Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Обновлено: 19.05.2024

Методы и приёмы обучения, применяемые на уроке: (учащейся доступны все виды учебной деятельности) словесные, наглядные (демонстрационные опыты из ЦОР, иллюстрации, флэш - анимация), практические (выполнение интерактивных упражнений из ЦОР)

Тема урока: Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Схема опыта Резерфорда.

Тип урока: изучение нового материала

Цели и задачи урока:

дать представление о радиоактивности, альфа-, бета-, гамма излучений, атом.

развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе приобретения физических знаний с использованием компьютерных источников информации; продолжать развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

воспитывать познавательный интерес к предмету; содействовать воспитанию у учащихся убежденности в позитивной роли физики в жизни современного общества, необходимости физически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Используемые информационные и образовательные ресурсы:

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( /vid.htm ; /93114 )

2. Объяснение нового материала:

Учитель: Вспомним из 7 класса из чего состоят, все вещества?

Ученик : из частиц

Учитель: Что они (частицы) собой представляют?

Ученик: малы по размерам, беспорядочно движутся с большой скоростью, взаимодействуют, между ними есть расстояния.

Учитель : Обратимся к исторической справке

Но к середине 19 века, теория о неделимости атомов стала противоречить некоторым экспериментальным фактам. Стала зарождаться мысль о том, что атомы не являются мельчайшими частицами, а имеют сложную структуру, и возможно, в их состав входят другие электрически заряженные частицы.

Открытие явления: В 1896 году, физиком из Франции, Анри Беккерелем было открыто явление радиоактивности атомов урана. В то время, многие ученые стали исследовать радиоактивное излучение. Выяснилось, что помимо урана, некоторые другие химические элементы тоже самопроизвольно испускают радиоактивные лучи. Свойство атомов некоторых химических элементов самопроизвольно испускают, радиоактивные лучи назвали радиоактивностью.

Обнаружение альфа-, бета- и гамма-частиц : Позже, в 1899 году, английским физиком Резерфордом , было обнаружено , что радиоактивное излучение радия имеет сложный состав, то есть оно неоднородно. Для того чтобы это установить проводился следующий опыт

Учитель : Для того чтобы в этом убедиться посмотрим следующий опыт . /vid.htm( видиоролик, АТОМНАЯ ФИЗИКА, Радиоктивные излучения)

Учитель : К какому выводу пришел Резерфорд?

радиоактивные лучи, представляют собой потоки заряженных частиц

частицы имеют различные заряды

каждые из этих частиц получили свое название альфа-частицы, бета-частицы, гамма-частицы.

Открыть текстовый документ №1 с дополнительной информацией и охарактеризовать эти частицы заполнив таблицу. Смотри приложение №1

Ученик : (заполняет таблицу)

Обозначение и знак

Полностью ионизированный атом гелия, т.е. атом гелия, потерявший оба электрона

альфа-излучение по его характеристикам практически не опасно, если не вдохнуть его частички или не съесть с пищей.

Наименьшая проникающая способности. Слой бумаги толщиной около 0,1 мм для них уже не прозрачен

Представляет собой электрон.

Бета-излучение может причинить ожоги кожи в результате облучения.

Алюминиевая пластина полностью их задерживает только при толщине в несколько миллиметров

Один из видов электромагнитного излучения

Самые опасные свойства у гамма-излучения. Оно проникает глубоко внутрь тела, и вывести его оттуда очень сложно, а воздействие очень разрушительно.

Самая большая проникающая способность и слой свинца толщиной в 1 см не является для них преградой

Учитель : Самопроизвольное испускание веществом радиоактивного излучения, послужило основанием для предположения о том, что атомы веществ имеют сложный состав и не являются неделимыми.

Предлагаю провести мини-исследование: пройди по ссылке /dlrstore/669bee8a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_2.swf (опыт Резерфорда строение атома)

Изучите и сравните модели атомов Томсона и Резерфорда.

Ответьте на вопрос:

какая модель атома была принята и почему?

найди общее и отличительное в предложенных моделях?

Ученик: Английский физик Джозеф Джон Томсон в 1903г. предложил один из первых моделей атома

Модель атома Томсона

Открыв в 1897 году электрон, Томсон предположил, что атом представляет собой:

систему шарообразной формы

положительный заряд атома равномерно распределен по всему объему шара, а отрицательно заряженные электроны находятся внутри него

электроны, распределены по всему атому, которые можно вырвать из атома, тогда атом становится ионом

в целом атом нейтральная частица.

Но необходимо было доказать действительно ли заряд распределен по всему объему?

Резерфорд в 1911г. проделал опыт и пришел к выводу, что сильное отклонение a -частиц возможно только, если внутри атома имеется сильное электрическое поле, которое сконцентрировано в очень малом объеме, который он назвал ядром атома.

Опираясь на эти факты Резерфорд, предложил планетарную модель атома.

Учитель:Вывод из опыта запишите в тетрадь.

В связи с этим возник вопрос, имеет ли составные части ядро? Обратимся к ссылке: /dlrstore/669bee8c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_4.swf

Таким, образом, была предложена протонно-нейтронная модель атома. (зарисовать в тетрадь)

Для закрепления материала выполни задание:

Зарисуйтемодель в тетрадь.

Определите сколько электронов, протонов и нейтронов содержится в каждом из химических элементов: гелий, бор, водород.

Выполните тест по ссылке: /93114

Рефлексия ( на партах листочки для рефлексии)

Интерес: что интересного было на уроке?

Творчество: какие творческие задания вы выполнили?

Обучение: чему вы научились?

Главное: что сегодняшний урок принёс мне?

1.§65, 66 письменно на вопрос 3
2 . Разгадай кроссворд:

Для того, чтобы решить кроссворд необходима вспомнить фамилии ученых, с которымивы познакомились на сегодняшнем уроке.

Способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению (радиоактивность).

Древнегреческий философ, высказавший предположение о том, что все тела состоят из мельчайших частиц (Демокрит).

Ученый, доказавший сложный состав радиоактивного излучения (Резерфорд).

Ученый, предложивший одну из первых моделей строения атома (Томсон).

После разгадывания кроссворда, по вертикали можно прочитать слово “атом”

Альфа-излучение — это поток тяжелых положительно заряженных частиц. Возникает в результате распада атомов тяжелых элементов, таких как уран, радий и торий. В воздухе альфа-излучение проходит не более пяти сантиметров и, как правило, полностью задерживается листом бумаги или внешним омертвевшим слоем кожи. Однако если вещество, испускающее альфа-частицы, попадает внутрь организма с пищей или воздухом, оно облучает внутренние органы и становится опасным.

Бета-излучение — это электроны, которые значительно меньше альфа-частиц и могут проникать вглубь тела на несколько сантиметров. От него можно защититься тонким листом металла, оконным стеклом и даже обычной одеждой. Попадая на незащищенные участки тела, бета-излучение оказывает воздействие, как правило, на верхние слои кожи. Во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году пожарные получили ожоги кожи в результате очень сильного облучения бета-частицами. Если вещество, испускающее бета-частицы, попадет в организм, оно будет облучать внутренние ткани.

Гамма-излучение — это фотоны, т.е. электромагнитная волна, несущая энергию. В воздухе оно может проходить большие расстояния, постепенно теряя энергию в результате столкновений с атомами среды. Интенсивное гамма-излучение, если от него не защититься, может повредить не только кожу, но и внутренние ткани. Плотные и тяжелые материалы, такие как железо и свинец, являются отличными барьерами на пути гамма-излучения.

Как видно, альфа-излучение по его характеристикам практически не опасно, если не вдохнуть его частички или не съесть с пищей. Бета-излучение может причинить ожоги кожи в результате облучения. Самые опасные свойства у гамма-излучения. Оно проникает глубоко внутрь тела, и вывести его оттуда очень сложно, а воздействие очень разрушительно.

В любом случае без специальных приборов знать, что за вид радиации присутствует в данном конкретном случае нельзя, тем более, что всегда можно случайно вдохнуть частички радиации с воздухом. Поэтому общее правило одно – избегать подобных мест, а если уж попали, то укутаться как можно большим количеством одежды и вещей, дышать через ткань, не есть и не пить, и постараться поскорее покинуть место заражения. А потом при первой же возможности избавиться от всех этих вещей и хорошенько вымыться.

Похожие документы:

Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. (3)

. рисунков и структурных схем); использовать приобретенные знания . Строение атома и атомного ядра. 11 часов Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные .

Наименований школьной медиатеки

Рабочая учебная программа физика 9 класс Программу составил : Валеев Зуфар Анварович

. . 4. Строение атома и атомного ядра (11 ч) Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения .

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А. В. Перышкин, Гутник Е. М. Физика 9 кл., М.: Дрофа, 2010 г. Программа рассчитана на 68 часов в год. (2 часа в неделю )

. Строение атома и атомного ядра (16ч) Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные . , рисунков и структурных схем); использовать приобретенные знания .

Титульный листрабочей программы Полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией)

. Строение атома и атомного ядра (11 ч) Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные . электроэнергии. Схема опыта Резерфорда. Цепная ядерная .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма изучения нового материала – лекция учителя с активным привлечением обучающихся.

Методы урока – словесные, наглядные, практические

Цели урока:

  • (дидактические или образовательные) обеспечить в ходе урока усвоение понятий “радиоактивность”, альфа-, бета-, гамма излучений. В ходе подготовки к итоговой аттестации повторить понятия: электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи. Продолжать совершенствовать навыки сборки электрических цепей. Продолжить формирование общеучебных умений: планирования рассказа, работы с дополнительной литературой
  • (воспитательные задачи ставятся на год) продолжать формировать у обучающихся научное мировоззрение.
  • (развивающие задачи ставятся на год) развивать навыки культуры речи, в целях развития познавательного интереса обучающихся к предмету на уроке планируются интересные исторические справки.

Урок физики в 9-м классе по теме

"Радиоактивность как свидетельство сложного

строения атомов"

Тип урока – урок изучения нового материала

Форма изучения нового материала – лекция учителя с активным привлечением обучающихся.

Методы урока – словесные, наглядные, практические

(дидактические или образовательные) обеспечить в ходе урока усвоение понятий “радиоактивность”, альфа-, бета-, гамма излучений. В ходе подготовки к итоговой аттестации повторить понятия: электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи. Продолжать совершенствовать навыки сборки электрических цепей. Продолжить формирование общеучебных умений: планирования рассказа, работы с дополнительной литературой

(воспитательные задачи ставятся на год) продолжать формировать у обучающихся научное мировоззрение.

(развивающие задачи ставятся на год) развивать навыки культуры речи, в целях развития познавательного интереса обучающихся к предмету на уроке планируются интересные исторические справки.

Демонстрация. Портреты ученых: Демокрита, А. Беккереля, Э. Резерфорда, М. Склодовской – Кюри, П. Кюри.

Таблица “Опыт по изучению радиоактивности”

I. Организационный момент. (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)

II. Вступительное слово учителя. (1 – 3 минуты)

Сегодня на уроке продолжаем повторять ранее изученный материал, и готовимся к итоговой аттестации. Сегодня мы повторяем такие понятия, как

Сила электрического тока.

Закон Ома для участка цепи.

и совершенствуем навыки сборки простейших электрических цепей.

Учитель дает индивидуальные задания для слабых учащихся в виде карточек и для выполнения задания им разрешается пользоваться учебниками

Обучающиеся, которые выбрали физику на итоговую аттестацию, получают практические задания по сборке электрических цепей.

Решение экспериментальной задачи. Собрать электрическую цепь из источника тока, резистора, ключа, амперметра, вольтметра. По показаниям приборов определить сопротивление резистора.

Остальные обучающиеся участвуют во фронтальном опросе

Что такое электрический ток?

Какие заряженные частицы вы знаете?

Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал электрический ток?

Перечислите источники электрического тока.

Перечислите действия электрического тока.

Какой величиной определяется сила тока в электрической цепи?

Как называется единица силы тока?

Как называется прибор для измерения силы тока, и как включают его в цепь?

Что характеризует напряжение, и что принимают за единицу напряжения?

Как называется прибор для измерения напряжения, какое напряжение используют в городской осветительной цепи?

Что является причиной электрического сопротивления, и что принимают за единицу сопротивления проводника?

Сформулируйте закон Ома для участка цепи и запишите его формулу.

Поставить оценки обучающимся за повторение изученного материала.

IV. Записать домашнее задание: параграф 55, ответить на вопросы стр. 182 Повторить 8 кл. гл 4 “Электромагнитные явления”

V. Изучение нового материала.

Сегодня мы начинаем изучать четвертую главу нашего учебника, она называется “Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер”.

Тема нашего урока “Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов” (запись в тетради даты и темы урока).

Предположение о том, что все тела состоят из мельчайших частиц, было высказано древнегреческим философом Демокритом еще 2500 лет назад. Частицы были названы атомами, что означает неделимые. Таким названием Демокрит хотел подчеркнуть, что атом – это мельчайшая, простейшая, не имеющая составных частей и поэтому неделимая частица.

Демокрит – годы жизни 460-370 до н.э. Древнегреческий ученый, философ – материалист, главный представитель древней атомистики. Считал, что во Вселенной существует бесконечное множество миров, которые возникают, развиваются и гибнут. [2 c. 00]

Но примерно с середины XIX века стали появляться экспериментальные факты, которые ставили под сомнение представления о неделимости атомов. Результаты этих экспериментов наводили на мысль о том, что атомы имеют сложную структуру, и что в их состав входят электрически заряженные частицы.

Наиболее ярким свидетельством сложного строения атомов явилось открытие явления радиоактивности, сделанное французским физиком Анри Беккерелем в 1896г.

Информационная справка

Беккерель Антуан Анри французский физик родился 15 декабря 1852 г. Окончил политехническую школу в Париже. Основные работы посвящены радиоактивности и оптике. В 1896г открыл явление радиоактивности. В 1901г обнаружил физиологическое действие радиоактивного излучения. В 1903г Беккерель удостоен Нобелевской премии за открытие естественной радиоактивности урана. Умер 25 августа 1908 г. [2 c.28]

Открытие радиоактивности произошло благодаря счастливой случайности. Беккерель долгое время исследовал свечение веществ, предварительно облученных солнечным светом. К таким веществам принадлежат соли урана, с которыми экспериментировал Беккерель. И вот у него возник вопрос: не появляются ли после облучения солей урана наряду с видимым светом и рентгеновские лучи? Беккерель завернул фотопластинку в плотную черную бумагу, положил сверху крупинки урановой соли и выставил на яркий солнечный свет. После проявления фотопластинка почернела на тех участках, где лежала соль. Следовательно, уран создавал какое – то излучение, которое пронизывает непрозрачные тела и действует на фотопластинку. Беккерель думал, что это излучение возникает под влиянием солнечных лучей. Но однажды, в феврале 1896г., провести ему очередной опыт не удалось из-за облачной погоды. Беккерель убрал пластинку в ящик стола, положив на нее сверху медный крест, покрытый солью урана. Проявив на всякий случай пластинку два дня спустя, он обнаружил на ней почернение в форме отчетливой тени креста. Это означало, что соли урана самопроизвольно, без каких либо внешних влияний создают какое-то излучение. Начались интенсивные исследования. Вскоре Беккерель установил важный факт: интенсивность излучения определяется только количеством урана в препарате, и не зависит от того в какие соединения он входит. Следовательно, излучение присуще не соединениям, а химическому элементу урану, его атомам.

Естественно ученые попытались обнаружить, не обладают ли способностью к самопроизвольному излучению другие химические элементы. В эту работу внесла большой вклад Мария Склодовская-Кюри.[1 с. 189-190]

Информационная справка

Мария Склодовская-Кюри – польский и французский физик и химик, один из основоположников учения о радиоактивности родилась 7 ноября 1867 в Варшаве. Она первая женщина – профессор Парижского университета. За исследования явления радиоактивности в 1903 г., совместно с А. Беккерелем получила Нобелевскую премию по физике, а в 1911 г. за получение радия в металлическом состоянии – Нобелевскую премию по химии. Умерла от лейкемии 4 июля 1934 г.[3 c.229]

В 1898г М. Склодовская-Кюри и др. ученые обнаружили излучение тория. В дальнейшем главные усилия в поисках новых элементов были предприняты М. Склодовской-Кюри и ее мужем П. Кюри. Систематическое исследование руд, содержащих уран и торий, позволило им выделить новый неизвестный ранее химический элемент – полоний № 84, названный так в честь родины М. Склодовской-Кюри – Польши. Был открыт еще один элемент, дающий интенсивное излучение – радий № 88, т.е. лучистый. Само же явление произвольного излучения было названо супругами Кюри радиоактивностью.

Записать в тетради “радиоактивность” – (лат) radio – излучаю, aсtivus – действенный.

Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными

В 1899 году под руководством английского ученого Э. Резерфорда, был проведен опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения.

Информационная справка

Эрнест Резерфорд английский физик, родился 30 августа 1871 г. в Новой Зеландии. Его исследования посвящены радиоактивности, атомной и ядерной физике. Своими фундаментальными открытиями в этих областях Резерфорд заложил основы современного учения о радиоактивности и теории строения атома. Умер 19 октября 1937 г. [3 c.24]

В результате опыта, проведенного под руководством английского физика Эрнеста Резерфорда, было обнаружено, что радиоактивное излучение радия неоднородно, т.е. оно имеет сложный состав. Рассмотрим, как проводился этот опыт.

На рисунке 1 изображен толстостенный свинцовый сосуд с крупицей радия на дне. Пучок радиоактивного излучения радия выходит сквозь узкое отверстие и попадает на фотопластинку (излучение радия направлено во все стороны, но сквозь толстый слой свинца оно пройти не может). После проявления фотопластинки на ней обнаруживалось одно (рис. 1) темное пятно – как раз в том месте, куда попадал пучок.


Потом опыт изменяли (рис.2), создали сильное магнитное поле, действовавшее на пучок. В этом случае на проявленной пластинке возникало три пятна: одно, центральное, было на том же месте, что и раньше, а два других – по разные стороны от центрального. Если два потока отклонились в магнитном поле от прежнего направления, значит, они представляют собой потоки заряженных частиц. Отклонение в разные стороны свидетельствовало о разных знаках электрических зарядов частиц. В одном потоке присутствовали только положительно заряженные частицы, в другом – отрицательно заряженные. А центральный поток представлял собой излучение, не имеющее электрического заряда.


Положительно заряженные частицы назвали альфа-частицами, отрицательно заряженные – бета-частицами, а нейтральные – гамма (рис. 2) квантами. Некоторое время спустя в результате исследования некоторых физических характеристик и свойств этих частиц (электрического заряда, массы, проникающей способности) удалось установить, что гамма – кванты или лучи – это коротковолновое электромагнитное излучение, скорость распространения электромагнитного излучения такая же, как и у всех электромагнитных волн – 300000 км/с. Гамма – лучи проникают в воздух на сотни метров.

Бета – частицы представляют собой поток быстрых электронов, летящих со скоростями близкими к скорости света. Они проникают в воздух до 20 м.

Альфа частицы – это потоки ядер атомов гелия. Скорость этих частиц

20000 км/с, что превышает скорость современного самолета (1000 км/ч) в 72000 раз. Альфа – лучи проникают в воздух до 10 см.

Итак, явление радиоактивности, т.е. самопроизвольного излучения веществом ? -, ? – и ? – частиц, наряду с другими экспериментальными фактами, послужило основанием для предположения о том, что атомы вещества имеют сложный состав.

V. Закрепление знаний.

В чем заключается открытие, сделанное Беккерелем в 1896г? (Беккерель обнаружил, что химический элемент уран самопроизвольно, без внешних воздействий излучает неизвестные невидимые лучи)

Кто из ученых занимался исследованием данных лучей? (А. Беккерель, М. и П. Кюри, Э.Резерфорд)

Как и кем было названо явление самопроизвольного излучения некоторыми атомами? (М. и П. Кюри, “радиоактивность”)

В ходе исследования явления радиоактивности, какие неизвестные ранее химические элементы были открыты? (полоний и радий)


Как были названы частицы, входящие в состав радиоактивного излучения? ( – частицы)

Что представляют собой эти частицы? (Гамма-кванты или лучи – это коротковолновое электромагнитное излучение. Бета – частицы представляют собой поток быстрых электронов, летящих со скоростями близкими к скорости света. Альфа частицы – это потоки ядер атомов гелия. Скорость этих частиц 20000км/с)


О чем свидетельствует явление радиоактивности? (Явление радиоактивности, т.е. самопроизвольного излучения веществом – частиц, наряду с другими экспериментальными фактами, послужило основанием для предположения о том, что атомы вещества имеют сложный состав).

VII. Подведение итога урока.

Комментарии к оценкам и выставление их в дневники обучающимся.

Список литературы

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: учеб. для 11 кл.сред.шк. [Текст] М.: Просвещение, 1991. – 254 с.

Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. – 2-е изд., испр. и дополн. [Текст] М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983. – 400 с.

Энциклопедический словарь юного физика / сост. В.А.Чуянов. [Текст] М.: Педагогика, 1984. – 352 с.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Левкипп и Демокрит 2500 лет назад предположили, что все тела состоят из мельчайших неделимых частиц – атомов. Левкипп и Демокрит 2500 лет назад предположили, что все тела состоят из мельчайших неделимых частиц – атомов.

Эксперименты Беккереля В 1896 г. французский физик Анри Беккерель доказал свидетельство сложного строения атома. Он открыл явление радиоактивности. Ученый обнаружил, что химический элемент уран самопроизвольно излучает ранее неизвестные невидимые лучи, которые были названы радиоактивным излучением.

Открытие новых радиоактивных элементов Мария Склодовская-Кюри обнаружила излучения тория. Позже она с мужем открыла неизвестные ранее элементы: полоний, радий. В последствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными.

Опыт Резерфорда В 1899 г. английский физик Эрнест Резерфорд провел опыт, в ходе которого было обнаружено, что радиоактивное излучение радия неоднородно, т.е. оно имеет сложный состав.

Препарат радия помещали на дно узкого канала в куске свинца. Напротив канала находилась фотопластинка. На выходящее излучение действовало сильное магнитное поле. Установка размещалась в вакууме. После проявления фотопластинки на ней оказывалось три пучка. Две составляющие первичного потока отклонялись в противоположные стороны. Препарат радия помещали на дно узкого канала в куске свинца. Напротив канала находилась фотопластинка. На выходящее излучение действовало сильное магнитное поле. Установка размещалась в вакууме. После проявления фотопластинки на ней оказывалось три пучка. Две составляющие первичного потока отклонялись в противоположные стороны.

Если два потока отклонялись в сильном магнитном поле от прежнего направления, значит они представляют собой потоки заряженных частиц. А вот отклонение в разные стороны свидетельствует о том, что электрические заряды частиц имеют разные знаки. В одном потоке присутствовали только положительно заряженные частицы, в другом – только отрицательно заряженные. Центральный поток представлял собой поток, не имеющий электрического заряда. Если два потока отклонялись в сильном магнитном поле от прежнего направления, значит они представляют собой потоки заряженных частиц. А вот отклонение в разные стороны свидетельствует о том, что электрические заряды частиц имеют разные знаки. В одном потоке присутствовали только положительно заряженные частицы, в другом – только отрицательно заряженные. Центральный поток представлял собой поток, не имеющий электрического заряда.

Сегодня мы узнаем:
1. Радиоактивность как свидетельство сложного строения
атомов.
2. Открытие явления радиоактивности.
3. Опыт по обнаружению сложного состава радиоактивного
излучения.
4. Альфа, бета, и гамма – частицы.
5. Проникающая способность радиоактивного излучения.

Антуан Анри Беккерель
Французский физик, лауреат Нобелевской премии по физике и
один из первооткрывателей радиоактивности.
Антуан Анри Беккерель родился
15 декабря 1852 года в семье
потомственных ученых. Его отец
Александр Эдмонд Беккерель был
профессором физики и руководителем
Национального музея естественной
истории. Как и дед Анри, он работал в
области
фосфоресценции
и
одновременно занимался вопросами
фотографии.
В 1896 г. Беккерель случайно
открыл радиоактивность во время
работ
по
исследованию
фосфоресценции в солях урана.

Изображение фотопластинки
Беккереля, которая была засвечена
излучением солей урана.
Видна тень металлического
мальтийского креста, помещённого
между пластинкой и солью урана.
Радиоактивность –
способность атомов некоторых
химических элементов
к самопроизвольному излучению.

Фосфоресценция
Фосфоресценция – это процесс, в котором энергия,
поглощенная веществом, высвобождается относительно
медленно в виде света.
Фосфоресцентный
порошок
при облучении видимым светом,
ультрафиолетовым светом и в полной
темноте.

10. Открытие явления радиоактивности А. Беккерелем.

Радиоактивность
Радиоактивность

способность
атомов
некоторых
химических элементов к самопроизвольному излучению

Мария Склодовская-Кюри
Польско-французский учёныйэкспериментатор (физик, химик),
педагог, общественный деятель.
Дважды
лауреат
Нобелевской
премии: по физике (1903) и по
химии (1911), первый дважды
нобелевский лауреат в истории.

В 1898 г.
Мария Кюри и Пьер Кюри
обнаружили
радиоактивность тория,
позднее ими были открыты
радиоактивные элементы
полоний и радий.

Радиоактивные элементы
Впоследствии было установлено, что все химические элементы с
порядковым номером более 83 являются радиоактивными.

Кусочки материи
Демокрит полагал,
что свойства того или
иного вещества
определяются формой,
массой и прочими
характеристиками
образующих его атомов.

Ранняя планетарная модель
атома Нагаоки.
В 1904 году
японский физик Хантаро Нагаока
предложил модель атома,
построенную по аналогии с планетой
Сатурн. В этой модели вокруг
маленького положительного ядра по
орбитам вращались электроны,
объединённые в кольца.
Модель оказалась ошибочной.

Планетарная модель атома
Бора-Резерфорда
1911 год
Атом - подобие планетной системы,
в которой электроны движутся по орбитам
вокруг расположенного в центре атома
тяжёлого положительно заряженного ядра.

Фотографии люминесцирующего
экрана при отсутствии золотой фольги
в потоке α-частиц и при ее вне
Каждая вспышка вызывается
ударом α-частицы об экран

Альфа, бета, и гамма – частицы.
Вид излучения
Альфа-излучение
Бета-излучение
Гамма-излучение
Заряд частиц
Изображение

Альфа, бета, и гамма – частицы.
Вид излучения
Заряд частиц
Альфа-излучение Положительно заряженные частицы
Бета-излучение
Гамма-излучение
Изображение

Альфа, бета, и гамма – частицы.
Вид излучения
Заряд частиц
Альфа-излучение Положительно заряженные частицы
Бета-излучение
Гамма-излучение
Отрицательно заряженные частицы
Изображение

Альфа, бета, и гамма – частицы.
Вид излучения
Заряд частиц
Альфа-излучение Положительно заряженные частицы
Бета-излучение
Отрицательно заряженные частицы
Гамма-излучение
Нейтральные частицы
Изображение

Проникающая способность
радиоактивного излучения.
Вид излучения
Альфа-излучение
Бета-излучение
Гамма-излучение
Природа излучения
Проникающая
способность

Проникающая способность
радиоактивного излучения.
Вид излучения
Природа излучения
Альфа-излучение
Ядра атомов гелия
Бета-излучение
Гамма-излучение
Проникающая
способность

Проникающая способность
радиоактивного излучения.
Вид излучения
Природа излучения
Альфа-излучение
Ядра атомов гелия
Бета-излучение
Электроны.
Гамма-излучение
Проникающая
способность

Проникающая способность
радиоактивного излучения.
Вид излучения
Природа излучения
Альфа-излучение
Ядра атомов гелия
Бета-излучение
Электроны.
Гамма-излучение
Коротковолновое
электромагнитное
излучение
Проникающая
способность

Проникающая способность
радиоактивного излучения.
Вид излучения
Природа излучения
Альфа-излучение
Ядра атомов гелия
Бета-излучение
Электроны.
Гамма-излучение
Коротковолновое
электромагнитное
излучение
Проникающая
способность

Проникающая способность
радиоактивного излучения.
Вид излучения
Природа излучения
Проникающая
способность
Альфа-излучение
Ядра атомов гелия
Слой бумаги толщиной
0.1 мм непрозрачен
Бета-излучение
Электроны.
Гамма-излучение
Коротковолновое
электромагнитное
излучение

Проникающая способность
радиоактивного излучения.
Вид излучения
Природа излучения
Проникающая
способность
Альфа-излучение
Ядра атомов гелия
Слой бумаги толщиной
0.1 мм непрозрачен
Электроны.
Задерживает алюминиевая
пластина толщиной в
несколько мм
Бета-излучение
Гамма-излучение
Коротковолновое
электромагнитное
излучение

Проникающая способность
радиоактивного излучения.
Вид излучения
Природа излучения
Проникающая
способность
Альфа-излучение
Ядра атомов гелия
Слой бумаги толщиной
0,1 мм непрозрачен
Электроны.
Задерживает алюминиевая
пластина толщиной в
несколько мм
Коротковолновое
электромагнитное
излучение
Проникающая
способность больше,
чем у рентгеновского излучения
Бета-излучение
Гамма-излучение

ПРОВЕРИМ ТЕСТ
3. - излучение – это
1. Поток положительных частиц
2. Поток отрицательных частиц
3. Поток нейтральных частиц
4. - излучение – это
1. Поток положительных частиц
2. Поток отрицательных частиц
3. Поток нейтральных частиц

ПРОВЕРИМ ТЕСТ
3. - излучение – это
1. Поток положительных частиц
2. Поток отрицательных частиц
3. Поток нейтральных частиц
4. - излучение – это
1. Поток положительных частиц
2. Поток отрицательных частиц
3. Поток нейтральных частиц

ПРОВЕРИМ ТЕСТ
3. - излучение – это
1. Поток положительных частиц
2. Поток отрицательных частиц
3. Поток нейтральных частиц
4. - излучение – это
1. Поток положительных частиц
2. Поток отрицательных частиц
3. Поток нейтральных частиц

ПРОВЕРИМ ТЕСТ
5. - излучение – это
1. Поток положительных частиц
2. Поток отрицательных частиц
3. Поток нейтральных частиц
6. Что представляет собой - излучение?
1.
2.
3.
4.
Поток ядер гелия
Поток протонов
Поток электронов
Электромагнитные волны большой частоты

ПРОВЕРИМ ТЕСТ
5. - излучение – это
1. Поток положительных частиц
2. Поток отрицательных частиц
3. Поток нейтральных частиц
6. Что представляет собой - излучение?
1.
2.
3.
4.
Поток ядер гелия
Поток протонов
Поток электронов
Электромагнитные волны большой частоты

ПРОВЕРИМ ТЕСТ
5. - излучение – это
1. Поток положительных частиц
2. Поток отрицательных частиц
3. Поток нейтральных частиц
6. Что представляет собой - излучение?
1.
2.
3.
4.
Поток ядер гелия
Поток протонов
Поток электронов
Электромагнитные волны большой частоты

ПРОВЕРИМ ТЕСТ
7. Что представляет собой - излучение?
1. Поток ядер гелия
2. Поток протонов
3. Поток электронов
4. Электромагнитные волны большой частоты
6. Что представляет собой - излучение?
1.
2.
3.
4.
Поток ядер гелия
Поток протонов
Поток электронов
Электромагнитные волны большой частоты

ПРОВЕРИМ ТЕСТ
7. Что представляет собой - излучение?
1. Поток ядер гелия
2. Поток протонов
3. Поток электронов
4. Электромагнитные волны большой частоты
6. Что представляет собой - излучение?
1.
2.
3.
4.
Поток ядер гелия
Поток протонов
Поток электронов
Электромагнитные волны большой частоты

ПРОВЕРИМ ТЕСТ
7. Что представляет собой - излучение?
1. Поток ядер гелия
2. Поток протонов
3. Поток электронов
4. Электромагнитные волны большой частоты
6. Что представляет собой - излучение?
1.
2.
3.
4.
Поток ядер гелия
Поток протонов
Поток электронов
Электромагнитные волны большой частоты

Вопросы
1. В чем заключается открытие, сделанное Беккерелем в
1896г?
2. Кто из ученых занимался исследованием данных лучей?
3. Как и кем было названо явление самопроизвольного
излучения некоторыми атомами?
4. В ходе исследования явления радиоактивности, какие
неизвестные ранее химические элементы были открыты?
5. Что доказывает опыт Резерфорда?
6. Как были названы частицы, входящие в состав
радиоактивного излучения?
7. О чем свидетельствует явление радиоактивности?

Домашнее задание
§ 52 (старый учебник), § (новый учебник)
Ответьте на вопросы после параграфа.
Вопрос .
Почему опыт Резерфорда доказывает сложное строение
атома?

Читайте также: