Псевдорелигиозный экстремизм что это

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация. В статье обоснованы возможности психологической работы с адептами деструктивных религиозных и псевдопсихологических организаций; описаны методы депрограмирования и консультирования о выходе; определены способы вовлечения и удержания; найдены методы профилактики вовлечения в псевдорелигиозные и псевдопсихологические организации.

Сегодня в мире насчитывается более 2000 различных деструктивных организаций. Количество вовлеченных в эти организации достигает 1 млн. человек, 70 процентов из них это молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет. По данным статистики подобные организации наносят как физический, психологический вред адепту, используя различные методы вербовки и контроля сознания. Деструктивно эти организации влияют на социальный уклад, разрушают семейные взаимоотношения, отрицают макросоциальные ценности. Вследствие этого, актуальным и необходимым является исследование и анализ деятельности деструктивных организаций, поиск методов профилактики и работы с адептами.

Прежде чем перейти к анализу деятельности псевдорелигиозных и псевдопсихологических организаций, следует рассмотреть ключевые понятия.

Еще одним ключевым понятием для нас является профилактика вовлечения, т.е. система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих вербовку людей.

Феноменологию деструктивного влияния вышеназванных организации следует рассмотреть через призму этапов вовлечения и удержания адептов.

Акт вербовки и влияние на личность деятельности деструктивных организаций достаточно подробно изучены и описаны в работах Ф.Зимбардо, М.В.Вершинина, Е.Н.Волкова, Л.И.Григорьевой, И.Р.Григулевич, А.Л.Дворкина, Е.Мерзляковой, Ю.И.Полищук, Л.Н.Сыроваткина, В.Н.Чайкина, И.А.Чесноковой.

Обзор специальной литературы позволяет выделить наиболее распространенные методы вербовки в псевдорелигиозные и псевдопсихологические организации:

Во-первых, это методы проникновения в государственные и социальные структуры (внедрение адептов в структуры власти с целью получения доступа к общественному регулированию; проникновение в силовые ведомства; долговременно направленное внедрение адептов в образовательные учреждения; установление контроля над рядом средств массовой информации или создания своих СМИ; вовлечение в движение не только отдельных людей, но и целых социальных групп).

Изучение деятельности деструктивных организаций, позволяет охарактеризовать механизмы удержания адептов.

1.Лишение возможности протестовать или спорить, а также перегрузка информацией. Новичка постоянно снабжают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, чтобы не оставалось времени для рефлексии и критического осмысливания.

2.Изоляция от реальности, в итоге человек не может сверить информацию, которую ему предлагают. Варьируется от запрета на некоторое общение, чтение или просмотр некоторых источников информации до полной физической изоляции.

3.Подавление критичности мышления и стимулирование конформизма. Искажение языка через введение непонятных псевдонаучных или необъяснимых понятий.

4.Нейролингвистическое программирование (НЛП). Особый метод влияния на подсознание человека с помощью лингвистических структур.

7.Манипулирование слабостями. Слабости выявляются с помощью слежки, на исповедях и т.д. далее информация используется для установления контроля над личностью.

8.Организация эмоционального изнеможения и физической усталости у вербуемого. Семинары, лекции или тренинги, которые длятся целый день, запрет на сон, на полноценное питание, утомление монотонной длительной или тяжелой физической работой.

9.Создание искусственных внутрикультовых привязанностей при одновременном разрушении прежних (запрет на общение с несогласными родственниками; внутрикультовые свадьбы между малознакомыми людьми; родительско-детский или братско-сестринский стиль внутрикультового общения и т.д.)

10.Разрушение прежней личностной идентификации (смена имени, обобщенные внутрикультовые обращения, введение статусных имен вместо прежних и т.п.)

Очевидно, что пребывание сознания личности под контролем приводит к негативным последствиям. Ученые выделяют следующие: отставание в физическом и психическом развитии, фобии, потеря психологической силы, нарушение личностной идентичности, снижение способности критически рассуждать, прослеживаются психологические расстройства, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы, снижение уровня физического состояния, разрушение отношений с близкими друзьями, семьей, финансовый ущерб, преследование и получение угроз со стороны деструктивной организации, физическое и сексуальное насилие, в том числе в отношении женщин и детей, психологическое насилия над членами семьи, неправильное понимание функций государства, представление его как источника зла, что ведет к созданию или переходу в экстремистские террористические организации.

Изучение феноменологии деструктивных организаций дает основания для конструирования профилактики вовлечения людей в их ряды. Поиском методов профилактики занимались Э.Аронсон, Э.Р.Пратканис, Р.Р.Байрамкулова, Л.И.Винникова, Е.Н.Волков, А.Л.Дворкин, Е.Л.Доценко, В.Ю.Питанов, А.И. Хвыля-Олинтер и многие другие.

Исследователи деструктивных организаций установили следующие методы предупреждения вовлечения в деструктивные религиозные и псевдопсихологические организации.

Э. Аронсон, Э. Р. Пратканис в своей работе описали стратегии для снижения восприимчивости к тактикам убеждения:

- ознакомиться с видами убеждения, и разобрать какие являются моральными, а какие стоит считать незаконными;

- занять позицию, противостоящую позиции пропагандиста;

Байрамкулова Р.Р. выделила формы, методы и основные направления профилактики по предотвращению вовлечения в деструктивные организации на основе, которых была составлена модель, включающая следующие компоненты:

- психологическое просвещение (циклы лекций, бесед, комплекты специальной литературы);

- научно-исследовательская деятельность (изучение детерминант психологической устойчивости личности, составление психологических портретов членов деструктивных организаций, отбор и анализ методик психологической помощи и др.);

- тренинговые занятия со студентами, предрасположенными к влиянию деструктивных организаций по развитию у них субъектных качеств личности;

- индивидуальное консультирование [3, с.14].

Модель, которую разработала Р.Р.Байрамкулова, учитывает этнопсихологические особенности и факторы устойчивости личности.

Л.И.Винникова предлагает следующие варианты того как избежать манипулирования:

- критически анализировать информацию;

- принимать себя таким, каким ты есть, что делает внутренне вас сильнее, а значит и уязвимее от манипулятора.

По мнению В.Ю.Питанова для снижения привлекательности деструктивных организаций в стране, могут способствовать следующие действия:

- изучение и создание специальных исследовательских центров, где будут накапливать информацию о деструктивных организациях, и оповещать граждан об этой информации;

- дать четкое определение критериям, принципам и самому понятию социально-психологическому ущербу, который наносит в деструктивных организациях;

- обеспечение государственной поддержки мер профилактики психологического насилия.

- создать базу данных, которая бы содержала информацию обо всех известных деструктивных организациях;

- противодействие деструктивным организациям на международном уровне;

- создание в сети Интернет антисектантских информационных ресурсов.

- контроль за деятельность чиновников, которые поддерживают деструктивные организации;

- проведение открытой государственной политики в отношении религиозных организаций.

В настоящее время получили наиболее широкое распространение три метода психологической работы с адептом.

Стоит отметить, что большое количество исследователей предлагает приемы предупреждения вовлечения в деструктивные религиозные и псевдорелигиозные организации [4], но до сих пор в работах не был выявлен самый эффективный.

Считаем, что при поиске эффективных способов противодействия вовлечению в деструктивные организации следует причислять к таковым не только псевдорелигиозные и псевдопсихологические культы, но и родственные по своей сути экстремистские объединения.

1. Михель И. Исцеление от рая: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости/ Под науч. ред. Е. Н. Волкова. – СПб.: Речь, 2008. – 392 с.

2. Дворкин А. Л. Введение в сектоведение. – Н. Новгород, 1998.

3. Байрамкулова Р.Р. Субъектность личности как детерминанта устойчивости студентов к влиянию деструктивных организаций [Текст] : автореф. дис. . канд. психол. наук / Р.Р. Байрамкулова. – Ставрополь, 2005. – 21 с.

Читайте также: