та или иная мера уголовно-правового характера не доказала своей эффективности в деле борьбы с преступностью, она подлежит исключению из арсенала уголовной политики и/или замене новым инструментарием.

Завершая рассмотрение данного признака, следует отметить, что отражение уголовной политикой объективных условий развития общества не ограничивается формированием установок противодействия преступности на общегосударственном уровне. Оно получает свою дальнейшую конкретизацию применительно к особенностям различных субъектов Федерации. Нельзя, к примеру, отрицать, что довольно специфичной является криминальная ситуация в таких регионах, как Астраханская область, Республика Карелия, Приморский край – значительную долю в общей структуре их преступности занимают посягательства на экологическую безопасность; республики Северного Кавказа – на их территории больше, чем где бы то ни было, совершается преступлений против общественной безопасности. Вывод очевиден: региональные особенности преступности самым непосредственным образом предопределяют содержание уголовного правоприменения субъектов РФ.

3. Целью уголовной политики является максимально возможное снижение преступности.

Тезис о принципиальной невозможности искоренения преступности если и нуждается в осмыслении, то лишь для ориентации исследователя на максимальное приближение к результату, в достижении которого еще двадцать с небольшим лет назад не сомневался ни один отечественный ученый, – к ликвидации, уничтожению, истреблению проявлений криминального характера.

4. Реализация уголовной политики предполагает применение уголовно-правовых средств и методов.

Борьба с преступностью осуществляется путем использования самых различных средств и методов, неоднородный характер которых породил многообразие научных мнений об объеме уголовно-политического воздействия. Достаточно традиционным при этом является выделение понятий уголовной политики в широком и в узком (собственно уголовной, уголовно-правовой политики) смысле слова. В отличие от второго значения, в котором уголовная политика вполне единодушно связывается учеными с применением в деле борьбы с преступностью исключительно уголовно-правовых средств, рассмотрение уголовной политики в широком смысле слова порождает довольно разноречивые суждения. Не останавливаясь на детальном анализе каждого из них, считаем возможным выделить следующие основные позиции:

1) уголовная политика является неотъемлемым компонентом социальной политики государства, а потому охватывает своим содержанием не только специальные меры воздействия на преступность (в различных вариациях – уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, криминалистические, криминологические и др.), но и меры чисто социального характера (экономические, политические, идеологические, культурные и др.);

2) уголовная политика не может сводиться ко всей социальной политике, ибо при таком подходе стирается грань между социальной политикой и уголовной политикой, становится неочевидной специфика последней. В уголовную политику в широком смысле слова должны входить только такие составные элементы, как (опять-таки в различных вариациях) уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная (пенитенциарная), криминологическая (профилактическая) разновидности политики;

3) политика государства в сфере борьбы с преступностью, включающая в себя всю совокупность правовых и общесоциальных средств противодействия преступности, содержит в качестве одной из своих подсистем уголовную политику в широком смысле слова (в нее, в свою очередь, входят уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, криминологическая, криминалистическая разновидности политики).

5. Уголовная политика – это стратегический курс государства.

Не отрицая права на существование всех перечисленных, а возможно и других определений политики, считаем, что применительно к объекту настоящего исследования роль ориентира при выборе одного из предложенных аспектов принадлежит направленности уголовной политики и цели, которой эта направленность определяется.

Учитывая данное обстоятельство, а также исходя из особенностей функциональной сферы уголовной политики, полагаем, что при определении стержневого, центрального компонента содержания ее понятия следует опираться на третье из приведенных значений политики. Именно оно отражает те необходимые элементы, которые позволяют создать адекватное представление об уголовной политике, а именно:

1) Государственно-управленческий элемент.

При этом, в отличие от большинства сфер государственной жизни, в которых выполнение поставленных задач обеспечивается участием широких слоев населения (отдельных граждан, общественных объединений), уголовная политика по самой своей природе исключает возможность общественного содействия. Выражая отношение власти к преступности, она предполагает решение вопросов, составляющих исключительную прерогативу государства. Именно государство в лице различных органов и должностных лиц определяет содержание, объем и направления уголовно-правового воздействия, а также реализует последнее в процессе осуществления борьбы с преступностью.

2) Субстанциональный элемент.

Будучи ограничена пределами собственной функциональной сферы, уголовная политика не может, тем не менее, рассматриваться как изолированное, замкнутое на самом себе явление. Поэтому преимущество выбранного нами (третьего) значения политики и, конкретно, смысл его субстанционального элемента состоят в ассоциировании уголовной политики с объектом трансформации, находящимся не в стабильном, неизменном состоянии, а в движении, развитии.

6. Уголовная политика объединяет интересы внутренней и внешней политики государства, решая задачи борьбы с преступностью как внутри, так и за его пределами.

В уголовно-правовой литературе уголовную политику чаще всего рассматривают в качестве составной части внутренней государственной политики. Подобный подход вряд ли можно признать оправданным:

1. Угроза нарушения национальных интересов в результате преступной деятельности извне не менее, а иногда и более опасна, чем при совершении преступлений внутри страны.

2. Не в меньшей защите со стороны государства нуждаются граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае совершения в отношении них преступлений за ее пределами.

3. Абсолютно очевидной в условиях современной криминальной глобализации является необходимость осуществления уголовно-правового воздействия и в тех случаях, когда совершенными преступлениями – без причинения непосредственного вреда интересам России – нарушаются интересы других государств и, в конечном итоге, всего мирового сообщества (речь идет о международных и так называемых конвенционных преступлениях).

Таким образом, преследуя цель снижения преступности, уголовная политика не должна ограничивать ее достижение исключительно государственно-территориальными пределами.

Все это требует формирования и реализации не только внутри-, но и внешнеполитического курсов, высшим приоритетом которых будет всесторонняя защита личности, общества и государства, в том числе от преступных посягательств. Следует отметить, что в Российской Федерации подобные приоритеты расставлены достаточно четко; они закреплены в важнейших директивных документах государства.

Из них и черпает свое содержание уголовная политика.

7. Научная обоснованность уголовной политики.

По мнению многих авторов, научная обоснованность (или научность) относится к числу принципов уголовной политики. Не возражая против подобного подхода, полагаем, что рассматривать научную обоснованность только в качестве принципа уголовной политики крайне неверно.

Будучи стратегическим курсом государства в сфере борьбы с преступностью, уголовная политика наглядно демонстрирует, что применяемые средства и методы уголовно-правового воздействия способны дать надлежащий эффект либо, напротив, не могут привести к желаемому результату.

Научную основу уголовной политики образуют фундаментальные и прикладные исследования, выполненные в рамках предмета и с использованием методов уголовно-правовой, криминологической, а также иных социальных и естественных наук, значимых для уголовной политики.

Считаем возможным, суммируя все ранее изложенное, сформулировать следующее определение понятия уголовной политики.

Уголовная политика – это основанный на объективных условиях общественного развития и достижениях современной научной мысли стратегический курс государства в сфере борьбы с преступностью как внутри, так и за его пределами, имеющий своей целью максимально возможное снижение преступности путем применения средств и методов уголовно-правового воздействия.

Освещая вопрос о понятии уголовной политики, необходимо отметить, что оно, равно как и понятие уголовного права, используется в нескольких значениях. Наряду с уже рассмотренным значением – уголовная политика как стратегический курс государства в сфере борьбы с преступностью уголовно-правовыми средствами и методами, – выделяются понятия уголовной политики как научного направления и как учебной дисциплины.

По нашему мнению, именно вследствие междисциплинарного и межотраслевого характера, которым ученые наделяют теорию уголовной политики, претворить соответствующие предложения в жизнь крайне сложно, свидетельство тому – их нереализованность на протяжении более чем тридцати лет. А вот о преподавании спецкурса уголовной политики (в рамках уголовного права) в высших юридических учебных заведениях следует серьезно подумать.

Об указанных факторах поэтому следует вести речь не в связи с обоснованием актуальности исследований уголовно-политического характера, а в связи с определением задач и содержания уголовной политики государства на конкретном историческом этапе.

См., например: Босхолов С. С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 38–41; Лопашенко Н. А. Уголовно-правовая политика // Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Н. И. Матузова и д-ра юрид. наук, проф. А. В. Малько. М., 2003. С. 362.

Побегайло Э. Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние: Сб. науч. трудов / Под ред. проф. Н. А. Лопашенко. Саратов: Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции, 2004. С. 88.

См., например: Гальперин И. М., Курляндский В. И. Предмет уголовной политики и основные направления ее изучения // Основные направления борьбы с преступностью. М., 1975. С. 7.

См., например: Герцензон А. А. Уголовное право и социология (Проблемы социологии уголовного права и уголовной политики). М., 1970. С. 178; Босхолов С. С. Указ. соч. С. 32; Побегайло Э. Ф. Указ. соч. С. 88.

См., например: Панченко П. Н. Советская уголовная политика. Общетеоретическая концепция борьбы с преступностью: ее становление и предмет. Томск, 1988. С. 88.

См., например: Дагель П. С. Уголовная политика: управление борьбой с преступностью//Проблемы социологии уголовного права: Сб. науч. трудов. М., 1982. С. 33.

Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др. М., 1983. С. 437.

Забегая вперед, оговоримся, что применительно к уголовной политике мы имеем в виду воздействие только на те причины, которые имеют психологический характер и обусловливают совершение преступлений конкретными людьми на индивидуальном (психологическом) уровне. Данный ограничительный момент связан с авторским пониманием уголовной политики.

Вермеш М. Основные проблемы криминологии. М., 1978. С. 216. Цит. по: Бабаев М. М. О соотношении уголовной и криминологической политики // Проблемы социологии уголовного права: Сб. науч. трудов. М., 1982. С. 14.

Цит. по: Александров А. И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности: история, современность, перспективы, проблемы / Под ред. В. 3. Лукашевича. СПб., 2003. С. 57–58.

Лопашенко Н. А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб., 2004. С. 277.

См.: Владимиров В. А., Ляпунов Ю. И. Советская уголовная политика и ее отражение в действующем законодательстве. М., 1979. С. 21.

Некоторые авторы к их числу относят административно-правовую (Побегайло Э. Ф.), судебную (Н. И. Загородников, С. В. Бородин, В. Н. Кудрявцев), уголовно-розыскную (А. И. Александров) политику. Разнятся и понятия, посредством которых определяется их соотношение с уголовной политикой: элементы, подсистемы, вектора, отрасли, составные части и др. (по нашему мнению, в указанных целях может быть использовано любое из перечисленных понятий; все зависит от плоскости, в которой решаются соответствующие вопросы).

Комиссаров В. С. Уголовная политика: перспективы и направления развития // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1992. № 3.

См.: Миньковский Г. М. О понятии уголовной политики и некоторых проблемах ее информационного обеспечения // Проблемы социологии уголовного права: Сб. науч. трудов. М., 1982. С. 68.

См., например: Номоконов В. А. Некоторые проблемы правовой политики // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. 26 сентября 2001 г. Владивосток, ДвГУ, 2002. С. 29; Лопашенко Н. А. Основы уголовно-правового воздействия… С. 267.

Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Нац. обществ. – науч. фонд; Рук. проекта Г. Ю. Семигин. М., 1999. С. 156.

Подобным образом уголовную политику определяют многие авторы. См., например: Побегайло Э. Ф. Указ. соч. С. 88; Дагель П. С. Указ. соч. С. 30; Жунусов Б. Ж. Проблемы уголовной политики (уголовно-правовая и уголовно-исполнительная): Автореф. дис… д-ра юрид. наук. Алматы, 1994. С. 9; Миренский Б. А. Теоретические основы разработки уголовного законодательства (на материалах независимых государств Средней Азии и Казахстана): Автореф. дис…д-ра юрид. наук. М., 1993. С. 11.

В данной формулировке не нашел своего отражения второй компонент уголовно-политического воздействия на преступность – тактика. На наш взгляд, при всей своей несомненной важности тактические моменты в большей степени присущи конкретным правореализационным формам уголовной политики, поэтому на уровне общего определения уголовной политики их можно обойти вниманием.

См., например: Миньковский Г. М. О понятии уголовной политики и некоторых проблемах ее информационного обеспечения // Проблемы социологии уголовного права: Сб. науч. трудов. М., 1982. С. 67; Молодцов А. С, Благов Е. В. Понятие и основные направления уголовной политики и участие общественности в борьбе с преступностью: Текст лекций. Ярославль, 1987. С. 3) (автор лекции – А. С. Молодцов. Данную позицию разделяет и С. С. Босхолов (см.: Босхолов С. С. Указ. соч. С. 31).

См., например: Лопашенко Н. А. Основы уголовно-правового воздействия… С. 275; Босхолов С. С. Указ. соч. С. 37–38; Львович Е. В. Должностное злоупотребление: проблемы криминализации, квалификации и отграничения от правонарушений, не являющихся преступными: Дис… канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С.

Трофимов В. В. Научные основы правовой политики // Правовая политика: от концепции к реальности / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2004. С. 32.

Вполне возможно выделение и иных характерных черт уголовной политики. Однако все они будут иметь, на наш взгляд, дополнительное, уточняющее основные признаки значение.

См., например: Герцензон А. А. Указ. соч. С. 193–203; Гальперин И. М., Курляндский В. И. Указ. соч. С. 28; Дагель П. С. Указ. соч. С. 37–38.

См., например: Панченко П. Н. Советская уголовная политика. Общетеоретическая концепция борьбы с преступностью: ее становление и предмет. С. 82.


Сравнительная криминология - это отрасль криминологической науки, которая изучает криминологические явления, их исследования, состояние и практику социально-правового реагирования на правонарушения в двух и более странах в целях оптимизации борьбы с преступностью и развития международного сотрудничества в этой сфере на основе сравнительно-правового и дополняющих его подходов. Логика развития предмета сравнительной криминологии восходит от одномерного анализа (преступление, преступник, жертва преступления) к многомерному (факторы преступности), системному (транснациональная организованная преступность) и метасистемному (криминальные глобальные проекты); от внутригосударственных исследований к межгосударственным и межрегиональным и далее - к мировому глобальному криминологическому анализу. Мировая криминология (криминоглобали-стика) закономерно является итогом и вершиной сравнительных криминологических исследований, что определяется интенсивной глобализацией криминального пространства.[2]

Каждая из традиционно выделяемых криминологических школ (классическая, позитивистская, социалистическая, постмодернистская) имеет четкие теоретические основания, что важно учитывать при осуществлении сравнительного криминологического анализа. Дальнейшее развитие криминологии связано с необходимостью разработки методологии интегративной криминологической школы, которая требует нового понимания. Интегративная школа криминологии основана на междисциплинарном подходе, который исключает эклектическое объединение различных криминологических теорий и обеспечивает универсализацию научного познания в сфере противодействия преступности. Его задача - утверждение онтологических оснований категорий справедливости и нравственности, власти и ответственности, аккумуляция положительного общечеловеческого опыта борьбы с преступностью.[4]

Введенные в международную практику глобальные индикаторы состояния криминологической обстановки (Индекс качества государственного управления, Индекс восприятия коррупции, Индекс верховенства права, Глобальный индекс недееспособности государств, Глобальный индекс терроризма и др.) во многом зависят от исходных методологических и теоретических установок исследователей, их целесообразно учитывать не столько в качестве точных оценок реального положения дел в конкретных пространственно-временных границах, сколько при анализе тенденций. В то же время комплексный подход к использованию этих индексов позволяет разработать методику мирового сравнительного анализа криминологической обстановки и глобального криминологического прогнозирования. Авторский вариант такой методики предложен в диссертационном исследовании.

Криминализация общественных отношений - это высоко общественно опасный процесс, являющийся результатом эволюции преступности и отсутствия не только эффективного реагирования на нее, но и создания ситуаций, при которых услуги криминалитета оказываются для части социума более предпочтительными по сравнению с реально предоставляемыми государством и легальным обществом. В свою очередь, криминализация общественных отношений способна служить дальнейшей опасной эволюции преступности, причем не только снижению активности части населения в противостоянии ей, но и прирастанию ее защитников из числа лиц, зависимых от криминальных доходов и услуг.

С криминологической точки зрения глобализация - объективно-субъективный противоречивый процесс, в котором присутствуют как положительные (антикриминогенные), так и отрицательные (криминогенные) стороны и последствия. Крайне актуален криминологический анализ целей, средств, концепций, механизмов и последствий глобализации в экономической, политической, культурной, религиозной, информационной и правовой сферах, который недостижим без развития сравнительной криминологии и реализации концепции криминологического мониторинга. Центральными объектами такого мониторинга выступают криминальные глобальные проекты, угрожающие национальной безопасности.

Криминальное государство - это конкретно-исторический тип, представляющий собой псевдопубличную организацию общества для реализации групповых и частных интересов на основе антиправа (неправа). В криминальном государстве организация публичных институтов связана с попранием конституционных демократических основ, нарушением прав человека, фальсифиацией результатов демократических процедур, манипулированием сознанием населения.

Читайте также: