Против какой страны фактически была направлена российская декларация о вооруженном нейтралитете 1780

Обновлено: 02.07.2024

В 1778 г. Россия предложила Дании совместно обеспечивать охрану торговых судов, следовавших в русские порты на Балтике. Затем в 1779 г. Россия, Дания и Швеция, не вступая в формальный военный союз, направили воюющим государствам: Англии, Франции и Испании - заявление о принятых ими совместно мерах по защите торговых судов нейтральных стран. В подкрепление этой декларации они послали небольшие эскадры боевых кораблей своих флотов, в задачу которых входил эскорт коммерческих судов и предотвращение их захвата кораблями британского флота.

 нейтральные корабли могут свободно плавать у берегов воюющих держав;

 предметами военной контрабанды признаются только оружие и различное военное снаряжение;

 блокированным считается лишь порт, вход в который затруднен в связи с действиями военно-морских сил воюющих держав.

В том же году Россия заключила с Данией и Швецией конвенцию, в которой были подтверждены указанные принципы. Участники конвенции также объявили о закрытии Балтийского моря для военных кораблей воюющих держав и о взаимном обязательстве защищать провозглашенные принципы.

В частности, было введено требование о специальном оповещении нейтральных судов об установлении блокады какого-либо порта с тем, чтобы таким образом получить право обвинять идущие в него нейтральные суда в нарушении блокады. Закреплено также признание принципа, что нейтральные суда, следующие под конвоем нейтрального военного корабля, не могут быть подвергнуты досмотру, если командир конвоя заявит, что на них нет контрабанды.

Акции такого рода имели место как в XIX в., так и значительно ближе к нашим дням - в XX столетии. Вот некоторая иллюстрация.

В XIX в. российские военно-морские силы провели две экспедиции, получившие тогда большой международный резонанс: в Босфор в 1833 г. и в Северную Америку в 1863-1864 гг.

Как известно, в начале 30-х годов XIX в. Турция переживала тяжелый политический кризис, вызванный восстанием египетского паши Мехмеда Али, войска которого вторглись на территорию Малой Азии и приближались к Стамбулу. Тогда, в феврале-апреле 1833 г., по просьбе турецкого султана Махмуда II, в Босфор прибыли три эскадры боевых кораблей российского флота под командованием адмиралов М.П.Лазарева, М.Н.Кумани и И.О.Стожевского (всего 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 2 корвета, несколько транспортов с 11 тыс. солдат морской пехоты). Русский экспедиционный корпус высадился на берег и занял позиции в районе Стамбула.

Российские военно-морские силы, однако, не начали боевых действий против войск Мехмеда Али, ограничившись демонстрацией военной мощи. Но этого оказалось достаточно, чтобы побудить египетского пашу приостановить свое наступление и вступить в переговоры с правительством султана.

Разумеется, заключение Ункяр-Искелесийского договора вызвало резкое недовольство и замешательство ряда европейских держав, прежде всего Англии и Франции. Британская и французская дипломатия в последующие годы предприняли немалые усилия для того, чтобы Турция и Россия отказалась от этого договора. И западным державам удалось добиться желаемого в 1841 г. при заключении Лондонской морской конвенции.

Другая экспедиция российского флота была осуществлена в 1863-1864 гг. в Северную Америку, в американские порты - Нью-Йорк и Сан-Франциско.

Необходимо однако подчеркнуть, что сама Россия в тот момент пребывала в достаточно сложном международном положении. Прошло всего несколько лет после ее поражения в Крымской войне и заключения невыгодного для нее Парижского трактата, который, в частности, лишил нашу страну права иметь военно-морские силы на Черном море.

Кроме того, внутри страны проводилась глубокая и важная социальная реформа - освобождение крестьян от крепостной зависимости, которая не всегда проходила просто и гладко. На российских западных рубежах, в русской части Польши и в Литве, вспыхнуло вооруженное восстание, имевшее целью отделить эти земли от России. В очередной раз польские инсургенты создавали для некоторых держав Запада повод для вмешательства в русские дела. Правительство России должно было тогда считаться с возможностью новой прямой военной интервенции против нашей страны, в частности, со стороны ее бывших противников в Крымской войне, которая в Западной Европе была известна как Великая Восточная война.

С учетом сложности международной обстановки поход российских эскадр, естественно, готовился в глубокой тайне. Особенно это относилось к балтийской эскадре, которой предстояло пройти через моря северной Европы, в том числе, обогнуть Британские острова с севера, максимально избегая встреч с английскими кораблями.

Экипажи кораблей, даже командиры, не знали о конечных целях похода, секретные пакеты с предписаниями должны были быть вскрыты через несколько суток после выхода с базы. Адмирал Лесовский прибыл на свой флагманский корабль скрытно и в момент выхода в море на нем, вопреки правилам, не был поднят адмиральский флаг. Из-за режима повышенной секретности эскадра отказалась даже от доставки свежего продовольствия на корабли.

За девять месяцев пребывания русских эскадр в американских портах в ходе боевых операций в войне между Севером и Югом обозначился перелом в пользу северян. Одновременно в Европе после успешных операций русских войск в Польше уменьшилась опасность военной интервенции против России. Поэтому в июне 1864 г. русские корабли вернулись в родные порты.

Предгрозовые 30-е годы справедливо видятся многим историкам как период неумолимого вползания международного сообщества в новую мировую войну, когда в Европе и в Азии возникли очаги военной опасности в лице нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии, развернувших бешеную гонку вооружений и проводивших агрессивную внешнюю политику. В этой ситуации Советский Союз, объективно заинтересованный в мире для продолжения поступательного экономического развития страны, прилагал немалые усилия для сохранения мира на своих западных и восточных рубежах - в Европе и в Азии.

После победы на всеобщих парламентских выборах в Испании в феврале 1936 к власти в этой стране пришло правительство Народного Фронта. Однако уже в июле того же года в Испании вспыхнул вооруженный мятеж, во главе которого стояла группа генералов, из которых в конечном итоге выделился единоличный диктатор - генерал Ф.Франко. Началась кровопролитная трехлетняя гражданская война в стране за Пиренеями, которая серьезно повлияла на развитие ситуации на Европейском континенте в целом.

Посол СССР в Лондоне 22 октября 1936 г. направил в британский Форин офис ноту, в которой содержался призыв к признанию права испанского правительства на закупку вооружений. В ней также содержалось предупреждение о том, что в противном случае Советский Союз не будет считать себя связанным соглашением о невмешательстве в большей мере, чем другие участники соглашения. Таким образом, СССР официально оставил за собой свободу рук в вопросе об оказании помощи Испанской республике. В ответ британские власти поторопились обвинить СССР в нарушении принципов невмешательства.

Кроме того, летом 1937 г. в Восточной Азии усиливалась военная угроза на восточных рубежах нашей страны. Речь шла о втором этапе японской агрессии против Китая (первый - это оккупация японскими милитаристами Северо-Востока этой страны - Маньчжурии в 1931 г.).

В июле 1937 г. войска Японии, опираясь на свои базы на оккупированной территории Китая, начали массированное наступление на юг страны. В ближайшие месяцы японской армии удалось захватить значительные пространства в приморских провинциях в центре Китая, включая такие города, как Пекин, Тяньцзин, Шанхай, Учан и др.

Советское правительство, как подтвердили события последующих лет, вполне обоснованно усмотрело в действиях милитаристской Японии непосредственную угрозу нашей безопасности. Сражающемуся Китаю была оказана разнообразная помощь, включая политико-дипломатическую поддержку и поставки оружия. С целью создания более благоприятных политических условий для этого по инициативе Москвы 21 августа 1937 г. был подписан советско-китайский договор о ненападении. Китай также получил от СССР значительные кредиты - 100 млн. долл. в 1938 г. и 150 млн. в 1939 г.

Учитывая, что японские войска первоначально обладали полным превосходством в воздухе, особо важное значение имели поставки Китаю советских боевых самолетов и посылка летчиков-добровольцев, которые многое сделали для защиты китайских городов от ударов японской авиации. В конечном итоге, японское наступление в Китае захлебнулось и милитаристская Япония оказалась втянутой в затяжной военный конфликт в условиях нарастающего сопротивления со стороны китайского населения.

Международный кризис вокруг проблемы Суэцкого канала возник после того, как Англия и Франция, к которым примкнул Израиль, не добившись от египетского правительства отказа от национализации канала, ранее контролировавшегося англо-французскими корпорациями, предприняли в конце октября 1956 г. прямые военные акции против Египта в районе Порт-Саида и на Синайском полуострове.

Советский Союз направил два выдержанных в самых жестких тонах послания правительствам Англии, Франции и Израиля (5 и 15 ноября), потребовав прекращения военных действий и немедленного вывода войск с египетской территории. Дипломатический демарш был подкреплен посылкой в восточное Средиземноморье, в район Порт-Саида отряда боевых кораблей советских ВМС.

Решительная позиция Москвы, неблагоприятная в целом международная реакция, включая отказ Вашингтона активно поддержать своих союзников в этой Суэцкой авантюре, вскоре заставили англичан и французов, а затем и израильтян пойти на попятную. 7 ноября боевые действия в районе Порт-Саида были приостановлены, а 22 ноября 1956 г. войска Англии и Франции покинули территорию Египта. В марте 1957 г. под нажимом со стороны ООН вывел свои войска с Синая и Израиль.

В дополнение к своим советникам и инструкторам США после этого инцидента направили в Южный Вьетнам воинские контингенты своих вооруженных сил. В 1965 г. численность американских войск во Вьетнаме составила 185 тыс. чел., достигнув своего максимума в 1969 г. - 543,4 тыс. чел. С февраля 1965 г. США стали переносить военные действия на Северный Вьетнам - Демократическую Республику Вьетнам, начав воздушные бомбардировки приграничных районов ДРВ, а затем распространив их на всю территорию республики. По существу американцы осуществляли против ДВР неограниченную воздушную войну, применяя, в нарушение законов войны, такие средства, как напалм и фосфорсодержащие ядохимикаты.

США не удалось сломить волю вьетнамского народа к победе, и в начале 1973 г. Вашингтону пришлось пойти на заключение в Париже соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме при полном выводе американских войск из этой страны.

С самого начала Советский Союз оказывал Вьетнаму многообразную помощь, которая включала дипломатическую поддержку на мировой арене, в том числе в ООН, а также поставки вооружений, подготовку специалистов и т.д. Особо важное значение имели для Вьетнама советские средства противовоздушной обороны. Именно с их помощью вьетнамские вооруженные силы сумели нанести значительный урон агрессору, сбив большое число американских боевых самолетов, в том числе бомбардировщиков Б-52.

Она вполне отвечает положениям статьи 51 Устава ООН (относительно права любого государства на индивидуальную и коллективную оборону), равно как и таким основополагающим принципам международных отношений, как неприменение силы, разрешение споров мирными средствами, невмешательство во внутренние дела, взаимное сотрудничество и суверенное равенство государств.

В условиях, когда на рубеже XXI в. в международных отношениях наблюдаются попытки пересмотреть дефакто основы международного права, в первую очередь Устав ООН, по-существу отбросив то, что было наработано в нем за последние десятилетия, овладение опытом истории дипломатии и внешней политики нашей страны представляет не только научный, но и действительно практический интерес.

Опасность возникновения новой конфронтации с НАТО, причем при крайне неблагоприятном соотношении сил, побуждает обратиться к такому опыту российской и советской внешней политики, когда удавалось выходить с честью из весьма сложных международных ситуаций, обеспечивая при этом защиту национальных интересов нашей страны.

Как мы видим, Россия была не безучастна относительно Америки и её борьбы за независимость. Важнейшим международным актом, принятым Екатериной II в связи с войной, стала декларация о вооружённом нейтралитете, принятая 28 февраля (10 марта) 1780 года.

28 февраля (11 марта) 1779 года об этих действиях было сообщено правительствам Англии и Франции [11, С.59-60].

Всё же, несмотря на то, что Россия подчёркивала свой строжайший нейтралитет, действия её носили несколько антианглийскую окраску. Такое можно объяснить тем, что слишком сильное положение Британии и слишком мощный её флот позволяли диктовать этой державе свои условия судам всех остальных стран.

В декларации указывалось:

1) нейтральные суда могут свободно посещать порты воюющих держав;




2) собственность воюющих держав на нейтральных судах, за исключением военной контрабанды, пропускается неприкосновенно;

3) военной контрабандой признаются только предметы, перечисленные 10-й и 11-й статьями договора России с Англией 1766 года (т. е. оружие, военные припасы и пр.);

4) под определение блокируемого порта подпадает лишь порт, вход в который фактически затруднен военно-морскими силами;

5) эти принципы будут служить правилом в определении законности призов [11, С.59-60].

Провозглашение вооруженного нейтралитета имело огромное международное значение: отныне устанавливались твердые международные правила, обеспечивающие безопасность морской торговли нейтральных держав во время войны. В период с 1780 по 1783 годы к декларации присоединились практически все нейтральные страны Европы, что было официально оформлено соответствующими соглашениями. Франция и Испания так же признали выдвинутые Россией принципы.

Почему же был принят этот акт? Считается, что провозглашение вооруженного нейтралитета явилось естественным результатом предшествующих событий и что внутренние интересы самой России, совпадавшие в то время с общими принципами знаменитой декларации, были причиной ее провозглашения.

В целом провозглашение декларации о вооруженном нейтралитете в 1780 г. и образование в дальнейшем лиги нейтральных стран во главе с Россией имели в истории международных отношений того периода первостепенное значение. Декларация Екатерины II, направленная по своей сути против морского деспотизма Великобритании, была выгодна для всех других государств, и особенно для Соединенных Штатов. Не случайно поэтому ее приветствовали руководители молодой республики, а Континентальный конгресс официально одобрил провозглашенные Россией принципы. В дальнейшем, на протяжении многих десятилетий, защита прав нейтрального мореплавания стала прочной основой русско-американского сближения.

В этой связи главной целью было стремление укрепить международный авторитет России и придать большее значение ее мирной инициативе.

Переговоры завершились подписанием договоров в 1783 году между Англией, с одной стороны, и США, Францией, Испанией и Голландией — с другой. Но какова же была роль России в этой истории, особенно на ранних этапах?

Некоторые историки считают, что предложение мирного посредничества было направлено против независимости восставших Штатов. Однако Панин, предлагая в неофициальном ещё порядке посредничество, был уверен, что Англия колонии вернуть уже не сможет. Однако, для того чтобы обеспечить независимость Америки, не ущемляя при этом гордости Великобритании, следовало, по его мнению, первоначально заключить перемирие, после чего можно бы было запросить каждую из колоний в отдельности относительно того, желает ли она сохранить свою независимость. Анализируя слова Панина, можно сделать вывод, что руководитель российского ведомства иностранных дел выступает за предоставление американцам независимости.

3. Для того чтобы мирным переговорам не помешали какие-либо неожиданные обстоятельства, связанные с военными действиями, предлагалось заключение общего перемирия сроком на один год, во время которого сохранялось статус-кво.

В Соединенных Штатах к русско-австрийским предложениям отнеслись в целом положительно, и 15 июля 1781 г. Континентальный конгресс предоставил американским представителям в Европе Дж. Адамсу, Б. Франклину, Дж. Джею, Г. Лоренсу и Т. Джефферсону полномочия на принятие посредничества Екатерины II и императора Священной Римской империи. Представителям США были высланы также полномочия на проведение переговоров о мире и соответствующие инструкции.

Стало ясно, что переговоры возможны только с представителями одного суверенного государства — Соединенных Штатов Америки [2, С.76].

Итак, общая обстановка в 1781 году мало благоприятствовала успеху предложений о мирном посредничестве.

Наиболее решительные из русских дипломатов, и в первую очередь Д. А. Голицын, еще в начале 1781 года предлагали оказать на Англию прямое военное давление. Если соображения Голицына могли бы быть осуществлены, то посредничество обязательно бы было предложено императрице. В этом случае мир был бы заключен на справедливых и разумных условиях и, следовательно, выгодных и приятных для остальных государств Европы.

Переписка о мирном посредничестве велась одновременно с переговорами о заключении союзного договора с Австрией. В дальнейшем, по мере того как возрастало внимание царского правительства к восточным делам, союзу с Австрией и присоединению Крыма, уменьшалась его заинтересованность в мирном посредничестве в европейских и американских делах. К тому же реально все нити посредничества были сосредоточены в Вене, а затем в Париже, где русское влияние оказалось довольно ограниченным.

Вместе с тем факт выдвижения Н. И. Паниным конкретного плана мирного посредничества и последующие неоднократные выступления русского правительства в пользу заключения мира не могли не способствовать открытию прямых переговоров и окончательному мирному урегулированию [2, С.79].

К 500-летию открытия Америки

Н. Н. БОЛХОВИТИНОВ

Россия открывает Америку. 1732-1799

ВООРУЖЕННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ
И ПРЕДЛОЖЕНИЕ МИРНОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА (1780-1781)

Важнейшим международным актом, предпринятым Россией в связи с войной, которую Великобритания вела с Соединенными Штатами и европейскими державами, явилось провозглашение 28 февраля (10 марта) 1780 г. декларации о вооруженном нейтралитете.

В мае 1778 г. вооруженный двадцатью орудиями и с экипажем в 150 человек американский капер отправился к мысу Нордкап, где захватил восемь британских судов, а затем еще пять в английском канале (пролив Ла-Манш). Возникла угроза торговле Великобритании с Россией через Архангельск, которая осуществлялась в основном на английских судах. Воспользовавшись этим случаем, британский посланник в С.-Петербурге Джеймс Гаррис постарался заручиться поддержкой царского правительства. В следующем, 1779 г. в Северное море была послана русская эскадра. На первый I взгляд действия России могут показаться направленными против восставших колонистов. Именно так оценивает их Д. Гриффитс.

Хотя на словах русское правительство подчеркивало свою беспристрастность и нейтралитет, на практике действия России приобретали антианглийскую направленность, так как Великобритания с ее сильным морским флотом стремилась диктовать свои условия судам всех остальных стран.

В декларации указывалось:

1) нейтральные суда могут свободно посещать порты воюющих держав;

2) собственность воюющих держав на нейтральных судах, за исключением военной контрабанды, пропускается неприкосновенно;

3) военной контрабандой признаются только предметы, перечисленные 10-й и 11-й статьями договора России с Англией 1766 г. (т. е. оружие, военные припасы и пр.);

4) под определение блокируемого порта подпадает лишь порт, вход в который фактически затруднен военно-морскими силами;

5) эти принципы будут служить правилом в определении законности призов9.

Провозглашение вооруженного нейтралитета имело огромное международное значение: отныне устанавливались твердые международные правила, обеспечивающие безопасность морской торговли нейтральных держав во время войны.

В период с 1780 по 1783 г. к декларации присоединились практически все нейтральные страны Европы, что было официально оформлено соответствующими соглашениями. Франция и Испания так же признали выдвинутые Россией принципы.

Истории вооруженного нейтралитета, происхождению принципов декларации России и их значению посвящена обширная литература - книги и документальные публикации немецких, французских, английских, датских, американских и других зарубежных (не говоря уже о русских!) авторов, среди которых можно встретить государственных деятелей, ученых-историков, юристов, профессиональных дипломатов и т. д.

И тем не менее проблемы, связанные с историей и значением вооруженного нейтралитета, все еще остаются не вполне ясными. Самые разноречивые взгляды высказывались, в частности, по вопросу об авторе знаменитого акта 1780 г. В числе главных претендентов называли Н. И. Панина, Екатерину II, Ф. У. Т. Эпинуса, датского министра иностранных дел графа X. Бернсторфа, прусского короля Фридриха II, министра иностранных дел Франции Верженна и др. В свое время фон Дом и граф Герц выдвинули версию о том, что провозглашение вооруженного нейтралитета было чуть ли не случайным актом, результатом дворцовой интриги и соперничества графа Панина и князя Потемкина10. Что касается Екатерины II, то она, по их мнению, так мало понимала действительное значение составленной по инициативе Панина декларации, что полагала, будто последняя провозглашается в интересах Англии (?!)11.

Однако еще в старых работах русских авторов (В. Лешков, В. Даневский и др.) справедливо отмечалось, что провозглашение вооруженного нейтралитета явилось естественным результатом предшествующих событий и что внутренние интересы самой России, совпадавшие в то время с общими принципами знаменитой декларации, были причиной ее провозглашения12.

Морская торговля России во второй половине XVIII в. находилась в основном в руках английского купечества и производилась на британских судах. Естественным стремлением России было освободиться от чрезмерной английской опеки и поощрять развитие собственного и нейтрального мореплавания. В 1775 г. во внешней торговле использовалось 414 кораблей (из них 17 русских и 236 английских), а в 1787 г. - уже 2015 кораблей (в том числе 141 русский и 767 английских)13.

Следует также учитывать, что принципы декларации 1780 г. не были чем-то совершенно новым: многие из них уже ранее встречались в договорных актах (характерно, что в самой декларации имеется ссылка на торговый договор с Англией 1766 г.), дипломатической переписке, трудах ученых-юристов и т. д. Известно, например, что ответ графа Бернсторфа русскому правительству от 29 сентября 1778 г. по вопросу о защите морского судоходства в соответствии с определенной системой принципов основывался на материалах, представленных в МИД Дании известным юристом Максом Хюбнером14.

Несмотря на тщательность проведенных исследований и обилие упоминаемых в литературе лиц, которым приписываются большие, а иногда исключительные заслуги в подготовке провозглашения вооруженного нейтралитета, действительная роль отдельных деятелей (например, Ф. У. Т. Эпинуса) до настоящего времени остается не вполне ясной. Мало известно также об участии П. Бакунина в непосредственной подготовке проекта декларации, хотя на этот счет, как и в случае с Эпинусом, имеются свидетельства современников, в том числе С. Р. Воронцова и самой Екатерины II 20. Долгое время вне поля зрения ученых оставалась и деятельность русского посланника в Гааге Д. А. Голицына21. Между тем ему принадлежит хотя и не решающая, но все же довольно существенная роль как в подготовке провозглашения вооруженного нейтралитета, так и особенно в установлении первых русско-американских дипломатических контактов22.

Находясь в Гааге, Голицын систематически поддерживал контакты с американскими агентами, сначала с Ш. Дюма, а затем с Дж. Адамсом, переписывался с Б. Франклином и даже получил позднее выговор из С.-Петербурга за пересылку портрета Дж. Вашингтона, который Екатерина распорядилась вернуть обратно24. В мае 1782 г. ему было также дано строгое предписание воздерживаться от официального признания Адамса как американского посланника25.

В отличие от многих своих коллег - тупых и самодовольных царских сановников - Д. А. Голицын не только придерживался самостоятельных взглядов по ряду вопросов, но и систематически подавал советы в С.-Петербург Н. И. Панину, И. А. Остерману и самой Екатерине II (не говоря уже об А. М. Голицыне), что не часто встречается в дипломатической практике того времени.

Нам трудно окончательно судить о степени влияния Голицына на провозглашение русским правительством вооруженного нейтралитета. Во всяком случае его советы не могли не содействовать развитию событий. Обратим внимание и на любопытное хронологическое совпадение: письмо Голицына от 7 (18) февраля 1780 г., как свидетельствует надпись на нем, было получено в С.-Петербурге 26 февраля (8 марта) 1780 г., а уже на следующий день, 27 февраля (9 марта), была одобрена знаменитая декларация о вооружённом нейтралитете. Русское правительство выступило инициатором создания лиги вооруженного нейтралитета для защиты торгового мореплавания.

Мы далеки от того, чтобы делать какие-либо категорические выводы из простого хронологического совпадения. Письмо Голицына явилось, так сказать, последней каплей, переполнившей уже заполненную до краев чашу. Нет сомнений также и в том, что деятельность Голицына в Гааге заслуживает специального внимания историков.

Исключительно высокую оценку декларации России давал Дж. Адамс, рассматривавший ее чуть ли не как более неприятный для Англии акт, чем объявление войны. В частности, в письме президенту Континентального конгресса США от 26 апреля 1780 г., основываясь на материалах английских газет и прений в парламенте, Адаме сообщал об огромном недовольстве в Англии провозглашением Россией вооруженного нейтралитета. Вместе с тем он считал, что исправление международного права, к которому стремится русское правительство, будет выгодно для всех стран, и особенно для Соединенных Штатов Америки30.

В целом провозглашение декларации о вооруженном нейтралитете в 1780 г. и образование в дальнейшем лиги нейтральных стран во главе с Россией имели в истории международных отношений того периода первостепенное значение. Декларация Екатерины II, направленная по своей сути против морского деспотизма Великобритании, была выгодна для всех других государств, и особенно для Соединенных Штатов. Не случайно поэтому ее приветствовали руководители молодой республики,. а Континентальный конгресс официально одобрил провозглашенные Россией принципы. В дальнейшем, на протяжении многих десятилетий, защита прав нейтрального мореплавания стала прочной основой русско-американского сближения.

Хотя история переговоров, завершившихся подписанием договоров между Англией, с одной стороны, и США, Францией, Испанией и Голландией - с другой, 1783 г., хорошо известна, их начальный период, и прежде всего роль России на раннем этапе сложной дипломатической борьбы, предшествовавшей открытию конкретных негоциаций, оставался не вполне ясным, как, известный авторитет по дипломатической истории войны за независимость профессор С. Ф. Бимис отмечал, что посредничество было, по существу, направлено против независимости Соединенных Штатов и привело бы к тому, что значительная часть их территории осталась бы в руках Великобритании40. Между тем внимательное ознакомление с содержанием мирных предложений русского правительства и обстоятельств, в ходе которых они были выдвинуты, позволяет оценить их объективное значение совсем по-иному.

В том, что царица во время частной аудиенции цинично рекомендовала британскому посланнику попытаться разъединить восставшие колонии, вообще говоря, нет ничего удивительного (действия монархов редко согласуются с моральными нормами). В данном случае, однако, важно другое: Екатерина II (не говоря уже о Панине) понимала, что победить восставших американцев силой оружия уже невозможно, и советовала англичанам как можно скорее заключить мир (при этом даже в представлении царицы часть колоний должна была получить независимость).

3. Для того чтобы мирным переговорам не помешали какие-либо неожиданные обстоятельства, связанные с военными действиями, предлагалось заключение общего перемирия сроком на один год, во время которого сохранялось статус-кво.

В Соединенных Штатах к русско-австрийским предложениям отнеслись в целом положительно, и 15 июля 1781 г. Континентальный конгресс предоставил американским представителям в Европе Дж. Адамсу, Б. Франклину, Дж. Джею, Г. Лоренсу и Т. Джефферсону полномочия на принятие посредничества Екатерины II и императора Священной Римской империи. Представителям США были высланы также полномочия на проведение переговоров о мире и соответствующие инструкции68.

Между тем в Европе американское представительство на мирных переговорах вызывало разногласия.

Во время бесед с французским послом в Вене бароном Бретейлем (Breteuil) австрийский канцлер предложил, чтобы каждый штат послал на конгресс своего собственного представителя. Хотя сначала посол отнесся к этой идее отрицательно, его шеф в Париже, памятуя о предложениях, сделанных в свое время Паниным, счел возможным последовать за австрийским канцлером. Верженн понимал, что такой образ действий был более приемлем для Великобритании, и считал, что, несмотря на разногласия, даже те штаты, которые были вновь захвачены англичанами, связаны обязательством добиваться своей независимости69.

«Пусть государыня императрица пошлет 20 своих кораблей, - писал русский посланник в Гааге Н. И. Панину 29 января (9 февраля) 1781 г. - Пусть Республика добавит 30 своих, а Швеция и Дания - еще 20. Пусть эта соединенная эскадра расположится вдоль побережья Голландии таким образом, чтобы голландские порты оставались у нее в тылу, и тем самым ей не придется ни рисковать, ни опасаться чего-либо. Пусть, помимо этого, полностью закроют Балтийское море для англичан, и можно смело держать пари, что, лишив их таким образом всякого рода припасов и снаряжения, можно будет образумить их. Чтобы окончательно склонить их к этому, можно было бы пригрозить выступить против них всеми этими силами.

Если эти соображения могут быть осуществлены, то, на мой взгляд, посредничество обязательно будет предложено императрице. В этом случае мир будет заключен на справедливых и разумных условиях и, следовательно, выгодных и приятных для остальных государств Европы.

1. При этом можно будет обеспечить свободу мореплавания и торговли для всех европейских наций.

2. Можно было бы заставить Англию принять новый морской кодекс для нейтральных государств, как это столь мудро придумала государыня императрица.

Переписка о мирном посредничестве велась одновременно с переговорами о заключении союзного договора с Австрией85. В дальнейшем, по мере того как возрастало внимание царского правительства к восточным делам, союзу с Австрией и присоединению Крыма, уменьшалась его заинтересованность в мирном посредничестве в европейских и американских делах. К тому же реально все нити посредничества были сосредоточены в Вене, а затем в Париже, где русское влияние оказалось довольно ограниченным.

Вместе с тем факт выдвижения Н. И. Паниным конкретного плана мирного посредничества и последующие неоднократные выступления русского правительства в пользу заключения мира не могли не способствовать открытию прямых переговоров и окончательному мирному урегулированию.

К 500-летию открытия Америки

Н. Н. БОЛХОВИТИНОВ

Россия открывает Америку. 1732-1799

ВООРУЖЕННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ
И ПРЕДЛОЖЕНИЕ МИРНОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА (1780-1781)

Важнейшим международным актом, предпринятым Россией в связи с войной, которую Великобритания вела с Соединенными Штатами и европейскими державами, явилось провозглашение 28 февраля (10 марта) 1780 г. декларации о вооруженном нейтралитете.

В мае 1778 г. вооруженный двадцатью орудиями и с экипажем в 150 человек американский капер отправился к мысу Нордкап, где захватил восемь британских судов, а затем еще пять в английском канале (пролив Ла-Манш). Возникла угроза торговле Великобритании с Россией через Архангельск, которая осуществлялась в основном на английских судах. Воспользовавшись этим случаем, британский посланник в С.-Петербурге Джеймс Гаррис постарался заручиться поддержкой царского правительства. В следующем, 1779 г. в Северное море была послана русская эскадра. На первый I взгляд действия России могут показаться направленными против восставших колонистов. Именно так оценивает их Д. Гриффитс.

Хотя на словах русское правительство подчеркивало свою беспристрастность и нейтралитет, на практике действия России приобретали антианглийскую направленность, так как Великобритания с ее сильным морским флотом стремилась диктовать свои условия судам всех остальных стран.

В декларации указывалось:

1) нейтральные суда могут свободно посещать порты воюющих держав;

2) собственность воюющих держав на нейтральных судах, за исключением военной контрабанды, пропускается неприкосновенно;

3) военной контрабандой признаются только предметы, перечисленные 10-й и 11-й статьями договора России с Англией 1766 г. (т. е. оружие, военные припасы и пр.);

4) под определение блокируемого порта подпадает лишь порт, вход в который фактически затруднен военно-морскими силами;

5) эти принципы будут служить правилом в определении законности призов9.

Провозглашение вооруженного нейтралитета имело огромное международное значение: отныне устанавливались твердые международные правила, обеспечивающие безопасность морской торговли нейтральных держав во время войны.

В период с 1780 по 1783 г. к декларации присоединились практически все нейтральные страны Европы, что было официально оформлено соответствующими соглашениями. Франция и Испания так же признали выдвинутые Россией принципы.

Истории вооруженного нейтралитета, происхождению принципов декларации России и их значению посвящена обширная литература - книги и документальные публикации немецких, французских, английских, датских, американских и других зарубежных (не говоря уже о русских!) авторов, среди которых можно встретить государственных деятелей, ученых-историков, юристов, профессиональных дипломатов и т. д.

И тем не менее проблемы, связанные с историей и значением вооруженного нейтралитета, все еще остаются не вполне ясными. Самые разноречивые взгляды высказывались, в частности, по вопросу об авторе знаменитого акта 1780 г. В числе главных претендентов называли Н. И. Панина, Екатерину II, Ф. У. Т. Эпинуса, датского министра иностранных дел графа X. Бернсторфа, прусского короля Фридриха II, министра иностранных дел Франции Верженна и др. В свое время фон Дом и граф Герц выдвинули версию о том, что провозглашение вооруженного нейтралитета было чуть ли не случайным актом, результатом дворцовой интриги и соперничества графа Панина и князя Потемкина10. Что касается Екатерины II, то она, по их мнению, так мало понимала действительное значение составленной по инициативе Панина декларации, что полагала, будто последняя провозглашается в интересах Англии (?!)11.

Однако еще в старых работах русских авторов (В. Лешков, В. Даневский и др.) справедливо отмечалось, что провозглашение вооруженного нейтралитета явилось естественным результатом предшествующих событий и что внутренние интересы самой России, совпадавшие в то время с общими принципами знаменитой декларации, были причиной ее провозглашения12.

Морская торговля России во второй половине XVIII в. находилась в основном в руках английского купечества и производилась на британских судах. Естественным стремлением России было освободиться от чрезмерной английской опеки и поощрять развитие собственного и нейтрального мореплавания. В 1775 г. во внешней торговле использовалось 414 кораблей (из них 17 русских и 236 английских), а в 1787 г. - уже 2015 кораблей (в том числе 141 русский и 767 английских)13.

Следует также учитывать, что принципы декларации 1780 г. не были чем-то совершенно новым: многие из них уже ранее встречались в договорных актах (характерно, что в самой декларации имеется ссылка на торговый договор с Англией 1766 г.), дипломатической переписке, трудах ученых-юристов и т. д. Известно, например, что ответ графа Бернсторфа русскому правительству от 29 сентября 1778 г. по вопросу о защите морского судоходства в соответствии с определенной системой принципов основывался на материалах, представленных в МИД Дании известным юристом Максом Хюбнером14.

Несмотря на тщательность проведенных исследований и обилие упоминаемых в литературе лиц, которым приписываются большие, а иногда исключительные заслуги в подготовке провозглашения вооруженного нейтралитета, действительная роль отдельных деятелей (например, Ф. У. Т. Эпинуса) до настоящего времени остается не вполне ясной. Мало известно также об участии П. Бакунина в непосредственной подготовке проекта декларации, хотя на этот счет, как и в случае с Эпинусом, имеются свидетельства современников, в том числе С. Р. Воронцова и самой Екатерины II 20. Долгое время вне поля зрения ученых оставалась и деятельность русского посланника в Гааге Д. А. Голицына21. Между тем ему принадлежит хотя и не решающая, но все же довольно существенная роль как в подготовке провозглашения вооруженного нейтралитета, так и особенно в установлении первых русско-американских дипломатических контактов22.

Находясь в Гааге, Голицын систематически поддерживал контакты с американскими агентами, сначала с Ш. Дюма, а затем с Дж. Адамсом, переписывался с Б. Франклином и даже получил позднее выговор из С.-Петербурга за пересылку портрета Дж. Вашингтона, который Екатерина распорядилась вернуть обратно24. В мае 1782 г. ему было также дано строгое предписание воздерживаться от официального признания Адамса как американского посланника25.

В отличие от многих своих коллег - тупых и самодовольных царских сановников - Д. А. Голицын не только придерживался самостоятельных взглядов по ряду вопросов, но и систематически подавал советы в С.-Петербург Н. И. Панину, И. А. Остерману и самой Екатерине II (не говоря уже об А. М. Голицыне), что не часто встречается в дипломатической практике того времени.

Нам трудно окончательно судить о степени влияния Голицына на провозглашение русским правительством вооруженного нейтралитета. Во всяком случае его советы не могли не содействовать развитию событий. Обратим внимание и на любопытное хронологическое совпадение: письмо Голицына от 7 (18) февраля 1780 г., как свидетельствует надпись на нем, было получено в С.-Петербурге 26 февраля (8 марта) 1780 г., а уже на следующий день, 27 февраля (9 марта), была одобрена знаменитая декларация о вооружённом нейтралитете. Русское правительство выступило инициатором создания лиги вооруженного нейтралитета для защиты торгового мореплавания.

Мы далеки от того, чтобы делать какие-либо категорические выводы из простого хронологического совпадения. Письмо Голицына явилось, так сказать, последней каплей, переполнившей уже заполненную до краев чашу. Нет сомнений также и в том, что деятельность Голицына в Гааге заслуживает специального внимания историков.

Исключительно высокую оценку декларации России давал Дж. Адамс, рассматривавший ее чуть ли не как более неприятный для Англии акт, чем объявление войны. В частности, в письме президенту Континентального конгресса США от 26 апреля 1780 г., основываясь на материалах английских газет и прений в парламенте, Адаме сообщал об огромном недовольстве в Англии провозглашением Россией вооруженного нейтралитета. Вместе с тем он считал, что исправление международного права, к которому стремится русское правительство, будет выгодно для всех стран, и особенно для Соединенных Штатов Америки30.

В целом провозглашение декларации о вооруженном нейтралитете в 1780 г. и образование в дальнейшем лиги нейтральных стран во главе с Россией имели в истории международных отношений того периода первостепенное значение. Декларация Екатерины II, направленная по своей сути против морского деспотизма Великобритании, была выгодна для всех других государств, и особенно для Соединенных Штатов. Не случайно поэтому ее приветствовали руководители молодой республики,. а Континентальный конгресс официально одобрил провозглашенные Россией принципы. В дальнейшем, на протяжении многих десятилетий, защита прав нейтрального мореплавания стала прочной основой русско-американского сближения.

Хотя история переговоров, завершившихся подписанием договоров между Англией, с одной стороны, и США, Францией, Испанией и Голландией - с другой, 1783 г., хорошо известна, их начальный период, и прежде всего роль России на раннем этапе сложной дипломатической борьбы, предшествовавшей открытию конкретных негоциаций, оставался не вполне ясным, как, известный авторитет по дипломатической истории войны за независимость профессор С. Ф. Бимис отмечал, что посредничество было, по существу, направлено против независимости Соединенных Штатов и привело бы к тому, что значительная часть их территории осталась бы в руках Великобритании40. Между тем внимательное ознакомление с содержанием мирных предложений русского правительства и обстоятельств, в ходе которых они были выдвинуты, позволяет оценить их объективное значение совсем по-иному.

В том, что царица во время частной аудиенции цинично рекомендовала британскому посланнику попытаться разъединить восставшие колонии, вообще говоря, нет ничего удивительного (действия монархов редко согласуются с моральными нормами). В данном случае, однако, важно другое: Екатерина II (не говоря уже о Панине) понимала, что победить восставших американцев силой оружия уже невозможно, и советовала англичанам как можно скорее заключить мир (при этом даже в представлении царицы часть колоний должна была получить независимость).

3. Для того чтобы мирным переговорам не помешали какие-либо неожиданные обстоятельства, связанные с военными действиями, предлагалось заключение общего перемирия сроком на один год, во время которого сохранялось статус-кво.

В Соединенных Штатах к русско-австрийским предложениям отнеслись в целом положительно, и 15 июля 1781 г. Континентальный конгресс предоставил американским представителям в Европе Дж. Адамсу, Б. Франклину, Дж. Джею, Г. Лоренсу и Т. Джефферсону полномочия на принятие посредничества Екатерины II и императора Священной Римской империи. Представителям США были высланы также полномочия на проведение переговоров о мире и соответствующие инструкции68.

Между тем в Европе американское представительство на мирных переговорах вызывало разногласия.

Во время бесед с французским послом в Вене бароном Бретейлем (Breteuil) австрийский канцлер предложил, чтобы каждый штат послал на конгресс своего собственного представителя. Хотя сначала посол отнесся к этой идее отрицательно, его шеф в Париже, памятуя о предложениях, сделанных в свое время Паниным, счел возможным последовать за австрийским канцлером. Верженн понимал, что такой образ действий был более приемлем для Великобритании, и считал, что, несмотря на разногласия, даже те штаты, которые были вновь захвачены англичанами, связаны обязательством добиваться своей независимости69.

«Пусть государыня императрица пошлет 20 своих кораблей, - писал русский посланник в Гааге Н. И. Панину 29 января (9 февраля) 1781 г. - Пусть Республика добавит 30 своих, а Швеция и Дания - еще 20. Пусть эта соединенная эскадра расположится вдоль побережья Голландии таким образом, чтобы голландские порты оставались у нее в тылу, и тем самым ей не придется ни рисковать, ни опасаться чего-либо. Пусть, помимо этого, полностью закроют Балтийское море для англичан, и можно смело держать пари, что, лишив их таким образом всякого рода припасов и снаряжения, можно будет образумить их. Чтобы окончательно склонить их к этому, можно было бы пригрозить выступить против них всеми этими силами.

Если эти соображения могут быть осуществлены, то, на мой взгляд, посредничество обязательно будет предложено императрице. В этом случае мир будет заключен на справедливых и разумных условиях и, следовательно, выгодных и приятных для остальных государств Европы.

1. При этом можно будет обеспечить свободу мореплавания и торговли для всех европейских наций.

2. Можно было бы заставить Англию принять новый морской кодекс для нейтральных государств, как это столь мудро придумала государыня императрица.

Переписка о мирном посредничестве велась одновременно с переговорами о заключении союзного договора с Австрией85. В дальнейшем, по мере того как возрастало внимание царского правительства к восточным делам, союзу с Австрией и присоединению Крыма, уменьшалась его заинтересованность в мирном посредничестве в европейских и американских делах. К тому же реально все нити посредничества были сосредоточены в Вене, а затем в Париже, где русское влияние оказалось довольно ограниченным.

Вместе с тем факт выдвижения Н. И. Паниным конкретного плана мирного посредничества и последующие неоднократные выступления русского правительства в пользу заключения мира не могли не способствовать открытию прямых переговоров и окончательному мирному урегулированию.

Читайте также: