Прокурор в англии как называется

Обновлено: 02.07.2024

Щерба Сергей Петрович, заведующий отделом Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Додонов Вячеслав Николаевич, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются полномочия прокуроров Германии, Франции, Англии, Италии и Испании по возбуждению уголовного преследования, осуществлению расследования преступлений, процессуальному руководству расследованием, а также по надзору за законностью деятельности органов предварительного следствия.

Ключевые слова: полномочия прокуроров в досудебных стадиях, уголовное преследование, расследование, прокурорский надзор, санкционирование следственных и оперативно-розыскных действий, процессуальное руководство.

The powers of public prosecutors in pre-trial stages of criminal proceedings in Germany, France, United Kingdom, Italy and Spain

S.P. Shcherba, V.N. Dodonov

The article considers the powers of public prosecutors of Germany, France, United Kingdom, Italy and Spain to instate criminal prosecution, investigate crimes, ensure procedural control of investigation and supervision over legality of the activities of pre-trial authorities.

Key words: powers of public prosecutors in pre-trial stages, criminal prosecution, investigation, prosecutorial supervision, to sanction investigative and operative and search activities, procedural control.

Возбуждение уголовного преследования

Полномочия прокуратур по уголовному преследованию в ведущих странах Европы весьма разнообразны и далеко не одинаковы.

При всем многообразии содержания функции уголовного преследования в него неизменно входит, помимо прочего, возбуждение уголовного дела (инициация уголовного преследования), с которого, собственно, преследование и начинается.

Во всех рассматриваемых государствах прокуратура или аналогичные ей органы вправе инициировать уголовное преследование, но в большинстве стран это право для них не монопольное. Наряду с прокуратурой уголовное преследование могут возбуждать органы следствия, полиция, органы госбезопасности, другие органы дознания, частные лица (по делам частного обвинения), а иногда и суды. В странах континентальной системы права частные лица, как правило, не могут сами возбуждать уголовные дела, это делает государственный орган по жалобе лица.

В Германии действует принцип монополии прокуратуры возбуждать уголовное преследование во всех случаях совершения преступления (§ 152 УПК). Во Франции также только прокуратура может начать против нарушителя судебное преследование посредством возбуждения "уголовного иска" (action publique) (ст. 31 УПК). Уголовный иск предъявляется прокуратурой от имени государства или по ее собственной инициативе либо на основе поступивших к ней протоколов, жалоб и доносов, а также по жалобе потерпевшего. Возбуждая уголовное дело, прокуратура обычно опирается на данные полицейского дознания.

Как правило, прокуратура обладает значительными дискреционными полномочиями в вопросе о том, возбуждать или не возбуждать в конкретном случае уголовное преследование. Тем не менее возбуждение уголовного дела не только право, но и обязанность прокуратуры. Так, согласно § 152 УПК Германии она обязана, если иное не предусмотрено законом, принять меры в отношении всех уголовно наказуемых деяний, подлежащих преследованию, когда для этого есть достаточные фактические основания. В Италии обязанность прокуратуры осуществлять уголовное преследование установлена конституционно (ст. 112 Конституции). Законодательство некоторых стран, включая Россию, допускает возможность обжалования отказа в возбуждении уголовного дела в судебном порядке.

Чтобы ограничить возможность произвола при принятии столь важного решения, уголовно-процессуальное законодательство обычно достаточно подробно определяет перечень обстоятельств, при которых прокурор вправе отказаться от возбуждения уголовного преследования.

В некоторых государствах полномочия прокуратуры по возбуждению уголовных дел находятся под контролем вышестоящих органов. Например, по УПК Италии, прокурор не вправе возбуждать уголовное преследование в отношении некоторых преступлений, если министр юстиции не дал ему указания об этом.

Значительным своеобразием отличаются процедуры возбуждения уголовного преследования в странах системы английского общего права.

В Великобритании, где нет института прокуратуры в нашем понимании, функции возбуждения уголовных дел с 1985 г. стали переходить от полиции к специально создаваемой Государственной обвинительной службе, возглавляемой Генеральным атторнеем, и к находящемуся у него в подчинении Директору публичных преследований, который, в свою очередь, назначает на должность королевских обвинителей. Директор публичного преследования может возбуждать уголовные дела по требованию министра внутренних дел и Генерального атторнея, а также по собственной инициативе в случаях, предусмотренных законом (при совершении особо тяжких или сложных преступлений, связанных с вмешательством в судебный процесс, например лжесвидетельства). В любом случае критерием служат важность дела и публичный интерес к нему.

Сам Генеральный атторней возбуждает производства по расследованию государственных преступлений, связанных с посягательством на монарха или правительство, по делам о государственной безопасности, мятеже, взятках, коррупции, нарушениях Закона об охране государственной тайны 1911 - 1939 гг., Закона об общественном порядке 1936 - 1986 гг. и др.

В некоторых странах (Франция, Испания) следствие организационно полностью отделено от прокуратуры и сосредоточено в руках особых органов (судебной полиции и следственных судей во Франции, Испании). При этом прокуратура обладает самыми обширными полномочиями по контролю за следствием и даже прямому руководству им.

Осуществление расследования

Непосредственное осуществление расследования является для большинства прокуратур рассматриваемой группы государств характерной, но вовсе не обязательной функцией при осуществлении уголовного преследования. Возбуждение уголовного дела прокуратурой не означает, что оно будет в дальнейшем ею же расследоваться. Даже в тех странах, где функции обвинения и расследования не разделены (как они разделены во Франции), прокуроры часто передают возбужденное уголовное дело для расследования другим органам.

Подследственность той или иной категории дел прокуратуре чаще всего определяется уголовно-процессуальными кодексами. В большинстве стран прокуратуре подследственны наиболее сложные уголовные дела.

В Германии предварительное расследование осуществляется прокурором, полицией и следственным судьей. Прокурор руководит расследованием и может проводить его сам в полном объеме. Несмотря на то, что в УПК прокуратуре отводится ведущая роль в расследовании, на практике расследование все больше осуществляется полицией, а роль прокуратуры сводится к обобщению результатов полицейского расследования. Лично прокуроры участвуют лишь при расследовании тяжких преступлений. На органы прокуратуры возлагаются функции расследования государственных и политических преступлений, а также преступлений, занимающих в структуре преступности все больше места. В абсолютном выражении число их невелико, но оно постоянно растет. Это преступления, связанные с охраной окружающей среды, нарушения патентного и авторского права, экономические преступления.

В Италии расследование уголовных дел проводится органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расследованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следственными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа членов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных).

Для осуществления предварительного следствия в структуре прокуратур существуют специальные подразделения, следственные отделы, управления и т.д. Так, в Германии в конце 1970-х - начале 1980-х гг. в прокуратурах были созданы специальные отделы по расследованию тяжких преступлений.

В Великобритании предварительное расследование по подавляющему большинству преступлений осуществляет полиция. Лишь иногда это делается следственными аппаратами департамента Директора публичных преследований. Этот департамент производит предварительное расследование в тех случаях, когда его участие предусмотрено законом (по делам, поступившим из правительственных учреждений; делам о преступлениях, наказуемых смертной казнью; делам особой важности, сложности или исключительного публичного значения и т.д.). Кроме того, департамент может принимать к своему производству дела, находящиеся в производстве полицейских органов. В 1988 г. в Великобритании было создано новое ведомство - Бюро по крупному мошенничеству, которое отвечает теперь за расследование и уголовное преследование в связи с некоторыми самыми крупными в британской истории случаями мошенничества. Бюро по крупному мошенничеству является независимым государственным департаментом, его директор осуществляет свои полномочия под управлением Генерального атторнея.

Процессуальное руководство расследованием

Наряду с непосредственным осуществлением расследования вторая важнейшая функция прокуратуры на этой стадии уголовного процесса - процессуальное руководство следствием.

В настоящее время эта функция получила весьма широкое распространение, причем она известна и некоторым из тех государств, где прокуратура непосредственно не может вести следствие (Франция, Испания).

В разных странах у понятия "общее руководство следствием" свое, специфическое содержание, т.е. различные формы и методы осуществления руководства. Так, во Франции прокуроры осуществляют руководство полицейским дознанием, проводимым комиссарами, офицерами и агентами судебной полиции, и префектами департаментов, а также предварительным следствием, проводимым следственным судьей. Последний, находясь в организационном подчинении у судебных органов, при исполнении своих функций действует в пределах указаний прокуратуры. Следственный судья получает от прокурора требование и приступает к следствию на основе "вводного" заключения прокуратуры. На любой стадии следствия прокурор вправе вмешаться и взять на себя исполнение следственных функций или предписать следственному судье производство таких действий, которые, по его мнению, целесообразны в интересах наилучшего отправления правосудия и в интересах публичного порядка. Статья 80 УПК Франции гласит: "Следственный судья может производить следствие только на основании требования прокурора Республики".

В Германии прокурор осуществляет руководство расследованием, проводимым полицейскими органами. Полиция сама определяет способы и объем расследования, если об этом нет конкретных указаний прокуратуры.

В Великобритании дирекция публичных преследований по возбужденным ею уголовным делам осуществляет руководство и контроль за расследованием, проводимым по этим делам полицией. В свою очередь, департамент Директора публичных преследований проводит расследование по особо опасным преступлениям, затрагивающим интересы государственной безопасности (мятеж, взяточничество, коррупция и преступления, предусмотренные Законом 1912 г. об охране государственной тайны), под руководством Генерального атторнея, который является высшим должностным лицом государства в сфере осуществления уголовного преследования. Его указания обязательны для всех лиц и органов, производящих предварительное расследование; случаи отклонения его рекомендаций чрезвычайно редкое явление.

Прокурорский надзор за законностью деятельности органов следствия, дознания и ОРД

Эта функция характерна в основном для социалистических и некоторых постсоциалистических государств. В развитых странах Европы контроль за законностью (и обоснованностью) деятельности органов расследования возложен в основном на суды, как одинаково беспристрастные органы по отношению к сторонам обвинения и защиты. Наиболее четко это положение реализуется в Англии, несколько менее последовательно - в странах романо-германской системы права.

В Италии прокуратуры осуществляют достаточно жесткий контроль за органами предварительного следствия, особенно полицией, однако его задача - не столько собственно охрана законности, сколько обеспечение других прерогатив прокуратуры, особенно процессуального руководства следствием. В предварительном следствии, которое ведет следственный судья, прокуратура пользуется правом ничем не ограниченного контроля. О любом следственном действии следственный судья обязан проинформировать прокуратуру, которой предоставлено право участия во всех допросах, экспертизах и т.д., если она сочтет это нужным в интересах расследования.

Во Франции прокурор также выполняет функцию контроля над расследованием, осуществляемым судебной полицией и следственными судьями. По окончании следствия и сбора необходимых доказательств следственный судья передает материалы дела прокурору Республики, последний в случае согласия с выводами следственного судьи возвращает ему дело. Затем следственный судья или выносит постановление о прекращении дела, или направляет дело в соответствующую судебную инстанцию.

На любой стадии следствия прокурор вправе потребовать от следственного судьи производства тех действий, которые он считает необходимыми. Он может присутствовать при производстве следственным судьей осмотра места преступления, обыска, допроса обвиняемого и гражданского истца (потерпевшего). Закончив следствие, следственный судья сообщает об этом прокурору, и тот представляет ему свои замечания и требования. Прокурор имеет право подать апелляцию на любое решение и распоряжение следственного судьи в обвинительную палату; как орган уголовного преследования на протяжении всего процесса он имеет значительно больше прав, чем следственный судья.

В 1985 г. во Франции был учрежден новый коллегиальный орган по контролю за следствием - следственная палата, которая стала функционировать лишь с 1 марта 1988 г. Следственные палаты образуются при трибуналах большой инстанции в составе трех профессиональных судей, двое из них должны иметь стаж следственной работы. Следственная палата обладает обширной компетенцией в отношении возбужденного уголовного дела, проверяя законность и обоснованность уголовного преследования, проведенных следственных действий, целесообразность разъединения или объединения следственных производств и т.п.

Санкционирование следственных и оперативных действий

Во всех развитых европейских странах санкционирование обысков, ареста имущества, прослушивания телефонов и применение иных мер процессуального принуждения отнесено к компетенции судьи.

Только в случаях, не терпящих отлагательства, прокурор и полиция (с разрешения прокурора) могут без предписания судьи получить образцы крови, провести отдельные виды выемки, освидетельствование, обыск, контроль и запись телефонных переговоров. Так, согласно п. 1 § 98 УПК Германии предписать выемку вправе только судья, а при неотложности действий - прокуратура и ее вспомогательные чиновники (§ 152 закона о судоустройстве). Согласно п. 1 § 100b контроль и запись телефонных переговоров могут быть разрешены только судьей. При неотложности действий разрешение может быть также дано прокуратурой. Предписание прокуратуры не имеет силы, если оно в течение трех дней не будет подтверждено судьей.

В Италии прокуроры вправе санкционировать прослушивание телефонных переговоров.

В той же Италии прокурор может распорядиться о задержании подозреваемого на срок до 48 часов. Во Франции, где полиция вправе задерживать лиц на срок не более 24 часов, прокурор может продлить этот срок до 48 часов.

Общая информация о месте, роли и полномочиях прокуратуры в государствах - членах Совета Европы

По данным Совета Европы (см.: Европейские судебные системы. Брюссель, Выпуск - 2008, на англ. яз.), место и структура органов прокуратуры в государствах - членах Совета Европы различны. В Австрии, Франции, Польше и Турции прокуратура находится в ведении министерства юстиции, в то время как в Бельгии и Нидерландах деятельность прокуратуры курирует коллегиальный орган. Однако в большинстве стран прокуратура является самостоятельным государственным органом (иногда одним из высших государственных органов): Андорра, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Хорватия, Исландия, Латвия, Мальта, Норвегия, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Англия и Уэльс, Северная Ирландия, Шотландия и др.

Органы прокуратуры всех государств осуществляют уголовное преследование. В 44 государствах и государственных образованиях прокуратуры выступают в качестве государственных обвинителей по уголовным делам в суде. Прокуроры 37 государств вправе обращаться к судье с предложениями об избрании (определении) меры пресечения. Кроме того, прокуроры 43 стран имеют право на обжалование решений в вышестоящий суд (за исключением Англии и Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии).

Также прокуратуры осуществляют функции по расследованию преступлений. Более того, прокуроры 41 государства осуществляют контроль за полицейским расследованием. В 30 странах прокуроры могут производить следственные мероприятия по личному усмотрению. Однако прокуроры 41 государства должны получать разрешение судьи на производство некоторых следственных действий, затрагивающих права человека и гражданина (например, обыск, выемка, осмотр помещений и др.).

Прокуратуры 38 стран могут направлять уголовные дела в суд, прекратить дело досрочно.

Прокуроры 16 государств могут принимать решения о применении меры пресечения без соответствующего решения судьи, что, по их данным, позволяет снизить нагрузку судов.

Прокуроры 19 государств при избрании вида и меры наказания вправе обсуждать этот вопрос с обвиняемым.

Прокуроры 19 стран могут определять и применять санкции без вмешательства судьи. Такая возможность существует у прокуроров Бельгии, Финляндии, Латвии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Словакии, Турции, Швеции и Швейцарии.

Вместе с тем в Италии прокурор всегда должен получать разрешение судьи при вынесении решения о карательном воздействии на виновного.

Необходимо отметить, что в Англии и Уэльсе, а также в Шотландии дела, находящиеся в производстве прокурора, проходят предварительное рассмотрение в службе дознания.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Генеральный прокурор Её Величества по Англии и Англии, обычно известный как Генеральный прокурор (АГ), является одним из должностных лиц Короны. Генеральный прокурор является главным юрисконсультом Короны и правительства Англии и Англии. Генеральный прокурор имеет свою собственную должность и является должностью на уровне кабинета министров, однако АГ подчиняется министру юстиции. Генеральный Solicitor по Англии и является главным заместителем в AG и подчиняется Генеральному прокурору.

Должность Генерального прокурора с 1243 года, когда, по имеющимся данным, профессиональный адвокат был нанят для представления интересов короля в суде. Эта должность впервые заняла политическую роль в 1461 году, когда владелец офиса был направлен в Палату лордов, чтобы консультировать там правительство по правовым вопросам. В 1673 году генеральный прокурор официально стал советником и представителем Короны в юридических вопросах, хотя всё ещё специализировался на искушении, а не на советах. В начале ХХI века произошел переход от судебного преследования и в большей степени к юридической консультации. в настоящее время судебное преследование осуществляется Службой судебного преследования Короны, и большинство юридических консультаций правительственной юридической службе предоставляется государственной юридической службой, причем обе эти службы находятся в подчинении Генерального прокурора.

Работа генерального прокурора очень требовательна, и сэр Хаустингс писал, что "быть офицером права - быть в аду." Кроме того, Генеральный прокурор возглавляет Государственный юридический департамент (ранее Департамент Казначейства Соликитора), Инспекцию Королевской прокурорской службы и Служебную прокуратуру. Генеральный прокурор консультирует правительство, отдельных правительственных депутатов и отдельных правительственных министров по правовым вопросам, выступая с вопросами в парламенте и вынося "мягкие" приговоры и положения права в Апелляционный суд Англии и Северной Ирландии. В соответствии с принятием Закона о должностных лицах 1997 года обязанности могут делегироваться Генеральному прокурору, и любые действия рассматриваются так, как если бы они исходили от Генерального прокурора.

История

Происхождение канцелярии неизвестно, но самая ранняя запись "адвоката короны" - с 1243 года, когда профессиональному адвокату по имени Энс Дель Брок было выплачено для преследования дел короля, который не мог предстать перед судами, где у него был интерес. В первые дни пребывания в должности владелец в значительной степени занимался представительством Короны в судебном процессе и не играл никакой политической роли или не выполнял никаких обязанностей. Несмотря на положение, генеральный прокурор должен был работать невероятно усердно, хотя он (1637 - 1685) зарабатывал 7000 фунтов стерлингов в год, будучи генеральным прокурором, он был вынужден отказаться от должности и стать главным судьей общей власти из-за меньшей рабочей нагрузки, несмотря на тяжелое снижение заработной платы. Впервые офис принял политический элемент в 1461 году, когда владелец был собран по приказу в Палату лордов, чтобы проконсультировать правительство по правовым вопросам. Это был также первый случай, когда офис был назван канцелярией "генерального прокурора". Обычай призывать Генерального прокурора к L by writ при назначении продолжается до сих пор, хотя до лорда Уильямса из Mostyn в 1999 году ни один Генеральный прокурор не заседал в L с 1700 года, и ни один Генеральный прокурор не подчинялся этому приказу с 1742 года.

В 1890 году способность генерального прокурора продолжать практику в частном порядке была официально изъята, превратив владельца офиса в специального представителя правительства. С начала двадцатого века роль Генерального прокурора отошла от представления Короны и правительства непосредственно в суде, и он стал в большей степени политическим и министерским постом, при этом Генеральный прокурор выполнял функции юрисконсульта как для правительства в целом, так и для отдельных правительственных департаментов. Несмотря на эти изменения, до принятия Закона об убийстве 1957 года Генеральный прокурор должен был преследовать в судебном порядке все случаи убийства.

Вместе с тем в последнее время Генеральный прокурор в порядке исключения лично провел судебное разбирательство, например в палате Лин А и других против государственного секретаря министерства внутренних дел, в ходе которого была поставлена под сомнение законность задержания правительством подозреваемых в терроризме в Белмарше.

Роль и обязанности

Генеральный прокурор является министром, не входящим в состав кабинета министров, который возглавляет Генеральную прокуратуру. Правило, согласно которому ни один генеральный прокурор не может быть министром кабинета министров, является политическим конвентом, а не законом, и в течение короткого времени генеральный прокурор действительно заседал в кабинете министров, начиная с сэра Руса Айзекса в 1911 году и заканчивая Дуго Хоггом в 1928 году. Нет ничего такого, что запрещало бы Генеральному Прокурору присутствовать на заседаниях кабинета министров, и иногда их просили присутствовать на заседаниях, чтобы консультировать правительство по наилучшему курсу действий на законных основаниях; это происходило в нескольких случаях, самое заметное, Джеффри Кокс на протяжении всех переговоров. Несмотря на это, считается предпочтительным Генерального прокурора от заседаний кабинета министров, с тем чтобы провести грань между ними и политическими решениями, по которым они дают юридические консультации. В качестве министра правительства Генеральный прокурор может непосредственно передавать свои полномочия парламенту.

Генеральный прокурор также является главным юрисконсультом Короны и ее правительства и играет главную роль в консультировании правительства в отношении любых правовых последствий их действий, будь то на собраниях или в письменном виде. Как и правительство в целом, они также консультируют отдельных депо. Хотя главная роль больше не заключается в судебном преследовании, Генеральный прокурор по-прежнему представляет Корону и правительство в некоторых избранных, особенно важных делах и выбирает Казначейский округ, который занимается большинством государственных судебных дел. По конвенции они представляют правительство в каждом случае перед Международным Судом. Генеральный прокурор также руководит работой Королевской прокуратуры и ее руководителя, Директора Государственного прокурора. Решения о возбуждении уголовного преследования принимаются Королевской прокуратурой не в исключительных случаях, т.е. в тех случаях, когда требуется согласие Генерального прокурора в соответствии с законом или в случаях, касающихся национальной безопасности. Примером согласительного случая является дело Кэмпбелла, которое привело к падению первого лейбористского правительства в 1924 году.

Генеральный прокурор также руководит Государственным правовым департаментом и Управлением по борьбе с серьезным мошенничеством. Кроме того, Генеральный прокурор уполномочен выносить в Апелляционный суд "мягкие" приговоры и положения закона, издавать письма n prosequi для отмены уголовного преследования, осуществлять надзор за деятельностью других органов уголовного преследования (таких, как DEFRA) и консультировать отдельных министров, которые сталкиваются с судебными исками в результате их официальных действий. Они несут ответственность за подачу в суд ходатайств, направленных против злобных истцов, и могут вмешиваться в судебное разбирательство, чтобы представлять интересы благотворительности или общественные интересы в некоторых делах, связанных с семейным правом. Они также официально являются лидером Адвокатской палаты Англии и , хотя это по-хорошему обычай и не имеет к нему никаких обязанностей или прав. Обязанности Генерального прокурора долгое время считались напряженными, и сэр Хостингс сказал, что "быть офицером права - значит быть в аду." С момента принятия Закона о должностных лицах-юристах 1997 года любые обязанности Генерального прокурора могут быть делегированы Генеральному прокурору Англии и Англии, и его действия рассматриваются как действия Генерального прокурора.

Великобритания — унитарное государство с парламентской формой правления (конституционная монархия). Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шот­ландия, Уэльс и Северная Ирландия.

Главой государства является Королева Великобритании. Орга­ном законодательной власти является Парламент, состоящий из двух палат — Палаты Общин и Палаты Лордов. Исполнительную власть осуществляет Правительство Великобритании — Кабинет, возглавляемый Премьер-министром. Правительство формируется после парламентских выборов и Премьер-министром становится лидер партии, получивший большинство мест в Палате общин.

Прецедент и статут — два равноправных и тесно взаимодейству­ющих источников права, и существование одного немыслимо без другого.

Судебную власть осуществляют суды. Судебная система осно­вана на административно-территориальном устройстве Велико­британии. Вся юрисдикция судов, вплоть до исполнения решений, исходит от короны. Судебные учреждения в Англии — это коро­левские суды.

Самым высшим судом Англии считается Суд Палаты Лордов. По первой инстанции Суд Палаты Лордов (верхняя палата парла­мента) судебных дел практически не рассматривает: он является высшей и последней апелляционной инстанцией для нижестоя­щих судов.

Состав суда Палаты Лордов, принятые в нем процедуры, поря­док их регламентации и решения имеют особое юридическое зна­чение, поскольку в них выражается воля органа, находящегося на вершине и судебной, и законодательной властей.

Верховный суд Англии и Уэльса включает три самостоятель­ных судебных учреждения — Апелляционный суд. Высокий суд и Суд короны.

Апелляционный суд в иерархии английских судов находится на одну ступеньку ниже Суда Палаты Лордов. Высокий суд призван осуществлять разбирательство по первой и второй инстанциям в основном гражданских дел, отличающихся повышенной сложно­стью.

Суд короны — это система судов, основной задачей которых является рассмотрение по первой инстанции уголовных дел с со­блюдением процедуры, требующей обвинительного акта. При определенных условиях они также могут проверять решения по уголовным делам, вынесенные судами магистратов.

Местными судами являются магистратские суды и суды графств. Магистратские суды рассматривают основную массу уголовных дел. Они могут приговаривать осужденных лишь к штрафу либо к лишению свободы на срок, как правило, до шести месяцев. Если обвиняемый заслуживает более сурового наказания, то дело передается в Суд короны. Суды графств — это основные органы гражданского правосудия. Наряду с указанными судами обшей юрисдикции имеются специализированные суды различной компетенции.

Судья в Великобритании при всей своей независимости подчи­нен строгим правилам и принципам судопроизводства. Уголовный процесс относится к типу состязательного, при котором истина по делу выявляется в процессе состязания двух сторон: обвинения (истца) и защиты (ответчика).

В Англии не существует министерства юстиции и проку­ратуры. Генеральный атторней назначается на должность не­посредственно Королевой. Он одновременно является членом и Парламента и Правительства, высшим должностным лицом в го­сударстве в сфере осуществления уголовного преследования. Ему принадлежит право возбуждения любых уголовных дел. Генераль­ный атторней вправе прекратить уголовное производство ввиду болезни обвиняемого, обнаружения процедурных погрешностей, даровать иммунитет от уголовного преследования соучастникам преступления, представившим доказательства вины своих сооб­щников. Он вправе требовать прекращения уголовного дела, воз­бужденного любым органом, должностным или частным лицом. Его ближайший помощник — Генеральный солиситор защищает в судах имущественные и другие интересы государства (короны).

Специальным органом, предназначенным для осуществле­ния уголовного преследования, является Королевская служба обвинения — независимая и отдельная от полиции организация. Основной задачей службы государственных обвинителей является поддержание обвинения против предполагаемых уголовных пре­ступников. Главные функции данной службы — это консультиро­вание полиции по возможному уголовному преследованию, анализ обвинений, выдвинутых полицией, подготовка дел к судебному рассмотрению, поддержание обвинения по делам в магистратском суде и ознакомление с материалами дела обвинителя в Суде коро­ны и судах вышестоящей инстанции.

Среди органов и должностных лиц, активно участвующих в производстве по уголовным делам являются коронеры. Закон пре­доставляет коронеру широкие права по истребованию от организа­ций и частных лиц информации, необходимой для принятия реше­ния. По итогам коронерского разбирательства выносится решение, которое передается королевскому преследователю, и он решает, как действовать дальше — направлять материалы в суд, поручить полиции производство каких-то дополнительных действий или прекратить производство по делу.

Расследование преступлений проводится должностными ли­цами полиции, следственным аппаратом Директора публичных преследований. Уголовное преследование вправе осуществлять и иные государственные органы — Управление налоговых сборов и Управление по борьбе с крупномасштабным мошенничеством. Рас­следование большинства уголовных преступлений в Англии про­изводит полиция и ее большой сыскной аппарат. Полиция входит в систему органов Министерства внутренних дел Великобритании. Подразделения полиции в административно — территориальных единицах Великобритании возглавляется главным констеблем.

В Англии не существуют такие формы предварительного рас­следования, как дознание и следствие. По английской теоретиче­ской модели процесса уголовное дело — это спор между равно­правными сторонами. В этом смысле прослеживается прямая аналогия с гражданским процессом, где нет никаких досудебных стадий и где собирание доказательств для их представления в суде остается прерогативой истца и ответчика'.

Функции представителей сторон в гражданском процессе, за­щиты по уголовным делам выполняют адвокаты, которые делятся на барристереев и солиситоров. Барристеры имеют исключитель­ное право выступать в высших судебных инстанциях, а солисито­ры — более многочисленная категория юристов, которые участву­ют в качестве представителей сторон в судах низшей инстанции.

Наша сегодняшняя статья будет посвящена английской правовой системе.

В соответствии с традициями английской правовой системы юридические профессии делятся на две основные ветви: на адвокатов-солиситоров и адвокатов-барристеров. К другим юридическим профессиям в Англии и Уэльсе принадлежат судьи, а также должности Генерального атторнея, Генерального солиситора и Генерального прокурора (Директора государственного обвинения).

Адвокаты-барристеры и адвокаты-солиситоры

Адвокаты-солиситоры как правило работают с людьми - занимаются частной практикой и те, кто нуждается в юридической консультации, сначала обращаются именно к ним. Адвокаты-солиситоры также работают в государственных учреждениях и на коммерческих предприятиях. Ассоциация юристов (Law Society) - это профессиональная организация, которая представляет адвокатов-солиситоров.

Адвокаты-барристеры, с другой стороны, обычно не работают напрямую с людьми, а следуют инструкциям, которые им дают адвокаты-солиситоры, представляющие интересы клиентов. Затем адвокаты-барристеры представляют клиентов в суде и ведут их дела. Коллегия адвокатов (Bar Council) - это профессиональная организация, которая представляет адвокатов-барристеров.

Для того, чтобы стать адвокатом-барристером или адвокатом-солиситором нужно учиться в юридической школе, но не обязательно в университете. Студенты университета, которые впоследствии хотят учиться в юридической школе не должны сдавать все теоретические экзамены. Обучение в юридической школе очень близкое к практике.

Адвокаты-барристеры

Образование и организация

Комиссия определяет приемлемость отдельных кандидатов для поступления и выдает сертификат, на который опирается Верховный Суд, когда предоставляет кандидату право заниматься адвокатской деятельностью. Для того, чтобы учиться в школе подготовки адвокатов-барристеров аппликант должен иметь образование с оценками уровня А, иметь хороший уровень знаний, и незапятнанную репутацию. В течение трех лет обучения в школе подготовки адвокатов-барристеров студент должен сдать два основных экзамена: первая часть является теоретической, которой, дипломированные юристы, как правило, лишены. Вторая часть состоит из практических дисциплин и вступления в профессию (Профессиональный курс адвоката). После вступления в адвокатуру молодой адвокат должен пройти годовое стажировку у опытного барристера прежде чем он получит право самостоятельно заниматься адвокатской практикой.

Сферы деятельности

Основной вид деятельности адвокатов-барристеров это работа в суде, особенно в судах высшей инстанции. Они выступают перед судом, пишут краткое изложение судебного дела, оказывают юридические консультации, и выражают экспертное мнение по поводу сложных судебных дел. Обычно они используют резюме дел, которые им предоставляют профессиональные клиенты, адвокаты- солиситоры и бухгалтеры. Адвокаты-барристеры анализируют эти аналитические записки по делу и предъявляют суду выводы. В настоящее время в Англии и Уэльсе насчитывается около 10000 адвокатов-барристеров. Большинство из них имеют офисы в Лондоне. Лучшие из них до сих пор получают звание королевского советника, и многих из них потом выбирают судьями. Королевские советники широко известны своими шелковыми мантиями.

Адвокатам-барристерам запрещено иметь прямой контакт с клиентами, поэтому последние вынуждены обращаться к своим адвокатам-солиситорам, чтобы договориться о том, чтобы адвокат-барристер представлял их интересы перед судом. Поэтому адвокатам-барристерам очень важно иметь хорошие отношения с адвокатами-солиситорами. Хотя Коллегия адвокатов и пытается изменить эту традицию и все же адвокаты-солиситоры очень им нужны.

Адвокаты-солиситоры

Образование и организация

Адвокаты-солиситоры имеют собственную профессиональную организацию-Ассоциацию юристов, которая была основана в 1826 году. В силу закона, Ассоциация юристов, канцлер и некоторые высокопоставленные судьи уполномочены регулировать учебный процесс и допуск адвокатов-барристеров. Ассоциация юристов пыталась повысить стандарты профессии адвоката-солиситора для того, чтобы улучшить их репутацию. С XIX века адвокаты-солиситоры имеют почти такую же репутацию, как и адвокаты-барристеры. Условия вступления потенциального адвоката-солиситора в Ассоциацию юристов почти такие, как и у адвокатов-барристеров. От будущих адвокатов-солиситоров требуется иметь общую квалификацию для поступления в университет. Иметь степень бакалавра необязательно, но это может пригодиться.

Чтобы стать адвокатом-солиситором, студенты должны пройти практику в течение четырех-пяти лет как юрист-стажер. Параллельно со стажировкой у практикующего адвоката-солиситора студенты проходят обучение в Ассоциации юристов и должны составить два экзамена. Первый экзамен теоретический и он необходим для окончания университета. После успешной сдачи экзаменов адвокаты- солиситоры должны обратиться к главе реестра солиситоров, чтобы он включил их в реестр лицензированных адвокатов-солиситоров под названием Реестр Солиситоров Верховного Суда.

Сферы деятельности

Сфера деятельности адвоката-солиситора универсальная, поэтому ее нелегко описать однозначно. Адвокат-солиситор находится в непосредственном контакте со своими клиентами и предоставляет им юридические консультации. Клиентами могут быть представители общественности, бизнеса, общественных и благотворительных организаций и т. д. Адвокат-солиситор готовит иск для своих клиентов и представляет сторону лично в судах низшей инстанции (в мировом суде, суде графств и других). По делам, рассматриваемым в судах высшей инстанции (Верховный суд, или выше), где нужен адвокат-барристер, адвокат-солиситор выступает в роли агента. Кроме того, работу адвоката-солиситора можно сравнить с нотариусом. Работа по передаче прав собственности, работа с доверительными операциями, составление завещания, управление недвижимостью - все это является частью работы адвокатов-солиситоров.

Кроме того, он следит за заключением договоров и дает консультации в различных областях права, как о налогообложении, страховании так и корпоративном праве. Выгодные дела с недвижимостью составляют более 50% доходов адвокатов-солиситоров.

Сейчас в Англии и Уэльсе насчитывается около 100 000 адвокатов-солиситоров. 25% из них работают на предприятиях, в крупных адвокатских конторах или органах управления. 75% из них работают индивидуально.

Мало кому известно, что Британия адвокатская система является одной из самых сложных в мире, виной этому традиции и английский консерватизм. Обретя начальные формы ещё в начале второго тысячелетия, английская адвокатура продолжает существовать, примерно в том же варианте, и по сей день.

В Объединенном Королевстве адвокатское сословие делится на барристеров, солиситоров и атторнеев.

Национальная адвокатура Британии создана еще в 1285 году на основе законодательного акта короля Эдуарда I.

Согласно ему все адвокаты разделяются на две большие группы: собственно адвокатов — барристеров (barristers) и стряпчих — атторнеев (attornies), солиситоров (sollicitors).

Исторически сложилось так, что Великобритания разделена на два юридических полюса. Если Англия и Уэльс пользуются услугами солиситоров и барристеров, то судебные системы Северной Ирландии и Шотландии имеют некоторые отличия.

Возникновение института солиситоров уходит в те времена, когда еще языком судов был нормандский французский (XII век).

Солиситоры (англ. единственное число solicitor) — в Великобритании это категория адвокатов, специализирующихся на самостоятельном ведении дел в магистратских судах графств и городов-графств и на подготовке материалов для барристеров — адвокатов более высокого ранга. Солиситоры выполняют также функции юрисконсультов в учреждениях, предприятиях, организациях, акционерных обществах.

Желающий стать солиситором должен 5 лет проработать у другого солиситора в качестве помощника или на другой ответственной должности (выпускник, имеющий университетское образование, стажируется 3 года). Интересно, но зачисление в солиситоры производится не Обществом юристов, а председателем Апелляционного суда соответствующего графства.

Суть работы солиситора заключается в предоставлении широкого спектра юридических услуг населению: от сделок с недвижимостью до составления контрактов субъектам хозяйствования и решения вопросов наследования. Также солиситоры могут заниматься исками о причинении вреда здоровью, выступать в качестве консультантов по юридическим вопросам (преимущественно гражданские дела), вести дела от имени своих клиентов в судах на уголовных процессах.

Важной сферой деятельности солиситоров является семейное право – они часто выступают в роли семейных адвокатов.

Большинство солиситоров ведет частную практику, но часть их работает по найму в органах местного самоуправления и правительственных учреждениях, а также в торговых и промышленных компаниях. Солиситоры, работающие по найму, имеют точно такой же профессиональный статус, как и частнопрактикующие специалисты. Они следуют тем же правилам и уставам и считаются полностью независимыми юристами.

Кроме того, солиситоры занимаются международным правом, оказывая услуги по сопровождению Британского бизнеса в мире. Этим объясняется то, что достаточное количество солиситорских фирм имеют свои представительства в Брюсселе, Страсбурге, Люксембурге, дабы быть в курсе практики Европейского Суда, Парламента и других органов ЕС.

На данный момент в Британии насчитывается около 69 тысяч практикующих солиситоров.

В Англии и Уэльсе насчитывается около 8 тысяч практикующих барристеров, Профессиональной организацией барристеров является генеральный совет адвокатуры (General Council of the Bar).

Барристеры выступают в качестве адвокатов по большинству крупных дел в английских судах.

Барристеры проходят высококонкурентную профессиональную подготовку по ведению судебных дел и судебной защите на специальных курсах по своей специальности. Основной акцент в программах обучения делается на адвокатском искусстве, судебной процедуре и правилах сбора и представления доказательств, а также на умении быстро знакомиться с меморандумом по делу.

Для получения звания барристера необходимо иметь высшее юридическое образование (диплом магистра права). Примечательно, что только несколько вузов дают такое образование. Также следует, пройти трёхлетнюю подготовку в одной из адвокатских корпораций и сдать экзамен адвоката по правовым дисциплинам.

Лицо ставшее барристеров приобретает право выступать во всех (в том числе и высших) судах. Обычно барристер принимает дела к производству только через солиситора, за исключением уголовных дел.

Высшее профессиональное признание для барристера – получение звания королевского адвоката. Стоит отметить что, по мнению юристов большинства Западных стран, барристеры принадлежат к мировой элите экспертов в своем деле. Их опытом пользуются зарубежные юристы и прочие специалисты, правительства, компании и частные клиенты во всем мире. Они компетентны в любых вопросах английского права или права Евросоюза, что возникает в любой точке земного шара.

Барристеры являются представителями английской деловой элиты и играют заметную роль в политической жизни страны. Из числа барристеров обычно назначается Генеральный (главный) атторней — высшее адвокатское звание в Великобритании, присуждаемое адвокату, представляющему Британскую Корону, а также судьи высших судов. Среди членов Палаты общин Британского парламента, также большое число барристеров.

Генеральный (главный) атторней (Attorney-General) — это юрисконсульт и адвокат Короны, назначается из числа барристеров. Он заседает в Палате общин для защиты и разъяснения министерских проектов с юридической стороны, представляет интересы Короны во всех судах. Для Шотландии и Ирландии назначаются особые Генеральные атторнеи.

Наличие в Британии двухступенчатой системы оказания правовой помощи значительно увеличивают издержки по ведению дела, а также в ряде случаев удлиняет процесс разрешения правового спора.

Читайте также: