Противодействие коррупции как фактор экономической безопасности организации

Обновлено: 07.07.2024


Экономическая безопасность. Противодействие экономическим угрозам и коррупции.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение в социально-экономическое обоснование проблемы.

Проблема экономической безопасности в России.

-идентификация и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;[1]

-создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

-управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и в чрезвычайных ситуациях;

-осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

-участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ. Правительство РФ в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее регионов. Среди основных элементов сил обеспечения безопасности следует выделить Вооруженные Силы; федеральные органы безопасности; органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности представителей законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу; органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленнос ти, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; таможни; природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.[6]

Угрозы экономической безопасности России

В настоящее время множество стран, в том числе и Россия столкнулись с таким явлением, как экономический кризис. За счет этого повысился уровень экономической нестабильности в нашей стране, что привело к образованию новых серьезных экономических угроз .

Под угрозой безопасности будем понимать совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Угрозы возникают в результате целенаправленных или неосознанных действий людей, органов власти и управления, других звеньев экономики, а также природных процессов. Источники угроз могут образовываться в ходе неблагоприятного развития экономических, социальных, политических и других процессов во внешней или внутренней среде рассматриваемой системы или хозяйствующего субъекта.

Стратегия экономической безопасности России призвана предотвратить кризисные явления в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах и не допустить снижение качества жизни граждан. Стратегия предусматривает совершенствование механизма ответных мер на антироссийские санкции Запада.

На основании стратегии будет формироваться государственная политика по обеспечению экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.

Проблема коррупции в современной России

Коррупция, как форма социального и экономического взаимодействия, является сложным, многофункциональным явлением, имеющем собственную природу, обладающем динамикой, структурой и значительными масштабами. Коррупция в России стала одним из наиболее опасных явлений для общества и государства в последнее десятилетие.

Чаще всего под коррупцией понимают действия, в ситуации, когда должностное лицо принимает противоправное решение в корыстных интересах. Из этого противоправного действия извлекает выгоду некоторая вторая сторона, например, фирма или холдинг, корпорация, которые, благодаря этому решению, получают государственный заказ или бюджетные деньги вопреки установленной процедуре, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от заинтересованной стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

В марте 2015 года по подозрению в получении крупной взятки был арестован губернатор Сахалина, у которого было изъято около 1 млрд рублей наличными. 9 марта того же года Владимир Путин утвердил поправки в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, снижающие минимальные штрафы за получение и дачу взятки.

Летом 2016 года в Уголовном кодексе наказание за получение и дачу взятки было значительно смягчено: получение и дача взятки на сумму до 10 тыс. руб. выделено в отдельный нетяжкий состав (ст. 291.2, которая предусматривает максимальное наказание до 1 года лишения свободы или иные виды наказания) .

Сейчас существует индекс восприятия коррупции, где страны набирают определенное количество баллов, по которым можно судить об уровне коррупции в стране.

Индекс восприятия коррупции (Рисунок 1) — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он составляется на основании опросов экспертов и , проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года. Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль - самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - самый низкий.

Читайте также: