Поощрения на государственной службе как фактор укрепления законности и дисциплины

Обновлено: 02.07.2024

Поощрение в системе государственной службы — это осуществляемая в установленном порядке специальная деятельность государственных органов и должностных лиц, выражающаяся в применении к государственному служащему мер морального и материального стимулирования, основаниями чего являются признание заслуг государственного служащего, успешное и добросовестное в течение продолжительного времени исполнение им своих должностных обязанностей, а также выполнение заданий особой важности и сложности.

Поощрение должно быть своевременным, значимым, весомым. Поощрение применяется таким образом, чтобы оно стало реальным стимулом для достижения высоких результатов управленческого труда. В этом смысле поощрение является видом (формой) стимулирования.

Общими основаниями для поощрения государственного служащего являются:

1) успешное, качественное и добросовестное исполнение должностных обязанностей;

2) признание заслуг государственного служащего (особые отличия при прохождении государственной службы);

3) продолжительная, безупречная и эффективная служба;

4) выполнение заданий особой важности и сложности;

5) проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей.

Поощрение может быть индивидуальным (поощрение конкретного лица) и коллективным (поощрение коллектива, нескольких лиц), а по содержанию — моральным, материальным или смешанным, т. е. включающим в себя как моральные, так и материальные элементы.

Поощрения объявляются приказами. Благодарность может быть объявлена и устно. Материальным поощрением является премирование государственного служащего. Награждение денежной премией или ценным подарком осуществляется соответственно руководителями государственных органов субъектов РФ. Факт поощрения государственного служащего заносится в его личное дело.

Как правило, принято говорить о четырех стадиях поощрительного производства: возбуждение ходатайства о поощрении; направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; практическое осуществление поощрения.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285—293 УК РФ). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности.

Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда.

§ 6. Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих

Правовое регулирование порядка поощрения и награждения государственных служащих, а также привлечения их к дисциплинарной, материальной и административной ответственности имеет целью обеспечение режима законности и укрепление служебной дисциплины на государственной службе.
Служебная дисциплина на государственной службе - обязательное для государственных служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа, должностного регламента, уставов о дисциплине и иных нормативных правовых актов.
Чтобы государственные служащие могли соблюдать требования служебной (воинской) дисциплины при прохождении государственной гражданской, военной или правоохранительной службы, им должны быть созданы необходимые для этого условия. Представители нанимателя и другие должностные лица должны строго соблюдать установленный порядок поощрения, награждения и ответственности государственных служащих.
Поощрение - важное средство воспитания государственных служащих и укрепления служебной (воинской) дисциплины. Оно применяется к государственным служащим за безупречную и эффективную службу, добросовестное исполнение должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности. Поощрения и награждения различаются по видам государственной службы.
Согласно Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:
1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;
4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
5) поощрение Правительства РФ;
6) поощрение Президента РФ;
7) присвоение почетных званий Российской Федерации;
8) награждение знаками отличия Российской Федерации;
9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.
Решение о применении первых четырех названных мер поощрения и награждения принимается представителем нанимателя, а других мер - по его представлению в порядке, установленном законодательством РФ. Решение оформляется соответствующим актом государственного органа (указом, постановлением, распоряжением, другим актом). Запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.
Законодательством субъекта Федерации устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения гражданским служащим субъекта Федерации.
За военную и правоохранительную службу, кроме перечисленных видов поощрения и награждения, применяемых за гражданскую службу, предусмотрены и другие виды поощрения и награждения, а также определен порядок их применения. К военнослужащим и приравненным к ним служащим правоохранительной службы предусмотрено применение таких видов поощрений, как: занесение в Книгу почета или на Доску почета; награждение ведомственными знаками отличия (медали и нагрудные знаки); досрочное присвоение очередного воинского звания (специального звания или классного чина); присвоение очередного воинского знания (специального звания или классного чина) на ступень выше соответствующего замещаемой должности; награждение именным оружием; присвоение почетного ведомственного звания. В качестве поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на военнослужащего, служащего правоохранительной службы дисциплинарного взыскания.
В образовательных учреждениях профессионального образования также применяются поощрения в виде предоставления внеочередного увольнения из расположения образовательного учреждения и установления именной стипендии. Порядок применения указанных поощрений определяется руководителем уполномоченного государственного органа.
Согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ командиры (начальники) в пределах предоставленных им прав могут применять поощрения в отношении не только отдельного военнослужащего, но и всего личного состава подразделения. Поощрения объявляются перед строем, на собрании (совещании) военнослужащих, в приказе или лично. Объявление приказов о поощрениях, а также вручение отличившимся наград обычно производятся в торжественной обстановке.
За заслуги перед государством государственный служащий может быть представлен к награждению государственными наградами Российской Федерации. Указом Президента от 2 марта 1994 г. утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации . В нем содержатся правила, касающиеся всех граждан: основания награждения, его виды, порядок возбуждения ходатайства о награждении, вручения наград, их ношения, статуты орденов, положения о медалях, знаке отличия и др.
--------------------------------
СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 269.

Государственные награды России - высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.
Государственными наградами являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.
Президент издает указы об учреждении наград, о награждении государственными наградами, вручает государственные награды; образует Комиссию по государственным наградам для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан. Комиссия работает на общественных началах. Положение о ней утверждено Указом Президента от 7 февраля 1995 г. . Положением определен круг лиц, которые могут вручать награды по поручению и от имени Президента.
--------------------------------
СЗ РФ. 1995. N 7. Ст. 514.

Дисциплинарный устав определяет порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.
Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 дней с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу. Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, то жалоба подается по команде. Важно, что военнослужащий вправе обратиться с жалобой в суд на неправомерные, как он полагает, действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.
Материальная ответственность государственного служащего наступает за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб нанимателю.
Материальная ответственность наступает при наличии прямого действительного ущерба; непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении должностных (служебных) обязанностей.
Этот вид юридической ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду.
Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.
Специального нормативного правового акта о материальной ответственности государственных гражданских служащих нет. В настоящее время они несут эту ответственность в таком же порядке, как и лица, не относящиеся к государственным гражданским служащим (кроме военнослужащих), в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Трудовой кодекс под прямым действительным ущербом понимает реальное уменьшение наличного имущества нанимателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя (нанимателя) произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества. Недополученные доходы (упущенная выгода) взысканию с правонарушителя не подлежат.
Материальная ответственность исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного государственному служащему.
Трудовым кодексом установлено, что правонарушители несут материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, в полном размере причиненного ущерба в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, либо в пределах, предусмотренных письменным договором о коллективной (бригадной) материальной ответственности.
Трудовым кодексом урегулирован порядок определения размера причиненного ущерба, а также его взыскания с виновных лиц. Взыскание суммы ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению представителя нанимателя, но не позднее одного месяца со дня окончательного установления представителем нанимателя причиненного ущерба. Если месячный срок истек или служащий не согласен добровольно возместить ущерб, а сумма ущерба, подлежащего взысканию с виновного лица, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
Законодательство о труде на военнослужащих не распространяется. Они несут материальную ответственность в соответствии с Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. . Закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении служебных обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Действие Закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах РФ, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба.
--------------------------------
СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3682.

Материальная ответственность военнослужащего наступает при условии, если ущерб, причиненный им имуществу воинской части, реален и является результатом его виновных действий (бездействия), совершенных при исполнении обязанностей военной службы. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
Рассматриваемый Закон регулирует два вида материальной ответственности военнослужащих - ограниченную и полную. Различие в размерах материальной ответственности установлено в зависимости от служебно-правового положения военнослужащих, формы вины, размеров ущерба и других факторов. Законом установлен порядок определения размера причиненного ущерба.
Для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование. Оно должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.
Законом определен также порядок возмещения ущерба военнослужащим. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или причинения ущерба третьим лицам, если он не был им возмещен, производится судом по иску командира (начальника) воинской части в установленном порядке.
Сотрудники правоохранительной службы дисциплинарную и материальную ответственность несут в таком же порядке, как и гражданские служащие.
Административная ответственность - это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации об административных правонарушениях.
Государственные служащие за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях, наравне с остальными гражданами. Однако имеются некоторые особенности, касающиеся государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.
Статьей 2.5 КоАП установлено, что военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, органов наркоконтроля, Государственной противопожарной службы и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
Государственные служащие несут уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с Уголовным и Гражданским кодексами.

Поощрения и награждения государственных гражданских служащих на государственной гражданской службе регулируются:

Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 765 (ред. от 6 августа 2017 г.) "О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу".

Поощрения и награждения государственных гражданских служащих на государственной гражданской службе:

это комплекс мер, направленных на усиление престижа (мотивации) и создание условий для повышения привлекательности государственной службы;

при этом законодатель разделил поощрительные меры на собственно поощрения и награды.

Виды поощрений и награждений государственных гражданских служащих

Первая группа поощрений и награждений государственных гражданских служащих:

объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

иные виды поощрения и награждения государственного органа.

Вторая группа поощрений и награждений государственных гражданских служащих:

поощрение Правительства РФ;

поощрение Президента РФ;

присвоение почетных званий РФ;

награждение знаками отличия РФ;

награждение орденами и медалями РФ.

Третья группа поощрений и награждений государственных гражданских служащих:

  • выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную гражданскую пенсию за выслугу лет.

Поощрения и награждения для государственных гражданских служащих предусмотрены:

  • как морального,
  • так и материального характера.

При этом моральный характер поощрений и награждений сочетается с материальным, например:

объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения или

награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка.

Принятие решения о поощрении или награждении государственного гражданского служащего

Решение о поощрении или награждении государственного гражданского служащего принимается:

в ряде случаев представителем нанимателя,

а в отдельных случаях - по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном законодательством РФ.

Решения о поощрении или награждении государственного гражданского служащего оформляются:

правовым актом государственного органа

либо нормативными правовыми актами РФ;

соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело государственного гражданского служащего.

Копии решений о награждении государственными наградами, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий, поощрении государственного гражданского служащего приобщаются к его личному делу.

Подпункты "ж", "с" п. 16 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела, утв. Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609 (ред. от 23.07.2019)

Выплата государственному гражданскому служащему единовременного поощрения первой группы:

производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя

в пределах установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих.

Решение о поощрении или награждении государственного гражданского служащего второй группы:

принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном законодательством РФ, и

оформляется нормативными правовыми актами РФ.

Как уже отмечалось все меры поощрений, предусмотренные Федеральным законом № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", помимо моральных стимулов включают в себя и материальные выплаты.

Материальные выплаты установлены Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу":

при поощрении Правительством РФ - в размере 1 оклада месячного денежного содержания;

при поощрении Президентом РФ - в размере 2-х окладов месячного денежного содержания;

при присвоении почетных званий РФ и награждении знаками отличия РФ - в размере 3-х окладов месячного денежного содержания;

при награждении орденами и медалями РФ - в размере 5-и окладов месячного денежного содержания;

при награждении знаками особого отличия - медалью "Золотая Звезда" и золотой медалью "Герой Труда Российской Федерации" - в размере 10-и окладов месячного денежного содержания.

Указ Президента РФ от 29.03.2013 № 294 "Об установлении звания Героя Труда Российской Федерации"

Президент РФ и Правительство РФ установили особые меры поощрения, которые в том числе могут применяться к государственным гражданским служащим. Так, глава государства может объявить благодарность Президента РФ. По данному поводу издается распоряжение Президента РФ.

подпункт 2 пункта 1:

награжденные орденами или медалями СССР или РФ, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные почетными грамотами Президента РФ или удостоенные благодарности Президента РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством РФ. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством РФ.".

Юбилейные медали РФ, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами РФ и, следовательно, не являются основаниями для присвоения звания "Ветеран труда".

Законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ:

устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта РФ

Расходы на мотивацию (поощрения и награждения) государственных гражданских служащих с 2020 года резко увеличатся

Расходы на мотивацию (поощрения и награждения) государственных гражданских служащих в 2020 году составят 208,9 млрд рублей. В 2021 году на материальную мотивацию госслужащих предполагается выделить еще больше — 284,4 млрд рублей.

Все эти 493 млрд. рублей, которые закладываются в федеральный бюджет на 2020 и 2021 годы, предполагается использовать на поэтапное увеличение гарантированной части денежного содержания (постоянной части зарплаты), материальное стимулирование, а также государственное пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих.

Поощрение (стимулирование) и ответственность государственных и муниципальных служащих

В сфере государственной службы особое место занимают поощрение (стимулирование) и ответственность государственных и муниципальных служащих. Поощрение в системе государственной службы — это осуществляемая в установленном порядке специальная деятельность государственных органов и должностных лиц, выражающаяся в применении к государственному служащему мер морального и материального стимулирования, основаниями чего являются признание заслуг государственного служащего, успешное и добросовестное в течение продолжительного времени исполнение им своих должностных обязанностей, а также выполнение заданий особой важности и сложности.

Поощрение должно быть своевременным, значимым, весомым. Поощрение применяется таким образом, чтобы оно стало реальным стимулом для достижения высоких результатов управленческого труда. В этом смысле поощрение является видом (формой) стимулирования.

Общими основаниями для поощрения государственного служащего являются:

  1. успешное, качественное и добросовестное исполнение должностных обязанностей;
  2. признание заслуг государственного служащего (особые отличия при прохождении государственной службы);
  3. продолжительная, безупречная и эффективная служба;
  4. выполнение заданий особой важности и сложности;
  5. проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей.

Поощрение может быть индивидуальным (поощрение конкретного лица) и коллективным (поощрение коллектива, нескольких лиц), а по содержанию — моральным, материальным или смешанным, т.е. включающим в себя как моральные, так и материальные элементы.

Поощрения объявляются приказами. Благодарность может быть объявлена и устно. Материальным поощрением является премирование государственного служащего. Институт поощрения — важнейшая часть законов субъектов РФ о региональной государственной службе. Эти законы устанавливают основания, перечень и процедуру применения поощрений. Например, объявление благодарности производится в устной или письменной форме лицом, у которого государственный служащий находится в непосредственном подчинении.

Награждение денежной премией или ценным подарком осуществляется соответственно руководителями государственных органов субъектов РФ. Факт поощрения государственного служащего заносится в его личное дело.

Как правило, принято говорить о четырех стадиях поощрительного производства: возбуждение ходатайства о поощрении; направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; практическое осуществление поощрения.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

Противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным (дисциплинарным ) проступком.

Приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководите-,1Ю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285—293 УК РФ).

В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности.

Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Действующее законодательство о государственной службе не содержит соответствующих правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. Однако, как известно, в сфере регулирования государственно-служебных отношений действует законодательство о труде. Поэтому соответствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иных нормативных правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих.

Поощрение представляет собой немаловажные средства стимулирования работы служащих. Побуждения к улучшению, повышению производительности труда.

Поощрение это средство положительного воздействия через интерес, на волю служащих с целью совершения определенных дел. Поощрение – правовое явление. Оно применяется на основании норм права и в пределах допустимого ими. Только в таком случае поощрение имеет юридическую значимость, заносится в трудовую книжку.

А) моральные. Объявления благодарности, распространение передового опыта работы, предоставление возможности выступить по радио и телевидению с рассказом о своей работе (достижениях), награждение грамотой, занесение на доску почета, награждение нагрудным знаком.

Б) Материальные . Единовременно денежное вознаграждение. Награждение ценным подарком.

В) Смешанные.1. Досрочное присвоение очередного класса госслужащего. 2. Награждение гос. Наградами РБ. 3. Предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. 4 . Повышение в должности. 5. Присвоение почетного звания. 6. Награждение грамотой в ряде случаев сопровождается выдачей определенной денежной суммы.

Основание: по действующему законодательству госслужащие за успешное и добросовестное исполнение обязанностей , продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности, др. достижения в труде.

Возбудить ходатайство о награждении гос. Наградами имеет право каждый коллектив работников. Так же представление к награждению может осущ. По инициативе совмина, палат нац собрания, администрации през, респ. Органов госуправления, руководящих органов общественных объединений. Органов местного управления и самоуправления.

Ответственность государственных служащих и ее основания.

В процессе прохождения госслужбы аппаратные как и другие служащие могут привлекаться к различным видам юрид. ответственности: дисциплинарной, материальной, административной (за административные правонарушения как противоправное виновное а так же характеризующееся иными признаками КоАП, дения, за котрое установлена админ. ответсвенность), уголовной (преступление как общественно опасное деяние), гражданско-правовой (граданско-правовое правонарушение ).

Юрид. Ответственность выражается в применении к служащему карающих принудительных мер воздействия правового характера. За совершенное им правонарушение.

Основанием для наступления такой ответственности является совершении служащим по службе противоправного виновного деяния. Т.е. неисполнения или ненадлежащего исполнения по вине госслужащего возложенных на него служебных обязанностей, превышения должностных полномочий, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, а равно несоблюдения установленных законодательными актами ограничений, связанных с госслужбой.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: понятие, виды.

Особенности дисциплинарной ответственности: она возникает в сфере трудовых отношений субъекта и связана с выполнением им служебных функций; основанием, как правило, является дисциплинарный поступок; не установлен конкретный перечень оснований дисципл.правонарушений; применяются особые дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, лишение нагрудного значка);индивидуализированный, а не только персонифицированный характер применяемых санкций (к каждой группе лиц – военнослужащие, прокуроры, судьи- индивидуальные санкции в особом порядке по своим основаниям); применяется в порядке служебного подчинения, во внесудебном порядке.

Основанием д/о является дисциплинарный проступок – вредное, антиобщественное виновное, противоправное деяние, членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей и правил, связанных с пребыванием его в данном коллективе.

Нарушаемые правила и обязанности закреплены в ТК, Уставах (дисципл. устав работников ОВД), Законах (о гос.служащих), правилах внутреннего трудового распорядка.

Д/о различается по субъектному составу и источнику правового регулирования. Общая (на всех госслужащих), специальная (только на особых субъектов). Специальная: на ответственность гос.служ., осуществляющих управ. функции, ответственность по уставам о дисциплине, ответственность судей, прокуроров, служащих в ОВД и МВД.

Согласно 57 статье Закона о гос. службе к гос.служащим могут применяться след. меры дисципл. вызскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в классе на срок до 6 месяцев, увольнение.

Есть группы гос.служащих, которые несут исключительно специальную д/о (военнослужащие, служащие ОВД, прокуроры).

Таким образом,спец. нормативными актами предусмотрены спец. виды дисциплинарной ответственности гос.служащих.

75. Основание дисциплинарной ответственности государственных служащих.

Под дисциплинарной ответственностью понимается кара, наказание служащего, выраженное в применении уполномоченными должностными лицами по служебной подчиненности дисциплинарных взысканий, предусмотренных нормативными правовыми актами за совершенный им дисциплинарный проступок.

Основанием является дисциплинарный проступок. Дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (ст. 197 Трудового кодекса Республики Беларусь). Из данного определения следует, что для дисциплинарного проступка характерно наличие следующих элементов:

· неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей;

· наличие причинной связи между противоправными действиями (бездействием) работника и наступившими последствиями.

76. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих.

К государственным служащим могут применяться меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю соответствующего государственного органа. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение государственного служащего на государственной службе.

Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства.

Основания, порядок и особенности привлечения к дисциплинарной ответственности судей, прокурорских работников, работников таможенных органов устанавливаются законодательством.

Государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий. В случае сомнения в правомерности полученных для исполнения приказа, распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему приказ, распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший приказ, распоряжение, в письменной форме подтверждают указанные приказ, распоряжение, государственный служащий обязан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерных приказа, распоряжения несет подтвердивший эти приказ, распоряжение руководитель.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются: 1) замечание; 2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

Приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

Читайте также: